Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 9998
i

(1)Я знала за­ме­ча­тель­ную пи­са­тель­ни­цу. (2)Её звали Та­ма­ра Гри­го­рьев­на Габбе. (3)Она ска­за­ла мне од­на­ж­ды:

– В жизни много ис­пы­та­ний. (4)Их не пе­ре­чис­лишь. (5)Но вот три, они встре­ча­ют­ся часто. (6)Пер­вое – ис­пы­та­ние нуж­дой. (7)Вто­рое – бла­го­по­лу­чи­ем, сла­вой. (8)А тре­тье ис­пы­та­ние – стра­хом. (9)И не толь­ко тем стра­хом, ко­то­рый узнаёт че­ло­век на войне, а стра­хом, ко­то­рый на­сти­га­ет его в обыч­ной, мир­ной жизни.

(10)Что же это за страх, ко­то­рый не гро­зит ни смер­тью, ни уве­чьем? (11)Не вы­дум­ка ли он? (12)Нет, не вы­дум­ка. (13)Страх мно­го­лик, ино­гда он по­ра­жа­ет бес­страш­ных.

(14)«Уди­ви­тель­ное дело, – писал поэт-де­каб­рист Ры­ле­ев, – мы не стра­шим­ся уми­рать на полях битв, но слово бо­им­ся ска­зать в поль­зу спра­вед­ли­во­сти».

(15)С тех пор как на­пи­са­ны эти слова, про­шло много лет, но есть жи­ву­чие бо­лез­ни души.

(16)Че­ло­век прошёл войну как герой. (17)Он ходил в раз­вед­ку, где каж­дый шаг гро­зил ему ги­бе­лью. (18)Он во­е­вал в воз­ду­хе и под водой, он не бегал от опас­но­сти, бес­страш­но шёл ей нав­стре­чу. (19)И вот война кон­чи­лась, че­ло­век вер­нул­ся домой. (20)К своей семье, к своей мир­ной ра­бо­те. (21)Он ра­бо­тал так же хо­ро­шо, как и во­е­вал: со стра­стью от­да­вая все силы, не жалея здо­ро­вья. (22)Но когда по на­ве­ту кле­вет­ни­ка сняли с ра­бо­ты его друга, че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го он знал, как себя, в не­ви­нов­но­сти ко­то­ро­го он был убеждён, как в своей соб­ствен­ной, он не всту­пил­ся. (23)Он, не бо­яв­ший­ся ни пуль, ни тан­ков, ис­пу­гал­ся. (24)Он не стра­шил­ся смер­ти на поле битвы, но по­бо­ял­ся ска­зать слово в поль­зу спра­вед­ли­во­сти.

(25)Маль­чиш­ка раз­бил стек­ло.

– (26)Кто это сде­лал? – спра­ши­ва­ет учи­тель.

(27)Маль­чиш­ка мол­чит. (28)Он не бо­ит­ся сле­теть на лыжах с самой го­ло­во­кру­жи­тель­ной горы. (29)Он не бо­ит­ся пе­ре­плыть не­зна­ко­мую реку, пол­ную ко­вар­ных во­ро­нок. (30)Но он бо­ит­ся ска­зать: «Стек­ло раз­бил я».

(31)Чего он бо­ит­ся? (32)Сле­тая с горы, он может свер­нуть себе шею. (33)Пе­ре­плы­вая реку, может уто­нуть. (34)Слова «это сде­лал я» не гро­зят ему смер­тью. (35)По­че­му же он бо­ит­ся их про­из­не­сти?

(36)Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но, очень страш­но».

(37)Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но. (38)Но он умел пре­одо­леть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сра­жал­ся.

(39)В мир­ной жизни, ко­неч­но, тоже может быть страш­но.

(40)Я скажу прав­ду, а меня за это ис­клю­чат из школы... (41)Скажу прав­ду – уво­лят с ра­бо­ты... (42)Уж лучше про­мол­чу.

(43)Много по­сло­виц есть на свете, ко­то­рые оправ­ды­ва­ют мол­ча­ние, и, по­жа­луй, самая вы­ра­зи­тель­ная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, ко­то­рые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в от­ве­те за то, что де­ла­ет­ся во­круг нас. (46)В от­ве­те за всё пло­хое и за всё хо­ро­шее. (47)И не надо ду­мать, будто на­сто­я­щее ис­пы­та­ние при­хо­дит к че­ло­ве­ку толь­ко в какие-то осо­бые, ро­ко­вые ми­ну­ты: на войне, во время какой-ни­будь ка­та­стро­фы. (48)Нет, не толь­ко в ис­клю­чи­тель­ных об­сто­я­тель­ствах, не толь­ко в час смер­тель­ной опас­но­сти, под пулей ис­пы­ты­ва­ет­ся че­ло­ве­че­ское му­же­ство. (49)Оно ис­пы­ты­ва­ет­ся по­сто­ян­но, в самых обыч­ных жи­тей­ских делах.

(50)Му­же­ство бы­ва­ет одно. (51)Оно тре­бу­ет, чтобы че­ло­век умел пре­одо­ле­вать в себе обе­зья­ну все­гда: в бою, на улице, на со­бра­нии. (52)Ведь слово «му­же­ство» не имеет мно­же­ствен­но­го числа. (53)Оно в любых усло­ви­ях одно.

 

(По Ф. А. Ви­гдо­ро­вой) *

 

* Фрида Аб­ра­мов­на Ви­гдо­ро­ва (1915–1965) – со­вет­ская пи­са­тель­ни­ца, жур­на­лист.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  По на­блю­де­ни­ям Ры­ле­е­ва, люди, про­явив­шие себя на полях сра­же­ний как бес­страш­ные воины, могут опа­сать­ся вы­ска­зы­вать­ся в за­щи­ту спра­вед­ли­во­сти.

2)  Маль­чик, бес­страш­но спус­ка­ю­щий­ся с гор на лыжах и пе­ре­плы­ва­ю­щий не­зна­ко­мые реки, не смог при­знать­ся в том, что он раз­бил стек­ло.

3)  Че­ло­век, про­шед­ший войну как герой, все­гда за­сту­пит­ся за сво­е­го друга, ко­то­ро­го окле­ве­та­ли, так как ни­че­го не бо­ит­ся.

4)  Страх мно­го­лик, но по-на­сто­я­ще­му страш­но бы­ва­ет толь­ко на войне, в мир­ной жизни бо­ять­ся не­че­го.

5)  В жизни много ис­пы­та­ний, и про­яв­ле­ние му­же­ства вы­ра­жа­ет­ся в уме­нии «пре­одо­ле­вать в себе обе­зья­ну» не толь­ко в во­ен­ное, но и в мир­ное время.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  По на­блю­де­ни­ям Ры­ле­е­ва, люди, про­явив­шие себя на полях сра­же­ний как бес­страш­ные воины, могут опа­сать­ся вы­ска­зы­вать­ся в за­щи­ту спра­вед­ли­во­сти.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 14.

2)  Маль­чик, бес­страш­но спус­ка­ю­щий­ся с гор на лыжах и пе­ре­плы­ва­ю­щий не­зна­ко­мые реки, не смог при­знать­ся в том, что он раз­бил стек­ло.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми 27-30.

3)  Че­ло­век, про­шед­ший войну как герой, все­гда за­сту­пит­ся за сво­е­го друга, ко­то­ро­го окле­ве­та­ли, так как ни­че­го не бо­ит­ся.  — Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 24.

4)  Страх мно­го­лик, но по-на­сто­я­ще­му страш­но бы­ва­ет толь­ко на войне, в мир­ной жизни бо­ять­ся не­че­го.  — Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­ни­ям 47-49.

5)  В жизни много ис­пы­та­ний, и про­яв­ле­ние му­же­ства вы­ра­жа­ет­ся в уме­нии «пре­одо­ле­вать в себе обе­зья­ну» не толь­ко в во­ен­ное, но и в мир­ное время.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 51.

 

Ответ: 125.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2016 по рус­ско­му языку
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Сложность: обыч­ная
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Валентина Козлова 28.05.2016 20:22

Ва­ри­ант 2 не под­хо­дит, так как из тек­ста нам не ясно, дей­стви­тель­но ли юноша спус­кал­ся с гор на лыжах и пе­ре­плы­вал реки. Боль­ше по­хо­же на ги­пер­бо­лу, не­же­ли на прав­ди­вую ис­то­рию. Весь­ма спор­ный ва­ри­ант от­ве­та....

Максим Медведев 08.03.2019 19:48

Уби­рай­те вто­рой ва­ри­ант.

Татьяна Стаценко

Не будем уби­рать: «(28)Он не бо­ит­ся сле­теть на лыжах с самой го­ло­во­кру­жи­тель­ной горы. (29)Он не бо­ит­ся пе­ре­плыть не­зна­ко­мую реку, пол­ную ко­вар­ных во­ро­нок. (30)Но он бо­ит­ся ска­зать: «Стек­ло раз­бил я».

1
Тип 24 № 9999
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 3–9 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

2)  Пред­ло­же­ния 12–13 со­дер­жат от­ве­ты на во­про­сы, по­став­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях 10–11.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 31–35 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 40–42 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 50–53 пред­став­ле­но опи­са­ние.


2
Тип 25 № 10000
i

Из пред­ло­же­ний 44–47 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).


3
Тип 26 № 10001
i

Среди пред­ло­же­ний 34–42 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния и лек­си­че­ско­го по­вто­ра. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 10002
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Ф. А. Ви­гдо­ро­ва го­во­рит о слож­ных яв­ле­ни­ях в нашей по­все­днев­ной жизни, не­слу­чай­но ве­ду­щим приёмом в тек­сте ста­но­вит­ся (А)_________ (пред­ло­же­ния 24, 29–30). Ак­цен­ти­ро­вать вни­ма­ние чи­та­те­лей на важ­ных мыс­лях ав­то­ру по­мо­га­ет ещё один приём – (Б)_________ (пред­ло­же­ния 17–18, 28–29). Ис­крен­нюю взвол­но­ван­ность ав­то­ра и не­рав­но­душ­ное от­но­ше­ние к про­бле­ме, по­став­лен­ной в тек­сте, пе­ре­да­ют син­так­си­че­ское сред­ство – (В)_________ («как себя», «как в своей соб­ствен­ной» в пред­ло­же­нии 22) и троп – (Г)_________ («го­ло­во­кру­жи­тель­ной горы» в пред­ло­же­нии 28, «ко­вар­ных во­ро­нок» в пред­ло­же­нии 29)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  книж­ная лек­си­ка

2)  эпи­тет

3)  про­ти­во­по­став­ле­ние

4)  раз­го­вор­ная лек­си­ка

5)  ана­фо­ра

6)  оли­це­тво­ре­ние

7)  ввод­ное слово

8)  си­но­ни­мы

9)  срав­ни­тель­ный обо­рот

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

5
Тип Д27 C27 № 10003
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.