Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 24 № 9999
i

(1)Я знала за­ме­ча­тель­ную пи­са­тель­ни­цу. (2)Её звали Та­ма­ра Гри­го­рьев­на Габбе. (3)Она ска­за­ла мне од­на­ж­ды:

– В жизни много ис­пы­та­ний. (4)Их не пе­ре­чис­лишь. (5)Но вот три, они встре­ча­ют­ся часто. (6)Пер­вое – ис­пы­та­ние нуж­дой. (7)Вто­рое – бла­го­по­лу­чи­ем, сла­вой. (8)А тре­тье ис­пы­та­ние – стра­хом. (9)И не толь­ко тем стра­хом, ко­то­рый узнаёт че­ло­век на войне, а стра­хом, ко­то­рый на­сти­га­ет его в обыч­ной, мир­ной жизни.

(10)Что же это за страх, ко­то­рый не гро­зит ни смер­тью, ни уве­чьем? (11)Не вы­дум­ка ли он? (12)Нет, не вы­дум­ка. (13)Страх мно­го­лик, ино­гда он по­ра­жа­ет бес­страш­ных.

(14)«Уди­ви­тель­ное дело, – писал поэт-де­каб­рист Ры­ле­ев, – мы не стра­шим­ся уми­рать на полях битв, но слово бо­им­ся ска­зать в поль­зу спра­вед­ли­во­сти».

(15)С тех пор как на­пи­са­ны эти слова, про­шло много лет, но есть жи­ву­чие бо­лез­ни души.

(16)Че­ло­век прошёл войну как герой. (17)Он ходил в раз­вед­ку, где каж­дый шаг гро­зил ему ги­бе­лью. (18)Он во­е­вал в воз­ду­хе и под водой, он не бегал от опас­но­сти, бес­страш­но шёл ей нав­стре­чу. (19)И вот война кон­чи­лась, че­ло­век вер­нул­ся домой. (20)К своей семье, к своей мир­ной ра­бо­те. (21)Он ра­бо­тал так же хо­ро­шо, как и во­е­вал: со стра­стью от­да­вая все силы, не жалея здо­ро­вья. (22)Но когда по на­ве­ту кле­вет­ни­ка сняли с ра­бо­ты его друга, че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го он знал, как себя, в не­ви­нов­но­сти ко­то­ро­го он был убеждён, как в своей соб­ствен­ной, он не всту­пил­ся. (23)Он, не бо­яв­ший­ся ни пуль, ни тан­ков, ис­пу­гал­ся. (24)Он не стра­шил­ся смер­ти на поле битвы, но по­бо­ял­ся ска­зать слово в поль­зу спра­вед­ли­во­сти.

(25)Маль­чиш­ка раз­бил стек­ло.

– (26)Кто это сде­лал? – спра­ши­ва­ет учи­тель.

(27)Маль­чиш­ка мол­чит. (28)Он не бо­ит­ся сле­теть на лыжах с самой го­ло­во­кру­жи­тель­ной горы. (29)Он не бо­ит­ся пе­ре­плыть не­зна­ко­мую реку, пол­ную ко­вар­ных во­ро­нок. (30)Но он бо­ит­ся ска­зать: «Стек­ло раз­бил я».

(31)Чего он бо­ит­ся? (32)Сле­тая с горы, он может свер­нуть себе шею. (33)Пе­ре­плы­вая реку, может уто­нуть. (34)Слова «это сде­лал я» не гро­зят ему смер­тью. (35)По­че­му же он бо­ит­ся их про­из­не­сти?

(36)Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но, очень страш­но».

(37)Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но. (38)Но он умел пре­одо­леть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сра­жал­ся.

(39)В мир­ной жизни, ко­неч­но, тоже может быть страш­но.

(40)Я скажу прав­ду, а меня за это ис­клю­чат из школы... (41)Скажу прав­ду – уво­лят с ра­бо­ты... (42)Уж лучше про­мол­чу.

(43)Много по­сло­виц есть на свете, ко­то­рые оправ­ды­ва­ют мол­ча­ние, и, по­жа­луй, самая вы­ра­зи­тель­ная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, ко­то­рые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в от­ве­те за то, что де­ла­ет­ся во­круг нас. (46)В от­ве­те за всё пло­хое и за всё хо­ро­шее. (47)И не надо ду­мать, будто на­сто­я­щее ис­пы­та­ние при­хо­дит к че­ло­ве­ку толь­ко в какие-то осо­бые, ро­ко­вые ми­ну­ты: на войне, во время какой-ни­будь ка­та­стро­фы. (48)Нет, не толь­ко в ис­клю­чи­тель­ных об­сто­я­тель­ствах, не толь­ко в час смер­тель­ной опас­но­сти, под пулей ис­пы­ты­ва­ет­ся че­ло­ве­че­ское му­же­ство. (49)Оно ис­пы­ты­ва­ет­ся по­сто­ян­но, в самых обыч­ных жи­тей­ских делах.

(50)Му­же­ство бы­ва­ет одно. (51)Оно тре­бу­ет, чтобы че­ло­век умел пре­одо­ле­вать в себе обе­зья­ну все­гда: в бою, на улице, на со­бра­нии. (52)Ведь слово «му­же­ство» не имеет мно­же­ствен­но­го числа. (53)Оно в любых усло­ви­ях одно.

 

(По Ф. А. Ви­гдо­ро­вой) *

 

* Фрида Аб­ра­мов­на Ви­гдо­ро­ва (1915–1965) – со­вет­ская пи­са­тель­ни­ца, жур­на­лист.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 3–9 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

2)  Пред­ло­же­ния 12–13 со­дер­жат от­ве­ты на во­про­сы, по­став­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях 10–11.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 31–35 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 40–42 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 50–53 пред­став­ле­но опи­са­ние.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В пред­ло­же­ни­ях 3—9 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние, а не по­вест­во­ва­ние.

В пред­ло­же­ни­ях 50—53 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние, а не опи­са­ние.

 

Ответ: 2, 3, 4.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2016 по рус­ско­му языку
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 24 ЕГЭ. Функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи

ЗА­ДА­НИЕ 24. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Ос­нов­ных функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вых типы речи три:

 

По­вест­во­ва­ние — рас­сказ о со­бы­ти­ях, сме­ня­ю­щих друг друга. Для него ха­рак­тер­ны гла­го­лы со­вер­шен­но­го вида (что сде­лал?), пе­ре­ход от од­но­го дей­ствия к дру­го­му, на­ли­чие диа­ло­га.

Карло вошёл в ка­мор­ку, сел на един­ствен­ный стул и, по­вер­тев и так и этак по­ле­но, начал ножом вы­ре­зать из него куклу. Пер­вым делом он вы­ре­зал на по­ле­не во­ло­сы, потом — лоб, потом — глаза… Сде­лал кукле под­бо­ро­док, шею, плечи, ту­ло­ви­ще, руки… (по А. Тол­сто­му).

 

Опи­са­ние — ста­тич­ная кар­ти­на. Ха­рак­тер­ны гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида (как на за­стыв­шем фото), при­ла­га­тель­ные и любые дру­гие эпи­те­ты, пе­ре­ход от одной грани опи­сы­ва­е­мо­го к дру­гой.

На левой руке про­дав­ца сидит кро­шеч­ный весёлый фокс­те­рьер­чик. Он не­обы­чай­но мал и мил. Глаз­ки его за­дор­но бле­стят, ми­ни­а­тюр­ные ла­поч­ки на­хо­дят­ся в не­пре­рыв­ном дви­же­нии. Фокс­те­рьер сде­лан из какой-то белой ма­те­рии, глаза — из ли­то­го стек­ла (по А. Куп­ри­ну).

 

Рас­суж­де­ние — раз­мыш­ле­ние о про­бле­ме, мысли вслух. Ха­рак­тер­но на­ли­чие во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ний, ввод­ных слов, пе­ре­ход от те­зи­са к до­ка­за­тель­ствам.

По сво­е­му ха­рак­те­ру он плю­нул бы на это дело, замял и уехал бы, но в об­ла­сти уже знали, и че­ло­ве­ка надо было пред­ста­вить. Живым, а лучше мёртвым — за ока­за­ние со­про­тив­ле­ния. «Это надо сде­лать кровь из носу, ты что, не вру­ба­ешь­ся!..» — орал из об­ла­сти зам по опе­ра­тив­ной, ко­то­ро­му, видно, са­мо­му здо­ро­во до­ста­лось. Алек­сан­дру Ми­хай­ло­ви­чу и так всё ясно было его место из-за бег­ло­го Ко­бя­ка па­да­ло в цене и могло быть от­да­но толь­ко кому-то мест­но­му. Ин­те­рес­но, Се­ми­хват­ско­му с Гни­дю­ком пред­ла­га­ли? А может, и обоим для кон­ку­рен­ции, раз­мыш­лял Алек­сандр Ми­ха­лыч... (В. Ре­ми­зов «Воля воль­ная»)

 

Ин­фор­ма­ция ФИПИ для уча­щих­ся

За­да­ние 24 (в де­мо­вер­сии про­шлых лет – за­да­ние 23) тре­бу­ет опре­де­лить вер­ные (или оши­боч­ные) ха­рак­те­ри­сти­ки ука­зан­ных фраг­мен­тов тек­ста с точки зре­ния типов речи. При­дер­жи­вай­тесь при ра­бо­те над за­да­ни­ем 24 сле­ду­ю­щих уста­но­вок.

1.  Пом­ни­те, что для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо «мед­лен­ное», не­од­но­крат­ное про­чте­ние обо­зна­чен­ных в за­да­нии фраг­мен­тов тек­ста. Для удоб­ства ра­бо­ты вы­де­ли­те в КИМ ана­ли­зи­ру­е­мые фраг­мен­ты тек­ста.

2.  Не стоит не­до­оце­ни­вать труд­ность за­да­ния и счи­тать, что оно про­ве­ря­ет ис­клю­чи­тель­но зна­ние типов речи.

Во-пер­вых, в чи­стом виде типы речи (по­вест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние) встре­ча­ют­ся редко. По­это­му часто при­сут­ству­ет ком­би­на­ция сразу не­сколь­ких типов речи, что от­ра­жа­ет­ся в фор­му­ли­ров­ках, на­при­мер: в пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся ве­ду­щим); в пред­ло­же­ни­ях со­дер­жит­ся… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся лишь вкрап­ле­ни­ем).

Во-вто­рых, за­да­ние рас­счи­та­но также на ра­бо­ту с ло­ги­ко-смыс­ло­вы­ми от­но­ше­ни­я­ми между пред­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер:

— одно пред­ло­же­ние ука­зы­ва­ет на при­чи­ну (или след­ствие) того, о чём го­во­рит­ся в дру­гом пред­ло­же­нии (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить слова «по­это­му», «так что», «по­то­му что»);

— одно пред­ло­же­ние слу­жит по­яс­не­ни­ем для дру­го­го пред­ло­же­ния (ре­ко­мен­ду­ем по­ста­вить между пред­ло­же­ни­я­ми слова а имен­но);

— одно пред­ло­же­ние про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию дру­го­му пред­ло­же­нию (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить союз а) и т.д.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Союз «а» в рус­ском языке не все­гда несёт функ­цию про­ти­во­по­став­ле­ния.

Вы­пол­нять за­да­ние 24 не­об­хо­ди­мо не на фор­маль­ном ос­но­ва­нии на­ли­чия или от­сут­ствия опре­делённого сред­ства связи, а на ос­но­ва­нии ре­аль­ных смыс­ло­вых от­но­ше­ний между пред­ло­же­ни­я­ми. На­при­мер: (15) Че­ло­век спо­со­бен на все край­но­сти: увидя, что с по­лу­чен­ны­ми не­боль­ши­ми день­га­ми он не может вести жизнь, как пре­жде, он с горя может про­ку­тить вдруг то, что ему дано на дол­го­вре­мен­ное со­дер­жа­ние. (16) А по­то­му на­ставь­те его, как ему из­во­ро­тить­ся имен­но с той самой по­мо­щью, ко­то­рую вы при­нес­ли ему, объ­яс­ни­те ему ис­тин­ное зна­че­ние не­сча­стья, чтобы он видел, что оно по­сла­но ему затем, дабы он из­ме­нил преж­нее житие свое, дабы от­ны­не он стал уже не преж­ний, но как бы дру­гой че­ло­век и ве­ще­ствен­но, и нрав­ствен­но (в дан­ном слу­чае союз «а» не создаёт про­ти­во­по­став­ле­ния).

3.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и рас­суж­де­ние. Не до­пус­ка­ет­ся фор­маль­ный ана­лиз, на­при­мер: слово «рас­ска­зать» во фраг­мен­те не может быть по­во­дом счи­тать фраг­мент по­вест­во­ва­ни­ем. За­пом­ни­те: фор­маль­но-грам­ма­ти­че­ское от­ли­чие по­вест­во­ва­ния  — это на­ли­чие гла­го­лов. Если есть «дви­же­ние во вре­ме­ни»  — это по­вест­во­ва­ние. На­при­мер: Он встал, на­пра­вил­ся к пись­мен­но­му столу… Су­ще­ству­ет и дру­гой метод. Пред­ставь­те, что вы актёр. Если вы мо­же­те сыг­рать на­пи­сан­ное, то это по­вест­во­ва­ние, а если нет  — рас­суж­де­ние. Может по­мочь метод фо­то­ап­па­ра­та. Если у вас по­лу­ча­ет­ся сде­лать много фо­то­гра­фий (будто сни­ма­ет­ся ки­но­фильм), то это по­вест­во­ва­ние. Будь­те осто­рож­ны: к по­вест­во­ва­нию, как пра­ви­ло, не от­но­сит­ся речь о бу­ду­щем, услов­ное на­кло­не­ние. В таких слу­ча­ях фраг­мент пред­став­ля­ет собой всё-таки рас­суж­де­ние.

4.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и опи­са­ние. Опи­са­ние  — это изоб­ра­же­ние пред­ме­та (че­ло­ве­ка, по­ме­ще­ния, мест­но­сти и т.д.). Части речи, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в опи­са­нии,  — су­ще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, при­ча­стия, гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида. Опи­са­ние яв­ля­ет­ся ста­тич­ной кар­тин­кой, по­это­му при по­пыт­ке пред­ста­вить себя фо­то­гра­фом у вас по­лу­чит­ся сде­лать толь­ко одну фо­то­гра­фию.

5.  — Не пу­тай­те опи­са­ние и рас­суж­де­ние. Рас­суж­де­ние  — это мысли, чув­ства, по­зи­ция ав­то­ра. Ос­нов­ные язы­ко­вые сред­ства рас­суж­де­ния  — ввод­ные кон­струк­ции, оце­ноч­ные слова. Метод фо­то­ап­па­ра­та при­ме­нить не­воз­мож­но. Рас­суж­де­ние  — это как бы за­кад­ро­вый голос к ки­но­филь­му. На­при­мер: Глав­ная пре­тен­зия к пьесе Гри­бо­едо­ва "Горе от ума", вы­ска­зы­ва­е­мая в раз­ное время не­за­ви­си­мо друг от друга Пуш­ки­ным и Бе­лин­ским, за­клю­ча­ет­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской не­со­об­раз­но­сти кон­флик­та. "Всё, что го­во­рит он, очень умно..."

Арчи Громов 29.03.2019 14:13

в пред­ло­же­ни­ях 40-42 по­вест­во­ва­ние а не рас­суж­де­ние,в пред­ло­же­ни­ях 3-9 тоже по­вест­во­ва­ние.Пра­виль­ные от­ве­ты 123.Ис­пра­вя­лй­те быст­ро это по­зо­ри­ще

Татьяна Стаценко

Нет, Вы не правы. Наши от­ве­ты верны.

1
Тип 23 № 9998
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  По на­блю­де­ни­ям Ры­ле­е­ва, люди, про­явив­шие себя на полях сра­же­ний как бес­страш­ные воины, могут опа­сать­ся вы­ска­зы­вать­ся в за­щи­ту спра­вед­ли­во­сти.

2)  Маль­чик, бес­страш­но спус­ка­ю­щий­ся с гор на лыжах и пе­ре­плы­ва­ю­щий не­зна­ко­мые реки, не смог при­знать­ся в том, что он раз­бил стек­ло.

3)  Че­ло­век, про­шед­ший войну как герой, все­гда за­сту­пит­ся за сво­е­го друга, ко­то­ро­го окле­ве­та­ли, так как ни­че­го не бо­ит­ся.

4)  Страх мно­го­лик, но по-на­сто­я­ще­му страш­но бы­ва­ет толь­ко на войне, в мир­ной жизни бо­ять­ся не­че­го.

5)  В жизни много ис­пы­та­ний, и про­яв­ле­ние му­же­ства вы­ра­жа­ет­ся в уме­нии «пре­одо­ле­вать в себе обе­зья­ну» не толь­ко в во­ен­ное, но и в мир­ное время.


2
Тип 25 № 10000
i

Из пред­ло­же­ний 44–47 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).


3
Тип 26 № 10001
i

Среди пред­ло­же­ний 34–42 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния и лек­си­че­ско­го по­вто­ра. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 10002
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Ф. А. Ви­гдо­ро­ва го­во­рит о слож­ных яв­ле­ни­ях в нашей по­все­днев­ной жизни, не­слу­чай­но ве­ду­щим приёмом в тек­сте ста­но­вит­ся (А)_________ (пред­ло­же­ния 24, 29–30). Ак­цен­ти­ро­вать вни­ма­ние чи­та­те­лей на важ­ных мыс­лях ав­то­ру по­мо­га­ет ещё один приём – (Б)_________ (пред­ло­же­ния 17–18, 28–29). Ис­крен­нюю взвол­но­ван­ность ав­то­ра и не­рав­но­душ­ное от­но­ше­ние к про­бле­ме, по­став­лен­ной в тек­сте, пе­ре­да­ют син­так­си­че­ское сред­ство – (В)_________ («как себя», «как в своей соб­ствен­ной» в пред­ло­же­нии 22) и троп – (Г)_________ («го­ло­во­кру­жи­тель­ной горы» в пред­ло­же­нии 28, «ко­вар­ных во­ро­нок» в пред­ло­же­нии 29)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  книж­ная лек­си­ка

2)  эпи­тет

3)  про­ти­во­по­став­ле­ние

4)  раз­го­вор­ная лек­си­ка

5)  ана­фо­ра

6)  оли­це­тво­ре­ние

7)  ввод­ное слово

8)  си­но­ни­мы

9)  срав­ни­тель­ный обо­рот

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

5
Тип Д27 C27 № 10003
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.