СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Задания для подготовки

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д7 № 7434

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ   ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

 

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

 

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ—2015 по рус­ско­му языку.
Актуальность: До 2015 года
Сложность: высокая
Раздел кодификатора: Синтаксические нормы согласования и управления
Правило: Задание 8. Синтаксические нормы.

Задание 8 от­но­сит­ся к за­да­ни­ям вы­со­ко­го уров­ня сложности.

 

 

В пра­вой ко­лон­ке да­ют­ся 5 типов грам­ма­ти­че­ских ошибок, в левой— пять предложений, со­дер­жа­щие эти ошибки, и 4 — не со­дер­жа­щие ошибок. За каж­дое верно най­ден­ное со­от­вет­ствие даётся 1 балл. Таким образом, за это задание можно получить от 0 до 5 баллов.

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошибка?

Грамматические ошиб­ки де­лят­ся на морфологические, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и синтаксические. Следовательно, в за­да­ни­ях не может быть ошибок−орфограмм и пунктограмм.

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово — это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (надсмехаться, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 6. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова — это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (директоры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 6.

 

И толь­ко ошиб­ки синтаксические про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 7. Синтаксические—значит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и предложения, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в синтаксисе.

В 2015-2016 учеб­ном году уча­щи­е­ся долж­ны уметь видеть—определять 10 типов ошибок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских ошибок:

 

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным оборотом

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го предложения

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным приложением

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и сказуемым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной соотнесённости гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным оборотом

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

 

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗАДАНИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть причастие/деепричастие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет автоматически, что ошиб­ка найдена. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и деепричастие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но правильным. А может — в нём будет ошибка. По­это­му уга­дать не получится...

 

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние 8 в ре­жи­ме тестирования. От­кры­вай­те за­да­ния с пояснением. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии примера. Если есть необходимость, от­крой­те ссыл­ку ПРАВИЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

 

3. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что под типом, например, нарушение в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным оборотом скры­ва­ют­ся целых ШЕСТЬ раз­ных ошибок, так или иначе име­ю­щих от­но­ше­ние к при­част­но­му обороту. Имен­но по­это­му будет указано: См. пункт 7.1.2 или 7.4.3. Это будет имен­но та часть правила, что нужна для объяснений. Например, о том, что представляет собой ошибка в употреблении залога в причастном обороте, будет написано в «Справочнике», в пункте 7.1.3. Наведите на ссыл­ку правило и прочитайте нужный абзац.

 

4. Выучите правило на один тип, а только потом переходите к другому.

Пояснение · · Видеокурс ·

2
Задания Д7 № 8185

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

А) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Погасив свет, комната погрузилась во мрак. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Благодаря состоявшегося разговора с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось.5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     
Актуальность: До 2015 года
Сложность: высокая
Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задания Д7 № 8210

Установите соответствие между предложениями и допущенными и них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Те, кто не изучил самого себя, никогда не достигнет глубокого понимания людей.2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) В. Г. Белинский написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н. В. Гоголя.5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     
Актуальность: До 2015 года

4
Задания Д7 № 8260

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

А) Линг­ви­сти­ка не те­ря­ет не толь­ко свое­об­ра­зия своих ме­то­дов, но и щедро де­лит­ся ими со смеж­ны­ми на­у­ка­ми.1) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом
Б) В спра­воч­ном из­да­нии «Сло­ва­ре рус­ско­го ис­кус­ства» есть пре­крас­ные ре­про­дук­ции икон.2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым
В) Часть слу­ша­те­лей под­го­то­ви­тель­ных кур­сов по­се­ща­ет ки­но­лек­то­рий, за­ин­те­ре­со­ван­ных в по­лу­че­нии зна­ний.3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) На­ру­шая пра­ви­ла по­ве­де­ния, дру­зьям будет стыд­но за тебя.4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми
Д) Все, кто изу­чал твор­че­ство М. Ю. Лер­мон­то­ва, знает много его сти­хо­тво­ре­ний.5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том
6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том
7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     
Актуальность: До 2015 года

5
Задания Д7 № 8310

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми и них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

А) Об­ла­дая спо­соб­но­стью «управ­лять» рас­тво­ри­мо­стью белка, его кон­цен­тра­ци­ей и даже струк­ту­рой, у па­у­ти­ны не­ко­то­рых видов па­у­ков очень боль­шая проч­ность.1) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом
Б) Бла­го­да­ря при­ме­не­ния ре­зер­ви­ру­ю­щих со­ста­вов рас­те­ка­е­мость крас­ки по по­лот­ну огра­ни­чи­ва­ет­ся.2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым
В) Все, кто любит степ­ной край, не раз лю­бо­вал­ся жи­во­пис­ным раз­но­об­ра­зи­ем его при­ро­ды.3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) Глав­ный герой ро­ма­на Ф. М. До­сто­ев­ско­го «Иди­о­та» князь Мыш­кин од­но­вре­мен­но сме­шон и тра­ги­чен, по­доб­но Дон Ки­хо­ту, с ко­то­рым он ас­со­ци­и­ру­ет­ся. 4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми
Д) В «Тол­ко­вом сло­ва­ре жи­во­го ве­ли­ко­рус­ско­го языка» В. И. Даля со­дер­жит­ся более 80 тысяч слов, ранее не за­пи­сан­ные.5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том
6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том
7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     
Актуальность: До 2015 года
Пояснение · · Видеокурс ·

Пройти тестирование по этим заданиям