СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости


НОРМЫ УПО­ТРЕБ­ЛЕ­НИЯ ГЛА­ГО­ЛОВ

Гла­гол — самая слож­ная и самая бо­га­тая по си­сте­ме форм (и их зна­че­ний) часть речи, по­это­му и пра­вил, ре­гу­ли­ру­ю­щих об­ра­зо­ва­ние форм гла­го­лов, очень боль­шое ко­ли­че­ство. Эти пра­ви­ла ос­но­вы­ва­ют­ся в боль­шин­стве слу­ча­ев на осо­бен­но­стях ос­но­вы гла­го­ла, не­ма­ло­важ­ную роль иг­ра­ет и лек­си­че­ское зна­че­ние слова-гла­го­ла. Не­ко­то­рые из пра­вил изу­ча­ют­ся в школь­ном курсе рус­ско­го языка, не­ко­то­рые формы за­учи­ва­ют­ся как нор­ма­тив­ные. Так, к при­ме­ру, при изу­че­нии спря­же­ния гла­го­ла в ше­стом клас­се даётся ин­фор­ма­ция о пра­виль­ных лич­ных фор­мах гла­го­ла «бе­жать»: я бегу, но ты бе­жишь; мы бежим, но они бегут. При этом в за­да­ни­ях ЕГЭ встре­ча­ют­ся до­ста­точ­но слож­ные слу­чаи, по ко­то­рым в школь­ных учеб­ни­ках ин­фор­ма­ции либо нет, либо она даётся очень сжато и не объ­яс­ня­ет сути яв­ле­ния. Си­сте­ма­ти­зи­ру­ем ма­те­ри­ал, вклю­чив в него ма­те­ри­ал, свя­зан­ный с нор­ма­тив­ным упо­треб­ле­ни­ем и об­ра­зо­ва­ни­ем форм гла­го­лов. Ис­точ­ни­ка­ми при­ме­ров слов-за­да­ний яв­ля­ют­ся за­да­ния ре­аль­ных ЕГЭ про­шлых лет, банка ФИПИ, по­со­бия раз­лич­ных ав­то­ров, в том числе И. П. Цы­буль­ко, Г. Т. Его­ра­е­вой, Н. А. Се­ни­ной и дру­гих.

 

СО­ДЕР­ЖА­НИЕ

Упо­треб­ле­ние суф­фик­са ну в гла­го­лах про­шед­ше­го вре­ме­ни (тип сох/сох­нул) 6.8.1

Че­ре­до­ва­ние о и а в кор­нях гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида типа обез­бо­лить/обез­бо­ли­вать 6.8.2

Об­ра­зо­ва­ние форм гла­го­лов от основ, при ко­то­рых про­ис­хо­дит че­ре­до­ва­ние 6.8.3

Слова на чь 6.8.3, пункт 1

Слова на д,т, з, с 6.8.3, пункт 2

Об­ра­зо­ва­ние форм 3 лица типа по­ло­щет/по­лос­ка­ет 6.8.3, пункт 3

От­ли­чие форм типа обес­си­лю и обес­си­лею 6.8.4

Таб­ли­ца труд­ных гла­го­лов (обоб­ще­ние) 6.8.5

 

6.8.1. Упо­треб­ле­ние суф­фик­са ну в гла­го­лах про­шед­ше­го вре­ме­ни 6.8.1

При­ме­ры за­да­ния 6.

ОГЛОХ­НУЛ от крика (или ОГЛОХ?)

СОХЛА на улице(или СОХ­НУ­ЛА?)

звёзды ГАС­НУ­ЛИ (или ГАСЛИ?)

Если вы от­ве­ти­ли

ОГЛОХ

СОХЛА

ГАСЛИ,

зна­чит, за­да­ние вы­пол­не­но верно.

В дан­ном пунк­те «Справ­ки» мы обо­зна­чим пра­ви­ла, на ко­то­рые сле­ду­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся при вы­бо­ре той или ной формы.

 

Со­зда­дим таб­ли­цу 1 для на­гляд­но­сти с при­ме­ра­ми слов, часто упо­треб­ля­ю­щих­ся в речи. Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на род слова, число, а также на то, может ли оно упо­треб­лять­ся без при­став­ки.

нач. форма (гла­гол без при­став­ки или без при­став­ки не упо­треб­ля­ет­ся)муж родсред­ний роджен­ский родмнож. число
гас­нутьгас и гас­нул*гаслогаслагасли
мок­нутьмок и мок­нул*мокломокламокли
сты­нутьстыл и сты­нул*стылостыластыли
глох­нутьглох и глох­нуть*глох­логлох­лаглох­ли
от­верг­нутьот­верг и от­верг­нул**от­верг­лоот­верг­лаот­верг­ли
при­вык­нутьпри­вык и при­вык­нул**при­вык­лопри­вык­лапри­вык­ли
Сде­ла­ем вывод: суф­фикс -ну раз­решён толь­ко для бес­при­ста­воч­ных гла­го­лов (от­ме­че­ны *) и гла­го­лов, ко­то­рые без при­ста­вок не упо­треб­ля­ют­ся (от­ме­че­ны **) толь­ко в муж­ском роде. Такие формы до­пус­ка­ет пи­сать Ро­зен­таль, но при этом будем иметь в виду: в сло­ва­ре Оже­го­ва 22 наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных гла­го­ла имеют толь­ко крат­кую форму. Сле­до­ва­тель­но, пи­сать без -ну пра­виль­но!

В таб­ли­цу 2 по­ме­стим гла­го­лы с при­став­ка­ми:

 

нач. форма (гла­гол с при­став­кой)муж родсред­ний роджен­ский родмнож. число
по­гас­нутьпогас по­гас­лопо­гас­лапо­гас­ли
взмок­нутьвзмок взмок­ловзмок­лавзмок­ли
за­сты­нутьза­стылза­сты­лоза­сты­лаза­сты­ли
оглох­нутьоглох оглох­лооглох­лаоглох­ли
воз­ник­нутьвоз­никвоз­ник­ловоз­ник­лавоз­ник­ли
В от­ли­чие от верх­ней таб­ли­цы, в этой слов с суф­фик­сом -ну нет.

Сфор­му­ли­ру­ем пра­ви­ло, ко­то­рым будем поль­зо­вать­ся при вы­пол­не­нии за­да­ния 6 и осо­бен­но в речи, для этого об­ра­тим­ся к по­со­бию по прак­ти­че­ской сти­ли­сти­ке Д. Э. Ро­зен­та­ля, где так ха­рак­те­ри­зу­ет­ся упо­треб­ле­ние этих гла­голь­ных форм в со­вре­мен­ном рус­ском языке:

«Как пра­ви­ло, суф­фикс -ну вы­па­да­ет в при­ста­воч­ных гла­го­лах (погас, про­мок, высох) и, не­за­ви­си­мо от при­ста­воч­но­го или бес­при­ста­воч­но­го об­ра­зо­ва­ния, в фор­мах жен­ско­го и сред­не­го рода и мно­же­ствен­ном числе (гасла, гасло, гасли). В муж­ском роде на­блю­да­ют­ся ко­ле­ба­ния, но за по­след­ние пол­то­ра сто­ле­тия на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция к по­сте­пен­ной утра­те на­зван­но­го суф­фик­са и в этой форме».

При­ме­ча­ние: формы муж­ско­го рода бес­при­ста­воч­ных гла­го­лов в за­да­ни­ях ЕГЭ не встре­ча­ют­ся, так как для них воз­мож­ны два на­пи­са­ния.

НА­ВЕРХ

6.8.2. Че­ре­до­ва­ние о и а в кор­нях гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида

При­ведём при­ме­ры за­да­ния 6 (при­ме­ры из пись­мен­ных работ уча­щих­ся)

не буду ОСПО­РИ­ВАТЬ по­зи­цию ав­то­ра (или ОСПА­РИ­ВАТЬ?)

ОТ­ТА­ЧИ­ВАТЬ уме­ние (или ОТ­ТО­ЧИ­ВАТЬ?)

ОБЕЗ­БА­ЛИ­ВА­Ю­ЩЕЕ ле­кар­ство (или ОБЕЗ­БО­ЛИ­ВА­Ю­ЩЕЕ?)

Если вы от­ве­ти­ли, что верно «оспа­ри­вать, от­та­чи­вать и обез­бо­ли­ва­ю­щее», то за­да­ние ре­ше­но пра­виль­но. Если до­пу­ще­ны ошиб­ки, пред­ла­га­ем тео­ре­ти­че­ский ма­те­ри­ал и слова для за­по­ми­на­ния в нём.

 

При об­ра­зо­ва­нии ви­до­вой пары (пары со­вер­шен­но­го или не­со­вер­шен­но­го вида) у не­ко­то­рых гла­го­лов в со­вре­мен­ном рус­ском языке на­блю­да­ет­ся че­ре­до­ва­ние о — а в корне, на­при­мер:

перестрОить (сов. вид) — перестрАивать (несов. вид), о/а;

опозОрить(сов. вид)  — опозОривать (несов. вид), нет че­ре­до­ва­ния;

подточИть (сов. вид) — подтАчивать (несов. вид), о/а.

Су­ще­ству­ют ли пра­ви­ла, ре­гу­ли­ру­ю­щие, когда о долж­но (или не долж­но) ме­нять­ся на а? Дей­ству­ю­щим пра­ви­лом, ре­гу­ли­ру­ю­щим, будет ли ме­нять­ся а на о, яв­ля­ет­ся сле­ду­ю­щее:

1. Если в гла­го­ле со­вер­шен­но­го вида уда­ре­ние па­да­ет не на кор­не­вой глас­ный о, то в пар­ном гла­го­ле не­со­вер­шен­но­го вида вме­сто о по­яв­ля­ет­ся а. Это пра­ви­ло в на­сто­я­щее время в ли­те­ра­тур­ном языке не знает ис­клю­че­ний. На­при­мер: в гла­го­ле со­вер­шен­но­го вида «отстоЯть» уда­ре­ние па­да­ет не на ко­рень, а на суф­фикс, сле­до­ва­тель­но, в гла­го­ле не­со­вер­шен­но­го вида буква о корня сме­нит­ся на а и об­ра­зу­ет­ся форма «отстАивать», корни со­от­вет­ствен­но «стой» и «стай». Ана­ло­гич­но: вЫсмотреть — высмАтривать, корни «смотр» и «сматр»; затор­мозИть — затор­мАживать, корни «тор­моз» и «тор­маж».

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: в за­да­нии 8 на на­пи­са­ние кор­ней было ука­за­но, что нель­зя про­ве­рять слова путём под­бо­ра гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида, так как при этом буква корня ме­ня­ет­ся с о на а. От­ме­тим также, что это че­ре­до­ва­ние не имеет от­но­ше­ния к тому спис­ку кор­ней с че­ре­до­ва­ни­ем, ко­то­рый про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 8.

 

2. Если же кор­не­вой глас­ный в гла­го­ле со­вер­шен­но­го вида на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, че­ре­до­ва­ния в не­со­вер­шен­ном виде про­ис­хо­дить не долж­но, на­при­мер: обезбОлить — обезбОливать, упол­но­мОчить — упол­но­мОчивать.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на фор­му­ли­ров­ку пра­ви­ла 2: в нём ска­за­но — «про­ис­хо­дить не долж­но», но тен­ден­ция к за­ме­не -о- на -а- в гла­го­лах несов. вида ока­за­лась такой силь­ной, что охва­ти­ла почти всю эту груп­пу гла­го­лов. В ряде слу­ча­ев гла­го­лы, у ко­то­рых еще в на­ча­ле ХХ в. за­ре­ги­стри­ро­ва­ны формы с -о-, те­перь упо­треб­ля­ют­ся толь­ко с -а-, а преж­ний ва­ри­ант вос­при­ни­ма­ет­ся как ис­кус­ствен­ный и уста­ре­лый: если, к при­ме­ру, в на­ча­ле про­шло­го века формы «освО­и­вать» и «до­трО­ги­вать­ся» были нор­маль­ны­ми, то сей­час мы го­во­рим толь­ко «освА­и­вать», «до­трА­ги­вать­ся». По­это­му обо­зна­чим тре­тье пра­ви­ло:

3. Под вли­я­ни­ем тен­ден­ции к за­ме­не о на а ряд слов пи­шет­ся с бук­вой а, хоть ко­рень и на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, на­при­мер: обла­го­рОдить — обла­го­рАживать (срав­ни­те корни!); заморОзить — заморАживать(срав­ни­те корни!). Эти слова  — ис­клю­че­ния из пра­ви­ла 2, их до­ста­точ­но много.

 

4. К этому пунк­ту пра­ви­ла типу гла­го­лы (их более 20), ко­то­рые еще в на­ча­ле ХХ в. пи­са­лись толь­ко с -о-, те­перь ко­леб­лют­ся в упо­треб­ле­нии. В этих парах ва­ри­ан­тов со­хра­ня­ет­ся/на­блю­да­ет­ся/от­ме­ча­ет­ся сти­ли­сти­че­ское раз­ме­же­ва­ние. Это зна­чит, что у слов от­ме­ча­ет­ся либо раз­го­вор­ный от­те­нок, либо книж­ный, либо слово счи­та­ет­ся уста­ре­ва­ю­щим, и здесь нет еди­ной ин­фор­ма­ции: сколь­ко сло­ва­рей, столь­ко и мне­ний. Вам ско­рее всего из­вест­но, что су­ще­ству­ют пары от «обуслОвить(ся)» — обуслОвли­вать(ся) и обуслАвли­вать(ся), от «сосре­до­тОчить(ся)» — сосре­до­тОчивать­ся(ся) и сосре­до­тАчивать(ся). При этом в одних сло­ва­рях эти формы рав­но­знач­ны, а в дру­гих ука­зы­ва­ет­ся, что со­вре­мен­ная норма до­пус­ка­ет толь­ко одну форму. Не стоит из­лиш­не вол­но­вать­ся по по­во­ду таких слов: на эк­за­ме­не их быть не долж­но.

 

Пред­ла­га­ем уча­щим­ся и учи­те­лям таб­ли­цу, объ­еди­ня­ю­щую слова-при­ме­ры на че­ты­ре пунк­та пра­вил с по­мет­ка­ми о сти­ле­вом огра­ни­че­нии, где это пред­став­ля­ет­ся важ­ным и воз­мож­ным. Ещё раз об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ма­те­ри­ал «Справ­ки» имеет прак­ти­че­скую на­прав­лен­ность, дан­ный ма­те­ри­ал важен не столь­ко для вы­пол­не­ния за­да­ния 6, сколь­ко для кор­рек­ти­ров­ки пись­мен­ной и уст­ной речи уча­щих­ся.

 

Ко­реньГла­гол со­вер­шен­но­го вида (что сде­лать?)Тип пра­ви­ла Гла­гол не­со­вер­шен­но­го (что де­лать?) вида можно об­ра­зо­вать фор­мой
на ИВА/ЫВА без ЫВА/ИВА
бла­го­рОд(ный)обла­го­рОдить3обла­го­рАживать 
болот(о)заболотить3заболАчивать 
бодр(ый)подбодрить1подбАдриватьподбодрять
больобезболить2обезбОливать 
вод(а)обезводить2обезвОживать 
глод(ать)обглодать1обглАдывать 
готовизготовить

приготовить

подготовить

заготовить

1изго­тАвливать

приго­тАвливать

подго­тАвливать

заго­тАвливать

изго­товлять
дво(е)удвоить3удвАивать 
добр(ый)сдобрить

задобрить

3 сдАбривать

задабривать

 
долгодолжить3одАлживать 
забот(а)озаботиться2озабОчивать­ся 
задорподзадорить2подзадОривать 
итогподытожить2подытОживать 
конч(ить)закончить

прикончить

3закАнчивать

прикАнчивать

 
коп(ить)накопить1накАпливатьнакоплять (от­ме­ча­ет­ся, что форма уста­ре­ва­ет)
корочукоротить1укорАчивать 
мороззаморозить

отморозить

приморозить

3заморАживать

отморАживать

приморАживать

 
неволяприневолить2приневОливать 
норовприноровить(ся)1принорАвли­вать(ся) 
охотаприохотить2приохочивать 
по­до­зр(ение)запо­до­здрить4*запо­дА­здривать на­ря­ду с запо­дО­здривать; от­ме­ча­ет­ся, что форма запо­дО­здривать уста­ре­ва­ет 
позоропозорить2не сле­ду­ет пи­сать опозориваетпозорить
покойобеспокоить2обеспокОивать есть в сло­ва­рях, но лучше беспокоить
пол­но­моч(ия)упол­но­мочить2упол­но­мОчивать 
порокопорочить2опорОчивать 
плотн(ый)сплотить1сплАчивать 
порх(ать)выпорхнуть1выпАрхивать 
пошл(ость)опошлить2опОшливать 
при­урочитьпри­урочить2при­урОчивать 
прочн(ый)упрочить2упрОчивать 
работ(а)заработать

выработать

переработать

3зарабАтывать

вырабАтывать

перерабАтывать

 
сорзасорить1засАривать (от­ме­че­на как норма толь­ко в сло­ва­ре Ло­па­ти­на)засорять
свойусвоить

присвоить

3усвАивать

присвАивать

 
скорускорить2нет формы с -иваускорять
сокпросочиться1просАчивать­ся 
сре­до­точ(ие)сосре­до­точить(ся)

рассре­до­точить(ся)

4*сосре­до­тОчивать­ся

рассре­до­тОчивать­ся на­ря­ду с сосре­до­тАчивать­ся

рассре­до­тАчивать­ся

 
спороспорить3оспАривать 
спо­собприспо­собить(ся)3приспо­сАбливать(ся)приспо­соблять(ся)
срокотсрочить2отсрочивать 
стойотстоять1отстАивать 
стро(ить)застроить

перестроить

выстроить

расстроить

3застрАивать

перестрАивать

выстрАивать

расстрАивать

 
та­можнярастаможить2растаможивать 
токобесточить2обесточивать 
тор­моззатор­мозить

притор­мозить

1затор­мАживать

притор­мАживать

 
топтатьпритоптать(траву)

затоптать

вытоптать

1притАптывать

затАптывать

вытАптывать

 
точ(ить)заточить

подточить

1затАчивать

подтАчивать

 
трог(ать)затронуть

притронуть­ся

3затрАгивать

притрАгивать(ся)

 
тро(е)утроить3утрАивать 
удо­стои(ть)удостоить3удостАивать 
услов(ие)условиться

обусловить

4*услАвливать­ся

обуслАвливать­ся на­ря­ду с

услОвливать­ся

обуслОвливать­ся

 
спо­кой(ный)успокоить3успокАивать 
стро­кастрочить1прострАчивать 
хлоп(ки)выхлопнуть2выхлопывать

прихлопывать

захлопывать

 
хло­потысхло­потать

выхло­потать

похло­потать

1схло­пАтывать

выхло­пАтывать

похло­пАтывать

 
шпорыпришпорить2пришпоривать 
формаоформитьнет формы на ыва/иваоформлять

НА­ВЕРХ

6.8.3. Об­ра­зо­ва­ние форм гла­го­ла с че­ре­до­ва­ни­ем со­глас­ных зву­ков

Одним из мо­мен­тов, вы­зы­ва­ю­щим за­труд­не­ния при об­ра­зо­ва­нии форм гла­го­ла, яв­ля­ет­ся слу­чай, когда долж­но про­ис­хо­дит че­ре­до­ва­ние зву­ков. Как пра­ви­ло, вы­пуск­ни­ки легко справ­ля­ют­ся с этим, ведь по­доб­ные че­ре­до­ва­ния очень рас­про­стра­не­ны в языке, а нормы усво­и­лись ещё в сред­ней школе. Од­на­ко на­ря­ду с до­ста­точ­но про­сты­ми слу­ча­я­ми есть и такие, ко­то­рым в школе уде­ля­ет­ся не­до­ста­точ­но вре­ме­ни, что ведёт к ошиб­кам и в речи, и при вы­пол­не­нии за­да­ния 6. Су­ще­ству­ет не­сколь­ко пра­вил, свя­зан­ных с че­ре­до­ва­ни­я­ми.

 

Часть 1.Ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на чь.

При­ме­ры за­да­ния 6:

УВЛЕЧЁТ (или УВЛЕКЁТ?)

ЖЖЁТ бу­ма­гу (или ЖГЁТ?)

ПО­СТЕ­РЕ­ЖИ вещи (или ПО­СТЕ­РЕ­ГИ?)

Верно увлечёт, жжёт и по­сте­ре­ги

У слов жечь, бе­речь, сте­речь, лечь, стричь, мочь, пре­воз­мочь, сте­речь и од­но­ко­рен­ных, об­ра­зо­ван­ных при по­мо­щи раз­лич­ных при­ста­вок, У слов печь, течь, сечь, увлечь, из­речь, то­лочь и од­но­ко­рен­ных, об­ра­зо­ван­ных при по­мо­щи раз­лич­ных при­ста­вок,
при об­ра­зо­ва­нии лич­ных форм про­ис­хо­дит че­ре­до­ва­ние по схеме:
в 1-м лице ед. числа и 3-м лице мн. числа пи­шет­ся Г, в осталь­ных Ж в 1-м лице ед. числа и 3-м лице мн. числа пи­шет­ся К, в осталь­ных Ч
я жГу1 едя увлеКу
ты жЖёшь2 ед ты увлеЧёшь
он жЖёт3 ед он увлеЧёт
мы жЖём1 мнмы увлеЧём
вы жЖёте2 мнвы увлеЧёте
они жГут3 мнони увлеКут
 
При об­ра­зо­ва­нии по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния перед суф­фик­сом и остаётся буква 1-го лица, на­при­мер:
жГи, жГитеувлеКи, вовлеКите
ляГ, ляГте (нель­зя «ляжь, ляжь­те»)пеКи, пеКите
стереГи, по­сте­реГите (нель­зя «сте­ре­жи, по­сте­ре­жи­те») 

НА­ВЕРХ

Часть 2. Формы 1-го лица един­ствен­но­го числа на­сто­я­ще­го вре­ме­ни у не­ко­то­рых гла­го­лов, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ИТЬ после Д, Т , С, З

Для гла­го­лов на -ИТЬ с ос­но­вой, окан­чи­ва­ю­щей­ся в ин­фи­ни­ти­ве на д, т , с, з из­вест­ную труд­ность могут пред­став­лять очень ред­кие в упо­треб­ле­нии формы пер­во­го лица на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

При­ме­ры за­да­ния 6:

ВЗВЕ­СЮСЬ (или ВЗВЕ­ШУСЬ?)

БУЖУ тебя всё утро (или БУДЮ?)

ШУЧУ (или ШУТЮ?)

Верно взве­шусь, бужу и шучу.

По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство гла­го­лов этого типа под­чи­ня­ет­ся ли­те­ра­тур­ной норме, тре­бу­ю­щей в 1-ом лице че­ре­до­ва­ния со­глас­ных:

стыдить — стыжу

твердить — твержу

будить — бужу

оградить — огражу

про­ис­хо­дит обя­за­тель­ное че­ре­до­ва­ние д/ж, то есть буква д ме­ня­ет­ся на ж
укоротить — укорочу

колотить — колочу

шутить — шучу

совратить — совращу

обратить — обращу

мостить — мощу

угостить — угощу

мстить — мщу

про­ис­хо­дит обя­за­тель­ное че­ре­до­ва­ние т/ч или щ , ст /щ, то есть тч;

или тщ; или стщ

весить — вешу

гасить — гашу

повысить— повышу

косить — кошу

про­ис­хо­дит обя­за­тель­ное че­ре­до­ва­ние с /ш
выразить — выражу

сблизить — сближу

грузить — гружу

про­ис­хо­дит обя­за­тель­ное че­ре­до­ва­ние з/ж
По раз­лич­ным при­чи­нам от не­ко­то­рых гла­го­лов не об­ра­зу­ет­ся 1 лицо. Так, нель­зя об­ра­зо­вать формы 1-го лица ед. числа от гла­го­лов по­бе­дить, убе­дить, гал­деть, очу­тить­ся, ощу­тить, чу­дить, ше­ле­стеть, ис­ко­ле­сить, го­ло­сить и дру­гих. Не упо­треб­ля­ют­ся из-за фо­не­ти­че­ско­го сов­па­де­ния с фор­ма­ми от дру­гих гла­го­лов такие формы, как «бужу» (от бу­зить, ср. бужу от бу­дить), «держу» (от дер­зить, ср. держу от дер­жать), «тужу» (от ту­зить, ср. тужу от ту­жить) и не­ко­то­рые дру­гие. Встре­ча­ю­щи­е­ся шу­точ­ные или ав­тор­ские слова типа «по­бе­дю» или «убеж­ду» не со­от­вет­ству­ют язы­ко­вым нор­мам: при не­об­хо­ди­мо­сти вы­ра­зить уве­рен­ность, сле­ду­ет го­во­рить одер­жу по­бе­ду, смогу убе­дить и ана­ло­гич­ные обо­ро­ты.

НА­ВЕРХ

6.8.3. Часть 3. С че­ре­до­ва­ни­ем свя­за­но и об­ра­зо­ва­ние форм изоби­лу­ю­щих гла­го­лов.

Не­ко­то­рые гла­го­лы (так на­зы­ва­е­мые изоби­лу­ю­щие) об­ра­зу­ют дво­я­кие формы на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, на­при­мер, гла­гол «по­лос­кать» даёт форму «по­лос­ка­ет» (без че­ре­до­ва­ния ко­неч­ных со­глас­ных ос­но­вы ин­фи­ни­ти­ва и ос­но­вы на­сто­я­ще­го вре­ме­ни) и «по­ло­щет» (с че­ре­до­ва­ни­ем со­глас­ных в на­зван­ных фор­мах). Какая из этих форм пра­виль­ная?

При­ме­ры за­да­ния 6:

кошка МУР­ЛЫ­КА­ЕТ (или МУР­ЛЫ­ЧЕТ?)

ле­кар­ство ЩИП­ЛЕТ (или ЩИПИТ? или ЩИ­ПА­ЕТ?)

снег СЫПЕТ (или СЫП­ЛЕТ?)

Верно мур­лы­чет, щип­лет и сып­лет.

При воз­ник­но­ве­нии слож­но­стей с дан­ным пра­ви­лом слова из таб­ли­цы не­об­хо­ди­мо вы­учить на­и­зусть.

На­чаль­ная форма3 лицоком­мен­та­рии
по­лос­катьпо­ло­щет не­вер­но: по­лос­ка­ет
плес­катьпле­щетне­вер­но: плес­ка­ет
ку­дах­татьку­дах­четне­вер­но: ку­дах­та­ет
ко­лы­хатько­лы­шетне­вер­но: ко­лы­ха­ет
мур­лы­катьмур­лы­четне­вер­но: мур­лы­ка­ет
ма­хатьмашетне­вер­но: ма­ха­ет
рыс­катьрыщетне­вер­но: рыс­ка­ет
кли­кать (в зна­че­нии «звать»)кли­четне­вер­но: кли­ка­ет
сы­патьсып­летне­вер­но: сыпет
щи­патьщип­летне­вер­но: щипет
умерт­витьумерщ­влюне­вер­но: умертв­лю
роп­татьропщуне­вер­но: роп­таю

При­ме­ча­ние: В не­ко­то­рых парах от­ме­ча­ет­ся смыс­ло­вое раз­гра­ни­че­ние па­рал­лель­ных форм: на­при­мер, слова дви­га­ет и дви­жет; ка­па­ет и кап­лет; брыз­га­ет и брыз­жет и дру­гие имеют раз­ное смыс­ло­вое зна­че­ние. Не­вер­ное упо­треб­ле­ние таких слов в раз­лич­ных сло­во­со­че­та­ни­ях при­во­дит к ре­че­вым ошиб­кам, по­это­му по­доб­ные пары в дан­ном раз­де­ле «Справ­ки» рас­смат­ри­вать­ся не будут.

НА­ВЕРХ

6.8.4. Ва­ри­ан­ты типа обес­си­лею — обес­си­лю. Формы на­сто­я­ще­го-бу­ду­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов на -еть с уда­ре­ни­ем на корне.

В упо­треб­ле­нии часто сме­ши­ва­ют­ся не­ко­то­рые гла­го­лы на -еть и близ­кие к ним, но не сов­па­да­ю­щие ни по зна­че­нию, ни по спря­же­нию гла­го­лы на -ить: обез­ле­сеть и обез­ле­сить, обез­до­меть и обез­до­мить, обез­зе­ме­леть и обез­зе­ме­лить, обез­во­леть и обез­во­лить, обес­си­леть и обес­си­лить и по­доб­ные им. При том, что в речи уча­щих­ся такие слова очень редки, в за­да­нии 6 не­ко­то­рые слова этого типа встре­ча­ют­ся по­сто­ян­но. В част­но­сти, решим, как пра­виль­но:

ВЫ­ЗДО­РО­ВИШЬ (или ВЫ­ЗДО­РО­ВЕ­ЕШЬ?)

ОПРО­ТИ­ВЕ­ЕТ пло­хая по­го­да (или ОПРО­ТИ­ВИТ?)

сам ОБЕС­СИ­ЛИШЬ (или ОЕС­СИ­ЛЕ­ЕШЬ?)

Этому очень слож­но­му во­про­су нужно уде­лить вни­ма­ние, даже если вы и от­ве­ти­ли, что верно «вы­здо­ро­ве­ешь, обес­си­ле­ешь и опро­ти­ве­ет». В дан­ном слу­чае очень ве­ли­ка важ­ность дан­но­го пра­ви­ла для за­да­ния 11 на на­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов.

Итак, гла­го­лы на -еть и на -ить, име­ю­щие оди­на­ко­вый ко­рень, от­ли­ча­ют­ся зна­че­ни­ем и спря­же­ни­ем. Что зна­чит «обес­си­лЕТЬ»? Это зна­чит ли­шить­ся сил са­мо­му. А вот «обес­си­лИТЬ» обо­зна­ча­ет ли­шить сил кого-то. Что такое «ста­рЕТЬ»? Ста­но­вит­ся ста­рым. «Ста­рИТЬ» же обо­зна­ча­ет де­лать ста­рым: ста­рят че­ло­ве­ка мор­щи­ны, по­ход­ка. ЕТЬ ха­рак­тер­но для гла­го­лов, дей­ствие ко­то­рых не на­прав­ле­но на кого-то, то есть не­пе­ре­ход­ных. На­при­мер, нель­зя кого-то вы­здо­ро­вИТЬ, можно толь­ко са­мо­му вы­здо­ро­вЕТЬ, по­это­му нет гла­го­ла вы­здо­ро­вИТЬ. Нель­зя кого-то обезу­мИТЬ, толь­ко са­мо­му, по­это­му и гла­го­ла обезу­мИТЬ нет, есть толь­ко обе­зу­мЕТЬ.

Рас­смот­рим, как спря­га­ют­ся гла­го­лы из этого спис­ка:

Спря­же­ние гла­го­ла на -еть, сам:

в ед. числе:

1 л. -ею (обес­си­лею, опро­ти­вею, обе­зу­мею);

2 л. -еешь (обес­си­ле­ешь, опро­ти­ве­ешь, обе­зу­ме­ешь);

3 л. -еет (обес­си­ле­ет, опро­ти­ве­ет, обе­зу­ме­ет);

во мн. числе: 1 л. -еем; 2 л. -еете; 3 л. -еют.

Спря­же­ние гла­го­ла на -ить, кого-то:

1 л. -ю (обес­си­лю, обес­кров­лю, об­ра­зум­лю);

2 л. -ишь (обес­си­лишь, обес­кро­вишь, об­ра­зу­мишь);

3 л. -ит (обес­си­лит, обес­кро­вит, об­ра­зу­мит);

во мн. числе: 1 л. -им; 2 л. -ите; 3 л. -ят.

Как видно из таб­ли­цы, толь­ко зна­ние спря­же­ния гла­го­ла (на ЕТЬ или ИТЬ) поз­во­ля­ет пра­виль­но вы­би­рать окон­ча­ние.

В уст­ной речи, когда о спря­же­нии за­ду­мы­ва­ют­ся редко, гла­го­лы на -ить очень силь­но вли­я­ют на более ред­кие в упо­треб­ле­нии и не­удоб­ные в про­из­но­ше­нии гла­голь­ные формы с двой­ны­ми глас­ны­ми (-еете, -еет). Для таких гла­го­лов, как вы­здо­ро­веть, опо­сты­леть, опро­ти­веть и не­ко­то­рых дру­гих, в уст­ной речи пред­по­чи­та­ют­ся формы, об­ра­зо­ван­ные по мо­де­ли гла­го­лов 2 спря­же­ния: вы­здо­ров­лю, вы­здо­ро­вишь, опо­сты­лю, опо­сты­лят, опро­тив­лят, опро­ти­вит. Для успеш­но­го вы­пол­не­ния те­сто­вой части ЕГЭ и тем более для пись­мен­ных работ за­пом­ни­те: такие формы упо­треб­лять нель­зя. Из­ме­нять их можно толь­ко по пра­ви­лам, при­ведённым в таб­ли­це.

НА­ВЕРХ

6.8.5.Слож­ные слу­чаи об­ра­зо­ва­ния форм гла­го­лов

 

Нач. формаЛич­ные окон­ча­нияПо­ве­лит. на­кло­не­ниеКом­мен­та­рий
Ехатьеду, едем, едут, едешьпо­ез­жайоши­боч­ные формы: езжай, едь, ехай.
Ез­дитьезж/у, езд/им, езд/ятезди, ез­ди­те 
Кластькладу, кладём, кла­дутклади, кла­ди­тене до­пус­ка­ет­ся до­бав­ле­ние к этому корню при­став­ки: нет таких слов по­класть, вы­кла­ду и по­доб­ных мон­стров. При­став­ки раз­ре­ше­ны толь­ко при на­ли­чии суф­фик­са ыва
Вы­кла­ды­вать, пе­ре­кла­ды­вать, за­кла­ды­ватьвы­кла­ды­ва/ю, вы­кла­ды­ва/ютвы­кла­ды­вай, вы­кла­ды­вай­теПо­сколь­ку есть суф­фикс ыва , ис­поль­зо­ва­ние при­ста­вок раз­ре­ше­но
Вы­нутьвын/у, вын/ет, вын/утвынь, вынь­тене­до­пу­сти­мо выйми
Тро­гатьтрога/ю, трога/емтро­гай, тро­гай­тене­до­пу­сти­мо (не) трожь
По­ло­житьполож/у, полож/им, полож/атпо­ло­жи, по­ло­жи­тене до­пус­ка­ет­ся упо­треб­ле­ние этого корня без при­став­ки: нет та­ко­го слова ло­жить (искл. ло­жить­ся); не­до­пу­сти­мо по­ложь(те)
Вы­ло­житьвылож/у, вылож/имвы­ло­жи, вы­ло­жи­тене­до­пу­сти­мо ис­поль­зо­ва­ние суф­фик­са ыва/ива: вы­ла­жи­вай­те, вы­ла­жи­ваю — оши­боч­ны, как и вы­ло­жи­вать и про­чие. Не пу­тать с на­ла­жи­вать от­но­ше­ния, здесь ко­рень лад, а не лож.
Лечьляг/у, ляг/ут, ляж/емляг, лягтенель­зя ляжь; не сме­ши­вать с фор­мой ло­жись от ло­жить­ся
Об­нятьобним/у, обним/ешьоб­ни­ми, об­ни­ми­тенель­зя обой­ми
Ло­жить­сялож/у/сь, лож/ат/ся, лож/им/сяло­жись, ло­жи­тесьедин­ствен­ный слу­чай , когда ко­рень лож упо­треб­ля­ет­ся без при­став­ки; можно лечь или ло­жить­ся в боль­ни­цу, в по­стель или на диван
Ла­затьлаза/ю, ешь, ете, ютлазай, ла­зай­тепо зна­че­ние то же самое, что и ла­зить. В не­ко­то­рых сло­ва­рях по­ме­ча­ет­ся как до­пу­сти­мое, в от­ли­чие от формы ла­зить
Ла­зитьлаж/у, лаз/ят, лаз/ишьлазь, лазь­телазю, лазию, ла­зи­ешь не­до­пу­сти­мо
Лезтьлез/у, лез/ет, лез/емлезь, лезь­те и по­ле­зай, по­ле­зай­те 
На­детьнаден/у, наден/ешьна­день, на­день­тена­деть можно толь­ко что-то на что-то: пер­чат­ку на руку, са­по­ги на ноги, ко­стюм на себя. То, что на­де­то, можно снять. Нель­зя одеть на­уш­ни­ки, ва­реж­ки и носки: иначе их придётся раз­де­вать.
Одетьоден/у, оден/ешьодень, одень­теодеть можно толь­ко кого-то во что-то: сына в новый ком­би­не­зон, дочку в мод­ное пла­тье. Того, кого одели, можно раз­деть.
Прий­типрид/у, прид/ёте, приди, при­ди­теоши­боч­ное сло­во­об­ра­зо­ва­ние: ис­поль­зо­ва­ние й в любой форме, кроме на­чаль­ной, то есть нель­зя: прий­дут, прий­ди.
По­стричь­сяпо­стриг/у/сь, по­стриж/ём/сяпо­стри­гись, по­стри­ги­тесьоши­боч­ное сло­во­об­ра­зо­ва­ние с бук­вой д: под­стричь­ся
По­скольз­нуть­сяпо­скользн/у/сь, по­скользн/ёт/ся(не) по­скольз­нись, по­скольз­ни­тесьоши­боч­ное сло­во­об­ра­зо­ва­ние с бук­вой д: под­скольз­нуть­ся