Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 25 № 16878
i

(1)Софья Ива­нов­на была одной из тех ред­ких не­мо­ло­дых жен­щин, рождённых для се­мей­ной жизни, ко­то­рым судь­ба от­ка­за­ла в этом сча­стии и ко­то­рые вслед­ствие этого от­ка­за весь тот запас любви, ко­то­рый так долго хра­нил­ся, рос и креп в их серд­це для детей и мужа, ре­ша­ют­ся вдруг из­ли­вать на не­ко­то­рых из­бран­ных. (2)И запас этот у ста­рых де­ву­шек та­ко­го рода бы­ва­ет так не­ис­то­щим, что, не­смот­ря на то что из­бран­ных много, ещё остаётся много любви, ко­то­рую они из­ли­ва­ют на всех окру­жа­ю­щих, на всех доб­рых и злых людей, ко­то­рые толь­ко стал­ки­ва­ют­ся с ними в жизни.

(3)Есть три рода любви: лю­бовь кра­си­вая, лю­бовь са­мо­от­вер­жен­ная и лю­бовь де­я­тель­ная.

(4)Я го­во­рю про лю­бовь к че­ло­ве­ку, ко­то­рая, смот­ря по боль­шей или мень­шей силе души, со­сре­до­то­чи­ва­ет­ся на одном, на не­ко­то­рых или из­ли­ва­ет­ся на мно­гих. (5)Про лю­бовь к ма­те­ри, к отцу, к брату, к детям, к то­ва­ри­щу, к по­дру­ге, к со­оте­че­ствен­ни­ку, про лю­бовь к че­ло­ве­ку.

(6)Лю­бовь кра­си­вая за­клю­ча­ет­ся в любви к кра­со­те са­мо­го чув­ства и его вы­ра­же­ния. (7)Люди, ко­то­рые любят кра­си­вой лю­бо­вью, очень мало за­бо­тят­ся о вза­им­но­сти как об об­сто­я­тель­стве, не име­ю­щем ни­ка­ко­го вли­я­ния на кра­со­ту и при­ят­ность чув­ства. (8)Они часто пе­ре­ме­ня­ют пред­ме­ты своей любви, так как их глав­ная цель со­сто­ит толь­ко в том, чтоб при­ят­ное чув­ство любви было по­сто­ян­но воз­буж­да­е­мо. (9)Для того чтобы под­дер­жать в себе это при­ят­ное чув­ство, они по­сто­ян­но в самых изящ­ных вы­ра­же­ни­ях го­во­рят о своей любви как са­мо­му пред­ме­ту, так и всем тем, кому даже и нет до этой любви ни­ка­ко­го дела.

(10)Для людей, ко­то­рые так любят, лю­би­мый пред­мет лю­бе­зен на­столь­ко, на­сколь­ко он воз­буж­да­ет то при­ят­ное чув­ство, со­зна­ни­ем и вы­ра­же­ни­ем ко­то­ро­го они на­сла­жда­ют­ся.

(11)Вто­ро­го рода лю­бовь - лю­бовь са­мо­от­вер­жен­ная, она за­клю­ча­ет­ся в любви к про­цес­су жерт­во­ва­ния собой для лю­би­мо­го пред­ме­та, при этом не об­ра­ща­ет­ся вни­ма­ние на то, хуже или лучше от этих жертв лю­би­мо­му пред­ме­ту. (12)Люди, лю­бя­щие так, ни­ко­гда не верят вза­им­но­сти. (13)Им всё равно, хо­ро­шо ли вы ели, хо­ро­шо ли спали, ве­се­ло ли вам, здо­ро­вы ли вы, и они ни­че­го не сде­ла­ют, чтоб до­ста­вить вам эти удоб­ства, ежели они в их вла­сти. (14)Но стать под пулю, бро­сить­ся в воду, в огонь, за­чах­нуть от любви - на это они все­гда го­то­вы, ежели толь­ко встре­тит­ся слу­чай.

(15)Кроме того, люди, склон­ные к любви са­мо­от­вер­жен­ной, бы­ва­ют все­гда горды своею лю­бо­вью, взыс­ка­тель­ны, рев­ни­вы, не­до­вер­чи­вы и, стран­но ска­зать, же­ла­ют своим пред­ме­там опас­но­стей, чтоб из­бав­лять от них, не­сча­стий, чтоб уте­шать, и даже по­ро­ков, чтоб ис­прав­лять от них.

(16)Тре­тий род - лю­бовь де­я­тель­ная, она за­клю­ча­ет­ся в стрем­ле­нии удо­вле­тво­рять все нужды, все же­ла­ния, при­хо­ти, даже по­ро­ки лю­би­мо­го су­ще­ства. (17)Люди, ко­то­рые любят так, любят на всю жизнь. (18)Лю­бовь их редко вы­ра­жа­ет­ся сло­ва­ми, и если вы­ра­жа­ет­ся, то не толь­ко не са­мо­до­воль­но, кра­си­во, но и стыд­ли­во, не­лов­ко, по­то­му что они все­гда бо­ят­ся, что любят не­до­ста­точ­но. (19)Люди эти любят даже по­ро­ки лю­би­мо­го су­ще­ства, по­то­му что по­ро­ки эти дают им воз­мож­ность удо­вле­тво­рять ещё новые же­ла­ния. (20)Они ищут вза­им­но­сти, охот­но даже об­ма­ны­вая себя, верят в неё и счаст­ли­вы, если имеют её; но любят всё так же и не толь­ко же­ла­ют сча­стия для лю­би­мо­го пред­ме­та, но всеми мо­раль­ны­ми и ма­те­ри­аль­ны­ми, боль­ши­ми и мел­ки­ми сред­ства­ми, ко­то­рые на­хо­дят­ся в их вла­сти, по­сто­ян­но ста­ра­ют­ся до­ста­вить его...

(21)И вот эта-то де­я­тель­ная лю­бовь к сво­е­му пле­мян­ни­ку, пле­мян­ни­це, к сест­ре све­ти­лась в гла­зах, в каж­дом слове и дви­же­нии Софьи Ива­нов­ны.

(22)Толь­ко годы спу­стя я оце­нил впол­не Софью Ива­нов­ну, но и тогда мне пришёл в го­ло­ву во­прос: по­че­му Дмит­рий, ста­рав­ший­ся по­ни­мать лю­бовь со­вер­шен­но иначе, чем обык­но­вен­но мо­ло­дые люди, и имев­ший все­гда перед гла­за­ми милую, лю­бя­щую Софью Ива­нов­ну, вдруг страст­но по­лю­бил не­по­нят­ную Лю­бовь Сер­ге­ев­ну и толь­ко до­пус­кал, что в его тётке есть тоже хо­ро­шие ка­че­ства.

 

 

(По Л. Н. Тол­сто­му*)


* Лев Ни­ко­ла­е­вич Тол­стой (1828–1910)  — один из ве­ли­чай­ших рус­ских пи­са­те­лей и мыс­ли­те­лей.

Из пред­ло­же­ний 11-15 вы­пи­ши­те слово со зна­че­ни­ем «тре­бо­ва­тель­ные, стро­гие».

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В пред­ло­же­нии 15 есть слово «взыс­ка­тель­ны», со­от­вет­ству­ю­щее зна­че­нию «тре­бо­ва­тель­ные, стро­гие».

 

Ответ: взыс­ка­тель­ны.

Источник: ЕГЭ 2019. До­сроч­ная волна. (Ва­ри­ант ФИПИ)
Правило: 25 ЕГЭ. Лек­си­че­ское зна­че­ние слова. Си­но­ни­мы. Ан­то­ни­мы. Фра­зео­ло­гиз­мы. Груп­пы слов по упо­треб­ле­нию

ЗА­ДА­НИЕ 25. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния 25 нужно знать сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния:

— пря­мое/пе­ре­нос­ное зна­че­ние слова

— си­но­ни­мы (кон­текст­ный си­но­ним), ан­то­ни­мы (кон­текст­ный ан­то­ним)

— омо­ни­мы

— фра­зео­ло­гиз­мы

— за­им­ство­ван­ные слова

— лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са (ис­то­риз­мы, ар­ха­из­мы, нео­ло­гиз­мы)

— огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка (про­фес­си­о­на­лиз­мы, про­сто­реч­ная лек­си­ка, жар­го­низ­мы, диа­лек­тиз­мы)

— сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — это ис­то­ри­че­ски за­креп­лен­ный «смысл» слова.

Слова могут иметь пря­мое зна­че­ние (пер­во­на­чаль­ное, ис­ход­ное) зна­че­ние и пе­ре­нос­ное зна­че­ние (вто­рич­ное зна­че­ние, воз­ни­ка­ю­щее на ос­но­ве пер­во­го). При­ме­ры:

Его оста­ви­ли в ком­на­те од­но­го. Слово «оста­ви­ли» имеет пря­мое зна­че­ние.

Его оста­ви­ли в долж­но­сти. Слово «оста­ви­ли» ис­поль­зо­ва­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

 

Пе­ре­нос по ка­ко­му-либо сход­ству (цвет, форма, функ­ция) на­зы­ва­ет­ся ме­та­фо­рой. (Глаз­ное яб­ло­ко — сход­ство по форме; он не сдал эк­за­мен, и те­перь у него хвост — сход­ство на ос­но­ве функ­ции).

Пе­ре­нос на­зва­ния с од­но­го пред­ме­та на дру­гой на ос­но­ве смеж­но­сти этих пред­ме­тов на­зы­ва­ет­ся ме­то­ни­ми­ей. (Пуш­кин в сумке, съел та­рел­ку). Одной из раз­но­вид­но­стей ме­то­ни­мии яв­ля­ет­ся си­нек­до­ха. Си­нек­до­ха — пе­ре­нос на­зва­ния це­ло­го на его часть или на­о­бо­рот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лиш­ний рот в семье).

 

Си­но­ни­мы, ан­то­ни­мы, омо­ни­мы

Си­но­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но оди­на­ко­вые по зна­че­нию. (Друг — то­ва­рищ, ду­мать — раз­мыш­лять).

 

Кон­текст­ные си­но­ни­мы — слова, име­ю­щие сход­ное зна­че­ние толь­ко в пре­де­лах пред­ло­жен­но­го тек­ста. За пре­де­ла­ми кон­тек­ста такие слова не яв­ля­ют­ся си­но­ни­ма­ми. (Кон­текст­ные си­но­ни­мы гла­го­ла го­во­рить. Марья Ки­рил­лов­на сы­па­ла про близ­ких, он мол­чал. Деду никто не верил. Даже сер­ди­тые ста­ру­хи шам­ка­ли, что у чер­тей от­ро­дясь не было клю­вов (Пауст.))

 

Ан­то­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но про­ти­во­по­лож­ные по зна­че­нию. (пло­хой — хо­ро­ший, сесть — встать).

 

Кон­текст­ные ан­то­ни­мы — слова, на­хо­дя­щи­е­ся в ан­то­ни­ми­че­ских от­но­ше­ни­ях толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Они могут иметь раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы и от­но­сить­ся к раз­ным ча­стям речи. (Я глу­пая, а ты умен, живой, а я остол­бе­не­лая (М. Цве­та­е­ва))

 

Омо­ни­мы — это слова, оди­на­ко­вые по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но раз­ные по зна­че­нию. Не все­гда при­над­ле­жат одной части речи. Омо­ни­мы бы­ва­ют пол­ны­ми и ча­стич­ны­ми. Пол­ные омо­ни­мы — это слова одной части речи, у ко­то­рых сов­па­да­ют все грам­ма­ти­че­ские формы. На­при­мер: ключ (ко­то­рым от­кры­ва­ем дверь) и ключ (ис­точ­ник воды). Ча­стич­ные омо­ни­мы — это слова, у ко­то­рых не все грам­ма­ти­че­ски формы оди­на­ко­вы.

 

Фра­зео­ло­гиз­мы

Фра­зео­ло­гиз­мы — это устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, об­ла­да­ю­щие не­де­ли­мым смыс­лом и из­вле­ка­е­мые из нашей па­мя­ти в го­то­вом виде. Как пра­ви­ло, зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­мов не лежит на по­верх­но­сти. Фра­зео­ло­гизм — это не сумма зна­че­ний слов, а одно зна­че­ние для не­сколь­ких слов, объ­еди­нен­ных в сло­во­со­че­та­ние.

 

В 2024-2025 учеб­ном году ФИПИ со­здал спи­сок фра­зео­ло­гиз­мов. Не­смот­ря на то что он да­ле­ко не пол­ный, фраз в нём очень много. Пред­ла­га­ем ска­чать его в виде файла и об­ра­щать­ся при не­об­хо­ди­мо­сти. ru-2-leksika-i-frazeologija_fraz.pdf

 

За­им­ство­ван­ные слова — это слова, при­шед­шие в рус­ский язык из дру­гих язы­ков: хутор (из вен­гер­ско­го).

 

Лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са — уста­рев­шая или еще не­до­ста­точ­но из­вест­ная.

 

Ис­то­риз­мы — уста­рев­шие слова, вы­шед­шие из упо­треб­ле­ния в связи с ис­чез­но­ве­ни­ем ре­а­лий дей­стви­тель­но­сти, ко­то­рые они обо­зна­ча­ли. (При­мер: бур­мистр, бо­ярин и т. д.).

 

Ар­ха­из­мы — уста­рев­шие слова, заменённые со­вре­мен­ны­ми си­но­ни­ма­ми (ла­ни­ты — щёки, длань — ла­донь).

 

Нео­ло­гиз­мы — это новые слова, по­явив­ши­е­ся не­дав­но в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем новых пред­ме­тов, яв­ле­ний.

 

Огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка

 

Диа­лек­тиз­мы — это слова, ис­поль­зу­е­мые толь­ко на опре­де­лен­ных тер­ри­то­ри­ях. При­ме­ры: векша — белка (се­вер­ный диа­лект).

 

Про­фес­си­о­на­лиз­мы — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в уст­ной речи в раз­ных про­фес­си­о­наль­ных сре­дах: чай­ник — у про­грам­ми­стов че­ло­век, плохо раз­би­ра­ю­щий­ся в ком­пью­те­рах, но­ви­чок.

 

Жар­гон­ная лек­си­ка — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в своей речи опре­де­лен­ные со­ци­аль­ные слои на­се­ле­ния. При­ме­ры: бес­пре­дел (уго­лов­ное арго), клёвый (мо­ло­дежь).

 

Сленг — чаще по­ни­ма­ет­ся как «мо­ло­деж­ный».

 

Арго — диа­лект, со­здан­ный груп­пой с целью обособ­ле­ния (пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал во­ров­ской язык).

 

Про­сто­реч­ная лек­си­ка — слова со сти­ли­сти­че­ски сни­жен­ным, гру­бым, вуль­гар­ным от­тен­ком. К числу этих слов от­но­сят­ся и ма­тер­ные слова. На­при­мер, «свист­нуть» — в зна­че­нии «украсть», «харя, морда» — в зна­че­нии «лицо» и т. д.

 

Сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Ней­траль­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в любой си­ту­а­ции, в любом стиле (хо­ро­ший, об­ще­ство, ри­со­вать).

 

Книж­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в пись­мен­ных (книж­ных) сти­лях (до­сто­хваль­ный, ас­со­ци­а­ция, жи­во­пи­сать).

 

Раз­го­вор­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в раз­го­вор­ном стиле (гро­бить, за­пас­ка, де­ля­га).

1
Тип 23 № 16876
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Дмит­рий по­че­му-то страст­но по­лю­бил Софью Ива­нов­ну.

2)  Лю­бовь са­мо­от­вер­жен­ная за­клю­ча­ет­ся в стрем­ле­нии удо­вле­тво­рять все нужды, все же­ла­ния лю­би­мо­го че­ло­ве­ка.

3)  Запас любви у де­ву­шек та­ко­го рода, как Софья Ива­нов­на, был на­столь­ко не­ис­то­щим, что она была го­то­ва из­ли­вать это чув­ство на всех окру­жа­ю­щих людей, доб­рых и злых.

4)  Лю­бовь де­я­тель­ная за­клю­ча­ет­ся в жерт­во­ва­нии собой и не пред­по­ла­га­ет вза­им­но­сти.

5)  Те, кто ис­пы­ты­ва­ет лю­бовь кра­си­вую, склон­ны по­сто­ян­но ме­нять пред­ме­ты сво­е­го обо­жа­ния.


2
Тип 24 № 16877
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Пред­ло­же­ние 5 по­яс­ня­ет, рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 4.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 6−9 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 11−14 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4)  Пред­ло­же­ние 17 про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию пред­ло­же­нию 16.

5)  В пред­ло­же­нии 19 пред­став­ле­но опи­са­ние.


3
Тип 26 № 16879
i

Среди пред­ло­же­ний 4−9 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим с по­мо­щью ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния, лек­си­че­ско­го по­вто­ра и форм слов. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 16880
i

«Автор ши­ро­ко ис­поль­зу­ет книж­ную лек­си­ку («не­ис­то­щим», «изящ­ных», «са­мо­от­вер­жен­ная») и такой троп, как (А)_________ («запас любви… из­ли­вать» в пред­ло­же­нии 1). Чтобы не по­те­ря­лась ос­нов­ная мысль тек­ста, пи­са­тель при­бе­га­ет к та­ко­му приёму, как (Б)_________ («любят» в пред­ло­же­ни­ях 18 и 19), и та­ко­му син­так­си­че­ско­му сред­ству, как (В)_________ («кроме того» и «стран­но ска­зать» в пред­ло­же­нии 15).

А ещё одно син­так­си­че­ское сред­ство  — (Г)_________ («хра­нил­ся, рос и креп» в пред­ло­же­нии 1, «все нужды, все же­ла­ния, при­хо­ти, даже по­ро­ки» в пред­ло­же­нии 16)  — по­мо­га­ет ав­то­ру быть более точ­ным в вы­ра­же­нии мыс­лей».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  ри­то­ри­че­ский во­прос

2)  ввод­ные кон­струк­ции

3)  фра­зео­ло­гизм

4)  ли­то­та

5)  ме­та­фо­ра

6)  лек­си­че­ский по­втор

7)  эпи­тет

8)  раз­го­вор­ная и про­сто­реч­ная лек­си­ка

9)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

5
Тип Д27 C27 № 16881
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.