Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 24315
i

(1)При­ня­то счи­тать, что ли­те­ра­ту­ра че­ло­ве­че­ства на­ча­лась с древ­не­го шу­мер­ско­го эпоса «Ска­за­ние о Гиль­га­ме­ше». (2)Пи­са­лось это со­чи­не­ние аж в тре­тьем ты­ся­че­ле­тии до нашей эры, и, сле­до­ва­тель­но, изящ­ная сло­вес­ность будет по­стар­ше еги­пет­ских пи­ра­мид.

(3)С тех пор было на­пи­са­но ве­ли­кое мно­же­ство книг, умных и ду­рац­ких, та­лант­ли­вых и не ска­зать чтобы от­ме­чен­ных «ис­крой Бо­жьей», ко­то­рые (в том-то всё и дело) фи­зи­че­ски не­воз­мож­но пе­ре­чи­тать. (4)Спра­ши­ва­ет­ся: а чего, соб­ствен­но, ради скри­пе­ли пе­рья­ми, может быть, мил­ли­о­ны людей, обре­менённых даром ху­до­же­ствен­но­го слова, зачем они не­до­сы­па­ли-не­до­еда­ли и му­чи­лись под пыт­ка­ми син­так­си­сом, если их со­чи­не­ния об­ре­че­ны на без­вест­ность, если книги, рождённой в ноч­ной тиши, ни­ко­гда не коснётся че­ло­ве­че­ская рука?

(5)С дру­гой сто­ро­ны, ин­те­рес­но: вот уже пять тысяч лет, как че­ло­ве­че­ство не отстаёт от чте­ния, хотя у него хло­пот, что на­зы­ва­ет­ся, полон рот (тут тебе и бес­ко­неч­ные меж­до­усо­би­цы, и кри­зис не­пла­те­жей), а он всё по­чи­ты­ва­ет на до­су­ге, слов­но это, ка­за­лось бы, зряш­ное при­стра­стие зло­бо­днев­но. (6)Вроде бы и прак­ти­че­ско­го толка от этого за­ня­тия ни­ка­ко­го: всё-таки книж­ку про­чи­тать  —это не то, что де­лян­ку под кар­тош­ку вско­пать или по­чи­нить в доме элек­тро­про­вод­ку, вроде бы и без

того жизнь ко­рот­ка, как за­ячий хвост, и глаза пор­тить не го­дит­ся, и ос­нов­ные во­про­сы бытия давно за­кры­ты, а людей всё тянет к пе­чат­но­му слову, точно в нём за­клю­че­на какая-то ве­ли­кая бла­го­дать…

(7)Что до пер­во­го пунк­та, то ответ на него таков: люди, обре­менённые даром ху­до­же­ствен­но­го слова, пишут по­то­му, что есть такая бо­лезнь  —пи­са­тель и этот стра­да­лец не может не со­чи­нять. (8)Бо­лезнь эта весь­ма рас­про­странённая, осо­бен­но у нас, в Рос­сии, где пи­са­тель две­сти лет стоял на­рав­не с апо­сто­ла­ми, а те­перь перешёл на по­ло­же­ние го­род­ско­го ду­рач­ка, без­дель­ни­ка и недотёпы, ко­то­рый не умеет даже элек­три­че­ство по­чи­нить.

(9)Дру­гое дело, что бы­ва­ет пи­са­тель, име­ю­щий что ска­зать го­ро­ду и миру. (10)А бы­ва­ет пи­са­тель, ко­то­рый толь­ко и может, что в пись­мен­ном виде по­де­лить­ся с пуб­ли­кой сво­и­ми на­блю­де­ни­я­ми над ве­чер­ней зарёй, ха­рак­те­ра­ми со­вре­мен­ни­ков, а то и рас­цвет­кой ба­боч­ки ма­ха­о­на. (11)Но при этом ни того ни дру­го­го ни­ма­ло не ин­те­ре­су­ет, про­чи­та­ют ли их пи­са­ни­ну или не про­чи­та­ют, при­зна­ет пуб­ли­ка ис­кромётный та­лант твор­ца или не при­зна­ет, и даже им не­важ­но, вый­дет ру­ко­пись в свет или на­ве­ки упо­ко­ит­ся в ящике пись­мен­но­го стола.

(12)По вто­ро­му пунк­ту: люди вот уже пять тысяч лет чи­та­ют книги по той при­чи­не, что им от Бога вышло такое вну­ше­ние – раз сво­е­го ума мало, если ты бес­чув­ствен, как сапог, то по­тру­дись осво­ить хотя бы часть кор­пу­са ве­ли­кой ли­те­ра­ту­ры, чтобы при­об­щить­ся к ве­ли­ко­му зна­нию о жизни и о себе. (13)И ведь дей­стви­тель­но: с муд­рым ав­то­ром свя­зать­ся через пе­чат­ное слово  —это со­всем не то, что вы­яс­нить по со­то­во­му те­ле­фо­ну у Саши или у Маши, что они ку­ша­ли на обед; это со­всем не то,

что вы­слу­шать от ма­те­ри на­го­няй за бес­тол­ко­вость и не­ра­де­ние.

(14)Ис­клю­чи­тель­но по той при­чи­не, что боль­шой пи­са­тель пред­став­ля­ет собой фе­но­мен, что он есть выс­ший под­вид че­ло­ве­ка

ра­зум­но­го, наделённого спо­соб­но­стью мыс­лить и чув­ство­вать, как никто, его со­чи­не­ния не­пре­мен­но сле­ду­ет про­чи­тать. (15)Лев Тол­стой нас вдох­но­вит своим оза­ре­ни­ем: «Мне го­во­рят, я не­сво­бо­ден, а я взял и под­нял пра­вую руку». (16)Чехов на­сто­ро­жит ка­те­го­ри­че­ским им­пе­ра­ти­вом: «В че­ло­ве­ке всё долж­но быть пре­крас­но…» (17)В свою оче­редь, До­сто­ев­ский нам со­об­щит: «Широк, слиш­ком широк рус­ский че­ло­век, я бы сузил» и «Кра­со­тою спасётся мир».

(18)Сле­до­ва­тель­но, люди ис­по­кон веков тя­нут­ся к дель­ной книге по той при­чи­не, что ис­пы­ты­ва­ют по­треб­ность в об­ще­нии с са­мы­ми свет­лы­ми умами, и удо­вле­тво­рить её не могут ни до­маш­ние, ни при­я­те­ли, ни га­зе­ты. (19)От­ку­да взя­лась эта по­треб­ность, точно ска­зать нель­зя, но можно пред­по­ло­жить: та­ко­вая за­клю­че­на в самой при­ро­де че­ло­ве­ка как по­жиз­нен­но­го слу­ша­те­ля Выс­ших кур­сов, как мыс­ли­те­ля и твор­ца. (20)Сло­вом, ско­рее всего прав поэт Брод­ский: «Че­ло­век  —это то, что он чи­та­ет». (21)По край­ней мере, че­ло­век  —это не так про­сто, как по­ла­га­ют ма­те­ри­а­ли­сты, и мыс­ля­щие особи долж­ны быть по­сто­ян­но на­сто­ро­же.

 

 

(По В.А. Пье­цу­ху*)


* Вя­че­слав Алек­се­е­вич Пье­цух(род. в 1946 г.)  —со­вет­ский и рос­сий­ский пи­са­тель.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Удо­вле­тво­рить по­треб­ность че­ло­ве­ка в об­ще­нии впол­не могут до­маш­ние, при­я­те­ли, га­зе­ты.

2)  По мне­нию ав­то­ра, боль­шой пи­са­тель есть выс­ший под­вид че­ло­ве­ка ра­зум­но­го, наделённого осо­бой спо­соб­но­стью мыс­лить и чув­ство­вать.

3)  Чи­та­тель об­ра­ща­ет­ся к книге, чтобы при­об­щить­ся к ве­ли­ко­му зна­нию о жизни и о себе.

4)  Пи­са­тель все­гда в Рос­сии был на по­ло­же­нии го­род­ско­го ду­рач­ка, без­дель­ни­ка и недотёпы.

5)  Все со­здан­ные че­ло­ве­че­ством книги не­воз­мож­но пе­ре­чи­тать фи­зи­че­ски.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Удо­вле­тво­рить по­треб­ность че­ло­ве­ка в об­ще­нии впол­не могут до­маш­ние, при­я­те­ли, га­зе­ты.  — Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 13 тек­ста.

2)  По мне­нию ав­то­ра, боль­шой пи­са­тель есть выс­ший под­вид че­ло­ве­ка ра­зум­но­го, наделённого осо­бой спо­соб­но­стью мыс­лить и чув­ство­вать.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 14.

 

3)  Чи­та­тель об­ра­ща­ет­ся к книге, чтобы при­об­щить­ся к ве­ли­ко­му зна­нию о жизни и о себе.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 12.

 

4)  Пи­са­тель все­гда в Рос­сии был на по­ло­же­нии го­род­ско­го ду­рач­ка, без­дель­ни­ка и недотёпы.  — Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 8.

 

5)  Все со­здан­ные че­ло­ве­че­ством книги не­воз­мож­но пе­ре­чи­тать фи­зи­че­ски.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 3 тек­ста.

 

Ответ: 235.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 2020. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

1
Тип 24 № 24316
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся оши­боч­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 3, 4 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

2)  Пред­ло­же­ние 8 по­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 7.

3)  Пред­ло­же­ния 9 и 10 про­ти­во­по­став­ле­ны по со­дер­жа­нию.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 12, 13 пред­став­ле­но опи­са­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 21 со­дер­жит ука­за­ние на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 19.


2
Тип 25 № 24317
i

Из пред­ло­же­ния 5 вы­пи­ши­те один фра­зео­ло­гизм.


3
Тип 26 № 24318
i

Среди пред­ло­же­ний 15−21 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния и форм слов. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 24319
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ото­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22−25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

 

«Раз­мыш­ле­ния ав­то­ра тек­ста В. А. Пье­цу­ха о пи­са­те­лях и чи­та­те­лях под­чи­не­ны стро­гой ло­ги­ке. От­сле­дить её нам по­мо­га­ют син­так­си­че­ское сред­ство – (А)_______ (в пред­ло­же­ни­ях 3, 5) и приём – (Б)________ (в пред­ло­же­ни­ях 15–17). Не­ред­ко автор при­бе­га­ет к та­ко­му лек­си­че­ско­му сред­ству, как (В)________ («аж» в пред­ло­же­нии 2, «ду­рац­ких» в пред­ло­же­нии 3, «зряш­ное» в пред­ло­же­нии 5, «пи­са­ни­ну» в пред­ло­же­нии 11). Ярче вы­ра­зить свою мысль ав­то­ру по­мо­га­ют тропы, среди ко­то­рых (Г)_________ («му­чи­лись под пыт­ка­ми син­так­си­сом» в пред­ло­же­нии 4)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1)  иро­ния

2)  ан­то­ни­мы

3)  ци­ти­ро­ва­ние

4)  пар­цел­ля­ция

5)  си­но­ни­мы

6)  ввод­ные и встав­ные кон­струк­ции

7)  эпи­тет

8)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

9)  раз­го­вор­ные и про­сто­реч­ные слова

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

5
Тип Д27 C27 № 24320
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те

чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.