Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 24504
i

(1)Вы не раз, ве­ро­ят­но, чи­та­ли и слы­ша­ли о мас­со­вом ге­ро­из­ме в Крас­ной Армии. (2)Это ис­ти­на, это свя­тые слова. (3)Но знай­те: мас­со­во­го ге­ро­из­ма не бы­ва­ет, если нет во­жа­ка, если нет того, кто идёт пер­вым. (4)Не­лег­ко под­нять людей в атаку, и никто не под­ни­мет­ся, если нет пер­во­го, если не вста­нет один, не пойдёт впе­ре­ди, увле­кая всех.

(5)Бур­на­шев под­нял­ся, ото­рвав себя от земли, ис­пол­няя при­каз – не толь­ко мой, но вме­сте с тем при­каз Ро­ди­ны сыну, – Бур­на­шев про­кри­чал во всё поле:

– За Ро­ди­ну! (6)Вперёд!

(7)И вдруг голос пре­рвал­ся; будто спо­ткнув­шись о на­тя­ну­тую под но­га­ми про­во­ло­ку, Бур­на­шев с раз­бе­гу, с раз­ма­ху упал. (8)По­ка­за­лось: он сей­час вско­чит, по­бе­жит даль­ше, и все, вы­но­ся перед собой штыки, по­бе­гут на врага вме­сте с ними. (9)Но он лежал, рас­ки­нув руки, лежал, не под­ни­ма­ясь. (10)Все смот­ре­ли на него, на рас­пла­стан­но­го в снегу лей­те­нан­та, под­ко­шен­но­го с пер­вых шагов, все чего-то ждали.

(11)Опять про­шла на­пряжённая се­кун­да. (12)Цепь не под­ня­лась.

(13)Снова кто-то вско­чил, и в пулемётной трес­кот­не взмы­ли над полем те же слова, тот же при­зыв. (14)Голос был не­есте­ствен­но вы­со­кий, по узень­кой ма­ло­рос­лой фи­гу­ре все узна­ли крас­но­ар­мей­ца Бу­ке­е­ва. (15)Од­на­ко и он, едва ри­нув­шись вперёд, рух­нул.

(16)У меня на­пру­жи­ни­лось тело, паль­цы сгреб­ли снег. (17)Опять ис­тек­ла се­кун­да. (18)Цепь не под­ня­лась.

(19)Наши то­ва­ри­щи, сорок–пять­де­сят крас­но­ар­мей­цев, су­мев­шие вы­брать мо­мент для удара в спину врага, при­бли­жа­лись к нем­цам с дру­гой сто­ро­ны, ко­то­рые и там уже от­кры­ли паль­бу, а мы ле­жа­ли, по-преж­не­му при­ши­тые к земле, ле­жа­ли, об­ре­кая на по­ги­бель горст­ку бра­тьев-смель­ча­ков.

(20)Каж­дый из нас, как и я, на­пру­жи­нил­ся, каж­дый стре­мил­ся рва­нуть­ся, вско­чить, и никто не вска­ки­вал.

(21)Да что же это? (22)Не­уже­ли мы так и про­ле­жим, так и ока­жем­ся тру­са­ми, пре­да­те­ля­ми бра­тьев? (23)Не­уже­ли не найдётся ни­ко­го, кто в тре­тий раз стре­ми­тель­но дви­нул­ся бы вперёд, увле­кая роту?

(24)И я вдруг ощу­тил, что взгля­ды всех устрем­ле­ны на меня, ощу­тил, что ко мне, к стар­ше­му ко­ман­ди­ру, к ком­ба­ту, слов­но к цен­траль­ной точке боя, при­тя­ну­то обострённое вни­ма­ние: все, чу­ди­лось, ждали, что ска­жет, как по­сту­пит ком­бат. (25)И, отчётливо со­зна­вая, что со­вер­шаю безу­мие, я рва­нул­ся вперёд, чтобы по­дать за­ра­зи­тель­ный при­мер.

(26)Но меня тот­час с силой схва­тил за плечи, вда­вил в снег стар­ший по­лит­рук Тол­сту­нов:

– Не дури, не смей, ком­бат!

(27)Его при­ят­но-гру­бо­ва­тое лицо в один миг пе­ре­ме­ни­лось: ли­це­вые мышцы на­пряг­лись, ока­ме­не­ли. (28)Он от­толк­нул­ся, чтобы рез­ким дви­же­ни­ем встать, но те­перь я схва­тил его за руку.

(29)Ко­ман­ди­ру на­доб­но знать, что в бою каж­дое его слово, дви­же­ние, вы­ра­же­ние лица улав­ли­ва­ет­ся всеми, дей­ству­ет на всех; на­доб­но знать, что управ­ле­ние боем есть не толь­ко управ­ле­ние огнём или пе­ре­дви­же­ни­я­ми сол­дат, но и управ­ле­ние пси­хи­кой. (30)Ко­неч­но, не дело ком­ба­та во­дить роту вру­ко­паш­ную. (31)Я вспом­нил всё, чему мы обу­ча­лись, вспом­нил завет Пан­фи­ло­ва: «Нель­зя во­е­вать гру­дью пе­хо­ты... (32)Бе­ре­ги сол­да­та. (33)Бе­ре­ги дей­стви­ем, огнём...»

(34)Я крик­нул:

– Ча­стый огонь по пулемётчи­кам! (35)При­жми­те их к земле!

(36)Бойцы по­ня­ли. (37)Те­перь наши пули за­сви­ста­ли над го­ло­ва­ми стре­ля­ю­щих нем­цев.

(38)Ага, не­мец­кие пулемётчики ис­чез­ли, про­па­ли за щит­ка­ми. (39)Ага, кого-то мы там под­стре­ли­ли. (40)Один пулемёт за­пнул­ся, пе­ре­ста­ло вы­ска­ки­вать длин­ное острое пламя. (41)Я ловил мо­мент, чтобы ско­ман­до­вать. (42)Но не успел.

(43)Над цепью разнёсся ярост­ный крик Тол­сту­но­ва:

– За Ро­ди­ну! (44)Ура-а-а!

(45)Мы уви­де­ли: Тол­сту­нов под­нял­ся вме­сте с пулемётом и по­бе­жал, упе­рев при­клад в грудь, стре­ляя и крича на бегу. (46)Голос Тол­сту­но­ва про­пал в рёве дру­гих го­ло­сов. (47)Бойцы вска­ки­ва­ли.

(48)С кри­ком они рва­ну­лись на врага, они об­го­ня­ли Тол­сту­но­ва. (49)Вы­пу­стив па­тро­ны, Тол­сту­нов взял­ся за го­ря­чий ствол пулемёта и под­нял над собой тяжёлый при­клад, как ду­би­ну.

(50)Немцы не при­ня­ли на­ше­го вы­зо­ва на ру­ко­паш­ный бой, не при­ня­ли шты­ко­во­го удара, их бо­е­вой по­ря­док сме­шал­ся, они бе­жа­ли от нас. (51)Пре­сле­дуя врага, мы – наша вто­рая рота и взвод бой­цов, на­чав­ший на­па­де­ни­ем с тыла эту слав­ную контр­ата­ку, – мы с раз­ных сто­рон во­рва­лись в село Нов­лян­ское.

 

 

(По А.А. Беку*)


* Алек­сандр Аль­фре­до­вич Бек (1902−1972)  —рус­ский со­вет­ский пи­са­тель.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В самый от­вет­ствен­ный мо­мент боя Пан­фи­лов об­ра­тил­ся с при­зы­вом к роте прой­тись ча­стым огнём по не­мец­ким пулемётчи­кам.

2)  Рас­сказ­чик рва­нул­ся вперёд, чтобы по­дать при­мер бой­цам, но был оста­нов­лен стар­шим по­лит­ру­ком Тол­сту­но­вым.

3)  После того как Тол­сту­нов повёл роту в атаку, немцы при­ня­ли вызов на ру­ко­паш­ный бой.

4)  В атаке все­гда дол­жен быть тот, кто будет пер­вым, пойдёт впе­ре­ди, увле­кая дру­гих.

5)  Бур­на­шев и Бу­ке­ев сво­и­ми дей­стви­я­ми долж­ны были под­нять цепь в атаку, но этого не про­изо­шло.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  В самый от­вет­ствен­ный мо­мент боя Пан­фи­лов об­ра­тил­ся с при­зы­вом к роте прой­тись ча­стым огнём по не­мец­ким пулемётчи­кам. − Про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста.

 

2)  Рас­сказ­чик рва­нул­ся вперёд, чтобы по­дать при­мер бой­цам, но был оста­нов­лен стар­шим по­лит­ру­ком Тол­сту­но­вым.  — Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 26.

 

3)  После того как Тол­сту­нов повёл роту в атаку, немцы при­ня­ли вызов на ру­ко­паш­ный бой. − Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 50.

 

4)  В атаке все­гда дол­жен быть тот, кто будет пер­вым, пойдёт впе­ре­ди, увле­кая дру­гих. − Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми 3−4.

 

5)  Бур­на­шев и Бу­ке­ев сво­и­ми дей­стви­я­ми долж­ны были под­нять цепь в атаку, но этого не про­изо­шло. − Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми 12, 18.

 

Ответ: 13.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 2020. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

1
Тип 24 № 24505
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Пред­ло­же­ние 4 по­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 3.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 5  — 7 пред­став­ле­но опи­са­ние.

3)  Пред­ло­же­ние 25 на­зы­ва­ет при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 24.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 25 и 26 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 29  — 33 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

Источники:
ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна.

2
Тип 25 № 24506
i

Из пред­ло­же­ний 34−41 вы­пи­ши­те си­но­ни­мы.


3
Тип 26 № 24507
i

Среди пред­ло­же­ний 24  — 28 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи при­тя­жа­тель­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 24508
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ото­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22−25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

 

«На­пряжённость ат­мо­сфе­ры перед ата­кой А. А. Беку по­мо­га­ют пе­ре­дать приёмы: (А)_______ («ощу­тил» в пред­ло­же­нии 24, «на­доб­но знать» в пред­ло­же­нии 29) и (Б)________ (пред­ло­же­ния 22 и 23). Ра­дость же, ис­пы­ты­ва­е­мую рас­сказ­чи­ком в мо­мент атаки, пе­ре­да­ют тропы: (В)________ («пулемёт за­пнул­ся» в пред­ло­же­нии 40) и (Г)_________ («как ду­би­ну» в пред­ло­же­нии 49)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1)  срав­не­ние

2)  про­ти­во­по­став­ле­ние

3)  ана­фо­ра

4)  пар­цел­ля­ция

5)  иро­ния

6)  ввод­ные кон­струк­ции

7)  ли­то­та

8)  ме­та­фо­ра

9)  лек­си­че­ский по­втор

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

5
Тип Д27 C27 № 24509
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те

чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.