Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 4963
i

(1)Здо­ро­вым и силь­ным ко­пыт­ным жи­вот­ным волки в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев не страш­ны, так как вол­чья стая все­гда вы­смат­ри­ва­ет мо­лод­няк, ста­рых или боль­ных зве­рей, ко­то­рых легче пой­мать. (2)Это хо­ро­шо видно, когда вол­чья стая на­па­да­ет на стадо се­вер­ных оле­ней или ов­це­бы­ков: волки бро­са­ют­ся на боль­ных или ослаб­лен­ных жи­вот­ных, и самые сла­бые из них ста­но­вят­ся лёгкой до­бы­чей. (3)<...>, стадо, на ко­то­рое по­сто­ян­но на­па­да­ют волки, будет во много раз здо­ро­вее того, ко­то­рое хо­ро­шо охра­ня­ет­ся от на­па­де­ний.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Не­охра­ня­е­мое стадо ко­пыт­ных жи­вот­ных во много раз здо­ро­вее охра­ня­е­мо­го, так как волки на­па­да­ют толь­ко на мо­ло­дых, боль­ных и сла­бых жи­вот­ных.

2)  На­па­дая на стада се­вер­ных оле­ней или ов­це­бы­ков, вол­чья стая пы­та­ет­ся со­здать в нём па­ни­ку, чтобы ото­гнать в сто­ро­ну свою жерт­ву  — сла­бое или боль­ное жи­вот­ное.

3)Так как волки на­па­да­ют толь­ко на мо­ло­дых, боль­ных и сла­бых жи­вот­ных, остав­ляя силь­ных и вы­нос­ли­вых, стадо ко­пыт­ных жи­вот­ных , ко­то­рое не охра­ня­ет­ся, во много раз здо­ро­вее охра­ня­е­мо­го.

4)  В стаде, охра­ня­е­мом от на­па­де­ния вол­ков, оста­ют­ся толь­ко силь­ные и здо­ро­вые особи.

5)Когда вол­чья стая на­па­да­ет на стадо се­вер­ных оле­ней или ов­це­бы­ков, волки бро­са­ют­ся на боль­ных или ослаб­лен­ных жи­вот­ных.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 2) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: в тек­сте нет ин­фор­ма­ции, ко­то­рая со­дер­жит­ся в дан­ном пред­ло­же­нии.

Пред­ло­же­ние 4) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: в тек­сте ска­за­но, что здо­ро­вее будет стадо, на ко­то­рое на­па­да­ют волки, а не то, ко­то­рое охра­ня­ет­ся от вол­ков, как утвер­жда­ет­ся в дан­ном пред­ло­же­нии.

Пред­ло­же­ние 5) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: не ска­за­но, что не­охра­ня­е­мое стадо ко­пыт­ных жи­вот­ных во много раз здо­ро­вее охра­ня­е­мо­го, так как волки на­па­да­ют толь­ко на мо­ло­дых, боль­ных и сла­бых жи­вот­ных.

Верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста в пред­ло­же­ни­ях 1) и 3).

 

Ответ: 13|31.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 8
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
Azat Nasifullin 18.05.2014 08:23

Но про не­охра­ня­е­мое стадо в тек­сте не упо­ми­на­ет­ся

Татьяна Юдина

Из по­след­не­го пред­ло­же­ния вы­те­ка­ет мысль: не охра­ня­ют- зна­чит, оста­ют­ся толь­ко силь­ные.

1
Тип Д2 № 4749
i

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста?

 

Не слу­чай­но

Тем не менее

На­о­бо­рот,

Од­на­ко

Таким об­ра­зом


2
Тип Д3 № 8056
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СЛА­БЫЙ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

СЛА́БЫЙ, -ая, -ое; слаб, слаба, слабо, слабы и слабы.

1.  От­ли­ча­ю­щий­ся малой силой, мощ­но­стью. С. че­ло­век. С. голос. С. мотор. Сла­бые токи.

2.  Бо­лез­нен­ный, не­здо­ро­вый, а также (о здо­ро­вье) пло­хой. С. ребёнок. Сла­бые лёгкие. Сла­бое здо­ро­вье. Сла­бое зре­ние.

3.  Малый, не­зна­чи­тель­ный. С. ветер. Сла­бая боль. Сла­бая на­деж­да. Сла­бые при­зна­ки жизни.

4.  Лишённый твёрдо­сти, устой­чи­во­сти, по­сле­до­ва­тель­но­сти. С. ха­рак­тер. Сла­бая воля.

5.  Не­ис­кус­ный, пло­хой. С. пи­са­тель. С. ра­бот­ник. С. уче­ник. Сла­бая книга. Слаб в на­у­ках кто-н.

6.  Не креп­кий, не на­сы­щен­ный. С. чай. С. рас­твор.

7.  Не тугой, не плот­ный. Верёвка слабо (нареч.) на­тя­ну­та.

8.  слабо, в знач. сказ., кому, с не­опред. Не может кто-н., не хва­та­ет сил, уме­нья, ре­ши­тель­но­сти у кого-н. (прост.). Слабо тебе с ним спра­вить­ся!


3
Тип Д2 № 14271
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ввод­ное сло­во­со­че­та­ние, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.