Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 50141
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

(1)Тот, кто любит ис­кус­ство ис­тин­но, кто любит по­э­зию, ли­те­ра­ту­ру,  — не дол­жен ис­кус­ствен­но огра­ни­чи­вать себя толь­ко одной сфе­рой и пре­бы­вать в пол­ном рав­но­ду­шии к му­зы­ке, к танцу, к изоб­ра­же­нию…

(2)Че­ло­ве­ку свой­ствен­но все­сто­рон­нее, гар­мо­ни­че­ское раз­ви­тие ин­те­ре­сов и вку­сов. (3)И я даже как-то не пред­став­ляю себе че­ло­ве­ка, ко­то­рый любил бы се­рьез­ную му­зы­ку и оста­вал­ся бы глух к по­э­зии Пуш­ки­на, Блока, Ма­я­ков­ско­го, ни­ко­гда не читал бы Тол­сто­го, Че­хо­ва… (4)Или страст­но­го зна­то­ка ли­те­ра­ту­ры, по­э­зии, ко­то­рый не бывал в Эр­ми­та­же, Тре­тья­ков­ской га­ле­рее, в Рус­ском музее. (5)Не очень по­ве­рю я в его лю­бовь к сти­хам: стихи полны впе­чат­ле­нии от по­ло­тен ве­ли­ких ху­дож­ни­ков, от ланд­шаф­тов Рос­сии, от го­ро­дов мира…

(6)Где найти чу­да­ка, ко­то­рый изу­ча­ет Шекс­пи­ра, а в те­ат­ре ни­ко­гда не бывал? (7)Уж кто его любит, не про­пу­стит «Гам­ле­та» ни в те­ат­ре, ни на экра­не. (8)Даже тот, кто не об­ла­да­ет ак­тив­ным му­зы­каль­ным слу­хом, если он че­ло­век

куль­тур­ный по-на­сто­я­ще­му, он ходит на кон­цер­ты, слу­ша­ет му­зы­ку в за­пи­си или по радио. (9)Как можно доб­ро­воль­но от­ка­зать­ся от ве­ли­чай­ших цен­но­стей, на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством? (10)Как можно без них пра­виль­но су­дить об ис­кус­стве и о его воз­дей­ствии на людей?

(11)По сча­стью, каж­дый, раз­вив­ший в себе спо­соб­но­сти вос­при­ни­мать ис­кус­ство, не огра­ни­чи­ва­ет себя какой-то одной об­ла­стью (если даже он про­фес­си­о­наль­но ра­бо­та­ет в ней), а, на­о­бо­рот, стре­мит­ся как можно боль­ше узнать и ощу­тить эту бла­го­твор­ную связь ис­кусств между собой.

(12)Разве наше пред­став­ле­ние о Пуш­ки­не огра­ни­чи­ва­ет­ся его со­чи­не­ни­я­ми? (13)Нет! Мы не можем на­звать почти ни од­но­го боль­шо­го рус­ско­го ком­по­зи­то­ра, ко­то­рый не со­здал бы оперы на пуш­кин­ский текст, не по­ло­жил бы на му­зы­ку пуш­кин­ские стихи.

(14)О Глин­ке мы уже го­во­ри­ли. Дар­го­мыж­ский на­пи­сал на текст Пуш­ки­на «Ру­сал­ку», Му­сорг­ский  — на­род­ную драму «Борис Го­ду­нов». (15)Рим­ский-Кор­са­ков  — «Сказ­ку о царе Сал­та­не», «Мо­цар­та и Са­лье­ри», «Зо­ло­то­го пе­туш­ка», Чай­ков­ский  — «Оне­ги­на», «Пи­ко­вую даму», «Ма­зе­пу», Рах­ма­ни­нов  — «Алеко», Аса­фьев  — балет «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан», Глиэр  — «Мед­но­го всад­ни­ка»…

(16)Пуш­кин­ские сю­же­ты в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве со­став­ля­ют целую пуш­ки­ни­а­ну, ко­то­рую на­чи­на­ют такие ху­дож­ни­ки, как Брюл­лов, Репин, Вру­бель…

(17)Какие вдох­но­вен­ные ил­лю­стра­ции к «Ма­лень­ким тра­гед­ням» Пуш­ки­на со­здал вы­да­ю­щий­ся со­вет­ский гра­вер Фа­вор­ский! (18)И от­лич­ные ил­лю­стра­ции к «Бо­ри­су Го­ду­но­ву»  — Е. Киб­рик.

(19)А облик са­мо­го Пуш­ки­на!

(20)Па­мят­ник ра­бо­ты скуль­пто­ра Опе­ку­ши­на на Пуш­кин­ской пло­ща­ди в Москве. (21)Па­мят­ник в Ле­нин­гра­де, не так давно со­здан­ный скуль­пто­ром Ани­ку­ши­ным: вдох­но­вен­ное изоб­ра­же­ние Пуш­ки­на в мо­мент вдох­но­вен­но­го чте­ния сти­хов  — разве это не про­дол­же­ние пуш­кин­ской темы в ис­кус­стве?

(22)А ис­пол­не­ние сти­хов Пуш­ки­на и его прозы…

(23)Ильин­ский Игорь Вла­ди­ми­ро­вич «рас­ска­зы­ва­ет» «Зо­ло­то­го пе­туш­ка» так, что пуш­кин­ская сказ­ка на­чи­на­ет свер­кать но­вы­ми крас­ка­ми  — чи­сты­ми, звон­ки­ми, ра­ду­ет тон­ким юмо­ром, остро­той, са­ти­рой на царей и их

при­бли­жен­ных.

(24)А разве во­пло­щен­ный Ша­ля­пи­ным образ Бо­ри­са в опере Му­сорг­ско­го не про­дол­же­ние Пуш­ки­на? (25)Или ша­ля­пин­ский Мель­ник в «Ру­сал­ке»? (26)А ша­ля­пин­ский Са­лье­ри?

(27)Каж­дый, кого ин­те­ре­су­ет не толь­ко от­дель­ное про­из­ве­де­ние, но и со­во­куп­ность впе­чат­ле­ний, ко­то­рое со­став­ля­ет по­ня­тие «куль­ту­ра», каж­дый куль­тур­ный че­ло­век стре­мит­ся вос­при­нять все грани ис­кус­ства, все его сущ­но­сти, или, как еще го­во­рят, ипо­ста­си.

(28)Зна­ком­ство с ис­кус­ством, по­э­зи­ей, с ли­те­ра­ту­рой вы­зы­ва­ет стрем­ле­ние не толь­ко вос­при­ни­мать пре­крас­ное, но и мно­гое знать об этом пре­крас­ном и о том, кем оно со­зда­но, как со­зда­но, когда. (29)Рож­да­ет­ся же­ла­ние глу­бо­ко по­стиг­нуть, осмыс­лить и со­по­ста­вить одно яв­ле­ние с дру­гим. (30)От­сю­да наш ин­те­рес к ис­то­рии ис­кус­ства, ли­те­ра­ту­ры. (31)Ин­те­рес к био­гра­фии со­зда­те­лей ге­ни­аль­ных тво­ре­ний. (32)К про­цес­су их твор­че­ства, к той эпохе, в ко­то­рую они жили. (33)Раз­роз­нен­ные впе­чат­ле­ния со­еди­ня­ют­ся в общую кар­ти­ну куль­ту­ры. (34)Каж­до­му яв­ле­нию от­во­дит­ся свое место. (35)И каж­дое оце­ни­ва­ет­ся не толь­ко само по себе, но и в со­по­став­ле­нии с дру­ги­ми.

(36)Зна­чи­тель­ное, ве­ли­кое мы на­уча­ем­ся от­ли­чать от пошло­го и от пре­хо­дя­ще­го. (37)Ве­ли­кие тво­ре­ния слу­ша­ем, смот­рим и пе­ре­чи­ты­ва­ем не раз и не два. (38)И с каж­дым разом на­хо­дим в них все боль­ше кра­сот.

(По И. Л. Ан­д­ро­ни­ко­ву*)

* Ирак­лий Лу­ар­са­бо­вич Ан­д­ро­ни­ков (1932−2009)  — со­вет­ский пи­са­тель, ли­те­ра­ту­ро­вед.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Тот, кто любит ис­кус­ство, не огра­ни­чи­ва­ет себя толь­ко одной сфе­рой, че­ло­ве­ку свой­ствен­но все­сто­рон­нее раз­ви­тие.

2)  Па­мят­ник Пуш­ки­на в Ле­нин­гра­де, ко­то­рый изоб­ра­жа­ет вдох­но­вен­ное чте­ние по­этом своих сти­хов, был со­здан Ани­ку­ши­ным.

3)  Ил­лю­стра­ции к «Ма­лень­ким тра­ге­ди­ям» со­здал зна­ме­ни­тый ху­дож­ник-гра­фик Е. Киб­рик.

4)  Автор счи­та­ет, что куль­тур­ные люди стре­мят­ся изу­чить одну ветвь ис­кус­ства, а не все его сущ­но­сти.

5)  Вос­при­ни­мать про­из­ве­де­ние ис­кус­ства не­об­хо­ди­мо в со­по­став­ле­ни­ях с дру­ги­ми яв­ле­ни­я­ми.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Тот, кто любит ис­кус­ство, не огра­ни­чи­ва­ет себя толь­ко одной сфе­рой, че­ло­ве­ку свой­ствен­но все­сто­рон­нее раз­ви­тие.  — Верно. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 11.

2)  Па­мят­ник Пуш­ки­на в Ле­нин­гра­де, ко­то­рый изоб­ра­жа­ет вдох­но­вен­ное чте­ние по­этом своих сти­хов, был со­здан Ани­ку­ши­ным.  — Верно. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 21.

3)  Ил­лю­стра­ции к «Ма­лень­ким тра­ге­ди­ям» со­здал зна­ме­ни­тый ху­дож­ник-гра­фик Е. Киб­рик.  — Не­вер­но. Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 17.

4)  Автор счи­та­ет, что куль­тур­ные люди стре­мят­ся изу­чить одну ветвь ис­кус­ства, а не все его сущ­но­сти.  — Не­вер­но. Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 11.

5)  Вос­при­ни­мать про­из­ве­де­ние ис­кус­ства не­об­хо­ди­мо в со­по­став­ле­ни­ях с дру­ги­ми яв­ле­ни­я­ми.  — Верно. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми 34−35.

 

Ответ: 125.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 23.03.2023. До­сроч­ная волна
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1
Тип 24 № 50142
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 2, 3 пред­став­ле­но опи­са­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 6-8 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 9-11 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

4)  Пред­ло­же­ния 16 и 17 про­ти­во­по­став­ле­ны по со­дер­жа­нию.

5)  Пред­ло­же­ние 30 ука­зы­ва­ет на след­ствие того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­ни­ях 28, 29.


2
Тип 25 № 50143
i

Из пред­ло­же­ний 8–11 вы­пи­ши­те книж­ное слово со зна­че­ни­ем «ока­зы­ва­ю­щий хо­ро­шее дей­ствие, при­но­ся­щий боль­шую поль­зу».


3
Тип 26 № 50144
i

Среди пред­ло­же­ний 29−36 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи со­чи­ни­тель­но­го союза и форм(ы) слов(а). На­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 50145
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ко­то­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22–25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

 

«Пред­став­лен­ный текст И. Л. Ан­д­ро­ни­ко­ва яв­ля­ет­ся пуб­ли­ци­сти­че­ским, что по­мо­га­ет ав­то­ру прямо и полно вы­ра­зить свою мысль ка­са­тель­но изу­че­ния ис­кус­ства. До­сти­га­ет­ся это с по­мо­щью син­так­си­че­ско­го сред­ства: (А)_________ (в пред­ло­же­ни­ях 3−5), приёма (Б)_________ (в пред­ло­же­ни­ях 12, 13), тро­пов (В)__________ («все­сто­рон­нее, гар­мо­ни­че­ское раз­ви­тие» в пред­ло­же­нии 2, «ве­ли­ких ху­дож­ни­ков» в пред­ло­же­нии 5), а также приёма (Г)________ (в пред­ло­же­нии 27)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  ана­фо­ра

2)  ме­та­фо­ра

3)  ги­пер­бо­ла

4)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

5)  пар­цел­ля­ция

6)  лек­си­че­ский по­втор

7)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

8)  эпи­те­ты

9)  кон­текст­ные си­но­ни­мы

 

Ответ:

AБВГ

5

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции.

Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.