Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д1 № 5158
i

(1)По­ми­мо вкуса на наше пред­став­ле­ние о том, что мы едим, вли­я­ют наши зри­тель­ные впе­чат­ле­ния, ко­то­рые со­об­ща­ют нам ин­фор­ма­цию о внеш­нем виде того или иного блюда, и мы не раз воз­вра­ща­ем­ся к нему в па­мя­ти. (2)Экс­пе­ри­мен­ты по­ка­зы­ва­ют, что, про­буя сок с за­вя­зан­ны­ми гла­за­ми, че­ло­век не может от­ли­чить апель­си­но­вый сок от грейп­фру­то­во­го, не видя их и не пред­став­ляя за­ра­нее их вкуса. (3)<...> любой хо­ро­ший повар знает, что кра­си­во оформ­лен­ное блюдо уси­ли­ва­ет ап­пе­тит че­ло­ве­ка.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Зри­тель­ные впе­чат­ле­ния по­мо­га­ют нам от­ли­чить апель­си­но­вый сок от грейп­фру­то­во­го, о чём знает любой хо­ро­ший повар.

2)  Зри­тель­ные впе­чат­ле­ния, со­хра­ня­ю­щие в па­мя­ти внеш­ний вид блюда и поз­во­ля­ю­щие за­ра­нее пред­ста­вить его на вкус, очень вли­я­ют на ап­пе­тит, имен­но по­это­му по­ва­ра для уси­ле­ния ап­пе­ти­та кра­си­во оформ­ля­ют блюдо.

3)  Опре­де­ляя вкус пищи, мы всё же боль­ше при­вык­ли по­ла­гать­ся на обо­ня­ние, чем на зре­ние, по­то­му что, по дан­ным экс­пе­ри­мен­тов, про­буя сок с за­вя­зан­ны­ми гла­за­ми, че­ло­век не может на вкус от­ли­чить апель­си­но­вый сок от грейп­фру­то­во­го.

4)  Кроме вкуса на наше пред­став­ле­ние о пище вли­я­ют зри­тель­ные впе­чат­ле­ния, ко­то­рые со­хра­ня­ют в па­мя­ти внеш­ний вид блюда, и мы за­ра­нее пред­став­ля­ем себе его вкус, по­это­му по­ва­ра для уси­ле­ния ап­пе­ти­та кра­си­во оформ­ля­ют блюдо.

5)  Любой хо­ро­ший повар знает, что кра­си­во оформ­лен­ное блюдо уси­ли­ва­ет ап­пе­тит че­ло­ве­ка.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Пред­ло­же­ние 1) не со­дер­жит глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста: зри­тель­ные впе­чат­ле­ния по­мо­га­ют нам от­ли­чить не толь­ко апель­си­но­вый сок от грейп­фру­то­во­го, но и вли­я­ют на ап­пе­тит, для чего по­ва­ра кра­си­во оформ­ля­ют блюда.

Пред­ло­же­ние 3) про­ти­во­ре­чит со­дер­жа­нию тек­ста: пер­вое пред­ло­же­ние тек­ста опро­вер­га­ет дан­ное пред­ло­же­ние: «По­ми­мо вкуса на наше пред­став­ле­ние о том, что мы едим, вли­я­ют наши зри­тель­ные впе­чат­ле­ния...»

Пред­ло­же­ние 5) со­дер­жит не­пол­ную ин­фор­ма­цию: текст не огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко рас­ска­зом о том, что повар оформ­ля­ет блюдо, по­то­му что кра­си­во оформ­лен­ное блюдо уси­ли­ва­ет ап­пе­тит.

Верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция тек­ста в пред­ло­же­ни­ях 4) и 2).

 

Ответ: 24|42.

Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Во­сток. Ва­ри­ант 2
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: Д1 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние глав­ной ин­фор­ма­ции тек­ста

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

 

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

 

 

 

 

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Ин­фор­ма­ци­он­ная об­ра­бот­ка тек­стов раз­лич­ных сти­лей и жан­ров
1
Тип Д2 № 5139
i

Какое из при­ведённых ниже слово или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста?

 

Иными сло­ва­ми,

Сюда

На­про­тив,

Не­слу­чай­но

Кроме того


2
Тип Д3 № 8058
i

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ВНЕШ­НИЙ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ВНЕ́ШНИЙ, -яя, -ее.

1.  На­руж­ный, на­хо­дя­щий­ся вне, за пре­де­ла­ми чего-н. Внеш­няя среда.

2.  Вы­ра­жа­ю­щий­ся толь­ко на­руж­но, не со­от­вет­ству­ю­щий внут­рен­не­му со­сто­я­нию. Внеш­нее спо­кой­ствие. Внеш­не (нареч.) он до­во­лен.

3.  По­верх­ност­ный, лишённый глу­би­ны, внут­рен­не­го со­дер­жа­ния. В. лоск.

4.  От­но­ся­щий­ся к сно­ше­ни­ям с дру­ги­ми го­су­дар­ства­ми. Внеш­няя по­ли­ти­ка. Внеш­няя тор­гов­ля.


3
Тип Д2 № 14273
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те на­ре­чие, ко­то­рое долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста.