Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 58377
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 23−27.

(1)Од­на­ж­ды мне до­ве­лось по­бы­вать на Се­вер­ном Урале. (2)Я сидел на ка­мен­ной осыпи1 од­но­го из от­ро­гов2 вер­ши­ны Квар­куш. (3)Из-за сопки3 мед­лен­но под­ни­ма­лось солн­це, и сопка то оза­ря­лась с во­сточ­ной сто­ро­ны, то снова де­ла­лась су­ме­реч­ной от на­пол­за­ю­щих на неё об­ла­ков. (4)Но вот солн­це ока­за­лось на горбу сопки, уда­ри­ло лу­ча­ми по об­ла­кам и гу­стым ту­ма­нам. (5)Снег за­свер­кал на вер­ши­не, об­ла­ка по­туск­не­ли, не­хо­тя сполз­ли в уще­лья, и мир раз­де­лил­ся на­двое. (6)Ввер­ху были сопки, с бе­лы­ми зай­ца­ми на спи­нах, все в сол­неч­ном си­я­нии, все в свер­ка­нии. (7)А внизу всё за­топ­ле­но, за­кры­то. (8)Это был тот час, когда не­жи­вая чер­но­та сопок и осы­пей оку­ты­ва­лась при­зрач­ным дым­ком и сопки не от­пу­ги­ва­ли, а ма­ни­ли к себе этой при­зрач­ной за­га­доч­но­стью.

(9)Здесь, на вер­ши­нах Урала,  — на­ча­ло жизни рек. (10)Здесь, в под­не­бе­сье, лежат веч­ные снега, питая ост­рые род­ни­ки теми ску­пы­ми кап­ля­ми, из ко­то­рых потом рож­да­ют­ся ве­ли­кие реки, то ярост­но, то сте­пен­но иду­щие до са­мо­го Кас­пий­ско­го моря. (11)Реки рож­да­ют­ся в бла­жен­ной, веч­ной ти­ши­не. (12)Рож­де­ние не тер­пит суеты, рож­де­нию нужен покой. (13)Низ­кое, ску­пое на тепло и щед­рое на свет солн­це всё же оплав­ля­ет прес­со­ван­ные, тяжёлые, как сви­нец, валы сне­гов, и раз­бе­га­ют­ся во все сто­ро­ны юркие ру­чей­ки. (14)Ещё малые, ещё хилые, тут же со­всем близ­ко схо­дят­ся они вме­сте и впе­ре­хлёст, ве­се­ло за­пле­та­ясь на ходу, ка­тят­ся вниз по кам­ням и осы­пям. (15)И уже не оста­но­вить их, не вер­нуть. (16)Реки что че­ло­ве­че­ские судь­бы: у них много по­во­ро­тов, но нет пути назад.

(17)Осыпь, на ко­то­рой я сижу, окан­чи­ва­ет­ся взлётом иссечённых вет­ра­ми сопок. (18)Под соп­кою, чуть ли не вы­ска­ки­вая на усы­пан­ные се­ме­на­ми снеж­ные груды, рас­тут под­снеж­ни­ки с тёплыми ше­ро­хо­ва­ты­ми ли­стья­ми. (19)А на вы­сып­ке мел­ко­го ка­меш­ни­ка, возле ма­лень­кой, но уже по-ста­ру­ше­чьи скрю­чен­ной пих­точ­ки, я вижу круп­ные баг­ро­во-ро­зо­вые цветы. (20)Внизу, на скло­нах Урала, рас­тут они вы­вод­ка­ми, кор­ней по трид­цать, го­ло­ва к го­ло­ве, лист в лист. (21)И цветы там яркие, с жёлтыми зрач­ка­ми. (22)Как же по­па­ли сюда эти? (23)Каким вет­ром-судь­бою за­нес­ло в без­жа­лост­ные осыпи, в студёное под­не­бе­сье их тяжёлые се­ме­на? (24)Может, птица в клюве при­нес­ла?

(25)Их всего три. (26)И стеб­ли их тонки, и ли­стья у них будто из жести, и по­баг­ро­ве­ли эти ли­стья на сре­зах от стужи. (27)А цветы? (28)До чего же мудра жизнь! (29)Венцы цве­тов при­кры­ты, и жёлтых зрач­ков не ви­дать. (30)Цветы стоят, как де­тиш­ки в ярких ша­поч­ках с за­вя­зан­ны­ми ушами, и не дают хо­ло­ду сжечь се­ме­на. (31)И ле­пест­ки у цве­тов с про­се­дью, и тол­сты они. (32)Вся сила этого цвета идёт на то, чтобы сбе­речь се­ме­на, и они не от­кро­ют­ся во всю ширь, не за­зе­ва­ют­ся на при­вет­ли­во си­я­ю­щее солн­це. (33)Они не до­ве­ря­ют этому солн­цу. (34)Они слиш­ком много пе­ре­нес­ли, пре­жде чем про­бу­ди­лись от зяб­ко­го сна среди голых кам­ней.

(35)Прой­дут годы, и плес­нут на осыпи вспо­ло­хи ярких, баг­ро­вых цве­тов. (36)А пока их здесь всего три, му­же­ствен­ных, не­по­кор­ных цвет­ка, и в них залог бу­ду­щей кра­со­ты. (37)Я верю, что они вы­жи­вут и уро­нят креп­кие се­ме­на свои в ру­чей­ки, а те за­не­сут их меж кам­ней и най­дут им щёлку, из ко­то­рой идёт хотя и чуть ощу­ти­мое, но тёплое ды­ха­ние земли. (38)Я верю в это, по­то­му что лет во­семь­де­сят назад возле Квар­ку­ша и дру­гих при­по­ляр­ных вер­шин и сопок не было ни од­но­го де­рев­ца. (39)А сей­час в рас­пад­ках низ­кие, кост­ля­вые, по­лу­раз­де­тые, но сплош­ные леса, и даже на за­пад­ном скло­не Квар­ку­ша, во­круг аль­пий­ских лугов где ост­ров­ка­ми, где в оди­ноч­ку  — низ­кие, почти нагие де­рев­ца, но такие креп­кие, уз­ли­стые, что корни их рас­ка­лы­ва­ют ка­мень, а от ство­лов от­ска­ки­ва­ет топор. (40)Де­ре­вья ведут по­сто­ян­ное, тяжёлое на­ступ­ле­ние и за­ка­ля­ют­ся в борь­бе, в веч­ном по­хо­де. (41)Иные из них па­да­ют, уми­ра­ют на ходу, как в атаке, а всё-таки они идут. (42)Идут вперёд и вперёд!

(43)А сле­дом за лесом летят птицы, идут звери, идёт живая жизнь, и вме­сте с ней эти баг­ро­во-ро­зо­вые цветы с ра­бо­тя­щи­ми кор­ня­ми и жи­ву­чим се­ме­нем. (44)И все эти све­тя­щи­е­ся внизу на по­ля­нах блед­ны­ми лам­па­да­ми ку­пав­ки, жёлтые лю­ти­ки, не­ви­дан­но мел­кие, с мо­шеч­ку ве­ли­чи­ной, не­за­буд­ки, и даже чудом про­ник­шие сюда ла­зо­ре­вые цветы, и уве­рен­ные в себе под­снеж­ни­ки с вос­хи­ще­ни­ем гля­дят на не­здеш­них жи­те­лей, на трёх раз­вед­чи­ков, как бы на­пол­нен­ных живою, го­ря­чею кро­вью. (45)Пусть не осты­нет алая кровь в тон­ких жилах цве­тов!

 

(По В. П. Аста­фье­ву*)

 

*Вик­тор Пет­ро­вич Аста­фьев (1924−2001)  — со­вет­ский и рос­сий­ский пи­са­тель, дра­ма­тург, эс­се­ист.

___________________________

1Осыпь  — осы­пав­ши­е­ся об­лом­ки гор­ной по­ро­ды.

2Отро́г  — от­ветв­ле­ние ос­нов­ной гор­ной цепи.

3Со́пка  — не­боль­шая гора с округ­лой вер­ши­ной.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Рас­сказ­чик срав­ни­ва­ет реки с че­ло­ве­че­ски­ми судь­ба­ми и на­хо­дит между ними общее: у них много по­во­ро­тов, но нет пути назад.

2)  Вни­ма­ние рас­сказ­чи­ка при­влек­ли под­снеж­ни­ки, по­то­му что имели очень длин­ные стеб­ли.

3)  На соп­ках со­всем нет де­ре­вьев, они не при­жи­ва­ют­ся на скло­нах.

4)  Цветы, рас­ту­щие среди кам­ней, яв­ля­ют­ся, по мне­нию рас­сказ­чи­ка, за­ло­гом бу­ду­щей кра­со­ты.

5)  На Урале берут своё на­ча­ло реки, впа­да­ю­щие в Кас­пий­ское море.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Уста­но­вим, какие вы­ска­зы­ва­ния со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию.

 

1)  Рас­сказ­чик срав­ни­ва­ет реки с че­ло­ве­че­ски­ми судь­ба­ми и на­хо­дит между ними общее: у них много по­во­ро­тов, но нет пути назад.  — Верно, под­твер­жда­ет­ся пред. 16.

2)  Вни­ма­ние рас­сказ­чи­ка при­влек­ли под­снеж­ни­ки, по­то­му что имели очень длин­ные стеб­ли.  — Не­вер­но, речь о дру­гих цве­тах, см. пред­ло­же­ния 19 и 26.

3)  На соп­ках со­всем нет де­ре­вьев, они не при­жи­ва­ют­ся на скло­нах.  — Не­вер­но, речь о дру­гих цве­тах, см. пред­ло­же­ния 39.

4)  Цветы, рас­ту­щие среди кам­ней, яв­ля­ют­ся, по мне­нию рас­сказ­чи­ка, за­ло­гом бу­ду­щей кра­со­ты.  — Верно, под­твер­жда­ет­ся пред. 36.

5)  На Урале берут своё на­ча­ло реки, впа­да­ю­щие в Кас­пий­ское море.  — Верно, под­твер­жда­ет­ся пред. 9, 10.

 

Ответ: 145.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 25.03.2025. До­сроч­ная волна
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

1
Тип 24 № 58378
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­нии 8 со­дер­жат­ся эле­мен­ты опи­са­ния.

2)  Пред­ло­же­ние 11 до­пол­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 10.

3)  В пред­ло­же­нии 34 со­дер­жит­ся ука­за­ние на след­ствие из того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 33.

4)  Пред­ло­же­ние 39 про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию пред­ло­же­нию 38.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 44, 45 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.


2
Тип 25 № 58379
i

Из пред­ло­же­ний 26−31 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).


3
Тип 26 № 58380
i

Среди пред­ло­же­ний 1−8 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи союза, ча­сти­цы, лек­си­че­ских по­вто­ров и форм(ы) слов(а). За­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип 27 № 58381
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме, по­став­лен­ной в ис­ход­ном тек­сте: «В чём про­яв­ля­ет­ся сила при­ро­ды?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не учи­ты­ва­ют­ся при­ме­ры-ар­гу­мен­ты, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра и дру­гие по­доб­ные виды пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.