Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 24 № 58378
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 23−27.

(1)Од­на­ж­ды мне до­ве­лось по­бы­вать на Се­вер­ном Урале. (2)Я сидел на ка­мен­ной осыпи1 од­но­го из от­ро­гов2 вер­ши­ны Квар­куш. (3)Из-за сопки3 мед­лен­но под­ни­ма­лось солн­це, и сопка то оза­ря­лась с во­сточ­ной сто­ро­ны, то снова де­ла­лась су­ме­реч­ной от на­пол­за­ю­щих на неё об­ла­ков. (4)Но вот солн­це ока­за­лось на горбу сопки, уда­ри­ло лу­ча­ми по об­ла­кам и гу­стым ту­ма­нам. (5)Снег за­свер­кал на вер­ши­не, об­ла­ка по­туск­не­ли, не­хо­тя сполз­ли в уще­лья, и мир раз­де­лил­ся на­двое. (6)Ввер­ху были сопки, с бе­лы­ми зай­ца­ми на спи­нах, все в сол­неч­ном си­я­нии, все в свер­ка­нии. (7)А внизу всё за­топ­ле­но, за­кры­то. (8)Это был тот час, когда не­жи­вая чер­но­та сопок и осы­пей оку­ты­ва­лась при­зрач­ным дым­ком и сопки не от­пу­ги­ва­ли, а ма­ни­ли к себе этой при­зрач­ной за­га­доч­но­стью.

(9)Здесь, на вер­ши­нах Урала,  — на­ча­ло жизни рек. (10)Здесь, в под­не­бе­сье, лежат веч­ные снега, питая ост­рые род­ни­ки теми ску­пы­ми кап­ля­ми, из ко­то­рых потом рож­да­ют­ся ве­ли­кие реки, то ярост­но, то сте­пен­но иду­щие до са­мо­го Кас­пий­ско­го моря. (11)Реки рож­да­ют­ся в бла­жен­ной, веч­ной ти­ши­не. (12)Рож­де­ние не тер­пит суеты, рож­де­нию нужен покой. (13)Низ­кое, ску­пое на тепло и щед­рое на свет солн­це всё же оплав­ля­ет прес­со­ван­ные, тяжёлые, как сви­нец, валы сне­гов, и раз­бе­га­ют­ся во все сто­ро­ны юркие ру­чей­ки. (14)Ещё малые, ещё хилые, тут же со­всем близ­ко схо­дят­ся они вме­сте и впе­ре­хлёст, ве­се­ло за­пле­та­ясь на ходу, ка­тят­ся вниз по кам­ням и осы­пям. (15)И уже не оста­но­вить их, не вер­нуть. (16)Реки что че­ло­ве­че­ские судь­бы: у них много по­во­ро­тов, но нет пути назад.

(17)Осыпь, на ко­то­рой я сижу, окан­чи­ва­ет­ся взлётом иссечённых вет­ра­ми сопок. (18)Под соп­кою, чуть ли не вы­ска­ки­вая на усы­пан­ные се­ме­на­ми снеж­ные груды, рас­тут под­снеж­ни­ки с тёплыми ше­ро­хо­ва­ты­ми ли­стья­ми. (19)А на вы­сып­ке мел­ко­го ка­меш­ни­ка, возле ма­лень­кой, но уже по-ста­ру­ше­чьи скрю­чен­ной пих­точ­ки, я вижу круп­ные баг­ро­во-ро­зо­вые цветы. (20)Внизу, на скло­нах Урала, рас­тут они вы­вод­ка­ми, кор­ней по трид­цать, го­ло­ва к го­ло­ве, лист в лист. (21)И цветы там яркие, с жёлтыми зрач­ка­ми. (22)Как же по­па­ли сюда эти? (23)Каким вет­ром-судь­бою за­нес­ло в без­жа­лост­ные осыпи, в студёное под­не­бе­сье их тяжёлые се­ме­на? (24)Может, птица в клюве при­нес­ла?

(25)Их всего три. (26)И стеб­ли их тонки, и ли­стья у них будто из жести, и по­баг­ро­ве­ли эти ли­стья на сре­зах от стужи. (27)А цветы? (28)До чего же мудра жизнь! (29)Венцы цве­тов при­кры­ты, и жёлтых зрач­ков не ви­дать. (30)Цветы стоят, как де­тиш­ки в ярких ша­поч­ках с за­вя­зан­ны­ми ушами, и не дают хо­ло­ду сжечь се­ме­на. (31)И ле­пест­ки у цве­тов с про­се­дью, и тол­сты они. (32)Вся сила этого цвета идёт на то, чтобы сбе­речь се­ме­на, и они не от­кро­ют­ся во всю ширь, не за­зе­ва­ют­ся на при­вет­ли­во си­я­ю­щее солн­це. (33)Они не до­ве­ря­ют этому солн­цу. (34)Они слиш­ком много пе­ре­нес­ли, пре­жде чем про­бу­ди­лись от зяб­ко­го сна среди голых кам­ней.

(35)Прой­дут годы, и плес­нут на осыпи вспо­ло­хи ярких, баг­ро­вых цве­тов. (36)А пока их здесь всего три, му­же­ствен­ных, не­по­кор­ных цвет­ка, и в них залог бу­ду­щей кра­со­ты. (37)Я верю, что они вы­жи­вут и уро­нят креп­кие се­ме­на свои в ру­чей­ки, а те за­не­сут их меж кам­ней и най­дут им щёлку, из ко­то­рой идёт хотя и чуть ощу­ти­мое, но тёплое ды­ха­ние земли. (38)Я верю в это, по­то­му что лет во­семь­де­сят назад возле Квар­ку­ша и дру­гих при­по­ляр­ных вер­шин и сопок не было ни од­но­го де­рев­ца. (39)А сей­час в рас­пад­ках низ­кие, кост­ля­вые, по­лу­раз­де­тые, но сплош­ные леса, и даже на за­пад­ном скло­не Квар­ку­ша, во­круг аль­пий­ских лугов где ост­ров­ка­ми, где в оди­ноч­ку  — низ­кие, почти нагие де­рев­ца, но такие креп­кие, уз­ли­стые, что корни их рас­ка­лы­ва­ют ка­мень, а от ство­лов от­ска­ки­ва­ет топор. (40)Де­ре­вья ведут по­сто­ян­ное, тяжёлое на­ступ­ле­ние и за­ка­ля­ют­ся в борь­бе, в веч­ном по­хо­де. (41)Иные из них па­да­ют, уми­ра­ют на ходу, как в атаке, а всё-таки они идут. (42)Идут вперёд и вперёд!

(43)А сле­дом за лесом летят птицы, идут звери, идёт живая жизнь, и вме­сте с ней эти баг­ро­во-ро­зо­вые цветы с ра­бо­тя­щи­ми кор­ня­ми и жи­ву­чим се­ме­нем. (44)И все эти све­тя­щи­е­ся внизу на по­ля­нах блед­ны­ми лам­па­да­ми ку­пав­ки, жёлтые лю­ти­ки, не­ви­дан­но мел­кие, с мо­шеч­ку ве­ли­чи­ной, не­за­буд­ки, и даже чудом про­ник­шие сюда ла­зо­ре­вые цветы, и уве­рен­ные в себе под­снеж­ни­ки с вос­хи­ще­ни­ем гля­дят на не­здеш­них жи­те­лей, на трёх раз­вед­чи­ков, как бы на­пол­нен­ных живою, го­ря­чею кро­вью. (45)Пусть не осты­нет алая кровь в тон­ких жилах цве­тов!

 

(По В. П. Аста­фье­ву*)

 

*Вик­тор Пет­ро­вич Аста­фьев (1924−2001)  — со­вет­ский и рос­сий­ский пи­са­тель, дра­ма­тург, эс­се­ист.

___________________________

1Осыпь  — осы­пав­ши­е­ся об­лом­ки гор­ной по­ро­ды.

2Отро́г  — от­ветв­ле­ние ос­нов­ной гор­ной цепи.

3Со́пка  — не­боль­шая гора с округ­лой вер­ши­ной.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­нии 8 со­дер­жат­ся эле­мен­ты опи­са­ния.

2)  Пред­ло­же­ние 11 до­пол­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 10.

3)  В пред­ло­же­нии 34 со­дер­жит­ся ука­за­ние на след­ствие из того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 33.

4)  Пред­ло­же­ние 39 про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию пред­ло­же­нию 38.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 44, 45 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Про­ана­ли­зи­ру­ем утвер­жде­ния и вы­бе­рем вер­ные.

 

1)  В пред­ло­же­нии 8 со­дер­жат­ся эле­мен­ты опи­са­ния.  — Верно.

2)  Пред­ло­же­ние 11 до­пол­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 10.  — Верно.

3)  В пред­ло­же­нии 34 со­дер­жит­ся ука­за­ние на след­ствие из того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 33.  — Не­вер­но, в 34 ука­за­на при­чи­на, а не след­ствие.

4)  Пред­ло­же­ние 39 про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию пред­ло­же­нию 38.  — Верно.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 44, 45 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.  — Не­вер­но, со­бы­тия не сме­ня­ют дрг друга.

 

Ответ: 124.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 25.03.2025. До­сроч­ная волна
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 24 ЕГЭ. Функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи

ЗА­ДА­НИЕ 24. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Ос­нов­ных функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вых типы речи три:

 

По­вест­во­ва­ние — рас­сказ о со­бы­ти­ях, сме­ня­ю­щих друг друга. Для него ха­рак­тер­ны гла­го­лы со­вер­шен­но­го вида (что сде­лал?), пе­ре­ход от од­но­го дей­ствия к дру­го­му, на­ли­чие диа­ло­га.

Карло вошёл в ка­мор­ку, сел на един­ствен­ный стул и, по­вер­тев и так и этак по­ле­но, начал ножом вы­ре­зать из него куклу. Пер­вым делом он вы­ре­зал на по­ле­не во­ло­сы, потом — лоб, потом — глаза… Сде­лал кукле под­бо­ро­док, шею, плечи, ту­ло­ви­ще, руки… (по А. Тол­сто­му).

 

Опи­са­ние — ста­тич­ная кар­ти­на. Ха­рак­тер­ны гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида (как на за­стыв­шем фото), при­ла­га­тель­ные и любые дру­гие эпи­те­ты, пе­ре­ход от одной грани опи­сы­ва­е­мо­го к дру­гой.

На левой руке про­дав­ца сидит кро­шеч­ный весёлый фокс­те­рьер­чик. Он не­обы­чай­но мал и мил. Глаз­ки его за­дор­но бле­стят, ми­ни­а­тюр­ные ла­поч­ки на­хо­дят­ся в не­пре­рыв­ном дви­же­нии. Фокс­те­рьер сде­лан из какой-то белой ма­те­рии, глаза — из ли­то­го стек­ла (по А. Куп­ри­ну).

 

Рас­суж­де­ние — раз­мыш­ле­ние о про­бле­ме, мысли вслух. Ха­рак­тер­но на­ли­чие во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ний, ввод­ных слов, пе­ре­ход от те­зи­са к до­ка­за­тель­ствам.

По сво­е­му ха­рак­те­ру он плю­нул бы на это дело, замял и уехал бы, но в об­ла­сти уже знали, и че­ло­ве­ка надо было пред­ста­вить. Живым, а лучше мёртвым — за ока­за­ние со­про­тив­ле­ния. «Это надо сде­лать кровь из носу, ты что, не вру­ба­ешь­ся!..» — орал из об­ла­сти зам по опе­ра­тив­ной, ко­то­ро­му, видно, са­мо­му здо­ро­во до­ста­лось. Алек­сан­дру Ми­хай­ло­ви­чу и так всё ясно было его место из-за бег­ло­го Ко­бя­ка па­да­ло в цене и могло быть от­да­но толь­ко кому-то мест­но­му. Ин­те­рес­но, Се­ми­хват­ско­му с Гни­дю­ком пред­ла­га­ли? А может, и обоим для кон­ку­рен­ции, раз­мыш­лял Алек­сандр Ми­ха­лыч... (В. Ре­ми­зов «Воля воль­ная»)

 

Ин­фор­ма­ция ФИПИ для уча­щих­ся

За­да­ние 24 (в де­мо­вер­сии про­шлых лет – за­да­ние 23) тре­бу­ет опре­де­лить вер­ные (или оши­боч­ные) ха­рак­те­ри­сти­ки ука­зан­ных фраг­мен­тов тек­ста с точки зре­ния типов речи. При­дер­жи­вай­тесь при ра­бо­те над за­да­ни­ем 24 сле­ду­ю­щих уста­но­вок.

1.  Пом­ни­те, что для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо «мед­лен­ное», не­од­но­крат­ное про­чте­ние обо­зна­чен­ных в за­да­нии фраг­мен­тов тек­ста. Для удоб­ства ра­бо­ты вы­де­ли­те в КИМ ана­ли­зи­ру­е­мые фраг­мен­ты тек­ста.

2.  Не стоит не­до­оце­ни­вать труд­ность за­да­ния и счи­тать, что оно про­ве­ря­ет ис­клю­чи­тель­но зна­ние типов речи.

Во-пер­вых, в чи­стом виде типы речи (по­вест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние) встре­ча­ют­ся редко. По­это­му часто при­сут­ству­ет ком­би­на­ция сразу не­сколь­ких типов речи, что от­ра­жа­ет­ся в фор­му­ли­ров­ках, на­при­мер: в пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся ве­ду­щим); в пред­ло­же­ни­ях со­дер­жит­ся… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся лишь вкрап­ле­ни­ем).

Во-вто­рых, за­да­ние рас­счи­та­но также на ра­бо­ту с ло­ги­ко-смыс­ло­вы­ми от­но­ше­ни­я­ми между пред­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер:

— одно пред­ло­же­ние ука­зы­ва­ет на при­чи­ну (или след­ствие) того, о чём го­во­рит­ся в дру­гом пред­ло­же­нии (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить слова «по­это­му», «так что», «по­то­му что»);

— одно пред­ло­же­ние слу­жит по­яс­не­ни­ем для дру­го­го пред­ло­же­ния (ре­ко­мен­ду­ем по­ста­вить между пред­ло­же­ни­я­ми слова а имен­но);

— одно пред­ло­же­ние про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию дру­го­му пред­ло­же­нию (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить союз а) и т.д.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Союз «а» в рус­ском языке не все­гда несёт функ­цию про­ти­во­по­став­ле­ния.

Вы­пол­нять за­да­ние 24 не­об­хо­ди­мо не на фор­маль­ном ос­но­ва­нии на­ли­чия или от­сут­ствия опре­делённого сред­ства связи, а на ос­но­ва­нии ре­аль­ных смыс­ло­вых от­но­ше­ний между пред­ло­же­ни­я­ми. На­при­мер: (15) Че­ло­век спо­со­бен на все край­но­сти: увидя, что с по­лу­чен­ны­ми не­боль­ши­ми день­га­ми он не может вести жизнь, как пре­жде, он с горя может про­ку­тить вдруг то, что ему дано на дол­го­вре­мен­ное со­дер­жа­ние. (16) А по­то­му на­ставь­те его, как ему из­во­ро­тить­ся имен­но с той самой по­мо­щью, ко­то­рую вы при­нес­ли ему, объ­яс­ни­те ему ис­тин­ное зна­че­ние не­сча­стья, чтобы он видел, что оно по­сла­но ему затем, дабы он из­ме­нил преж­нее житие свое, дабы от­ны­не он стал уже не преж­ний, но как бы дру­гой че­ло­век и ве­ще­ствен­но, и нрав­ствен­но (в дан­ном слу­чае союз «а» не создаёт про­ти­во­по­став­ле­ния).

3.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и рас­суж­де­ние. Не до­пус­ка­ет­ся фор­маль­ный ана­лиз, на­при­мер: слово «рас­ска­зать» во фраг­мен­те не может быть по­во­дом счи­тать фраг­мент по­вест­во­ва­ни­ем. За­пом­ни­те: фор­маль­но-грам­ма­ти­че­ское от­ли­чие по­вест­во­ва­ния  — это на­ли­чие гла­го­лов. Если есть «дви­же­ние во вре­ме­ни»  — это по­вест­во­ва­ние. На­при­мер: Он встал, на­пра­вил­ся к пись­мен­но­му столу… Су­ще­ству­ет и дру­гой метод. Пред­ставь­те, что вы актёр. Если вы мо­же­те сыг­рать на­пи­сан­ное, то это по­вест­во­ва­ние, а если нет  — рас­суж­де­ние. Может по­мочь метод фо­то­ап­па­ра­та. Если у вас по­лу­ча­ет­ся сде­лать много фо­то­гра­фий (будто сни­ма­ет­ся ки­но­фильм), то это по­вест­во­ва­ние. Будь­те осто­рож­ны: к по­вест­во­ва­нию, как пра­ви­ло, не от­но­сит­ся речь о бу­ду­щем, услов­ное на­кло­не­ние. В таких слу­ча­ях фраг­мент пред­став­ля­ет собой всё-таки рас­суж­де­ние.

4.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и опи­са­ние. Опи­са­ние  — это изоб­ра­же­ние пред­ме­та (че­ло­ве­ка, по­ме­ще­ния, мест­но­сти и т.д.). Части речи, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в опи­са­нии,  — су­ще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, при­ча­стия, гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида. Опи­са­ние яв­ля­ет­ся ста­тич­ной кар­тин­кой, по­это­му при по­пыт­ке пред­ста­вить себя фо­то­гра­фом у вас по­лу­чит­ся сде­лать толь­ко одну фо­то­гра­фию.

5.  — Не пу­тай­те опи­са­ние и рас­суж­де­ние. Рас­суж­де­ние  — это мысли, чув­ства, по­зи­ция ав­то­ра. Ос­нов­ные язы­ко­вые сред­ства рас­суж­де­ния  — ввод­ные кон­струк­ции, оце­ноч­ные слова. Метод фо­то­ап­па­ра­та при­ме­нить не­воз­мож­но. Рас­суж­де­ние  — это как бы за­кад­ро­вый голос к ки­но­филь­му. На­при­мер: Глав­ная пре­тен­зия к пьесе Гри­бо­едо­ва "Горе от ума", вы­ска­зы­ва­е­мая в раз­ное время не­за­ви­си­мо друг от друга Пуш­ки­ным и Бе­лин­ским, за­клю­ча­ет­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской не­со­об­раз­но­сти кон­флик­та. "Всё, что го­во­рит он, очень умно..."

1
Тип 23 № 58377
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Рас­сказ­чик срав­ни­ва­ет реки с че­ло­ве­че­ски­ми судь­ба­ми и на­хо­дит между ними общее: у них много по­во­ро­тов, но нет пути назад.

2)  Вни­ма­ние рас­сказ­чи­ка при­влек­ли под­снеж­ни­ки, по­то­му что имели очень длин­ные стеб­ли.

3)  На соп­ках со­всем нет де­ре­вьев, они не при­жи­ва­ют­ся на скло­нах.

4)  Цветы, рас­ту­щие среди кам­ней, яв­ля­ют­ся, по мне­нию рас­сказ­чи­ка, за­ло­гом бу­ду­щей кра­со­ты.

5)  На Урале берут своё на­ча­ло реки, впа­да­ю­щие в Кас­пий­ское море.


2
Тип 25 № 58379
i

Из пред­ло­же­ний 26−31 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).


3
Тип 26 № 58380
i

Среди пред­ло­же­ний 1−8 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи союза, ча­сти­цы, лек­си­че­ских по­вто­ров и форм(ы) слов(а). За­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип 27 № 58381
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме, по­став­лен­ной в ис­ход­ном тек­сте: «В чём про­яв­ля­ет­ся сила при­ро­ды?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не учи­ты­ва­ют­ся при­ме­ры-ар­гу­мен­ты, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра и дру­гие по­доб­ные виды пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.