Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 24 № 8149
i

(1)Город горит. (2)Даже не город, а весь берег на всём охва­ты­ва­е­мом гла­зом рас­сто­я­нии. (3)Труд­но даже ска­зать  — пожар ли это. (4)Это что-то боль­шее. (5)Так, ве­ро­ят­но, горит тайга  — не­де­ля­ми, ме­ся­ца­ми на де­сят­ки, сотни ки­ло­мет­ров. (6) Баг­ро­вое клу­бя­ще­е­ся небо, чёрный, точно вы­пи­лен­ный лоб­зи­ком си­лу­эт го­ря­ще­го го­ро­да. (7)Чёрное и крас­ное (8)Дру­го­го нет. (9)Чёрный город и крас­ное небо. (10)И Волга крас­ная. (11)«Точно кровь»,— мель­ка­ет в го­ло­ве.

 

(12)Пла­ме­ни почти не видно, толь­ко в одном месте, ниже по те­че­нию, ко­рот­кие пры­га­ю­щие языки. (13)И про­тив нас из­мя­тые, точно бу­маж­ные ци­лин­дры неф­те­ба­ков, опав­шие, раз­дав­лен­ные газом. (14)И из них пламя—мо­гу­чие про­ту­бе­ран­цы от­ры­ва­ют­ся и те­ря­ют­ся в тяжёлых клу­бя­щих­ся фан­та­сти­че­ских об­ла­ках свин­цо­во-крас­но­го дыма.

 

(15)В дет­стве я любил рас­смат­ри­вать ста­рый ан­глий­ский жур­нал пе­ри­о­да войны че­тыр­на­дца­то­го года. (16)У него не было ни на­ча­ла, ни конца, зато были изу­ми­тель­ные кар­тин­ки  — боль­шие, на целую стра­ни­цу: ан­глий­ские томми в око­пах, атаки, мор­ские сра­же­ния с пе­ня­щи­ми­ся вол­на­ми и та­ра­ня­щи­ми друг друга ми­но­нос­ца­ми, смеш­ные, по­хо­жие на эта­жер­ки, па­ря­щие в воз­ду­хе «бле­рио», «фар­ма­ны» и «таубе». (17)Труд­но было ото­рвать­ся.

 

(18)Но страш­нее всего было гро­мад­ное, на двух сред­них стра­ни­цах, до дрожи мрач­ное изоб­ра­же­ние го­ря­ще­го от не­мец­ких бом­бар­ди­ро­вок Лу­ве­на. (19)Тут были и пламя, и клубы дыма, по­хо­жие на вату, и бе­гу­щие люди, и раз­ру­шен­ные дома, и про­жек­то­ры в зло­ве­щем небе. (20)0дним сло­вом, это было до того страш­но и пле­ни­тель­но, что пе­ре­вер­нуть стра­ни­цу не было ни­ка­ких сил. (21)Я бес­ко­неч­ное ко­ли­че­ство раз пе­ре­ри­со­вы­вал эту кар­тин­ку, рас­кра­ши­вал цвет­ны­ми ка­ран­да­ша­ми, крас­ка­ми, ма­лень­ки­ми мел­ка­ми и раз­ве­ши­вал потом эти кар­тин­ки по сте­нам.

 

(22)Мне ка­за­лось, что ни­че­го более страш­но­го и ве­ли­че­ствен­но­го быть не может.

 

(23)Сей­час мне вспо­ми­на­ет­ся эта кар­тин­ка: она не­пло­хо была ис­пол­не­на. (24)Я до сих пор помню в ней каж­дую де­таль, каж­дый за­ви­ток клу­бя­ще­го­ся дыма, и мне вдруг ста­но­вит­ся со­вер­шен­но ясно, как бес­силь­но, бес­по­мощ­но ис­кус­ство. (25)Ни­ка­ки­ми клу­ба­ми дыма, ни­ка­ки­ми ли­жу­щи­ми небо язы­ка­ми пла­ме­ни и зло­ве­щи­ми от­све­та­ми не пе­ре­дашь того ощу­ще­ния, ко­то­рое ис­пы­ты­ваю я сей­час, сидя на бе­ре­гу перед го­ря­щим Ста­лин­гра­дом.

 

(По В. П. Не­кра­со­ву*)

* Вик­тор Пла­то­но­вич Не­кра­сов (1911—1987 гг.)  — рус­ский пи­са­тель, автор про­из­ве­де­ний о войне.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Пред­ло­же­ние 4 по­яс­ня­ет мысль, вы­ска­зан­ную ав­то­ром в пред­ло­же­нии 3.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 6—7 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 12—14 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 18—19 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 25 под­твер­жда­ет вы­ра­жен­ную в пред­ло­же­нии 24 мысль.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Пред­ло­же­ние 4 по­яс­ня­ет мысль  — пред­по­ло­же­ние о по­жа­ре, вы­ска­зан­ную ав­то­ром в пред­ло­же­нии 3.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 6—7, дей­стви­тель­но, со­дер­жит­ся опи­са­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 12—14 пред­став­ле­но опи­са­ние, а не по­вест­во­ва­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 18—19 со­дер­жит­ся опи­са­ние, а не по­вест­во­ва­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 25 под­твер­жда­ет вы­ра­жен­ную в пред­ло­же­нии 24 мысль.(24)как бес­силь­но, бес­по­мощ­но ис­кус­ство. В 25 это под­твер­жда­ет­ся (25)Ни­ка­ки­ми клу­ба­ми дыма, ни­ка­ки­ми ли­жу­щи­ми небо язы­ка­ми пла­ме­ни и зло­ве­щи­ми от­све­та­ми не пе­ре­дашь того ощу­ще­ния, ко­то­рое ис­пы­ты­ваю я сей­час, сидя на бе­ре­гу перед го­ря­щим Ста­лин­гра­дом.

Ответ:125.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна
Правило: 24 ЕГЭ. Функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи

ЗА­ДА­НИЕ 24. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Ос­нов­ных функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вых типы речи три:

 

По­вест­во­ва­ние — рас­сказ о со­бы­ти­ях, сме­ня­ю­щих друг друга. Для него ха­рак­тер­ны гла­го­лы со­вер­шен­но­го вида (что сде­лал?), пе­ре­ход от од­но­го дей­ствия к дру­го­му, на­ли­чие диа­ло­га.

Карло вошёл в ка­мор­ку, сел на един­ствен­ный стул и, по­вер­тев и так и этак по­ле­но, начал ножом вы­ре­зать из него куклу. Пер­вым делом он вы­ре­зал на по­ле­не во­ло­сы, потом — лоб, потом — глаза… Сде­лал кукле под­бо­ро­док, шею, плечи, ту­ло­ви­ще, руки… (по А. Тол­сто­му).

 

Опи­са­ние — ста­тич­ная кар­ти­на. Ха­рак­тер­ны гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида (как на за­стыв­шем фото), при­ла­га­тель­ные и любые дру­гие эпи­те­ты, пе­ре­ход от одной грани опи­сы­ва­е­мо­го к дру­гой.

На левой руке про­дав­ца сидит кро­шеч­ный весёлый фокс­те­рьер­чик. Он не­обы­чай­но мал и мил. Глаз­ки его за­дор­но бле­стят, ми­ни­а­тюр­ные ла­поч­ки на­хо­дят­ся в не­пре­рыв­ном дви­же­нии. Фокс­те­рьер сде­лан из какой-то белой ма­те­рии, глаза — из ли­то­го стек­ла (по А. Куп­ри­ну).

 

Рас­суж­де­ние — раз­мыш­ле­ние о про­бле­ме, мысли вслух. Ха­рак­тер­но на­ли­чие во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ний, ввод­ных слов, пе­ре­ход от те­зи­са к до­ка­за­тель­ствам.

По сво­е­му ха­рак­те­ру он плю­нул бы на это дело, замял и уехал бы, но в об­ла­сти уже знали, и че­ло­ве­ка надо было пред­ста­вить. Живым, а лучше мёртвым — за ока­за­ние со­про­тив­ле­ния. «Это надо сде­лать кровь из носу, ты что, не вру­ба­ешь­ся!..» — орал из об­ла­сти зам по опе­ра­тив­ной, ко­то­ро­му, видно, са­мо­му здо­ро­во до­ста­лось. Алек­сан­дру Ми­хай­ло­ви­чу и так всё ясно было его место из-за бег­ло­го Ко­бя­ка па­да­ло в цене и могло быть от­да­но толь­ко кому-то мест­но­му. Ин­те­рес­но, Се­ми­хват­ско­му с Гни­дю­ком пред­ла­га­ли? А может, и обоим для кон­ку­рен­ции, раз­мыш­лял Алек­сандр Ми­ха­лыч... (В. Ре­ми­зов «Воля воль­ная»)

 

Ин­фор­ма­ция ФИПИ для уча­щих­ся

За­да­ние 24 (в де­мо­вер­сии про­шлых лет – за­да­ние 23) тре­бу­ет опре­де­лить вер­ные (или оши­боч­ные) ха­рак­те­ри­сти­ки ука­зан­ных фраг­мен­тов тек­ста с точки зре­ния типов речи. При­дер­жи­вай­тесь при ра­бо­те над за­да­ни­ем 24 сле­ду­ю­щих уста­но­вок.

1.  Пом­ни­те, что для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо «мед­лен­ное», не­од­но­крат­ное про­чте­ние обо­зна­чен­ных в за­да­нии фраг­мен­тов тек­ста. Для удоб­ства ра­бо­ты вы­де­ли­те в КИМ ана­ли­зи­ру­е­мые фраг­мен­ты тек­ста.

2.  Не стоит не­до­оце­ни­вать труд­ность за­да­ния и счи­тать, что оно про­ве­ря­ет ис­клю­чи­тель­но зна­ние типов речи.

Во-пер­вых, в чи­стом виде типы речи (по­вест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние) встре­ча­ют­ся редко. По­это­му часто при­сут­ству­ет ком­би­на­ция сразу не­сколь­ких типов речи, что от­ра­жа­ет­ся в фор­му­ли­ров­ках, на­при­мер: в пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся ве­ду­щим); в пред­ло­же­ни­ях со­дер­жит­ся… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся лишь вкрап­ле­ни­ем).

Во-вто­рых, за­да­ние рас­счи­та­но также на ра­бо­ту с ло­ги­ко-смыс­ло­вы­ми от­но­ше­ни­я­ми между пред­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер:

— одно пред­ло­же­ние ука­зы­ва­ет на при­чи­ну (или след­ствие) того, о чём го­во­рит­ся в дру­гом пред­ло­же­нии (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить слова «по­это­му», «так что», «по­то­му что»);

— одно пред­ло­же­ние слу­жит по­яс­не­ни­ем для дру­го­го пред­ло­же­ния (ре­ко­мен­ду­ем по­ста­вить между пред­ло­же­ни­я­ми слова а имен­но);

— одно пред­ло­же­ние про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию дру­го­му пред­ло­же­нию (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить союз а) и т.д.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Союз «а» в рус­ском языке не все­гда несёт функ­цию про­ти­во­по­став­ле­ния.

Вы­пол­нять за­да­ние 24 не­об­хо­ди­мо не на фор­маль­ном ос­но­ва­нии на­ли­чия или от­сут­ствия опре­делённого сред­ства связи, а на ос­но­ва­нии ре­аль­ных смыс­ло­вых от­но­ше­ний между пред­ло­же­ни­я­ми. На­при­мер: (15) Че­ло­век спо­со­бен на все край­но­сти: увидя, что с по­лу­чен­ны­ми не­боль­ши­ми день­га­ми он не может вести жизнь, как пре­жде, он с горя может про­ку­тить вдруг то, что ему дано на дол­го­вре­мен­ное со­дер­жа­ние. (16) А по­то­му на­ставь­те его, как ему из­во­ро­тить­ся имен­но с той самой по­мо­щью, ко­то­рую вы при­нес­ли ему, объ­яс­ни­те ему ис­тин­ное зна­че­ние не­сча­стья, чтобы он видел, что оно по­сла­но ему затем, дабы он из­ме­нил преж­нее житие свое, дабы от­ны­не он стал уже не преж­ний, но как бы дру­гой че­ло­век и ве­ще­ствен­но, и нрав­ствен­но (в дан­ном слу­чае союз «а» не создаёт про­ти­во­по­став­ле­ния).

3.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и рас­суж­де­ние. Не до­пус­ка­ет­ся фор­маль­ный ана­лиз, на­при­мер: слово «рас­ска­зать» во фраг­мен­те не может быть по­во­дом счи­тать фраг­мент по­вест­во­ва­ни­ем. За­пом­ни­те: фор­маль­но-грам­ма­ти­че­ское от­ли­чие по­вест­во­ва­ния  — это на­ли­чие гла­го­лов. Если есть «дви­же­ние во вре­ме­ни»  — это по­вест­во­ва­ние. На­при­мер: Он встал, на­пра­вил­ся к пись­мен­но­му столу… Су­ще­ству­ет и дру­гой метод. Пред­ставь­те, что вы актёр. Если вы мо­же­те сыг­рать на­пи­сан­ное, то это по­вест­во­ва­ние, а если нет  — рас­суж­де­ние. Может по­мочь метод фо­то­ап­па­ра­та. Если у вас по­лу­ча­ет­ся сде­лать много фо­то­гра­фий (будто сни­ма­ет­ся ки­но­фильм), то это по­вест­во­ва­ние. Будь­те осто­рож­ны: к по­вест­во­ва­нию, как пра­ви­ло, не от­но­сит­ся речь о бу­ду­щем, услов­ное на­кло­не­ние. В таких слу­ча­ях фраг­мент пред­став­ля­ет собой всё-таки рас­суж­де­ние.

4.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и опи­са­ние. Опи­са­ние  — это изоб­ра­же­ние пред­ме­та (че­ло­ве­ка, по­ме­ще­ния, мест­но­сти и т.д.). Части речи, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в опи­са­нии,  — су­ще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, при­ча­стия, гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида. Опи­са­ние яв­ля­ет­ся ста­тич­ной кар­тин­кой, по­это­му при по­пыт­ке пред­ста­вить себя фо­то­гра­фом у вас по­лу­чит­ся сде­лать толь­ко одну фо­то­гра­фию.

5.  — Не пу­тай­те опи­са­ние и рас­суж­де­ние. Рас­суж­де­ние  — это мысли, чув­ства, по­зи­ция ав­то­ра. Ос­нов­ные язы­ко­вые сред­ства рас­суж­де­ния  — ввод­ные кон­струк­ции, оце­ноч­ные слова. Метод фо­то­ап­па­ра­та при­ме­нить не­воз­мож­но. Рас­суж­де­ние  — это как бы за­кад­ро­вый голос к ки­но­филь­му. На­при­мер: Глав­ная пре­тен­зия к пьесе Гри­бо­едо­ва "Горе от ума", вы­ска­зы­ва­е­мая в раз­ное время не­за­ви­си­мо друг от друга Пуш­ки­ным и Бе­лин­ским, за­клю­ча­ет­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской не­со­об­раз­но­сти кон­флик­та. "Всё, что го­во­рит он, очень умно..."

1
Тип 23 № 8148
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Толь­ко та­лант­ли­вый ху­дож­ник спо­со­бен вы­ра­зить в своём про­из­ве­де­нии все те ощу­ще­ния, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ет че­ло­век на войне.

2)  В тек­сте опи­са­ны со­бы­тия Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти.

3)  Кар­ти­на, за­пе­чат­лев­шая про­ис­хо­дя­щее на войне, про­из­ве­ла на рас­сказ­чи­ка силь­ное впе­чат­ле­ние.

4)  Про­из­ве­де­ние ис­кус­ства может на­дол­го остать­ся в па­мя­ти че­ло­ве­ка.


2
Тип 25 № 8150
i

Из пред­ло­же­ний 15—17 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).


3
Тип 26 № 8151
i

Среди пред­ло­же­ний 15—20 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 8152
i

«Стре­мясь от­ра­зить в своём про­из­ве­де­нии страш­ные кар­ти­ны войны, автор ис­поль­зу­ет раз­но­об­раз­ные вы­ра­зи­тель­ные сред­ства, среди ко­то­рых тропы: (А) _______ («баг­ро­вое клу­бя­ще­е­ся небо» в пред­ло­же­нии 6, «в тяжёлых, клу­бя­щих­ся фан­та­сти­че­ских об­ла­ках свин­цо­во-крас­но­го дыма» в пред­ло­же­нии 14) и (Б) _______ («точно вы­пи­лен­ный лоб­зи­ком» в пред­ло­же­нии 6, «точно кровь» в пред­ло­же­нии 11). Опи­сы­вая изоб­ра­жа­ю­щую ужасы войны кар­ти­ну, ко­то­рая про­из­ве­ла на него в дет­стве не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние, В. Не­кра­сов ис­поль­зу­ет син­так­си­че­ское сред­ство  — (В) _______ (пред­ло­же­ние 19). Про­ти­во­по­став­ляя этому впе­чат­ле­нию ощу­ще­ния че­ло­ве­ка, ока­зав­ше­го­ся на войне, ви­дя­ще­го её во­очию, автор ис­поль­зу­ет приём  — (Г) _______ («ни­ка­ки­ми» в пред­ло­же­нии 25)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  кон­текст­ные си­но­ни­мы

2)  эпи­те­ты

3)  фра­зео­ло­гизм

4)  срав­не­ния

5)  ри­то­ри­че­ский во­прос

6)  лек­си­че­ский по­втор

7)  ряд од­но­род­ных чле­нов

8)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

9)  вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние


5
Тип Д27 C27 № 8153
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.