Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д28 № 8152
i

(1)Город горит. (2)Даже не город, а весь берег на всём охва­ты­ва­е­мом гла­зом рас­сто­я­нии. (3)Труд­но даже ска­зать  — пожар ли это. (4)Это что-то боль­шее. (5)Так, ве­ро­ят­но, горит тайга  — не­де­ля­ми, ме­ся­ца­ми на де­сят­ки, сотни ки­ло­мет­ров. (6) Баг­ро­вое клу­бя­ще­е­ся небо, чёрный, точно вы­пи­лен­ный лоб­зи­ком си­лу­эт го­ря­ще­го го­ро­да. (7)Чёрное и крас­ное (8)Дру­го­го нет. (9)Чёрный город и крас­ное небо. (10)И Волга крас­ная. (11)«Точно кровь»,— мель­ка­ет в го­ло­ве.

 

(12)Пла­ме­ни почти не видно, толь­ко в одном месте, ниже по те­че­нию, ко­рот­кие пры­га­ю­щие языки. (13)И про­тив нас из­мя­тые, точно бу­маж­ные ци­лин­дры неф­те­ба­ков, опав­шие, раз­дав­лен­ные газом. (14)И из них пламя—мо­гу­чие про­ту­бе­ран­цы от­ры­ва­ют­ся и те­ря­ют­ся в тяжёлых клу­бя­щих­ся фан­та­сти­че­ских об­ла­ках свин­цо­во-крас­но­го дыма.

 

(15)В дет­стве я любил рас­смат­ри­вать ста­рый ан­глий­ский жур­нал пе­ри­о­да войны че­тыр­на­дца­то­го года. (16)У него не было ни на­ча­ла, ни конца, зато были изу­ми­тель­ные кар­тин­ки  — боль­шие, на целую стра­ни­цу: ан­глий­ские томми в око­пах, атаки, мор­ские сра­же­ния с пе­ня­щи­ми­ся вол­на­ми и та­ра­ня­щи­ми друг друга ми­но­нос­ца­ми, смеш­ные, по­хо­жие на эта­жер­ки, па­ря­щие в воз­ду­хе «бле­рио», «фар­ма­ны» и «таубе». (17)Труд­но было ото­рвать­ся.

 

(18)Но страш­нее всего было гро­мад­ное, на двух сред­них стра­ни­цах, до дрожи мрач­ное изоб­ра­же­ние го­ря­ще­го от не­мец­ких бом­бар­ди­ро­вок Лу­ве­на. (19)Тут были и пламя, и клубы дыма, по­хо­жие на вату, и бе­гу­щие люди, и раз­ру­шен­ные дома, и про­жек­то­ры в зло­ве­щем небе. (20)0дним сло­вом, это было до того страш­но и пле­ни­тель­но, что пе­ре­вер­нуть стра­ни­цу не было ни­ка­ких сил. (21)Я бес­ко­неч­ное ко­ли­че­ство раз пе­ре­ри­со­вы­вал эту кар­тин­ку, рас­кра­ши­вал цвет­ны­ми ка­ран­да­ша­ми, крас­ка­ми, ма­лень­ки­ми мел­ка­ми и раз­ве­ши­вал потом эти кар­тин­ки по сте­нам.

 

(22)Мне ка­за­лось, что ни­че­го более страш­но­го и ве­ли­че­ствен­но­го быть не может.

 

(23)Сей­час мне вспо­ми­на­ет­ся эта кар­тин­ка: она не­пло­хо была ис­пол­не­на. (24)Я до сих пор помню в ней каж­дую де­таль, каж­дый за­ви­ток клу­бя­ще­го­ся дыма, и мне вдруг ста­но­вит­ся со­вер­шен­но ясно, как бес­силь­но, бес­по­мощ­но ис­кус­ство. (25)Ни­ка­ки­ми клу­ба­ми дыма, ни­ка­ки­ми ли­жу­щи­ми небо язы­ка­ми пла­ме­ни и зло­ве­щи­ми от­све­та­ми не пе­ре­дашь того ощу­ще­ния, ко­то­рое ис­пы­ты­ваю я сей­час, сидя на бе­ре­гу перед го­ря­щим Ста­лин­гра­дом.

 

(По В. П. Не­кра­со­ву*)

* Вик­тор Пла­то­но­вич Не­кра­сов (1911—1987 гг.)  — рус­ский пи­са­тель, автор про­из­ве­де­ний о войне.

«Стре­мясь от­ра­зить в своём про­из­ве­де­нии страш­ные кар­ти­ны войны, автор ис­поль­зу­ет раз­но­об­раз­ные вы­ра­зи­тель­ные сред­ства, среди ко­то­рых тропы: (А) _______ («баг­ро­вое клу­бя­ще­е­ся небо» в пред­ло­же­нии 6, «в тяжёлых, клу­бя­щих­ся фан­та­сти­че­ских об­ла­ках свин­цо­во-крас­но­го дыма» в пред­ло­же­нии 14) и (Б) _______ («точно вы­пи­лен­ный лоб­зи­ком» в пред­ло­же­нии 6, «точно кровь» в пред­ло­же­нии 11). Опи­сы­вая изоб­ра­жа­ю­щую ужасы войны кар­ти­ну, ко­то­рая про­из­ве­ла на него в дет­стве не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние, В. Не­кра­сов ис­поль­зу­ет син­так­си­че­ское сред­ство  — (В) _______ (пред­ло­же­ние 19). Про­ти­во­по­став­ляя этому впе­чат­ле­нию ощу­ще­ния че­ло­ве­ка, ока­зав­ше­го­ся на войне, ви­дя­ще­го её во­очию, автор ис­поль­зу­ет приём  — (Г) _______ («ни­ка­ки­ми» в пред­ло­же­нии 25)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  кон­текст­ные си­но­ни­мы

2)  эпи­те­ты

3)  фра­зео­ло­гизм

4)  срав­не­ния

5)  ри­то­ри­че­ский во­прос

6)  лек­си­че­ский по­втор

7)  ряд од­но­род­ных чле­нов

8)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

9)  вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

«Стре­мясь от­ра­зить в своём про­из­ве­де­нии страш­ные кар­ти­ны войны, автор ис­поль­зу­ет раз­но­об­раз­ные вы­ра­зи­тель­ные сред­ства, среди ко­то­рых тропы: (А) ЭПИ­ТЕТ («баг­ро­вое клу­бя­ще­е­ся небо» в пред­ло­же­нии 6, «в тяжёлых, клу­бя­щих­ся фан­та­сти­че­ских об­ла­ках свин­цо­во-крас­но­го дыма» в пред­ло­же­нии 14) и (Б) СРАВ­НЕ­НИЕ («точно вы­пи­лен­ный лоб­зи­ком» в пред­ло­же­нии 6, «точно кровь» в пред­ло­же­нии 11). Опи­сы­вая изоб­ра­жа­ю­щую ужасы войны кар­ти­ну, ко­то­рая про­из­ве­ла на него в дет­стве не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние, В. Не­кра­сов ис­поль­зу­ет син­так­си­че­ское сред­ство  — (В) РЯД ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕ­НОВ (пред­ло­же­ние 19). Про­ти­во­по­став­ляя этому впе­чат­ле­нию ощу­ще­ния че­ло­ве­ка, ока­зав­ше­го­ся на войне, ви­дя­ще­го её во­очию, автор ис­поль­зу­ет приём  — (Г) ЛЕК­СИ­ЧЕ­СКИЙ ПО­ВТОР («ни­ка­ки­ми» в пред­ло­же­нии 25)».

2)  Эпи­тет  — об­раз­ное опре­де­ле­ние.

4)  Срав­не­ние  — со­по­став­ле­ние пред­ме­тов, яв­ле­ний. Срав­не­ние при­со­еди­ня­ет­ся по­сред­ством со­ю­зов.

7)  Ряд од­но­род­ных чле­нов  — члены пред­ло­же­ния, от­ве­ча­ю­щие на один и тот же во­прос, от­но­ся­щи­е­ся к од­но­му и тому же слову.

6)  Лек­си­че­ский по­втор  — по­вто­ре­ние слов, ис­поль­зу­е­мое в целях ре­че­вой вы­ра­зи­тель­но­сти.

Ответ:2476.

Правило: 22 ЕГЭ. Ос­нов­ные изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го языка

ЗА­ДА­НИЕ 22 ЕГЭ (вве­де­но в 2024-2025 уч.году): АНА­ЛИЗ СРЕДСТВ ВЫ­РА­ЗИ­ТЕЛЬ­НО­СТИ

 

За­да­ние 26 на со­от­вет­ствие по теме изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств за­ме­не­но новым за­да­ни­ем 22, не преду­смат­ри­ва­ю­щим опоры на мак­ро­текст.

 

В 2024-2025 году к за­да­нию 22 ФИПИ опуб­ли­ко­вал сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

 

За­да­ние 22 тре­бу­ет со­от­не­сти при­ме­ры тех или иных изоб­ра­зи­тель­но вы­ра­зи­тель­ных средств, взя­тые из по­э­ти­че­ских, про­за­и­че­ских и дру­гих тек­стов, с об­ще­при­ня­ты­ми в язы­ко­зна­нии на­зва­ни­я­ми изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств. При этом в левой ко­лон­ке, где при­ве­де­ны при­ме­ры, пред­став­ле­но пять пунк­тов, а в пра­вой ко­лон­ке, где пе­ре­чис­ле­ны на­зва­ния изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств, пред­став­ле­но де­вять пунк­тов, то есть из­бы­точ­ное ко­ли­че­ство. Сле­до­ва­тель­но, че­ты­ре на­зва­ния изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств в итоге долж­ны ока­зать­ся не­за­дей­ство­ван­ны­ми.

 

Ука­за­ния, ко­то­рые даёт ФИПИ уча­щим­ся:

 

1.  Ответ на за­да­ние 22 пред­став­ля­ет собой пять цифр, ко­то­рые долж­ны быть за­пи­са­ны в бланк от­ве­тов без про­бе­лов и за­пя­тых.

2.  По­ря­док за­пи­си сим­во­лов имеет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние.

3.  Пра­виль­ное вы­пол­не­ние за­да­ния 22 оце­ни­ва­ет­ся 2 бал­ла­ми. За­да­ние счи­та­ет­ся вы­пол­нен­ным верно, если ответ за­пи­сан в той форме, ко­то­рая ука­за­на в ин­струк­ции по вы­пол­не­нию за­да­ния, и пол­но­стью сов­па­да­ет с эта­ло­ном от­ве­та: каж­дый сим­вол в от­ве­те стоит на своём месте, лиш­ние сим­во­лы в от­ве­те от­сут­ству­ют. За ответ на за­да­ние 22 вы­став­ля­ет­ся 1 балл, если на любых одной или двух по­зи­ци­ях от­ве­та за­пи­са­ны не те сим­во­лы, ко­то­рые пред­став­ле­ны в эта­ло­не от­ве­та. Во всех дру­гих слу­ча­ях вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов. Если ко­ли­че­ство сим­во­лов в от­ве­те боль­ше тре­бу­е­мо­го, вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов вне за­ви­си­мо­сти от того, были ли ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые сим­во­лы.

4.  В от­ве­те не долж­но быть по­вто­ря­ю­щих­ся цифр. Зна­чит, если в двух язы­ко­вых при­ме­рах при­сут­ству­ет, пред­по­ло­жим, ги­пер­бо­ла, не­об­хо­ди­мо в каж­дом слу­чае про­ана­ли­зи­ро­вать, какие ещё сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти встре­ча­ют­ся в этих при­ме­рах, и со­от­не­сти сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти с пред­став­лен­ным спис­ком таким об­ра­зом, чтобы из­бе­жать по­вто­ря­ю­щих­ся цифр в от­ве­те.

5.  Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в ряде слу­ча­ев от­дель­ные буквы, слова или вы­ра­же­ния в язы­ко­вых при­ме­рах мар­ки­ру­ют­ся (то есть вы­де­ля­ют­ся по­лу­жир­но и кур­си­вом, если речь идёт о сло­вах, или по­лу­жир­но и подчёрки­ва­ни­ем, если фик­си­ру­ют­ся от­дель­ные буквы, обо­зна­ча­ю­щие звуки). Для эк­за­ме­ну­е­мо­го это сиг­нал к тому, чтобы про­ана­ли­зи­ро­вать имен­но про­мар­ки­ро­ван­ные яв­ле­ния. Если мар­ки­ров­ка от­сут­ству­ет, не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать весь пред­став­лен­ный фраг­мент.

6.  Все­гда мар­ки­ру­ют­ся ас­со­нанс, ал­ли­те­ра­ция и ме­то­ни­мия. Сле­до­ва­тель­но, нель­зя при­знать, на­при­мер, ас­со­нан­сом то, что не про­мар­ки­ро­ва­но.

7.  Дру­гие яв­ле­ния мар­ки­ру­ют­ся по мере не­об­хо­ди­мо­сти.

8.  Ино­гда в ка­че­стве язы­ко­во­го ма­те­ри­а­ла ис­поль­зу­ют­ся пред­ло­же­ния с фра­зео­ло­гиз­мом. При этом вни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мо­го долж­но быть со­сре­до­то­че­но на том сред­стве вы­ра­зи­тель­но­сти, ко­то­рое лежит в ос­но­ве дан­но­го фра­зео­ло­гиз­ма.

 

Тер­ми­ны, ко­то­рые будут ис­поль­зо­вать­ся в за­да­ни­ях:

 

Ко­ли­че­ство тер­ми­нов, ис­поль­зу­е­мых в за­да­нии  — 22.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства фо­не­ти­ки: ас­со­нанс, ал­ли­те­ра­ция.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства лек­си­ки: эпи­тет, ме­та­фо­ра, ме­то­ни­мия, оли­це­тво­ре­ние, ги­пер­бо­ла, ли­то­та, срав­не­ние.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства син­так­си­са: син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм, пар­цел­ля­ция, во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния, гра­да­ция, ин­вер­сия, лек­си­че­ский по­втор, ана­фо­ра, эпи­фо­ра, ан­ти­те­за; ри­то­ри­че­ский во­прос, ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние, ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние; мно­го­со­ю­зие, бес­со­ю­зие.

 

Опре­де­ле­ния всех пе­ре­чис­лен­ных тер­ми­нов, ис­поль­зу­е­мых в за­да­нии 22, с со­от­вет­ству­ю­щи­ми при­ме­ра­ми пред­став­ле­ны в «На­ви­га­то­ре са­мо­сто­я­тель­ной под­го­тов­ки к ЕГЭ по рус­ско­му языку»

Пе­рей­ти по ссыл­ке на сайт ФИПИ https://doc.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege/2025/ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf

ИЛИ

ска­чать файл с на­ше­го сер­ве­ра ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf

 

ФИПИ ин­фор­ми­ру­ет, что ос­нов­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми клас­си­фи­ка­ции изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие:

1) при­каз Ми­ни­стер­ства про­све­ще­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18.05.2023 № 371 «Об утвер­жде­нии фе­де­раль­ной об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния»;

2) Уни­вер­саль­ный спра­воч­ник по рус­ско­му языку: Ор­фо­гра­фия. Пунк­ту­а­ция. Прак­ти­че­ская сти­ли­сти­ка / Д.Э. Ро­зен­таль. – М.: Мир и Об­ра­зо­ва­ние, 2015;

3) учеб­ни­ки по рус­ско­му языку для 10–11 клас­сов в со­ста­ве дей­ству­ю­ще­го на дан­ный мо­мент фе­де­раль­но­го пе­реч­ня учеб­ни­ков, до­пу­щен­ных к ис­поль­зо­ва­нию при ре­а­ли­за­ции име­ю­щих го­су­дар­ствен­ную ак­кре­ди­та­цию об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм на­чаль­но­го об­ще­го, ос­нов­но­го об­ще­го, сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность;

4) Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь-спра­воч­ник. Вы­ра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го языка и ре­че­вые ошиб­ки и недочёты / под ред. А.П. Ско­во­род­ни­ко­ва. – 3-е изд., стер. – М.: Флин­та, 2011.

1
Тип 23 № 8148
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Толь­ко та­лант­ли­вый ху­дож­ник спо­со­бен вы­ра­зить в своём про­из­ве­де­нии все те ощу­ще­ния, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ет че­ло­век на войне.

2)  В тек­сте опи­са­ны со­бы­тия Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти.

3)  Кар­ти­на, за­пе­чат­лев­шая про­ис­хо­дя­щее на войне, про­из­ве­ла на рас­сказ­чи­ка силь­ное впе­чат­ле­ние.

4)  Про­из­ве­де­ние ис­кус­ства может на­дол­го остать­ся в па­мя­ти че­ло­ве­ка.


2
Тип 24 № 8149
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Пред­ло­же­ние 4 по­яс­ня­ет мысль, вы­ска­зан­ную ав­то­ром в пред­ло­же­нии 3.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 6—7 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 12—14 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 18—19 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 25 под­твер­жда­ет вы­ра­жен­ную в пред­ло­же­нии 24 мысль.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 25 № 8150
i

Из пред­ло­же­ний 15—17 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).


4
Тип 26 № 8151
i

Среди пред­ло­же­ний 15—20 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д27 C27 № 8153
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.