Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 25 № 8425
i

(1)Москва не есть обык­но­вен­ный боль­шой город, каких ты­ся­ча; Москва не без­молв­ная гро­ма­да кам­ней хо­лод­ных, со­став­лен­ных в сим­мет­ри­че­ском по­ряд­ке... (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каж­дый её ка­мень хра­нит над­пись, на­чер­тан­ную вре­ме­нем и роком, над­пись, для толпы не­по­нят­ную, но бо­га­тую, обиль­ную мыс­ля­ми, чув­ством и вдох­но­ве­ни­ем для учёного, пат­ри­о­та и поэта! (5)Как у оке­а­на, у неё есть свой язык, язык силь­ный, звуч­ный, свя­той, мо­лит­вен­ный! (6)Едва проснётся день, как уже со всех её зла­то­гла­вых церк­вей раздаётся со­глас­ный гимн ко­ло­ко­лов, по­доб­но чуд­ной, фан­та­сти­че­ской увер­тю­ре Бет­хо­ве­на.

 

(7)Под горой, у самой по­дош­вы стены кремлёвской, про­тив Тай­ниц­ких ворот, про­те­ка­ет река, и за нею ши­ро­кая до­ли­на, усы­пан­ная до­ма­ми и церк­вя­ми, про­сти­ра­ет­ся до самой по­дош­вы По­клон­ной горы, от­ку­да На­по­ле­он кинул пер­вый взгляд на ги­бель­ный для него Кремль, от­ку­да в пер­вый раз он уви­дал его вещее пламя  — этот гроз­ный све­точ, ко­то­рый оза­рил его тор­же­ство и его па­де­ние!

 

(8)Ближе к цен­тру го­ро­да зда­ния при­ни­ма­ют вид более строй­ный, более ев­ро­пей­ский; про­гля­ды­ва­ют бо­га­тые ко­лон­на­ды, ши­ро­кие дворы, обнесённые чу­гун­ны­ми решётками, бес­чис­лен­ные главы церк­вей.

 

(9)На за­па­де, за длин­ной баш­ней, где живут и могут жить одни ла­сточ­ки, ибо она, бу­дучи по­стро­е­на после фран­цу­зов, не имеет внут­ри ни по­тол­ков, ни лест­ниц и стены её распёрты кре­сто­об­раз­но по­став­лен­ны­ми бру­сья­ми, воз­вы­ша­ют­ся арки ка­мен­но­го моста, ко­то­рый дугою пе­ре­ги­ба­ет­ся с од­но­го бе­ре­га на дру­гой; вода, удер­жан­ная не­боль­шой за­пру­дой, с шумом и пеною вы­ры­ва­ет­ся из-под него, об­ра­зуя между сво­да­ми не­боль­шие во­до­па­ды. (10)Далее моста, по пра­вую сто­ро­ну реки, от­де­ля­ют­ся на не­бо­скло­не зуб­ча­тые си­лу­эты Алек­се­ев­ско­го мо­на­сты­ря; по левую, на рав­ни­не между кров­ля­ми ку­пе­че­ских домов, бле­щут верхи Дон­ско­го мо­на­сты­ря. (11)А за ним, одеты го­лу­бым ту­ма­ном, вос­хо­дя­щим от студёных волн реки, на­чи­на­ют­ся Во­робьёвы горы, увен­чан­ные гу­сты­ми ро­ща­ми, ко­то­рые с кру­тых вер­шин гля­дят­ся в реку, из­ви­ва­ю­щу­ю­ся у их по­дош­вы по­доб­но змее, по­кры­той се­реб­ри­стою чешуёй.

 

(12)Когда скло­ня­ет­ся день, когда ро­зо­вая мгла оде­ва­ет даль­ние части го­ро­да и окрест­ные холмы, тогда толь­ко можно ви­деть нашу древ­нюю сто­ли­цу во всём её блес­ке, ибо по­доб­но кра­са­ви­це, по­ка­зы­ва­ю­щей толь­ко ве­че­ром свои луч­шие уборы, она толь­ко в этот тор­же­ствен­ный час может про­из­ве­сти на душу силь­ное, не­из­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние.

 

(13) Что срав­нить с этим Кремлём, ко­то­рый, окру­жась зуб­ча­ты­ми сте­на­ми, кра­су­ясь зо­ло­ты­ми гла­ва­ми со­бо­ров, воз­ле­жит на вы­со­кой горе, как дер­жав­ный венец на челе гроз­но­го вла­ды­ки?

 

(14)Он ал­тарь Рос­сии, на нём долж­ны со­вер­шать­ся и уже со­вер­ша­лись мно­гие жерт­вы, до­стой­ные Оте­че­ства. (15)Давно ли, как бас­но­слов­ный Фе­никс, он воз­ро­дил­ся из пы­ла­ю­ще­го сво­е­го праха?!

 

(16)Нет, ни Крем­ля, ни его зуб­ча­тых стен, ни его тёмных пе­ре­хо­дов, ни пыш­ных двор­цов его опи­сать не­воз­мож­но. (17)Надо ви­деть, ви­деть... (18)Надо чув­ство­вать всё, что они го­во­рят серд­цу и во­об­ра­же­нию!

 

(По М. Ю. Лер­мон­то­ву*)

* Ми­ха­ил Юрье­вич Лер­мон­тов (1814—1841 гг.)  — ве­ли­кий рус­ский поэт, про­за­ик, дра­ма­тург, ху­дож­ник.

Из пред­ло­же­ния 4 вы­пи­ши­те си­но­ни­мы (си­но­ни­ми­че­скую пару).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Си­но­ни­мы  — слова, близ­кие по зна­че­нию.

В пред­ло­же­нии 4 си­но­ни­ма­ми яв­ля­ют­ся слова: бо­га­тую  — обиль­ную.

Ответ:бо­га­ту­ю­о­биль­ную.

 

Правило: 25 ЕГЭ. Лек­си­че­ское зна­че­ние слова. Си­но­ни­мы. Ан­то­ни­мы. Фра­зео­ло­гиз­мы. Груп­пы слов по упо­треб­ле­нию

ЗА­ДА­НИЕ 25. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния 25 нужно знать сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния:

— пря­мое/пе­ре­нос­ное зна­че­ние слова

— си­но­ни­мы (кон­текст­ный си­но­ним), ан­то­ни­мы (кон­текст­ный ан­то­ним)

— омо­ни­мы

— фра­зео­ло­гиз­мы

— за­им­ство­ван­ные слова

— лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са (ис­то­риз­мы, ар­ха­из­мы, нео­ло­гиз­мы)

— огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка (про­фес­си­о­на­лиз­мы, про­сто­реч­ная лек­си­ка, жар­го­низ­мы, диа­лек­тиз­мы)

— сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — это ис­то­ри­че­ски за­креп­лен­ный «смысл» слова.

Слова могут иметь пря­мое зна­че­ние (пер­во­на­чаль­ное, ис­ход­ное) зна­че­ние и пе­ре­нос­ное зна­че­ние (вто­рич­ное зна­че­ние, воз­ни­ка­ю­щее на ос­но­ве пер­во­го). При­ме­ры:

Его оста­ви­ли в ком­на­те од­но­го. Слово «оста­ви­ли» имеет пря­мое зна­че­ние.

Его оста­ви­ли в долж­но­сти. Слово «оста­ви­ли» ис­поль­зо­ва­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

 

Пе­ре­нос по ка­ко­му-либо сход­ству (цвет, форма, функ­ция) на­зы­ва­ет­ся ме­та­фо­рой. (Глаз­ное яб­ло­ко — сход­ство по форме; он не сдал эк­за­мен, и те­перь у него хвост — сход­ство на ос­но­ве функ­ции).

Пе­ре­нос на­зва­ния с од­но­го пред­ме­та на дру­гой на ос­но­ве смеж­но­сти этих пред­ме­тов на­зы­ва­ет­ся ме­то­ни­ми­ей. (Пуш­кин в сумке, съел та­рел­ку). Одной из раз­но­вид­но­стей ме­то­ни­мии яв­ля­ет­ся си­нек­до­ха. Си­нек­до­ха — пе­ре­нос на­зва­ния це­ло­го на его часть или на­о­бо­рот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лиш­ний рот в семье).

 

Си­но­ни­мы, ан­то­ни­мы, омо­ни­мы

Си­но­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но оди­на­ко­вые по зна­че­нию. (Друг — то­ва­рищ, ду­мать — раз­мыш­лять).

 

Кон­текст­ные си­но­ни­мы — слова, име­ю­щие сход­ное зна­че­ние толь­ко в пре­де­лах пред­ло­жен­но­го тек­ста. За пре­де­ла­ми кон­тек­ста такие слова не яв­ля­ют­ся си­но­ни­ма­ми. (Кон­текст­ные си­но­ни­мы гла­го­ла го­во­рить. Марья Ки­рил­лов­на сы­па­ла про близ­ких, он мол­чал. Деду никто не верил. Даже сер­ди­тые ста­ру­хи шам­ка­ли, что у чер­тей от­ро­дясь не было клю­вов (Пауст.))

 

Ан­то­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но про­ти­во­по­лож­ные по зна­че­нию. (пло­хой — хо­ро­ший, сесть — встать).

 

Кон­текст­ные ан­то­ни­мы — слова, на­хо­дя­щи­е­ся в ан­то­ни­ми­че­ских от­но­ше­ни­ях толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Они могут иметь раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы и от­но­сить­ся к раз­ным ча­стям речи. (Я глу­пая, а ты умен, живой, а я остол­бе­не­лая (М. Цве­та­е­ва))

 

Омо­ни­мы — это слова, оди­на­ко­вые по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но раз­ные по зна­че­нию. Не все­гда при­над­ле­жат одной части речи. Омо­ни­мы бы­ва­ют пол­ны­ми и ча­стич­ны­ми. Пол­ные омо­ни­мы — это слова одной части речи, у ко­то­рых сов­па­да­ют все грам­ма­ти­че­ские формы. На­при­мер: ключ (ко­то­рым от­кры­ва­ем дверь) и ключ (ис­точ­ник воды). Ча­стич­ные омо­ни­мы — это слова, у ко­то­рых не все грам­ма­ти­че­ски формы оди­на­ко­вы.

 

Фра­зео­ло­гиз­мы

Фра­зео­ло­гиз­мы — это устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, об­ла­да­ю­щие не­де­ли­мым смыс­лом и из­вле­ка­е­мые из нашей па­мя­ти в го­то­вом виде. Как пра­ви­ло, зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­мов не лежит на по­верх­но­сти. Фра­зео­ло­гизм — это не сумма зна­че­ний слов, а одно зна­че­ние для не­сколь­ких слов, объ­еди­нен­ных в сло­во­со­че­та­ние.

 

В 2024-2025 учеб­ном году ФИПИ со­здал спи­сок фра­зео­ло­гиз­мов. Не­смот­ря на то что он да­ле­ко не пол­ный, фраз в нём очень много. Пред­ла­га­ем ска­чать его в виде файла и об­ра­щать­ся при не­об­хо­ди­мо­сти. ru-2-leksika-i-frazeologija_fraz.pdf

 

За­им­ство­ван­ные слова — это слова, при­шед­шие в рус­ский язык из дру­гих язы­ков: хутор (из вен­гер­ско­го).

 

Лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са — уста­рев­шая или еще не­до­ста­точ­но из­вест­ная.

 

Ис­то­риз­мы — уста­рев­шие слова, вы­шед­шие из упо­треб­ле­ния в связи с ис­чез­но­ве­ни­ем ре­а­лий дей­стви­тель­но­сти, ко­то­рые они обо­зна­ча­ли. (При­мер: бур­мистр, бо­ярин и т. д.).

 

Ар­ха­из­мы — уста­рев­шие слова, заменённые со­вре­мен­ны­ми си­но­ни­ма­ми (ла­ни­ты — щёки, длань — ла­донь).

 

Нео­ло­гиз­мы — это новые слова, по­явив­ши­е­ся не­дав­но в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем новых пред­ме­тов, яв­ле­ний.

 

Огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка

 

Диа­лек­тиз­мы — это слова, ис­поль­зу­е­мые толь­ко на опре­де­лен­ных тер­ри­то­ри­ях. При­ме­ры: векша — белка (се­вер­ный диа­лект).

 

Про­фес­си­о­на­лиз­мы — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в уст­ной речи в раз­ных про­фес­си­о­наль­ных сре­дах: чай­ник — у про­грам­ми­стов че­ло­век, плохо раз­би­ра­ю­щий­ся в ком­пью­те­рах, но­ви­чок.

 

Жар­гон­ная лек­си­ка — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в своей речи опре­де­лен­ные со­ци­аль­ные слои на­се­ле­ния. При­ме­ры: бес­пре­дел (уго­лов­ное арго), клёвый (мо­ло­дежь).

 

Сленг — чаще по­ни­ма­ет­ся как «мо­ло­деж­ный».

 

Арго — диа­лект, со­здан­ный груп­пой с целью обособ­ле­ния (пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал во­ров­ской язык).

 

Про­сто­реч­ная лек­си­ка — слова со сти­ли­сти­че­ски сни­жен­ным, гру­бым, вуль­гар­ным от­тен­ком. К числу этих слов от­но­сят­ся и ма­тер­ные слова. На­при­мер, «свист­нуть» — в зна­че­нии «украсть», «харя, морда» — в зна­че­нии «лицо» и т. д.

 

Сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Ней­траль­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в любой си­ту­а­ции, в любом стиле (хо­ро­ший, об­ще­ство, ри­со­вать).

 

Книж­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в пись­мен­ных (книж­ных) сти­лях (до­сто­хваль­ный, ас­со­ци­а­ция, жи­во­пи­сать).

 

Раз­го­вор­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в раз­го­вор­ном стиле (гро­бить, за­пас­ка, де­ля­га).

1
Тип 23 № 8423
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  «Со­глас­ный гимн ко­ло­ко­лов» зла­то­гла­вых церк­вей пред­став­ля­ет­ся ав­то­ру язы­ком древ­ней сто­ли­цы.

2)  На­по­ле­он впер­вые уви­дел Кремль с Во­робьёвых гор.

3)  Наи­бо­лее яркое, силь­ное впе­чат­ле­ние кра­со­та Моск­вы про­из­во­дит на за­ка­те дня.

4)  Мос­ков­ский Кремль не­воз­мож­но срав­нить с чем-либо, как не­воз­мож­но и опи­сать его.

5)  Москва мало чем вы­де­ля­ет­ся среди дру­гих го­ро­дов мира.


2
Тип 24 № 8424
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Пред­ло­же­ния 3—5 со­дер­жат обос­но­ва­ние утвер­жде­ния, вы­ска­зан­но­го в пред­ло­же­нии 1.

2)  Пред­ло­же­ния 7—8 со­дер­жат по­вест­во­ва­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 10—11 пред­став­ле­но опи­са­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 16—18 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

5)  В пред­ло­же­нии 14 пред­став­ле­но опи­са­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 26 № 8426
i

Среди пред­ло­же­ний 10—14 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­ных ме­сто­име­ний. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 8427
i

«Ярко и эмо­ци­о­наль­но вы­ра­жая своё от­но­ше­ние к древ­ней сто­ли­це, поэт ис­поль­зу­ет раз­но­об­раз­ные изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные язы­ко­вые сред­ства, среди ко­то­рых тропы, на­при­мер (А) _______ («язык силь­ный, звуч­ный, свя­той, мо­лит­вен­ный» в пред­ло­же­нии 5), и син­так­си­че­ское сред­ство  — (Б) _______ (пред­ло­же­ния 4, 8, 16). Лек­си­че­ское сред­ство  — (В) _______ (на­при­мер, «на­чер­тан­ную... роком» в пред­ло­же­нии 4)  — и син­так­си­че­ское вы­ра­зи­тель­но­сти  — (Г) _______ («по­доб­но чуд­ной, фан­та­сти­че­ской увер­тю­ре Бет­хо­ве­на» в пред­ло­же­нии 6, «как бас­но­слов­ный Фе­никс» в пред­ло­же­нии 15)  — подчёрки­ва­ют ве­ли­чие ис­то­ри­че­ской судь­бы Моск­вы».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  срав­ни­тель­ный обо­рот

2)  пар­цел­ля­ция

3)  про­ти­во­по­став­ле­ние

4)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

5)  раз­го­вор­ные и про­сто­реч­ные слова

6)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

7)  книж­ная лек­си­ка

8)  эпи­те­ты

9)  ри­то­ри­че­ский во­прос


5
Тип Д27 C27 № 8428
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.