Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д28 № 8427
i

(1)Москва не есть обык­но­вен­ный боль­шой город, каких ты­ся­ча; Москва не без­молв­ная гро­ма­да кам­ней хо­лод­ных, со­став­лен­ных в сим­мет­ри­че­ском по­ряд­ке... (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каж­дый её ка­мень хра­нит над­пись, на­чер­тан­ную вре­ме­нем и роком, над­пись, для толпы не­по­нят­ную, но бо­га­тую, обиль­ную мыс­ля­ми, чув­ством и вдох­но­ве­ни­ем для учёного, пат­ри­о­та и поэта! (5)Как у оке­а­на, у неё есть свой язык, язык силь­ный, звуч­ный, свя­той, мо­лит­вен­ный! (6)Едва проснётся день, как уже со всех её зла­то­гла­вых церк­вей раздаётся со­глас­ный гимн ко­ло­ко­лов, по­доб­но чуд­ной, фан­та­сти­че­ской увер­тю­ре Бет­хо­ве­на.

 

(7)Под горой, у самой по­дош­вы стены кремлёвской, про­тив Тай­ниц­ких ворот, про­те­ка­ет река, и за нею ши­ро­кая до­ли­на, усы­пан­ная до­ма­ми и церк­вя­ми, про­сти­ра­ет­ся до самой по­дош­вы По­клон­ной горы, от­ку­да На­по­ле­он кинул пер­вый взгляд на ги­бель­ный для него Кремль, от­ку­да в пер­вый раз он уви­дал его вещее пламя  — этот гроз­ный све­точ, ко­то­рый оза­рил его тор­же­ство и его па­де­ние!

 

(8)Ближе к цен­тру го­ро­да зда­ния при­ни­ма­ют вид более строй­ный, более ев­ро­пей­ский; про­гля­ды­ва­ют бо­га­тые ко­лон­на­ды, ши­ро­кие дворы, обнесённые чу­гун­ны­ми решётками, бес­чис­лен­ные главы церк­вей.

 

(9)На за­па­де, за длин­ной баш­ней, где живут и могут жить одни ла­сточ­ки, ибо она, бу­дучи по­стро­е­на после фран­цу­зов, не имеет внут­ри ни по­тол­ков, ни лест­ниц и стены её распёрты кре­сто­об­раз­но по­став­лен­ны­ми бру­сья­ми, воз­вы­ша­ют­ся арки ка­мен­но­го моста, ко­то­рый дугою пе­ре­ги­ба­ет­ся с од­но­го бе­ре­га на дру­гой; вода, удер­жан­ная не­боль­шой за­пру­дой, с шумом и пеною вы­ры­ва­ет­ся из-под него, об­ра­зуя между сво­да­ми не­боль­шие во­до­па­ды. (10)Далее моста, по пра­вую сто­ро­ну реки, от­де­ля­ют­ся на не­бо­скло­не зуб­ча­тые си­лу­эты Алек­се­ев­ско­го мо­на­сты­ря; по левую, на рав­ни­не между кров­ля­ми ку­пе­че­ских домов, бле­щут верхи Дон­ско­го мо­на­сты­ря. (11)А за ним, одеты го­лу­бым ту­ма­ном, вос­хо­дя­щим от студёных волн реки, на­чи­на­ют­ся Во­робьёвы горы, увен­чан­ные гу­сты­ми ро­ща­ми, ко­то­рые с кру­тых вер­шин гля­дят­ся в реку, из­ви­ва­ю­щу­ю­ся у их по­дош­вы по­доб­но змее, по­кры­той се­реб­ри­стою чешуёй.

 

(12)Когда скло­ня­ет­ся день, когда ро­зо­вая мгла оде­ва­ет даль­ние части го­ро­да и окрест­ные холмы, тогда толь­ко можно ви­деть нашу древ­нюю сто­ли­цу во всём её блес­ке, ибо по­доб­но кра­са­ви­це, по­ка­зы­ва­ю­щей толь­ко ве­че­ром свои луч­шие уборы, она толь­ко в этот тор­же­ствен­ный час может про­из­ве­сти на душу силь­ное, не­из­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние.

 

(13) Что срав­нить с этим Кремлём, ко­то­рый, окру­жась зуб­ча­ты­ми сте­на­ми, кра­су­ясь зо­ло­ты­ми гла­ва­ми со­бо­ров, воз­ле­жит на вы­со­кой горе, как дер­жав­ный венец на челе гроз­но­го вла­ды­ки?

 

(14)Он ал­тарь Рос­сии, на нём долж­ны со­вер­шать­ся и уже со­вер­ша­лись мно­гие жерт­вы, до­стой­ные Оте­че­ства. (15)Давно ли, как бас­но­слов­ный Фе­никс, он воз­ро­дил­ся из пы­ла­ю­ще­го сво­е­го праха?!

 

(16)Нет, ни Крем­ля, ни его зуб­ча­тых стен, ни его тёмных пе­ре­хо­дов, ни пыш­ных двор­цов его опи­сать не­воз­мож­но. (17)Надо ви­деть, ви­деть... (18)Надо чув­ство­вать всё, что они го­во­рят серд­цу и во­об­ра­же­нию!

 

(По М. Ю. Лер­мон­то­ву*)

* Ми­ха­ил Юрье­вич Лер­мон­тов (1814—1841 гг.)  — ве­ли­кий рус­ский поэт, про­за­ик, дра­ма­тург, ху­дож­ник.

«Ярко и эмо­ци­о­наль­но вы­ра­жая своё от­но­ше­ние к древ­ней сто­ли­це, поэт ис­поль­зу­ет раз­но­об­раз­ные изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные язы­ко­вые сред­ства, среди ко­то­рых тропы, на­при­мер (А) _______ («язык силь­ный, звуч­ный, свя­той, мо­лит­вен­ный» в пред­ло­же­нии 5), и син­так­си­че­ское сред­ство  — (Б) _______ (пред­ло­же­ния 4, 8, 16). Лек­си­че­ское сред­ство  — (В) _______ (на­при­мер, «на­чер­тан­ную... роком» в пред­ло­же­нии 4)  — и син­так­си­че­ское вы­ра­зи­тель­но­сти  — (Г) _______ («по­доб­но чуд­ной, фан­та­сти­че­ской увер­тю­ре Бет­хо­ве­на» в пред­ло­же­нии 6, «как бас­но­слов­ный Фе­никс» в пред­ло­же­нии 15)  — подчёрки­ва­ют ве­ли­чие ис­то­ри­че­ской судь­бы Моск­вы».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  срав­ни­тель­ный обо­рот

2)  пар­цел­ля­ция

3)  про­ти­во­по­став­ле­ние

4)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

5)  раз­го­вор­ные и про­сто­реч­ные слова

6)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

7)  книж­ная лек­си­ка

8)  эпи­те­ты

9)  ри­то­ри­че­ский во­прос

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

«Ярко и эмо­ци­о­наль­но вы­ра­жая своё от­но­ше­ние к древ­ней сто­ли­це, поэт ис­поль­зу­ет раз­но­об­раз­ные изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные язы­ко­вые сред­ства, среди ко­то­рых тропы, на­при­мер (А) ЭПИ­ТЕ­ТЫ («язык силь­ный, звуч­ный, свя­той, мо­лит­вен­ный» в пред­ло­же­нии 5), и син­так­си­че­ское сред­ство  — (Б) РЯДЫ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕ­НОВ (пред­ло­же­ния 4, 8, 16). Лек­си­че­ское сред­ство  — (В) КНИЖ­НАЯ ЛЕК­СИ­КА (на­при­мер, «на­чер­тан­ную... роком» в пред­ло­же­нии 4)  — и син­так­си­че­ское вы­ра­зи­тель­но­сти  — (Г) СРАВ­НИ­ТЕЛЬ­НЫЙ ОБО­РОТ («по­доб­но чуд­ной, фан­та­сти­че­ской увер­тю­ре Бет­хо­ве­на» в пред­ло­же­нии 6, «как бас­но­слов­ный Фе­никс» в пред­ло­же­нии 15)  — подчёрки­ва­ют ве­ли­чие ис­то­ри­че­ской судь­бы Моск­вы».

8)  ЭПИ­ТЕТ  — об­раз­ное опре­де­ле­ние.

4)  РЯДЫ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕ­НОВ  — члены пред­ло­же­ния, от­ве­ча­ю­щие на один и тот же во­прос и от­но­ся­щи­е­ся к од­но­му и тому же слову.

7)  КНИЖ­НАЯ ЛЕК­СИ­КА  — лек­си­ка, ха­рак­тер­ная для книж­но­го стиля.

1)  СРАВ­НИ­ТЕЛЬ­НЫЙ ОБО­РОТ  — со­по­став­ле­ние пред­ме­тов, яв­ле­ний. Срав­не­ние при­со­еди­ня­ет­ся по­сред­ством со­ю­зов.

Ответ:8471.

Правило: 22 ЕГЭ. Ос­нов­ные изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го языка

ЗА­ДА­НИЕ 22 ЕГЭ (вве­де­но в 2024-2025 уч.году): АНА­ЛИЗ СРЕДСТВ ВЫ­РА­ЗИ­ТЕЛЬ­НО­СТИ

 

За­да­ние 26 на со­от­вет­ствие по теме изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств за­ме­не­но новым за­да­ни­ем 22, не преду­смат­ри­ва­ю­щим опоры на мак­ро­текст.

 

В 2024-2025 году к за­да­нию 22 ФИПИ опуб­ли­ко­вал сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

 

За­да­ние 22 тре­бу­ет со­от­не­сти при­ме­ры тех или иных изоб­ра­зи­тель­но вы­ра­зи­тель­ных средств, взя­тые из по­э­ти­че­ских, про­за­и­че­ских и дру­гих тек­стов, с об­ще­при­ня­ты­ми в язы­ко­зна­нии на­зва­ни­я­ми изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств. При этом в левой ко­лон­ке, где при­ве­де­ны при­ме­ры, пред­став­ле­но пять пунк­тов, а в пра­вой ко­лон­ке, где пе­ре­чис­ле­ны на­зва­ния изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств, пред­став­ле­но де­вять пунк­тов, то есть из­бы­точ­ное ко­ли­че­ство. Сле­до­ва­тель­но, че­ты­ре на­зва­ния изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств в итоге долж­ны ока­зать­ся не­за­дей­ство­ван­ны­ми.

 

Ука­за­ния, ко­то­рые даёт ФИПИ уча­щим­ся:

 

1.  Ответ на за­да­ние 22 пред­став­ля­ет собой пять цифр, ко­то­рые долж­ны быть за­пи­са­ны в бланк от­ве­тов без про­бе­лов и за­пя­тых.

2.  По­ря­док за­пи­си сим­во­лов имеет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние.

3.  Пра­виль­ное вы­пол­не­ние за­да­ния 22 оце­ни­ва­ет­ся 2 бал­ла­ми. За­да­ние счи­та­ет­ся вы­пол­нен­ным верно, если ответ за­пи­сан в той форме, ко­то­рая ука­за­на в ин­струк­ции по вы­пол­не­нию за­да­ния, и пол­но­стью сов­па­да­ет с эта­ло­ном от­ве­та: каж­дый сим­вол в от­ве­те стоит на своём месте, лиш­ние сим­во­лы в от­ве­те от­сут­ству­ют. За ответ на за­да­ние 22 вы­став­ля­ет­ся 1 балл, если на любых одной или двух по­зи­ци­ях от­ве­та за­пи­са­ны не те сим­во­лы, ко­то­рые пред­став­ле­ны в эта­ло­не от­ве­та. Во всех дру­гих слу­ча­ях вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов. Если ко­ли­че­ство сим­во­лов в от­ве­те боль­ше тре­бу­е­мо­го, вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов вне за­ви­си­мо­сти от того, были ли ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые сим­во­лы.

4.  В от­ве­те не долж­но быть по­вто­ря­ю­щих­ся цифр. Зна­чит, если в двух язы­ко­вых при­ме­рах при­сут­ству­ет, пред­по­ло­жим, ги­пер­бо­ла, не­об­хо­ди­мо в каж­дом слу­чае про­ана­ли­зи­ро­вать, какие ещё сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти встре­ча­ют­ся в этих при­ме­рах, и со­от­не­сти сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти с пред­став­лен­ным спис­ком таким об­ра­зом, чтобы из­бе­жать по­вто­ря­ю­щих­ся цифр в от­ве­те.

5.  Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в ряде слу­ча­ев от­дель­ные буквы, слова или вы­ра­же­ния в язы­ко­вых при­ме­рах мар­ки­ру­ют­ся (то есть вы­де­ля­ют­ся по­лу­жир­но и кур­си­вом, если речь идёт о сло­вах, или по­лу­жир­но и подчёрки­ва­ни­ем, если фик­си­ру­ют­ся от­дель­ные буквы, обо­зна­ча­ю­щие звуки). Для эк­за­ме­ну­е­мо­го это сиг­нал к тому, чтобы про­ана­ли­зи­ро­вать имен­но про­мар­ки­ро­ван­ные яв­ле­ния. Если мар­ки­ров­ка от­сут­ству­ет, не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать весь пред­став­лен­ный фраг­мент.

6.  Все­гда мар­ки­ру­ют­ся ас­со­нанс, ал­ли­те­ра­ция и ме­то­ни­мия. Сле­до­ва­тель­но, нель­зя при­знать, на­при­мер, ас­со­нан­сом то, что не про­мар­ки­ро­ва­но.

7.  Дру­гие яв­ле­ния мар­ки­ру­ют­ся по мере не­об­хо­ди­мо­сти.

8.  Ино­гда в ка­че­стве язы­ко­во­го ма­те­ри­а­ла ис­поль­зу­ют­ся пред­ло­же­ния с фра­зео­ло­гиз­мом. При этом вни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мо­го долж­но быть со­сре­до­то­че­но на том сред­стве вы­ра­зи­тель­но­сти, ко­то­рое лежит в ос­но­ве дан­но­го фра­зео­ло­гиз­ма.

 

Тер­ми­ны, ко­то­рые будут ис­поль­зо­вать­ся в за­да­ни­ях:

 

Ко­ли­че­ство тер­ми­нов, ис­поль­зу­е­мых в за­да­нии  — 22.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства фо­не­ти­ки: ас­со­нанс, ал­ли­те­ра­ция.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства лек­си­ки: эпи­тет, ме­та­фо­ра, ме­то­ни­мия, оли­це­тво­ре­ние, ги­пер­бо­ла, ли­то­та, срав­не­ние.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства син­так­си­са: син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм, пар­цел­ля­ция, во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния, гра­да­ция, ин­вер­сия, лек­си­че­ский по­втор, ана­фо­ра, эпи­фо­ра, ан­ти­те­за; ри­то­ри­че­ский во­прос, ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние, ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние; мно­го­со­ю­зие, бес­со­ю­зие.

 

Опре­де­ле­ния всех пе­ре­чис­лен­ных тер­ми­нов, ис­поль­зу­е­мых в за­да­нии 22, с со­от­вет­ству­ю­щи­ми при­ме­ра­ми пред­став­ле­ны в «На­ви­га­то­ре са­мо­сто­я­тель­ной под­го­тов­ки к ЕГЭ по рус­ско­му языку»

Пе­рей­ти по ссыл­ке на сайт ФИПИ https://doc.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege/2025/ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf

ИЛИ

ска­чать файл с на­ше­го сер­ве­ра ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf

 

ФИПИ ин­фор­ми­ру­ет, что ос­нов­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми клас­си­фи­ка­ции изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие:

1) при­каз Ми­ни­стер­ства про­све­ще­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18.05.2023 № 371 «Об утвер­жде­нии фе­де­раль­ной об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния»;

2) Уни­вер­саль­ный спра­воч­ник по рус­ско­му языку: Ор­фо­гра­фия. Пунк­ту­а­ция. Прак­ти­че­ская сти­ли­сти­ка / Д.Э. Ро­зен­таль. – М.: Мир и Об­ра­зо­ва­ние, 2015;

3) учеб­ни­ки по рус­ско­му языку для 10–11 клас­сов в со­ста­ве дей­ству­ю­ще­го на дан­ный мо­мент фе­де­раль­но­го пе­реч­ня учеб­ни­ков, до­пу­щен­ных к ис­поль­зо­ва­нию при ре­а­ли­за­ции име­ю­щих го­су­дар­ствен­ную ак­кре­ди­та­цию об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм на­чаль­но­го об­ще­го, ос­нов­но­го об­ще­го, сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность;

4) Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь-спра­воч­ник. Вы­ра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го языка и ре­че­вые ошиб­ки и недочёты / под ред. А.П. Ско­во­род­ни­ко­ва. – 3-е изд., стер. – М.: Флин­та, 2011.

1
Тип 23 № 8423
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  «Со­глас­ный гимн ко­ло­ко­лов» зла­то­гла­вых церк­вей пред­став­ля­ет­ся ав­то­ру язы­ком древ­ней сто­ли­цы.

2)  На­по­ле­он впер­вые уви­дел Кремль с Во­робьёвых гор.

3)  Наи­бо­лее яркое, силь­ное впе­чат­ле­ние кра­со­та Моск­вы про­из­во­дит на за­ка­те дня.

4)  Мос­ков­ский Кремль не­воз­мож­но срав­нить с чем-либо, как не­воз­мож­но и опи­сать его.

5)  Москва мало чем вы­де­ля­ет­ся среди дру­гих го­ро­дов мира.


2
Тип 24 № 8424
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Пред­ло­же­ния 3—5 со­дер­жат обос­но­ва­ние утвер­жде­ния, вы­ска­зан­но­го в пред­ло­же­нии 1.

2)  Пред­ло­же­ния 7—8 со­дер­жат по­вест­во­ва­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 10—11 пред­став­ле­но опи­са­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 16—18 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

5)  В пред­ло­же­нии 14 пред­став­ле­но опи­са­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 25 № 8425
i

Из пред­ло­же­ния 4 вы­пи­ши­те си­но­ни­мы (си­но­ни­ми­че­скую пару).


4
Тип 26 № 8426
i

Среди пред­ло­же­ний 10—14 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­ных ме­сто­име­ний. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д27 C27 № 8428
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.