Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 24 № 8499
i

(1)При­об­ще­ние к ис­кус­ству может про­ис­хо­дить и в про­стор­ном, спе­ци­аль­но по­стро­ен­ном зда­нии, и в четырёх сте­нах, и под от­кры­тым небом. (2)По­ка­зы­ва­ют ли зри­те­лям оче­ред­ную ки­но­кар­ти­ну, ведут ли за­ня­тия дра­ма­ти­че­ско­го круж­ка, са­мо­де­я­тель­но­го хора или круж­ка по изоб­ра­зи­тель­но­му ис­кус­ству  — во всём этом дол­жен и может по­дол­гу жить огонь твор­че­ства. (3)И тот, кто од­на­ж­ды при­ло­жит свои соб­ствен­ные уси­лия к од­но­му из этих дел, со вре­ме­нем будет воз­на­граждён.

 

(4)Без­услов­но, ис­кус­ство ско­рее и охот­нее рас­кры­ва­ет­ся тому, кто сам отдаёт ему силы, раз­ду­мья, время, вни­ма­ние.

 

(5)Рано или позд­но каж­дый может по­чув­ство­вать, что он среди зна­ко­мых и дру­зей в не­рав­ном по­ло­же­нии. (6)Их, на­при­мер, ин­те­ре­су­ет му­зы­ка или жи­во­пись, а для него они  — книги за семью пе­ча­тя­ми. (7)Ре­ак­ция на такое от­кры­тие воз­мож­на раз­лич­ная.

 

(8)Когда я стал сту­ден­том Ин­сти­ту­та ис­то­рии, фи­ло­со­фии и ли­те­ра­ту­ры, мно­гое свя­за­ло меня сразу с но­вы­ми то­ва­ри­ща­ми. (9)Мы серьёзно за­ни­ма­лись ли­те­ра­ту­рой, ис­то­ри­ей, язы­ка­ми. (10)Мно­гие из нас про­бо­ва­ли пи­сать сами. (11)Слов­но пред­чув­ствуя, каким не­дол­гим будет наше сту­ден­че­ство, спе­ши­ли успеть как можно боль­ше. (12)Не толь­ко слу­ша­ли лек­ции на своих кур­сах, но и хо­ди­ли на лек­ции чи­тав­ши­е­ся стар­ше­курс­ни­кам. (13)Успе­ва­ли на се­ми­на­ры мо­ло­дых про­за­и­ков и кри­ти­ков. (14)Ста­ра­лись не про­пус­кать те­ат­раль­ные пре­мье­ры и ли­те­ра­тур­ные ве­че­ра. (15)Как мы всё успе­ва­ли, не знаю, но успе­ва­ли. (16)Меня при­ня­ли в свою среду сту­ден­ты, ко­то­рые были на курс стар­ше на­ше­го. (17)Ин­те­рес­не­ишая то была ком­па­ния.

 

(18)Я ста­рал­ся не от­ста­вать от неё, и мне это уда­ва­лось. (19)3а одним ис­клю­че­ни­ем. (20)Мои новые то­ва­ри­щи го­ря­чо ин­те­ре­со­ва­лись му­зы­кой. (21)У од­но­го из нас была боль­шая по тем вре­ме­нам ред­кость: ра­дио­ла с устрой­ством для пе­ре­во­ра­чи­ва­ния пла­сти­нок  — дол­го­игра­ю­щих тогда ещё не было,  — ко­то­рая поз­во­ля­ла про­слу­шать целую сим­фо­нию, кон­церт или оперу без пе­ре­ры­вов. (22)И кол­лек­ция ка­мер­ной, опер­ной и сим­фо­ни­че­ской му­зы­ки.

 

(23)Когда на­чи­на­лась эта не­пре­мен­ная часть на­ше­го ве­че­ра, то­ва­ри­щи слу­ша­ли и на­сла­жда­лись, а я ску­чал, то­мил­ся, му­чил­ся: му­зы­ки я не по­ни­мал, и ра­до­сти она мне не до­став­ля­ла. (24)Ко­неч­но, можно было при­тво­рить­ся, при­ки­нуть­ся, при­дать лицу по­до­ба­ю­щее вы­ра­же­ние, про­го­во­рить вслед за всеми: «Пре­крас­но!». (25)Но при­тво­рять­ся, изоб­ра­жать чув­ства, ко­то­рых не ис­пы­ты­ва­ешь, у нас было не в обы­чае. (26)Я за­би­вал­ся в угол и стра­дал, чув­ствуя себя вы­клю­чен­ным из того, что так много зна­чит для моих то­ва­ри­щей.

 

(27)Хо­ро­шо помню, как про­изошёл пе­ре­лом. (28)Зимой 1940 года был объ­яв­лен ав­тор­ский вечер тогда ещё мо­ло­до­го Д. Д. Шо­ста­ко­ви­ча  — пер­вое ис­пол­не­ние его фор­те­пи­ан­но­го квин­те­та. (29)Дру­зья взяли билет и мне. (30)Вру­ча­ли его тор­же­ствен­но. (31)Я понял: то, что пред­сто­ит,  — со­бы­тие!

 

(32)Не стану утвер­ждать, что я в тот вечер сразу и на­все­гда из­ле­чил­ся от не­вос­при­им­чи­во­сти к му­зы­ке. (33)Но по­во­рот  — ре­ши­тель­ный и важ­ный  — про­изошёл. (34)Как я бла­го­да­рен своим дру­зьям тех дав­них лет, что они не мах­ну­ли рукой, не ис­клю­чи­ли из слу­ша­ния му­зы­ки  — а ведь и ис­клю­чать не нужно было, при то­гдаш­нем по-юно­ше­ски ра­ни­мом са­мо­лю­бии хва­ти­ло бы иро­ни­че­ской ре­пли­ки, чтобы я по­чув­ство­вал себя среди них, по­ни­ма­ю­щих и зна­ю­щих, лиш­ним. (35)Этого не слу­чи­лось.

 

(36)Про­шло много лет. (37)Уже давно серьёзная му­зы­ка для меня  — не­об­хо­ди­мость, по­треб­ность, сча­стье. (38)А ведь можно было  — на­все­гда и не­по­пра­ви­мо  — раз­ми­нуть­ся с ней. (39)И обез­до­лить себя.

 

(40)Этого не слу­чи­лось. (41)Во-пер­вых, я не встал в позу че­ло­ве­ка, ко­то­рый, не по­ни­мая чего-ни­будь, го­во­рит вслух или мыс­лен­но: «Ну и не надо!». (42)И по­то­му что не за­хо­тел при­тво­рять­ся, делая вид, что по­ни­маю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А боль­ше всего  — бла­го­да­ря моим дру­зьям. (44)Им мало было на­сла­ждать­ся самим. (45)Им хо­те­лось и меня при­об­щить к сво­е­му по­ни­ма­нию, к своей ра­до­сти. (46)И это им уда­лось!

 

(По С. Льво­ву*)

* Сер­гей Льво­вич Львов (1922—1981 гг.)  — про­за­ик, кри­тик, пуб­ли­цист, автор ста­тей о со­вет­ской и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ре, про­из­ве­де­ний био­гра­фи­че­ской и дет­ской ли­те­ра­ту­ры.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Пред­ло­же­ния 12—14 по­яс­ня­ют со­дер­жа­ние того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 11.

2)  В пред­ло­же­нии 26 со­дер­жит­ся опи­са­ние со­сто­я­ния рас­сказ­чи­ка.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 28—30 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 37—39 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 32—34 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Пред­ло­же­ния 12—14 по­яс­ня­ют со­дер­жа­ние того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 11.

2)  В пред­ло­же­нии 26 со­дер­жит­ся опи­са­ние со­сто­я­ния рас­сказ­чи­ка.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 28—30 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние, а не рас­суж­де­ние.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 37—39 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние, а не по­вест­во­ва­ние.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 32—34 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

Ответ:125.

Правило: 24 ЕГЭ. Функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи

ЗА­ДА­НИЕ 24. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Ос­нов­ных функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вых типы речи три:

 

По­вест­во­ва­ние — рас­сказ о со­бы­ти­ях, сме­ня­ю­щих друг друга. Для него ха­рак­тер­ны гла­го­лы со­вер­шен­но­го вида (что сде­лал?), пе­ре­ход от од­но­го дей­ствия к дру­го­му, на­ли­чие диа­ло­га.

Карло вошёл в ка­мор­ку, сел на един­ствен­ный стул и, по­вер­тев и так и этак по­ле­но, начал ножом вы­ре­зать из него куклу. Пер­вым делом он вы­ре­зал на по­ле­не во­ло­сы, потом — лоб, потом — глаза… Сде­лал кукле под­бо­ро­док, шею, плечи, ту­ло­ви­ще, руки… (по А. Тол­сто­му).

 

Опи­са­ние — ста­тич­ная кар­ти­на. Ха­рак­тер­ны гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида (как на за­стыв­шем фото), при­ла­га­тель­ные и любые дру­гие эпи­те­ты, пе­ре­ход от одной грани опи­сы­ва­е­мо­го к дру­гой.

На левой руке про­дав­ца сидит кро­шеч­ный весёлый фокс­те­рьер­чик. Он не­обы­чай­но мал и мил. Глаз­ки его за­дор­но бле­стят, ми­ни­а­тюр­ные ла­поч­ки на­хо­дят­ся в не­пре­рыв­ном дви­же­нии. Фокс­те­рьер сде­лан из какой-то белой ма­те­рии, глаза — из ли­то­го стек­ла (по А. Куп­ри­ну).

 

Рас­суж­де­ние — раз­мыш­ле­ние о про­бле­ме, мысли вслух. Ха­рак­тер­но на­ли­чие во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ний, ввод­ных слов, пе­ре­ход от те­зи­са к до­ка­за­тель­ствам.

По сво­е­му ха­рак­те­ру он плю­нул бы на это дело, замял и уехал бы, но в об­ла­сти уже знали, и че­ло­ве­ка надо было пред­ста­вить. Живым, а лучше мёртвым — за ока­за­ние со­про­тив­ле­ния. «Это надо сде­лать кровь из носу, ты что, не вру­ба­ешь­ся!..» — орал из об­ла­сти зам по опе­ра­тив­ной, ко­то­ро­му, видно, са­мо­му здо­ро­во до­ста­лось. Алек­сан­дру Ми­хай­ло­ви­чу и так всё ясно было его место из-за бег­ло­го Ко­бя­ка па­да­ло в цене и могло быть от­да­но толь­ко кому-то мест­но­му. Ин­те­рес­но, Се­ми­хват­ско­му с Гни­дю­ком пред­ла­га­ли? А может, и обоим для кон­ку­рен­ции, раз­мыш­лял Алек­сандр Ми­ха­лыч... (В. Ре­ми­зов «Воля воль­ная»)

 

Ин­фор­ма­ция ФИПИ для уча­щих­ся

За­да­ние 24 (в де­мо­вер­сии про­шлых лет – за­да­ние 23) тре­бу­ет опре­де­лить вер­ные (или оши­боч­ные) ха­рак­те­ри­сти­ки ука­зан­ных фраг­мен­тов тек­ста с точки зре­ния типов речи. При­дер­жи­вай­тесь при ра­бо­те над за­да­ни­ем 24 сле­ду­ю­щих уста­но­вок.

1.  Пом­ни­те, что для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо «мед­лен­ное», не­од­но­крат­ное про­чте­ние обо­зна­чен­ных в за­да­нии фраг­мен­тов тек­ста. Для удоб­ства ра­бо­ты вы­де­ли­те в КИМ ана­ли­зи­ру­е­мые фраг­мен­ты тек­ста.

2.  Не стоит не­до­оце­ни­вать труд­ность за­да­ния и счи­тать, что оно про­ве­ря­ет ис­клю­чи­тель­но зна­ние типов речи.

Во-пер­вых, в чи­стом виде типы речи (по­вест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние) встре­ча­ют­ся редко. По­это­му часто при­сут­ству­ет ком­би­на­ция сразу не­сколь­ких типов речи, что от­ра­жа­ет­ся в фор­му­ли­ров­ках, на­при­мер: в пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся ве­ду­щим); в пред­ло­же­ни­ях со­дер­жит­ся… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся лишь вкрап­ле­ни­ем).

Во-вто­рых, за­да­ние рас­счи­та­но также на ра­бо­ту с ло­ги­ко-смыс­ло­вы­ми от­но­ше­ни­я­ми между пред­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер:

— одно пред­ло­же­ние ука­зы­ва­ет на при­чи­ну (или след­ствие) того, о чём го­во­рит­ся в дру­гом пред­ло­же­нии (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить слова «по­это­му», «так что», «по­то­му что»);

— одно пред­ло­же­ние слу­жит по­яс­не­ни­ем для дру­го­го пред­ло­же­ния (ре­ко­мен­ду­ем по­ста­вить между пред­ло­же­ни­я­ми слова а имен­но);

— одно пред­ло­же­ние про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию дру­го­му пред­ло­же­нию (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить союз а) и т.д.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Союз «а» в рус­ском языке не все­гда несёт функ­цию про­ти­во­по­став­ле­ния.

Вы­пол­нять за­да­ние 24 не­об­хо­ди­мо не на фор­маль­ном ос­но­ва­нии на­ли­чия или от­сут­ствия опре­делённого сред­ства связи, а на ос­но­ва­нии ре­аль­ных смыс­ло­вых от­но­ше­ний между пред­ло­же­ни­я­ми. На­при­мер: (15) Че­ло­век спо­со­бен на все край­но­сти: увидя, что с по­лу­чен­ны­ми не­боль­ши­ми день­га­ми он не может вести жизнь, как пре­жде, он с горя может про­ку­тить вдруг то, что ему дано на дол­го­вре­мен­ное со­дер­жа­ние. (16) А по­то­му на­ставь­те его, как ему из­во­ро­тить­ся имен­но с той самой по­мо­щью, ко­то­рую вы при­нес­ли ему, объ­яс­ни­те ему ис­тин­ное зна­че­ние не­сча­стья, чтобы он видел, что оно по­сла­но ему затем, дабы он из­ме­нил преж­нее житие свое, дабы от­ны­не он стал уже не преж­ний, но как бы дру­гой че­ло­век и ве­ще­ствен­но, и нрав­ствен­но (в дан­ном слу­чае союз «а» не создаёт про­ти­во­по­став­ле­ния).

3.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и рас­суж­де­ние. Не до­пус­ка­ет­ся фор­маль­ный ана­лиз, на­при­мер: слово «рас­ска­зать» во фраг­мен­те не может быть по­во­дом счи­тать фраг­мент по­вест­во­ва­ни­ем. За­пом­ни­те: фор­маль­но-грам­ма­ти­че­ское от­ли­чие по­вест­во­ва­ния  — это на­ли­чие гла­го­лов. Если есть «дви­же­ние во вре­ме­ни»  — это по­вест­во­ва­ние. На­при­мер: Он встал, на­пра­вил­ся к пись­мен­но­му столу… Су­ще­ству­ет и дру­гой метод. Пред­ставь­те, что вы актёр. Если вы мо­же­те сыг­рать на­пи­сан­ное, то это по­вест­во­ва­ние, а если нет  — рас­суж­де­ние. Может по­мочь метод фо­то­ап­па­ра­та. Если у вас по­лу­ча­ет­ся сде­лать много фо­то­гра­фий (будто сни­ма­ет­ся ки­но­фильм), то это по­вест­во­ва­ние. Будь­те осто­рож­ны: к по­вест­во­ва­нию, как пра­ви­ло, не от­но­сит­ся речь о бу­ду­щем, услов­ное на­кло­не­ние. В таких слу­ча­ях фраг­мент пред­став­ля­ет собой всё-таки рас­суж­де­ние.

4.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и опи­са­ние. Опи­са­ние  — это изоб­ра­же­ние пред­ме­та (че­ло­ве­ка, по­ме­ще­ния, мест­но­сти и т.д.). Части речи, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в опи­са­нии,  — су­ще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, при­ча­стия, гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида. Опи­са­ние яв­ля­ет­ся ста­тич­ной кар­тин­кой, по­это­му при по­пыт­ке пред­ста­вить себя фо­то­гра­фом у вас по­лу­чит­ся сде­лать толь­ко одну фо­то­гра­фию.

5.  — Не пу­тай­те опи­са­ние и рас­суж­де­ние. Рас­суж­де­ние  — это мысли, чув­ства, по­зи­ция ав­то­ра. Ос­нов­ные язы­ко­вые сред­ства рас­суж­де­ния  — ввод­ные кон­струк­ции, оце­ноч­ные слова. Метод фо­то­ап­па­ра­та при­ме­нить не­воз­мож­но. Рас­суж­де­ние  — это как бы за­кад­ро­вый голос к ки­но­филь­му. На­при­мер: Глав­ная пре­тен­зия к пьесе Гри­бо­едо­ва "Горе от ума", вы­ска­зы­ва­е­мая в раз­ное время не­за­ви­си­мо друг от друга Пуш­ки­ным и Бе­лин­ским, за­клю­ча­ет­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской не­со­об­раз­но­сти кон­флик­та. "Всё, что го­во­рит он, очень умно..."

1
Тип 23 № 8498
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Ис­кус­ство ско­рее рас­кры­ва­ет­ся тому, кто пре­жде всего сам стре­мит­ся по­знать его.

2)  В об­ще­стве сту­ден­тов не было в обы­чае при­тво­рять­ся и изоб­ра­жать чув­ства, ко­то­рые не ис­пы­ты­ва­ешь.

3)  Дру­зья ста­ра­лись при­об­щить сво­е­го друга к му­зы­каль­ной куль­ту­ре.

4)  В ос­но­ве всех вы­да­ю­щих­ся ху­до­же­ствен­ных от­кры­тий, ше­дев­ров ис­кус­ства лежат юно­ше­ские впе­чат­ле­ния.

5)  Ав­тор­ский вечер Д. Д. Шо­ста­ко­ви­ча со­сто­ял­ся зимой 1941 года.


2
Тип 25 № 8500
i

Из пред­ло­же­ния 34 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.


3
Тип 26 № 8501
i

Среди пред­ло­же­ний 36—42 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи союза, ча­сти­цы и лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 8502
i

«Автор тек­ста очень эмо­ци­о­наль­но рас­ска­зы­ва­ет о при­об­ще­нии к ис­кус­ству, к на­сто­я­щей му­зы­ке. Живое ав­тор­ское чув­ство пе­ре­да­ют приёмы: (А) _______ («ску­чал, то­мил­ся, му­чил­ся» в пред­ло­же­нии 23), (Б) _______ (пред­ло­же­ния 21-22). Троп (В) _______ («огонь твор­че­ства» в пред­ло­же­нии 2), а также лек­си­че­ское сред­ство  — (Г) _______ ("рано или позд­но" в пред­ло­же­нии 5) ав­тор­скую ин­то­на­цию тек­ста».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

2)  ме­та­фо­ра

3)  гра­да­ция

4)  фра­зео­ло­гизм

5)  пар­цел­ля­ция

6)  лек­си­че­ский по­втор

7)  про­ти­во­по­став­ле­ние

8)  эпи­те­ты

9)  кон­текст­ные си­но­ни­мы

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

5
Тип Д27 C27 № 8503
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.