Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 8870
i

— (1)Учил­ся я плохо и ни­ко­гда этого себе не прощу: я был очень рас­се­ян и ленив и не­до­ста­точ­но стре­мил­ся по­бо­роть этот свой порок.

— (2)Как же,  — спра­ши­ва­ют,  — при таком не­до­стат­ке вы всё-таки на­учи­лись и сде­ла­лись до­ста­точ­но из­вест­ным ма­сте­ром слова?

(3)Тому, о чём вы спра­ши­ва­е­те, на­учить­ся нель­зя: тут дело не в вы­уч­ке, даже не в ма­стер­стве, а скажу: в по­ве­де­нии. (4)Дело было не в том, чтобы на­учить­ся, а в том, чтобы встре­тить свой род­ной язык, как друга, и нужно было ис­кать этой встре­чи... (5)Я по­лу­чил своё ма­стер­ство, как по­ни­ма­ние за­ко­нов род­но­го языка, от своей ма­те­ри, от школы и от сво­е­го на­ро­да даром, как все. (6)Не в ма­стер­стве моя за­слу­га, а в по­ве­де­нии, в том, как страст­но, как жадно ме­тал­ся я по род­ной земле в по­ис­ках друга, и когда нашёл его, то этот друг, ока­за­лось, и был мой род­ной язык.

 

(7)У каж­до­го яб­ло­ка на одной и той же яб­лонь­ке такое раз­ное вы­ра­же­ние. (8)Есть яб­ло­ко умное, вы­гля­ды­ва­ет из-за ли­сти­ка вы­пукли­ной сво­е­го ло­би­ка, а есть яб­ло­ко лю­би­мое  — на­вер­ху круг­лое, с круг­лы­ми доль­ка­ми, все­гда мне свер­ху ве­се­ло смеётся. (9)И, бы­ва­ет, я ему даже паль­цем по­гро­жу и скажу...

 

(10)Бла­го­да­рю язык мой, спа­са­ю­щий меня от тяжёлого мол­ча­ния, вы­зы­ва­ю­щий мне друга даже из яб­лонь­ки!

(11)Ис­кус­ство  — это сила вос­ста­нов­ле­ния утра­чен­но­го род­ства. (12)Род­ства между чу­жи­ми лю­дь­ми. (13)Ис­кус­ство при­бли­жа­ет пред­мет, род­нит всех людей одной земли.

 

(14)Да, так и можно ска­зать, что вся­кое ис­тин­ное твор­че­ство есть за­мас­ки­ро­ван­ная встре­ча близ­ких людей. (15)Часто эти близ­кие живут на таких отдалённых окра­и­нах места и вре­ме­ни, что без по­мо­щи книги, кар­ти­ны или звука ни­ко­гда бы не могли друг друга узнать.

 

(16) Через тоску, через муки, через все пре­пят­ствия сила твор­че­ства вы­во­дит од­но­го че­ло­ве­ка нав­стре­чу дру­го­му.

 

(17) Слу­ча­ет­ся каж­до­му пи­са­те­лю на скло­не лет среди своих пи­са­ний, убе­га­ю­щих в Лету, найти одну стра­ни­цу не­обык­но­вен­ную. (18)Как будто ве­сен­ний поток вы­бро­сил эту мысль, за­ключённую в же­лез­ную форму, как льди­ну на берег. (19)И вот вода, вы­бра­сы­ва­ю­щая льди­ну, давно уже в море ис­чез­ла, а льди­на все лежит, лежит и тра­тит­ся толь­ко по ка­пель­ке.

 

(20)Когда я у себя в ра­дост­ный день встре­чаю такую стра­ни­цу, я все­гда изум­ля­юсь, как это я, ле­ни­вый, лег­ко­мыс­лен­ный и во­об­ще не­до­стой­ный, мог на­пи­сать такую стра­ни­цу? (21)После раз­ду­мья я от­ве­чаю себе, что это не со­всем я писал, что со мной со­труд­ни­ча­ли не­ве­до­мые мои дру­зья, и от­то­го у нас вме­сте по­лу­чи­лась такая стра­ни­ца.

 

(22) У меня в жизни дру­зей не было, но зато к каж­до­му я стре­мил­ся, как к другу.

 

(23) Се­год­ня мысль моя вер­тит­ся во­круг той силы души че­ло­ве­ка, ко­то­рая раз­ви­ва­ет­ся и рас­кры­ва­ет­ся в борь­бе с оди­но­че­ством: иду с че­ло­ве­ком по тропе и го­во­рю ему. (24)Че­ло­век ушёл  — я один на тропе, мне не хва­та­ет слу­ша­те­ля, я вы­ни­маю книж­ку и за­пи­сы­ваю.

 

(25)Нет муд­ро­сти в том, что кто-то, за­ви­дев пре­крас­ное, бро­са­ет­ся к нему, при­со­еди­ня­ет к себе и де­ла­ет своей соб­ствен­но­стью: эта соб­ствен­ность не­ми­ну­е­мо рано или позд­но сде­ла­ет его своим рабом. (26)На­сто­я­щая муд­рость при­хо­дит к че­ло­ве­ку, когда, за­ви­дев пре­крас­ное, он не бро­са­ет­ся к нему, а со­би­ра­ет дру­зей и по­ка­зы­ва­ет. (27)Тогда пре­крас­ное само при­хо­дит к нему, как к хо­зя­и­ну сво­е­му и другу, и сво­бод­но са­дит­ся со всеми за стол.

 

(28)В жизни, кроме меня, дей­ству­ет дру­гой че­ло­век, и путь к этому другу и есть наш жиз­нен­ный путь.

 

(По М. При­шви­ну*)

* Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич При­швин (1873—1954 гг.)  — рус­ский пи­са­тель, автор про­из­ве­де­нии о при­ро­де.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Род­ной язык не­об­хо­дим че­ло­ве­ку для об­ще­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми.

2)  У каж­до­го пи­са­те­ля бы­ва­ют осо­бен­ные твор­че­ские удачи.

3)  Ис­кус­ство спо­соб­но объ­еди­нить людей.

4)  Че­ло­ве­ку не дано пре­одо­леть чув­ство оди­но­че­ства.

5)  Каж­дый че­ло­век дол­жен бе­реж­но от­но­сить­ся к при­ро­де род­но­го края.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Ответ под но­ме­ром 1 под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­я­ми №10−13.

Ответ под но­ме­ром 2  — пред­ло­же­ни­ем №17.

Ответ под но­ме­ром 3  — пред­ло­же­ни­я­ми №11-13.

От­ве­ты под но­ме­ра­ми 5 и 4 не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста.

Ответ:123.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Сложность: обыч­ная
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
Дмитрий Касьянов 21.10.2017 17:58

В этом за­да­нии нет кноп­ки "По­мощь по за­да­нию".

Татьяна Стаценко

Есть, про­верь­те ещё раз.

1
Тип 24 № 8871
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 3—4 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 14—15 пред­став­ле­но опи­са­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 17—19 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

4)  Пред­ло­же­ние 21 со­дер­жит ответ на во­прос, по­став­лен­ный в пред­ло­же­нии 20.

5)  Пред­ло­же­ния 25—27 вклю­ча­ют рас­суж­де­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

2
Тип 25 № 8872
i

Из пред­ло­же­ния 25 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм


3
Тип 26 № 8873
i

Среди пред­ло­же­ний 7—11 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи форм слова. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 8874
i

«Раз­мыш­ляя об ис­то­ках своих твор­че­ских успе­хов, об овла­де­нии пи­са­тель­ским ма­стер­ством, М. При­швин ис­поль­зу­ет такую форму речи, как (А) _______ (пред­ло­же­ния 1—6). Стре­мясь до­не­сти до чи­та­те­ля свою мысль, пи­са­тель об­ра­ща­ет­ся к по­нят­ным всем об­ра­зам, ис­поль­зуя троп  — (Б) _______ («яб­ло­ко... смеётся» в пред­ло­же­нии 8). Син­так­си­че­ское сред­ство  — (В) _______ (в пред­ло­же­ни­ях 4, 22)  — по­мо­га­ет М. При­шви­ну опре­де­лить ха­рак­тер сво­е­го от­но­ше­ния к род­но­му языку и к людям. Ещё одно син­так­си­че­ское сред­ство  — (Г) _______ (пред­ло­же­ние 10)  — подчёрки­ва­ет не­рав­но­душ­ное от­но­ше­ние ав­то­ра к род­но­му языку».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  пар­цел­ля­ция

2)  оли­це­тво­ре­ние

3)  раз­го­вор­ная лек­си­ка

4)  срав­ни­тель­ный обо­рот

5)  лек­си­че­ский по­втор

6)  диа­лог

7)  эпи­те­ты

8)  вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние

9)  ри­то­ри­че­ский во­прос


5
Тип Д27 C27 № 8875
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.