Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 24 № 8996
i

(1)По воз­вра­ще­нии из краёв далёких за­са­жи­вал я свой ого­род в де­рев­не вся­кой дре­вес­ной раз­но­стью, ря­би­на­ми и ка­ли­на­ми. (2)Одну ря­бин­ку, угнез­див­шу­ю­ся возле обо­чи­ны со­вре­мен­ной бе­тон­ной до­ро­ги, на кру­том за­но­се да­ви­ло колёсами машин, ца­ра­па­ло, мяло. (3)Решил я её вы­ко­пать и увез­ти в свой оди­чав­ший ого­род.

 

(4)Осе­нью дело было. (5)На ря­би­не уце­ле­ло не­сколь­ко пыль­ных ли­сточ­ков и две мятые ро­зет­ки ягод. (6)По­са­жен­ная во дворе, под окном, ря­бин­ка при­обод­ри­лась, летом за­цве­ла уже че­тырь­мя ро­зет­ка­ми. (7)И каж­дое лето, каж­дую осень укра­ша­лась одной-двумя ро­зет­ка­ми, и такая яркая, такая на­ряд­ная и уве­рен­ная в себе сде­ла­лась  — глаз не ото­рвать! (8)А коли осень тёплая вы­па­да­ла, ря­бин­ка про­бо­ва­ла цве­сти по вто­ро­му разу.

 

(9)Два года спу­стя при­вез­ли са­жен­цы из го­род­ско­го пи­том­ни­ка, на сво­бод­ном месте я по­са­дил ещё че­ты­ре ря­бин­ки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две ро­зет­ки ягод вы­му­чат, зато уж зе­лень пышна на них, зато уж ли­стья роями, эта­кие ва­льяж­ные ба­рыш­ни с го­род­ских уго­дий.

 

(12)А дичка моя со­всем взрос­лая и весёлая сде­ла­лась. (13)Одной осе­нью осо­бен­но уж яркая на ней ягода вы­рос­ла. (14)И вдруг стая сви­ри­сте­лей на неё свер­ху сва­ли­лась, друж­но на­ча­ли птицы ла­ко­мить­ся яго­дой. (15)И пе­ре­го­ва­ри­ва­ют­ся, пе­ре­го­ва­ри­ва­ют­ся: вот какую ря­би­ну мы сыс­ка­ли, экую вкус­ня­ти­ну нам лето при­пас­ло. (16)Минут за де­сять хох­ла­тые на­ряд­ные ра­бот­ни­цы об­чи­сти­ли де­рев­це, а на те, что из пи­том­ни­ка, даже и не при­се­ли.

 

(17)Думал я, потом, когда корма мень­ше по лесам и садам оста­нет­ся, птицы не­пре­мен­но при­ле­тят. (18)Нет, не при­ле­те­ли. (19)В сле­ду­ю­щие осени, коли слу­ча­лось сви­ри­сте­лям за­ле­тать в мой раз­рос­ший­ся по ого­ро­ду лес, они уж при­выч­но рас­са­жи­ва­лись на ря­бин­ку-дичку и по-преж­не­му на те пи­том­ни­ко­вые де­рев­ца, ле­ни­во вы­му­чи­ва­ю­щие по не­сколь­ко ро­зе­ток, так ни разу и не по­за­ри­лись.

 

(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа рас­те­ний. (21)Дикая ря­бин­ка со своей бла­го­дар­ной и тихой душой услы­ша­ла, при­ма­ни­ла и на­кор­ми­ла при­хот­ли­вых ла­ко­мок-пти­чек. (22)Да и я од­на­ж­ды по­щи­пал с ро­зе­ток ярких пло­дов. (23)Креп­ки, терп­ки, тай­гою от­да­ют  — не за­бы­ло де­рев­це, где вы­рос­ло, в жилах своих сок таёжный со­хра­ни­ло.

 

(24)А во­круг ря­би­ны и под нею цветы рас­тут  — ме­ду­ни­ца-вес­няр­ка. (25)На голой ещё земле, после дол­гой зимы ра­ду­ет глаз. (26)Пер­вое время густо её цвело по ого­ро­ду, даже из гряд кое-где вы­пра­сты­ва­ют­ся бар­хат­ные ли­стья  — и сразу цвесть, стеб­ли мно­жить. (27)Сле­дом ка­лен­ду­ла вы­хо­дит и всё-то лето све­тит­ся го­ря­чи­ми уго­лья­ми там и сям, овощи негде рас­тить. (28)Тётка моя не­воз­дер­жан­на на слово была, взя­лась по­лоть в ого­ро­де и ну по-чёрному бра­нить ме­ду­ни­цу с ка­лен­ду­лой. (29)Я  — доб­лест­ный хо­зя­ин  — к тётке при­со­еди­нил­ся.

 

(30)При­ез­жаю сле­ду­ю­щей вес­ной  — в ого­ро­де у меня пусто и голо, скорб­ная земля в про­шло­год­ней траве и пле­се­ни, ни ме­ду­ни­цы, ни ка­лен­ду­лы нет, и дру­гие рас­те­ния как-то ис­пу­ган­но рас­тут, к за­бо­ру жмут­ся, под стро­е­ни­я­ми пря­чут­ся. (31)По­скуч­нел мой ого­род, впору его уж участ­ком на­звать. (32)Лишь позд­ней порой где-то в бо­роз­де, под за­бо­ром, уви­дел я уни­жен­но пря­чу­щу­ю­ся, смор­щен­но си­не­ю­щую ме­ду­нич­ку.

 

(33)Встал на ко­ле­ни, разгрёб мусор и ста­рую траву во­круг цвет­ка, взрых­лил паль­ца­ми землю и по­про­сил у рас­те­ния про­ще­ния за бран­ные слова. (34)Ме­ду­нич­ка имела ми­ло­сти­вую душу, про­сти­ла хо­зя­и­на и растёт ныне по всему ого­ро­ду, не­ве­стит­ся каж­дую весну сво­бод­но и при­воль­но. (35)Но ка­лен­ду­лы, уголёчков этих ра­дост­ных, нигде нет... (36)Про­бо­вал по­са­дить  — одно лето по­цве­тут, но уж не воль­ни­ча­ют, са­мо­се­вом нигде не всхо­дят.

 

(37)Вот тут и гляди во­круг, думай, пре­жде чем худое слово уро­нить на землю, пре­жде чем оскор­бить Богом тебе по­да­рен­ное рас­те­ние и бла­го­дать вся­кую.

 

(По В. Аста­фье­ву)

Вик­тор Пет­ро­вич Аста­фьев (1924—2001 гг.)  — рос­сий­ский пи­са­тель, вид­ный пред­ста­ви­тель «де­ре­вен­ской прозы», участ­ник Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­нии 2 из­ло­же­на при­чи­на того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 3.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 4—6 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3)  Пред­ло­же­ние 21 со­дер­жит ар­гу­мент к вы­ска­зан­но­му в пред­ло­же­нии 20 утвер­жде­нию.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 24—26 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 30 вклю­ча­ет опи­са­ние.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  В пред­ло­же­нии 2 из­ло­же­на при­чи­на того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 3.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 4—6 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние, а не рас­суж­де­ние.

3)  Пред­ло­же­ние 21 со­дер­жит ар­гу­мент к вы­ска­зан­но­му в пред­ло­же­нии 20 утвер­жде­нию.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 24—26 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние, а не рас­суж­де­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 30 вклю­ча­ет опи­са­ние.

Ответ:135.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна
Правило: 24 ЕГЭ. Функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи

ЗА­ДА­НИЕ 24. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Ос­нов­ных функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вых типы речи три:

 

По­вест­во­ва­ние — рас­сказ о со­бы­ти­ях, сме­ня­ю­щих друг друга. Для него ха­рак­тер­ны гла­го­лы со­вер­шен­но­го вида (что сде­лал?), пе­ре­ход от од­но­го дей­ствия к дру­го­му, на­ли­чие диа­ло­га.

Карло вошёл в ка­мор­ку, сел на един­ствен­ный стул и, по­вер­тев и так и этак по­ле­но, начал ножом вы­ре­зать из него куклу. Пер­вым делом он вы­ре­зал на по­ле­не во­ло­сы, потом — лоб, потом — глаза… Сде­лал кукле под­бо­ро­док, шею, плечи, ту­ло­ви­ще, руки… (по А. Тол­сто­му).

 

Опи­са­ние — ста­тич­ная кар­ти­на. Ха­рак­тер­ны гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида (как на за­стыв­шем фото), при­ла­га­тель­ные и любые дру­гие эпи­те­ты, пе­ре­ход от одной грани опи­сы­ва­е­мо­го к дру­гой.

На левой руке про­дав­ца сидит кро­шеч­ный весёлый фокс­те­рьер­чик. Он не­обы­чай­но мал и мил. Глаз­ки его за­дор­но бле­стят, ми­ни­а­тюр­ные ла­поч­ки на­хо­дят­ся в не­пре­рыв­ном дви­же­нии. Фокс­те­рьер сде­лан из какой-то белой ма­те­рии, глаза — из ли­то­го стек­ла (по А. Куп­ри­ну).

 

Рас­суж­де­ние — раз­мыш­ле­ние о про­бле­ме, мысли вслух. Ха­рак­тер­но на­ли­чие во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ний, ввод­ных слов, пе­ре­ход от те­зи­са к до­ка­за­тель­ствам.

По сво­е­му ха­рак­те­ру он плю­нул бы на это дело, замял и уехал бы, но в об­ла­сти уже знали, и че­ло­ве­ка надо было пред­ста­вить. Живым, а лучше мёртвым — за ока­за­ние со­про­тив­ле­ния. «Это надо сде­лать кровь из носу, ты что, не вру­ба­ешь­ся!..» — орал из об­ла­сти зам по опе­ра­тив­ной, ко­то­ро­му, видно, са­мо­му здо­ро­во до­ста­лось. Алек­сан­дру Ми­хай­ло­ви­чу и так всё ясно было его место из-за бег­ло­го Ко­бя­ка па­да­ло в цене и могло быть от­да­но толь­ко кому-то мест­но­му. Ин­те­рес­но, Се­ми­хват­ско­му с Гни­дю­ком пред­ла­га­ли? А может, и обоим для кон­ку­рен­ции, раз­мыш­лял Алек­сандр Ми­ха­лыч... (В. Ре­ми­зов «Воля воль­ная»)

 

Ин­фор­ма­ция ФИПИ для уча­щих­ся

За­да­ние 24 (в де­мо­вер­сии про­шлых лет – за­да­ние 23) тре­бу­ет опре­де­лить вер­ные (или оши­боч­ные) ха­рак­те­ри­сти­ки ука­зан­ных фраг­мен­тов тек­ста с точки зре­ния типов речи. При­дер­жи­вай­тесь при ра­бо­те над за­да­ни­ем 24 сле­ду­ю­щих уста­но­вок.

1.  Пом­ни­те, что для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо «мед­лен­ное», не­од­но­крат­ное про­чте­ние обо­зна­чен­ных в за­да­нии фраг­мен­тов тек­ста. Для удоб­ства ра­бо­ты вы­де­ли­те в КИМ ана­ли­зи­ру­е­мые фраг­мен­ты тек­ста.

2.  Не стоит не­до­оце­ни­вать труд­ность за­да­ния и счи­тать, что оно про­ве­ря­ет ис­клю­чи­тель­но зна­ние типов речи.

Во-пер­вых, в чи­стом виде типы речи (по­вест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние) встре­ча­ют­ся редко. По­это­му часто при­сут­ству­ет ком­би­на­ция сразу не­сколь­ких типов речи, что от­ра­жа­ет­ся в фор­му­ли­ров­ках, на­при­мер: в пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся ве­ду­щим); в пред­ло­же­ни­ях со­дер­жит­ся… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся лишь вкрап­ле­ни­ем).

Во-вто­рых, за­да­ние рас­счи­та­но также на ра­бо­ту с ло­ги­ко-смыс­ло­вы­ми от­но­ше­ни­я­ми между пред­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер:

— одно пред­ло­же­ние ука­зы­ва­ет на при­чи­ну (или след­ствие) того, о чём го­во­рит­ся в дру­гом пред­ло­же­нии (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить слова «по­это­му», «так что», «по­то­му что»);

— одно пред­ло­же­ние слу­жит по­яс­не­ни­ем для дру­го­го пред­ло­же­ния (ре­ко­мен­ду­ем по­ста­вить между пред­ло­же­ни­я­ми слова а имен­но);

— одно пред­ло­же­ние про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию дру­го­му пред­ло­же­нию (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить союз а) и т.д.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Союз «а» в рус­ском языке не все­гда несёт функ­цию про­ти­во­по­став­ле­ния.

Вы­пол­нять за­да­ние 24 не­об­хо­ди­мо не на фор­маль­ном ос­но­ва­нии на­ли­чия или от­сут­ствия опре­делённого сред­ства связи, а на ос­но­ва­нии ре­аль­ных смыс­ло­вых от­но­ше­ний между пред­ло­же­ни­я­ми. На­при­мер: (15) Че­ло­век спо­со­бен на все край­но­сти: увидя, что с по­лу­чен­ны­ми не­боль­ши­ми день­га­ми он не может вести жизнь, как пре­жде, он с горя может про­ку­тить вдруг то, что ему дано на дол­го­вре­мен­ное со­дер­жа­ние. (16) А по­то­му на­ставь­те его, как ему из­во­ро­тить­ся имен­но с той самой по­мо­щью, ко­то­рую вы при­нес­ли ему, объ­яс­ни­те ему ис­тин­ное зна­че­ние не­сча­стья, чтобы он видел, что оно по­сла­но ему затем, дабы он из­ме­нил преж­нее житие свое, дабы от­ны­не он стал уже не преж­ний, но как бы дру­гой че­ло­век и ве­ще­ствен­но, и нрав­ствен­но (в дан­ном слу­чае союз «а» не создаёт про­ти­во­по­став­ле­ния).

3.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и рас­суж­де­ние. Не до­пус­ка­ет­ся фор­маль­ный ана­лиз, на­при­мер: слово «рас­ска­зать» во фраг­мен­те не может быть по­во­дом счи­тать фраг­мент по­вест­во­ва­ни­ем. За­пом­ни­те: фор­маль­но-грам­ма­ти­че­ское от­ли­чие по­вест­во­ва­ния  — это на­ли­чие гла­го­лов. Если есть «дви­же­ние во вре­ме­ни»  — это по­вест­во­ва­ние. На­при­мер: Он встал, на­пра­вил­ся к пись­мен­но­му столу… Су­ще­ству­ет и дру­гой метод. Пред­ставь­те, что вы актёр. Если вы мо­же­те сыг­рать на­пи­сан­ное, то это по­вест­во­ва­ние, а если нет  — рас­суж­де­ние. Может по­мочь метод фо­то­ап­па­ра­та. Если у вас по­лу­ча­ет­ся сде­лать много фо­то­гра­фий (будто сни­ма­ет­ся ки­но­фильм), то это по­вест­во­ва­ние. Будь­те осто­рож­ны: к по­вест­во­ва­нию, как пра­ви­ло, не от­но­сит­ся речь о бу­ду­щем, услов­ное на­кло­не­ние. В таких слу­ча­ях фраг­мент пред­став­ля­ет собой всё-таки рас­суж­де­ние.

4.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и опи­са­ние. Опи­са­ние  — это изоб­ра­же­ние пред­ме­та (че­ло­ве­ка, по­ме­ще­ния, мест­но­сти и т.д.). Части речи, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в опи­са­нии,  — су­ще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, при­ча­стия, гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида. Опи­са­ние яв­ля­ет­ся ста­тич­ной кар­тин­кой, по­это­му при по­пыт­ке пред­ста­вить себя фо­то­гра­фом у вас по­лу­чит­ся сде­лать толь­ко одну фо­то­гра­фию.

5.  — Не пу­тай­те опи­са­ние и рас­суж­де­ние. Рас­суж­де­ние  — это мысли, чув­ства, по­зи­ция ав­то­ра. Ос­нов­ные язы­ко­вые сред­ства рас­суж­де­ния  — ввод­ные кон­струк­ции, оце­ноч­ные слова. Метод фо­то­ап­па­ра­та при­ме­нить не­воз­мож­но. Рас­суж­де­ние  — это как бы за­кад­ро­вый голос к ки­но­филь­му. На­при­мер: Глав­ная пре­тен­зия к пьесе Гри­бо­едо­ва "Горе от ума", вы­ска­зы­ва­е­мая в раз­ное время не­за­ви­си­мо друг от друга Пуш­ки­ным и Бе­лин­ским, за­клю­ча­ет­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской не­со­об­раз­но­сти кон­флик­та. "Всё, что го­во­рит он, очень умно..."

1
Тип 23 № 8995
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Рас­сказ­чик с удо­воль­стви­ем са­жа­ет и вы­ра­щи­ва­ет на своей земле де­ре­вья, по­то­му что они дарят кра­со­ту, дают корм пти­цам.

2)  В своём де­ре­вен­ском ого­ро­де рас­сказ­чик са­жа­ет и вы­ра­щи­ва­ет толь­ко дикие рас­те­ния, а не окуль­ту­рен­ные, из пи­том­ни­ков.

3)  В ого­ро­де рас­сказ­чи­ка рас­тут раз­но­об­раз­ные де­ре­вья, ку­стар­ни­ки, травы, среди ко­то­рых ря­би­на, ка­ли­на, ме­ду­ни­ца.

4)  Дру­гое на­зва­ние ка­лен­ду­лы  — ле­кар­ствен­ные но­гот­ки.

5)  Ме­ду­ни­ца, в от­ли­чие от ка­лен­ду­лы, в ого­ро­де рас­сказ­чи­ка хо­ро­шо раз­мно­жа­ет­ся са­мо­се­вом.


2
Тип 25 № 8997
i

Из пред­ло­же­ний 34—35 вы­пи­ши­те си­но­ни­мы (си­но­ни­ми­че­скую пару).


3
Тип 26 № 8998
i

Среди пред­ло­же­ний 28—33 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи кон­текст­ных си­но­ни­мов. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 8999
i

«Чув­ствуя душу рас­те­ний, Вик­тор Аста­фьев стре­мит­ся пе­ре­дать чи­та­те­лю своё вос­при­я­тие при­ро­ды. Речь пи­са­те­ля об­раз­на, эмо­ци­о­наль­на, на­сы­ще­на раз­но­об­раз­ны­ми сред­ства­ми вы­ра­зи­тель­но­сти. Го­во­ря о при­ро­де как о живой, подчёрки­вая её кра­со­ту, автор ис­поль­зу­ет лек­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти  — (А) _______ («глаз не ото­рвать» в пред­ло­же­нии 7), а также тропы: (Б) _______ («душа вещей», «душа рас­те­ний» в пред­ло­же­нии 20), (В) _______ («скорб­ная земля» в пред­ло­же­нии 30). А го­во­ря об от­но­ше­нии че­ло­ве­ка к при­ро­де, автор ис­поль­зу­ет такой троп, как (Г) _______ (пред­ло­же­ние 29)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  иро­ния

2)  срав­не­ние

3)  ли­то­та

4)  фра­зео­ло­гизм

5)  диа­лог

6)  про­ти­во­по­став­ле­ние

7)  ме­та­фо­ры

8)  эпи­тет

9)  ан­то­ни­мы


5
Тип Д27 C27 № 9000
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.