Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 25 № 8997
i

(1)По воз­вра­ще­нии из краёв далёких за­са­жи­вал я свой ого­род в де­рев­не вся­кой дре­вес­ной раз­но­стью, ря­би­на­ми и ка­ли­на­ми. (2)Одну ря­бин­ку, угнез­див­шу­ю­ся возле обо­чи­ны со­вре­мен­ной бе­тон­ной до­ро­ги, на кру­том за­но­се да­ви­ло колёсами машин, ца­ра­па­ло, мяло. (3)Решил я её вы­ко­пать и увез­ти в свой оди­чав­ший ого­род.

 

(4)Осе­нью дело было. (5)На ря­би­не уце­ле­ло не­сколь­ко пыль­ных ли­сточ­ков и две мятые ро­зет­ки ягод. (6)По­са­жен­ная во дворе, под окном, ря­бин­ка при­обод­ри­лась, летом за­цве­ла уже че­тырь­мя ро­зет­ка­ми. (7)И каж­дое лето, каж­дую осень укра­ша­лась одной-двумя ро­зет­ка­ми, и такая яркая, такая на­ряд­ная и уве­рен­ная в себе сде­ла­лась  — глаз не ото­рвать! (8)А коли осень тёплая вы­па­да­ла, ря­бин­ка про­бо­ва­ла цве­сти по вто­ро­му разу.

 

(9)Два года спу­стя при­вез­ли са­жен­цы из го­род­ско­го пи­том­ни­ка, на сво­бод­ном месте я по­са­дил ещё че­ты­ре ря­бин­ки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две ро­зет­ки ягод вы­му­чат, зато уж зе­лень пышна на них, зато уж ли­стья роями, эта­кие ва­льяж­ные ба­рыш­ни с го­род­ских уго­дий.

 

(12)А дичка моя со­всем взрос­лая и весёлая сде­ла­лась. (13)Одной осе­нью осо­бен­но уж яркая на ней ягода вы­рос­ла. (14)И вдруг стая сви­ри­сте­лей на неё свер­ху сва­ли­лась, друж­но на­ча­ли птицы ла­ко­мить­ся яго­дой. (15)И пе­ре­го­ва­ри­ва­ют­ся, пе­ре­го­ва­ри­ва­ют­ся: вот какую ря­би­ну мы сыс­ка­ли, экую вкус­ня­ти­ну нам лето при­пас­ло. (16)Минут за де­сять хох­ла­тые на­ряд­ные ра­бот­ни­цы об­чи­сти­ли де­рев­це, а на те, что из пи­том­ни­ка, даже и не при­се­ли.

 

(17)Думал я, потом, когда корма мень­ше по лесам и садам оста­нет­ся, птицы не­пре­мен­но при­ле­тят. (18)Нет, не при­ле­те­ли. (19)В сле­ду­ю­щие осени, коли слу­ча­лось сви­ри­сте­лям за­ле­тать в мой раз­рос­ший­ся по ого­ро­ду лес, они уж при­выч­но рас­са­жи­ва­лись на ря­бин­ку-дичку и по-преж­не­му на те пи­том­ни­ко­вые де­рев­ца, ле­ни­во вы­му­чи­ва­ю­щие по не­сколь­ко ро­зе­ток, так ни разу и не по­за­ри­лись.

 

(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа рас­те­ний. (21)Дикая ря­бин­ка со своей бла­го­дар­ной и тихой душой услы­ша­ла, при­ма­ни­ла и на­кор­ми­ла при­хот­ли­вых ла­ко­мок-пти­чек. (22)Да и я од­на­ж­ды по­щи­пал с ро­зе­ток ярких пло­дов. (23)Креп­ки, терп­ки, тай­гою от­да­ют  — не за­бы­ло де­рев­це, где вы­рос­ло, в жилах своих сок таёжный со­хра­ни­ло.

 

(24)А во­круг ря­би­ны и под нею цветы рас­тут  — ме­ду­ни­ца-вес­няр­ка. (25)На голой ещё земле, после дол­гой зимы ра­ду­ет глаз. (26)Пер­вое время густо её цвело по ого­ро­ду, даже из гряд кое-где вы­пра­сты­ва­ют­ся бар­хат­ные ли­стья  — и сразу цвесть, стеб­ли мно­жить. (27)Сле­дом ка­лен­ду­ла вы­хо­дит и всё-то лето све­тит­ся го­ря­чи­ми уго­лья­ми там и сям, овощи негде рас­тить. (28)Тётка моя не­воз­дер­жан­на на слово была, взя­лась по­лоть в ого­ро­де и ну по-чёрному бра­нить ме­ду­ни­цу с ка­лен­ду­лой. (29)Я  — доб­лест­ный хо­зя­ин  — к тётке при­со­еди­нил­ся.

 

(30)При­ез­жаю сле­ду­ю­щей вес­ной  — в ого­ро­де у меня пусто и голо, скорб­ная земля в про­шло­год­ней траве и пле­се­ни, ни ме­ду­ни­цы, ни ка­лен­ду­лы нет, и дру­гие рас­те­ния как-то ис­пу­ган­но рас­тут, к за­бо­ру жмут­ся, под стро­е­ни­я­ми пря­чут­ся. (31)По­скуч­нел мой ого­род, впору его уж участ­ком на­звать. (32)Лишь позд­ней порой где-то в бо­роз­де, под за­бо­ром, уви­дел я уни­жен­но пря­чу­щу­ю­ся, смор­щен­но си­не­ю­щую ме­ду­нич­ку.

 

(33)Встал на ко­ле­ни, разгрёб мусор и ста­рую траву во­круг цвет­ка, взрых­лил паль­ца­ми землю и по­про­сил у рас­те­ния про­ще­ния за бран­ные слова. (34)Ме­ду­нич­ка имела ми­ло­сти­вую душу, про­сти­ла хо­зя­и­на и растёт ныне по всему ого­ро­ду, не­ве­стит­ся каж­дую весну сво­бод­но и при­воль­но. (35)Но ка­лен­ду­лы, уголёчков этих ра­дост­ных, нигде нет... (36)Про­бо­вал по­са­дить  — одно лето по­цве­тут, но уж не воль­ни­ча­ют, са­мо­се­вом нигде не всхо­дят.

 

(37)Вот тут и гляди во­круг, думай, пре­жде чем худое слово уро­нить на землю, пре­жде чем оскор­бить Богом тебе по­да­рен­ное рас­те­ние и бла­го­дать вся­кую.

 

(По В. Аста­фье­ву)

Вик­тор Пет­ро­вич Аста­фьев (1924—2001 гг.)  — рос­сий­ский пи­са­тель, вид­ный пред­ста­ви­тель «де­ре­вен­ской прозы», участ­ник Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Из пред­ло­же­ний 34—35 вы­пи­ши­те си­но­ни­мы (си­но­ни­ми­че­скую пару).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Си­но­ни­мы  — слова, близ­кие по зна­че­нию.

В пред­ло­же­нии 34 си­но­ни­ма­ми яв­ля­ют­ся слова: сво­бод­но  — при­воль­но.

Ответ:сво­бод­но­при­воль­но.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обыч­ная
Правило: 25 ЕГЭ. Лек­си­че­ское зна­че­ние слова. Си­но­ни­мы. Ан­то­ни­мы. Фра­зео­ло­гиз­мы. Груп­пы слов по упо­треб­ле­нию

ЗА­ДА­НИЕ 25. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния 25 нужно знать сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния:

— пря­мое/пе­ре­нос­ное зна­че­ние слова

— си­но­ни­мы (кон­текст­ный си­но­ним), ан­то­ни­мы (кон­текст­ный ан­то­ним)

— омо­ни­мы

— фра­зео­ло­гиз­мы

— за­им­ство­ван­ные слова

— лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са (ис­то­риз­мы, ар­ха­из­мы, нео­ло­гиз­мы)

— огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка (про­фес­си­о­на­лиз­мы, про­сто­реч­ная лек­си­ка, жар­го­низ­мы, диа­лек­тиз­мы)

— сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — это ис­то­ри­че­ски за­креп­лен­ный «смысл» слова.

Слова могут иметь пря­мое зна­че­ние (пер­во­на­чаль­ное, ис­ход­ное) зна­че­ние и пе­ре­нос­ное зна­че­ние (вто­рич­ное зна­че­ние, воз­ни­ка­ю­щее на ос­но­ве пер­во­го). При­ме­ры:

Его оста­ви­ли в ком­на­те од­но­го. Слово «оста­ви­ли» имеет пря­мое зна­че­ние.

Его оста­ви­ли в долж­но­сти. Слово «оста­ви­ли» ис­поль­зо­ва­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

 

Пе­ре­нос по ка­ко­му-либо сход­ству (цвет, форма, функ­ция) на­зы­ва­ет­ся ме­та­фо­рой. (Глаз­ное яб­ло­ко — сход­ство по форме; он не сдал эк­за­мен, и те­перь у него хвост — сход­ство на ос­но­ве функ­ции).

Пе­ре­нос на­зва­ния с од­но­го пред­ме­та на дру­гой на ос­но­ве смеж­но­сти этих пред­ме­тов на­зы­ва­ет­ся ме­то­ни­ми­ей. (Пуш­кин в сумке, съел та­рел­ку). Одной из раз­но­вид­но­стей ме­то­ни­мии яв­ля­ет­ся си­нек­до­ха. Си­нек­до­ха — пе­ре­нос на­зва­ния це­ло­го на его часть или на­о­бо­рот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лиш­ний рот в семье).

 

Си­но­ни­мы, ан­то­ни­мы, омо­ни­мы

Си­но­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но оди­на­ко­вые по зна­че­нию. (Друг — то­ва­рищ, ду­мать — раз­мыш­лять).

 

Кон­текст­ные си­но­ни­мы — слова, име­ю­щие сход­ное зна­че­ние толь­ко в пре­де­лах пред­ло­жен­но­го тек­ста. За пре­де­ла­ми кон­тек­ста такие слова не яв­ля­ют­ся си­но­ни­ма­ми. (Кон­текст­ные си­но­ни­мы гла­го­ла го­во­рить. Марья Ки­рил­лов­на сы­па­ла про близ­ких, он мол­чал. Деду никто не верил. Даже сер­ди­тые ста­ру­хи шам­ка­ли, что у чер­тей от­ро­дясь не было клю­вов (Пауст.))

 

Ан­то­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но про­ти­во­по­лож­ные по зна­че­нию. (пло­хой — хо­ро­ший, сесть — встать).

 

Кон­текст­ные ан­то­ни­мы — слова, на­хо­дя­щи­е­ся в ан­то­ни­ми­че­ских от­но­ше­ни­ях толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Они могут иметь раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы и от­но­сить­ся к раз­ным ча­стям речи. (Я глу­пая, а ты умен, живой, а я остол­бе­не­лая (М. Цве­та­е­ва))

 

Омо­ни­мы — это слова, оди­на­ко­вые по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но раз­ные по зна­че­нию. Не все­гда при­над­ле­жат одной части речи. Омо­ни­мы бы­ва­ют пол­ны­ми и ча­стич­ны­ми. Пол­ные омо­ни­мы — это слова одной части речи, у ко­то­рых сов­па­да­ют все грам­ма­ти­че­ские формы. На­при­мер: ключ (ко­то­рым от­кры­ва­ем дверь) и ключ (ис­точ­ник воды). Ча­стич­ные омо­ни­мы — это слова, у ко­то­рых не все грам­ма­ти­че­ски формы оди­на­ко­вы.

 

Фра­зео­ло­гиз­мы

Фра­зео­ло­гиз­мы — это устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, об­ла­да­ю­щие не­де­ли­мым смыс­лом и из­вле­ка­е­мые из нашей па­мя­ти в го­то­вом виде. Как пра­ви­ло, зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­мов не лежит на по­верх­но­сти. Фра­зео­ло­гизм — это не сумма зна­че­ний слов, а одно зна­че­ние для не­сколь­ких слов, объ­еди­нен­ных в сло­во­со­че­та­ние.

 

В 2024-2025 учеб­ном году ФИПИ со­здал спи­сок фра­зео­ло­гиз­мов. Не­смот­ря на то что он да­ле­ко не пол­ный, фраз в нём очень много. Пред­ла­га­ем ска­чать его в виде файла и об­ра­щать­ся при не­об­хо­ди­мо­сти. ru-2-leksika-i-frazeologija_fraz.pdf

 

За­им­ство­ван­ные слова — это слова, при­шед­шие в рус­ский язык из дру­гих язы­ков: хутор (из вен­гер­ско­го).

 

Лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са — уста­рев­шая или еще не­до­ста­точ­но из­вест­ная.

 

Ис­то­риз­мы — уста­рев­шие слова, вы­шед­шие из упо­треб­ле­ния в связи с ис­чез­но­ве­ни­ем ре­а­лий дей­стви­тель­но­сти, ко­то­рые они обо­зна­ча­ли. (При­мер: бур­мистр, бо­ярин и т. д.).

 

Ар­ха­из­мы — уста­рев­шие слова, заменённые со­вре­мен­ны­ми си­но­ни­ма­ми (ла­ни­ты — щёки, длань — ла­донь).

 

Нео­ло­гиз­мы — это новые слова, по­явив­ши­е­ся не­дав­но в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем новых пред­ме­тов, яв­ле­ний.

 

Огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка

 

Диа­лек­тиз­мы — это слова, ис­поль­зу­е­мые толь­ко на опре­де­лен­ных тер­ри­то­ри­ях. При­ме­ры: векша — белка (се­вер­ный диа­лект).

 

Про­фес­си­о­на­лиз­мы — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в уст­ной речи в раз­ных про­фес­си­о­наль­ных сре­дах: чай­ник — у про­грам­ми­стов че­ло­век, плохо раз­би­ра­ю­щий­ся в ком­пью­те­рах, но­ви­чок.

 

Жар­гон­ная лек­си­ка — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в своей речи опре­де­лен­ные со­ци­аль­ные слои на­се­ле­ния. При­ме­ры: бес­пре­дел (уго­лов­ное арго), клёвый (мо­ло­дежь).

 

Сленг — чаще по­ни­ма­ет­ся как «мо­ло­деж­ный».

 

Арго — диа­лект, со­здан­ный груп­пой с целью обособ­ле­ния (пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал во­ров­ской язык).

 

Про­сто­реч­ная лек­си­ка — слова со сти­ли­сти­че­ски сни­жен­ным, гру­бым, вуль­гар­ным от­тен­ком. К числу этих слов от­но­сят­ся и ма­тер­ные слова. На­при­мер, «свист­нуть» — в зна­че­нии «украсть», «харя, морда» — в зна­че­нии «лицо» и т. д.

 

Сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Ней­траль­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в любой си­ту­а­ции, в любом стиле (хо­ро­ший, об­ще­ство, ри­со­вать).

 

Книж­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в пись­мен­ных (книж­ных) сти­лях (до­сто­хваль­ный, ас­со­ци­а­ция, жи­во­пи­сать).

 

Раз­го­вор­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в раз­го­вор­ном стиле (гро­бить, за­пас­ка, де­ля­га).

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Лек­си­че­ское зна­че­ние слова
1
Тип 23 № 8995
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Рас­сказ­чик с удо­воль­стви­ем са­жа­ет и вы­ра­щи­ва­ет на своей земле де­ре­вья, по­то­му что они дарят кра­со­ту, дают корм пти­цам.

2)  В своём де­ре­вен­ском ого­ро­де рас­сказ­чик са­жа­ет и вы­ра­щи­ва­ет толь­ко дикие рас­те­ния, а не окуль­ту­рен­ные, из пи­том­ни­ков.

3)  В ого­ро­де рас­сказ­чи­ка рас­тут раз­но­об­раз­ные де­ре­вья, ку­стар­ни­ки, травы, среди ко­то­рых ря­би­на, ка­ли­на, ме­ду­ни­ца.

4)  Дру­гое на­зва­ние ка­лен­ду­лы  — ле­кар­ствен­ные но­гот­ки.

5)  Ме­ду­ни­ца, в от­ли­чие от ка­лен­ду­лы, в ого­ро­де рас­сказ­чи­ка хо­ро­шо раз­мно­жа­ет­ся са­мо­се­вом.


2
Тип 24 № 8996
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­нии 2 из­ло­же­на при­чи­на того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 3.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 4—6 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3)  Пред­ло­же­ние 21 со­дер­жит ар­гу­мент к вы­ска­зан­но­му в пред­ло­же­нии 20 утвер­жде­нию.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 24—26 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 30 вклю­ча­ет опи­са­ние.

Источник: ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна

3
Тип 26 № 8998
i

Среди пред­ло­же­ний 28—33 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи кон­текст­ных си­но­ни­мов. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 8999
i

«Чув­ствуя душу рас­те­ний, Вик­тор Аста­фьев стре­мит­ся пе­ре­дать чи­та­те­лю своё вос­при­я­тие при­ро­ды. Речь пи­са­те­ля об­раз­на, эмо­ци­о­наль­на, на­сы­ще­на раз­но­об­раз­ны­ми сред­ства­ми вы­ра­зи­тель­но­сти. Го­во­ря о при­ро­де как о живой, подчёрки­вая её кра­со­ту, автор ис­поль­зу­ет лек­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти  — (А) _______ («глаз не ото­рвать» в пред­ло­же­нии 7), а также тропы: (Б) _______ («душа вещей», «душа рас­те­ний» в пред­ло­же­нии 20), (В) _______ («скорб­ная земля» в пред­ло­же­нии 30). А го­во­ря об от­но­ше­нии че­ло­ве­ка к при­ро­де, автор ис­поль­зу­ет такой троп, как (Г) _______ (пред­ло­же­ние 29)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  иро­ния

2)  срав­не­ние

3)  ли­то­та

4)  фра­зео­ло­гизм

5)  диа­лог

6)  про­ти­во­по­став­ле­ние

7)  ме­та­фо­ры

8)  эпи­тет

9)  ан­то­ни­мы


5
Тип Д27 C27 № 9000
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.