≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости




Каталог заданий.
Задания для подготовки

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д A10 № 10

Укажите верную характеристику третьего предложения текста.


(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6) Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

1) слож­ное бессоюзное
2) сложноподчинённое
3) про­стое с од­но­род­ны­ми членами
4) слож­ное с бес­со­юз­ной и со­юз­ной под­чи­ни­тель­ной свя­зью между частями
Пояснение · ·

2
Задания Д A10 № 47

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

 

1) простое

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное бессоюзное


(1)... (2)Так, к началу XIX века на Земле проживал один миллиард человек, а к концу XX века — уже шесть миллиардов человек. (3)Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом. (4)Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5)Учёные установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов человек. (6)... человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз.

1) простое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное
Пояснение · ·

3
Задания Д A10 № 85

Укажите верную характеристику предложения 3.

 

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) простое, не осложнённое

4) простое, осложнённое вводными словами и однородными членами предложения


(1)Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую культуру. (2)Поэтому то, что свойственно речевой культуре одного народа, может быть совсем не свойственно речевой культуре другого народа. (3)Так, например, у каждого народа обязательно есть представления о правильности речи, её эталоне. (4)В каждой речевой культуре есть правила вежливости, хотя сами эти правила могут различаться. (5)... можно говорить о русской, английской, китайской и других речевых культурах как общечеловеческом феномене.

1) сложноподчинённое
2) сложносочинённое
3) простое, не осложнённое
4) простое, осложнённое вводными словами и однородными членами предложения
Пояснение · ·

4
Задания Д A10 № 123

Укажите верную характеристику предложения 5.

 

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) простое, осложнённое однородными членами

4) сложное бессоюзное


(1)... (2)Например, в Голландии, Бельгии городское население составляет 90% всего населения. (3)Фактически эти страны превратились в города-государства. (4)К этому близки и другие крупные индустриальные страны. (5)Не исключение и наша страна: за последние десять лет процесс урбанизации достиг высокого уровня. (6)... можно сказать, что городская среда становится главной средой обитания человечества.

1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое
3) простое, осложнённое однородными членами
4) сложное бессоюзное
Пояснение · ·

5
Задания Д A10 № 161

Укажите верную характеристику предложения 3.

 

1) простое

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное бессоюзное


(1)... (2)К этим негативным факторам городской среды относится прежде всего загрязнённость атмосферного воздуха. (3)Из-за загрязнённости воздуха большие города получают на 15% меньше солнечных лучей, на 10% больше осадков в виде дождя, снега, града. (4)Вместо кислорода, который сгорает в фабричных печах, в двигателях автомобилей, в атмосферу поступает углекислый газ, концентрация которого, по мнению учёных, создаёт так называемый парниковый эффект: атмосфера пропускает солнечную радиацию, но обратного теплового излучения не происходит. (5)В глобальных масштабах парниковый эффект выражен на Венере. (6)...

1) простое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное

6
Задания Д A10 № 199

Укажите верную характеристику предложения 6.

 

1) простое

2) сложноподчинённое

3) сложное бессоюзное

4) сложносочинённое


(1)... (2)В ходе дискуссии выяснилось, что такой модели «оптимального города», которая была бы удобна для всех стран мира и даже для разных регионов одной страны, нет и быть не может. (3)Это обусловлено тем, что для разных условий существуют разные критерии оптимальности. (4)... дискуссия приняла другое направление. (5)Речь стала идти об оптимизации расселения, о таких научных основах планирования и проектирования в градостроительстве, которые бы позволили снять остроту и масштабы экологических проблем города. (6)Одна из формул «оптимального расселения» определяется следующим образом: необходимо обеспечить экономичность застройки и сохранение окружающей среды.

1) простое
2) сложноподчинённое
3) сложное бессоюзное
4) сложносочинённое
Пояснение · ·

7
Задания Д A10 № 237

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

 

1) сложносочинённое

2) простое

3) сложное бессоюзное

4) сложноподчинённое


(1)... (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающего обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле. (6)... эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса, в результате чего возникнет суперсорняк, против которого у сельского хозяйства не будет оружия.

1) сложносочинённое
2) простое
3) сложное бессоюзное
4) сложноподчинённое
Пояснение · ·

8
Задания Д A10 № 275

Укажите верную характеристику предложения 2.

 

1) простое

2) сложное бессоюзное

3) сложносочинённое

4) сложноподчинённое


(1)... (2)Один тянется с востока на запад и начинается, условно говоря, у Зондских островов, а заканчивается на Панамском перешейке. (3)Второй пояс — тихоокеанский — охватывает Японию и идёт через горы Калифорнии, Перу, Чили и далее — к Огненной земле, в Антарктиду. (4)Случайны ли эти пояса? (5)Нет. (6)...

1) простое
2) сложное бессоюзное
3) сложносочинённое
4) сложноподчинённое
Пояснение · ·

9
Задания Д A10 № 313

Укажите верную характеристику предложения 5.

 

1) простое

2) сложное бессоюзное

3) сложносочинённое

4) сложноподчинённое


(1)... (2)В прежней публицистике адресат — это чаще всего однородная масса. (3)Сегодня «адресат» — это люди с разными интересами, информационными запросами и взглядами. (4)Отсюда тактика учёта особенностей адресата становится значительно разнообразней во всех жанрах публицистики. (5)В частности, при сообщении новостей автор, с одной стороны, стремится учитывать информационные запросы своей аудитории и соответствовать им, с другой — в надежде быть правильно понятым он учитывает степень осведомлённости читателей, направленность их информационных интересов, стремится привлечь интерес к сообщению. (6)...

1) простое
2) сложное бессоюзное
3) сложносочинённое
4) сложноподчинённое
Пояснение · ·

10
Задания Д A10 № 351

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

 

1) сложносочинённое

2) сложное бессоюзное

3) сложноподчинённое

4) простое осложнённое


(1)... (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов — пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. (6)... оно послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика.

1) сложносочинённое
2) сложное бессоюзное
3) сложноподчинённое
4) простое осложнённое

11
Задания Д A10 № 389

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями

4) бессоюзное сложное


(1)... (2)Однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (3)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветным зрением. (4) Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (5) Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (6)... для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает находить своё применение в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

1) сложноподчинённое
2) сложносочинённое
3) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
4) бессоюзное сложное
Пояснение · ·

12
Задания Д A10 № 427

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) сложноподчинённое

2) сложное бессоюзное

3) сложносочинённое

4) простое, осложнённое


(1)... (2)Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре. (3)Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла. (4) В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были застеклены. (5)А один специалист по сельскому хозяйству рекомендовал защищать растения весной от плохой погоды с помощью листового стекла. (6)... римляне додумались до теплицы!

1) сложноподчинённое
2) сложное бессоюзное
3) сложносочинённое
4) простое, осложнённое
Пояснение · ·

13
Задания Д A10 № 465

Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

 

1) сложноподчинённое

2) сложное бессоюзное

3) сложносочинённое

4) простое, осложнённое


(1)... (2)От двигателя к ним идёт гораздо более короткая, а значит лёгкая, передача, чем при классической компоновке автомобиля. (3) Конструкция с передним приводом дешевле в изготовлении, кроме того, она делает автомобиль более безопасным. (4) При задних ведущих колёсах сила тяги на поворотах направлена по касательной к траектории движения машины и стремится сместить заднюю часть автомобиля наружу относительно дуги поворота. (5)А сила тяги передних ведущих колёс постоянно направлена по ходу машины и толкает её по выбранному пути. (6)... некоторые фирмы, выпускающие главным образом представительские и спортивные модели, сохраняют верность схеме с задними ведущими колёсами.

1) сложноподчинённое
2) сложное бессоюзное
3) сложносочинённое
4) простое, осложнённое
Пояснение · ·

14
Задания Д A10 № 503

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.


(1)... (2)Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются из одной детали в другую. (3)Такая диффузия в конце концов приводит к холодной сварке. (4)На Земле этому процессу мешает плёнка окиси, возникающая под действием кислорода воздуха и паров воды. (5)В космическом вакууме окисная плёнка не образуется. (6)... приходится принимать специальные меры, чтобы не «схватились» контактирующие детали, которые не нужно сваривать.

1) сложносочиненное
2) сложноподчинённое
3) слож­ное бессоюзное
4) простое
Пояснение · ·

15
Задания Д A10 № 541

Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

 

1) сложносочинённое

2) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

3) сложноподчинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями


(1)... (2)А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (3)Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50—100 мг витамина С в сутки. (4)«Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5) При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6)... цинга часто поражала мореплавателей, долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.

1) сложносочинённое
2) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
3) сложноподчинённое
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
Пояснение · ·

16
Задания Д A10 № 579

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

 

1) сложноподчинённое

2) простое осложнённое

3) сложносочинённое

4) сложное бессоюзное


(1)... (2)Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов. (3)Со временем многие латинские слова, претерпев ряд изменений, были включены в общенародную лексику разных языков. (4)Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи. (5)С развитием национальных языков в европейских странах латынь уступила им своё место и в науке. (6)... латинская терминология и по настоящее время имеет чрезвычайно важное значение.

1) сложноподчинённое
2) простое осложнённое
3) сложносочинённое
4) сложное бессоюзное
Пояснение · ·

17
Задания Д A10 № 617

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.


(1)... (2)Некоторые рисуют в телефонной книге во время разговора, кто-то чертит в блокноте во время совещания, другие рисуют на салфетках в ресторане. (3)Школьники, выполняя домашнее задание или сдавая письменный экзамен, тоже порой рисуют в черновиках. (4)... рисунки, конечно же, представляют большой интерес как для графологов, так и для психологов. (5)Рисунки на полях хорошо дополняют информацию, которую можно получить при анализе почерка. (6)Изучение подобных рисунков или каракулей с одновременным исследованием личностных особенностей рисовавших позволило учёным выработать некоторые общие правила определения черт характера.

1) слож­ное с бес­со­юз­ной и под­чи­ни­тель­ной связью между частями
2) сложносочинённое
3) про­стое осложнённое
4) сложноподчинённое
Пояснение · ·

18
Задания Д A10 № 655

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

 

1) сложное бессоюзное

2) сложносочинённое

3) простое, осложнённое

4) сложноподчинённое


(1)... (2)Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетий до н. э. (3)Примерно на восемь веков моложе сходные по тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегреческого города Фивы. (4)В V веке до н. э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. (5)Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземноморские воды: таким путём он лично знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира, готовясь напасть на него с моря. (6)... после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.

1) сложное бессоюзное
2) сложносочинённое
3) простое, осложнённое
4) сложноподчинённое
Пояснение · ·

19
Задания Д A10 № 693

Укажите верную характеристику предложения 5.

 

1) сложное бессоюзное

2) простое

3) сложносочинённое

4) сложноподчинённое


(1)... (2)В силу этой причины вопросы культуры речи, соблюдение этических и речевых норм становятся в сфере рекламы особенно важными. (3)Элементарные орфографические ошибки, чрезмерное использование иностранных слов, не соответствующие русскому менталитету жесты, мимика, стереотипы речевого поведения — всё это вызывает раздражение, недовольство, нервозность у тех, кто слушает рекламу. (4)Безусловно, техника создания рекламы в России испытывает сильное западное влияние. (5)Но при этом авторы рекламных сообщений должны учитывать запросы потенциального адресата-россиянина: национально обусловленную систему ценностей, менталитет, культурно-исторический опыт и др. (6)... начинающих рекламистов необходимо обучать созданию позитивных рекламных образов и формированию посредством рекламы конструктивных жизненных установок.

1) сложное бессоюзное
2) простое
3) сложносочинённое
4) сложноподчинённое
Пояснение · ·

20
Задания Д A10 № 731

Укажите верную характеристику предложения 5.

 

1) простое

2) сложное бессоюзное

3) сложносочинённое

4) сложноподчинённое


(1)... (2)Нередко его называют буржуазной «революцией сверху», так как в течение столетия произошли беспрецедентные изменения во всех сферах жизни общества. (3)Главным инициатором этих изменений была верховная власть.(4) Реформаторская деятельность, в той или иной степени, была характерна для всех императоров, царствовавших в России в XIX веке. (5)Однако периоды преобразований сменялись более осторожной политикой, нередко сопровождались откатом назад. (6)... проводимые реформы носили противоречивый и непоследовательный характер.

1) простое
2) сложное бессоюзное
3) сложносочинённое
4) сложноподчинённое
Пояснение · ·

21
Задания Д A10 № 769

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) сложное бессоюзное

2) сложноподчинённое

3) простое осложнённое

4) сложносочинённое


(1)... (2)Металлы, керамика, строительный камень состоят из кристаллических зёрен, сцепленных между собой. (3)И от того, насколько велика сила сцепления, зависит прочность материала. (4)Очень важную роль здесь играют размеры зёрен: крупнозернистый материал непрочен, легко разрушается по границам кристаллов; мелкозернистая структура прочнее — мелкие кристаллы плотнее прилегают друг к другу и сцепляются с большей силой: (5)Одними из первых много веков назад это поняли кузнецы. (6)... тогда они ничего не знали о структуре металла, но заметили, что изделие становится более прочным, если его обработать молотом.

1) сложное бессоюзное
2) сложноподчинённое
3) простое осложнённое
4) сложносочинённое

22
Задания Д A10 № 807

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

 

1) бессоюзное сложное

2) сложносочинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

4) сложноподчинённое


(1)... (2)Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3)В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4)Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5)В Древнем Риме он назывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный год». (6)... средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.

1) бессоюзное сложное
2) сложносочинённое
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
4) сложноподчинённое
Пояснение · ·

23
Задания Д A10 № 845

Укажите верную характеристику предложения 3.

 

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) простое, осложнено обособленным обстоятельством

4) простое, осложнено обособленным определением


(1)... (2)0дни из них (пчёлы, многие виды бабочек, жуков, мух) производят перекрёстное опыление растений, другие (многие птицы, звери, насекомые) способствуют распространению в природе семян и спор. (3)При этом все животные при дыхании выделяют в окружающую среду углекислый газ, используемый растениями в процессе фотосинтеза. (4)... (5)Некоторые из них уничтожают семена растений и тем самым негативно влияют на возобновление растительности. (6)Так, например, размножению дуба мешает поедание желудей лесными мышами и другими зверьками.

1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое
3) простое, осложнено обособленным обстоятельством
4) простое, осложнено обособленным определением

24
Задания Д A10 № 884

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями

4) бессоюзное сложное


(1)... (2)Однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (3)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветным зрением. (4)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (5)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (6)... для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает находить своё применение в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

1) сложноподчинённое
2) сложносочинённое
3) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
4) бессоюзное сложное
Пояснение · ·

25
Задания Д A10 № 922

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

 

1) простое осложнённое

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) бессоюзное сложное


(1)... (2)Нам прежде всего заметно её гравитационное поле, объединяющее вещество, придающее ей шарообразную форму и удерживающее предметы на поверхности. (3)Земля и ряд планет Солнечной системы имеют магнитное поле, которое мы обычно замечаем по движению стрелки компаса, стремящейся указать на один из магнитных полюсов. (4)Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры. (5)Разогретые распадом радиоактивных элементов недра испускают энергию вовне в виде так называемого теплового потока — это главное проявление теплового поля Земли. (6)... Земля обладает сейсмическим и радиационным физическими полями.

1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) бессоюзное сложное
Пояснение · ·

26
Задания Д A10 № 960

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

 

1) простое осложнённое

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) бессоюзное сложное


(1)... (2)Мантийные потоки медленно поднимаются вверх от ядра, затем растекаются в стороны вдоль поверхности и, сходясь в других областях, вновь погружаются вглубь. (3)В результате хрупкая земная кора раскалывается на блоки и плиты. (4)Эти части земной коры перемещаются в горизонтальном направлении. (5)Скорость перемещения так называемых литосферных плит чрезвычайно мала: она составляет миллиметры, максимум несколько сантиметров в год. (6)... это движение определяет внешний облик планеты и многие процессы, происходящие на ней.

1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) бессоюзное сложное
Пояснение · ·

27
Задания Д A10 № 998

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) простое осложнённое

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) бессоюзное сложное


(1)... (2)Она подвергалась бомбардировке метеоритами и астероидами, заливалась раскалённой магмой и покрывалась вулканическим пеплом. (3)Материки и океаны многократно меняли своё положение, климат становился то теплее, то холоднее. (4)Жизнь, зародившаяся в воде, вышла на сушу и освоила нижние слои атмосферы. (5)Газовая оболочка насытилась живительным кислородом и приобрела состав, позволяющий называть эту смесь воздухом. (6)... изменения нашли отражение в земной коре, которая и поведала об истории нашей планеты.

1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) бессоюзное сложное
Пояснение · ·

28
Задания Д A10 № 1036

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

 

1) простое осложнённое

2) бессоюзное сложное

3) сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью

4) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью


(1)... (2)Она основывалась на теории П. Лапласа, полагавшего, что все планеты Солнечной системы возникли из солнечного вещества, вырванного силой притяжения пролетавшей недалеко от Солнца звезды. (3)Из сгустков солнечного вещества сформировались планеты, которые затем долго остывали. (4)3емля охлаждалась до тех пор, пока на её поверхности не образовалась кора, и лишь потом из остывшей атмосферы полились дожди, образовавшие разнообразные водоёмы. (5)Таким образом, возраст гидросферы значительно уступал возрасту Земли, а образование гидросферы представлялось сравнительно коротким явлением в жизни планеты. (6)... постепенно накапливались факты, противоречившие этой гипотезе.

1) простое осложнённое
2) бессоюзное сложное
3) сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью
4) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью
Пояснение · ·

29
Задания Д A10 № 1074

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

 

1) сложноподчинённое

2) простое осложнённое

3) сложносочинённое

4) сложное бессоюзное


(1)... (2)Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов. (3)Со временем многие латинские слова, претерпев ряд изменений, были включены в общенародную лексику разных языков. (4)Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи. (5)С развитием национальных языков в европейских странах латынь уступила им своё место и в науке. (6)... латинская терминология и в настоящее время имеет чрезвычайно важное значение.

1) сложноподчинённое
2) простое осложнённое
3) сложносочинённое
4) сложное бессоюзное
Пояснение · ·

30
Задания Д A10 № 1112

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

 

1) простое осложнённое

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) бессоюзное сложное


(1)... (2)Все пути сообщения и все транспортные средства мира образуют мировую транспортную систему. (3)Её можно рассматривать в двух аспектах: как отраслевую структуру (по видам транспорта) и как территориальную (по регионам). (4)Отраслевая структура современного транспорта — это шесть главных его видов: железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, трубопроводный и воздушный. (5)3а исключением трубопроводов, применяемых только для передачи грузов, все остальные виды транспорта используются для перевозки как грузов, так и пассажиров, то есть в известном смысле они взаимозаменяемы. (6)... роль отдельных видов транспорта в перевозке грузов и пассажиров в разных странах мира неодинакова.

1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) бессоюзное сложное
Пояснение · ·

31
Задания Д A10 № 1150

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

 

1) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

2) сложносочинённое

3) простое осложнённое

4) сложноподчинённое


(1)... (2)Они не влияют на появление новых биохимических реакций в тканях, а только «запускают», усиливают или замедляют те реакции, которые обычно протекают в организме. (3)Таким образом, гормоны способны влиять на все стороны обмена веществ. (4)Эффект их действия зависит от исходного содержания веществ в крови, органах и тканях. (5)Повышенное количество веществ гормоны снижают, а пониженное — повышают, в одних случаях замедляя биохимические процессы, а в других ускоряя их. (6)... влияние гормонов носит адаптивный, приспособительный характер.

1) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
2) сложносочинённое
3) простое осложнённое
4) сложноподчинённое
Пояснение · ·

32
Задания Д A10 № 1188

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) простое осложнённое

4) сложное бессоюзное


(1)... (2)Так, когда мы говорим: «Мяч красный», то имеем в виду, что отражённый от его поверхности свет воздействует только на те рецепторы сетчатки нашего глаза, которые чувствительны к красному цвету. (3)Это значит, что краска на поверхности мячика поглощает все световые лучи, кроме красных. (4)Разные вещества поглощают свет по-разному. (5)Молекула хлорофилла, например, поглощает свет в красной и голубой области, а зелёный цвет отражает, благодаря этому мы можем любоваться зеленью лесов и трав. (6)... цвет возникает из выборочного поглощения веществом видимого света, а поскольку веществ, способных к поглощению, в нашем мире великое множество, мир под Солнцем расцвечен яркими красками.

1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое
3) простое осложнённое
4) сложное бессоюзное
Пояснение · ·

33
Задания Д A10 № 1226

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

 

1) простое с однородными членами

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью


(1)... (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. (4)Во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (5)Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли и чувства. (6)... без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

1) простое с однородными членами
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
Пояснение · ·

34
Задания Д A10 № 1264

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

 

1) бессоюзное сложное

2) сложносочинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

4) сложноподчинённое


(1)... (2)Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3)В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4)Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5)В Древнем Риме он назывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный год». (6)... средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.

1) бессоюзное сложное
2) сложносочинённое
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
4) сложноподчинённое

35
Задания Д A10 № 1302

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

 

1) сложносочинённое

2) сложное бессоюзное

3) простое осложнённое

4) сложноподчинённое


(1)... (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающего обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)0бычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле. (6)... эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса, в результате чего возникнет суперсорняк, против которого у сельского хозяйства не будет оружия.

1) сложносочинённое
2) сложное бессоюзное
3) простое осложнённое
4) сложноподчинённое

36
Задания Д A10 № 1340

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

 

1) сложное бессоюзное

2) сложноподчинённое

3) сложносочинённое

4) простое осложнённое


(1)... (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате. (3)Точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (4)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (5)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (6)... желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.

1) сложное бессоюзное
2) сложноподчинённое
3) сложносочинённое
4) простое осложнённое

37
Задания Д A10 № 1378

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

 

1) сложноподчинённое

2) сложное бессоюзное

3) простое осложнённое

4) сложносочинённое


(1)... (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое — это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4) Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину. (6)... стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.

1) сложноподчинённое
2) сложное бессоюзное
3) простое осложнённое
4) сложносочинённое
Пояснение · ·

38
Задания Д A10 № 1416

Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

 

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) простое осложнённое

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями


(1)... (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин. (3)Его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (4)Им был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях у представителей разных отрядов млекопитающих и человека. (5)Выразительные движения рассматривались Ч. Дарвином как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (6)... эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, — результат эволюционного процесса.

1) сложноподчинённое
2) сложносочинённое
3) простое осложнённое
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
Пояснение · ·

39
Задания Д A10 № 1454

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

 

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) простое осложнённое

4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями


(1)... (2) Но ведь произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и лёгкому общению.

(3) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. (4) Это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на её звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. (5) Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. (6)... единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо.

1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое
3) простое осложнённое
4) сложное с со­юз­ной со­чи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной свя­зью между частями
Пояснение · ·

40
Задания Д A10 № 1492

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) простое осложнённое

2) сложноподчинённое

3) сложносочинённое

4) сложное бессоюзное


(1)... (2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. (3)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (4)В результате образуется огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. (5)При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек. (6)... образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама.

1) простое осложнённое
2) сложноподчинённое
3) сложносочинённое
4) сложное бессоюзное

41
Задания Д A10 № 1530

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

2) сложносочинённое

3) сложное бессоюзное

4) простое осложнённое


(1)... (2)Они могут узнавать время морских приливов и отливов, лунных и годовых циклов. (3)В определённое время просыпаются птицы, раскрываются цветы, пчела летит за взятком, хищники выходят на охоту. (4)С наступлением весны и осени животные вовремя и безошибочно совершают сезонные миграции. (5)Не зная времени, животные не смогли бы отыскать себе достаточно корма и приспособиться к смене сезонов. (6)... способность живых организмов ориентироваться во времени, зависящую от наследственных особенностей и от внешних условий, условно называют биологическими часами.

1) сложное с со­юз­ной сочинительной и под­чи­ни­тель­ной связью между частями
2) сложносочинённое
3) сложное бессоюзное
4) простое осложнённое

42
Задания Д A10 № 1568

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

 

1) сложное бессоюзное

2) сложноподчинённое

3) сложносочинённое

4) простое осложнённое


(1)... (2) Действительно, диапазон его интересов огромен и отнюдь не исчерпывается профессиональными занятиями живописью и механикой. (3)Так, он изучал строение человеческого тела и занимался анатомированием; оставил подробные рисунки мышц, костей и внутренних органов; впервые исследовал и описал клапан правого желудочка сердца. (4)Его ботанические зарисовки могут служить иллюстрациями к учебникам. (5)Кроме того, Леонардо был знаком с действием вогнутых зеркал и линз и, возможно, планировал построить обсерваторию, записав: «Сделай стёкла, чтобы смотреть на полную Луну». (6)... роль Леонардо в истории науки огромна, он явился непосредственным предшественником Галилея, Декарта и других учёных Нового времени.

1) сложное бессоюзное
2) сложноподчинённое
3) сложносочинённое
4) простое осложнённое
Пояснение · ·

43
Задания Д A10 № 1606

Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

 

1) простое осложнённое

2) сложноподчинённое

3) сложносочинённое

4) сложное бессоюзное


(1)... (2)Их значительно больше, чем растений. (3)А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения. (4)Например, с 1600 по 1995 г. на Земле исчезло уже более 600 видов животных, под угрозой уничтожения находится ещё 35 тыс. видов (не считая беспозвоночных). (5)Особенно сильное давление испытывает животный мир Европы, где на грани уничтожения находятся многие виды млекопитающих, от 30 до 50% всех видов птиц. (6)... важнейшими задачами современности являются сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда.

1) простое осложнённое
2) сложноподчинённое
3) сложносочинённое
4) сложное бессоюзное

44
Задания Д A10 № 1644

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями

2) сложносочинённое

3) простое осложнённое

4) сложноподчинённое


(1)... (2)Некоторые рисуют в телефонной книге во время разговора, другие чертят в блокноте во время совещания, а кто-то рисует на салфетках в ресторане. (3)Школьники, выполняя домашнее задание или сдавая письменный экзамен, тоже порой рисуют в черновиках. (4)... рисунки, конечно же, представляют большой интерес как для графологов, так и для психологов. (5)Рисунки на полях хорошо дополняют информацию, которую можно получить при анализе почерка. (6)Изучение подобных рисунков или каракулей с одновременным исследованием личностных особенностей рисовавших позволило ученым выработать некоторые общие правила определения черт характера.

1) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями
2) сложносочинённое
3) простое осложнённое
4) сложноподчинённое
Пояснение · ·

45
Задания Д A10 № 1682

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

 

1) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями

2) сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями

3) сложноподчинённое

4) сложное бессоюзное


(1)... (2)В первую очередь к ним относится сама морская вода, запасы которой сегодня поистине колоссальны и составляют 96,5% всего объёма гидросферы. (3)Морская вода — это своеобразная «живая руда», содержащая семьдесят пять химических элементов. (4)Так, ещё древние египтяне и китайцы научились извлекать из неё соль, которую и теперь получают в больших количествах. (5)Интересно то, что соляные промыслы на китайском побережье существуют уже более пяти тысяч лет и занимают территорию свыше четырёхсот тысяч гектаров, а годовая добыча соли здесь достигает двадцати миллионов тонн. (6)... морская вода служит также важным источником получения магния, брома, йода и других химических элементов.

1) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями
2) сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное

46
Задания Д A10 № 1720

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) сложносочинённое

2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями

3) простое осложнённое

4) сложноподчинённое


(1)... (2)Плазма — это смесь электрически заряженных частиц, в которой суммарный отрицательный заряд равен суммарному положительному заряду. (3)Так что в целом плазма является электрически нейтральной средой, хорошо проводящей электрический ток. (4)Конечно, в какой-то момент времени может оказаться, что в небольшом объёме плазмы общий положительный заряд не равен общему отрицательному. (5)Тогда в плазме возникают очень сильные электрические поля, препятствующие дальнейшему разделению зарядов и вызывающие такие их перемещения, которые восстанавливают электрическую нейтральность этого объёма плазмы. (6)... восстанавливают среду, в которой концентрация электронов почти не отличается от концентрации заряженных частиц.

1) сложносочинённое
2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями
3) простое осложнённое
4) сложноподчинённое

47
Задания Д A10 № 1758

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.


(1)... (2)0ни живут всюду, где есть источники пищи и энергии: в стратосфере, в океанских глубинах, песках пустынь и антарктических льдах. (3)Устойчивостью микроорганизмов к физическим воздействиям можно было бы только восхищаться, если бы среди них не встречались патогенные, то есть вызывающие инфекционные заболевания человека, животных и растений. (4)Для борьбы с болезнетворными бактериями и вирусами обычно применяют высокие температуры, дезинфицирующие химические средства и ультрафиолет. (5)В качестве источника ультрафиолетового излучения можно использовать лазер. (6)... импульсный лазер обеспечивает пиковую мощность около 300 кВт, которой достаточно для уничтожения 90% бактериальных клеток на площади примерно в 1 гектар как на поверхности почвы, так и в приземном слое воздуха.

1) про­стое осложнённое
2) сложноподчинённое
3) слож­ное бессоюзное
4) сложносочинённое

48
Задания Д A10 № 1796

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) сложное бессоюзное

2) простое осложнённое

3) сложносочинённое

4) сложноподчинённое


(1)... (2)Две группы этих красавцев обитают летом в разных частях Сибири. (3)Восточносибирская популяция журавля, который гнездится на северо-востоке Якутии, сравнительно многочисленна и насчитывает до трёх тысяч птиц. (4)3имовать якутские журавли направляются в Восточный Китай, на озеро Поянг. (5)По принятой в Красной книге России классификации восточносибирская популяция стерха относится к третьей категории (редкие виды и популяции), что означает сравнительно благополучное положение. (6)... в последние годы люди активно осваивают места зимовок белых журавлей и развивают там интенсивную хозяйственную деятельность, а значит, скоро журавлю негде будет переждать холода.

1) сложное бессоюзное
2) простое осложнённое
3) сложносочинённое
4) сложноподчинённое
Пояснение · ·

49
Задания Д A10 № 1834

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

 

1) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями

2) сложноподчинённое

3) простое осложнённое

4) сложносочинённое


(1)... (2)Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента (известь или глина) и воды. (3)Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого «новейшего» материала. (4)В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, — бетонные плотины. (5)Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. (6)... если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины.

1) сложное с бес­со­юз­ной и под­чи­ни­тель­ной связью между частями
2) сложноподчинённое
3) простое осложнённое
4) сложносочинённое

50
Задания Д A10 № 1872

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.


(1)... (2)Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. (3)Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. (4)3десь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5)Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (6)... можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.

1) слож­ное с бес­со­юз­ной и со­юз­ной под­чи­ни­тель­ной свя­зью между частями
2) сложносочинённое
3) слож­ное с со­чи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной свя­зью между частями
4) сложноподчинённое

51
Задания Д A10 № 1910

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) сложноподчинённое

2) сложное бессоюзное

3) простое осложнённое

4) сложносочинённое


(1)... (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы привести к его гибели. (6)... адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов.

1) сложноподчинённое
2) сложное бессоюзное
3) простое осложнённое
4) сложносочинённое

52
Задания Д A10 № 1948

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями


(1)... (2)Осенние ночные заморозки — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6)... оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

1) сложноподчинённое
2) сложносочинённое
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

53
Задания Д A10 № 1986

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

 

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) сложное бессоюзное

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью


(1) ... (2) Однозначно ответить на этот вопрос очень трудно. (3) Экологам известно, что осушение больших обводненных площадей снижает уровень стояния грунтовых вод, нарушает режим водного питания соседних территорий, влияет на микроклимат. (4) Также учёные установили, что болота, активно поглощая углекислый газ, выделяют метан, "парниковый" эффект которого примерно в 20 раз выше, чем у углекислого газа. (5) ...осушение и разработка торфяных месторождений предотвращают поступление метана в атмосферу, а при искусственном заболачивании выработанного торфяника связывается в три-четыре раза больше углекислого газа, чем в естественном болотном массиве. (6) Кстати, динамично развивающийся торфяно-болотный фитоценоз довольно агрессивен: по сути дела, болото поглощает близлежащие лесные угодья.

1) сложноподчинённое
2) сложносочинённое
3) сложное бессоюзное
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
Пояснение · ·

Пройти тестирование по этим заданиям