Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать
В 2025−2026 учебном году в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Комплекты тем будут собираться только из тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.
Разделы и подразделы тем:
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека.
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность.
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
— связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
— нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
— касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
— позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
— побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
1. Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
2. Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
3. Как определиться с выбором своего жизненного пути?
4. Почему самым страшным судом считается суд совести?
5. «Люди как реки…» (Л. Н. Толстой).
1.1. Тема может быть раскрыта на примере литературных героев: Петра Гринёва, Андрея Болконского.
Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», Пётр Гринёв до конца остается верен своим принципам и своей клятве.
Раскрыть тему можно на примере «противостояния» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал путь идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается.
Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым нарушает присягу, и, по сути, придаёт Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. Именно Гринёва можно назвать человек чести и человеком совести.
1.2. Андрей Болконский, несмотря на то, что однажды уже понял бессмысленность войны на поле Аустерлица, не мог остаться в стороне, когда враг ступил на родную землю. Его тоже можно назвать человек чести. Совесть не позволила князю Андрею бежать и прятаться за спины других. Очень актуально может звучать тема в сопоставлении с днем сегодняшним. Идти или нет на войну сегодня? Как сохранить свою честь или стоит пойти на сделку с совестью? Вопросы, на которые не может быть дано однозначных ответов, но которые встают перед тысячами людей ежедневно.
2.1. Тема может быть раскрыта с привлечением в качестве при-мера героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Григорий Добросклонов олицетворяет собой образ счастливого человека, потому что готов бороться за счастье других людей
Главный герой серии приключений Бориса Акунина — Эраст Фандорин. На его поступки мы, как правило, смотрим глазами малознакомых ему людей, мнение которых о нем по ходу действия изменяется. Автору удалось создать живого романтического героя, привлекающего на свою сторону симпатию всех без исключения читателей. Хотя герой и необыкновенный человек, со своими недостатками и достоинствами, он, как и все люди, испытывает чувства к окружающим, порой это любовь или симпатия, иногда ненависть или отвращение, и, несмотря на то, что он их тщательно скрывает, мы знаем, что он может быть и чувствительным человеком; он все время размышляет, обдумывает что-либо. То это очередное расследование, то просто анализ, попытка понять и разузнать все об интересующем его человеке — ведь он необычайно наблюдателен.
На примере жизни Эраста Фандорина мы видим, что жизнь — это не череда только белых или черных полос, жизнь прекрасна. Хотя и бывают несчастья, все пройдет, и жить следует ради простых вещей, которые заставляют людей радоваться. И чтобы понять это, люди страдают. Не испытав горя или несчастья, человек никогда полностью не осознает, не увидит и не поймет, что значит, счастье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и современной литературой подтверждается высказывание В. Г. Белинского: «Жить — значит, чувствовать, мыслить, страдать».
3.1. Сочинения на данную тему и подобные ей могут быть рас-крыты на примере художественных произведений, где главные герои размышляют о своём предназначении, о смысле жизни. Тема эта многоплановая. Произведений, которые могли бы стать материалом для анализа, много в русской и зарубежной литературе, в том числе и произведения из комментариев к предыдущей теме.
Приведём пример из современной литературы.
Эраст Фандорин (герой повести Бориса Акунина «Статский советник») — успешный и неординарный молодой человек (ему 35 лет). Блестящая карьера, сделанная, однако, благодаря его личным заслугам, маячит на горизонте новой ступенькой роста. На пути главного героя запутанное преступление, которое он раскрывает, но расторопнее и удачливее оказывается князь Пожарский, присланный из Петербурга для расследования убийства генерала Храпова, а так же для того, что бы между делом «свалить» Долгорукова. Князь Пожарский, как выясняется, законченный подлец, но от этого не менее блестящий интеллектуал. Фандорину не сразу удается раскрыть подлинное лицо князя, а когда удается и ему, наконец-то, предлагают завидное повышение по службе, Эраст Петрович решает оставить государственную службу, ведь подчиняться человеку, которого не уважает, он не может. Для главного героя цель не может быть достигнута любыми средствами, потому что для него по-прежнему существуют понятия чести, морали, достоинства.
А вот князь Пожарский ради собственных интересов идёт, что называется, по головам. Гибнут чиновники, полицейские, гражданские — невинные по сути люди, — а что делать, ведь это революционный террор. Власти идут по следу «БГ», шаг за шагом приближаясь к Грину, убивая его подручных. Пожарский плетет свою интригу, ради власти, ради собственного самолюбия, не гнушаясь ничем…
Такие разные герои. И выбор каждый из них делает свой.
3.2. В рассказе И.А. Бунина «Человек из Сан-Франциско» также присутствует тема дороги: дорога выступает здесь в значении жизненного пути. Безымянный герой Бунина прожил жизнь, но не оставил после себя ничего стоящего, его жизненный путь оборвался неожиданно. Человек не может знать, сколько ему отпущено лет, поэтому жить надо так, чтобы не пришлось сожалеть о потраченном впустую времени.
Через заблуждения и ошибки пришлось пройти Пьеру Безухову, герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир», прежде чем он смог определить свой жизненный путь и наметить цель. Путь духовного возрождения князя Андрея и Пьера также может стать примером для анализа в сочинениях данного тематического направления.
4. Тема может быть раскрыта на примере романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Любое преступление наказуемо, и наказуемо не только по закону. Самым страшным наказанием для Раскольникова стал суд совести. Теория, которой был подвержен герой, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.
Но преступление совершено. Теперь наступает период в жизни героя, когда он может только размышлять над своим преступлением. Раскольников уничтожает все его внешние следы, но вечно занят мыслью, как бы скрыть преступление, чем все больше и больше выдает себя. Но и это еще не главное — внешние открытия не сокрушают его; то, что его окончательно губит, так это внутреннее открытие: оказывается, он не принадлежит к числу тех избранных натур, которым все разрешается. Родион Раскольников безгранично несчастен, несчастнее, чем когда-либо раньше. Он хотел только не оставить без помощи свою голодающую матери, имея рубль в кармане, помочь сестре. И получилось, что не старуху жалкую убил герой, а самого себя, свое собственное «я».
5. Тема может быть раскрыта на примере образов Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой.
Художественный принцип Толстого — «диалектика души»: через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.
Если речь пойдёт о Наташе, то нужно обязательно указать, что это любимая героиня Толстого. Хотя она и совершает ошибки, но становится воплощением женственности, истинного предназначения женщины — быть матерью и верной женой.
В образе Пьера раскрывается главный идейный замысел автора — показать становление декабристского движения в России. Пьер проходит путь через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.
Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, — истинный патриотизм и героизм русского народа. Один из верных сынов Отечества — князь Андрей Болконский. Герой прошёл нелёгкий путь исканий и жизненных разочарований. Был подвержен идее наполеонизма, которая рассыпалась после Аустерлицкого сражения. Андрей — человек деятельный, достоин подражания.
1. Л. Н. Толстой «Война и мир».
2. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка».
3. Н Островский «Как закалялась сталь».
4. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
5. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
6. А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
7. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
8. А. С. Грибоедов «Горе от ума».
9. Н. В. Гоголь «Мёртвые души».
10. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
11. И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».
12. Р. Брэдбери «И грянул гром».
13. Лондон «Любовь к жизни».
14. Стендаль «Красное и чёрное».
15. Б. Акунин «Статский советник», «Азазель».
16. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
— связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
— нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
— касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
— позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
— побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
1. Семейные ценности и их место в жизни человека.
2. В чём может проявляться любовь к Отечеству?
3. «Мысль семейная» в понимании Л. Н. Толстого.
4. «Долг перед Отечеством — святыня человека» (В. Сухомлинский).
5. Может ли один человек поменять ход истории?
6. Почему конфликт «отцов» и «детей» неизбежен?
1.1. Тема может быть раскрыта на примере героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (смотри материал к теме «Мысль семейная» в понимании Л. Н. Толстого).
Заветам отца следует Петруша Гринёв на службе. Понятие чести, сформированное в родительском доме, остаётся для молодого офицера путеводной звездой в перипетиях событий, обрушившихся на Гринёва.
1.2. Также тема может быть раскрыта на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова вырастила Митрофанушку в атмосфере слепой любви и рабского обожания. Не привиты Митрофанушке никакие нравственные ценности, не сформирована потребность в уважении старших, в почитании родителей. Вот почему печальная участь ждёт Простаковых в старости: от такого сына ничего хорошего ждать не приходится.
Анализируя произведения, можно сделать вывод: от того, какие ценности вынес человек из семьи, во многом зависит, как сложится его дальнейшая жизнь, как он будет относиться к людям и какое место он сможет занять в обществе.
2 Делом чести и смыслом жизни является служение Родине для Тараса Бульбы и Остапа. За Родину они бьются до последнего и с достоинством принимают мученическую смерть. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Гибель Андрея, являющаяся нравственным возмездием за его отступничество и измену, еще более подчеркивает величие главной темы повести «Тарас Бульба» — это служение родине.
3. История нескольких семей проходит перед нами на страницах романа. Доверие и любовь царят в доме Ростовых. Требовательность и принципиальность — в доме Болконских. Ложь и лицемерие — у Курагиных. Идеал Толстого — семья Ростовых. Детям, выращенным в атмосфере любви и душевного тепла, не приходится ничего доказывать, они платят своим родителям той же любовью и пониманием.
Уважение к старшим воспитано в княжне Марье и князе Андрее. И в этой семье царит любовь, но любовь тщательно маскируется под принципами строгости в воспитании. И все здесь вроде бы неплохо и правильно, но не хватает искренности, тепла, защищённости.
А вот князя Василия Курагина вряд ли ждёт спокойная старость. Принципы, так тщательно заложенные им в Анатоля и Элен, вероятнее всего, обернутся против него же самого. Вот уж когда невольно вспомнится: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».
4. В современном мире личные интересы чаще превалируют над общественными. Понятие долга считается, к сожалению, архаичным. Поучиться бы таким людям у Петра Гринёва, который остался верен присяге, ведь для него понятия «долг» и «честь» являются словами-синонимами. Пётр Андреевич вызывает уважение, поскольку он привык поступать по чести и показывает себя достойным человеком. Он отказывается встать на сторону самозванца Пугачёва, захватившего крепость, потому что его долг — служить императрице и своей Родине. Он не может нарушить своё слово даже под страхом смерти.
5.1. Есть немало имён, которые стали знаковыми для страны, эпохи, для развития всего человечества, наконец.
Одной из ярких личностей в истории был Пётр I. Основатель русского флота и Петербурга. Расширил границы Российской империи. Инициатор судебной, административной реформ, реформы образования.
Незаурядный, сильный образ Петра I во все времена вызывал громадный интерес со стороны историков, публицистов и писателей. «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник...» — так писал о Петре Великом А. С. Пушкин, и именно это — многоплановость характера, не оставляющую место однозначным суждениям, постарался донести до читателя А. Н. Толстой в романе «Пётр I».
Жизнь Петра Первого можно представить как постоянную борьбу, начиная с отстаивания права на единовластие и заканчивая стремлением изменить уклад жизни боярской России. У человека, противопоставившего себя большинству и при этом ответственного за судьбу страны, народа, должен быть твердый характер и жесткая рука. В романе Толстого есть три переломных момента, формирующие личность Петра: посещение Архангельска, первый Азовский поход и разгром под Нарвой. Во всех перечисленных случаях Петр поступается своей гордостью, добровольно проходит сквозь стыд ради государства. И поражения его оказывают гораздо большее влияние на формирование характера, чем последующие победы. Стремительный, решительный, уверенный в себе — именно таким представляется человек, описываемый Толстым. Человек, к чьему имени по праву добавили эпитет Великий.
5.2. Циолковский, Королёв, Гагарин — вряд ли без них человечество стало бы таким, каково оно сейчас, ведь без освоения космоса и космических технологий, по сути, невозможна наша жизнь. В качестве произведений о Гагарине, на которые можно опираться, можно взять, например, мемуары матери космонавта А. Т. Гагариной «Память сердца» или книгу его жены Валентины Гагариной «108 минут и вся жизнь».
5.3. Сила и многогранность таланта А. С. Пушкина в том великом наследии, которое он оставил миру. Неслучайно после смерти Пушкина в его некрологе появились слова: «Солнце нашей поэзии закатилось». Для подтверждения этих слов можно привести в пример ставшие любимыми для многих поколений стихи о любви («Я помню чудное мгновенье», вдохновившее, в свою очередь, композитора Глинку на создание ещё одного бессмертного произведения — романса на стихи Пушкина, или «Я вас любил», или «Мадонна»), о родной природе («Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер») и другие. Пушкин стал основоположником современного русского литературного языка, литературного направления «реализм» в русской литературе, собрал историю пугачевского бунта, был рупором свободы и правды целой эпохи.
6.1. Как часто от взрослых людей можно услышать: «Вот в наше время…» Фраза эта имеет весьма недвусмысленное значение — ключевые слова в ней: «в наше время». А сейчас чьё время? Получается, что папы и мамы подсознательно дают себе установку — наше время прошло, наступило чьё-то другое время. Тогда почему же они всячески сопротивляются наступлению этого времени? Неправда ли, интересно? В русской литературе немало произведений, иллюстрирующих взаимоотношения разных поколений.
6.2. Конфликт «отцов и детей» показан Грибоедовым на страницах комедии «Горе от ума». Чацкий, олицетворяющий собой зарождающееся новое поколение просвещенных дворян, желающий жизнь отдать на пользу Отечеству, противостоит застоявшемуся обществу Фамусова, в котором царит невежество, мракобесие, праздность и чинопоклонство.
6.3. В драме А Н. Островского «Гроза» домострой постепенно рушится нежеланием «детей» подчиняться самодурству старшего поколения. Главная героиня Катерина не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.
6.4. В романе Тургенева «Отцы и дети» автор показывает читателям конфликт двух поколений: отцов и детей, усугубляемый принадлежностью героев к разным социально-политическим формациям. Поколение отцов представлено на страницах романа либералами Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми, поколение детей — разночинцем Базаровым.
Таким образом, проблема «отцов и детей» традиционно в русской классической литературе выходит за бытовые рамки, становясь конфликтом социальным, а порой и политическим.
1. Л. Н. Толстой «Война и мир».
2. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка».
3. Д. И. Фонвизин «Недоросль».
4. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
5. А. Толстой «Пётр I».
6. Валентина Гагарина «108 минут и вся жизнь».
7.А. Н. Островский «Гроза».
8. А. С. Грибоедов «Горе от ума».
9. И. С. Тургенев «Отцы и дети».
Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
— связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
— нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
— касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
— позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
— побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
1. Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
2. «Театр превращает толпу в народ...» (Томас Манн).
3. Чему человек может научиться у природы?
4. Можно ли назвать цивилизованным общество, уничтожающее природу?
5. «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). Так ли это?
6. Всегда ли наука служит во благо человеку?
По поручению Совета по вопросам проведения итогового сочинения Минпросвещения России (протокол №1 от 28 ноября 2024 г.) разработаны новые формулировки литературных тем. Они пополнят раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» (подраздел 3.3 «Искусство и человек») закрытого банка тем итогового сочинения.
Примеры новых формулировок литературных тем приведены ниже.
1. Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А. С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»?
2. И. А. Бунин писал: «Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив». Кого из литературных персонажей можно назвать счастливым по этой формуле писателя?
3. О каком из героев русской литературы можно сказать словами М. Ю. Лермонтова: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой»?
1.1. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник может дать собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
1.2. Тема может быть раскрыта на примере романа Стендаля «Красное и чёрное».
Жульен Сорель, главный герой романа, — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает, чего хочет. Он готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Сорель честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. Его кумиром становится Наполеон — выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит только в свою звезду. Он пренебрегает верой в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.
1.3. Гимн любви звучит в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Любовь, возникающая между героями, — внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот — это тихое, спокойное, домашнее счастье. Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире. Любовь Мастера и Маргариты самоотверженная и бескорыстная, милосердная и сострадательная, верная и вечная.
На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь — об этом заставляет нас задуматься Булгаков. Узнать о Мастере — единственное желание отчаявшейся Маргариты, и ради этого желания можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», — обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.
1.4. Высказаться о музыкальном произведении, которое трогает душу, также можно в сочинении по данной теме. Можно обратиться к классике, можно к современному произведению, но так или иначе необходимо доказать, что это музыкальное произведение пробуждает лучшие струны души, навевает переживания и будит чувства.
Когда слушаешь полонез Огинского «Прощание с Родиной», почему-то на душе начинает щемить от неизбывной тоски. Представляешь состояние композитора, когда он писал это произведение, если спустя столько лет оно так действует на слушателя. Какое страдание! Какова же должна быть сила музыки, если через столетие она может пронести переживание человека!
2. В сочинении может быть использован фрагмент дневниковой заметки. Например, о посещении Мариинского театра. Сегодня на сцене «Евгений Онегин». Занавес. Сцена, вся в яблоках. Яблок такое множество, что кажется, как их аромат поплыл по залу. Появилась Татьяна — именно такой она и представлялась: хрупкой, возвышенной, искренней. Оперное пение завораживает. История Онегина и Татьяны волнительна. А сцена убийства Ленского!.. Вот когда говорят: задело за живое. В партиях Ленского и Онегина слышится столько боли, душевных переживаний, что слезы капают сами собой. Поразительно, что такой же отклик и в глазах других людей в зале. Зрители и актёры словно заодно: они растворяются в действии, которое происходит на сцене. Говорят, что у каждого спектакля свой зритель. Наверное, это так. Человек, который любит театр, отличается от других, потому что он тоньше чувствует, больше знает, способен сопереживать окружающим и испытывать эстетическое наслаждение.
3−4. Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно, и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.
Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?
Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.
5.1. Темы данного направления являются, пожалуй, самыми трудными в понимании и представлении своих размышлений. В сочинениях этого блока возможно размышление о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, о предназначении художника и его роли в жизни общества, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Талант — непревзойдённое дарование, данное свыше. А если другим этого просто не дано? Вот откуда берётся зависть Сальери, и он решается на убийство. Стал ли счастливее он после этого? Нет, талант мертвеца не озарил убийцу. Забыли ли Моцарта после смерти? И опять — нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его произведения — показатель того, что их создатель бессмертен.
В романе «Мастер и Маргарита» противопоставляются настоящий Мастер и ремесленник Иван Бездомный. Сложный путь пришлось пройти Бездомному, чтобы понять, в чём суть настоящего искусства.
5.2. Бессмертная музыка Бетховена помогает Вере Николаевне понять любовь Желткова, воскрешает в ней давно угасшие эмоции, словно пробуждая ото сна, в котором не было места чувствам и искренности.
Проблема творческого поиска звучит в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Творческий процесс очень сложен для Юрия Живаго. Для него, как и для Пастернака, «вдохновение» — не просто слово. Это удивительный, ничем не объяснимый душевный выплеск, полный эмоций. В момент творческого порыва «он избавлялся от упреков самому себе, недовольство собою, чувство собственного ничтожества на время оставляло его». Это доказывает, что настоящий художник сам себе не принадлежит, он посредник между людьми и высоким служением, дарованным ему свыше.
6. Где границы возможностей человеческого познания? Могут ли достижения науки уничтожить человечество? Эти вопросы волнуют не одно поколение.
Курт Воннегут уверен, что человечество вполне способно на самоубийство.
Сюжет его книги «Колыбель для кошки» строится вокруг опаснейшего вещества «лёд-девять», изобретённого гениальным учёным. Лёд-девять мог вызывать кристаллизацию большей части воды на Земле и впоследствии — гибель жизни на планете. Учёного совершенно не интересует, как его открытия повлияют на судьбу человечества, он уже даже работал над атомной бомбой. И теперь его наследники раздали лёд-девять сильным мира сего за неплохую награду. Герой-повествователь следует по следам опасного вещества, попутно знакомясь с новой религией и новыми утопиями.
Читателя охватывает беспокойство от мысли о том, что человечеством всё время кто-то манипулирует. Нельзя допустить, чтобы наука была разрушительной. Человеку пора научиться быть ответственным.
1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери».
2. И. С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети».
3. А. С. Грибоедов «Горе от ума».
4. Н. В. Гоголь «Мёртвые души».
5. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы».
6. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
7. М. Горький «Старуха Изер-гиль».
8. Ч. Айтматов «Плаха».
9. Стендаль «Красное и чёрное».
10. Л. Н. Толстой «Война и мир».
11. В. Распутин «Прощание с Матёрой».
12. В. П. Астафьев «Царь-рыба».
13. А. Экзюпери «Маленький принц».
14. Курт Воннегут. «Колыбель для кошки».
15. Б. Пастернак «Доктор Живаго».
16. А. И. Куприн «Гранатовый браслет».
Наверх