На­прав­ле­ния, при­мер­ные темы со­чи­не­ний, ли­те­ра­ту­ра и о чём пи­сать

В 2025−2026 учебном году в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:

темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;

темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;

темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Комплекты тем будут собираться только из тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.


Раз­де­лы и под­раз­де­лы тем:


1. Ду­хов­но-нрав­ствен­ные ори­ен­ти­ры в жизни че­ло­ве­ка.

1.1. Внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка и его лич­ност­ные ка­че­ства.

1.2. От­но­ше­ние че­ло­ве­ка к дру­го­му че­ло­ве­ку (окру­же­нию), нрав­ствен­ные иде­а­лы и выбор между доб­ром и злом.

1.3. По­зна­ние че­ло­ве­ком са­мо­го себя.

1.4. Сво­бо­да че­ло­ве­ка и ее огра­ни­че­ния.


2. Семья, об­ще­ство, Оте­че­ство в жизни че­ло­ве­ка.

2.1. Семья, род; се­мей­ные цен­но­сти и тра­ди­ции.

2.2. Че­ло­век и об­ще­ство.

2.3. Ро­ди­на, го­су­дар­ство, граж­дан­ская по­зи­ция че­ло­ве­ка.


3. При­ро­да и куль­ту­ра в жизни че­ло­ве­ка.

3.1. При­ро­да и че­ло­век.

3.2. Наука и че­ло­век.

3.3. Ис­кус­ство и че­ло­век.

3.4. Язык и языковая личность.


Ду­хов­но-нрав­ствен­ные ори­ен­ти­ры в жизни че­ло­ве­ка

Темы этого раз­де­ла:

— свя­за­ны с во­про­са­ми, ко­то­рые че­ло­век задаёт себе сам, в том числе в си­ту­а­ции нрав­ствен­но­го вы­бо­ра;

— на­це­ли­ва­ют на рас­суж­де­ние о нрав­ствен­ных иде­а­лах и мо­раль­ных нор­мах, сию­ми­нут­ном и веч­ном, добре и зле, о сво­бо­де и от­вет­ствен­но­сти;

— ка­са­ют­ся раз­мыш­ле­ний о смыс­ле жизни, гу­ман­ном и ан­ти­гу­ман­ном по­ступ­ках, их мо­ти­вах, при­чи­нах внут­рен­не­го раз­ла­да и об угры­зе­ни­ях со­ве­сти;

— поз­во­ля­ют за­ду­мать­ся об об­ра­зе жизни че­ло­ве­ка, о вы­бо­ре им жиз­нен­но­го пути, зна­чи­мой цели и сред­ствах её до­сти­же­ния, любви и друж­бе;

— по­буж­да­ют к са­мо­ана­ли­зу, осмыс­ле­нию опыта дру­гих людей (или по­ступ­ков ли­те­ра­тур­ных ге­ро­ев), стре­мя­щих­ся по­нять себя.


1. Как, по-Ва­ше­му, свя­за­ны по­ня­тия чести и со­ве­сти?

2. Что Вы вкла­ды­ва­е­те в по­ня­тие «сча­стье»?

3. Как опре­де­лить­ся с вы­бо­ром сво­е­го жиз­нен­но­го пути?

4. По­че­му самым страш­ным судом счи­та­ет­ся суд со­ве­сти?

5. «Люди как реки…» (Л. Н. Тол­стой).


1.1. Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре ли­те­ра­тур­ных ге­ро­ев: Петра Гринёва, Ан­дрея Бол­кон­ско­го.

Сле­дуя за­ве­ту отца: «Бе­ре­ги честь смо­ло­ду», Пётр Гринёв до конца оста­ет­ся верен своим прин­ци­пам и своей клят­ве.

Рас­крыть тему можно на при­ме­ре «про­ти­во­сто­я­ния» двух ге­ро­ев — Гри­не­ва и Шваб­ри­на, один из ко­то­рых вы­брал путь идти до­ро­гой чести, а дру­гой свер­нул с этого пути. Пет­ру­ша Гри­нев за­щи­ща­ет не толь­ко честь де­вуш­ки, окле­ве­тан­ной Шваб­ри­ным, он за­щи­ща­ет честь своей Ро­ди­ны и своей им­пе­ра­три­цы, ко­то­рой он давал при­ся­гу. Влюб­лен­ный в Машу Гри­нев вы­зы­ва­ет на дуэль Шваб­ри­на, оскор­бив­ше­го честь де­вуш­ки, поз­во­лив себе не­до­пу­сти­мые на­ме­ки в ее адрес. На самой дуэли Шваб­рин вновь по­сту­па­ет не­чест­но и ранит Гри­не­ва, когда тот от­вле­ка­ет­ся.

При­ход Пу­га­че­ва в кре­пость — еще одно ис­пы­та­ние для ге­ро­ев. Шваб­рин, пре­сле­дуя свои ин­те­ре­сы, пе­ре­хо­дит на сто­ро­ну Пу­га­че­ва и тем самым на­ру­ша­ет при­ся­гу, и, по сути, придаёт Ро­ди­ну. А Гри­нев даже под стра­хом смер­ти оста­ет­ся верен своим убеж­де­ни­ям. Имен­но Гринёва можно на­звать че­ло­век чести и че­ло­ве­ком со­ве­сти.

1.2. Ан­дрей Бол­кон­ский, не­смот­ря на то, что од­на­ж­ды уже понял бес­смыс­лен­ность войны на поле Аустер­ли­ца, не мог остать­ся в сто­ро­не, когда враг сту­пил на род­ную землю. Его тоже можно на­звать че­ло­век чести. Со­весть не поз­во­ли­ла князю Ан­дрею бе­жать и пря­тать­ся за спины дру­гих. Очень ак­ту­аль­но может зву­чать тема в со­по­став­ле­нии с днем се­го­дняш­ним. Идти или нет на войну се­год­ня? Как со­хра­нить свою честь или стоит пойти на сдел­ку с со­ве­стью? Во­про­сы, на ко­то­рые не может быть дано од­но­знач­ных от­ве­тов, но ко­то­рые вста­ют перед ты­ся­ча­ми людей еже­днев­но.

2.1. Тема может быть рас­кры­та с при­вле­че­ни­ем в ка­че­стве при-мера ге­ро­ев поэмы Н. А. Не­кра­со­ва «Кому на Руси жить хо­ро­шо». Гри­го­рий Доб­рос­кло­нов оли­це­тво­ря­ет собой образ счаст­ли­во­го че­ло­ве­ка, по­то­му что готов бо­роть­ся за сча­стье дру­гих людей

Глав­ный герой серии при­клю­че­ний Бо­ри­са Аку­ни­на — Эраст Фандо­рин. На его по­ступ­ки мы, как пра­ви­ло, смот­рим гла­за­ми ма­ло­зна­ко­мых ему людей, мне­ние ко­то­рых о нем по ходу дей­ствия из­ме­ня­ет­ся. Ав­то­ру уда­лось со­здать жи­во­го ро­ман­ти­че­ско­го героя, при­вле­ка­ю­ще­го на свою сто­ро­ну сим­па­тию всех без ис­клю­че­ния чи­та­те­лей. Хотя герой и не­обык­но­вен­ный че­ло­век, со сво­и­ми не­до­стат­ка­ми и до­сто­ин­ства­ми, он, как и все люди, ис­пы­ты­ва­ет чув­ства к окру­жа­ю­щим, порой это лю­бовь или сим­па­тия, ино­гда не­на­висть или от­вра­ще­ние, и, не­смот­ря на то, что он их тща­тель­но скры­ва­ет, мы знаем, что он может быть и чув­стви­тель­ным че­ло­ве­ком; он все время раз­мыш­ля­ет, об­ду­мы­ва­ет что-либо. То это оче­ред­ное рас­сле­до­ва­ние, то про­сто ана­лиз, по­пыт­ка по­нять и раз­уз­нать все об ин­те­ре­су­ю­щем его че­ло­ве­ке — ведь он не­обы­чай­но на­блю­да­те­лен.

На при­ме­ре жизни Эра­с­та Фандо­ри­на мы видим, что жизнь — это не че­ре­да толь­ко белых или чер­ных полос, жизнь пре­крас­на. Хотя и бы­ва­ют не­сча­стья, все прой­дет, и жить сле­ду­ет ради про­стых вещей, ко­то­рые за­став­ля­ют людей ра­до­вать­ся. И чтобы по­нять это, люди стра­да­ют. Не ис­пы­тав горя или не­сча­стья, че­ло­век ни­ко­гда пол­но­стью не осо­зна­ет, не уви­дит и не пой­мет, что зна­чит, сча­стье. По­это­му можно с уве­рен­но­стью ска­зать, что и со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­рой под­твер­жда­ет­ся вы­ска­зы­ва­ние В. Г. Бе­лин­ско­го: «Жить — зна­чит, чув­ство­вать, мыс­лить, стра­дать».

3.1. Со­чи­не­ния на дан­ную тему и по­доб­ные ей могут быть рас-крыты на при­ме­ре ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний, где глав­ные герои раз­мыш­ля­ют о своём пред­на­зна­че­нии, о смыс­ле жизни. Тема эта мно­го­пла­но­вая. Про­из­ве­де­ний, ко­то­рые могли бы стать ма­те­ри­а­лом для ана­ли­за, много в рус­ской и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ре, в том числе и про­из­ве­де­ния из ком­мен­та­ри­ев к преды­ду­щей теме.

При­ведём при­мер из со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры.

Эраст Фандо­рин (герой по­ве­сти Бо­ри­са Аку­ни­на «Стат­ский со­вет­ник») — успеш­ный и не­ор­ди­нар­ный мо­ло­дой че­ло­век (ему 35 лет). Бле­стя­щая ка­рье­ра, сде­лан­ная, од­на­ко, бла­го­да­ря его лич­ным за­слу­гам, ма­я­чит на го­ри­зон­те новой сту­пень­кой роста. На пути глав­но­го героя за­пу­тан­ное пре­ступ­ле­ние, ко­то­рое он рас­кры­ва­ет, но рас­то­роп­нее и удач­ли­вее ока­зы­ва­ет­ся князь По­жар­ский, при­слан­ный из Пе­тер­бур­га для рас­сле­до­ва­ния убий­ства ге­не­ра­ла Хра­по­ва, а так же для того, что бы между делом «сва­лить» Дол­го­ру­ко­ва. Князь По­жар­ский, как вы­яс­ня­ет­ся, за­кон­чен­ный под­лец, но от этого не менее бле­стя­щий ин­тел­лек­ту­ал. Фандо­ри­ну не сразу уда­ет­ся рас­крыть под­лин­ное лицо князя, а когда уда­ет­ся и ему, на­ко­нец-то, пред­ла­га­ют за­вид­ное по­вы­ше­ние по служ­бе, Эраст Пет­ро­вич ре­ша­ет оста­вить го­су­дар­ствен­ную служ­бу, ведь под­чи­нять­ся че­ло­ве­ку, ко­то­ро­го не ува­жа­ет, он не может. Для глав­но­го героя цель не может быть до­стиг­ну­та лю­бы­ми сред­ства­ми, по­то­му что для него по-преж­не­му су­ще­ству­ют по­ня­тия чести, мо­ра­ли, до­сто­ин­ства.

А вот князь По­жар­ский ради соб­ствен­ных ин­те­ре­сов идёт, что на­зы­ва­ет­ся, по го­ло­вам. Гиб­нут чи­нов­ни­ки, по­ли­цей­ские, граж­дан­ские — не­вин­ные по сути люди, — а что де­лать, ведь это ре­во­лю­ци­он­ный тер­рор. Вла­сти идут по следу «БГ», шаг за шагом при­бли­жа­ясь к Грину, уби­вая его под­руч­ных. По­жар­ский пле­тет свою ин­три­гу, ради вла­сти, ради соб­ствен­но­го са­мо­лю­бия, не гну­ша­ясь ничем…

Такие раз­ные герои. И выбор каж­дый из них де­ла­ет свой.

3.2. В рас­ска­зе И.А. Бу­ни­на «Че­ло­век из Сан-Фран­цис­ко» также при­сут­ству­ет тема до­ро­ги: до­ро­га вы­сту­па­ет здесь в зна­че­нии жиз­нен­но­го пути. Безы­мян­ный герой Бу­ни­на про­жил жизнь, но не оста­вил после себя ни­че­го сто­я­ще­го, его жиз­нен­ный путь обо­рвал­ся не­ожи­дан­но. Че­ло­век не может знать, сколь­ко ему от­пу­ще­но лет, по­это­му жить надо так, чтобы не при­ш­лось со­жа­леть о по­тра­чен­ном впу­стую вре­ме­ни.

Через за­блуж­де­ния и ошиб­ки при­ш­лось прой­ти Пьеру Без­ухо­ву, герою ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир», пре­жде чем он смог опре­де­лить свой жиз­нен­ный путь и на­ме­тить цель. Путь ду­хов­но­го воз­рож­де­ния князя Ан­дрея и Пьера также может стать при­ме­ром для ана­ли­за в со­чи­не­ни­ях дан­но­го те­ма­ти­че­ско­го на­прав­ле­ния.

4. Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре ро­ма­на Ф. М. До­сто­ев­ско­го «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние».

Любое пре­ступ­ле­ние на­ка­зу­е­мо, и на­ка­зу­е­мо не толь­ко по за­ко­ну. Самым страш­ным на­ка­за­ни­ем для Рас­коль­ни­ко­ва стал суд со­ве­сти. Тео­рия, ко­то­рой был под­вер­жен герой, о все­доз­во­лен­но­сти и воз­мож­но­сти со­вер­ше­ния пре­ступ­ле­ния ради бла­гих целей, яв­ля­ет­ся раз­ру­ши­тель­ной. Имен­но она яв­ля­ет­ся при­чи­ной про­из­во­ла, на­си­лия и тер­ро­ра.

Но пре­ступ­ле­ние со­вер­ше­но. Те­перь на­сту­па­ет пе­ри­од в жизни героя, когда он может толь­ко раз­мыш­лять над своим пре­ступ­ле­ни­ем. Рас­коль­ни­ков уни­что­жа­ет все его внеш­ние следы, но вечно занят мыс­лью, как бы скрыть пре­ступ­ле­ние, чем все боль­ше и боль­ше вы­да­ет себя. Но и это еще не глав­ное — внеш­ние от­кры­тия не со­кру­ша­ют его; то, что его окон­ча­тель­но губит, так это внут­рен­нее от­кры­тие: ока­зы­ва­ет­ся, он не при­над­ле­жит к числу тех из­бран­ных натур, ко­то­рым все раз­ре­ша­ет­ся. Ро­ди­он Рас­коль­ни­ков без­гра­нич­но не­сча­стен, не­счаст­нее, чем когда-либо рань­ше. Он хотел толь­ко не оста­вить без по­мо­щи свою го­ло­да­ю­щую ма­те­ри, имея рубль в кар­ма­не, по­мочь сест­ре. И по­лу­чи­лось, что не ста­ру­ху жал­кую убил герой, а са­мо­го себя, свое соб­ствен­ное «я».

5. Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре об­ра­зов Пьера Без­ухо­ва, Ан­дрея Бол­кон­ско­го, На­та­ши Ро­сто­вой.

Ху­до­же­ствен­ный прин­цип Тол­сто­го — «диа­лек­ти­ка души»: через за­блуж­де­ния и жиз­нен­ные труд­но­сти к ду­хов­но­му об­нов­ле­нию и воз­рож­де­нию.

Если речь пойдёт о На­та­ше, то нужно обя­за­тель­но ука­зать, что это лю­би­мая ге­ро­и­ня Тол­сто­го. Хотя она и со­вер­ша­ет ошиб­ки, но ста­но­вит­ся во­пло­ще­ни­ем жен­ствен­но­сти, ис­тин­но­го пред­на­зна­че­ния жен­щи­ны — быть ма­те­рью и вер­ной женой.

В об­ра­зе Пьера рас­кры­ва­ет­ся глав­ный идей­ный за­мы­сел ав­то­ра — по­ка­зать ста­нов­ле­ние де­каб­рист­ско­го дви­же­ния в Рос­сии. Пьер про­хо­дит путь через за­блуж­де­ния и жиз­нен­ные труд­но­сти к ду­хов­но­му об­нов­ле­нию и воз­рож­де­нию.

Среди ос­нов­ных во­про­сов, ко­то­рые вол­ну­ют Тол­сто­го, — ис­тин­ный пат­ри­о­тизм и ге­ро­изм рус­ско­го на­ро­да. Один из вер­ных сынов Оте­че­ства — князь Ан­дрей Бол­кон­ский. Герой прошёл нелёгкий путь ис­ка­ний и жиз­нен­ных разо­ча­ро­ва­ний. Был под­вер­жен идее на­по­лео­низ­ма, ко­то­рая рас­сы­па­лась после Аустер­лиц­ко­го сра­же­ния. Ан­дрей — че­ло­век де­я­тель­ный, до­сто­ин под­ра­жа­ния.


1. Л. Н. Тол­стой «Война и мир».

2. А. С. Пуш­кин: «Ка­пи­тан­ская дочка».

3. Н Ост­ров­ский «Как за­ка­ля­лась сталь».

4. Б. По­ле­вой «По­весть о на­сто­я­щем че­ло­ве­ке».

5. Н. А. Не­кра­сов «Кому на Руси жить хо­ро­шо».

6. А. С. Пуш­кин «Ев­ге­ний Оне­гин».

7. А. Н. Ра­ди­щев «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву».

8. А. С. Гри­бо­едов «Горе от ума».

9. Н. В. Го­голь «Мёртвые души».

10. М. Ю. Лер­мон­тов «Герой на­ше­го вре­ме­ни».

11. И. А. Бунин. «Гос­по­дин из Сан-Фран­цис­ко».

12. Р. Бр­эд­бе­ри «И гря­нул гром».

13. Лон­дон «Лю­бовь к жизни».

14. Стен­даль «Крас­ное и чёрное».

15. Б. Аку­нин «Стат­ский со­вет­ник», «Аза­зель».

16. Ф. М. До­сто­ев­ский «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние».


Семья, об­ще­ство, Оте­че­ство в жизни че­ло­ве­ка


Темы этого раз­де­ла:

— свя­за­ны со взгля­дом на че­ло­ве­ка как пред­ста­ви­те­ля семьи, со­ци­у­ма, на­ро­да, по­ко­ле­ния, эпохи;

— на­це­ли­ва­ют на раз­мыш­ле­ние о се­мей­ных и об­ще­ствен­ных цен­но­стях, тра­ди­ци­ях и обы­ча­ях, меж­лич­ност­ных от­но­ше­ни­ях и вли­я­нии среды на че­ло­ве­ка;

— ка­са­ют­ся во­про­сов ис­то­ри­че­ско­го вре­ме­ни, граж­дан­ских иде­а­лов, важ­но­сти со­хра­не­ния ис­то­ри­че­ской па­мя­ти, роли лич­но­сти в ис­то­рии;

— поз­во­ля­ют за­ду­мать­ся о славе и бес­сла­вии, лич­ном и об­ще­ствен­ном, своём вкла­де в об­ще­ствен­ный про­гресс;

— по­буж­да­ют рас­суж­дать об об­ра­зо­ва­нии и о вос­пи­та­нии, споре по­ко­ле­ний и об об­ще­ствен­ном бла­го­по­лу­чии, о на­род­ном по­дви­ге и на­прав­ле­ни­ях раз­ви­тия об­ще­ства.


1. Се­мей­ные цен­но­сти и их место в жизни че­ло­ве­ка.

2. В чём может про­яв­лять­ся лю­бовь к Оте­че­ству?

3. «Мысль се­мей­ная» в по­ни­ма­нии Л. Н. Тол­сто­го.

4. «Долг перед Оте­че­ством — свя­ты­ня че­ло­ве­ка» (В. Су­хом­лин­ский).

5. Может ли один че­ло­век по­ме­нять ход ис­то­рии?

6. По­че­му кон­фликт «отцов» и «детей» не­из­бе­жен?


1.1. Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре ге­ро­ев ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир» (смот­ри ма­те­ри­ал к теме «Мысль се­мей­ная» в по­ни­ма­нии Л. Н. Тол­сто­го).

За­ве­там отца сле­ду­ет Пет­ру­ша Гринёв на служ­бе. По­ня­тие чести, сфор­ми­ро­ван­ное в ро­ди­тель­ском доме, остаётся для мо­ло­до­го офи­це­ра пу­те­вод­ной звез­дой в пе­ри­пе­ти­ях со­бы­тий, об­ру­шив­ших­ся на Гринёва.

1.2. Также тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль». Гос­по­жа Про­ста­ко­ва вы­рас­ти­ла Мит­ро­фа­нуш­ку в ат­мо­сфе­ре сле­пой любви и раб­ско­го обо­жа­ния. Не при­ви­ты Мит­ро­фа­нуш­ке ни­ка­кие нрав­ствен­ные цен­но­сти, не сфор­ми­ро­ва­на по­треб­ность в ува­же­нии стар­ших, в по­чи­та­нии ро­ди­те­лей. Вот по­че­му пе­чаль­ная участь ждёт Про­ста­ко­вых в ста­ро­сти: от та­ко­го сына ни­че­го хо­ро­ше­го ждать не при­хо­дит­ся.

Ана­ли­зи­руя про­из­ве­де­ния, можно сде­лать вывод: от того, какие цен­но­сти вынес че­ло­век из семьи, во мно­гом за­ви­сит, как сло­жит­ся его даль­ней­шая жизнь, как он будет от­но­сить­ся к людям и какое место он смо­жет за­нять в об­ще­стве.

2 Делом чести и смыс­лом жизни яв­ля­ет­ся слу­же­ние Ро­ди­не для Та­ра­са Буль­бы и Оста­па. За Ро­ди­ну они бьют­ся до по­след­не­го и с до­сто­ин­ством при­ни­ма­ют му­че­ни­че­скую смерть. Тарас Буль­ба бли­зок к на­род­но­му пред­став­ле­нию о ге­ро­и­че­ском ха­рак­те­ре. Лю­бовь и вер­ность ро­ди­не, то­ва­ри­ще­ству для Та­ра­са и Оста­па выше лич­ной при­вя­зан­но­сти, кров­но­го род­ства, лю­бов­но­го чув­ства. Ги­бель Ан­дрея, яв­ля­ю­ща­я­ся нрав­ствен­ным воз­мез­ди­ем за его от­ступ­ни­че­ство и из­ме­ну, еще более под­чер­ки­ва­ет ве­ли­чие глав­ной темы по­ве­сти «Тарас Буль­ба» — это слу­же­ние ро­ди­не.

3. Ис­то­рия не­сколь­ких семей про­хо­дит перед нами на стра­ни­цах ро­ма­на. До­ве­рие и лю­бовь царят в доме Ро­сто­вых. Тре­бо­ва­тель­ность и прин­ци­пи­аль­ность — в доме Бол­кон­ских. Ложь и ли­це­ме­рие — у Ку­ра­ги­ных. Идеал Тол­сто­го — семья Ро­сто­вых. Детям, вы­ра­щен­ным в ат­мо­сфе­ре любви и ду­шев­но­го тепла, не при­хо­дит­ся ни­че­го до­ка­зы­вать, они пла­тят своим ро­ди­те­лям той же лю­бо­вью и по­ни­ма­ни­ем.

Ува­же­ние к стар­шим вос­пи­та­но в княж­не Марье и князе Ан­дрее. И в этой семье царит лю­бовь, но лю­бовь тща­тель­но мас­ки­ру­ет­ся под прин­ци­па­ми стро­го­сти в вос­пи­та­нии. И все здесь вроде бы не­пло­хо и пра­виль­но, но не хва­та­ет ис­крен­но­сти, тепла, защищённо­сти.

А вот князя Ва­си­лия Ку­ра­ги­на вряд ли ждёт спо­кой­ная ста­рость. Прин­ци­пы, так тща­тель­но за­ло­жен­ные им в Ана­то­ля и Элен, ве­ро­ят­нее всего, обер­нут­ся про­тив него же са­мо­го. Вот уж когда не­воль­но вспом­нит­ся: «Ро­ди­те­ли мень­ше всего про­ща­ют своим детям те по­ро­ки, ко­то­рые они сами им при­ви­ли».

4. В со­вре­мен­ном мире лич­ные ин­те­ре­сы чаще пре­ва­ли­ру­ют над об­ще­ствен­ны­ми. По­ня­тие долга счи­та­ет­ся, к со­жа­ле­нию, ар­ха­ич­ным. По­учить­ся бы таким людям у Петра Гринёва, ко­то­рый остал­ся верен при­ся­ге, ведь для него по­ня­тия «долг» и «честь» яв­ля­ют­ся сло­ва­ми-си­но­ни­ма­ми. Пётр Ан­дре­евич вы­зы­ва­ет ува­же­ние, по­сколь­ку он при­вык по­сту­пать по чести и по­ка­зы­ва­ет себя до­стой­ным че­ло­ве­ком. Он от­ка­зы­ва­ет­ся встать на сто­ро­ну са­мо­зван­ца Пугачёва, за­хва­тив­ше­го кре­пость, по­то­му что его долг — слу­жить им­пе­ра­три­це и своей Ро­ди­не. Он не может на­ру­шить своё слово даже под стра­хом смер­ти.

5.1. Есть не­ма­ло имён, ко­то­рые стали зна­ко­вы­ми для стра­ны, эпохи, для раз­ви­тия всего че­ло­ве­че­ства, на­ко­нец.

Одной из ярких лич­но­стей в ис­то­рии был Пётр I. Ос­но­ва­тель рус­ско­го флота и Пе­тер­бур­га. Рас­ши­рил гра­ни­цы Рос­сий­ской им­пе­рии. Ини­ци­а­тор су­деб­ной, ад­ми­ни­стра­тив­ной ре­форм, ре­фор­мы об­ра­зо­ва­ния.

Не­за­у­ряд­ный, силь­ный образ Петра I во все вре­ме­на вы­зы­вал гро­мад­ный ин­те­рес со сто­ро­ны ис­то­ри­ков, пуб­ли­ци­стов и пи­са­те­лей. «То ака­де­мик, то герой, то мо­ре­пла­ва­тель, то плот­ник...» — так писал о Петре Ве­ли­ком А. С. Пуш­кин, и имен­но это — мно­го­пла­но­вость ха­рак­те­ра, не остав­ля­ю­щую место од­но­знач­ным суж­де­ни­ям, по­ста­рал­ся до­не­сти до чи­та­те­ля А. Н. Тол­стой в ро­ма­не «Пётр I».

Жизнь Петра Пер­во­го можно пред­ста­вить как по­сто­ян­ную борь­бу, на­чи­ная с от­ста­и­ва­ния права на еди­но­вла­стие и за­кан­чи­вая стрем­ле­ни­ем из­ме­нить уклад жизни бо­яр­ской Рос­сии. У че­ло­ве­ка, про­ти­во­по­ста­вив­ше­го себя боль­шин­ству и при этом от­вет­ствен­но­го за судь­бу стра­ны, на­ро­да, дол­жен быть твер­дый ха­рак­тер и жест­кая рука. В ро­ма­не Тол­сто­го есть три пе­ре­лом­ных мо­мен­та, фор­ми­ру­ю­щие лич­ность Петра: по­се­ще­ние Ар­хан­гель­ска, пер­вый Азов­ский поход и раз­гром под Нар­вой. Во всех пе­ре­чис­лен­ных слу­ча­ях Петр по­сту­па­ет­ся своей гор­до­стью, доб­ро­воль­но про­хо­дит сквозь стыд ради го­су­дар­ства. И по­ра­же­ния его ока­зы­ва­ют го­раз­до боль­шее вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние ха­рак­те­ра, чем по­сле­ду­ю­щие по­бе­ды. Стре­ми­тель­ный, ре­ши­тель­ный, уве­рен­ный в себе — имен­но таким пред­став­ля­ет­ся че­ло­век, опи­сы­ва­е­мый Тол­стым. Че­ло­век, к чьему имени по праву до­ба­ви­ли эпи­тет Ве­ли­кий.

5.2. Циол­ков­ский, Королёв, Га­га­рин — вряд ли без них че­ло­ве­че­ство стало бы таким, ка­ко­во оно сей­час, ведь без осво­е­ния кос­мо­са и кос­ми­че­ских тех­но­ло­гий, по сути, не­воз­мож­на наша жизнь. В ка­че­стве про­из­ве­де­ний о Га­га­ри­не, на ко­то­рые можно опи­рать­ся, можно взять, на­при­мер, ме­му­а­ры ма­те­ри кос­мо­нав­та А. Т. Га­га­ри­ной «Па­мять серд­ца» или книгу его жены Ва­лен­ти­ны Га­га­ри­ной «108 минут и вся жизнь».

5.3. Сила и мно­го­гран­ность та­лан­та А. С. Пуш­ки­на в том ве­ли­ком на­сле­дии, ко­то­рое он оста­вил миру. Не­слу­чай­но после смер­ти Пуш­ки­на в его не­кро­ло­ге по­яви­лись слова: «Солн­це нашей по­э­зии за­ка­ти­лось». Для под­твер­жде­ния этих слов можно при­ве­сти в при­мер став­шие лю­би­мы­ми для мно­гих по­ко­ле­ний стихи о любви («Я помню чуд­ное мгно­ве­нье», вдох­но­вив­шее, в свою оче­редь, ком­по­зи­то­ра Глин­ку на со­зда­ние ещё од­но­го бес­смерт­но­го про­из­ве­де­ния — ро­ман­са на стихи Пуш­ки­на, или «Я вас любил», или «Ма­дон­на»), о род­ной при­ро­де («Осень», «Зим­нее утро», «Зим­ний вечер») и дру­гие. Пуш­кин стал ос­но­во­по­лож­ни­ком со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка, ли­те­ра­тур­но­го на­прав­ле­ния «ре­а­лизм» в рус­ской ли­те­ра­ту­ре, со­брал ис­то­рию пу­га­чев­ско­го бунта, был ру­по­ром сво­бо­ды и прав­ды целой эпохи.

6.1. Как часто от взрос­лых людей можно услы­шать: «Вот в наше время…» Фраза эта имеет весь­ма недву­смыс­лен­ное зна­че­ние — клю­че­вые слова в ней: «в наше время». А сей­час чьё время? По­лу­ча­ет­ся, что папы и мамы под­со­зна­тель­но дают себе уста­нов­ку — наше время про­шло, на­сту­пи­ло чьё-то дру­гое время. Тогда по­че­му же они вся­че­ски со­про­тив­ля­ют­ся на­ступ­ле­нию этого вре­ме­ни? Не­прав­да ли, ин­те­рес­но? В рус­ской ли­те­ра­ту­ре не­ма­ло про­из­ве­де­ний, ил­лю­стри­ру­ю­щих вза­и­мо­от­но­ше­ния раз­ных по­ко­ле­ний.

6.2. Кон­фликт «отцов и детей» по­ка­зан Гри­бо­едо­вым на стра­ни­цах ко­ме­дии «Горе от ума». Чац­кий, оли­це­тво­ря­ю­щий собой за­рож­да­ю­ще­е­ся новое по­ко­ле­ние про­све­щен­ных дво­рян, же­ла­ю­щий жизнь от­дать на поль­зу Оте­че­ству, про­ти­во­сто­ит за­сто­яв­ше­му­ся об­ще­ству Фа­му­со­ва, в ко­то­ром царит не­ве­же­ство, мра­ко­бе­сие, празд­ность и чи­но­по­клон­ство.

6.3. В драме А Н. Ост­ров­ско­го «Гроза» до­мо­строй по­сте­пен­но ру­шит­ся не­же­ла­ни­ем «детей» под­чи­нять­ся са­мо­дур­ству стар­ше­го по­ко­ле­ния. Глав­ная ге­ро­и­ня Ка­те­ри­на не впи­сы­ва­ет­ся в по­ряд­ки «тёмного цар­ства». Не смот­ря на учти­вость и внеш­нее под­чи­не­ние Ка­ба­но­вой, Ка­те­ри­на не хочет и не может жить так, как за­ве­де­но в Ка­ли­но­ве: ложью, об­ма­ном, под­чи­ня­ясь без­раз­дель­ной вла­сти са­мо­ду­ров. Имен­но этим и вы­зван про­тест Ка­те­ри­ны.

6.4. В ро­ма­не Тур­ге­не­ва «Отцы и дети» автор по­ка­зы­ва­ет чи­та­те­лям кон­фликт двух по­ко­ле­ний: отцов и детей, усу­губ­ля­е­мый при­над­леж­но­стью ге­ро­ев к раз­ным со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ским фор­ма­ци­ям. По­ко­ле­ние отцов пред­став­ле­но на стра­ни­цах ро­ма­на ли­бе­ра­ла­ми Пав­лом Пет­ро­ви­чем и Ни­ко­ла­ем Пет­ро­ви­чем Кир­са­но­вы­ми, по­ко­ле­ние детей — раз­но­чин­цем Ба­за­ро­вым.

Таким об­ра­зом, про­бле­ма «отцов и детей» тра­ди­ци­он­но в рус­ской клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ре вы­хо­дит за бы­то­вые рамки, ста­но­вясь кон­флик­том со­ци­аль­ным, а порой и по­ли­ти­че­ским.


1. Л. Н. Тол­стой «Война и мир».

2. А. С. Пуш­кин: «Ка­пи­тан­ская дочка».

3. Д. И. Фон­ви­зин «Не­до­росль».

4. Н. В. Го­голь «Тарас Буль­ба».

5. А. Тол­стой «Пётр I».

6. Ва­лен­ти­на Га­га­ри­на «108 минут и вся жизнь».

7.А. Н. Ост­ров­ский «Гроза».

8. А. С. Гри­бо­едов «Горе от ума».

9. И. С. Тур­ге­нев «Отцы и дети».


При­ро­да и куль­ту­ра в жизни че­ло­ве­ка


Темы этого раз­де­ла:

— свя­за­ны с фи­ло­соф­ски­ми, со­ци­аль­ны­ми, эти­че­ски­ми, эс­те­ти­че­ски­ми про­бле­ма­ми, во­про­са­ми эко­ло­гии;

— на­це­ли­ва­ют на рас­суж­де­ние об ис­кус­стве и науке, о фе­но­ме­не та­лан­та, цен­но­сти ху­до­же­ствен­но­го твор­че­ства и на­уч­но­го по­ис­ка, о соб­ствен­ных пред­по­чте­ни­ях или ин­те­ре­сах в об­ла­сти ис­кус­ства и науки;

— ка­са­ют­ся мис­сии ху­дож­ни­ка и от­вет­ствен­но­сти че­ло­ве­ка науки, зна­че­ния ве­ли­ких тво­ре­ний ис­кус­ства и на­уч­ных от­кры­тий (в том числе в связи с юби­лей­ны­ми да­та­ми);

— позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;

— по­буж­да­ют за­ду­мать­ся о вза­и­мо­дей­ствии че­ло­ве­ка и при­ро­ды, на­прав­ле­ни­ях раз­ви­тия куль­ту­ры, вли­я­нии ис­кус­ства и новых тех­но­ло­гий на че­ло­ве­ка.


1. Спо­соб­но ли, с Вашей точки зре­ния, яв­ле­ние куль­ту­ры (книга, му­зы­каль­ное про­из­ве­де­ние, фильм, спек­такль) из­ме­нить взгля­ды че­ло­ве­ка на жизнь?

2. «Театр пре­вра­ща­ет толпу в народ...» (Томас Манн).

3. Чему че­ло­век может на­учить­ся у при­ро­ды?

4. Можно ли на­звать ци­ви­ли­зо­ван­ным об­ще­ство, уни­что­жа­ю­щее при­ро­ду?

5. «Ис­кус­ство со­зда­ет хо­ро­ших людей, фор­ми­руя че­ло­ве­че­скую душу» (В. Г. Бе­лин­ский). Так ли это?

6. Все­гда ли наука слу­жит во благо че­ло­ве­ку?


По поручению Совета по вопросам проведения итогового сочинения Минпросвещения России (протокол №1 от 28 ноября 2024 г.) разработаны новые формулировки литературных тем. Они пополнят раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» (подраздел 3.3 «Искусство и человек») закрытого банка тем итогового сочинения. Примеры новых формулировок литературных тем приведены ниже.

1. Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А. С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»?

2. И. А. Бунин писал: «Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив». Кого из литературных персонажей можно назвать счастливым по этой формуле писателя?

3. О каком из героев русской литературы можно сказать словами М. Ю. Лермонтова: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой»?


1.1. В со­чи­не­нии рас­кро­ют­ся чи­та­тель­ские (зри­тель­ские, му­зы­каль­ные) пред­по­чте­ния, вы­пуск­ник может дать соб­ствен­ные ин­тер­пре­та­ции зна­чи­мо­го для него про­из­ве­де­ния. Мо­ти­ви­ров­ка вы­бо­ра про­из­ве­де­ния может быть раз­ной: силь­ное эс­те­ти­че­ское впе­чат­ле­ние, сов­па­де­ние изоб­ра­жен­ных со­бы­тий с жиз­нен­ным опы­том, ак­ту­аль­ность про­бле­ма­ти­ки, бли­зость пси­хо­ло­ги­че­ских и ми­ро­воз­зрен­че­ских уста­но­вок ав­то­ра и вы­пуск­ни­ка.

Вы­ска­зы­ва­ясь о про­из­ве­де­нии ис­кус­ства с опо­рой на соб­ствен­ный опыт осмыс­ле­ния жизни, участ­ник может при­влечь при ар­гу­мен­та­ции при­ме­ры из ху­до­же­ствен­ных тек­стов (вклю­чая сце­на­рии), ме­му­а­ров, днев­ни­ков, пуб­ли­ци­сти­ки, а также из ис­кус­ство­вед­че­ских тру­дов кри­ти­ков и уче­ных.

1.2. Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре ро­ма­на Стен­да­ля «Крас­ное и чёрное».

Жу­льен Со­рель, глав­ный герой ро­ма­на, — сын плот­ни­ка, от­лич­но зна­ю­щий ла­тынь, со­об­ра­зи­тель­ный, це­ле­устрем­лен­ный и сим­па­тич­ный мо­ло­дой че­ло­век. Это юноша, ко­то­рый знает, чего хочет. Он готов идти на любые жерт­вы, чтобы до­стичь своих целей. Со­рель че­сто­лю­бив и со­об­ра­зи­те­лен, он жаж­дет славы, успе­ха, меч­тая сна­ча­ла о во­ен­ном по­при­ще, а затем о ка­рье­ре свя­щен­ни­ка. Мно­гие по­ступ­ки Жю­лье­на про­дик­то­ва­ны низ­мен­ны­ми мо­ти­ва­ми, жаж­дой мести, жаж­дой при­зна­ния и по­кло­не­ния, но он яв­ля­ет­ся не от­ри­ца­тель­ным пер­со­на­жем, а ско­рее про­ти­во­ре­чи­вым и слож­ным ха­рак­те­ром, по­став­лен­ным в не­про­стые жиз­нен­ные усло­вия. Его ку­ми­ром ста­но­вит­ся На­по­ле­он — вы­хо­дец из на­ро­да, су­мев­ший под­чи­нить себе са­нов­ни­ков и вель­мож. Со­рель твер­до верит толь­ко в свою звез­ду. Он пре­не­бре­га­ет верой в Бога, в лю­бовь, в людей. Его бес­прин­цип­ность при­во­дит к тра­ге­дии: по­пи­рая устои об­ще­ства, он, как и его кумир, ока­зы­ва­ет­ся от­торг­ну­тым и из­гнан­ным им.

1.3. Гимн любви зву­чит в ро­ма­не «Ма­стер и Мар­га­ри­та» М. Бул­га­ко­ва. Лю­бовь, воз­ни­ка­ю­щая между ге­ро­я­ми, — вне­зап­ная, она «вы­ска­ки­ва­ет» ни­от­ку­да. Влюб­лен­ные не ис­пы­ты­ва­ют все­по­гло­ща­ю­щей стра­сти, ско­рее, на­о­бо­рот — это тихое, спо­кой­ное, до­маш­нее сча­стье. Од­на­ко в самый кри­ти­че­ский мо­мент толь­ко лю­бовь по­мо­га­ет Мар­га­ри­те спа­сти Ма­сте­ра и их чув­ство, пусть даже и не в че­ло­ве­че­ском мире. Лю­бовь Ма­сте­ра и Мар­га­ри­ты са­мо­от­вер­жен­ная и бес­ко­рыст­ная, ми­ло­серд­ная и со­стра­да­тель­ная, вер­ная и веч­ная.

На что спо­со­бен че­ло­век, чтобы со­хра­нить свою лю­бовь — об этом за­став­ля­ет нас за­ду­мать­ся Бул­га­ков. Узнать о Ма­сте­ре — един­ствен­ное же­ла­ние от­ча­яв­шей­ся Мар­га­ри­ты, и ради этого же­ла­ния можно по­ве­рить во что угод­но, пре­вра­тить­ся в ведь­му, стать хо­зяй­кой бала са­мо­го Са­та­ны. Сила любви из­бав­ля­ет Ма­сте­ра от стра­да­ний, де­ла­ет его силь­ным («я ни­ко­гда боль­ше не до­пу­щу ма­ло­ду­шия», — обе­ща­ет он ге­ро­и­не) и воз­вра­ща­ет миру его ге­ни­аль­ный роман.

1.4. Вы­ска­зать­ся о му­зы­каль­ном про­из­ве­де­нии, ко­то­рое тро­га­ет душу, также можно в со­чи­не­нии по дан­ной теме. Можно об­ра­тить­ся к клас­си­ке, можно к со­вре­мен­но­му про­из­ве­де­нию, но так или иначе не­об­хо­ди­мо до­ка­зать, что это му­зы­каль­ное про­из­ве­де­ние про­буж­да­ет луч­шие стру­ны души, на­ве­ва­ет пе­ре­жи­ва­ния и будит чув­ства.

Когда слу­ша­ешь по­ло­нез Огин­ско­го «Про­ща­ние с Ро­ди­ной», по­че­му-то на душе на­чи­на­ет ще­мить от не­из­быв­ной тоски. Пред­став­ля­ешь со­сто­я­ние ком­по­зи­то­ра, когда он писал это про­из­ве­де­ние, если спу­стя столь­ко лет оно так дей­ству­ет на слу­ша­те­ля. Какое стра­да­ние! Ка­ко­ва же долж­на быть сила му­зы­ки, если через сто­ле­тие она может про­не­сти пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ка!

2. В со­чи­не­нии может быть ис­поль­зо­ван фраг­мент днев­ни­ко­вой за­мет­ки. На­при­мер, о по­се­ще­нии Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. Се­год­ня на сцене «Ев­ге­ний Оне­гин». За­на­вес. Сцена, вся в яб­ло­ках. Яблок такое мно­же­ство, что ка­жет­ся, как их аро­мат по­плыл по залу. По­яви­лась Та­тья­на — имен­но такой она и пред­став­ля­лась: хруп­кой, воз­вы­шен­ной, ис­крен­ней. Опер­ное пение за­во­ра­жи­ва­ет. Ис­то­рия Оне­ги­на и Та­тья­ны вол­ни­тель­на. А сцена убий­ства Лен­ско­го!.. Вот когда го­во­рят: за­де­ло за живое. В пар­ти­ях Лен­ско­го и Оне­ги­на слы­шит­ся столь­ко боли, ду­шев­ных пе­ре­жи­ва­ний, что слезы ка­па­ют сами собой. По­ра­зи­тель­но, что такой же от­клик и в гла­зах дру­гих людей в зале. Зри­те­ли и актёры слов­но за­од­но: они рас­тво­ря­ют­ся в дей­ствии, ко­то­рое про­ис­хо­дит на сцене. Го­во­рят, что у каж­до­го спек­так­ля свой зри­тель. На­вер­ное, это так. Че­ло­век, ко­то­рый любит театр, от­ли­ча­ет­ся от дру­гих, по­то­му что он тонь­ше чув­ству­ет, боль­ше знает, спо­со­бен со­пе­ре­жи­вать окру­жа­ю­щим и ис­пы­ты­вать эс­те­ти­че­ское на­сла­жде­ние.

3−4. Про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ний при­ро­ды и че­ло­ве­ка за­тра­ги­ва­ет­ся по­сто­ян­но, и она ни­ко­гда не по­те­ря­ет своей ак­ту­аль­но­сти. О про­бле­мах куль­ту­ры вза­и­мо­свя­зи при­ро­ды и че­ло­ве­ка го­во­ри­ли мно­гие пи­са­те­ли про­шлых веков и со­вре­мен­но­сти.

Ва­лен­тин Рас­пу­тин об­ра­ща­ет­ся к про­бле­ме об­ще­ния че­ло­ве­ка с при­ро­дой во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях. На­при­мер, в «Про­ща­нии с Ма­те­рой» — книге о том, что вза­и­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и земли — про­бле­ма не обыч­ная, а глу­бо­ко нрав­ствен­ная. Не слу­чай­но слова Ро­ди­на, народ, род­ник, при­ро­да — од­но­го корня. В по­ве­сти образ Ро­ди­ны не­из­мен­но свя­зан с об­ра­зом род­ной земли. Ма­те­ра — это и ост­ров, и древ­няя де­ре­вень­ка с таким же на­зва­ни­ем; Ма­те­ра долж­на быть стер­та с лица земли. Долж­но ис­чез­нуть все: дома, ого­ро­ды, луга, клад­би­ще — вся земля уйдет под воду на­веч­но. Кто дал че­ло­ве­ку право рас­по­ря­жать­ся всем так без­дум­но?

Не нами на­чи­на­ет­ся жизнь на свете и не нашим ухо­дом она за­кан­чи­ва­ет­ся. Как мы от­но­сим­ся к пред­кам, так и к нам будут от­но­сить­ся по­том­ки, беря при­мер с нас. Рас­пу­тин, раз­мыш­ляя об этом, по­ка­зы­ва­ет не­сколь­ко по­ко­ле­ний. По­лу­ча­ет­ся, что чем даль­ше, тем связи ста­но­вят­ся сла­бее. Вот ста­ру­ха Дарья свято чтит па­мять об ушед­ших. Сын её, Павел, по­ни­ма­ет мать, но то, что её вол­ну­ет, для него не самое глав­ное. А внук Ан­дрей и вовсе не по­ни­ма­ет о чем речь. Для него не пред­став­ля­ет слож­но­сти при­нять ре­ше­ние устро­ить­ся на стро­и­тель­ство пло­ти­ны, из-за ко­то­рой и будет за­топ­лен ост­ров. И во­об­ще он уве­рен, что па­мять — это плохо, без нее лучше. По­весть Рас­пу­ти­на вос­при­ни­ма­ет­ся как пре­ду­пре­жде­ние. Такие, как Ан­дрей, будут со­зи­дать, раз­ру­шая и, когда за­ду­ма­ют­ся чего же в этом про­цес­се боль­ше, будет уже позд­но: на­до­рван­ные серд­ца не из­ле­чи­ва­ют­ся. «Кто мы на этой земле — хо­зя­е­ва или вре­мен­ные при­шель­цы: при­шли, по­бы­ли, ни про­шло­го нам не нужно, ни бу­ду­ще­го у нас нет?» — такие раз­мыш­ле­ния вы­зы­ва­ет по­весть В. Рас­пу­ти­на.

5.1. Темы дан­но­го на­прав­ле­ния яв­ля­ют­ся, по­жа­луй, са­мы­ми труд­ны­ми в по­ни­ма­нии и пред­став­ле­нии своих раз­мыш­ле­ний. В со­чи­не­ни­ях этого блока воз­мож­но раз­мыш­ле­ние о пред­на­зна­че­нии про­из­ве­де­ний ис­кус­ства и мере та­лан­та их со­зда­те­лей, о пред­на­зна­че­нии ху­дож­ни­ка и его роли в жизни об­ще­ства, о том, где за­кан­чи­ва­ет­ся ре­мес­ло и на­чи­на­ет­ся ис­кус­ство.

Ли­те­ра­ту­ра по­сто­ян­но об­ра­ща­ет­ся к осмыс­ле­нию фе­но­ме­на твор­че­ства, изоб­ра­же­нию со­зи­да­тель­но­го труда, по­мо­га­ет рас­крыть внут­рен­ний мир пер­со­на­жа через его от­но­ше­ние к ис­кус­ству и ре­ме­с­лу.

Та­лант — не­пре­взойдённое да­ро­ва­ние, дан­ное свыше. А если дру­гим этого про­сто не дано? Вот от­ку­да берётся за­висть Са­лье­ри, и он ре­ша­ет­ся на убий­ство. Стал ли счаст­ли­вее он после этого? Нет, та­лант мерт­ве­ца не оза­рил убий­цу. За­бы­ли ли Мо­цар­та после смер­ти? И опять — нет. Его му­зы­ка по­бе­ди­ла саму смерть, ведь имя ком­по­зи­то­ра живет до сих пор, а его про­из­ве­де­ния — по­ка­за­тель того, что их со­зда­тель бес­смер­тен.

В ро­ма­не «Ма­стер и Мар­га­ри­та» про­ти­во­по­став­ля­ют­ся на­сто­я­щий Ма­стер и ре­мес­лен­ник Иван Без­дом­ный. Слож­ный путь при­ш­лось прой­ти Без­дом­но­му, чтобы по­нять, в чём суть на­сто­я­ще­го ис­кус­ства.

5.2. Бес­смерт­ная му­зы­ка Бет­хо­ве­на по­мо­га­ет Вере Ни­ко­ла­ев­не по­нять лю­бовь Желт­ко­ва, вос­кре­ша­ет в ней давно угас­шие эмо­ции, слов­но про­буж­дая ото сна, в ко­то­ром не было места чув­ствам и ис­крен­но­сти.

Про­бле­ма твор­че­ско­го по­ис­ка зву­чит в ро­ма­не Б. Па­стер­на­ка «Док­тор Жи­ва­го». Твор­че­ский про­цесс очень сло­жен для Юрия Жи­ва­го. Для него, как и для Па­стер­на­ка, «вдох­но­ве­ние» — не про­сто слово. Это уди­ви­тель­ный, ничем не объ­яс­ни­мый ду­шев­ный вы­плеск, пол­ный эмо­ций. В мо­мент твор­че­ско­го по­ры­ва «он из­бав­лял­ся от упре­ков са­мо­му себе, не­до­воль­ство собою, чув­ство соб­ствен­но­го ни­что­же­ства на время остав­ля­ло его». Это до­ка­зы­ва­ет, что на­сто­я­щий ху­дож­ник сам себе не при­над­ле­жит, он по­сред­ник между лю­дь­ми и вы­со­ким слу­же­ни­ем, да­ро­ван­ным ему свыше.

6. Где гра­ни­цы воз­мож­но­стей че­ло­ве­че­ско­го по­зна­ния? Могут ли до­сти­же­ния науки уни­что­жить че­ло­ве­че­ство? Эти во­про­сы вол­ну­ют не одно по­ко­ле­ние.

Курт Вон­не­гут уве­рен, что че­ло­ве­че­ство впол­не спо­соб­но на са­мо­убий­ство.

Сюжет его книги «Ко­лы­бель для кошки» стро­ит­ся во­круг опас­ней­ше­го ве­ще­ства «лёд-де­вять», изоб­ретённого ге­ни­аль­ным учёным. Лёд-де­вять мог вы­зы­вать кри­стал­ли­за­цию боль­шей части воды на Земле и впо­след­ствии — ги­бель жизни на пла­не­те. Учёного со­вер­шен­но не ин­те­ре­су­ет, как его от­кры­тия по­вли­я­ют на судь­бу че­ло­ве­че­ства, он уже даже ра­бо­тал над атом­ной бом­бой. И те­перь его на­след­ни­ки раз­да­ли лёд-де­вять силь­ным мира сего за не­плохую на­гра­ду. Герой-по­вест­во­ва­тель сле­ду­ет по сле­дам опас­но­го ве­ще­ства, по­пут­но зна­ко­мясь с новой ре­ли­ги­ей и но­вы­ми уто­пи­я­ми.

Чи­та­те­ля охва­ты­ва­ет бес­по­кой­ство от мысли о том, что че­ло­ве­че­ством всё время кто-то ма­ни­пу­ли­ру­ет. Нель­зя до­пу­стить, чтобы наука была раз­ру­ши­тель­ной. Че­ло­ве­ку пора на­учить­ся быть от­вет­ствен­ным.


1. А. С. Пуш­кин «Ев­ге­ний Оне­гин», «Мо­царт и Са­лье­ри».

2. И. С. Тур­ге­нев «Ася», «Отцы и дети».

3. А. С. Гри­бо­едов «Горе от ума».

4. Н. В. Го­голь «Мёртвые души».

5. Ф. М. До­сто­ев­ский «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние», «Идиот», «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы», «Бесы».

6. М. А. Бул­га­ков «Ма­стер и Мар­га­ри­та».

7. М. Горь­кий «Ста­ру­ха Изер-гиль».

8. Ч. Айт­ма­тов «Плаха».

9. Стен­даль «Крас­ное и чёрное».

10. Л. Н. Тол­стой «Война и мир».

11. В. Рас­пу­тин «Про­ща­ние с Матёрой».

12. В. П. Аста­фьев «Царь-рыба».

13. А. Эк­зю­пе­ри «Ма­лень­кий принц».

14. Курт Вон­не­гут. «Ко­лы­бель для кошки».

15. Б. Па­стер­нак «Док­тор Жи­ва­го».

16. А. И. Куп­рин «Гра­на­то­вый брас­лет».


Темы преды­ду­ще­го года