Всё об итоговом сочинении

Темы
2022
Структура Клише Советы Шпаргалка

Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать



Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.


1. «Не все, кто странствуют, сбились с пути» (Дж. Р. Толкиен).

2. Почему человек отправляется в дорогу?

3. Что значит выражение «жизненный путь»?

4. Путь к себе.

5. Как определиться с выбором своего жизненного пути?


1.1. Тема дороги в мировой литературе относится к «вечным» темам. Со времён «Одиссеи» Гомера, сюжет которой целиком построен на возвращении героя домой после Троянской войны, мотив дороги в отечественной и зарубежной литературе часто сливается с философской темой жизненного пути, иногда с темой Родины или природы.

Так, например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» главный герой Чичиков всё время в дороге — он ищет лучшей жизни, трясётся по ухабам и кочкам, чтобы достичь своей цели — разбогатеть. Вместе с тем в поэме появляется и символический образ дороги — это исторический путь развития России, которая представляется автору птицей-тройкой:

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...»

1.2. Герою «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева по дороге встречаются разные люди, судьбы которых не оставляют равнодушным читателя. В книге 25 глав, в которых мы видим размышления автора об участи угнетённых крестьян, сытой жизни помещиков, деспотизме самодержавной власти, жестоких законах государства и общественных нравах. Маршрут путешествия выбран не случайно. Этой дорогой путешествовала сама императрица, и Радищев был намерен «раскрыть ей глаза» показать настоящую Россию. Так в этом произведении появляется символический образ дороги. На дороге пересекаются пути самых разных людей — представителей всех сословий, состояний и возрастов. Разные люди — разные судьбы. Дорога — это место совершения событий. Именно образ дороги помог Радищеву объединить в единое художественное пространство бескрайние российские просторы и всю палитру русских нравов.

2. Мотив дороги звучит в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…» Странники отправляются на поиски счастливого человека. Опять образ дороги символичен — она должна привести к цели, дорога — своего рода путеводная нить на пути к идеалу.

В путешествия отправляются ищущие смысла жизни и применения своим силам герои А. С. Грибоедова (Чацкий в «Горе от ума»), А. С. Пушкина (Онегин в «Евгении Онегине», М. Ю. Лермонтова (Печорин в «Герое нашего времени»). Убегая от не принявшего их общества, Чацкий, Онегин, Печорин едут путешествовать, надеясь найти ответы на волнующие их вопросы, понять, как жить дальше.

3.1. В рассказе И. А. Бунина «Человек из Сан-Франциско» также присутствует тема дороги: дорога выступает здесь в значении жизненного пути. Безымянный герой Бунина прожил жизнь, но не оставил после себя ничего стоящего, его жизненный путь оборвался неожиданно. Человек не может знать, сколько ему отпущено лет, поэтому жить надо так, чтобы не пришлось сожалеть о потраченном впустую времени.

3.2. Через заблуждения и ошибки пришлось пройти Пьеру Безухову, герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир», прежде чем он смог определить свой жизненный путь и наметить цель. Путь духовного возрождения князя Андрея и Пьера также может стать примером для анализа в сочинениях данного тематического направления.

4–5. Сочинения на данную тему и подобные ей могут быть раскрыты на примере художественных произведений, где главные герои размышляют о своём предназначении, о смысле жизни. Тема эта многоплановая. Произведений, которые могли бы стать материалом для анализа, много в русской и зарубежной литературе, в том числе и произведения из комментариев к предыдущей теме.

Приведём пример из современной литературы.

Эраст Фандорин (герой повести Бориса Акунина «Статский советник») — успешный и неординарный молодой человек (ему 35 лет). Блестящая карьера, сделанная, однако, благодаря его личным заслугам, маячит на горизонте новой ступенькой роста. На пути главного героя запутанное преступление, которое он раскрывает, но расторопнее и удачливее оказывается князь Пожарский, присланный из Петербурга для расследования убийства генерала Храпова, а так же для того, что бы между делом «свалить» Долгорукова. Князь Пожарский, как выясняется, законченный подлец, но от этого не менее блестящий интеллектуал. Фандорину не сразу удается раскрыть подлинное лицо князя, а когда удается и ему, наконец-то, предлагают завидное повышение по службе, Эраст Петрович решает оставить государственную службу, ведь подчиняться человеку, которого не уважает, он не может. Для главного героя цель не может быть достигнута любыми средствами, потому что для него по-прежнему существуют понятия чести, морали, достоинства.

А вот князь Пожарский ради собственных интересов идёт, что называется, по головам. Гибнут чиновники, полицейские, гражданские — невинные по сути люди, — а что делать, ведь это революционный террор. Власти идут по следу «БГ», шаг за шагом приближаясь к Грину, убивая его подручных. Пожарский плетет свою интригу, ради власти, ради собственного самолюбия, не гнушаясь ничем…

Такие разные герои. И выбор каждый из них делает свой.


1. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

2. А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

3. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

4. Л. Н. Толстой «Война и мир».

5. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

6. Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

7. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

8. И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».

9. Р. Брэдбери «И грянул гром».

10. Г. Уэллс «Машина времени».

11. Д. Лондон «Любовь к жизни».

12. Б. Акунин «Статский советник».

13. Стендаль «Красное и чёрное».


Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?


Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и »минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.


1. Всегда ли наука служит во благо человеку?

2. Будущее, которого следует опасаться.

3. Какое будущее у поколения Z?

4. Как вы понимаете высказывание Айзенка Азимова «Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас?»

5. Можно ли назвать цивилизованным общество, уничтожающее природу?


1.1. В романе «Белые одежды» В. Дудинцев рассказывает об эпохе, на которую пришелся расцвет идей Т. Лысенко и гонения на ученых-генетиков. В основе сюжета романа противостояние двух направлений в биологии: генетики и агробиологии. Федор Дежкин — талантливый ученый, отправленный на поиски и разоблачение ученых, занимающихся настоящей наукой. В итоге Дежкин переходит на сторону ученых, занимающихся запрещённой деятельностью, ведь ему истина дороже. Можно поразмышлять о том, можно ли приносить свои убеждения в угоду новым веяниям времени и как это может сказаться на развитии науки и человечества.

1.2. История микробиологии по напряжению и драматизму не уступает голливудским фильмам. Болезнетворные микробы — это не фантастические враги человечества с далекой планеты, они здесь, рядом, и охота за ними далеко не всегда имеет счастливый конец.

Тема актуальная в наши дни, когда человечество столкнулось с пандемией. Появился вирус искусственно или естественным путем, судить трудно, но то, что учёными довольно быстро были созданы прививки от опасного заболевания, факт, достойный уважения.

Книга Поля де Крюи «Охотники за микробами» основана на фактах. В лёгкой манере приключенческого романа она рассказывает о самых ярких открытиях в микробиологии с XVII века по начало XX века. Книга даёт очень живое представление о том, что такое научный поиск, эксперимент, открытие. Победа над дифтерией, обуздание сифилиса, спасение человечества от жёлтой лихорадки — вот лишь несколько из увлекательных сюжетов, которые читаются, как детектив.

1.3. Где границы возможностей человеческого познания? Могут ли достижения науки уничтожить человечество? Эти вопросы волнуют не одно поколение.

Курт Воннегут уверен, что человечество вполне способно на самоубийство.

Сюжет его книги «Колыбель для кошки» строится вокруг опаснейшего вещества «лёд-девять», изобретённого гениальным учёным. Лёд-девять мог вызывать кристаллизацию большей части воды на Земле и впоследствии — гибель жизни на планете. Учёного совершенно не интересует, как его открытия повлияют на судьбу человечества, он уже даже работал над атомной бомбой. И теперь его наследники раздали лёд-девять сильным мира сего за неплохую награду. Герой-повествователь следует по следам опасного вещества, попутно знакомясь с новой религией и новыми утопиями.

Читателя охватывает беспокойство от мысли о том, что человечеством всё время кто-то манипулирует. Нельзя допустить, чтобы наука была разрушительной. Человеку пора научиться быть ответственным.

2.1. В своем романе-антиутопии «1984» Джордж Оруэлл изобразил будущее, которого стоит бояться во все времена. Роман повествует о возможном сценарии развития мира. После череды кровопролитных войн и революций Земля была разделена на три сверхдержавы, которые постоянно воюют между собой, чтобы отвлекать население от нерешенных внутренних проблем и полностью его контролировать. В новой системе нет места индивидуальности, поэтому Уинстон Смит ее тщательно скрывает. Любая здравая мысль может считаться мыслепреступлением и карается смертной казнью. Утаивать что-либо от Большого Брата (верховный правитель Океании) нелегко: везде телекраны и микрофоны, полиция мыслей следит за каждым движением. В Океании создаётся новый язык, который убивает мышление, даже с детства знакомые слова приобретают противоположное значение: министерство любви занимается пытками и казнями, а министерство правды напропалую лжет.

Роман является предостережением всем думающим людям о недопустимости тоталитаризма.

2.2. Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды. А вот книги, которые заставляют думать обо всём, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.

3.1. Кто они, представители поколения Z? Чем живут? Чем дышат? Чем дорожат?

Их дом — виртуальное пространство, они «на ты» с высокими технологиями, гаджеты — привычная часть их повседневности. Им неизвестно, какой была жизнь в эпоху ДО Интернета. Существование в Интернете для них так же естественно, как дыхание. Они — поколение Z, первые представители которого появились на свет после 1995 года.

Какое у них будущее? Какое будущее с ними у планеты Земля? Неужели оправдаются самые страшные предсказания писателей-фантастов?

Действие поздних произведений братьев Стругацких разворачивается в более или менее реальной действительности («Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света»). В «Пикнике…» в реальную действительность вклинивается жуткий фантастический мир Зоны. Странные события нарушают размеренность нашей жизни и в других книгах.

Описанные миры вовсе не прекрасны, некоторые из них просто чудовищны. Ужасны даже не сами миры, а люди, их населяющие. Что страшнее: непонятный Лес или непонятно чем занимающееся Управление по делам Леса?

Прогрессор Антон (он же дон Румата из Арканарского королевства) из повести «Трудно быть богом» богом остаться не смог. Он по-человечески мстит за своих близких, а другие земляне не понимают его.

Проблемы, которые ставят Стругацкие в своих книгах, — это вечные проблемы литературы, но в нынешних условиях жизни решаются эти проблемы по-новому. А решаются ли? Можно ли пожертвовать жизнью одного реального человека ради потенциальной безопасности всей Земли? Может ли человек вмешиваться в чужую историю, оставаясь беспристрастным, оставаясь человеком?

Как ответит на эти вопросы поколение Z? Вспомнят ли, что они люди или действовать будут по установке из Сети?

4–5. Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно, и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.

Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?

Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.


1. В. Дудинцев «Белые одежды».

2. Поль де Крюи. «Охотники за микробами».

3. Курт Воннегут. «Колыбель для кошки».

4. Джордж Оруэлл «1984».

5. Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту».

6. Е. Замятин «Мы».

7. Борис и Аркадий Стругацкие «Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света», «Трудно быть богом».

8. В. Распутин «Прощание с Матёрой».

9. В. П. Астафьев «Царь-рыба».

10. А. Экзюпери «Маленький принц».


Преступление и наказание — вечная тема


Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и »наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.


1. Почему самым страшным судом считается суд совести?

2. Есть ли оправдание преступлению?

3. Согласны ли вы с утверждением, что благими намерениями вымощена дорога в ад?

4. А судьи кто?

5. Можно ли сочувствовать преступнику?


1–2. Тема может быть раскрыта на примере романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Любое преступление наказуемо, и наказуемо не только по закону. Самым страшным наказанием для Раскольникова стал суд совести. Теория, которой был подвержен герой, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

Но преступление совершено. Теперь наступает период в жизни героя, когда он может только размышлять над своим преступлением. Раскольников уничтожает все его внешние следы, но вечно занят мыслью, как бы скрыть преступление, чем все больше и больше выдает себя. Но и это еще не главное — внешние открытия не сокрушают его; то, что его окончательно губит, так это внутреннее открытие: оказывается, он не принадлежит к числу тех избранных натур, которым все разрешается. Родион Раскольников безгранично несчастен, несчастнее, чем когда-либо раньше. Он хотел только не оставить без помощи свою голодающую матери, имея рубль в кармане, помочь сестре. И получилось, что не старуху жалкую убил герой, а самого себя, свое собственное «я».

В этом и заключается наказание Раскольникова.

3. Высказывание «Благими намерениями вымощена дорога в ад» может быть растолковано следующим образом: вроде бы хорошая идея реализуется, но имеет обратный результат — от ее осуществления становится только хуже.

Примеров, подтверждающих высказывание, много, в том числе и в русской литературе.

Обратимся к роману Б. Акунина «Азазель». Англичанка леди Эстер, безобидная, на первый взгляд, интеллигентная старушка, занимается благотворительностью, открывает по всему миру сеть эстернатов. Эта-то старушка оказывается на самом деле одержимой идеей мирового господства, которую она пытается воплотить в жизнь с помощью талантливых людей, сирот, которых находит по всему миру и воспитывает в нужном духе, а затем продвигает состоявшихся, обученных людей на высокие государственные посты в разных странах. Она предполагает, что через этих людей в будущем будет создано идеальное общество. При этом леди Эстер не гнушается убрать со своего пути всех лишних, «ненужных»... Таким образом, эта дама берёт не себя обязанности и наделяет себя же правами чуть ли не Бога. Но… Она не Бог!

Имя созданной ею организации и операции — «Азазель». Азазель — падший ангел, дух изгнанья, «мятежный демон». По теории же леди Эстер, человечество давно погибло бы, если бы не особые личности, появляющиеся среди людей время от времени. Благодаря каждому из них, человечество делало скачок вперед. Прометей дал людям огонь. Моисей — понятие закона. Христос дал людям нравственный закон.

Азазель леди Эстер — это не один из обликов Сатаны. Это иудейский герой, который проникся любовью к людям и открыл им тайны, узнанные на небесах. По мнению леди Эстер, Азазель — одна из самых ценных человеческих личностей, потому что он научил человека чувству собственного достоинства. Бог только сдал человеку карты. Азазель же учит, как надо играть, чтобы выиграть.

Правомерны ли такие теории, не являются ли они преступлением против человечества, возможно поразмышлять!

4.1. Тема преступления и наказания поднимается М. А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Связана тема, прежде всего, с образом Понтия Пилата. Боясь доноса, опасаяь погубить собственную карьеру, Понтий Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. Парадокс заключается в том, что жестокий и безжалостный блюститель закона струсил перед кесарем, испугался потерять свою «золотую клетку». Подобно Родиону Раскольникову, герой Булгакова обречен на муки совести, только раскаявшись и получив прощение от Мастера, он обретает покой. Таким образом, нетрудно заметить сходство подходов к теме преступления и наказания у Булгакова и Достоевского: только тот, кто искренне раскаялся и искупил вину страданием, может быть прощён.

4.2. Сцены суда встречается в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Емельян Пугачёв после захвата Белогорской крепости вершит суд над пленниками. А может ли? Имеет ли право сам убийца судить тех, кто убивал? Вот почему важно, чтобы судья обладал такими качествами, как честность, порядочность, верность своему назначению, беспристрастность.

4.3. Неприглядную картину видит герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала» на плацу. Отец Вареньки вершит суд над беглым татарином. Полковник беспощаден, жесток. Он взял на себя роль судьи и исполнителя приговора одновременно. А есть ли у него такое право? Нужно ли терять человеческо лицо, считая себя чуть ли Господом богом?

5. Тема может быть раскрыта на примере романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Главную героиню Катюшу Маслову судят. Среди присяжных человек, по вине которого вся жизнь Масловой пошла под откос. Нехлюдов узнает девушку и старается ей помочь. Во время суда раскрывается бесчеловечность судебной системы, которую совершенно не волнует судьба человека. Хотя многие проникаются сочувствием к Масловой и склоняются к оправдательному приговору, из-за безалаберности присяжных настоящие преступники обходятся тюремными сроками, а непричастная Маслова приговаривается к каторге. Так достойна ли она сочувствия? Безусловно.

В ключе раскрытия темы может быть затронута проблема смертной казни. Ни для кого не секрет, что судебная практика знает немало случаев, когда на скамью подсудимых попадает невиновный человек. Взять на себя грех осудить невиновного по незнанию или, еще страшнее, намеренно, страшно. Вот почему всё же преступник достоин сочувствия и жалости.


1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

2. Борис Акунин «Азазель».

3. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

4. А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

5. Л. Н. Толстой «После бала».

6. Л. Н. Толстой «Воскресение».


Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня


Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.


1. Герой, который заставил меня задуматься о своём характере.

2. Кино, которое хочется смотреть.

3. «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И. В. Гёте).

4. «Театр превращает толпу в народ...» (Томас Манн).

5. Книга, к которой возвращаются.


1. Тема может быть раскрыта на примере романа Стендаля «Красное и чёрное».

Жульен Сорель, главный герой романа, — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает, чего хочет. Он готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Сорель честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. Его кумиром становится Наполеон — выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит только в свою звезду. Он пренебрегает верой в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Главное действующее лицо в книге  Ч. Айтматова «Плаха» — Авдий Каллистратов, молодой человек, не отличающийся особенно физической силой и красотой, но с ясно выраженной жизненной позицией, целеустремленный и способный на непоколебимую смелость, обусловленную верой в свои убеждения, пусть даже и спорные.

Авдий — человек верующий, он считает, что Бог есть в каждом человеке, но только не все люди понимают это. Он отличается философской направленностью мышления, отлично знает историю церкви и философию христианства, ведь юноша окончил высшее духовное учебное заведение православной церкви.

Обращение Ч. Айтматова к герою, который является деятелем церкви, неслучайно. Это прежде всего возникновение отчуждения среди некоторой части молодежи, выразившегося в употреблении наркотиков, разочаровании в прежних идеалах и т. д. Все эти вопросы молодежной действительности анализируются автором. Авдий отвергает в конце концов философию религии, выдвигая требование ревизии церкви. Увлеченный идеей служения Отечеству, он устраивается на работу в редакцию одной из провинциальных газет, пытаясь в своих корреспонденциях отразить реальное положение дел в стране. Потом трудность выбора дальнейшего пути, сложность жизни приводят Авдия к осознанию необходимости перевоспитания людей с помощью религии. И вновь Каллистратов в степях Казахстана пытается ввести наркоманов, охотящихся за анашой, в лоно церкви. Но эти нелюди, в упор расстреливающие беззащитных животных, думающие лишь о собственном благе, уничтожающие природу, в конце концов убивают и Авдия.

Среди причин того, почему молодежь сталкивается с трудностями, называются и экономические, и политические, и социальные. Многие писатели говорят и пишут, что молодым жить нелегко и быть нелегко, но только молодым решать, в каком обществе и как им жить. Надеемся, что выбор молодых будет сделан в пользу чести, добра и сострадания.

2. Тема может быть раскрыта на примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир» и одноименного фильма Сергея Бондарчука. Может ли фильм, даже очень хороший, заменить прочтение книги? Можно сравнить экранизацию Бондарчука и современную постановку британской кинокомпании по сценарию Эндрю Дэвиса. Видение режиссера может быть очень далеким от первоисточника — книги, по мотивам которой создаётся фильм, как это произошло с британской версией экранизации. Поэтому, безусловно, фильм может быть лишь прекрасным дополнением к книге, но не ее заменой. И, конечно же, создавая кино, режиссёрам не мешало бы разобраться в авторском видении проблем книги.

3. Высказаться о музыкальном произведении, которое трогает душу, можно в сочинении по данной теме. Можно обратиться к классике, можно к современному произведению, но так или иначе необходимо доказать, что это музыкальное произведение пробуждает лучшие струны души, навевает переживания и будит чувства.

Когда слушаешь полонез Огинского «Прощание с Родиной», почему-то на душе начинает щемить от неизбывной тоски. Представляешь состояние композитора, когда он писал это произведение, если спустя столько лет оно так действует на слушателя. Какое страдание! Какова же должна быть сила музыки, если через столетие она может пронести переживание человека!

4. В сочинении может быть использован фрагмент дневниковой заметки. Например, о посещении Мариинского театра. Сегодня на сцене «Евгений Онегин». Занавес. Сцена, вся в яблоках. Яблок такое множество, что кажется, как их аромат поплыл по залу. Появилась Татьяна — именно такой она и представлялась: хрупкой, возвышенной, искренней. Оперное пение завораживает. История Онегина и Татьяны волнительна. А сцена убийства Ленского!.. Вот когда говорят: задело за живое. В партиях Ленского и Онегина слышится столько боли, душевных переживаний, что слезы капают сами собой. Поразительно, что такой же отклик и в глазах других людей в зале. Зрители и актёры словно заодно: они растворяются в действии, которое происходит на сцене. Говорят, что у каждого спектакля свой зритель. Наверное, это так. Человек, который любит театр, отличается от других, потому что он тоньше чувствует, больше знает, способен сопереживать окружающим и испытывать эстетическое наслаждение.

5. Гимн любви звучит в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Любовь, возникающая между героями, — внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот — это тихое, спокойное, домашнее счастье. Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире. Любовь Мастера и Маргариты самоотверженная и бескорыстная, милосердная и сострадательная, верная и вечная.

На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь — об этом заставляет нас задуматься Булгаков. Узнать о Мастере — единственное желание отчаявшейся Маргариты, и ради этого желания можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», — обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.


1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

2. И. С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети».

3. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

4. Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

5. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы».

6. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

7. М. Горький «Старуха Изергиль», Ч. Айтматов «Плаха».

8. Стендаль «Красное и чёрное».

9. Л. Н. Толстой «Война и мир».


Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина


Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.


1. Как стать счастливым?

2. «Долг перед Отечеством — святыня человека» (В. Сухомлинский).

3. «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» (Джорж Байрон).

4. Кто он — настоящий патриот и гражданин?

5. Можно ли быть счастливым на чужбине?


1. Тема может быть раскрыта с привлечением в качестве примера героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Григорий Добросклонов олицетворяет собой образ счастливого человека, потому что готов бороться за счастье других людей.

Главный герой серии приключений Бориса Акунина — Эраст Фандорин. На его поступки мы, как правило, смотрим глазами малознакомых ему людей, мнение которых о нем по ходу действия изменяется. Автору удалось создать живого романтического героя, привлекающего на свою сторону симпатию всех без исключения читателей. Хотя герой и необыкновенный человек, со своими недостатками и достоинствами, он, как и все люди, испытывает чувства к окружающим, порой это любовь или симпатия, иногда ненависть или отвращение, и, несмотря на то, что он их тщательно скрывает, мы знаем, что он может быть и чувствительным человеком; он все время размышляет, обдумывает что-либо. То это очередное расследование, то просто анализ, попытка понять и разузнать все об интересующем его человеке — ведь он необычайно наблюдателен.

На примере жизни Эраста Фандорина мы видим, что жизнь — это не череда только белых или черных полос, жизнь прекрасна. Хотя и бывают несчастья, все пройдет, и жить следует ради простых вещей, которые заставляют людей радоваться. И чтобы понять это, люди страдают. Не испытав горя или несчастья, человек никогда полностью не осознает, не увидит и не поймет, что значит, счастье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и современной литературой подтверждается высказывание В. Г. Белинского: «Жить — значит, чувствовать, мыслить, страдать».

2–3.1. В современном мире личные интересы чаще превалируют над общественными. Понятие долга считается, к сожалению, архаичным. Поучиться бы таким людям у Петра Гринёва, который остался верен присяге, ведь для него понятия «долг» и «честь» являются словами-синонимами. Пётр Андреевич вызывает уважение, поскольку он привык поступать по чести и показывает себя достойным человеком. Он отказывается встать на сторону самозванца Пугачёва, захватившего крепость, потому что его долг — служить императрице и своей Родине. Он не может нарушить своё слово даже под страхом смерти.

2–3.2. Делом чести и смыслом жизни является служение Родине для Тараса Бульбы и Остапа. За Родину они бьются до последнего и с достоинством принимают мученическую смерть. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Гибель Андрия, являющаяся нравственным возмездием за его отступничество и измену, еще более подчеркивает величие главной темы повести «Тарас Бульба» — это служение родине.

4.1. В «Слове о полку Игореве» звучит тема любви к родине.

Объединение Руси, прекращение княжеских междоусобиц, разъедающих родную землю изнутри, — в этом автор видит причину всех бед своей Родины. Он с особой горечью пишет о том, что трагичное время настало именно с тех пор, как брат с братом стали де-лить землю, а враги со всех сторон одну за другой одерживали победы.

Неизвестный автор, несмотря на то, что не оправдывает похода Игорева, всё равно вос-хищается русским князем, потому что он свой, родной, русский. Такому отношению к своему, родному, надо поучиться. Сейчас многие в погоне за модой готовы критиковать свою страну, ругать все, что делается у нас, и восхищаться чужим, иностранным. Таким людям и хочется привести в пример неизвестного автора «Слова».

4.2. Тема может быть раскрыта и на примере образа Чацкого из «Горя от ума».

Чацкий протестует против засилья иностранного, слепого преклонения перед чужестранными обычаями, модой, языком. Как истинный патриот он считает, что нужно ценить своё родное: русскую речь, русские традиции.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Национальная самобытность — идеал декабристов.

Тема остается актуальной в наше время. Злободневно звучат слова главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!..

5.1. Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Но где бы она ни находилась, она всегда тосковала о России.

В стихотворении «Родина» М. Цветаевой мы видим, что лирическая героиня гордится своей родиной и готова воспевать ее даже ценой собственной жизни:

…Сей руки своей лишусь,—

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе…

Для поэта Родина — это святое, без чего нет жизни.

Настоящий поэт — это певец своей Родины, гуманист и патриот. Римма Казакова в стихотворении «Любить Россию нелегко» предстаёт именно таким человеком. Родина для неё — это основание, которое даёт возможность выживать в любой ситуации.

Образ России не идеализирован, немало на долю её выпало испытаний:

Любить Россию нелегко,

она — в ухабах и траншеях

и в запахах боёв прошедших,

как там война ни далеко.

Героиня не огорчается, что Родина не всегда отвечает взаимностью (...воздастся, может быть, любовью за любовь едва ли...), но другой Родины ей не нужно:

Страна, как истина, одна…

В последней строфе появляется метафора —

Отчизны мёд и молоко

любую горечь пересилят.

Мёд — сладость от осознания своей принадлежности к России, молоко — связь с матерью, которая вскормила, вырастила и продолжает оберегать. Вот почему хоть и нелегко любить Россию, но без этой любви вовсе нельзя.

5.2. Ностальгия — боль по утраченному — такое состояние, которого не удалось избежать ни одному из покинувших Родину. В зависимости от причин эмиграции ностальгия может принимать различную окраску, но думы о Родине всегда составляют ее главную черту.

«Мне страшно! — восклицал в газете «Русская воля» Леонид Андреев. — Как слепой мечусь я в темноте и ищу Россию. Где моя Россия? Мне страшно. Я не могу жить без России. Отдайте мне Россию, верните, верните…»

Мучительно воспринимал потерю Родины и Иосиф Бродский:

С высоты ледника я озирал полмира,

трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, что меня вскормила.

Из забывших меня можно составить город.

4 июня 1972 года, уезжая, Бродский отправил письмо Брежневу: «Переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. Я хочу верить и в то, и в другое. Люди вышли из того возраста, когда прав был сильный. Для этого на свете слишком много слабых… Даже если моему народу не нужно мое тело, Душа моя ему еще пригодится».

5.3. Тоска по Родине остро ощущалась на чужбине И. С. Тургеневым. Именно вдали от России появляется его знаменитое стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык поддерживал писателя «во дни тягостных раздумий о судьбах родины», оставался с ним и продолжал быть лучшим проявлением таланта и верности своей стране.


1. «Слово о полку Игореве».

2. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

3. И. С. Тургенев «Отцы и дети».

4. Л. Н. Толстой «Война и мир».

5. Ч. Айтматов «Плаха».

6. Б. Акунин «Приключения Эраста Фандорина».

7. А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

8. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

9. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Поэт и гражданин».

10. М. И. Цветаева «Родина».

11. Р. Казакова «Любить Россию нелегко».

12. И. Бродский «Я входил вместо дикого зверя в клетку...».

13. А. Галич «Песня об отчем доме».

14. И. С. Тургенев «Русский язык».


Темы предыдущего года