СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
Русский язык
Сайты, меню, вход, новости


Всё про итоговое сочинение

Темы
2021
Структура Клише Советы Шпаргалка

Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать



Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние, как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.


1. «У кого нет памяти, у того нет жизни» (В. Распутин).

2. Может ли один человек поменять ход истории?

3. Чему нас учат уроки прошлого?

4. «Рукописи не горят» (М. Булгаков).

5. Подвиг их бессмертен.

6. «Гордиться славою предков не только можно, но и должно…» (А. С. Пушкин).


1. Тема может быть раскрыта на примере произведений об историческом периоде становления советской власти, коллективизации, гражданской войны (М. Шолохов «Поднятая целина», «Тихий Дон», А. Фадеев «Разгром», Б. Пастернак «Доктор Живаго», А. Платонова «Котлован» и др.), периоде репрессий (Е. Замятин «Мы», Б. Пильняк «Повесть непогашенной луны», А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛаг», В. Шаламов «Колымские рассказы» и др.) Акцент в сочинениях нужно сделать на уроках, которые мы должны вынести из этих периодов развития нашего государства, чего не должны допустить в настоящем и будущем. На примере «Повести непогашенной луны» Бориса Пильняка можно, например, поразмышлять, возможно ли политическое убийство в интересах государства. А что, если это продолжает повторяться до сих пор? Боль о тысячах загубленных жизней в советских лагерях, о которых повествует А. И. Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛаг» — можно ли об этом забыть? Всё чаще звучат в наше время оправдания политики Сталина: правильно, мол, делал, зато государство сохранил, зато страну не растранжирил. А если на месте репрессированных твой отец? Брат? Муж? Тогда тоже всё оправдано?

Тема может быть раскрыта и на примере произведений о Великой Отечественной войне: М. Шолохов «Судьба человека», А. Фадеев «Молодая гвардия», Б. Васильев «А зори здесь тихие», Л. Закруткин «Матерь человеческая», А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» и др. Память о героях войны, о суровой правде, как ковалась победа, должна жить в сердцах потомков, чтобы не дать возродиться фашизму. Можно провести параллель с днём сегодняшним, когда в бывших союзных республиках забыты уроки войны и фашисты вновь поднимают голову.

2. Есть немало имён, которые стали знаковыми для страны, эпохи, для развития всего человечества, наконец.

Одной из ярких личностей в истории был Пётр I. Основатель русского флота и Петербурга. Расширил границы Российской империи. Инициатор судебной, административной реформ, реформы образования.

Незаурядный, сильный образ Петра I во все времена вызывал громадный интерес со стороны историков, публицистов и писателей. «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник...» — так писал о Петре Великом А. С. Пушкин, и именно это — многоплановость характера, не оставляющую место однозначным суждениям, постарался донести до читателя А. Н. Толстой в романе «Пётр I».

Жизнь Петра Первого можно представить как постоянную борьбу, начиная с отстаивания права на единовластие и заканчивая стремлением изменить уклад жизни боярской России. У человека, противопоставившего себя большинству и при этом ответственного за судьбу страны, народа, должен быть твердый характер и жесткая рука. В романе Толстого есть три переломных момента, формирующие личность Петра: посещение Архангельска, первый Азовский поход и разгром под Нарвой. Во всех перечисленных случаях Петр поступается своей гордостью, добровольно проходит сквозь стыд ради государства. И поражения его оказывают гораздо большее влияние на формирование характера, чем последующие победы. Стремительный, решительный, уверенный в себе — именно таким представляется человек, описываемый Толстым. Человек, к чьему имени по праву добавили эпитет Великий.

Циолковский, Королёв, Гагарин — вряд ли без них человечество стало бы таким, каково оно сейчас, ведь без освоения космоса и космических технологий, по сути, невозможна наша жизнь. В качестве произведений о Гагарине, на которые можно опираться, можно взять, например, мемуары матери космонавта А. Т. Гагариной «Па-мять сердца» или книгу его жены Вален-тины Гагариной «108 минут и вся жизнь».

Сила и многогранность таланта А. С. Пушкина в том великом наследии, которое он оставил миру. Неслучайно после смерти Пушкина в его некрологе появились слова: «Солнце нашей поэзии закатилось». Для подтверждения этих слов можно привести в пример ставшие любимыми для многих поколений стихи о любви («Я помню чудное мгновенье», вдохновившее, в свою очередь, композитора Глинку на создание ещё одного бессмертного произведе-ния — романса на стихи Пушкина, или «Я вас любил», или «Мадона»), о родной природе («Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер») и другие. Пушкин стал основоположником современного русского литературного языка, литературного направления «реализм» в русской литературе, собрал историю пугачевского бунта, был рупором свободы и правды целой эпохи.

3. Комментарии к первой части темы № 1 «У кого нет памяти, у того нет жизни» могут служить комментариями и к этой теме.

Тема может быть раскрыта на примере произведений об историческом периоде становления советской власти, коллективизации, гражданской войны (М. Шолохов «Поднятая целина», «Тихий Дон», А. Фадеев «Разгром», Б. Пастернак «Доктор Живаго», А. Платонова «Котлован» и др.), периоде репрессий (Е. Замятин «Мы», Б. Пильняк «Повесть непогашенной луны», А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛаг», В. Шаламов «Колымские рассказы» и др.) Акцент в сочинениях нужно сделать на уроках, которые мы должны вынести из этих периодов развития нашего государства, чего не должны допустить в настоящем и будущем. На примере «Повести непогашенной луны» Бориса Пильняка можно, например, поразмышлять, возможно ли политическое убийство в интересах государства. А что, если это продолжает повторяться до сих пор? Боль о тысячах загубленных жизней в советских лагерях, о которых повествует А. И. Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛаг» — можно ли об этом забыть? Всё чаще звучат в наше время оправдания политики Сталина: правильно, мол, делал, зато государство сохранил, зато страну не растранжирил. А если на месте репрессированных твой отец? Брат? Муж? Тогда тоже всё оправдано?

4. Известное высказывание М. Булгакова стало одной из тем этого блока неслучайно. Искусство — категория вечная. Настоящие произведения искусства живут веками, потому что затрагивают самые сокровенные струны человеческой души. Размышляя над темой, можно рассмотреть любое классическое произведение музыки, живописи, литературы. Но закономернее, пожалуй, в нашем случае будет обратиться к литературному произведению.

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» бессмертен, как и рукопись булгаковского Мастера, потому что заставляет задуматься о «вечных» вопросах. Как это — любить по-настоящему? Что такое месть и великодушие? Какой может быть реакция человека на жизненные вызовы, на поступки окружающих? Как поступают люди в ситуации нравственного выбора? Какого человека можно назвать великодушным? Стоит ли научиться прощать предателей, убийц, подлецов? На эти и другие вопросы находим ответы в романе. Великодушие, всепрощающую и жертвенную любовь к людям воплощает в себе Иисус Христос. Булгаковский Иешуа понимает и прощает своего убийцу Понтия Пилата, даже старается ему помочь. «Все люди добрые», — говорит Иешуа. Эту веру несёт он вместе со своим крестом на Голгофу. С этой верой погибает.

Классика — она потому и классика, что задает вопросы, которые остаются актуальными в любую эпоху, правда, в разные эпохи решаются эти вопросы, бывает, по-разному. А это уже зависит от каждого из нас.

5. Тема может быть раскрыта на примере героев настоящего времени: героев Чеченской войны, участников войны в Сирии, врачей, спасающих людей от коронавируса и т. д. Возможно и обращение к подвигу героев Великой Отечественной войны.

К теме подвига обращается Б. Васильев в повести «А зори здесь тихие».

У каждой из девушек — героинь повести — своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война — не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Во взводе Васкова Женя Комелькова проявила героизм — именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Так, жертвуя собой, хрупкая девушка спасает товарищей ценой своей жизни. Очень похоже ведёт себя и Тёркин в одноимённой поэме Твардовского. Причём поступки свои оба героя не считают подвигом, для них так поступить естественно, нормально, по-другому не может и быть.

Тема подвига, безусловно, поднимается и в «Судьбе человека» М. Шолохова. Разве сама жизнь Андрея Соколова не подвиг? С честью вынести испытание пленом, потерю близких людей и остаться человеком с открытой душой и добрым сердцем — это тоже подвиг.

6. У А. С. Пушкина есть ещё одно высказывание, которое несколько необычно выражает любовь поэта к родине: «Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство». Почему-то последнее время стало модно ругать свою страну, бесконечно много говорить о том, что нас здесь не устраивает. Всё же это неправильно. Отношению к родине можно поучиться у неизвестного автора «Слова о полку Игореве»: как бы не осуждал он поход Игоря, а славу князю поёт, потому что он свой, родной, русский. Нам есть чем гордиться! Конечно, в первую очередь, славу России ковало русское оружие.

Победа над Наполеоном. Победа над фашистской Германией.

Обратиться можно к роману Л. Н. Толстого «Война и мир», к произведениям о Великой Отечественной войне: «Судьба человека» М. Шолохова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Живи и помни» В. Распутина. Можно вспомнить строки о Москве из романа Пушкина «Евгений Онегин»


1. М. Шолохов «Поднятая целина», «Тихий Дон», «Судьба человека».

2. А. Фадеев «Разгром».

3. Б. Пастернак «Доктор Живаго».

4. А. Платонов «Котлован».

5. Е. Замятин «Мы».

6. Б. Пильняк «Повесть непогашенной луны», А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛаг».

7. В. Шаламов «Колымские рассказы».

8. А. Фадеев «Молодая гвардия», Б. Васильев «А зори здесь тихие».

9. Л. Закруткин «Матерь человеческая».

10. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая».

11. А. Толстой «Пётр I».

12. А. Т. Гагарина «Память сердца», В. Гагарина «108 минут и вся жизнь».

13. А. С. Пушкин. Стихи. «Евгений Онегин».

14. М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

15. «Слово о полку Игореве».

16. А. Т. Твардовский «Василий Тёркин».

17. В. Распутин «Живи и помни».

18. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».


Я и другие


При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также

обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.


1. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (Д. И. Фонвизин).

2. Верите ли Вы, что добро всегда побеждает зло?

3. Как научиться слушать других, но при этом не зависеть от чужого мнения?

4. Как понять другого человека?

5. Всегда ли я прав?


1. Какие идеалы выбирает каждый из нас? Чем этот выбор обоснован? Где истоки этого выбора?

В литературных произведениях показаны герои, проходящие путь нравственного перерождения.

Нелегок путь исканий Родиона Раскольникова, героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». От заблуждений, толкнувших на преступление, через раскаяние и душевные потрясения герой идёт к духовному воскрешению. Нельзя увидеть людей, если придерживаешься позиции «Я лучше всех! Я избранный!» Родион видит, как относится к людям Соня: она никого не осуждает, она любит людей, жалеет их. Общечеловеческие ценности берут верх. Они вечны.

2. С детства нас учили: «Добро всегда побеждает зло». Чем старше становишься, тем больше в твоей жизни встречается противоположных примеров, когда зло сильнее, когда остаётся безнаказанным. Ты уже не так безоговорочно веришь в знакомую с детства истину. Веришь меньше. А надеешься? А вот надеешься почему-то ещё сильнее, чем в детстве. Почему так происходит? Потому что вера эта вселяет надежду.

По-детски просто, но очень правильно звучат жизненные принципы Маленького принца: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» или «Знаешь, чем хороша пустыня? — Где-то в ней скрываются родники!» В них глубокий смысл: живи, как велит тебе твоё сердце, ищи родники в каждом человеке, и тогда сам будешь жить, как живой родник.

Добро и любовь к людям несёт в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа, который прощает своего убийцу Понтия Пилата, даже старается ему помочь. «Все люди добрые», — говорит Иешуа. Эту веру несёт он вместе со своим крестом на Голгофу. С этой верой погибает.

Примером человека доброго сердца может служить Пьер Безухов («Война и мир» Л. Толстого).

3–5.  Темы нацеливают на обращение к своему внутреннему миру. Необходимо ответить на эти вопросы прежде всего самому себе, а это порой гораздо труднее, чем ответить кому-то. Не каждый человек может признать свою ошибку.

Герой романа Л. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский не смог понять поступка Наташи — попытки бежать с Курагиным, не смог простить её. Ошибка Наташи не могла быть оправдана перед отцом, противоречила общепринятым нормам. Болконский больше зависел от чужого мнения, даже не отдавая себе в этом отчёта. Слишком поздно князь Андрей понял, что был неправ. А это стоило ему счастья, которого он вполне заслуживал.

У Роберта Бёрнса есть очень верные слова:

Ах, если б у себя могли мы

Увидеть всё, что ближним зримо,

Что видит взор идущих мимо

Со стороны, —

О, как мы стали бы терпимы

И как скромны!

Действительно, нужно быть терпимее друг к другу, ведь каждый из нас ошибается, идеальных людей не бывает. Если помнить об этом, то легче будет понять друг друга и избежать недопонимания и ошибок.

Еще одним произведением, на которое можно опираться при раскрытии тем этого блока, может быть сказка Экзюпери «Маленький принц» Устами Маленького принца звучат для всех прописные истины: ««Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», или «Знаешь, чем хороша пустыня? — Где-то в ней скрываются родники!», или «Ты навсегда в ответе за того, кого приручил».

В них глубокий смысл: живи, как велит тебе твоё сердце, ищи родники в каждом человеке, и тогда сам будешь жить, как живой родник.


1. Л. Н. Толстой «Война и мир».

2. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

4. А. Солженицын «Матрёнин двор».

5. А. Экзюпери «Маленький принц».

6. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».


Время перемен


В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.


1. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (Д. И. Фонвизин).

2. Как сделать правильный выбор?

3. «Люди как реки…» (Л. Н. Толстой).

4. Может ли человек противостоять изменениям времени?

5. Новому времени — новые герои.


1. В современном быстро меняющемся мире изменения претерпевают и общечеловеческие ценности. Как не сбиться с пути? Какие ориентиры для себя выбрать? Эти вопросы задаёт себе каждый мыслящий человек. Ответить на эти вопросы нам помогают литературные герои.

Нелегок путь исканий Родиона Раскольникова, героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». От заблуждений, толкнувших на преступление, через раскаяние и душевные потрясения герой идёт к духовному воскрешению. Нельзя увидеть людей, если придерживаешься позиции «Я лучше всех! Я избранный!» Родион видит, как относится к людям Соня: она никого не осуждает, она любит людей, жалеет их. Общечеловеческие ценности берут верх. Они вечны.

2. Тема может быть раскрыта на примере романа М. Шолохова «Тихий Дон», романа М. Булгакова «Белая гвардия», романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

История доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции. Лишения и разруха гонят семью Живаго из обжитого московского дома на Урал. Самого Юрия захватывают красные партизаны, он вынужден против воли участвовать в вооруженной борьбе. Возлюбленная Живаго Лара живет в полной зависимости от произвола сменяющих друг друга властей, готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за мужа, давно уже оставившего их с дочерью.

Революция и гражданская война меняют привычный уклад жизни Мелеховых, героев романа «Тихий Дон». Дон разделен ненавистью. За правду каждая сторона требует убивать. Каждый раз выбор приходится оплачивать и кровью врагов, и кровью самых близких людей. Григорий Мелехов пытается понять, что происходит, пытается выяснить, кто прав, а кто виноват, чтобы как-то самому определиться. Каждый день Мелехов сталкивается с необходимостью убивать, убивать не далеких врагов, а «своих», в недавнем прошлом друзей и соседей. Как объяснить эту «необходимость», и необходимость ли это вообще?

Проблема нравственного выбора человека вечна. Неодолимо вечное стремление людей к добру. И порой непредсказуемо противоборство добра и зла в нашем мире. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — жив в душах людей, хотя искушений отказаться от него с каждым днем становится все больше и больше.

М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает события двадцатых годов двадцатого века и события библейских времен. Действия, происходящие в разное время объединены одной идеей — поиском истины и борьбой за нее.

Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который « окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цель — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Как люди теряют свое лицо и как противостоят злу, показано Булгаковым ярко, наглядно, захватывающе.

В ситуации выбора оказались и герои «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. И каждый из них выходил из ситуации, руководствуясь своими принципами. Для Гринёва не стоит вопрос, как поступить, потому что он человек чести и нарушить слово, присягу для него неприемлемо даже под страхом смерти. Антиподом Гринёва является Швабрин.

3. Тема может быть раскрыта на примере образов Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой.

Художественный принцип Толстого — «диалектика души»: через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.

Если речь пойдёт о Наташе, то нужно обязательно указать, что это любимая героиня Толстого. Хотя она и совершает ошибки, но становится воплощением женственности, истинного предназначения женщины — быть матерью и верной женой.

В образе Пьера раскрывается главный идейный замысел автора — показать становление декабристского движения в России. Пьер проходит путь через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.

Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, — истинный патриотизм и героизм русского народа. Один из верных сынов Отечества — князь Андрей Болконский. Герой прошёл нелёгкий путь исканий и жизненных разочарований. Был подвержен идее наполеонизма, которая рассыпалась после Аустерлицкого сражения. Андрей — человек деятельный, достоин подражания.

4. Человеку, которому выпало жить в эпоху перемен, нелегко. Времена великих потрясений меняли мир. Что уж говорить о маленькой его песчинке — человеке.

Тема может быть раскрыта на примере романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» (Юрий Живаго), А. Фадеева «Разгром» (Павел Мечик, Левинсон), М. Шолохова «Тихий Дон» (Григорий Мелехов), Е. Замятина «Мы» (номера-идентификаторы), романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», романа Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», повести Андрея Платонова «Котлован».

В романе «Мы» Е. Замятина перед нами предстаёт образ Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью почти уничтожен, лишён имени, сведен к «нумеру», где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Есть в этом государстве и Благодетель, которому все должны слепо верить и повиноваться. В романе «Мы» в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели». Роман был написан в период становления военного коммунизма в стране, в которой такое государство было построено. «Мы» — предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность «винтиков».

Обращаясь к зарубежной литературе, можно вспомнить роман-антиутопию Джоржа Оруэлла «1984» , в котором писатель изобразил возможное будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный на изощрённом физическом и духовном порабощении, пронизанный всеобщим страхом, ненавистью и доносительством. В этой книге впервые прозвучало известное выражение «Большой брат смотрит за тобой» (или, в переводе Виктора Голышева, «Старший брат смотрит на тебя»).

5. Актуальная тема для русской литературы, известная более как проблема отцов и детей. Конфликт «отцов и детей» показан Грибоедовым на страницах комедии «Горе от ума». Чацкий, олицетворяющий собой зарождающееся новое поколение просвещенных дворян, желающий жизнь отдать на пользу Отечеству, противостоит застоявшемуся обществу Фамусова, в котором царит невежество, мракобесие, праздность и чинопоклонство.

В драме А. Н. Островского «Гроза» домострой постепенно рушится нежеланием «детей» подчиняться самодурству старшего поколения. Главная героиня Катерина не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.

Таким образом, проблема «отцов и детей» традиционно в русской классической литературе выходит за бытовые рамки, становясь конфликтом социальным, а порой и политическим.


1. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка».

2. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

3. А. Н. Островский «Гроза».

4. Л. Н. Толстой «Война и мир».

5. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

6. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

7. Б. Пастернак «Доктор Живаго».

8. А. Фадеев «Разгром».

9. М. Шолохов «Тихий Дон».

10. Е. Замятин «Мы».

11. А. Рыбаков «Дети Арбата».

12. А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».

13. А. Платонов «Котлован».

14. Джорж Оруэлл «1984».


Разговор с собой


Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования.

Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.


1. Что влияет на становление внутреннего мира человека?

2. Как вы понимаете выражение «Ум с сердцем не в ладу»?

3. Согласны ли вы с утверждением Цицерона: «Самое главное украшение — чистая совесть»?

4. Когда человек чувствует себя ненужным?

5. Есть ли у свободы границы?


1.Кем человек станет, зависит от многих факторов: от того, в какой семье он родился, какие у него друзья, какие книги он читает, какие события происходят в жизни. Особенно важно для становления внутреннего мира человека, каким было его детство и юность.

Вспомним Онегина. О семье на страницах романа упоминается вскользь: отец не обращает внимания на ребёнка, занимается только собой. Воспитание Евгения поручено французу, который

...чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил…

Естественно, что мальчик вырос человеком, думающим только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющим, да и не желающим обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способным с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить, причинить боль. Детство Онегина прошло в отрыве от всего русского, национального, потому и в деревне потом прижиться он не может. Таким образом, очевидно, почему герой стал «лишним человеком».

Не менее тонкое наблюдение сделал И. С. Тургенев в повести «Ася», описав внутренний мир девушки, которая оказалась между двух сословий. Главная героиня была дочерью крестьянки и барина. Сначала ее воспитывала мать, но после ее смерти Ася оказалась на попечении Гагина. Гагин попытался устроить юную барышню в пансион, но там Ася не прижилась из-за своего сомнительного происхождения и взбалмошного характера. Чувствуя презрение и жалость к себе, она ожесточалась и отвечала дерзостью. Чтобы больше не травмировать девушку противостоянием с предрассудками, Гагин увез ее за границу и предоставил свободу действий. Необычная биография Аси отразилась на ее внутреннем мире: она отличалась и от дворянок, и от крестьянок своего возраста, не принадлежа ни к одному из миров. Этим объяснялись внезапные перемены настроения, театральность и настороженность действий, открытость и дикость характера, глубокая привязанность к брату и откровенность. Героиня не усвоила штампы и стереотипы своей среды, поэтому так бросалась в глаза своей индивидуальностью. На становление её внутреннего мира повлияли происхождение, обстоятельства жизни, богатый опыт и особенности воспитания.

2. Иногда очень трудно сказать себе: этого нельзя делать. Когда любишь человека, часто не замечаешь его недостатков, а если и замечаешь, то легко находишь им оправдание. Ещё о влюблённых часто говорят: «Сердцу не прикажешь».

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», из которой и взят афоризм «Ум с сердцем не в ладу», раскрывает его смыл на примере взаимоотношений героев. Чацкий любит Софью. Софья любит Молчалина. Оба ослеплены своей любовью и не видят очевидных вещей.

В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» главный герой — князь Мышкин — очень не похож на окружающих. Он живет по велению сердца, его поступки не всегда понятны с точки зрения привычного, «обывательского» миропорядка. Для окружающих он юродивый, они считают его чуть ли не умалишённым. А ведь именно князь Мышкин и есть образец человека, который живёт по велению ума и сердца — его поступки продиктованы здравым смыслом, идущим при этом от доброго сердца.

3. Примером бессовестного человека является Чичиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Можно обратиться также и к героям Л. Н. Толстого. Накануне Бородинского сражения Долохов, человек по натуре жёсткий, извиняется перед Пьером, чем удивляет Безухова. В момент опасности и всеобщей трагедии в нём просыпается совесть. Позже он проявляет себя как порядочный человек, когда с другими казаками и гусарами освобождает пленных, в том числе и Пьера. Совесть и честь имеют большое значение и для Николая Ростова. Он проигрывает большую сумму денег Долохову, хотя обещал отцу, что больше не будет играть в карты. Это пробуждает в нём чувство вины.

4. Размышления можно построить на примере произведений, в которых звучит тема «лишнего человека». Это «Горе от ума» А. С. Грибоедова (лишний человек Чацкий), «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (Онегин — лишний человек), «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (страдающий эгоист Печорин). Герои названных произведений опережают своё время, поэтому остаются непонятыми. Их побаиваются, потому что они могут нарушить общее спокойствие и заведённый порядок. Конечно, это страшно — оказаться ненужным обществу, своей стране, людям, которых считал близкими. Как жить в такой ситуации? Куда обратить свои мысли и дела? На разрушение, как Печорин? Или на пустое прожигание жизни? На эти вопросы нужно попытаться ответить в сочинении по данной теме.

5. Очень часто свободу путают с вседозволенностью. А ведь это не одно и то же. В повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» звучит мысль, над которой можно поразмышлять: «Свобода определяется длиной цепи». Очень меткое и спорное высказывание. Всё ли ты можешь себе позволить? Или есть рамки, за которые всё же лучше не выходить? Кто устанавливает эти рамки? Почему одни понимают, что их свобода не должна ограничивать свободу других людей, а другие пользуются своей свободой как привилегией избранных, не обращая внимание на других? Ярким примером для размышлений может стать Шариков, воспринимающий свободу как вседозволенность. Единственным выходом оградить себя и других от Шарикова профессор Преображенский считает возвращение его в первоначальное состояние. Так, против воли неудавшийся человек опять становится псом. Ограничили свободу Шарикова? Да. А разве можно вести речь о свободе в обществе, которое не готово пользоваться ею цивилизованно?.. Свобода и анархия не одно и то же.

Возможно эту тему раскрыть и на материале рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра свободен ли? А Данко? Почему один, считая себя лучше других, так и не стал по-настоящему свободен, а другой, отдав себя людям без остатка, оказался воплощением свободного выбора?

Актуальна тема и для творчества Ф. М. Достоевского. В своих произведениях: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы» — Достоевский утверждает: «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой». Герой Достоевского, человек с ярко выраженной индивидуальностью, часто вступает в конфликт с внешним миром и его условиями, даже совершает преступление, пытаясь разобраться в собственных теориях поиска более справедливого, на его взгляд, жизненного устройства, забывая о том, что окружающие тоже имеют право на жизнь, которая их устраивает. Такими героями, дерзко и категорично подвергающими испытанию ценности и нормы поведения, являются и Раскольников, и Иван Карамазов, и Ставрогин.


1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

2. И. С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети».

3. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

4. Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

5. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы».

6. М. А. Булгаков «Собачье сердце».

7. М. Горький «Старуха Изергиль».


Между прошлым и будущим: портрет моего поколения


Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.


1. Какое будущее у поколения Z?

2. Почему конфликт «отцов» и «детей» неизбежен?

3. Как следовать за модой, оставаясь собой.

4. Легко ли быть молодым?

5. Как стать счастливым?


1. Кто они, представители поколения Z? Чем живут? Чем дышат? Чем дорожат?

Их дом — виртуальное пространство, они «на ты» с высокими технологиями, гаджеты — привычная часть их повседневности. Им неизвестно, какой была жизнь в эпоху ДО Интернета. Существование в Интернете для них так же естественно, как дыхание. Они — поколение Z, первые представители которого появились на свет после 1995 года.

Какое у них будущее? Какое будущее с ними у планеты Земля? Неужели оправдаются самые страшные предсказания писателей-фантастов?

Действие поздних произведений братьев Стругацких разворачивается в более или менее реальной действительности («Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света»). В «Пикнике…» в реальную действительность вклинивается жуткий фантастический мир Зоны. Странные события нарушают размеренность нашей жизни и в других книгах.

Описанные миры вовсе не прекрасны, некоторые из них просто чудовищны. Ужасны даже не сами миры, а люди, их населяющие. Что страшнее: непонятный Лес или непонятно чем занимающееся Управление по делам Леса?

Прогрессор Антон (он же дон Румата из Арканарского королевства) из повести «Трудно быть богом» богом остаться не смог. Он по-человечески мстит за своих близких, а другие земляне не понимают его.

Проблемы, которые ставят Стругацкие в своих книгах, — это вечные проблемы литературы, но в нынешних условиях жизни решаются эти проблемы по-новому. А решаются ли? Можно ли пожертвовать жизнью одного реального человека ради потенциальной безопасности всей Земли? Может ли человек вмешиваться в чужую историю, оставаясь беспристрастным, оставаясь человеком?

Как ответит на эти вопросы поколение Z? Вспомнят ли, что они люди или действовать будут по установке из Сети?

2. Как часто от взрослых людей можно услышать: «Вот в наше время…» Фраза эта имеет весьма недвусмысленное значение — ключевые слова в ней: «в наше время». А сейчас чьё время? Получается, что папы и мамы подсознательно дают себе установку — наше время прошло, наступило чьё-то другое время. Тогда почему же они всячески сопротивляются наступлению этого времени? Неправда ли, интересно? В русской литературе немало произведений, иллюстрирующих взаимоотношения разных поколений.

Конфликт «отцов и детей» показан Грибоедовым на страницах комедии «Горе от ума». Чацкий, олицетворяющий собой зарождающееся новое поколение просвещенных дворян, желающий жизнь отдать на пользу Отечеству, противостоит застоявшемуся обществу Фамусова, в котором царит невежество, мракобесие, праздность и чинопоклонство.

В драме А. Н. Островского «Гроза» домострой постепенно рушится нежеланием «детей» подчиняться самодурству старшего поколения. Главная героиня Катерина не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.

В романе Тургенева «Отцы и дети» автор показывает читателям конфликт двух поколений: отцов и детей, усугубляемый принадлежностью героев к разным социально-политическим формациям. Поколение отцов представлено на страницах романа либералами Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми, поколение детей — разночинцем Базаровым.

Таким образом, проблема «отцов и детей» традиционно в русской классической литературе выходит за бытовые рамки, становясь конфликтом социальным, а порой и политическим.

3. Почему мы зависим от моды? Хотим быть современными или считаться таковыми? Почему для многих так важно в глазах других людей оставаться модными, современными? Как одеваться? Какие книги читать? Какой телефон иметь? Если эти вопросы становятся для тебя главными, то стоит задуматься: а не перепутал ли ты ценности — неужели внешние условности составляют твою сущность?

Вспомним героинь Л. Толстого: Наташу Ростову и Элен Курагину. Красивая, но совершенно пустая Элен, следующая всем канонам светской жизни, и нескладная, способная на отчаянные поступки, но зато «живая» Наташа. Любуясь своей героиней, Тол-стой ценит в ней «простоту, добро и правду» — черты, свойственные неиспорченному миру детей. Внутренняя, духовная красота Наташи делают ее любимой героиней писателя.

Вспомним, с какой педантичностью к своему внешнему виду относится Онегин. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», — говорит Пушкин, по сути, заключая: быть модным неплохо, но при этом нужно оставаться собой.

4. Одним из самых злободневных произведений, посвященных этой теме, является роман Ч. Айтматова «Плаха».

Главное действующее лицо в книге — Авдий Каллистратов, молодой человек, не отличающийся особенно физической силой и красотой, но с ясно выраженной жизненной позицией, целеустремленный и способный на непоколебимую смелость, обусловленную верой в свои убеждения, пусть даже и спорные.

Авдий — человек верующий, он считает, что Бог есть в каждом человеке, но только не все люди понимают это. Он отличается философской направленностью мышления, отлично знает историю церкви и философию христианства, ведь юноша окончил высшее духовное учебное заведение православной церкви.

Обращение Ч. Айтматова к герою, который является деятелем церкви, неслучайно. Это прежде всего возникновение отчуждения среди некоторой части молодежи, выразившегося в употреблении наркотиков, разочаровании в прежних идеалах и т. д. Все эти вопросы молодежной действительности анализируются автором. Авдий отвергает в конце концов философию религии, выдвигая требование ревизии церкви. Увлеченный идеей служения Отечеству, он устраивается на работу в редакцию одной из провинциальных газет, пытаясь в своих корреспонденциях отразить реальное положение дел в стране. Потом трудность выбора дальнейшего пути, сложность жизни приводят Авдия к осознанию необходимости перевоспитания людей с помощью религии. И вновь Каллистратов в степях Казахстана пытается ввести наркоманов, охотящихся за анашой, в лоно церкви. Но эти нелюди, в упор расстреливающие беззащитных животных, думающие лишь о собственном благе, уничтожающие природу, в конце концов убивают и Авдия.

Среди причин того, почему молодежь сталкивается с трудностями, называются и экономические, и политические, и социальные. Многие писатели говорят и пишут, что молодым жить нелегко и быть нелегко, но только молодым решать, в каком обществе и как им жить. Надеемся, что выбор молодых будет сделан в пользу чести, добра и сострадания.

5. Тема может быть раскрыта на примере произведений современного автора Бориса Акунина.

Главный герой серии приключений Бориса Акунина — Эраст Фандорин. На его поступки мы, как правило, смотрим глазами малознакомых ему людей, мнение которых о нем по ходу действия изменяется. Автору удалось создать живого романтического героя, привлекающего на свою сторону симпатию всех без исключения читателей. Хотя герой и необыкновенный человек, со своими недостатками и достоинствами, он, как и все люди, испытывает чувства к окружающим, порой это любовь или симпатия, иногда ненависть или отвращение, и, несмотря на то, что он их тщательно скрывает, мы знаем, что он может быть и чувствительным человеком; он все время размышляет, обдумывает что-либо. То это очередное расследование, то просто анализ, попытка понять и разузнать все об интересующем его человеке — ведь он необычайно наблюдателен.

На примере жизни Эраста Фандорина мы видим, что жизнь — это не череда только белых или черных полос, жизнь прекрасна. Хотя и бывают несчастья, все пройдет, и жить следует ради простых вещей, которые заставляют людей радоваться. И чтобы понять это, люди страдают. Не испытав горя или несчастья, человек никогда полностью не осознает, не увидит и не поймет, что значит, счастье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и современной литературой подтверждается высказывание В. Г. Белинского: «Жить — значит, чувствовать, мыслить, страдать».


1. Братья Стругацкие «Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света», «Трудно быть богом».

2. А. Н. Островский «Гроза».

3. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

4. И. С. Тургенев «Отцы и дети».

5. Л. Н. Толстой «Война и мир».

6. Ч. Айтматов.

7. «Плаха».

8. Б. Акунин «Приключения Эраста Фандорина».


Темы предыдущего года