На­прав­ле­ния, при­мер­ные темы со­чи­не­ний, ли­те­ра­ту­ра и о чём пи­сать



«Война и мир» — к 150-летию ве­ли­кой книги

Темы, свя­зан­ные с дан­ным на­прав­ле­ни­ем, пред­по­ла­га­ют по­пыт­ку осмыс­ле­ния важ­ней­ших ис­то­ри­че­ских и нрав­ствен­но-фи­ло­соф­ских уро­ков зна­ме­ни­той тол­стов­ской эпо­пеи. Опи­ра­ясь на ду­хов­ный опыт, во­пло­щен­ный в ве­ли­кой книге, важно по­де­лить­ся соб­ствен­ны­ми раз­мыш­ле­ни­я­ми о веч­ном стрем­ле­нии че­ло­ве­ка к миру и гар­мо­нии, о при­чи­нах раз­ла­да и по­ис­ках со­гла­сия между лю­дь­ми в се­мей­ных и со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях, о мно­го­знач­но­сти по­ня­тий «война» и «мир» и их слож­ном со­от­но­ше­нии, о при­ро­де под­лин­но­го ге­ро­из­ма и пат­ри­о­тиз­ма, а также о дру­гих веч­ных про­бле­мах, не­из­мен­но на­хо­дя­щих от­клик в ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ни­ях.


1. Тема войны на стра­ни­цах ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир».

2. Как Л. H. Тол­стой в ро­ма­не «Война и мир» от­ве­ча­ет на во­прос: «Какая сила управ­ля­ет всем?»

3. «Люди как реки…» Как можно по­нять это вы­ска­зы­ва­ние Л. Н. Тол­сто­го?

4. Из чего скла­ды­ва­ет­ся ми­ро­воз­зре­ние? (на при­ме­ре ге­ро­ев ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир»)

5. Счи­та­е­те ли Вы На­та­шу столь же при­тя­га­тель­ной, какой счи­тал её автор?

6. По­че­му На­та­ше Ро­сто­вой и Ан­дрею Бол­кон­ско­му не суж­де­но быть вме­сте?

7. «Мысль се­мей­ная» в по­ни­ма­нии Л. Н. Тол­сто­го.

8. Может ли один эпи­зод из­ме­нить жизнь (по ро­ма­ну Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир».)


1. Не­при­я­тие войны, её бес­смыс­лен­ность — глу­бо­кое убеж­де­ние ве­ли­ко­го пи­са­те­ля. Об этом он за­яв­лял сво­и­ми «Се­ва­сто­поль­ски­ми рас­ска­за­ми». Об этом он го­во­рит и в ро­ма­не «Война и мир». Война пе­ре­во­ра­чи­ва­ет не толь­ко судь­бы от­дель­но взя­тых людей, но и жизнь всего мира, ход ис­то­рии. «В этот два­дца­ти­лет­ний пе­ри­од вре­ме­ни огром­ное ко­ли­че­ство полей не па­ха­ны; дома со­жже­ны; тор­гов­ля пе­ре­ме­ня­ет на­прав­ле­ние, мил­ли­о­ны людей бед­не­ют, бо­га­те­ют, пе­ре­се­ля­ют­ся, и мил­ли­о­ны людей-хри­сти­ан, ис­по­ве­ду­ю­щих за­ко­ны любви ближ­не­го, уби­ва­ют друг друга».

Это не­при­ем­ле­мо для Тол­сто­го, это про­ти­во­есте­ствен­но при­ро­де ра­зум­но­го че­ло­ве­ка. Вин­сент Босс, сол­дат фран­цуз­ской армии, вовсе не вос­при­ни­ма­ет­ся Петей Ро­сто­вым как враг. Петя про­сит Де­ни­со­ва при­гла­сить Вин­сен­та по­ужи­нать вме­сте с пар­ти­за­на­ми. Ведь даже к плен­ным нужно от­но­сить­ся по-че­ло­ве­че­ски. Маль­чик-фран­цуз видит в Ро­сто­ве друга, го­то­во­го прий­ти на по­мощь лю­бо­му в труд­ную ми­ну­ту. А сам Петя гиб­нет от фран­цуз­ской пули. Как это не­ле­по и бес­смыс­лен­но!

В плену и к Пьеру при­хо­дит по­ни­ма­ние того, что не толь­ко рус­ские, но и фран­цу­зы про­тив убий­ства и на­си­лия, по­это­му Пьер убеждён, что во­ен­ные дей­ствия тра­гич­ны и аб­сурд­ны.

Раз­го­вор двух лю­би­мых ге­ро­ев пи­са­те­ля — Пьера Без­ухо­ва и Ан­дрея Бол­кон­ско­го — пред­ва­ря­ет Бо­ро­дин­ское сра­же­ние и рас­став­ля­ет не­ко­то­рые ак­цен­ты в осве­ще­нии темы войны, на­си­лия, во­про­са по­бе­ды или по­ра­же­ния в ро­ма­не. В этом эпи­зо­де рас­кры­ва­ет­ся взгляд Тол­сто­го на силы, вли­я­ю­щие на ход во­ен­ных дей­ствий. Если Пьер смот­рит на войну лишь с точки зре­ния тео­ре­ти­ка и че­ло­ве­ка по­сто­рон­не­го, то Бол­кон­ский видит ее из­нут­ри. Он пре­крас­но по­ни­ма­ет, что исход сра­же­ния нель­зя про­счи­тать, по­то­му что «на войне один ба­та­льон ино­гда силь­нее ди­ви­зии, а ино­гда сла­бее роты. От­но­си­тель­ная сила войск ни­ко­му не может быть из­вест­на». От­че­го же за­ви­сит успех на войне. По мне­нию князя Ан­дрея, ис­клю­чи­тель­но «от того чув­ства, ко­то­рое есть во мне, в нем, — он ука­зал на Ти­мо­хи­на, — в каж­дом сол­да­те». Этот вывод ста­но­вит­ся ос­но­во­по­ла­га­ю­щим и в рас­кры­тии сле­ду­ю­щей темы.

2. В ро­ма­не-эпо­пее «Война и мир» Тол­стой ста­ра­ет­ся раз­ре­шить важ­ный фи­ло­соф­ский во­прос — кто дви­жу­щая сила ис­то­рии? Своим про­из­ве­де­ни­ем автор всту­па­ет в спор с рас­хо­жи­ми взгля­да­ми о зна­чи­мо­сти от­дель­ных лич­но­стей. Мно­гие ис­то­ри­ки убеж­де­ны, что на­ро­дом дви­жет на­зрев­шая не­об­хо­ди­мость со­ци­аль­ных из­ме­не­ний. Од­на­ко Тол­стой счи­та­ет иначе, утвер­ждая, что ход ис­то­рии пред­опре­де­лен свыше, он за­ви­сим лишь от сов­па­де­ний. Лю­дь­ми ру­ко­во­дит внут­рен­няя сила, и ни­ко­му не дано по­нять этого. Спо­соб­ный по­стичь тайну про­ви­де­ния че­ло­век не яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­ным де­я­те­лем. Он лишь от­кли­ка­ет­ся на стрем­ле­ния на­ро­да в целом и этим вли­я­ет на ход ис­то­рии.

Это на­гляд­но де­мон­стри­ру­ют об­ра­зы Ку­ту­зо­ва и На­по­лео­на. Участь ге­ро­и­че­ских ба­та­лий, по мне­нию Тол­сто­го, ре­ша­ют обыч­ные сол­да­ты-пат­ри­о­ты, а не ге­ни­аль­ные пол­ко­вод­цы — Ку­ту­зов или На­по­ле­он. Ис­тин­ный по­бе­ди­тель и тво­рец ис­то­рии — рус­ский народ.

3−4. Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре об­ра­зов Пьера Без­ухо­ва, Ан­дрея Бол­кон­ско­го, На­та­ши Ро­сто­вой.

Ху­до­же­ствен­ный прин­цип Тол­сто­го — «диа­лек­ти­ка души»: через за­блуж­де­ния и жиз­нен­ные труд­но­сти к ду­хов­но­му об­нов­ле­нию и воз­рож­де­нию.

Если речь пойдёт о На­та­ше, то нужно обя­за­тель­но ука­зать, что это лю­би­мая ге­ро­и­ня Тол­сто­го. Хотя она и со­вер­ша­ет ошиб­ки, но ста­но­вит­ся во­пло­ще­ни­ем жен­ствен­но­сти, ис­тин­но­го пред­на­зна­че­ния жен­щи­ны — быть ма­те­рью и вер­ной женой.

В об­ра­зе Пьера рас­кры­ва­ет­ся глав­ный идей­ный за­мы­сел ав­то­ра — по­ка­зать ста­нов­ле­ние де­каб­рист­ско­го дви­же­ния в Рос­сии. Пьер про­хо­дит путь через за­блуж­де­ния и жиз­нен­ные труд­но­сти к ду­хов­но­му об­нов­ле­нию и воз­рож­де­нию.

Среди ос­нов­ных во­про­сов, ко­то­рые вол­ну­ют Тол­сто­го, — ис­тин­ный пат­ри­о­тизм и ге­ро­изм рус­ско­го на­ро­да. Один из вер­ных сынов Оте­че­ства — князь Ан­дрей Бол­кон­ский. Герой прошёл нелёгкий путь ис­ка­ний и жиз­нен­ных разо­ча­ро­ва­ний. Был под­вер­жен идее на­по­лео­низ­ма, ко­то­рая рас­сы­па­лась после Аустер­лиц­ко­го сра­же­ния. Ан­дрей — че­ло­век де­я­тель­ный, до­сто­ин под­ра­жа­ния.

5−6. В рус­ской ли­те­ра­ту­ре не­ма­ло за­ме­ча­тель­ных, за­во­ра­жи­ва­ю­щих обра-зов рус­ской жен­щи­ны. Это и пуш­кин­ская Та­тья­на Ла­ри­на, и Ка­те­ри­на, ге­ро­и­ня «Грозы» Ост­ров­ско­го, и не­кра­сов­ские жен­щи­ны. Лю­би­мой ге-ро­и­ней Тол­сто­го была На­та­ша Ро­сто­ва. Лю­бу­ясь своей ге­ро­и­ней, Тол-стой ценит в ней «про­сто­ту, добро и прав­ду» — черты, свой-ствен­ные не­ис­пор­чен­но­му миру детей. Внут­рен­няя, ду­хов­ная кра­со­та На­та­ши де­ла­ют ее лю­би­мой ге­ро­и­ней пи­са­те­ля. В по­э­мах Не­кра­со­ва жен­ские об­ра­зы мно­го­гран­ны. В поэме «Кому на Руси жить хо­ро­шо» перед нами пред­ста­ет Мат­ре­на Ти­мо­фе­ев­на, рус­ская кре­стьян­ка. В поэме «Рус­ские жен­щи­ны» — не­за­бы­ва­е­мые об­ра­зы кня­ги­ни Тру­бец­кой и кня­ги­не Вол­кон­ской, жен де­каб­ри­стов. Глав­ное до­сто­ин-ство рус­ской жен­щи­ны — добро, вер­ность, спо­соб­ность к са­мо­по­жерт­во­ва­нию. Можно про­ве­сти па­рал­лель между На­та­шей Ро-сто­вой и ге­ро­и­ня­ми Не­кра­со­ва.

На­та­ша — живой че­ло­век, ей свой­ствен­ны и ошиб­ки. Так, из-за соб­ствен­ной не­по­сред­ствен­но­сти и лег­ко­вер­но­сти она чуть не бе­жа­ла с Ана­то­лем Ку­ра­ги­ным. Ко­неч­но, она рас­ка­я­лась, чув­ствуя свою вину перед Бол­кон­ским: «...она вспо­ми­на­ла князя Ан­дрея и мо­ли­лась за него, и мо­ли­лась за то, чтобы бог про­стил ей то зло, ко­то­рое она ему сде­ла­ла». Од­на­ко нель­зя ви­нить На­та­шу за ее до­вер­чи­вость и ис­крен­ность. Она не в пол­ной мере го­то­ва была стать спут­ни­цей та­ко­го че­ло­ве­ка, как Бол­кон­ский.

Душа князя Ан­дрея оста­лась для На­та­ши тай­ной. В их от­но­ше­ни­ях су­ще­ство­ва­ла не­до­ска­зан­ность. Ха­рак­тер Бол­кон­ско­го таков, что ему труд­но стре­мить­ся к же­ла­е­мой цели, а На­та­ша слиш­ком про­ста и не­по­сред­ствен­на, чтобы уви­деть и по­нять ис­тин­ную суть сво­е­го воз­люб­лен­но­го.

7. Ис­то­рия не­сколь­ких семей про­хо­дит перед нами на стра­ни­цах ро­ма­на. До­ве­рие и лю­бовь царят в доме Ро­сто­вых. Тре­бо­ва­тель­ность и прин­ци­пи­аль­ность — в доме Бол­кон­ских. Ложь и ли­це­ме­рие — у Ку­ра­ги­ных. Идеал Тол­сто­го — семья Ро­сто­вых. Детям, вы­ра­щен­ным в ат­мо­сфе­ре любви и ду­шев­но­го тепла, не при­хо­дит­ся ни­че­го до­ка­зы­вать, они пла­тят своим ро­ди­те­лям той же лю­бо­вью и по­ни­ма­ни­ем.

Ува­же­ние к стар­шим вос­пи­та­но в княж­не Марье и князе Ан­дрее. И в этой семье царит лю­бовь, но лю­бовь тща­тель­но мас­ки­ру­ет­ся под прин­ци­па­ми стро­го­сти в вос­пи­та­нии. И все здесь вроде бы не­пло­хо и пра­виль­но, но не хва­та­ет ис­крен­но­сти, тепла, защищённо­сти.

А вот князя Ва­си­лия Ку­ра­ги­на вряд ли ждёт спо­кой­ная ста­рость. Прин­ци­пы, так тща­тель­но за­ло­жен­ные им в Ана­то­ля и Элен, ве­ро­ят­нее всего, обер­нут­ся про­тив него же са­мо­го. Вот уж когда не­воль­но вспом­нит­ся: «Ро­ди­те­ли мень­ше всего про­ща­ют своим детям те по­ро­ки, ко­то­рые они сами им при­ви­ли».

8. На самом деле очень часто мы ока­зы­ва­ем­ся в воле слу­чая. Эту мысль Л. Н. Тол­стой за­тра­ги­ва­ет в рас­ска­зе «После бала». Эта мысль под­твер­жда­ет­ся и на при­ме­ре ге­ро­ев ро­ма­на «Война и мир».

Так, в сцене Аустер­лиц­ко­го сра­же­ния, там, где князь Ан­дрей со зна­ме­нем в руках под­ни­ма­ет за собой в атаку рас­стро­ен­ные рус­ские вой­ска, это про­яв­ля­ет­ся осо­бен­но на­гляд­но. «Бес­ко­неч­ное» небо Аустер­ли­ца кар­ди­наль­но ме­ня­ет ми­ро­воз­зре­ние героя. Со­при­кос­нув­шись с веч­ным, не­по­сти­жи­мым, не­зыб­ле­мым и за­га­доч­ным, Ан­дрей Бол­кон­ский от­кры­ва­ет для себя новую, ранее ему не­ве­до­мую ис­ти­ну: как мелки и тще­слав­ны люд­ские по­мыс­лы о мни­мой славе, об успе­хе, о жи­тей­ской ка­рье­ре, как ни­чтож­ны все мечты и устрем­ле­ния к на­гра­дам и зва­ни­ям, как смеш­ны бы­ва­ют люди в своей мел­кой жи­тей­ской суете, ин­три­гах, стрем­ле­нии к ма­те­ри­аль­ным бла­гам. «И как я счаст­лив, что узнал его на­ко­нец. Да! все пу­стое, все обман, кроме этого бес­ко­неч­но­го неба. Ни­че­го, ни­че­го нет, кроме его. Но и того даже нет, ни­че­го нет, кроме ти­ши­ны, успо­ко­е­ния. И слава богу!..», — к та­ко­му вы­во­ду при­хо­дит герой и на­чи­на­ет новую жизнь.


1. Л. Н. Тол­стой «Война и мир»

2. Л. Н. Тол­стой «Се­ва­сто­поль­ские рас­ска­зы»

3. Л. Н. Тол­стой «После бала»

4. Л. Н. Тол­стой «Ис­по­ведь»


На­деж­да и от­ча­я­ние


В ши­ро­ком ми­ро­воз­зрен­че­ском ас­пек­те по­ня­тия «на­деж­да» и «от­ча­я­ние» могут быть со­от­не­се­ны с вы­бо­ром ак­тив­ной или пас­сив­ной жиз­нен­ной по­зи­ции по от­но­ше­нию к не­со­вер­шен­ствам окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти. На­деж­да по­мо­га­ет че­ло­ве­ку вы­сто­ять в тя­же­лых жиз­нен­ных си­ту­а­ци­ях, тол­ка­ю­щих к от­ча­я­нию и вы­зы­ва­ю­щих ощу­ще­ние безыс­ход­но­сти. Мно­гие ли­те­ра­тур­ные герои ока­зы­ва­ют­ся перед труд­ным вы­бо­ром: про­явить сла­бость и сдать­ся на волю об­сто­я­тельств или бо­роть­ся с ними, не теряя веры в людей и соб­ствен­ные силы, добро и спра­вед­ли­вость. Про­ил­лю­стри­ро­вать про­яв­ле­ния этих раз­ных жиз­нен­ных по­зи­ций можно, об­ра­тив­шись к про­из­ве­де­ни­ям оте­че­ствен­ной и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры.


1. Можно ли жить без на­деж­ды?

2. Как Вы по­ни­ма­е­те вы­ска­зы­ва­ние Рене Де­кар­та: «От­ча­я­ние — это страх без на­деж­ды»?

3. Любые ли спо­со­бы хо­ро­ши, чтобы все­лить на­деж­ду?

4. Верно ли: «Ничто так не ис­то­ща­ет, ничто так не спо­соб­ству­ет ма­ло­ду­шию, как безум­ная на­деж­да» (П. Ча­а­да­ев)?

5. Ак­туа­лен ли в наше время образ Данко?


По­ня­тия «на­деж­да» и мечта» вза­и­мо­обу­слов­ле­ны. Че­ло­век дол­жен обя­за­тель­но сле­до­вать за своей меч­той, по­то­му что она окры­ля­ет, даёт силы, по­мо­га­ет де­лать новые важ­ные шаги вперёд по жизни к до­сти­же­нию сво­е­го сча­стья. Чтобы идти вперёд к осу­ществ­ле­нию своей мечты, че­ло­ве­ку нужно на­де­ять­ся, что когда-ни­будь ему всё удаст­ся пре­одо­леть и до­бить­ся же­ла­е­мо­го. На­деж­да на луч­шее по­мо­га­ет пе­ре­жить труд­но­сти. Од­на­ко нель­зя за­бы­вать, что цель не будет до­стиг­ну­та, если мечты и на­деж­ды оста­нут­ся без кон­крет­ных дей­ствий.

Убе­дить­ся в этом можно и на при­ме­ре ге­ро­ев Че­хо­ва: Бе­ли­ко­ва из «Че­ло­ве­ка в фу­тля­ре», Ни­ко­лая Ива­но­ви­ча из «Кры­жов­ни­ка», док­то­ра Стар­це­ва из «Ионы­ча». При­землённые мечты ге­ро­ев осу­ще­стви­лись, но сде­ла­ли ли они их по-на­сто­я­ще­му счаст­ли­вы­ми?

Мечты не долж­ны пе­ре­рас­тать в пу­стые меч­та­ния, как это про­ис­хо­ди­ло у ге­ро­ев пьесы М. Горь­ко­го «На дне». Такие меч­та­ния при­во­дят к разо­ча­ро­ва­нию в жизни и к пол­ной де­гра­да­ции.

Нель­зя дей­ство­вать, как Лука, все­ляя пу­стую на­деж­ду в ге­ро­ев ноч­леж­ки, не под­креп­ляя её же­ла­ни­ем самих ге­ро­ев что-либо со­вер­шить на пути к мечте.

Нель­зя впа­дать в от­ча­я­ние, если на­деж­да раз­ру­ша­ет­ся. Чем помог себе Баш­мач­кин, когда лёг и умер, за­бо­лев от по­те­ри ши­не­ли?

В про­ти­во­вес этим ге­ро­ям бла­го­род­ны устрем­ле­ния Данко и Мцыри, Пьера Без­ухо­ва и Ан­дрея Бол­кон­ско­го, Павки Кор­ча­ги­на и Алек­сея Ме­ре­сье­ва.


1. М. Ю. Лер­мон­тов «Герой на­ше­го вре­ме­ни»

2. И. А. Бунин «Гос­по­дин из Сан-Фран­цис­ко»

3. Л. Н. Тол­стой «Война и мир»

4. А. П. Чехов: «Кры­жов­ник», «Че­ло­век в фу­тля­ре», «Ионыч»

5. М. А. Бул­га­ков «Ма­стер и Мар­га­ри­та»

6. Б. Па­стер­нак «Док­тор Жи­ва­го»

7. Ф. М. До­сто­ев­ский «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние».

9. М. Ю. Лер­мон­тов «Мцыри»

10. Н. В. Го­голь «Ши­нель»

11. М. Горь­кий «Ста­ру­ха Изер­гиль»

12. М. Горь­кий «На дне»

13. Н. Ост­ров­ский «Как за­ка­ля­лась сталь»

14. Б. По­ле­вой «По­весть о на­сто­я­щем че­ло­ве­ке».


Добро и зло


Кон­фликт между доб­ром и злом со­став­ля­ет ос­но­ву боль­шин­ства сю­же­тов ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры и фольк­ло­ра, во­пло­ща­ет­ся в про­из­ве­де­ни­ях всех видов ис­кус­ства. Веч­ное про­ти­во­сто­я­ние двух по­лю­сов че­ло­ве­че­ско­го бытия на­хо­дит свое от­ра­же­ние в нрав­ствен­ном вы­бо­ре ге­ро­ев, в их мыс­лях и по­ступ­ках. По­зна­ние добра и зла, опре­де­ле­ние гра­ниц между ними яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью вся­кой че­ло­ве­че­ской судь­бы. Пре­лом­ле­ние чи­та­тель­ско­го опыта уче­ни­ка в этом ра­кур­се даст не­об­хо­ди­мый ма­те­ри­ал для рас­кры­тия любой из тем ука­зан­но­го на­прав­ле­ния.


1. «Имей серд­це, имей душу, и бу­дешь че­ло­век во вся­кое время» (Д. И. Фон­ви­зин)

2. Что такое доб­ро­та?

3. Может ли доб­ро­та на­вре­дить?

4. По­че­му с про­яв­ле­ни­я­ми же­сто­ко­сти мы стал­ки­ва­ем­ся все чаще и чаще?

5. Со­глас­ны ли Вы с утвер­жде­ни­ем Ци­це­ро­на: «В делах го­су­дар­ствен­ных ничто же­сто­кое не бы­ва­ет по­лез­ным»?

6. Верно ли, что «доб­ро­та лучше кра­со­ты» (Г. Гейне)?

7. Нужно ли пре­се­кать же­сто­кость?

8. Ве­ри­те ли Вы, что добро все­гда по­беж­да­ет зло?


Темы дан­но­го на­прав­ле­ния на­це­ли­ва­ют вы­пуск­ни­ков на раз­мыш­ле­ния о нрав­ствен­ных ос­но­вах от­но­ше­ния к че­ло­ве­ку и всему жи­во­му, о гу­ма­ни­сти­че­ском стрем­ле­нии сеять «ра­зум­ное, доб­рое, веч­ное».

Добро, доб­ро­та — зло, же­сто­кость. Какие иде­а­лы вы­би­ра­ет каж­дый из нас? Чем этот выбор обос­но­ван? Где ис­то­ки этого вы­бо­ра?

В ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ни­ях по­ка­за­ны герои, тя­го­те­ю­щие к од­но­му из этих по­лю­сов или про­хо­дя­щие путь нрав­ствен­но­го пе­ре­рож­де­ния.

Добро и лю­бовь к людям несёт в ро­ма­не Бул­га­ко­ва «Ма­стер и Мар­га­ри­та» Иешуа, ко­то­рый про­ща­ет сво­е­го убий­цу Пон­тия Пи­ла­та, даже ста­ра­ет­ся ему по­мочь. «Все люди доб­рые», — го­во­рит Иешуа. Эту веру несёт он вме­сте со своим кре­стом на Гол­го­фу. С этой верой по­ги­ба­ет.

При­ме­ром же­сто­кой рас­пра­вы над сво­и­ми вра­га­ми слу­жит сцена казни ка­пи­та­на Ми­ро­но­ва и его жены в ро­ма­не «Ка­пи­тан­ская дочка». Что за­став­ля­ет Пугачёва вы­став­лять свою же­сто­кость на­по­каз? Ка­ки­ми ин­те­ре­са­ми может быть эта по­ка­за­тель­ная казнь оправ­да­на? И даже найдёт чи­та­тель оправ­да­ние по­ступ­кам Пугачёва по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ци­ей, усло­ви­я­ми войны, когда не ты, так тебя, но вся­кий раз будет со­дро­гать­ся при чте­нии сцены, по­то­му что здра­во­мыс­лие не может оправ­ды­вать зло и же­сто­кость.

Тема под но­ме­ром 5 может быть рас­смот­ре­на также на при­ме­ре «По­ве­сти не­по­га­шен­ной луны» Бо­ри­са Пиль­ня­ка. По­ли­ти­че­ское убий­ство в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства воз­мож­но? А ты­ся­чи за­губ­лен­ных жиз­ней в со­вет­ских ла­ге­рях, о жизни ко­то­рых по­вест­ву­ет А. И. Сол­же­ни­цын в ро­ма­не «Ар­хи­пе­лаг ГУЛаг»? Всё чаще зву­чат в наше время оправ­да­ния по­ли­ти­ки Ста­ли­на: пра­виль­но, мол, делал, зато го­су­дар­ство со­хра­нил, зато стра­ну не рас­тран­жи­рил. А если на месте ре­прес­си­ро­ван­ных твой отец? Брат? Муж? Зло оправ­да­но?

Не на­хо­дим оправ­да­ния мы и же­сто­кой рас­пра­ве Рас­коль­ни­ко­ва над ста­ру­хой-про­цент­щи­цей и её сест­рой Ли­за­ве­той. Ради чего бы зло ни со­вер­ша­лось, оно не по­ме­ня­ет сво­е­го ис­тин­но­го лица — оста­нет­ся злом.

По-дет­ски про­сто, но очень пра­виль­но зву­чат жиз­нен­ные прин­ци­пы Ма­лень­ко­го прин­ца: «Зорко одно лишь серд­це. Са­мо­го глав­но­го гла­за­ми не уви­дишь» или «Зна­ешь, чем хо­ро­ша пу­сты­ня? — Где-то в ней скры­ва­ют­ся род­ни­ки!» В них глу­бо­кий смысл: живи, как велит тебе твоё серд­це, ищи род­ни­ки в каж­дом че­ло­ве­ке, и тогда сам бу­дешь жить, как живой род­ник.

В по­ве­сти В. Рас­пу­ти­на «Уроки фран­цуз­ско­го» глав­ны­ми уро­ка­ми для рас­сказ­чи­ка стали уроки доб­ро­ты. Лидия Ми­хай­лов­на жа­ле­ла сво­е­го уче­ни­ка и ста­ра­лась бес­ко­рыст­но ему по­мо­гать. Толь­ко спу­стя годы герой понял ис­тин­ную цену этих уро­ков.


1. А. С. Пуш­кин: «Ка­пи­тан­ская дочка»

2. Л. Н. Тол­стой «Война и мир»

3. Ф. М. До­сто­ев­ский «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние»

4. А. Пла­то­нов. «Юшка», «Кот­ло­ван»

5. В. А. За­крут­кин «Ма­терь че­ло­ве­че­ская»

6. М. А. Шо­ло­хов: «Тихий Дон», «Судь­ба че­ло­ве­ка»;

7. Б. Па­стер­нак «Док­тор Жи­ва­го»

8. А. Сол­же­ни­цын «Матрёнин двор»

9. М. Горь­кий «На дне»

10. М. А. Бул­га­ков «Ма­стер и Мар­га­ри­та»


Гор­дость и сми­ре­ние


Дан­ное на­прав­ле­ние пред­по­ла­га­ет осмыс­ле­ние по­ня­тий «гор­дость» и «сми­ре­ние» в фи­ло­соф­ском, ис­то­ри­че­ском и нрав­ствен­ном ас­пек­те с уче­том мно­го­знач­но­сти их смыс­ла у людей раз­ных на­ци­о­наль­но­стей и ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний. По­ня­тие «гор­дость» может быть осмыс­ле­но как в по­зи­тив­ном ключе (чув­ство соб­ствен­но­го до­сто­ин­ства), так и в не­га­тив­ном (гор­ды­ня); по­ня­тие «сми­ре­ние» — как раб­ская по­кор­ность или как внут­рен­няя сила, поз­во­ля­ю­щая не от­ве­чать агрес­си­ей на агрес­сию. Выбор тех или иных смыс­ло­вых ас­пек­тов, а также при­ме­ров из ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний оста­ют­ся за ав­то­ром со­чи­не­ния.


1. Когда гор­дость пе­ре­рас­та­ет в гор­ды­ню?

2. Гор­дость — это до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка или его за­блуж­де­ние?

3. «Чрез­мер­ная гор­дость — вы­вес­ка ни­чтож­ной души» (Тур­ге­нев И. С.) Так ли это?

4. «Без­за­щит­ный че­ло­век мол­чит из стра­ха, а когда зло по­бе­дит, по­мал­ки­ва­ет по при­выч­ке». Как Вы по­ни­ма­е­те это вы­ска­зы­ва­ние Жорж Санд?

5. Сми­ре­ние — это сила че­ло­ве­ка или его сла­бость?


1−3. Хо­ро­шо или плохо быть гор­дым че­ло­ве­ком? Какие ка­че­ства от­ли­ча­ют гор­до­го че­ло­ве­ка? Гор­дость — до­сто­ин­ство или порок? Чем гор­дость от­ли­ча­ет­ся от гор­ды­ни? От­ве­ты на эти во­про­сы можно найти в рус­ской ли­те­ра­ту­ре.

Гор­дый че­ло­век выше об­сто­я­тельств, он са­мо­до­ста­то­чен, спо­со­бен со­хра­нить свое лицо в любой, даже самой не­пред­ска­зу­е­мой си­ту­а­ции, но при этом он не воз­но­сит­ся над дру­ги­ми лю­дь­ми, уни­жая их, про­яв­ляя вы­со­ко­ме­рие и на­ро­чи­то де­мон­стри­руя свою ам­би­ци­оз­ность. Когда это про­ис­хо­дит, можно го­во­рить о гор­ды­не, а не о гор­до­сти.

Гор­дец — че­ло­век, стра­да­ю­щий за­вы­шен­ной са­мо­оцен­кой, ста­вя­щий себя выше дру­гих, уни­жа­ю­щий чужое до­сто­ин­ство, пре­уве­ли­чи­вая (и порой не­за­слу­жен­но) свою зна­чи­мость. Грань между гор­дым че­ло­ве­ком и гор­де­цом очень тон­кая, нужно ста­рать­ся не пе­рей­ти её.

Гор­ды­ня была свой­ствен­на Пе­чо­ри­ну, ко­то­рый при­вык смот­реть на всех свы­со­ка, от­стра­нен­но. Его хо­лод­ность объ­яс­ня­ет­ся уста­ло­стью от пош­ло­сти выс­ше­го об­ще­ства, но гор­ды­ня, гра­ни­ча­щая с эго­из­мом, де­ла­ет не­счаст­ны­ми окру­жа­ю­щих его людей: Мак­си­ма Мак­си­мы­ча, Мери, Бэлу, Веру. Гор­ды­ня и оди­но­че­ство стали для него за­щит­ной мас­кой. Пе­чо­рин ко всему под­хо­дит со своей мер­кой. Его «Я» все­гда вы­сту­па­ет на пер­вом плане. Он видит в людях ма­ри­о­не­ток, ко­то­ры­ми можно управ­лять в угоду соб­ствен­ным ам­би­ци­ям, а жизнь он счи­та­ет не­ле­пой шут­кой: «Удо­воль­ствия мне опро­ти­ве­ли, об­ще­ство мне также на­до­е­ло…лю­бовь толь­ко раз­дра­жа­ла мое са­мо­лю­бие, а серд­це оста­лось пусто…». Вот от­ку­да ис­то­ки за­блуж­де­ния Пе­чо­ри­на о том, что сча­стье — это «на­сы­щен­ная гор­дость».

По­ня­тия «гор­дость» и «гор­ды­ня» можно рас­крыть на при­ме­ре со­по­став­ле­ния ге­ро­ев М. Горь­ко­го: Данко и Ларры. Данко — гор­дый че­ло­век, но лю­бовь к людям не де­ла­ет его гор­де­цом. Он силь­ная лич­ность, до­стой­ная ува­же­ния. Ларра — тоже гор­дый герой, но гор­ды­ня не даёт ему сни­зой­ти до уров­ня своих со­пле­мен­ни­ков, по­это­му от него все от­во­ра­чи­ва­ют­ся и он ока­зы­ва­ет­ся в оди­но­че­стве, его жизнь бес­по­лез­на и пуста.

Гор­дый че­ло­век — Ан­дрей Бол­кон­ский. В на­ча­ле ро­ма­на он за­мет­но вы­де­ля­ет­ся на фоне осталь­ных: он умён, об­ла­да­ет силь­ным ха­рак­те­ром, тще­сла­вен, порой ци­ни­чен. Тол­стой про­во­дит сво­е­го героя через такие ис­пы­та­ния, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют князю Ан­дрею, в чём ис­тин­ная цен­ность че­ло­ве­че­ской жизни. Герой ме­ня­ет­ся: он не пе­ре­стаёт быть гор­дым, но те­перь его гор­дость — ве­ли­кое до­сто­ин­ство не­за­у­ряд­ной лич­но­сти.

Не лишён гор­до­сти и Ро­ди­он Рас­коль­ни­ков, ре­шив­ший ис­пы­тать на себе свою тео­рию: «Тварь ли я дро­жа­щая или право имею?». Увлечённый идеей на­по­лео­низ­ма (как и Ан­дрей Бол­кон­ский), Рас­коль­ни­ков возо­мнил себе, что он ис­клю­чи­тель­ная лич­ность, ко­то­рой всё доз­во­ле­но. Так гор­дость пе­ре­рос­ла в гор­ды­ню, а вер­нуть­ся назад к са­мо­му себе, в свою че­ло­ве­че­скую сущ­ность уда­лось, от­ка­зав­шись от бунта, через рас­ка­я­ние при­ня­тия еван­гель­ских уро­ков.

Силу духа и гор­дость — тож­де­ствен­ные по­ня­тия в рас­ска­зе М. Шо­ло­хо­ва «Судь­ба че­ло­ве­ка». Их де­мон­стри­ру­ет Ан­дрей Со­ко­лов в сцене до­про­са у фа­ши­стов.

4−5. Из­вест­но из­ре­че­ние: «Если тебя уда­ри­ли по одной щеке, не спеши под­став­лять дру­гую». А что де­лать в такой си­ту­а­ции? Дать себя рас­топ­тать? Или от­ве­тить обид­чи­ку? Веч­ные во­про­сы. Каж­дый вы­би­ра­ет сам, как по­сту­пить. «Сми­ре­ние» — это раб­ская по­кор­ность или внут­рен­няя сила, поз­во­ля­ю­щая не от­ве­чать агрес­си­ей на агрес­сию? А как от­ве­ча­ет ли­те­ра­ту­ра на эти во­про­сы?

Мысль о сми­ре­нии и стра­да­нии как пути к ис­куп­ле­нию по­сто­ян­но зву­чит со стра­ниц ро­ма­на Ф. М. До­сто­ев­ско­го «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние». В чер­но­ви­ке к ро­ма­ну До­сто­ев­ский сде­лал такую за­пись: «Че­ло­век не ро­дит­ся для сча­стья. Че­ло­век за­слу­жи­ва­ет свое сча­стье, и все­гда стра­да­ни­ем». По­зи­ция До­сто­ев­ско­го до­ста­точ­но слож­на: он от­ри­ца­ет бунт, од­на­ко же при этом роман его не сво­дит­ся ис­клю­чи­тель­но к про­по­ве­ди сми­ре­ния, а ско­рее к идее пе­ре­рож­де­ния после при­об­ще­ния к Богу.

К «не­про­тив­ле­нию злу на­си­ли­ем» при­зы­ва­ет Л. Н. Тол­стой в «Ис­по­ве­ди». А тогда по­че­му в Пьере («Война и мир») рас­тет не­го­до­ва­ние, про­тест про­тив об­ще­ствен­но­го строя? По­че­му в эпи­ло­ге мы застаём героя в на­ме­ре­нии со­здать ле­галь­ное или тай­ное об­ще­ство? Нрав­ствен­ные ис­ка­ния героя за­кан­чи­ва­ют­ся тем, что он ста­но­вит­ся сто­рон­ни­ком за­рож­да­ю­ще­го­ся в стра­не дви­же­ния де­каб­ри­стов. А ведь это про­тест, бунт!

А разве по­шат­ну­лись бы устои «тёмного цар­ства», не будь таких бун­та­рей, как Ка­те­ри­на? Разве можно бес­ко­неч­но под­чи­нять­ся воле са­мо­ду­ров? Разве это пра­виль­но, что всем пра­вят Дикие и Ка­ба­но­вы?

Во­про­сов боль­ше, чем от­ве­тов! Сми­ре­ние — это не­пло­хо, если оно не по­дав­ля­ет в че­ло­ве­ке че­ло­ве­че­ское, не при­во­дит к рав­но­ду­шию и без­раз­ли­чию. Не­слу­чай­но пре­ду­пре­ждал Юлиус Фучик: «Не бой­тесь вра­гов — они могут толь­ко убить; не бой­тесь дру­зей — они могут толь­ко пре­дать; бой­тесь людей рав­но­душ­ных — имен­но с их мол­ча­ли­во­го со­гла­сия про­ис­хо­дят все самые ужас­ные пре­ступ­ле­ния на свете».


1. Л. Н. Тол­стой «Война и мир»

2. Н. В. Го­голь «Тарас Буль­ба»

3. А. С. Пуш­кин «Ев­ге­ний Оне­гин», «Ка­пи­тан­ская дочка»

4. Б. Па­стер­нак «Док­тор Жи­ва­го»

5. М. Ю. Лер­мон­тов «Герой на­ше­го вре­ме­ни», «Демон»

6. М. Горь­кий «Ста­ру­ха Изер­гиль», «На дне»

7. Ф. М. До­сто­ев­ский «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние»

8. Н. А. Ост­ров­ский «Гроза»

9. М. Шо­ло­хов «Судь­ба че­ло­ве­ка», «Тихий Дон»


Он и она


Вза­и­мо­от­но­ше­ния между муж­чи­ной и жен­щи­ной, как в лич­ной, так и в со­ци­аль­ной сфере, все­гда вол­но­ва­ли оте­че­ствен­ных и за­ру­беж­ных пи­са­те­лей, пуб­ли­ци­стов, фи­ло­со­фов. Темы со­чи­не­ний дан­но­го на­прав­ле­ния дают воз­мож­ность рас­смот­реть раз­ные про­яв­ле­ния этих от­но­ше­ний: от друж­бы и любви до кон­флик­та и обо­юд­но­го не­при­я­тия. Пред­ме­том раз­мыш­ле­ния может стать и мно­го­об­ра­зие вза­и­мо­от­но­ше­ний муж­чи­ны и жен­щи­ны в со­ци­аль­ном, куль­тур­ном, се­мей­ном кон­тек­сте, вклю­чая ду­хов­ные связи между ре­бен­ком и ро­ди­те­ля­ми. Об­шир­ный ли­те­ра­тур­ный ма­те­ри­ал со­дер­жит при­ме­ры осмыс­ле­ния тон­чай­ших ню­ан­сов ду­хов­но­го со­су­ще­ство­ва­ния двух миров, име­ну­е­мых «он» и «она».


1. Может ли жен­щи­на от­кры­то за­яв­лять о своих чув­ствах к муж­чи­не или её участь — сми­рен­но ждать?

2. Каким в рус­ской ли­те­ра­ту­ре пред­стаёт образ жен­щи­ны?

3. Верно ли утвер­жде­ние: «На­сто­я­щая лю­бовь на­чи­на­ет­ся там, где ни­че­го не ждут вза­мен» (Ан­ту­ан де Сент-Эк­зю­пе­ри)?

4. Как со­хра­нить лю­бовь?

5. Можно ли по от­но­ше­нию муж­чи­ны к жен­щи­не су­дить о его до­сто­ин­ствах?

6. По­че­му А. С. Пуш­кин го­во­рил: «Чем мень­ше жен­щи­ну мы любим, тем легче нра­вим­ся мы ей»?


1. Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре об­ра­за Та­тья­ны из ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин», об­ра­за Мар­га­ри­ты из ро­ма­на М. А. Бул­га­ко­ва «Ма­стер и Мар­га­ри­та», об­ра­за На­та­ши Ро­сто­вой из ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир». Имеют ли право ге­ро­и­ни на лю­бовь? На что они могут пойти ради любви? Оправ­да­ны ли их по­ступ­ки? Об этих во­про­сах можно по­рас­суж­дать в со­чи­не­нии.

2−4. Раз­ные жен­щи­ны, раз­ные судь­бы, раз­ные об­ра­зы пред­став­ле­ны на стра­ни­цах ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры. В рус­ском фольк­ло­ре жен­щи­на вы­сту­па­ет в самых раз­но­об­раз­ных ипо­ста­сях то­те­ма, древ­не­язы­че­ско­го бо­же­ства, не­ред­ко в роли во­и­тель­ни­цы, мсти­тель­ни­цы, но­си­тель­ни­цы зла и доб­рой ча­ров­ни­цы, Бо­го­ро­ди­цы, Царь-де­ви­цы, сест­ры, по­дру­ги, со­пер­ни­цы, не­ве­сты и т. д. Фольк­лор­ные мо­ти­вы, как из­вест­но, ока­за­ли вли­я­ние на все сто­ро­ны раз­ви­тия ли­те­ра­ту­ры, ис­кус­ства и куль­ту­ры в целом. О со­от­но­ше­нии злых и доб­рых начал в жен­щи­не го­во­рят и пишут все, кто хоть как-то ка­сал­ся этого во­про­са.

Жен­щи­на — Бо­же­ство, жен­щи­на — Ма­дон­на, жен­щи­на — Воз­рож­да­ю­щая к жизни. Не­ред­ко можно встре­тить имен­но такой образ в рус­ской по­э­зии: у А. Блока, А. Пуш­ки­на, Ф. И. Тют­че­ва.

В прозе это такой, на пер­вый взгляд, про­ти­во­ре­чи­вый образ Со­неч­ки Мар­ме­ла­до­вой. Соня ради детей Ка­те­ри­ны Ива­нов­ны пошла на улицу за­ра­ба­ты­вать, од­на­ко не стала пад­шей жен­щи­ной, а смог­ла со­хра­нить в себе бо­же­ствен­ное на­ча­ло, по­это­му ей и от­ве­де­на глав­ная роль в воз­рож­де­нии Рас­коль­ни­ко­ва.

Жен­щи­на с доб­рым серд­цем и чи­стой душой по­яв­ля­ет­ся на стра­ни­цах рус­ской ли­те­ра­ту­ры как спа­си­тель­ни­ца мира и че­ло­ве­ка. Все­объ­ем­лю­щая жен­ская лю­бовь спо­соб­на тво­рить чу­де­са: воз­рож­дать к жизни, со­гре­вать в хо­лод­ной ночи, обе­ре­гать от пули.

Тема любви в рус­ской ли­те­ра­ту­ре 20 века рас­тет и раз­ви­ва­ет­ся, креп­нет. Есть ис­клю­чи­тель­ная ли­те­ра­ту­ра про лю­бовь: это про­ник­но­вен­ные сти­хо­тво­ре­ния С. Есе­ни­на, по­этов Се­реб­ря­но­го века. Если го­во­рить о прозе — это в первую оче­редь «Ма­стер и Мар­га­ри­та» М. Бул­га­ко­ва. Лю­бовь, воз­ни­ка­ю­щая между ге­ро­я­ми, — вне­зап­ная, она «вы­ска­ки­ва­ет» ни­от­ку­да. Влюб­лен­ные не ис­пы­ты­ва­ют все­по­гло­ща­ю­щей стра­сти, ско­рее, на­о­бо­рот — это тихое, спо­кой­ное, до­маш­нее сча­стье. Од­на­ко в самый кри­ти­че­ский мо­мент толь­ко лю­бовь по­мо­га­ет Мар­га­ри­те спа­сти Ма­сте­ра и их чув­ство, пусть даже и не в че­ло­ве­че­ском мире.

Ответ на во­прос: «Как со­хра­нить лю­бовь»? можно найти в сказ­ке Эк­зю­пе­ри «Ма­лень­кий принц». Нужно лю­бить свою един­ствен­ную розу, даже если у неё шипы. Среди тысяч роз есть толь­ко одна един­ствен­ная, осо­бая, твоя роза. Ты на­все­гда в от­ве­те за тех, кого при­ру­чил. Мысли Ма­лень­ко­го прин­ца стали за­по­ве­дя­ми для мно­гих по­ко­ле­ний чи­та­те­лей.

5. От того, как муж­чи­на от­но­сит­ся к жен­щи­не, мно­гое можно ска­зать о самом муж­чи­не. Перед нами образ Гри­го­рия Пе­чо­ри­на, образ про­ти­во­ре­чи­вый, порой не­при­ят­ный и даже вы­зы­ва­ю­щий не­го­до­ва­ние по по­во­ду край­них про­яв­ле­ний в нём ци­низ­ма в от­но­ше­нии к окру­жа­ю­щим людям. Но вот тот же самый Пе­чо­рин мчит­ся за Верой, за­го­ня­ет лю­би­мую ло­шадь, за­бы­ва­ет о своём эго­из­ме и гор­ды­не. И один этот эпи­зод по­ка­зы­ва­ет чи­та­те­лю, что не чужды Гри­го­рию Алек­сан­дро­ви­чу че­ло­ве­че­ские стра­да­ния. А дуэль с Груш­ниц­ким за честь лю­би­мой жен­щи­ны? Тоже по­ка­за­тель муж­ско­го до­сто­ин­ства и силы.

До­стой­ным при­ме­ром может быть и от­но­ше­ние к жен­щи­не ли­ри­че­ско­го героя сти­хо­тво­ре­ния А. С. Пуш­ки­на «Я Вас любил…» Же­лать сча­стья воз­люб­лен­ной даже после рас­ста­ва­ния — это об­ра­зец ис­тин­но­го ве­ли­ко­ду­шия и до­сто­ин­ства.

Прак­ти­че­ски на любой во­прос можно найти ответ в ро­ма­не Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир». Можно срав­нить от­но­ше­ние к На­та­ше князя Ан­дрея и Пьера. Лю­бить, ни­че­го не тре­буя вза­мен, не вы­дви­гая ни­ка­ких усло­вий, может Пьер, че­ло­век с боль­шим серд­цем и чут­кой душой.

6. Из­вест­ное из­ре­че­ние Пуш­ки­на каж­дый трак­ту­ет так, как ему взду­ма­ет­ся. С лег­ко­стью, порой иро­нич­но, порой на­вяз­чи­во пошло. Но вду­ма­ем­ся в смысл этих кры­ла­тых стро­чек. Разве не слы­ши­те вы го­речь от того, как может обес­це­нить себя де­вуш­ка, жен­щи­на, пре­вра­щая свою жизнь в пу­стую по­го­ню за мни­мым сча­стьем с лю­би­мым че­ло­ве­ком? Разве не ви­ди­те в стро­ках этих при­зыв ве­ли­ко­го поэта: «Це­ни­те жен­щи­ну, лю­би­те её, она — Бо­же­ство, спо­соб­ное ис­це­лить душу и на­пол­нить жизнь смыс­лом»? Разве сам ве­ли­кий поэт не стал для вас при­ме­ром тре­пет­но­го и са­мо­от­вер­жен­но­го слу­же­ния своей Ма­до­не (так у Пуш­ки­на: с одной -н-)? Лю­бовь нель­зя пре­дать, как это сде­лал герой по­ве­сти Куп­ри­на «Олеся». Лю­бовь нужно нести через годы, пре­одо­ле­вая пре­пят­ствия, как Желт­ков из по­ве­сти «Гра­на­то­вый брас­лет». Имен­но об этом нужно по­раз­мыш­лять в со­чи­не­нии.


1. А. С. Пуш­кин: «Ев­ге­ний Оне­гин», «Ма­до­на», «Я вас любил», «Я помню чуд­ное мгно­ве­нье»

2. Л. Н. Тол­стой «Война и мир»

3. Ф. М. До­сто­ев­ский «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние»

4. М. А. Бул­га­ков «Ма­стер и Мар­га­ри­та»

5. Эк­зю­пе­ри «Ма­лень­кий принц»

6. И. А. Бунин «Чи­стый по­не­дель­ник», цикл «Тёмные аллеи»

7. А. И. Куп­рин: «Гра­на­то­вый брас­лет», «Олеся»

8. А. Блок. Цикл сти­хов о Пре­крас­ной даме.

9. И. С. Тур­ге­нев. «Отцы и дети»

10. Н. М. Ка­рам­зин «Бед­ная Лиза»


Темы преды­ду­ще­го года