СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости


Всё про итоговое сочинение

Темы
2020
Структура Клише Советы

Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать



«Война и мир» — к 150-летию великой книги

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.


1. Тема войны на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Как Л. H. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»

3. «Люди как реки…» Как можно понять это высказывание Л. Н. Толстого?

4. Из чего складывается мировоззрение? (на примере героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

5. Считаете ли Вы Наташу столь же притягательной, какой считал её автор?

6. Почему Наташе Ростовой и Андрею Болконскому не суждено быть вместе?

7. «Мысль семейная» в понимании Л. Н. Толстого.

8. Может ли один эпизод изменить жизнь (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)


1. Неприятие войны, её бессмысленность — глубокое убеждение великого писателя. Об этом он заявлял своими «Севастопольскими рассказами». Об этом он говорит и в романе «Война и мир». Война переворачивает не только судьбы отдельно взятых людей, но и жизнь всего мира, ход истории. «В этот двадцатилетний период времени огромное количество полей не паханы; дома сожжены; торговля переменяет направление, миллионы людей беднеют, богатеют, переселяются, и миллионы людей-христиан, исповедующих законы любви ближнего, убивают друг друга».

Это неприемлемо для Толстого, это противоестественно природе разумного человека. Винсент Босс, солдат французской армии, вовсе не воспринимается Петей Ростовым как враг. Петя просит Денисова пригласить Винсента поужинать вместе с партизанами. Ведь даже к пленным нужно относиться по-человечески. Мальчик-француз видит в Ростове друга, готового прийти на помощь любому в трудную минуту. А сам Петя гибнет от французской пули. Как это нелепо и бессмысленно!

В плену и к Пьеру приходит понимание того, что не только русские, но и французы против убийства и насилия, поэтому Пьер убеждён, что военные действия трагичны и абсурдны.

Разговор двух любимых героев писателя — Пьера Безухова и Андрея Болконского — предваряет Бородинское сражение и расставляет некоторые акценты в освещении темы войны, насилия, вопроса победы или поражения в романе. В этом эпизоде раскрывается взгляд Толстого на силы, влияющие на ход военных действий. Если Пьер смотрит на войну лишь с точки зрения теоретика и человека постороннего, то Болконский видит ее изнутри. Он прекрасно понимает, что исход сражения нельзя просчитать, потому что «на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна». Отчего же зависит успех на войне. По мнению князя Андрея, исключительно «от того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате». Этот вывод становится основополагающим и в раскрытии следующей темы.

2. В романе-эпопее «Война и мир» Толстой старается разрешить важный философский вопрос — кто движущая сила истории? Своим произведением автор вступает в спор с расхожими взглядами о значимости отдельных личностей. Многие историки убеждены, что народом движет назревшая необходимость социальных изменений. Однако Толстой считает иначе, утверждая, что ход истории предопределен свыше, он зависим лишь от совпадений. Людьми руководит внутренняя сила, и никому не дано понять этого. Способный постичь тайну провидения человек не является исключительным деятелем. Он лишь откликается на стремления народа в целом и этим влияет на ход истории.

Это наглядно демонстрируют образы Кутузова и Наполеона. Участь героических баталий, по мнению Толстого, решают обычные солдаты-патриоты, а не гениальные полководцы — Кутузов или Наполеон. Истинный победитель и творец истории — русский народ.

3−4. Тема может быть раскрыта на примере образов Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой.

Художественный принцип Толстого — «диалектика души»: через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.

Если речь пойдёт о Наташе, то нужно обязательно указать, что это любимая героиня Толстого. Хотя она и совершает ошибки, но становится воплощением женственности, истинного предназначения женщины — быть матерью и верной женой.

В образе Пьера раскрывается главный идейный замысел автора — показать становление декабристского движения в России. Пьер проходит путь через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.

Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, — истинный патриотизм и героизм русского народа. Один из верных сынов Отечества — князь Андрей Болконский. Герой прошёл нелёгкий путь исканий и жизненных разочарований. Был подвержен идее наполеонизма, которая рассыпалась после Аустерлицкого сражения. Андрей — человек деятельный, достоин подражания.

5−6. В русской литературе немало замечательных, завораживающих обра-зов русской женщины. Это и пушкинская Татьяна Ларина, и Катерина, героиня «Грозы» Островского, и некрасовские женщины. Любимой ге-роиней Толстого была Наташа Ростова. Любуясь своей героиней, Тол-стой ценит в ней «простоту, добро и правду» — черты, свой-ственные неиспорченному миру детей. Внутренняя, духовная красота Наташи делают ее любимой героиней писателя. В поэмах Некрасова женские образы многогранны. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» перед нами предстает Матрена Тимофеевна, русская крестьянка. В поэме «Русские женщины» — незабываемые образы княгини Трубецкой и княгине Волконской, жен декабристов. Главное достоин-ство русской женщины — добро, верность, способность к самопожертвованию. Можно провести параллель между Наташей Ро-стовой и героинями Некрасова.

Наташа — живой человек, ей свойственны и ошибки. Так, из-за собственной непосредственности и легковерности она чуть не бежала с Анатолем Курагиным. Конечно, она раскаялась, чувствуя свою вину перед Болконским: «...она вспоминала князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы бог простил ей то зло, которое она ему сделала». Однако нельзя винить Наташу за ее доверчивость и искренность. Она не в полной мере готова была стать спутницей такого человека, как Болконский.

Душа князя Андрея осталась для Наташи тайной. В их отношениях существовала недосказанность. Характер Болконского таков, что ему трудно стремиться к желаемой цели, а Наташа слишком проста и непосредственна, чтобы увидеть и понять истинную суть своего возлюбленного.

7. История нескольких семей проходит перед нами на страницах романа. Доверие и любовь царят в доме Ростовых. Требовательность и принципиальность — в доме Болконских. Ложь и лицемерие — у Курагиных. Идеал Толстого — семья Ростовых. Детям, выращенным в атмосфере любви и душевного тепла, не приходится ничего доказывать, они платят своим родителям той же любовью и пониманием.

Уважение к старшим воспитано в княжне Марье и князе Андрее. И в этой семье царит любовь, но любовь тщательно маскируется под принципами строгости в воспитании. И все здесь вроде бы неплохо и правильно, но не хватает искренности, тепла, защищённости.

А вот князя Василия Курагина вряд ли ждёт спокойная старость. Принципы, так тщательно заложенные им в Анатоля и Элен, вероятнее всего, обернутся против него же самого. Вот уж когда невольно вспомнится: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».

8. На самом деле очень часто мы оказываемся в воле случая. Эту мысль Л. Н. Толстой затрагивает в рассказе «После бала». Эта мысль подтверждается и на примере героев романа «Война и мир».

Так, в сцене Аустерлицкого сражения, там, где князь Андрей со знаменем в руках поднимает за собой в атаку расстроенные русские войска, это проявляется особенно наглядно. «Бесконечное» небо Аустерлица кардинально меняет мировоззрение героя. Соприкоснувшись с вечным, непостижимым, незыблемым и загадочным, Андрей Болконский открывает для себя новую, ранее ему неведомую истину: как мелки и тщеславны людские помыслы о мнимой славе, об успехе, о житейской карьере, как ничтожны все мечты и устремления к наградам и званиям, как смешны бывают люди в своей мелкой житейской суете, интригах, стремлении к материальным благам. «И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..», — к такому выводу приходит герой и начинает новую жизнь.


1. Л. Н. Толстой «Война и мир»

2. Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

3. Л. Н. Толстой «После бала»

4. Л. Н. Толстой «Исповедь»


Надежда и отчаяние


В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.


1. Можно ли жить без надежды?

2. Как Вы понимаете высказывание Рене Декарта: «Отчаяние — это страх без надежды»?

3. Любые ли способы хороши, чтобы вселить надежду?

4. Верно ли: «Ничто так не истощает, ничто так не способствует малодушию, как безумная надежда» (П. Чаадаев)?

5. Актуален ли в наше время образ Данко?


Понятия «надежда» и мечта» взаимообусловлены. Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет, даёт силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья. Чтобы идти вперёд к осуществлению своей мечты, человеку нужно надеяться, что когда-нибудь ему всё удастся преодолеть и добиться желаемого. Надежда на лучшее помогает пережить трудности. Однако нельзя забывать, что цель не будет достигнута, если мечты и надежды останутся без конкретных действий.

Убедиться в этом можно и на примере героев Чехова: Беликова из «Человека в футляре», Николая Ивановича из «Крыжовника», доктора Старцева из «Ионыча». Приземлённые мечты героев осуществились, но сделали ли они их по-настоящему счастливыми?

Мечты не должны перерастать в пустые мечтания, как это происходило у героев пьесы М. Горького «На дне». Такие мечтания приводят к разочарованию в жизни и к полной деградации.

Нельзя действовать, как Лука, вселяя пустую надежду в героев ночлежки, не подкрепляя её желанием самих героев что-либо совершить на пути к мечте.

Нельзя впадать в отчаяние, если надежда разрушается. Чем помог себе Башмачкин, когда лёг и умер, заболев от потери шинели?

В противовес этим героям благородны устремления Данко и Мцыри, Пьера Безухова и Андрея Болконского, Павки Корчагина и Алексея Мересьева.


1. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

2. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

3. Л. Н. Толстой «Война и мир»

4. А. П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

5. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

6. Б. Пастернак «Доктор Живаго»

7. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

9. М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

10. Н. В. Гоголь «Шинель»

11. М. Горький «Старуха Изергиль»

12. М. Горький «На дне»

13. Н. Островский «Как закалялась сталь»

14. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».


Добро и зло


Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.


1. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (Д. И. Фонвизин)

2. Что такое доброта?

3. Может ли доброта навредить?

4. Почему с проявлениями жестокости мы сталкиваемся все чаще и чаще?

5. Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным»?

6. Верно ли, что «доброта лучше красоты» (Г. Гейне)?

7. Нужно ли пресекать жестокость?

8. Верите ли Вы, что добро всегда побеждает зло?


Темы данного направления нацеливают выпускников на размышления о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, о гуманистическом стремлении сеять «разумное, доброе, вечное».

Добро, доброта — зло, жестокость. Какие идеалы выбирает каждый из нас? Чем этот выбор обоснован? Где истоки этого выбора?

В литературных произведениях показаны герои, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Добро и любовь к людям несёт в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа, который прощает своего убийцу Понтия Пилата, даже старается ему помочь. «Все люди добрые», — говорит Иешуа. Эту веру несёт он вместе со своим крестом на Голгофу. С этой верой погибает.

Примером жестокой расправы над своими врагами служит сцена казни капитана Миронова и его жены в романе «Капитанская дочка». Что заставляет Пугачёва выставлять свою жестокость напоказ? Какими интересами может быть эта показательная казнь оправдана? И даже найдёт читатель оправдание поступкам Пугачёва политической ситуацией, условиями войны, когда не ты, так тебя, но всякий раз будет содрогаться при чтении сцены, потому что здравомыслие не может оправдывать зло и жестокость.

Тема под номером 5 может быть рассмотрена также на примере «Повести непогашенной луны» Бориса Пильняка. Политическое убийство в интересах государства возможно? А тысячи загубленных жизней в советских лагерях, о жизни которых повествует А. И. Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛаг»? Всё чаще звучат в наше время оправдания политики Сталина: правильно, мол, делал, зато государство сохранил, зато страну не растранжирил. А если на месте репрессированных твой отец? Брат? Муж? Зло оправдано?

Не находим оправдания мы и жестокой расправе Раскольникова над старухой-процентщицей и её сестрой Лизаветой. Ради чего бы зло ни совершалось, оно не поменяет своего истинного лица — останется злом.

По-детски просто, но очень правильно звучат жизненные принципы Маленького принца: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» или «Знаешь, чем хороша пустыня? — Где-то в ней скрываются родники!» В них глубокий смысл: живи, как велит тебе твоё сердце, ищи родники в каждом человеке, и тогда сам будешь жить, как живой родник.

В повести В. Распутина «Уроки французского» главными уроками для рассказчика стали уроки доброты. Лидия Михайловна жалела своего ученика и старалась бескорыстно ему помогать. Только спустя годы герой понял истинную цену этих уроков.


1. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

4. А. Платонов. «Юшка», «Котлован»

5. В. А. Закруткин «Матерь человеческая»

6. М. А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;

7. Б. Пастернак «Доктор Живаго»

8. А. Солженицын «Матрёнин двор»

9. М. Горький «На дне»

10. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


Гордость и смирение


Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» — как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.


1. Когда гордость перерастает в гордыню?

2. Гордость — это достоинство человека или его заблуждение?

3. «Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души» (Тургенев И. С.) Так ли это?

4. «Беззащитный человек молчит из страха, а когда зло победит, помалкивает по привычке». Как Вы понимаете это высказывание Жорж Санд?

5. Смирение — это сила человека или его слабость?


1−3. Хорошо или плохо быть гордым человеком? Какие качества отличают гордого человека? Гордость — достоинство или порок? Чем гордость отличается от гордыни? Ответы на эти вопросы можно найти в русской литературе.

Гордый человек выше обстоятельств, он самодостаточен, способен сохранить свое лицо в любой, даже самой непредсказуемой ситуации, но при этом он не возносится над другими людьми, унижая их, проявляя высокомерие и нарочито демонстрируя свою амбициозность. Когда это происходит, можно говорить о гордыне, а не о гордости.

Гордец — человек, страдающий завышенной самооценкой, ставящий себя выше других, унижающий чужое достоинство, преувеличивая (и порой незаслуженно) свою значимость. Грань между гордым человеком и гордецом очень тонкая, нужно стараться не перейти её.

Гордыня была свойственна Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Его холодность объясняется усталостью от пошлости высшего общества, но гордыня, граничащая с эгоизмом, делает несчастными окружающих его людей: Максима Максимыча, Мери, Бэлу, Веру. Гордыня и одиночество стали для него защитной маской. Печорин ко всему подходит со своей меркой. Его «Я» всегда выступает на первом плане. Он видит в людях марионеток, которыми можно управлять в угоду собственным амбициям, а жизнь он считает нелепой шуткой: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Вот откуда истоки заблуждения Печорина о том, что счастье — это «насыщенная гордость».

Понятия «гордость» и «гордыня» можно раскрыть на примере сопоставления героев М. Горького: Данко и Ларры. Данко — гордый человек, но любовь к людям не делает его гордецом. Он сильная личность, достойная уважения. Ларра — тоже гордый герой, но гордыня не даёт ему снизойти до уровня своих соплеменников, поэтому от него все отворачиваются и он оказывается в одиночестве, его жизнь бесполезна и пуста.

Гордый человек — Андрей Болконский. В начале романа он заметно выделяется на фоне остальных: он умён, обладает сильным характером, тщеславен, порой циничен. Толстой проводит своего героя через такие испытания, которые показывают князю Андрею, в чём истинная ценность человеческой жизни. Герой меняется: он не перестаёт быть гордым, но теперь его гордость — великое достоинство незаурядной личности.

Не лишён гордости и Родион Раскольников, решивший испытать на себе свою теорию: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Увлечённый идеей наполеонизма (как и Андрей Болконский), Раскольников возомнил себе, что он исключительная личность, которой всё дозволено. Так гордость переросла в гордыню, а вернуться назад к самому себе, в свою человеческую сущность удалось, отказавшись от бунта, через раскаяние принятия евангельских уроков.

Силу духа и гордость — тождественные понятия в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Их демонстрирует Андрей Соколов в сцене допроса у фашистов.

4−5. Известно изречение: «Если тебя ударили по одной щеке, не спеши подставлять другую». А что делать в такой ситуации? Дать себя растоптать? Или ответить обидчику? Вечные вопросы. Каждый выбирает сам, как поступить. «Смирение» — это рабская покорность или внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию? А как отвечает литература на эти вопросы?

Мысль о смирении и страдании как пути к искуплению постоянно звучит со страниц романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В черновике к роману Достоевский сделал такую запись: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Позиция Достоевского достаточно сложна: он отрицает бунт, однако же при этом роман его не сводится исключительно к проповеди смирения, а скорее к идее перерождения после приобщения к Богу.

К «непротивлению злу насилием» призывает Л. Н. Толстой в «Исповеди». А тогда почему в Пьере («Война и мир») растет негодование, протест против общественного строя? Почему в эпилоге мы застаём героя в намерении создать легальное или тайное общество? Нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов. А ведь это протест, бунт!

А разве пошатнулись бы устои «тёмного царства», не будь таких бунтарей, как Катерина? Разве можно бесконечно подчиняться воле самодуров? Разве это правильно, что всем правят Дикие и Кабановы?

Вопросов больше, чем ответов! Смирение — это неплохо, если оно не подавляет в человеке человеческое, не приводит к равнодушию и безразличию. Неслучайно предупреждал Юлиус Фучик: «Не бойтесь врагов — они могут только убить; не бойтесь друзей — они могут только предать; бойтесь людей равнодушных — именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете».


1. Л. Н. Толстой «Война и мир»

2. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

3. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»

4. Б. Пастернак «Доктор Живаго»

5. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон»

6. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»

7. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

8. Н. А. Островский «Гроза»

9. М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»


Он и она


Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».


1. Может ли женщина открыто заявлять о своих чувствах к мужчине или её участь — смиренно ждать?

2. Каким в русской литературе предстаёт образ женщины?

3. Верно ли утверждение: «Настоящая любовь начинается там, где ничего не ждут взамен» (Антуан де Сент-Экзюпери)?

4. Как сохранить любовь?

5. Можно ли по отношению мужчины к женщине судить о его достоинствах?

6. Почему А. С. Пушкин говорил: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»?


1. Тема может быть раскрыта на примере образа Татьяны из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», образа Маргариты из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», образа Наташи Ростовой из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Имеют ли право героини на любовь? На что они могут пойти ради любви? Оправданы ли их поступки? Об этих вопросах можно порассуждать в сочинении.

2−4. Разные женщины, разные судьбы, разные образы представлены на страницах художественной литературы. В русском фольклоре женщина выступает в самых разнообразных ипостасях тотема, древнеязыческого божества, нередко в роли воительницы, мстительницы, носительницы зла и доброй чаровницы, Богородицы, Царь-девицы, сестры, подруги, соперницы, невесты и т. д. Фольклорные мотивы, как известно, оказали влияние на все стороны развития литературы, искусства и культуры в целом. О соотношении злых и добрых начал в женщине говорят и пишут все, кто хоть как-то касался этого вопроса.

Женщина — Божество, женщина — Мадонна, женщина — Возрождающая к жизни. Нередко можно встретить именно такой образ в русской поэзии: у А. Блока, А. Пушкина, Ф. И. Тютчева.

В прозе это такой, на первый взгляд, противоречивый образ Сонечки Мармеладовой. Соня ради детей Катерины Ивановны пошла на улицу зарабатывать, однако не стала падшей женщиной, а смогла сохранить в себе божественное начало, поэтому ей и отведена главная роль в возрождении Раскольникова.

Женщина с добрым сердцем и чистой душой появляется на страницах русской литературы как спасительница мира и человека. Всеобъемлющая женская любовь способна творить чудеса: возрождать к жизни, согревать в холодной ночи, оберегать от пули.

Тема любви в русской литературе 20 века растет и развивается, крепнет. Есть исключительная литература про любовь: это проникновенные стихотворения С. Есенина, поэтов Серебряного века. Если говорить о прозе — это в первую очередь «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Любовь, возникающая между героями, — внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот — это тихое, спокойное, домашнее счастье. Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире.

Ответ на вопрос: «Как сохранить любовь»? можно найти в сказке Экзюпери «Маленький принц». Нужно любить свою единственную розу, даже если у неё шипы. Среди тысяч роз есть только одна единственная, особая, твоя роза. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Мысли Маленького принца стали заповедями для многих поколений читателей.

5. От того, как мужчина относится к женщине, многое можно сказать о самом мужчине. Перед нами образ Григория Печорина, образ противоречивый, порой неприятный и даже вызывающий негодование по поводу крайних проявлений в нём цинизма в отношении к окружающим людям. Но вот тот же самый Печорин мчится за Верой, загоняет любимую лошадь, забывает о своём эгоизме и гордыне. И один этот эпизод показывает читателю, что не чужды Григорию Александровичу человеческие страдания. А дуэль с Грушницким за честь любимой женщины? Тоже показатель мужского достоинства и силы.

Достойным примером может быть и отношение к женщине лирического героя стихотворения А. С. Пушкина «Я Вас любил…» Желать счастья возлюбленной даже после расставания — это образец истинного великодушия и достоинства.

Практически на любой вопрос можно найти ответ в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Можно сравнить отношение к Наташе князя Андрея и Пьера. Любить, ничего не требуя взамен, не выдвигая никаких условий, может Пьер, человек с большим сердцем и чуткой душой.

6. Известное изречение Пушкина каждый трактует так, как ему вздумается. С легкостью, порой иронично, порой навязчиво пошло. Но вдумаемся в смысл этих крылатых строчек. Разве не слышите вы горечь от того, как может обесценить себя девушка, женщина, превращая свою жизнь в пустую погоню за мнимым счастьем с любимым человеком? Разве не видите в строках этих призыв великого поэта: «Цените женщину, любите её, она — Божество, способное исцелить душу и наполнить жизнь смыслом»? Разве сам великий поэт не стал для вас примером трепетного и самоотверженного служения своей Мадоне (так у Пушкина: с одной -н-)? Любовь нельзя предать, как это сделал герой повести Куприна «Олеся». Любовь нужно нести через годы, преодолевая препятствия, как Желтков из повести «Гранатовый браслет». Именно об этом нужно поразмышлять в сочинении.


1. А. С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Мадона», «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

4. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

5. Экзюпери «Маленький принц»

6. И. А. Бунин «Чистый понедельник», цикл «Тёмные аллеи»

7. А. И. Куприн: «Гранатовый браслет», «Олеся»

8. А. Блок. Цикл стихов о Прекрасной даме.

9. И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

10. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»


Темы предыдущего года