На­прав­ле­ния, при­мер­ные темы со­чи­не­ний, ли­те­ра­ту­ра и о чём пи­сать



Отцы и дети

1. По­че­му про­бле­ма отцов и детей остаётся ак­ту­аль­ной и в наше время?

2. Со­глас­ны ли Вы со сло­ва­ми Фри­дри­ха Шил­ле­ра: «Ро­ди­те­ли мень­ше всего про­ща­ют своим детям те по­ро­ки, ко­то­рые они сами им при­ви­ли»?

3. Есть ли в споре «отцов» и детей» по­бе­ди­те­ли?

4. Что надо де­лать, чтобы из­бе­жать кон­флик­та по­ко­ле­ний?

5. «Взрос­лые и дети — два раз­ных на­ро­да…» (Рэй Бред­бе­ри). Так ли это?

6. Что в наше время чаще при­во­дит к кон­флик­ту по­ко­ле­ний: не­удер­жи­мая энер­гия юно­сти или не­же­ла­ние стар­ших при­ни­мать всё новое?

7. «Оте­че­ство по­гиб­нет, если отцов будут топ­тать но­га­ми» (Баль­зак)

8. «Нет ни­че­го свя­тее и бес­ко­рыст­нее любви ма­те­ри…» (В. Г. Бе­лин­ский)


Споры отцов и детей — тра­ди­ци­он­ная тема рус­ской ли­те­ра­ту­ры. В раз­ных про­из­ве­де­ни­ях по­ка­за­ны раз­лич­ные типы вза­и­мо­дей­ствия между пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных по­ко­ле­ний: от кон­фликт­но­го про­ти­во­сто­я­ния до вза­и­мо­по­ни­ма­ния и пре­ем­ствен­но­сти; вы­яв­ля­ют­ся при­чи­ны про­ти­во­бор­ства между ними, а также пути их ду­хов­но­го сбли­же­ния.

За­ча­стую в ли­те­ра­ту­ре XIX века про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ний по­ко­ле­ний рас­смат­ри­ва­ет­ся через приз­му не толь­ко бы­то­во­го, но и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ско­го кон­флик­та («Отцы и дети» И.С. Тур­ге­не­ва, «Горе от ума» А.С. Гри­бо­едо­ва, «Гроза» А.Н. Ост­ров­ско­го и др.). Мо­ло­дое по­ко­ле­ние чаще всего ас­со­ци­и­ру­ет­ся с пе­ре­до­вы­ми про­цес­са­ми в об­ще­стве (Чац­кий, Ба­за­ров), а пред­ста­ви­те­ли стар­ше­го по­ко­ле­ния: Кир­са­нов, Фа­му­сов, Дикой, Ка­ба­ни­ха — под­вер­га­ют­ся кри­ти­ке как не­спо­соб­ные к про­грес­сив­но­му дей­ствию.

Од­но­знач­но­го от­ве­та о право­те отцов или детей нет. Молодёжь стро­ит свою жизнь на опыте и до­сти­же­ни­ях отцов, по­это­му долж­на ува­жать этот опыт. Стар­ше­му по­ко­ле­нию нужно осо­зна­вать, что бу­ду­щее при­над­ле­жит детям, по­это­му они стре­мят­ся идти вперёд, и это дви­же­ние не все­гда раз­ру­ши­тель­но и опас­но, как ду­ма­ют стар­шие.

Для рас­кры­тия тем можно также об­ра­тить­ся к ана­ли­зу ро­ма­на Л.Н. Тол­сто­го «Война и мир». Ис­то­рия не­сколь­ких семей про­хо­дит перед нами на стра­ни­цах ро­ма­на. До­ве­рие и лю­бовь царят в доме Ро­сто­вых. Тре­бо­ва­тель­ность и прин­ци­пи­аль­ность — в доме Бол­кон­ских. Ложь и ли­це­ме­рие — у Ку­ра­ги­ных. Идеал Тол­сто­го — семья Ро­сто­вых. Детям, вы­ра­щен­ным в ат­мо­сфе­ре любви и ду­шев­но­го тепла, не при­хо­дит­ся ни­че­го до­ка­зы­вать, они пла­тят своим ро­ди­те­лям той же лю­бо­вью и по­ни­ма­ни­ем.

Ува­же­ние к стар­шим вос­пи­та­но в княж­не Марье и князе Ан­дрее. И в этой семье царит лю­бовь, но лю­бовь тща­тель­но мас­ки­ру­ет­ся под прин­ци­па­ми стро­го­сти в вос­пи­та­нии. И все здесь вроде бы не­пло­хо и пра­виль­но, но не хва­та­ет ис­крен­но­сти, тепла, защищённо­сти.

А вот князя Ва­си­лия Ку­ра­ги­на вряд ли ждёт спо­кой­ная ста­рость. Прин­ци­пы, так тща­тель­но за­ло­жен­ные им в Ана­то­ля и Элен, ве­ро­ят­нее всего, обер­нут­ся про­тив него же са­мо­го. Вот уж когда не­воль­но вспом­нит­ся: «Ро­ди­те­ли мень­ше всего про­ща­ют своим детям те по­ро­ки, ко­то­рые они сами им при­ви­ли».

При­ме­ром «не­пра­виль­но­го» вос­пи­та­ния может стать и Мит­ро­фа­нуш­ка из «Не­до­рос­ля» Д.И. Фон­ви­зи­на.

На этих при­ме­рах может быть рас­кры­та и тема, сфор­му­ли­ро­ван­ная по вы­ска­зы­ва­нию Баль­за­ка: «Оте­че­ство по­гиб­нет, если отцов будут топ­тать но­га­ми». Для рас­кры­тия темы умест­но также будет вспом­нить и роман са­мо­го Баль­за­ка «Отец Горио». Герой ро­ма­на бур­жуа Горио без­гра­нич­но любит своих до­че­рей, все стре­мит­ся де­лать для них, но когда он ли­шил­ся денег и умер, до­че­ри даже не при­шли к нему на по­хо­ро­ны. На смерт­ном ложе у него была одна мечта: про­дол­жать по­мо­гать доч­кам. Так рас­суж­де­ния над про­бле­мой «отцов и детей» пе­ре­рас­та­ют в рас­суж­де­ния над об­ще­че­ло­ве­че­ски­ми во­про­са­ми: как дол­жен и не дол­жен по­сту­пать че­ло­век, как люди пе­ре­ста­ют быть лю­дь­ми, что сде­лать, чтобы слово «че­ло­век» по-преж­не­му зву­ча­ло гордо.

Раз­мыш­ле­ния по этой теме будет от­ли­чать­ся от осталь­ных со­чи­не­ний блока. Мама тоже пред­ста­ви­тель стар­ше­го по­ко­ле­ния, но без­за­вет­ная ма­те­рин­ская лю­бовь, жерт­вен­ное слу­же­ние своим детям и бес­ко­неч­ное про­ще­ние, свой­ствен­ное ма­те­рям, не поз­во­ля­ет го­во­рить о кон­флик­те по­ко­ле­ний как та­ко­вом. Дети, ко­неч­но, не все­гда могут во­вре­мя по­нять и оце­нить эту жерт­вен­ность, но не она ли и есть путь к все­объ­ем­лю­щей любви и все­лен­ско­му добру. Тема может быть рас­кры­та на про­из­ве­де­ни­ях: «Война и мир» Л.Н. Тол­сто­го, «Рус­ский ха­рак­тер» А.Н. Тол­сто­го, «Тарас Буль­ба» Н.В. Го­го­ля, «Серд­це ма­те­ри» Д. Кед­ри­на и др.


1. А. Н. Ост­ров­ский «Гроза»

2. Л. Н. Тол­стой «Война и мир»

3. А. С. Гри­бо­едов «Горе от ума»

4. И. С. Тур­ге­нев «Отцы и дети»

5. Д. И. Фон­ви­зин «Не­до­росль»

6. М. А. Шо­ло­хов «Тихий Дон»

7. А. С. Пуш­кин «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель»

8. В. Г. Рас­пу­тин «По­след­ний срок»

9. Оноре де Баль­зак «Отец Горио»

10. Н. В. Го­голь «Тарас Буль­ба»

11. Д. Кед­рин «Серд­це ма­те­ри»

12. А. Н. Тол­стой «Рус­ский ха­рак­тер»


Мечта и ре­аль­ность


1. Да­ле­ка ли мечта от ре­аль­но­сти?

2. Мечта и цель — оно и то же?

3. По­мо­га­ет ли мечта жить?

4. Как про­ти­во­по­став­ле­ны мечта и ре­аль­ность?

5. Можно ли про­жить без мечты?

6. Со­глас­ны ли вы с утвер­жде­ни­ем К. Ти­ми­ря­зе­ва: «Осу­ществ­ляя свои луч­шие мечты, че­ло­ве­че­ство про­дви­га­ет­ся вперёд»?

7. Пра­во­моч­но ли утвер­жде­ние: «Че­ло­век без мечты, как птица без кры­льев»?


По­ня­тия «мечта» и «ре­аль­ность» и про­ти­во­по­став­ле­ны друг другу, и од­но­вре­мен­но тесно свя­за­ны, они на­це­ли­ва­ют на осмыс­ле­ние раз­лич­ных пред­став­ле­ний о мире и смыс­ле жизни, на раз­мыш­ле­ния о том, как рож­да­ет­ся мечта че­ло­ве­ка и как она по­мо­га­ет вы­жить в самых, порой очень не­про­стых, си­ту­а­ци­ях, как мечта под­ни­ма­ет че­ло­ве­ка над обы­ден­но­стью.

Мечты могут быть раз­ные.

Ака­кий Ака­ки­е­вич Баш­мач­кин меч­та­ет о новой ши­не­ли — эта мечта по­мо­га­ет ему пе­ре­жить тя­го­ты ни­щен­ско­го су­ще­ство­ва­ния, уни­же­ния, но при этом вы­ма­ты­ва­ет на­столь­ко, что её кру­ше­ние ли­ша­ет героя жизни.

Че­ло­век без имени — гос­по­дин из Сан-Фран­цис­ко — всю жизнь толь­ко и делал, что за­ра­ба­ты­вал день­ги. День­ги на­коп­ле­ны, и те­перь можно осу­ще­ствить мечту — от­пра­вить­ся в круиз. Но на мечту не оста­ет­ся вре­ме­ни — гос­по­дин уми­ра­ет. Пу­те­ше­ствие для него те­перь воз­мож­но толь­ко в трюме кру­из­но­го лай­не­ра, а окру­жа­ю­щим не­че­го о нём и вспом­нить. Надо ли тра­тить жизнь так без­дар­но?

Мечты не долж­ны пе­ре­рас­тать в пу­стые меч­та­ния, как это про­ис­хо­ди­ло у ге­ро­ев пьесы М. Горь­ко­го «На дне». Такие меч­та­ния при­во­дят к разо­ча­ро­ва­нию в жизни и к пол­ной де­гра­да­ции.

Убе­дить­ся в этом можно и на при­ме­ре ге­ро­ев Че­хо­ва: Бе­ли­ко­ва из «Че­ло­ве­ка в фу­тля­ре», Ни­ко­лая Ива­но­ви­ча из «Кры­жов­ни­ка», док­то­ра Стар­це­ва из «Ионы­ча».

В про­ти­во­вес че­хов­ским и го­го­лев­ским ге­ро­ям бла­го­род­ны устрем­ле­ния Данко и Мцыри, Пьера Без­ухо­ва и Ан­дрея Бол­кон­ско­го.

Че­ло­век дол­жен обя­за­тель­но сле­до­вать за своей меч­той, по­то­му что она окры­ля­ет, даёт силы, по­мо­га­ет де­лать новые важ­ные шаги вперёд по жизни к до­сти­же­нию сво­е­го сча­стья.


1. М. Ю. Лер­мон­тов «Герой на­ше­го вре­ме­ни»

2. И. А. Бунин «Гос­по­дин из Сан-Фран­цис­ко»

3. Л. Н. Тол­стой «Война и мир»

4. А. П. Чехов: «Кры­жов­ник», «Че­ло­век в фу­тля­ре», «Ионыч»

5. М. А. Бул­га­ков «Ма­стер и Мар­га­ри­та»

6. А. И. Куп­рин «Гра­на­то­вый брас­лет»

7. Ф. М. До­сто­ев­ский «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние»

8. И. А. Гон­ча­ров «Об­ло­мов»

9. М. Ю. Лер­мон­тов «Мцыри»

10. Н. В. Го­голь «Ши­нель»

11. М. Горь­кий «Ста­ру­ха Изер­гиль»

12. М. Горь­кий «На дне»


Месть и ве­ли­ко­ду­шие


1. По­че­му месть счи­та­ют уде­лом сла­бых?

2. Все­гда ли надо про­щать?

3. Ка­ко­го че­ло­ве­ка можно на­звать ве­ли­ко­душ­ным?

4. Со­глас­ны ли Вы с со­ве­том В.П. Рыч­ко­ва: «Ве­ли­ко­ду­шие не пре­вра­щай­те в ми­ло­сты­ню, а ми­ло­сты­ню не вы­да­вай­те за ве­ли­ко­ду­шие»?

5. У кого можно по­учить­ся быть ве­ли­ко­душ­ным?

6. «Хо­чешь по­ра­до­вать­ся мгно­ве­ние — ото­мсти, хо­чешь ра­до­вать­ся всю жизнь — про­сти» (Франц Шу­берт). Как Вы по­ни­ма­е­те вы­ска­зы­ва­ние?

7. В наше время нужно ли быть ве­ли­ко­душ­ным?


По­ня­тия «месть» и «ве­ли­ко­ду­шие» часто ока­зы­ва­ют­ся в цен­тре вни­ма­ния пи­са­те­лей. Какой может быть ре­ак­ция че­ло­ве­ка на жиз­нен­ные вы­зо­вы, на по­ступ­ки окру­жа­ю­щих, как по­сту­па­ют люди в си­ту­а­ции нрав­ствен­но­го вы­бо­ра.

Ве­ли­кая душа — ве­ли­ко­ду­шие… Ка­ко­го че­ло­ве­ка можно на­звать ве­ли­ко­душ­ным? Как со­хра­нить ве­ли­ко­ду­шие и на­учить­ся про­щать пре­да­те­лей, убийц, под­ле­цов? На эти во­про­сы не­лег­ко найти ответ. Об­ра­тим­ся к ли­те­ра­тур­ным ге­ро­ям.

Ве­ли­ко­ду­шие, все­про­ща­ю­щую и жерт­вен­ную лю­бовь к людям во­пло­ща­ет в себе Иисус Хри­стос. В ро­ма­не Бул­га­ко­ва «Ма­стер и Мар­га­ри­та» Иешуа по­ни­ма­ет и про­ща­ет сво­е­го убий­цу Пон­тия Пи­ла­та, даже ста­ра­ет­ся ему по­мочь. «Все люди доб­рые», — го­во­рит Иешуа. Эту веру несёт он вме­сте со своим кре­стом на Гол­го­фу. С этой верой по­ги­ба­ет.

Где взяла в себе силы Мария, ге­ро­и­ня ро­ма­на Ви­та­лия За­крут­ки­на, про­стить немца и по­мо­гать ему? Этот по­сту­пок рас­кры­ва­ет ве­ли­чие души Марии, став­шей во­ис­ти­ну Ма­те­рью че­ло­ве­че­ской.

Ве­ли­кий гу­ма­низм про­стой рус­ской души пре­дель­но про­сто и ясно по­ка­зан и Ми­ха­и­лом Шо­ло­хо­вым в рас­ска­зе «Судь­ба че­ло­ве­ка». Не озло­бил­ся, не очерст­вел душой Ан­дрей Со­ко­лов, при­ютив­ший маль­чи­ка-си­ро­ту.

Как лю­бовь к Маше Тро­е­ку­ро­вой за­ста­ви­ла Вла­ди­ми­ра Дуб­ров­ско­го от­ка­зать­ся от мести? По­че­му Ки­ри­ла Пет­ро­вич пошёл на под­лость, чтобы ра­зо­рить быв­ше­го друга? На эти во­про­сы нужно по­про­бо­вать от­ве­тить в своём раз­мыш­ле­нии по пред­став­лен­ным темам.

Ещё один ас­пект для раз­мыш­ле­ний может быть пред­став­лен в со­чи­не­нии: жа­лость и ве­ли­ко­ду­шие — это одно и то же? Можно ли на­звать ве­ли­ко­душ­ным стран­ни­ка Луку из пьесы М. Горь­ко­го «На дне»? Че­ло­век с боль­шой душой, спо­соб­ный на со­стра­да­ние, не может за­во­дить дру­го­го че­ло­ве­ка в тупик, как сла­ща­вый об­ман­щик Лука.

А надо ли мстить? Ответ на этот во­прос может под­ска­зать Ро­ди­он Рас­коль­ни­ков. Не по­лу­чи­лось у него без му­че­ний для своей со­ве­сти убить ста­ру­ху. По­стра­дал, в ко­неч­ном итоге, сам Ро­ди­он. А Соня, со­стра­да­ю­щая сво­е­му отцу, про­стив­шая ма­че­ху, вы­гнав­шую ее на улицу, остаётся бла­го­род­ной и щед­рой.

Ярким при­ме­ром ве­ли­ко­ду­шия и че­ло­веч­но­сти яв­ля­ют­ся по­ступ­ки ге­ро­ев по­ве­сти Ана­то­лия При­став­ки­на «Но­че­ва­ла тучка зо­ло­тая». Ока­зав­шись в гуще по­ли­ти­че­ских со­бы­тий во время ста­лин­ских ре­прес­сий на Кав­ка­зе, рус­ский маль­чиш­ка Коль­ка и че­чен­ский Ал­зух­ур про­яви­ли ис­тин­ное ве­ли­ко­ду­шие и бла­го­род­ство. Их по­ни­ма­ние про­ис­хо­дя­ще­го и уме­ние со­стра­дать со­еди­ни­ли дет­ские судь­бы, по­ка­за­ли их не­дет­ское пре­вос­ход­ство над взрос­лы­ми.

Не лишён ве­ли­ко­ду­шия даже «раз­бой­ник» и «ду­ше­губ» Еме­льян Пугачёв. Вспом­ним его по­ступ­ки по от­но­ше­нию к Петру Гринёву и Маше Ми­ро­но­вой.

Итак, в со­чи­не­ни­ях дан­но­го на­прав­ле­ния можно рас­суж­дать о диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ных про­яв­ле­ни­ях че­ло­ве­че­ской на­ту­ры, свя­зан­ных с пред­став­ле­ни­я­ми о добре и зле, ми­ло­сер­дии и же­сто­ко­сти, ми­ро­лю­бии и агрес­сии.


1. А.С. Пуш­кин: «Ка­пи­тан­ская дочка», «Дуб­ров­ский»

2. Л. Н. Тол­стой «Война и мир»

3. Ф. М. До­сто­ев­ский «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние»

4. Б. Л. Ва­си­льев «А зори здесь тихие…»

5. В. А. За­крут­кин «Ма­терь че­ло­ве­че­ская»

6. М. А. Шо­ло­хов: «Тихий Дон», «Судь­ба че­ло­ве­ка»

7. А. Т. Твар­дов­ский «Ва­си­лий Тёркин»

8. А. При­став­кин «Но­че­ва­ла тучка зо­ло­тая»

9. Б. Па­стер­нак «Док­тор Жи­ва­го»

10. А. Сол­же­ни­цын «Матрёнин двор»

11. М. Горь­кий «На дне»

12. М. А. Бул­га­ков «Ма­стер и Мар­га­ри­та»


Ис­кус­ство и ре­мес­ло


1. «Ис­кус­ство со­зда­ет хо­ро­ших людей, фор­ми­руя че­ло­ве­че­скую душу» (В. Г. Бе­лин­ский). Так ли это?

2. По­че­му ис­кус­ство вечно?

3. Может ли ре­мес­ло стать ис­кус­ством?

4. Чтобы за­ни­мать­ся ис­кус­ством, та­лант не­об­хо­дим обя­за­тель­но?

5. На что спо­соб­но на­сто­я­щее ис­кус­ство?

6. Как Вы по­ни­ма­е­те вы­ска­зы­ва­ние Б. Брех­та «Боль­шое ис­кус­ство слу­жит боль­шим целям»?

7. Кто такие ре­мес­лен­ни­ки в ис­кус­стве?


Темы дан­но­го на­прав­ле­ния яв­ля­ют­ся, по­жа­луй, са­мы­ми труд­ны­ми в по­ни­ма­нии и пред­став­ле­нии своих раз­мыш­ле­ний. В со­чи­не­ни­ях этого блока воз­мож­но раз­мыш­ле­ние о пред­на­зна­че­нии про­из­ве­де­ний ис­кус­ства и мере та­лан­та их со­зда­те­лей, о пред­на­зна­че­нии ху­дож­ни­ка и его роли в жизни об­ще­ства, о том, где за­кан­чи­ва­ет­ся ре­мес­ло и на­чи­на­ет­ся ис­кус­ство.

Ли­те­ра­ту­ра по­сто­ян­но об­ра­ща­ет­ся к осмыс­ле­нию фе­но­ме­на твор­че­ства, изоб­ра­же­нию со­зи­да­тель­но­го труда, по­мо­га­ет рас­крыть внут­рен­ний мир пер­со­на­жа через его от­но­ше­ние к ис­кус­ству и ре­ме­с­лу.

Та­лант — не­пре­взойдённое да­ро­ва­ние, дан­ное свыше. А если дру­гим этого про­сто не дано? Вот от­ку­да берётся за­висть Са­лье­ри, и он ре­ша­ет­ся на убий­ство. Стал ли счаст­ли­вее он после этого? Нет, та­лант мерт­ве­ца не оза­рил убий­цу. За­бы­ли ли Мо­цар­та после смер­ти? И опять — нет. Его му­зы­ка по­бе­ди­ла саму смерть, ведь имя ком­по­зи­то­ра живет до сих пор, а его про­из­ве­де­ния — по­ка­за­тель того, что их со­зда­тель бес­смер­тен.

В ро­ма­не «Ма­стер и Мар­га­ри­та» про­ти­во­по­став­ля­ют­ся на­сто­я­щий Ма­стер и ре­мес­лен­ник Иван Без­дом­ный. Слож­ный путь при­ш­лось прой­ти Без­дом­но­му, чтобы по­нять, в чём суть на­сто­я­ще­го ис­кус­ства.

Бес­смерт­ная му­зы­ка Бет­хо­ве­на по­мо­га­ет Вере Ни­ко­ла­ев­не по­нять лю­бовь Желт­ко­ва, вос­кре­ша­ет в ней давно угас­шие эмо­ции, слов­но про­буж­дая ото сна, в ко­то­ром не было места чув­ствам и ис­крен­но­сти.

Про­бле­ма твор­че­ско­го по­ис­ка зву­чит в ро­ма­не Б. Па­стер­на­ка «Док­тор Жи­ва­го». Твор­че­ский про­цесс очень сло­жен для Юрия Жи­ва­го. Для него, как и для Па­стер­на­ка, «вдох­но­ве­ние» — не про­сто слово. Это уди­ви­тель­ный, ничем не объ­яс­ни­мый ду­шев­ный вы­плеск, пол­ный эмо­ций. В мо­мент твор­че­ско­го по­ры­ва «он из­бав­лял­ся от упре­ков са­мо­му себе, не­до­воль­ство собою, чув­ство соб­ствен­но­го ни­что­же­ства на время остав­ля­ло его». Это до­ка­зы­ва­ет, что на­сто­я­щий ху­дож­ник сам себе не при­над­ле­жит, он по­сред­ник между лю­дь­ми и вы­со­ким слу­же­ни­ем, да­ро­ван­ным ему свыше.


1. М. А. Бул­га­ков «Ма­стер и Мар­га­ри­та»

2. Л. Н. Тол­стой «Война и мир»

3. А. С. Пуш­кин «Мо­царт и Са­лье­ри»

4. А. И. Куп­рин «Гра­на­то­вый брас­лет»

5. Н. В. Го­голь «Порт­рет»

6. И. С. Тур­ге­нев «Отцы и дети»

7. Б. Па­стер­нак «Док­тор Жи­ва­го»


Доб­ро­та и же­сто­кость


1. «Имей серд­це, имей душу, и бу­дешь че­ло­век во вся­кое время» (Д. И. Фон­ви­зин)

2. Что такое доб­ро­та?

3. Может ли доб­ро­та на­вре­дить?

4. По­че­му с про­яв­ле­ни­я­ми же­сто­ко­сти мы стал­ки­ва­ем­ся все чаще и чаще?

5. Со­глас­ны ли Вы с утвер­жде­ни­ем Ци­це­ро­на: «В делах го­су­дар­ствен­ных ничто же­сто­кое не бы­ва­ет по­лез­ным»?

6. Верно ли, что «доб­ро­та лучше кра­со­ты» (Г. Гейне)?

7. Нужно ли пре­се­кать же­сто­кость?


Темы дан­но­го на­прав­ле­ния на­це­ли­ва­ют вы­пуск­ни­ков на раз­мыш­ле­ния о нрав­ствен­ных ос­но­вах от­но­ше­ния к че­ло­ве­ку и всему жи­во­му, о гу­ма­ни­сти­че­ском стрем­ле­нии це­нить и бе­речь жизнь.

Добро, доб­ро­та — зло, же­сто­кость. Какие иде­а­лы вы­би­ра­ет каж­дый из нас? Чем этот выбор обос­но­ван? Где ис­то­ки этого вы­бо­ра?

В ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ни­ях по­ка­за­ны герои, тя­го­те­ю­щие к од­но­му из этих по­лю­сов или про­хо­дя­щие путь нрав­ствен­но­го пе­ре­рож­де­ния.

Добро и лю­бовь к людям несёт в ро­ма­не Бул­га­ко­ва «Ма­стер и Мар­га­ри­та» Иешуа, ко­то­рый про­ща­ет сво­е­го убий­цу Пон­тия Пи­ла­та, даже ста­ра­ет­ся ему по­мочь. «Все люди доб­рые», — го­во­рит Иешуа. Эту веру несёт он вме­сте со своим кре­стом на Гол­го­фу. С этой верой по­ги­ба­ет.

При­ме­ром же­сто­кой рас­пра­вы над сво­и­ми вра­га­ми слу­жит сцена казни ка­пи­та­на Ми­ро­но­ва и его жены в ро­ма­не «Ка­пи­тан­ская дочка». Что за­став­ля­ет Пугачёва вы­став­лять свою же­сто­кость на­по­каз? Ка­ки­ми ин­те­ре­са­ми может быть эта по­ка­за­тель­ная казнь оправ­да­на? И даже найдёт чи­та­тель оправ­да­ние по­ступ­кам Пугачёва по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ци­ей, усло­ви­я­ми войны, когда не ты, так тебя, но вся­кий раз будет со­дро­гать­ся при чте­нии сцены, по­то­му что здра­во­мыс­лие не может оправ­ды­вать зло и же­сто­кость.

Тема под но­ме­ром 5 может быть рас­смот­ре­на также на при­ме­ре «По­ве­сти не­по­га­шен­ной луны» Бо­ри­са Пиль­ня­ка. По­ли­ти­че­ское убий­ство в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства воз­мож­но? А ты­ся­чи за­губ­лен­ных жиз­ней в со­вет­ских ла­ге­рях, о жизни ко­то­рых по­вест­ву­ет А. И. Сол­же­ни­цын в ро­ма­не «Ар­хи­пе­лаг ГУЛаг»? Всё чаще зву­чат в наше время оправ­да­ния по­ли­ти­ки Ста­ли­на: пра­виль­но, мол, делал, зато го­су­дар­ство со­хра­нил, зато стра­ну не рас­тран­жи­рил. А если на месте ре­прес­си­ро­ван­ных твой отец? Брат? Муж? Же­сто­кость оправ­да­на?

Не на­хо­дим оправ­да­ния мы и же­сто­кой рас­пра­ве Рас­коль­ни­ко­ва над ста­ру­хой-про­цент­щи­цей и её сест­рой Ли­за­ве­той.

По-дет­ски про­сто, но очень пра­виль­но зву­чат жиз­нен­ные прин­ци­пы Ма­лень­ко­го прин­ца: «Зорко одно лишь серд­це. Са­мо­го глав­но­го гла­за­ми не уви­дишь» или «Зна­ешь, чем хо­ро­ша пу­сты­ня? — Где-то в ней скры­ва­ют­ся род­ни­ки!» В них глу­бо­кий смысл: живи, как велит тебе твоё серд­це, ищи род­ни­ки в каж­дом че­ло­ве­ке, и тогда сам бу­дешь жить, как живой род­ник.

В по­ве­сти В. Рас­пу­ти­на «Уроки фран­цуз­ско­го» глав­ны­ми уро­ка­ми для рас­сказ­чи­ка стали уроки доб­ро­ты. Лидия Ми­хай­лов­на жа­ле­ла сво­е­го уче­ни­ка и ста­ра­лась бес­ко­рыст­но ему по­мо­гать. Толь­ко спу­стя годы герой понял ис­тин­ную цену этих уро­ков.


1. А. С. Пуш­кин: «Ка­пи­тан­ская дочка», «Дуб­ров­ский»

2. Л. Н. Тол­стой «Война и мир»

3. Ф. М. До­сто­ев­ский «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние»

4. М. А. Бул­га­ков «Ма­стер и Мар­га­ри­та»

5. В. А. За­крут­кин «Ма­терь че­ло­ве­че­ская»

6. Эк­зю­пе­ри «Ма­лень­кий принц»

7. В. Рас­пу­тин «Уроки фран­цуз­ско­го»

8. А. При­став­кин «Но­че­ва­ла тучка зо­ло­тая»

9. Б. Па­стер­нак «Док­тор Жи­ва­го

10. А. И. Сол­же­ни­цын «Матрёнин двор»

11. Б. Пиль­няк «По­весть не­по­га­шен­ной луны»

12. А. И. Сол­же­ни­цын «Ар­хи­пе­лаг ГУЛаг»


Темы 2020 года