Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д28 № 17219
i

(1)Осень в этом году сто­я­ла  — вся на­пролёт  — сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не жел­те­ли. (3)Долго не увя­да­ла трава. (4)Толь­ко го­лу­бе­ю­щая дымка за­тя­ги­ва­ла плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услы­шал, как в небе кто-то начал осто­рож­но пе­ре­ли­вать воду из звон­ко­го стек­лян­но­го со­су­да в дру­гой такой же сосуд. (6)Вода буль­ка­ла, по­зва­ни­ва­ла, жур­ча­ла. (7)Звуки эти за­пол­ня­ли всё про­стран­ство между рекой и не­бо­сво­дом. (8)Это кур­лы­ка­ли жу­рав­ли.

(9)Я под­нял го­ло­ву. (10)Боль­шие ко­ся­ки жу­рав­лей тя­ну­лись один за дру­гим прямо к югу. (11)Они уве­рен­но и мерно шли на юг, где солн­це иг­ра­ло тре­пе­щу­щим зо­ло­том в за­то­нах Оки, ле­те­ли в тёплую стра­ну.

(12)Я бро­сил вёсла и долго смот­рел на жу­рав­лей.

(13)За не­сколь­ко дней до этой встре­чи с жу­рав­ля­ми один жур­нал по­про­сил меня на­пи­сать ста­тью о том, что такое «ше­девр», и рас­ска­зать о каком-ни­будь ли­те­ра­тур­ном ше­дев­ре. (14)Иначе го­во­ря, о со­вер­шен­ном и без­уко­риз­нен­ном про­из­ве­де­нии. (15)Я вы­брал стихи Лер­мон­то­ва.

(16)Сей­час на реке я по­ду­мал, что ше­дев­ры су­ще­ству­ют не толь­ко в ис­кус­стве, но и в при­ро­де. (17)Разве не ше­девр этот клик жу­рав­лей и их ве­ли­ча­вый перелёт по не­из­мен­ным в те­че­ние мно­гих ты­ся­че­ле­тий воз­душ­ным до­ро­гам?

(18)Да что го­во­рить! (19)Каж­дый осен­ний лист был ше­дев­ром, тон­чай­шим слит­ком из зо­ло­та и брон­зы, обрыз­ган­ным ки­но­ва­рью и чер­нью. (20)Каж­дый лист был со­вер­шен­ным тво­ре­ни­ем при­ро­ды, про­из­ве­де­ни­ем её та­ин­ствен­но­го ис­кус­ства, не­до­ступ­но­го нам, людям.

(21)Кроме сти­хо­твор­ных ше­дев­ров, Лер­мон­тов оста­вил нам и про­за­и­че­ские, такие как «Герой на­ше­го вре­ме­ни». (22)Они на­пол­не­ны, как и стихи, жаром его души. (23)Он се­то­вал, что без­надёжно рас­тра­тил этот жар в ве­ли­кой пу­сты­не сво­е­го оди­но­че­ства.

(24)Так он думал. (25)Но время по­ка­за­ло, что он не бро­сил на ветер ни одной кру­пи­цы этого жара. (26)Мно­гие по­ко­ле­ния будут лю­бить каж­дую строч­ку этого бес­страш­но­го и в бою, и в по­э­зии не­кра­си­во­го и на­смеш­ли­во­го офи­це­ра.

(27)Один из вер­ных при­зна­ков ше­дев­ров  — они оста­ют­ся жить в нас на­дол­го, почти на­все­гда. (28)И мы сами обо­га­ща­ем их, как бы до­ду­мы­ва­ем вслед за по­этом, до­пи­сы­ва­ем то, что не до­ска­зал он.

(29)Новые мысли, об­ра­зы, чув­ства тес­нят­ся в го­ло­ве. (30)Каж­дая стро­ка сти­хов раз­го­ра­ет­ся, по­доб­но тому как с каж­дым днём силь­нее бу­шу­ют осен­ним пла­ме­нем гро­ма­ды лесов за рекой.

(31)Оче­вид­но, свой­ство ис­тин­но­го ше­дев­ра  — де­лать и нас рав­но­прав­ны­ми твор­ца­ми вслед за его под­лин­ным со­зда­те­лем.

(32)Рас­про­стра­не­но мне­ние, что ше­дев­ров не­мно­го. (33)На­о­бо­рот, мы окру­же­ны ше­дев­ра­ми. (34)Мы не сразу за­ме­ча­ем, как освет­ля­ют они нашу жизнь, какое не­пре­рыв­ное из­лу­че­ние из века в век ис­хо­дит от них, рож­да­ет у нас вы­со­кие стрем­ле­ния и от­кры­ва­ет нам ве­ли­чай­шее хра­ни­ли­ще со­кро­вищ  — нашу землю.

(35)Каж­дая встре­ча с любым ше­дев­ром  — про­рыв в бли­ста­ю­щий мир че­ло­ве­че­ско­го гения. (36)Она вы­зы­ва­ет изум­ле­ние и ра­дость.

(37)Ше­дев­ры! (38)Ше­дев­ры кисти и резца, мысли и во­об­ра­же­ния! (39)Ше­дев­ры по­э­зии!

(40)В каж­дом ше­дев­ре за­клю­ча­ет­ся то, что ни­ко­гда не может при­мель­кать­ся,  — со­вер­шен­ство че­ло­ве­че­ско­го духа, сила че­ло­ве­че­ско­го чув­ства, мо­мен­таль­ная от­зыв­чи­вость на всё, что окру­жа­ет нас и вовне, и в нашем внут­рен­нем мире. (41)Жажда до­стиг­нуть всё более вы­со­ких пре­де­лов, жажда со­вер­шен­ства дви­жет жизнь. (42)И рож­да­ет ше­дев­ры.

(43)Я пишу всё это осен­ней ночью. (44)Осени за окном не видно, она за­ли­та тьмой. (45)Но стоит выйти на крыль­цо, как осень окру­жит тебя и начнёт на­стой­чи­во ды­шать в лицо хо­лод­но­ва­тою све­же­стью своих за­га­доч­ных чёрных про­странств, горь­ким за­па­хом пер­во­го тон­ко­го льда, ско­вав­ше­го к ночи не­по­движ­ные воды, начнёт перешёпты­вать­ся с по­след­ней лист­вой, об­ле­та­ю­щей не­пре­рыв­но и днём и ночью. (46)И блеснёт не­ожи­дан­ным све­том звез­ды, про­рвав­шей­ся сквозь ноч­ные вол­ни­стые ту­ма­ны.

(47)И всё это по­ка­жет­ся вам ве­ли­ким ше­дев­ром при­ро­ды, це­леб­ным по­дар­ком, на­по­ми­на­ю­щим, что жизнь во­круг полна зна­че­ния и смыс­ла.

 

 

(По К. Г. Па­у­стов­ско­му*)


* Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич Па­у­стов­ский (1892−1968)  — из­вест­ный рус­ский со­вет­ский пи­са­тель, клас­сик оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры.

«Изоб­ра­жая кра­со­ту род­ной при­ро­ды, К. Г. Па­у­стов­ский ши­ро­ко ис­поль­зу­ет такой троп, как (А)_________ («ве­ли­ча­вый перелёт» в пред­ло­же­нии 17, «вол­ни­стые ту­ма­ны» в пред­ло­же­нии 46). Син­так­си­че­ское сред­ство  — (Б)_________ (в пред­ло­же­ни­ях 14, 33)  — по­мо­га­ет пе­ре­дать фи­ло­соф­ские раз­мыш­ле­ния пи­са­те­ля. Эмо­ци­о­наль­но­сти по­вест­во­ва­нию при­да­ют троп  — (В)_________ («жаром… души» в пред­ло­же­нии 22, «в пу­сты­не… оди­но­че­ства» в пред­ло­же­нии 23) и приём  — (Г)_________ (пред­ло­же­ния 41−42, 45−46)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1)  лек­си­че­ский по­втор

2)  фра­зео­ло­гизм

3)  эпи­тет

4)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

5)  ввод­ные кон­струк­ции

6)  про­ти­во­по­став­ле­ние

7)  ме­та­фо­ра

8)  пар­цел­ля­ция

9)  гра­да­ция

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

«Изоб­ра­жая кра­со­ту род­ной при­ро­ды, К. Г. Па­у­стов­ский ши­ро­ко ис­поль­зу­ет такой троп, как (А) эпи­тет («ве­ли­ча­вый перелёт» в пред­ло­же­нии 17, «вол­ни­стые ту­ма­ны» в пред­ло­же­нии 46). Син­так­си­че­ское сред­ство  — (Б) ввод­ные кон­струк­ции (в пред­ло­же­ни­ях 14, 33)  — по­мо­га­ет пе­ре­дать фи­ло­соф­ские раз­мыш­ле­ния пи­са­те­ля. Эмо­ци­о­наль­но­сти по­вест­во­ва­нию при­да­ют троп  — (В) ме­та­фо­ра («жаром... души» в пред­ло­же­нии 22, «в пу­сты­не... оди­но­че­ства» в пред­ло­же­нии 23) и приём  — (Г) пар­цел­ля­ция (пред­ло­же­ния 41−42, 45−46)».

 

Ответ: 3578.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ−2020 по рус­ско­му языку
Правило: 22 ЕГЭ. Ос­нов­ные изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го языка

ЗА­ДА­НИЕ 22 ЕГЭ (вве­де­но в 2024-2025 уч.году): АНА­ЛИЗ СРЕДСТВ ВЫ­РА­ЗИ­ТЕЛЬ­НО­СТИ

 

За­да­ние 26 на со­от­вет­ствие по теме изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств за­ме­не­но новым за­да­ни­ем 22, не преду­смат­ри­ва­ю­щим опоры на мак­ро­текст.

 

В 2024-2025 году к за­да­нию 22 ФИПИ опуб­ли­ко­вал сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

 

За­да­ние 22 тре­бу­ет со­от­не­сти при­ме­ры тех или иных изоб­ра­зи­тель­но вы­ра­зи­тель­ных средств, взя­тые из по­э­ти­че­ских, про­за­и­че­ских и дру­гих тек­стов, с об­ще­при­ня­ты­ми в язы­ко­зна­нии на­зва­ни­я­ми изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств. При этом в левой ко­лон­ке, где при­ве­де­ны при­ме­ры, пред­став­ле­но пять пунк­тов, а в пра­вой ко­лон­ке, где пе­ре­чис­ле­ны на­зва­ния изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств, пред­став­ле­но де­вять пунк­тов, то есть из­бы­точ­ное ко­ли­че­ство. Сле­до­ва­тель­но, че­ты­ре на­зва­ния изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств в итоге долж­ны ока­зать­ся не­за­дей­ство­ван­ны­ми.

 

Ука­за­ния, ко­то­рые даёт ФИПИ уча­щим­ся:

 

1.  Ответ на за­да­ние 22 пред­став­ля­ет собой пять цифр, ко­то­рые долж­ны быть за­пи­са­ны в бланк от­ве­тов без про­бе­лов и за­пя­тых.

2.  По­ря­док за­пи­си сим­во­лов имеет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние.

3.  Пра­виль­ное вы­пол­не­ние за­да­ния 22 оце­ни­ва­ет­ся 2 бал­ла­ми. За­да­ние счи­та­ет­ся вы­пол­нен­ным верно, если ответ за­пи­сан в той форме, ко­то­рая ука­за­на в ин­струк­ции по вы­пол­не­нию за­да­ния, и пол­но­стью сов­па­да­ет с эта­ло­ном от­ве­та: каж­дый сим­вол в от­ве­те стоит на своём месте, лиш­ние сим­во­лы в от­ве­те от­сут­ству­ют. За ответ на за­да­ние 22 вы­став­ля­ет­ся 1 балл, если на любых одной или двух по­зи­ци­ях от­ве­та за­пи­са­ны не те сим­во­лы, ко­то­рые пред­став­ле­ны в эта­ло­не от­ве­та. Во всех дру­гих слу­ча­ях вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов. Если ко­ли­че­ство сим­во­лов в от­ве­те боль­ше тре­бу­е­мо­го, вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов вне за­ви­си­мо­сти от того, были ли ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые сим­во­лы.

4.  В от­ве­те не долж­но быть по­вто­ря­ю­щих­ся цифр. Зна­чит, если в двух язы­ко­вых при­ме­рах при­сут­ству­ет, пред­по­ло­жим, ги­пер­бо­ла, не­об­хо­ди­мо в каж­дом слу­чае про­ана­ли­зи­ро­вать, какие ещё сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти встре­ча­ют­ся в этих при­ме­рах, и со­от­не­сти сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти с пред­став­лен­ным спис­ком таким об­ра­зом, чтобы из­бе­жать по­вто­ря­ю­щих­ся цифр в от­ве­те.

5.  Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в ряде слу­ча­ев от­дель­ные буквы, слова или вы­ра­же­ния в язы­ко­вых при­ме­рах мар­ки­ру­ют­ся (то есть вы­де­ля­ют­ся по­лу­жир­но и кур­си­вом, если речь идёт о сло­вах, или по­лу­жир­но и подчёрки­ва­ни­ем, если фик­си­ру­ют­ся от­дель­ные буквы, обо­зна­ча­ю­щие звуки). Для эк­за­ме­ну­е­мо­го это сиг­нал к тому, чтобы про­ана­ли­зи­ро­вать имен­но про­мар­ки­ро­ван­ные яв­ле­ния. Если мар­ки­ров­ка от­сут­ству­ет, не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать весь пред­став­лен­ный фраг­мент.

6.  Все­гда мар­ки­ру­ют­ся ас­со­нанс, ал­ли­те­ра­ция и ме­то­ни­мия. Сле­до­ва­тель­но, нель­зя при­знать, на­при­мер, ас­со­нан­сом то, что не про­мар­ки­ро­ва­но.

7.  Дру­гие яв­ле­ния мар­ки­ру­ют­ся по мере не­об­хо­ди­мо­сти.

8.  Ино­гда в ка­че­стве язы­ко­во­го ма­те­ри­а­ла ис­поль­зу­ют­ся пред­ло­же­ния с фра­зео­ло­гиз­мом. При этом вни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мо­го долж­но быть со­сре­до­то­че­но на том сред­стве вы­ра­зи­тель­но­сти, ко­то­рое лежит в ос­но­ве дан­но­го фра­зео­ло­гиз­ма.

 

Тер­ми­ны, ко­то­рые будут ис­поль­зо­вать­ся в за­да­ни­ях:

 

Ко­ли­че­ство тер­ми­нов, ис­поль­зу­е­мых в за­да­нии  — 22.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства фо­не­ти­ки: ас­со­нанс, ал­ли­те­ра­ция.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства лек­си­ки: эпи­тет, ме­та­фо­ра, ме­то­ни­мия, оли­це­тво­ре­ние, ги­пер­бо­ла, ли­то­та, срав­не­ние.

Изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства син­так­си­са: син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм, пар­цел­ля­ция, во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния, гра­да­ция, ин­вер­сия, лек­си­че­ский по­втор, ана­фо­ра, эпи­фо­ра, ан­ти­те­за; ри­то­ри­че­ский во­прос, ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние, ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние; мно­го­со­ю­зие, бес­со­ю­зие.

 

Опре­де­ле­ния всех пе­ре­чис­лен­ных тер­ми­нов, ис­поль­зу­е­мых в за­да­нии 22, с со­от­вет­ству­ю­щи­ми при­ме­ра­ми пред­став­ле­ны в «На­ви­га­то­ре са­мо­сто­я­тель­ной под­го­тов­ки к ЕГЭ по рус­ско­му языку»

Пе­рей­ти по ссыл­ке на сайт ФИПИ https://doc.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege/2025/ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf

ИЛИ

ска­чать файл с на­ше­го сер­ве­ра ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf

 

ФИПИ ин­фор­ми­ру­ет, что ос­нов­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми клас­си­фи­ка­ции изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие:

1) при­каз Ми­ни­стер­ства про­све­ще­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18.05.2023 № 371 «Об утвер­жде­нии фе­де­раль­ной об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния»;

2) Уни­вер­саль­ный спра­воч­ник по рус­ско­му языку: Ор­фо­гра­фия. Пунк­ту­а­ция. Прак­ти­че­ская сти­ли­сти­ка / Д.Э. Ро­зен­таль. – М.: Мир и Об­ра­зо­ва­ние, 2015;

3) учеб­ни­ки по рус­ско­му языку для 10–11 клас­сов в со­ста­ве дей­ству­ю­ще­го на дан­ный мо­мент фе­де­раль­но­го пе­реч­ня учеб­ни­ков, до­пу­щен­ных к ис­поль­зо­ва­нию при ре­а­ли­за­ции име­ю­щих го­су­дар­ствен­ную ак­кре­ди­та­цию об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм на­чаль­но­го об­ще­го, ос­нов­но­го об­ще­го, сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность;

4) Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь-спра­воч­ник. Вы­ра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го языка и ре­че­вые ошиб­ки и недочёты / под ред. А.П. Ско­во­род­ни­ко­ва. – 3-е изд., стер. – М.: Флин­та, 2011.

1
Тип 23 № 17215
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Со­бы­тия, опи­сан­ные в тек­сте, про­ис­хо­ди­ли во время пу­те­ше­ствия рас­сказ­чи­ка по Волге.

2)  Рас­сказ­чик шёл по осен­не­му лесу и вдруг услы­шал кур­лы­ка­нье жу­рав­лей, уле­та­ю­щих в тёплые стра­ны.

3)  На­сто­я­щих ше­дев­ров не­мно­го, по­то­му что это про­рыв в бли­ста­ю­щий мир че­ло­ве­че­ско­го гения.

4)  Ше­дев­ры рож­да­ют в людях вы­со­кие стрем­ле­ния, вы­зы­ва­ют изум­ле­ние и ра­дость.

5)  Тво­ре­ния при­ро­ды со­вер­шен­ны.


2
Тип 24 № 17216
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 1−4 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 16, 17 дано опи­са­ние.

3)  Пред­ло­же­ние 25 ука­зы­ва­ет на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 24.

4)  В пред­ло­же­нии 40 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

5)  Пред­ло­же­ние 45 со­дер­жит эле­мен­ты опи­са­ния.


3
Тип 25 № 17217
i

Из пред­ло­же­ний 32−34 вы­пи­ши­те слово, име­ю­щее зна­че­ние «ис­клю­чи­тель­ное по своим до­сто­ин­ствам про­из­ве­де­ние ис­кус­ства».


4
Тип 26 № 17218
i

Среди пред­ло­же­ний 5−12 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния, форм слова и кон­текст­ных си­но­ни­мов. На­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д27 C27 № 17220
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.