Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 24 № 37275
i

(1)Лишь со­всем не­дав­но че­ло­век узнал, что Земля  — это шар. (2)Ду­ма­ли, стоит Земля на трёх сло­нах, а ночью звёздный мир её укры­ва­ет. (3)Те­перь во­круг шара че­ло­век про­ле­та­ет менее чем за два часа. (4)Землю можно уви­деть со сто­ро­ны. (5)Вот сни­мок, сде­лан­ный из кос­мо­са. (6)Да, Земля  — это шар, на нём видны ма­те­ри­ки, моря, об­ла­ка, вос­хо­ды и за­хо­ды Солн­ца. (7)По­дроб­но­сти зем­ной жизни из­да­ле­ка не видны, но они есть, их много…

(8)Два де­сят­ка лет назад аме­ри­кан­цы про­ве­ли опрос учёных: что дали че­ло­ве­че­ству полёты в кос­мос? (9)Много было ин­те­рес­но­го в от­ве­тах. (10)Мне за­пом­нил­ся этот: «Во Все­лен­ной мы одни, и не­по­хо­же, что где-ни­будь нас ждут. (11)Надо бе­речь свой дом  — род­ную Землю». (12)Хо­ро­ший ответ.

(13)Се­год­ня с вы­со­ты своих зна­ний че­ло­век может ска­зать: «За­ме­ча­тель­ная нам до­ста­лась пла­не­та». (14)В самом деле, есть на пла­не­те вода, без ко­то­рой жизнь была бы не­воз­мож­ной. (15)Бли­зость Солн­ца даёт не ис­ся­ка­ю­щее от вре­ме­ни тепло. (16)Вра­ще­ние Земли обес­пе­чи­ва­ет че­ре­до­ва­ние дней и ночей на пла­не­те, смену времён года. (17)Зелёные рас­те­ния на­пол­ня­ют ат­мо­сфе­ру кис­ло­ро­дом. (18)Они на­кап­ли­ва­ют уг­ле­род и вы­де­ля­ют в верх­ние слои ат­мо­сфе­ры жи­во­твор­ный кис­ло­род и озон, при­кры­ва­ю­щий всё живое от гу­би­тель­ных лучей Солн­ца.

(19)Ко­неч­но, за­ро­див­шей­ся жизни мил­ли­о­ны лет при­хо­ди­лось при­спо­саб­ли­вать­ся к из­на­чаль­ным усло­ви­ям на пла­не­те. (20)Живые ор­га­низ­мы усту­па­ли место на Земле более со­вер­шен­ным. (21)От мно­гих жи­вот­ных уце­ле­ли лишь кости. (22)Но не­ко­то­рые виды до­жи­ли до наших времён. (23)Живут в оке­ан­ской воде на грани ис­треб­ле­ния че­ло­ве­ком гро­мад­ные киты, самые боль­шие су­ще­ства, когда-либо жив­шие на Земле. (24)Самые ма­лень­кие из мле­ко­пи­та­ю­щих  — мышь-ма­лют­ка и зем­ле­рой­ка, ве­ся­щая всего два грам­ма.

(25)Между ки­та­ми и мы­ша­ми огром­ное число жи­вот­ных, ко­то­рым Земля стала род­ным домом. (26)И во главе всего су­ще­го стоит че­ло­век. (27)Он часто ре­ша­ет, кому жить, а кому в жизни долж­но быть от­ка­за­но.

(28)Мил­ли­о­ны лет от­би­ра­ла При­ро­да жи­вот­ных, опре­де­ляя места, где они могут жить, где могут кор­мить­ся. (29)Че­ло­век давно изу­чил эти места и пер­вым тя­нет­ся к до­бы­че, раз­ру­ша­ет среду, в ко­то­рой жи­вот­ным ком­форт­но. (30)Так раз­ру­ша­ют­ся ос­но­вы на­ше­го об­ще­го Дома.

(31)Мно­гие жи­вот­ные ис­чез­ли или стали ис­клю­чи­тель­но ред­ки­ми. (32)Уже давно мы не видим про­ле­та­ю­щих жу­рав­лей, мало кто слы­шит то­ку­ю­щих глу­ха­рей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Две­сти лет назад аме­ри­кан­цы вар­вар­ски ис­тре­би­ли мил­ли­о­ны би­зо­нов, а в се­ре­ди­не про­шло­го века химия вы­ко­си­ла в Аме­ри­ке куль­то­вую птицу  — бе­ло­го­ло­во­го ор­ла­на. (35)В Аф­ри­ке на боль­ших про­стран­ствах уни­что­жи­ли ты­ся­чи но­со­ро­гов: нужна была земля для по­се­вов зерна. (36)Рас­тут пло­ща­ди жар­ких пу­стынь и пу­сто­шей, ис­то­ща­ют­ся пло­до­род­ные земли, вы­сы­ха­ют озёра, ис­че­за­ют на рав­ни­нах малые реки.

(37)Вот что имел в виду учёный, от­ве­тив­ший на во­прос о кос­мо­се. (38)Пла­не­ту Земля нам надо бе­речь. (39)Никто не ждёт вы­сад­ки зем­лян на дру­гие пла­не­ты. (40)А Земля по-преж­не­му нас кор­мит, даёт нам ды­шать, снаб­жа­ет водой, теп­лом и ра­до­стью жизни, иду­щей от наших со­се­дей: зве­рей, птиц, рыб, на­се­ко­мых, об­ра­зу­ю­щих слож­ный узор жизни.

(41)Вот как вы­гля­дит Земля, если взгля­нуть на неё со сто­ро­ны. (42)Очер­та­ния ма­те­ри­ков. (43)Следы де­я­тель­но­сти вул­ка­нов. (44)Огни боль­ших го­ро­дов и ма­лень­ких де­ре­вень. (45)Озёра на суше и ост­ро­ва в оке­а­не. (46)Текут по Земле боль­шие реки, стру­на­ми вы­тя­ну­ты до­ро­ги. (47)Земля, из­ры­тая шах­та­ми и ли­сьи­ми но­ра­ми. (48)Земля со сле­да­ми зве­рей, хлеб­ны­ми по­ля­ми и куд­ря­ми лесов… (49)Такой общий наш Дом.

(По В. М. Пес­ко­ву*)

* Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич Пес­ков (1930–2013)  — со­вет­ский и рос­сий­ский пи­са­тель, жур­на­лист и фо­то­кор­ре­спон­дент.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Пред­ло­же­ние 12 со­дер­жит оце­ноч­ное суж­де­ние.

2)  Пред­ло­же­ния 14−18 по­яс­ня­ют, рас­кры­ва­ют смысл пред­ло­же­ния 13.

3)  Пред­ло­же­ние 20 про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию пред­ло­же­нию 19.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 31−33 пред­став­ле­но опи­са­ние.

5)  Пред­ло­же­ния 47, 48 со­дер­жат эле­мен­ты опи­са­ния.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Пред­ло­же­ние 12 со­дер­жит оце­ноч­ное суж­де­ние.  — Верно.

2)  Пред­ло­же­ния 14−18 по­яс­ня­ют, рас­кры­ва­ют смысл пред­ло­же­ния 13.  — Верно.

3)  Пред­ло­же­ние 20 про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию пред­ло­же­нию 19.  — Не­вер­но, пред­ло­же­ние 20 рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 19.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 31−33 пред­став­ле­но опи­са­ние.  — Не­вер­но, в этих пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

5)  Пред­ло­же­ния 47, 48 со­дер­жат эле­мен­ты опи­са­ния.  — Верно.

 

Ответ: 125.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 24 ЕГЭ. Функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи

ЗА­ДА­НИЕ 24. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Ос­нов­ных функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вых типы речи три:

 

По­вест­во­ва­ние — рас­сказ о со­бы­ти­ях, сме­ня­ю­щих друг друга. Для него ха­рак­тер­ны гла­го­лы со­вер­шен­но­го вида (что сде­лал?), пе­ре­ход от од­но­го дей­ствия к дру­го­му, на­ли­чие диа­ло­га.

Карло вошёл в ка­мор­ку, сел на един­ствен­ный стул и, по­вер­тев и так и этак по­ле­но, начал ножом вы­ре­зать из него куклу. Пер­вым делом он вы­ре­зал на по­ле­не во­ло­сы, потом — лоб, потом — глаза… Сде­лал кукле под­бо­ро­док, шею, плечи, ту­ло­ви­ще, руки… (по А. Тол­сто­му).

 

Опи­са­ние — ста­тич­ная кар­ти­на. Ха­рак­тер­ны гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида (как на за­стыв­шем фото), при­ла­га­тель­ные и любые дру­гие эпи­те­ты, пе­ре­ход от одной грани опи­сы­ва­е­мо­го к дру­гой.

На левой руке про­дав­ца сидит кро­шеч­ный весёлый фокс­те­рьер­чик. Он не­обы­чай­но мал и мил. Глаз­ки его за­дор­но бле­стят, ми­ни­а­тюр­ные ла­поч­ки на­хо­дят­ся в не­пре­рыв­ном дви­же­нии. Фокс­те­рьер сде­лан из какой-то белой ма­те­рии, глаза — из ли­то­го стек­ла (по А. Куп­ри­ну).

 

Рас­суж­де­ние — раз­мыш­ле­ние о про­бле­ме, мысли вслух. Ха­рак­тер­но на­ли­чие во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ний, ввод­ных слов, пе­ре­ход от те­зи­са к до­ка­за­тель­ствам.

По сво­е­му ха­рак­те­ру он плю­нул бы на это дело, замял и уехал бы, но в об­ла­сти уже знали, и че­ло­ве­ка надо было пред­ста­вить. Живым, а лучше мёртвым — за ока­за­ние со­про­тив­ле­ния. «Это надо сде­лать кровь из носу, ты что, не вру­ба­ешь­ся!..» — орал из об­ла­сти зам по опе­ра­тив­ной, ко­то­ро­му, видно, са­мо­му здо­ро­во до­ста­лось. Алек­сан­дру Ми­хай­ло­ви­чу и так всё ясно было его место из-за бег­ло­го Ко­бя­ка па­да­ло в цене и могло быть от­да­но толь­ко кому-то мест­но­му. Ин­те­рес­но, Се­ми­хват­ско­му с Гни­дю­ком пред­ла­га­ли? А может, и обоим для кон­ку­рен­ции, раз­мыш­лял Алек­сандр Ми­ха­лыч... (В. Ре­ми­зов «Воля воль­ная»)

 

Ин­фор­ма­ция ФИПИ для уча­щих­ся

За­да­ние 24 (в де­мо­вер­сии про­шлых лет – за­да­ние 23) тре­бу­ет опре­де­лить вер­ные (или оши­боч­ные) ха­рак­те­ри­сти­ки ука­зан­ных фраг­мен­тов тек­ста с точки зре­ния типов речи. При­дер­жи­вай­тесь при ра­бо­те над за­да­ни­ем 24 сле­ду­ю­щих уста­но­вок.

1.  Пом­ни­те, что для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо «мед­лен­ное», не­од­но­крат­ное про­чте­ние обо­зна­чен­ных в за­да­нии фраг­мен­тов тек­ста. Для удоб­ства ра­бо­ты вы­де­ли­те в КИМ ана­ли­зи­ру­е­мые фраг­мен­ты тек­ста.

2.  Не стоит не­до­оце­ни­вать труд­ность за­да­ния и счи­тать, что оно про­ве­ря­ет ис­клю­чи­тель­но зна­ние типов речи.

Во-пер­вых, в чи­стом виде типы речи (по­вест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние) встре­ча­ют­ся редко. По­это­му часто при­сут­ству­ет ком­би­на­ция сразу не­сколь­ких типов речи, что от­ра­жа­ет­ся в фор­му­ли­ров­ках, на­при­мер: в пред­ло­же­ни­ях пред­став­ле­но… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся ве­ду­щим); в пред­ло­же­ни­ях со­дер­жит­ся… (ука­зан­ный тип речи яв­ля­ет­ся лишь вкрап­ле­ни­ем).

Во-вто­рых, за­да­ние рас­счи­та­но также на ра­бо­ту с ло­ги­ко-смыс­ло­вы­ми от­но­ше­ни­я­ми между пред­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер:

— одно пред­ло­же­ние ука­зы­ва­ет на при­чи­ну (или след­ствие) того, о чём го­во­рит­ся в дру­гом пред­ло­же­нии (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить слова «по­это­му», «так что», «по­то­му что»);

— одно пред­ло­же­ние слу­жит по­яс­не­ни­ем для дру­го­го пред­ло­же­ния (ре­ко­мен­ду­ем по­ста­вить между пред­ло­же­ни­я­ми слова а имен­но);

— одно пред­ло­же­ние про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию дру­го­му пред­ло­же­нию (между пред­ло­же­ни­я­ми можно вста­вить союз а) и т.д.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Союз «а» в рус­ском языке не все­гда несёт функ­цию про­ти­во­по­став­ле­ния.

Вы­пол­нять за­да­ние 24 не­об­хо­ди­мо не на фор­маль­ном ос­но­ва­нии на­ли­чия или от­сут­ствия опре­делённого сред­ства связи, а на ос­но­ва­нии ре­аль­ных смыс­ло­вых от­но­ше­ний между пред­ло­же­ни­я­ми. На­при­мер: (15) Че­ло­век спо­со­бен на все край­но­сти: увидя, что с по­лу­чен­ны­ми не­боль­ши­ми день­га­ми он не может вести жизнь, как пре­жде, он с горя может про­ку­тить вдруг то, что ему дано на дол­го­вре­мен­ное со­дер­жа­ние. (16) А по­то­му на­ставь­те его, как ему из­во­ро­тить­ся имен­но с той самой по­мо­щью, ко­то­рую вы при­нес­ли ему, объ­яс­ни­те ему ис­тин­ное зна­че­ние не­сча­стья, чтобы он видел, что оно по­сла­но ему затем, дабы он из­ме­нил преж­нее житие свое, дабы от­ны­не он стал уже не преж­ний, но как бы дру­гой че­ло­век и ве­ще­ствен­но, и нрав­ствен­но (в дан­ном слу­чае союз «а» не создаёт про­ти­во­по­став­ле­ния).

3.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и рас­суж­де­ние. Не до­пус­ка­ет­ся фор­маль­ный ана­лиз, на­при­мер: слово «рас­ска­зать» во фраг­мен­те не может быть по­во­дом счи­тать фраг­мент по­вест­во­ва­ни­ем. За­пом­ни­те: фор­маль­но-грам­ма­ти­че­ское от­ли­чие по­вест­во­ва­ния  — это на­ли­чие гла­го­лов. Если есть «дви­же­ние во вре­ме­ни»  — это по­вест­во­ва­ние. На­при­мер: Он встал, на­пра­вил­ся к пись­мен­но­му столу… Су­ще­ству­ет и дру­гой метод. Пред­ставь­те, что вы актёр. Если вы мо­же­те сыг­рать на­пи­сан­ное, то это по­вест­во­ва­ние, а если нет  — рас­суж­де­ние. Может по­мочь метод фо­то­ап­па­ра­та. Если у вас по­лу­ча­ет­ся сде­лать много фо­то­гра­фий (будто сни­ма­ет­ся ки­но­фильм), то это по­вест­во­ва­ние. Будь­те осто­рож­ны: к по­вест­во­ва­нию, как пра­ви­ло, не от­но­сит­ся речь о бу­ду­щем, услов­ное на­кло­не­ние. В таких слу­ча­ях фраг­мент пред­став­ля­ет собой всё-таки рас­суж­де­ние.

4.  Не пу­тай­те по­вест­во­ва­ние и опи­са­ние. Опи­са­ние  — это изоб­ра­же­ние пред­ме­та (че­ло­ве­ка, по­ме­ще­ния, мест­но­сти и т.д.). Части речи, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в опи­са­нии,  — су­ще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, при­ча­стия, гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида. Опи­са­ние яв­ля­ет­ся ста­тич­ной кар­тин­кой, по­это­му при по­пыт­ке пред­ста­вить себя фо­то­гра­фом у вас по­лу­чит­ся сде­лать толь­ко одну фо­то­гра­фию.

5.  — Не пу­тай­те опи­са­ние и рас­суж­де­ние. Рас­суж­де­ние  — это мысли, чув­ства, по­зи­ция ав­то­ра. Ос­нов­ные язы­ко­вые сред­ства рас­суж­де­ния  — ввод­ные кон­струк­ции, оце­ноч­ные слова. Метод фо­то­ап­па­ра­та при­ме­нить не­воз­мож­но. Рас­суж­де­ние  — это как бы за­кад­ро­вый голос к ки­но­филь­му. На­при­мер: Глав­ная пре­тен­зия к пьесе Гри­бо­едо­ва "Горе от ума", вы­ска­зы­ва­е­мая в раз­ное время не­за­ви­си­мо друг от друга Пуш­ки­ным и Бе­лин­ским, за­клю­ча­ет­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской не­со­об­раз­но­сти кон­флик­та. "Всё, что го­во­рит он, очень умно..."

Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 57E66E; 3 (4719BF)
1
Тип 23 № 37274
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  По­дроб­но­сти зем­ной жизни хо­ро­шо видны из кос­мо­са.

2)  В про­цес­се раз­ви­тия жизни на нашей пла­не­те древ­ние живые ор­га­низ­мы усту­па­ли место более со­вер­шен­ным.

3)  Любой че­ло­век, очу­тив­шись на при­ро­де, все­гда может уви­деть жу­рав­лей, услы­шать крики перепёлок, глу­ха­ри­ный ток.

4)  Че­ло­век раз­ру­ша­ет среду, где ком­форт­но живут жи­вот­ные.

5)  В Аме­ри­ке со­хра­ни­лась куль­то­вая птица  — бе­ло­го­ло­вый орлан, ко­то­рый охра­ня­ет­ся го­су­дар­ством.


2
Тип 25 № 37276
i

Из пред­ло­же­ний 31−36 вы­пи­ши­те слово со зна­че­ни­ем «бес­смыс­лен­но же­сто­ко, грубо, бес­че­ло­веч­но».


3
Тип 26 № 37277
i

Среди пред­ло­же­ний 25−30 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния, лек­си­че­ско­го по­вто­ра и форм слова. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 37278
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ото­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22−25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

 

«Раз­мыш­ле­ния В. М. Пес­ко­ва на­пол­не­ны тре­во­гой за судь­бу нашей пла­не­ты. Троп  — (А)_________ (в пред­ло­же­ни­ях 30, 34)  — по­мо­га­ет ав­то­ру по­ка­зать по­след­ствия по­тре­би­тель­ско­го от­но­ше­ния к при­ро­де. Мысль о том, как пре­крас­на Земля, где мы оби­та­ем вме­сте с рас­те­ни­я­ми, жи­вот­ны­ми, пти­ца­ми, пи­са­тель пе­ре­даёт, ис­поль­зуя раз­но­об­раз­ные сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти, среди ко­то­рых лек­си­че­ское сред­ство – (Б)_________ («боль­шие» в пред­ло­же­нии 23 и «ма­лень­кие» в пред­ло­же­нии 24), приём  — (В)_________ (пред­ло­же­ния 47, 48). Син­так­си­че­ское сред­ство  — (Г)_________ (пред­ло­же­ния 42−44) – по­мо­га­ет ав­то­ру пе­ре­дать всю кра­со­ту Земли».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  эпи­тет

2)  ме­та­фо­ра

3)  ана­фо­ра

4)  ввод­ные слова

5)  на­зыв­ные пред­ло­же­ния

6)  про­сто­реч­ная лек­си­ка

7)  си­но­ни­мы

8)  ци­ти­ро­ва­ние

9)  ан­то­ни­мы

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

5
Тип Д27 C27 № 37279
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те

чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.