Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д27 C27 № 37279
i

(1)Лишь со­всем не­дав­но че­ло­век узнал, что Земля  — это шар. (2)Ду­ма­ли, стоит Земля на трёх сло­нах, а ночью звёздный мир её укры­ва­ет. (3)Те­перь во­круг шара че­ло­век про­ле­та­ет менее чем за два часа. (4)Землю можно уви­деть со сто­ро­ны. (5)Вот сни­мок, сде­лан­ный из кос­мо­са. (6)Да, Земля  — это шар, на нём видны ма­те­ри­ки, моря, об­ла­ка, вос­хо­ды и за­хо­ды Солн­ца. (7)По­дроб­но­сти зем­ной жизни из­да­ле­ка не видны, но они есть, их много…

(8)Два де­сят­ка лет назад аме­ри­кан­цы про­ве­ли опрос учёных: что дали че­ло­ве­че­ству полёты в кос­мос? (9)Много было ин­те­рес­но­го в от­ве­тах. (10)Мне за­пом­нил­ся этот: «Во Все­лен­ной мы одни, и не­по­хо­же, что где-ни­будь нас ждут. (11)Надо бе­речь свой дом  — род­ную Землю». (12)Хо­ро­ший ответ.

(13)Се­год­ня с вы­со­ты своих зна­ний че­ло­век может ска­зать: «За­ме­ча­тель­ная нам до­ста­лась пла­не­та». (14)В самом деле, есть на пла­не­те вода, без ко­то­рой жизнь была бы не­воз­мож­ной. (15)Бли­зость Солн­ца даёт не ис­ся­ка­ю­щее от вре­ме­ни тепло. (16)Вра­ще­ние Земли обес­пе­чи­ва­ет че­ре­до­ва­ние дней и ночей на пла­не­те, смену времён года. (17)Зелёные рас­те­ния на­пол­ня­ют ат­мо­сфе­ру кис­ло­ро­дом. (18)Они на­кап­ли­ва­ют уг­ле­род и вы­де­ля­ют в верх­ние слои ат­мо­сфе­ры жи­во­твор­ный кис­ло­род и озон, при­кры­ва­ю­щий всё живое от гу­би­тель­ных лучей Солн­ца.

(19)Ко­неч­но, за­ро­див­шей­ся жизни мил­ли­о­ны лет при­хо­ди­лось при­спо­саб­ли­вать­ся к из­на­чаль­ным усло­ви­ям на пла­не­те. (20)Живые ор­га­низ­мы усту­па­ли место на Земле более со­вер­шен­ным. (21)От мно­гих жи­вот­ных уце­ле­ли лишь кости. (22)Но не­ко­то­рые виды до­жи­ли до наших времён. (23)Живут в оке­ан­ской воде на грани ис­треб­ле­ния че­ло­ве­ком гро­мад­ные киты, самые боль­шие су­ще­ства, когда-либо жив­шие на Земле. (24)Самые ма­лень­кие из мле­ко­пи­та­ю­щих  — мышь-ма­лют­ка и зем­ле­рой­ка, ве­ся­щая всего два грам­ма.

(25)Между ки­та­ми и мы­ша­ми огром­ное число жи­вот­ных, ко­то­рым Земля стала род­ным домом. (26)И во главе всего су­ще­го стоит че­ло­век. (27)Он часто ре­ша­ет, кому жить, а кому в жизни долж­но быть от­ка­за­но.

(28)Мил­ли­о­ны лет от­би­ра­ла При­ро­да жи­вот­ных, опре­де­ляя места, где они могут жить, где могут кор­мить­ся. (29)Че­ло­век давно изу­чил эти места и пер­вым тя­нет­ся к до­бы­че, раз­ру­ша­ет среду, в ко­то­рой жи­вот­ным ком­форт­но. (30)Так раз­ру­ша­ют­ся ос­но­вы на­ше­го об­ще­го Дома.

(31)Мно­гие жи­вот­ные ис­чез­ли или стали ис­клю­чи­тель­но ред­ки­ми. (32)Уже давно мы не видим про­ле­та­ю­щих жу­рав­лей, мало кто слы­шит то­ку­ю­щих глу­ха­рей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Две­сти лет назад аме­ри­кан­цы вар­вар­ски ис­тре­би­ли мил­ли­о­ны би­зо­нов, а в се­ре­ди­не про­шло­го века химия вы­ко­си­ла в Аме­ри­ке куль­то­вую птицу  — бе­ло­го­ло­во­го ор­ла­на. (35)В Аф­ри­ке на боль­ших про­стран­ствах уни­что­жи­ли ты­ся­чи но­со­ро­гов: нужна была земля для по­се­вов зерна. (36)Рас­тут пло­ща­ди жар­ких пу­стынь и пу­сто­шей, ис­то­ща­ют­ся пло­до­род­ные земли, вы­сы­ха­ют озёра, ис­че­за­ют на рав­ни­нах малые реки.

(37)Вот что имел в виду учёный, от­ве­тив­ший на во­прос о кос­мо­се. (38)Пла­не­ту Земля нам надо бе­речь. (39)Никто не ждёт вы­сад­ки зем­лян на дру­гие пла­не­ты. (40)А Земля по-преж­не­му нас кор­мит, даёт нам ды­шать, снаб­жа­ет водой, теп­лом и ра­до­стью жизни, иду­щей от наших со­се­дей: зве­рей, птиц, рыб, на­се­ко­мых, об­ра­зу­ю­щих слож­ный узор жизни.

(41)Вот как вы­гля­дит Земля, если взгля­нуть на неё со сто­ро­ны. (42)Очер­та­ния ма­те­ри­ков. (43)Следы де­я­тель­но­сти вул­ка­нов. (44)Огни боль­ших го­ро­дов и ма­лень­ких де­ре­вень. (45)Озёра на суше и ост­ро­ва в оке­а­не. (46)Текут по Земле боль­шие реки, стру­на­ми вы­тя­ну­ты до­ро­ги. (47)Земля, из­ры­тая шах­та­ми и ли­сьи­ми но­ра­ми. (48)Земля со сле­да­ми зве­рей, хлеб­ны­ми по­ля­ми и куд­ря­ми лесов… (49)Такой общий наш Дом.

(По В. М. Пес­ко­ву*)

* Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич Пес­ков (1930–2013)  — со­вет­ский и рос­сий­ский пи­са­тель, жур­на­лист и фо­то­кор­ре­спон­дент.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те

чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ные про­бле­мы:

Про­бле­мы:

1.  Про­бле­ма не­об­хо­ди­мо­сти бе­реж­но­го и ува­жи­тель­но­го от­но­ше­ния че­ло­ве­ка к при­ро­де. (Как дол­жен че­ло­век вос­при­ни­мать при­ро­ду и вести себя по от­но­ше­нию к ней?)

2.  Про­бле­ма эко­ло­гии. (Как можно сов­ме­стить лю­бовь к при­ро­де и не­об­хо­ди­мость де­я­тель­но­сти, ко­то­рая не­га­тив­но воз­дей­ству­ет на окру­жа­ю­щий мир?)

3.  Про­бле­ма от­вет­ствен­но­сти че­ло­ве­ка за про­ис­хо­дя­щее на Земле.

 

По­зи­ция ав­то­ра:

1.  Мир живой при­ро­ды, окру­жа­ю­щей че­ло­ве­ка, нуж­да­ет­ся в за­щи­те, бе­реж­ном и ува­жи­тель­ном от­но­ше­нии; че­ло­век дол­жен ви­деть в при­ро­де живую душу.

2.  Че­ло­ве­че­ство долж­но за­ду­мы­вать­ся над тем, что его «хищ­ни­че­ская» де­я­тель­ность, на­но­сит урон не толь­ко при­ро­де, но и ему са­мо­му. Нужно бе­реж­но от­но­сить­ся к при­ро­де.

3.  Че­ло­ве­че­ству пора за­ду­мать­ся над тем, что он тво­рит со своим домом, ведь он един­ствен­ное ра­зум­ное су­ще­ство на Земле, по­это­му от­вет­ствен­ность за все про­ис­хо­дя­щее лежит на нем.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние 27Баллы
IСо­дер­жа­ние со­чи­не­ния
К1Фор­му­ли­ров­ка про­блем ис­ход­но­го тек­ста

Одна из про­блем ис­ход­но­го тек­ста (в той или иной форме в любой из ча­стей со­чи­не­ния) сфор­му­ли­ро­ва­на верно

1

Про­бле­ма ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­на или сфор­му­ли­ро­ва­на не­вер­но.

Ука­за­ние к оце­ни­ва­нию. Если эк­за­ме­ну­е­мый не сфор­му­ли­ро­вал или сфор­му­ли­ро­вал не­вер­но (в той или иной форме в любой из ча­стей со­чи­не­ния) одну из про­блем ис­ход­но­го тек­ста, то такая ра­бо­та по кри­те­ри­ям К1–К4 оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов

0
К2Ком­мен­та­рий к про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста

Про­бле­ма про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.

При­ве­де­но не менее 2 при­ме­ров-ил­лю­стра­ций из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ных для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к каж­до­му из при­ме­ров-ил­лю­стра­ций.

Про­ана­ли­зи­ро­ва­на смыс­ло­вая связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми

3

Про­бле­ма про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.

При­ве­де­но не менее 2 при­ме­ров-ил­лю­стра­ций из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ных для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к каж­до­му из при­ме­ро­вил­лю­стра­ций.

Смыс­ло­вая связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми не про­ана­ли­зи­ро­ва­на, или про­ана­ли­зи­ро­ва­на не­вер­но, или про­ана­ли­зи­ро­ва­на без ука­за­ния смыс­ло­вой связи

2

Про­бле­ма про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.

При­ведён 1 при­мер-ил­лю­стра­ция из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ный для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к этому при­ме­ру-ил­лю­стра­ции

1

Про­бле­ма про­ком­мен­ти­ро­ва­на без опоры на ис­ход­ный текст.

ИЛИ При­ме­ры-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста, не при­ве­де­ны или при­ве­де­ны с фак­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми, свя­зан­ны­ми с по­ни­ма­ни­ем про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста.

ИЛИ Вме­сто ком­мен­та­рия дан про­стой пе­ре­сказ ис­ход­но­го тек­ста.

ИЛИ Вме­сто ком­мен­та­рия ци­ти­ру­ет­ся боль­шой фраг­мент ис­ход­но­го тек­ста.

ИЛИ Про­бле­ма ис­ход­но­го тек­ста не про­ком­мен­ти­ро­ва­на.

Ука­за­ния к оце­ни­ва­нию.

1. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста привёл при­мер-ил­лю­стра­цию, но не по­яс­нил его, то такой при­мер-ил­лю­стра­ция не за­счи­ты­ва­ет­ся.

2. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста толь­ко ука­зал, но не про­ана­ли­зи­ро­вал смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми­ил­лю­стра­ци­я­ми, то ана­лиз смыс­ло­вой связи не за­счи­ты­ва­ет­ся.

3. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста до­пу­стил фак­ти­че­скую ошиб­ку, свя­зан­ную с по­ни­ма­ни­ем про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста, то по­яс­не­ние к при­ме­ру-ил­лю­стра­ции, в ко­то­ром до­пу­ще­на по­доб­ная ошиб­ка, не за­счи­ты­ва­ет­ся.

4. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста до­пу­стил фак­ти­че­скую ошиб­ку, не свя­зан­ную с по­ни­ма­ни­ем про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста, то дан­ная ошиб­ка учи­ты­ва­ет­ся при оце­ни­ва­нии ра­бо­ты по кри­те­рию «Со­блю­де­ние фак­то­ло­ги­че­ской точ­но­сти» (К12)

0
К3От­ра­же­ние по­зи­ции ав­то­ра по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­на верно

1

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­на не­вер­но.

ИЛИ По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­на.

Ука­за­ние к оце­ни­ва­нию. Если эк­за­ме­ну­е­мый не сфор­му­ли­ро­вал или сфор­му­ли­ро­вал не­вер­но по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста, то такая ра­бо­та по кри­те­ри­ям К3 и К4 оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов

0
К4От­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста

От­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­но и обос­но­ва­но

1

От­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­но и не обос­но­ва­но.

ИЛИ Фор­му­ли­ров­ка и обос­но­ва­ние от­но­ше­ния к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) ис­ход­но­го тек­ста не со­от­вет­ству­ют про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста.

ИЛИ От­но­ше­ние эк­за­ме­ну­е­мо­го за­яв­ле­но лишь фор­маль­но (на­при­мер, «Я со­гла­сен/не со­гла­сен с ав­то­ром»)

Ука­за­ние к оце­ни­ва­нию. Обос­но­ва­ние долж­но вклю­чать при­мер-ар­гу­мент, ис­точ­ни­ком для ко­то­ро­го слу­жит жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт

0
IIРе­че­вое оформ­ле­ние со­чи­не­ния
К5Смыс­ло­вая цель­ность, ре­че­вая связ­ность и по­сле­до­ва­тель­ность из­ло­же­ния

Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся смыс­ло­вой цель­но­стью, ре­че­вой связ­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью из­ло­же­ния. В ра­бо­те нет на­ру­ше­ний аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста. Ло­ги­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

2

Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся смыс­ло­вой цель­но­стью, связ­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью из­ло­же­ния.

В ра­бо­те нет на­ру­ше­ний аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста. До­пу­ще­на одна ло­ги­че­ская ошиб­ка.

ИЛИ Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся смыс­ло­вой цель­но­стью, связ­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью из­ло­же­ния.

Ло­ги­че­ских оши­бок нет. Име­ет­ся одно на­ру­ше­ние аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста.

ИЛИ Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся смыс­ло­вой цель­но­стью, связ­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью из­ло­же­ния.

Име­ет­ся одно на­ру­ше­ние аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста.

До­пу­ще­на одна ло­ги­че­ская ошиб­ка

1

В ра­бо­те эк­за­ме­ну­е­мо­го про­смат­ри­ва­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный за­мы­сел. На­ру­ше­ний аб­зац­но­го чле­не­ния нет. До­пу­ще­но две и более ло­ги­че­ские ошиб­ки.

ИЛИ В ра­бо­те эк­за­ме­ну­е­мо­го про­смат­ри­ва­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный за­мы­сел. Ло­ги­че­ских оши­бок нет. Име­ет­ся два и более слу­чая на­ру­ше­ния аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста.

ИЛИ В ра­бо­те эк­за­ме­ну­е­мо­го про­смат­ри­ва­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный за­мы­сел. Име­ет­ся два и более слу­чая на­ру­ше­ния аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста. До­пу­ще­но две и более ло­ги­че­ские ошиб­ки

0
К6Бо­гат­ство речи

Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бо­гат­ством сло­ва­ря, раз­но­об­ра­зи­ем ис­поль­зу­е­мых грам­ма­ти­че­ских кон­струк­ций

1

Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бед­но­стью сло­ва­ря и/или од­но­об­ра­зи­ем ис­поль­зу­е­мых грам­ма­ти­че­ских кон­струк­ций

0
IIIГра­мот­ность
К7Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм

Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет

3

До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки

2

До­пу­ще­ны три-че­ты­ре ошиб­ки

1

До­пу­ще­но пять или более оши­бок

0
К8Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм

Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет

3

До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки

2

До­пу­ще­ны три-че­ты­ре ошиб­ки

1

До­пу­ще­но пять или более оши­бок

0
К9Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм

Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет

2

До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки

1

До­пу­ще­но три или более ошиб­ки

0
К10

Со­блю­де­ние ре­че­вых норм

До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки

2

До­пу­ще­ны две-три ошиб­ки

1

До­пу­ще­но че­ты­ре или более ошиб­ки

0
К11Со­блю­де­ние эти­че­ских норм

Эти­че­ские ошиб­ки в ра­бо­те от­сут­ству­ют

1

До­пу­ще­на одна эти­че­ская ошиб­ка или более

0
К12Со­блю­де­ние фак­то­ло­ги­че­ской точ­но­сти

Фак­ти­че­ские ошиб­ки в ра­бо­те от­сут­ству­ют

1

До­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка или более

0
Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов21

 

При оцен­ке гра­мот­но­сти (К7–К10) сле­ду­ет учи­ты­вать объём со­чи­не­ния*. Ука­зан­ные в таб­ли­це нормы оце­ни­ва­ния раз­ра­бо­та­ны для со­чи­не­ния объёмом 150 и более слов**.

Если в со­чи­не­нии 69 и менее слов, то такая ра­бо­та не за­счи­ты­ва­ет­ся и оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов, за­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным.

При оцен­ке со­чи­не­ния объёмом от 70 до 149 слов ко­ли­че­ство до­пу­сти­мых оши­бок четырёх видов (К7–К10) умень­ша­ет­ся.

Два балла по этим кри­те­ри­ям ста­вит­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

К7 — ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет;

К8 — пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет.

Один балл по этим кри­те­ри­ям ста­вит­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

К7 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К8 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К9 — грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет;

К10 — до­пу­ще­но не более одной ре­че­вой ошиб­ки.

Выс­ший балл по кри­те­ри­ям К7–К12 за ра­бо­ту объёмом от 70 до 149 слов не ста­вит­ся.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та по всем ас­пек­там про­вер­ки (К1−К12) оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Если в ра­бо­те, пред­став­ля­ю­щей собой пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст, со­дер­жат­ся фраг­мен­ты тек­ста

эк­за­ме­ну­е­мо­го, то при про­вер­ке учи­ты­ва­ет­ся толь­ко то ко­ли­че­ство слов, ко­то­рое при­над­ле­жит эк­за­ме­ну­е­мо­му. Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся.

___________________

* При подсчёте слов учи­ты­ва­ют­ся как са­мо­сто­я­тель­ные, так и слу­жеб­ные части речи. Под­счи­ты­ва­ет­ся любая по­сле­до­ва­тель­ность слов, на­пи­сан­ных без про­бе­ла (на­при­мер, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Ини­ци­а­лы с фа­ми­ли­ей счи­та­ют­ся одним сло­вом (на­при­мер, «М. Ю. Лер­мон­тов» — одно слово). Любые дру­гие сим­во­лы, в част­но­сти цифры, при подсчёте не учи­ты­ва­ют­ся (на­при­мер, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).

** Если со­чи­не­ние со­дер­жит ча­стич­но или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный эк­за­ме­ну­е­мым текст ре­цен­зии за­да­ния 26 и/или ин­фор­ма­ции об ав­то­ре тек­ста, то объём такой ра­бо­ты опре­де­ля­ет­ся без учёта тек­ста ре­цен­зии и/или ин­фор­ма­ции об ав­то­ре тек­ста.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: BAFD8B 6 (4719BF)
1
Тип 23 № 37274
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  По­дроб­но­сти зем­ной жизни хо­ро­шо видны из кос­мо­са.

2)  В про­цес­се раз­ви­тия жизни на нашей пла­не­те древ­ние живые ор­га­низ­мы усту­па­ли место более со­вер­шен­ным.

3)  Любой че­ло­век, очу­тив­шись на при­ро­де, все­гда может уви­деть жу­рав­лей, услы­шать крики перепёлок, глу­ха­ри­ный ток.

4)  Че­ло­век раз­ру­ша­ет среду, где ком­форт­но живут жи­вот­ные.

5)  В Аме­ри­ке со­хра­ни­лась куль­то­вая птица  — бе­ло­го­ло­вый орлан, ко­то­рый охра­ня­ет­ся го­су­дар­ством.


2
Тип 24 № 37275
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Пред­ло­же­ние 12 со­дер­жит оце­ноч­ное суж­де­ние.

2)  Пред­ло­же­ния 14−18 по­яс­ня­ют, рас­кры­ва­ют смысл пред­ло­же­ния 13.

3)  Пред­ло­же­ние 20 про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию пред­ло­же­нию 19.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 31−33 пред­став­ле­но опи­са­ние.

5)  Пред­ло­же­ния 47, 48 со­дер­жат эле­мен­ты опи­са­ния.


3
Тип 25 № 37276
i

Из пред­ло­же­ний 31−36 вы­пи­ши­те слово со зна­че­ни­ем «бес­смыс­лен­но же­сто­ко, грубо, бес­че­ло­веч­но».


4
Тип 26 № 37277
i

Среди пред­ло­же­ний 25−30 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния, лек­си­че­ско­го по­вто­ра и форм слова. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д28 № 37278
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ото­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22−25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

 

«Раз­мыш­ле­ния В. М. Пес­ко­ва на­пол­не­ны тре­во­гой за судь­бу нашей пла­не­ты. Троп  — (А)_________ (в пред­ло­же­ни­ях 30, 34)  — по­мо­га­ет ав­то­ру по­ка­зать по­след­ствия по­тре­би­тель­ско­го от­но­ше­ния к при­ро­де. Мысль о том, как пре­крас­на Земля, где мы оби­та­ем вме­сте с рас­те­ни­я­ми, жи­вот­ны­ми, пти­ца­ми, пи­са­тель пе­ре­даёт, ис­поль­зуя раз­но­об­раз­ные сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти, среди ко­то­рых лек­си­че­ское сред­ство – (Б)_________ («боль­шие» в пред­ло­же­нии 23 и «ма­лень­кие» в пред­ло­же­нии 24), приём  — (В)_________ (пред­ло­же­ния 47, 48). Син­так­си­че­ское сред­ство  — (Г)_________ (пред­ло­же­ния 42−44) – по­мо­га­ет ав­то­ру пе­ре­дать всю кра­со­ту Земли».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  эпи­тет

2)  ме­та­фо­ра

3)  ана­фо­ра

4)  ввод­ные слова

5)  на­зыв­ные пред­ло­же­ния

6)  про­сто­реч­ная лек­си­ка

7)  си­но­ни­мы

8)  ци­ти­ро­ва­ние

9)  ан­то­ни­мы

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ