Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 25 № 37276
i

(1)Лишь со­всем не­дав­но че­ло­век узнал, что Земля  — это шар. (2)Ду­ма­ли, стоит Земля на трёх сло­нах, а ночью звёздный мир её укры­ва­ет. (3)Те­перь во­круг шара че­ло­век про­ле­та­ет менее чем за два часа. (4)Землю можно уви­деть со сто­ро­ны. (5)Вот сни­мок, сде­лан­ный из кос­мо­са. (6)Да, Земля  — это шар, на нём видны ма­те­ри­ки, моря, об­ла­ка, вос­хо­ды и за­хо­ды Солн­ца. (7)По­дроб­но­сти зем­ной жизни из­да­ле­ка не видны, но они есть, их много…

(8)Два де­сят­ка лет назад аме­ри­кан­цы про­ве­ли опрос учёных: что дали че­ло­ве­че­ству полёты в кос­мос? (9)Много было ин­те­рес­но­го в от­ве­тах. (10)Мне за­пом­нил­ся этот: «Во Все­лен­ной мы одни, и не­по­хо­же, что где-ни­будь нас ждут. (11)Надо бе­речь свой дом  — род­ную Землю». (12)Хо­ро­ший ответ.

(13)Се­год­ня с вы­со­ты своих зна­ний че­ло­век может ска­зать: «За­ме­ча­тель­ная нам до­ста­лась пла­не­та». (14)В самом деле, есть на пла­не­те вода, без ко­то­рой жизнь была бы не­воз­мож­ной. (15)Бли­зость Солн­ца даёт не ис­ся­ка­ю­щее от вре­ме­ни тепло. (16)Вра­ще­ние Земли обес­пе­чи­ва­ет че­ре­до­ва­ние дней и ночей на пла­не­те, смену времён года. (17)Зелёные рас­те­ния на­пол­ня­ют ат­мо­сфе­ру кис­ло­ро­дом. (18)Они на­кап­ли­ва­ют уг­ле­род и вы­де­ля­ют в верх­ние слои ат­мо­сфе­ры жи­во­твор­ный кис­ло­род и озон, при­кры­ва­ю­щий всё живое от гу­би­тель­ных лучей Солн­ца.

(19)Ко­неч­но, за­ро­див­шей­ся жизни мил­ли­о­ны лет при­хо­ди­лось при­спо­саб­ли­вать­ся к из­на­чаль­ным усло­ви­ям на пла­не­те. (20)Живые ор­га­низ­мы усту­па­ли место на Земле более со­вер­шен­ным. (21)От мно­гих жи­вот­ных уце­ле­ли лишь кости. (22)Но не­ко­то­рые виды до­жи­ли до наших времён. (23)Живут в оке­ан­ской воде на грани ис­треб­ле­ния че­ло­ве­ком гро­мад­ные киты, самые боль­шие су­ще­ства, когда-либо жив­шие на Земле. (24)Самые ма­лень­кие из мле­ко­пи­та­ю­щих  — мышь-ма­лют­ка и зем­ле­рой­ка, ве­ся­щая всего два грам­ма.

(25)Между ки­та­ми и мы­ша­ми огром­ное число жи­вот­ных, ко­то­рым Земля стала род­ным домом. (26)И во главе всего су­ще­го стоит че­ло­век. (27)Он часто ре­ша­ет, кому жить, а кому в жизни долж­но быть от­ка­за­но.

(28)Мил­ли­о­ны лет от­би­ра­ла При­ро­да жи­вот­ных, опре­де­ляя места, где они могут жить, где могут кор­мить­ся. (29)Че­ло­век давно изу­чил эти места и пер­вым тя­нет­ся к до­бы­че, раз­ру­ша­ет среду, в ко­то­рой жи­вот­ным ком­форт­но. (30)Так раз­ру­ша­ют­ся ос­но­вы на­ше­го об­ще­го Дома.

(31)Мно­гие жи­вот­ные ис­чез­ли или стали ис­клю­чи­тель­но ред­ки­ми. (32)Уже давно мы не видим про­ле­та­ю­щих жу­рав­лей, мало кто слы­шит то­ку­ю­щих глу­ха­рей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Две­сти лет назад аме­ри­кан­цы вар­вар­ски ис­тре­би­ли мил­ли­о­ны би­зо­нов, а в се­ре­ди­не про­шло­го века химия вы­ко­си­ла в Аме­ри­ке куль­то­вую птицу  — бе­ло­го­ло­во­го ор­ла­на. (35)В Аф­ри­ке на боль­ших про­стран­ствах уни­что­жи­ли ты­ся­чи но­со­ро­гов: нужна была земля для по­се­вов зерна. (36)Рас­тут пло­ща­ди жар­ких пу­стынь и пу­сто­шей, ис­то­ща­ют­ся пло­до­род­ные земли, вы­сы­ха­ют озёра, ис­че­за­ют на рав­ни­нах малые реки.

(37)Вот что имел в виду учёный, от­ве­тив­ший на во­прос о кос­мо­се. (38)Пла­не­ту Земля нам надо бе­речь. (39)Никто не ждёт вы­сад­ки зем­лян на дру­гие пла­не­ты. (40)А Земля по-преж­не­му нас кор­мит, даёт нам ды­шать, снаб­жа­ет водой, теп­лом и ра­до­стью жизни, иду­щей от наших со­се­дей: зве­рей, птиц, рыб, на­се­ко­мых, об­ра­зу­ю­щих слож­ный узор жизни.

(41)Вот как вы­гля­дит Земля, если взгля­нуть на неё со сто­ро­ны. (42)Очер­та­ния ма­те­ри­ков. (43)Следы де­я­тель­но­сти вул­ка­нов. (44)Огни боль­ших го­ро­дов и ма­лень­ких де­ре­вень. (45)Озёра на суше и ост­ро­ва в оке­а­не. (46)Текут по Земле боль­шие реки, стру­на­ми вы­тя­ну­ты до­ро­ги. (47)Земля, из­ры­тая шах­та­ми и ли­сьи­ми но­ра­ми. (48)Земля со сле­да­ми зве­рей, хлеб­ны­ми по­ля­ми и куд­ря­ми лесов… (49)Такой общий наш Дом.

(По В. М. Пес­ко­ву*)

* Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич Пес­ков (1930–2013)  — со­вет­ский и рос­сий­ский пи­са­тель, жур­на­лист и фо­то­кор­ре­спон­дент.

Из пред­ло­же­ний 31−36 вы­пи­ши­те слово со зна­че­ни­ем «бес­смыс­лен­но же­сто­ко, грубо, бес­че­ло­веч­но».

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В пред­ло­же­нии 34 слова «вар­вар­ски» имеет зна­че­ние «бес­смыс­лен­но же­сто­ко, грубо, бес­че­ло­веч­но».

 

Ответ: вар­вар­ски.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 25 ЕГЭ. Лек­си­че­ское зна­че­ние слова. Си­но­ни­мы. Ан­то­ни­мы. Фра­зео­ло­гиз­мы. Груп­пы слов по упо­треб­ле­нию

ЗА­ДА­НИЕ 25. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния 25 нужно знать сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния:

— пря­мое/пе­ре­нос­ное зна­че­ние слова

— си­но­ни­мы (кон­текст­ный си­но­ним), ан­то­ни­мы (кон­текст­ный ан­то­ним)

— омо­ни­мы

— фра­зео­ло­гиз­мы

— за­им­ство­ван­ные слова

— лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са (ис­то­риз­мы, ар­ха­из­мы, нео­ло­гиз­мы)

— огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка (про­фес­си­о­на­лиз­мы, про­сто­реч­ная лек­си­ка, жар­го­низ­мы, диа­лек­тиз­мы)

— сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — это ис­то­ри­че­ски за­креп­лен­ный «смысл» слова.

Слова могут иметь пря­мое зна­че­ние (пер­во­на­чаль­ное, ис­ход­ное) зна­че­ние и пе­ре­нос­ное зна­че­ние (вто­рич­ное зна­че­ние, воз­ни­ка­ю­щее на ос­но­ве пер­во­го). При­ме­ры:

Его оста­ви­ли в ком­на­те од­но­го. Слово «оста­ви­ли» имеет пря­мое зна­че­ние.

Его оста­ви­ли в долж­но­сти. Слово «оста­ви­ли» ис­поль­зо­ва­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

 

Пе­ре­нос по ка­ко­му-либо сход­ству (цвет, форма, функ­ция) на­зы­ва­ет­ся ме­та­фо­рой. (Глаз­ное яб­ло­ко — сход­ство по форме; он не сдал эк­за­мен, и те­перь у него хвост — сход­ство на ос­но­ве функ­ции).

Пе­ре­нос на­зва­ния с од­но­го пред­ме­та на дру­гой на ос­но­ве смеж­но­сти этих пред­ме­тов на­зы­ва­ет­ся ме­то­ни­ми­ей. (Пуш­кин в сумке, съел та­рел­ку). Одной из раз­но­вид­но­стей ме­то­ни­мии яв­ля­ет­ся си­нек­до­ха. Си­нек­до­ха — пе­ре­нос на­зва­ния це­ло­го на его часть или на­о­бо­рот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лиш­ний рот в семье).

 

Си­но­ни­мы, ан­то­ни­мы, омо­ни­мы

Си­но­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но оди­на­ко­вые по зна­че­нию. (Друг — то­ва­рищ, ду­мать — раз­мыш­лять).

 

Кон­текст­ные си­но­ни­мы — слова, име­ю­щие сход­ное зна­че­ние толь­ко в пре­де­лах пред­ло­жен­но­го тек­ста. За пре­де­ла­ми кон­тек­ста такие слова не яв­ля­ют­ся си­но­ни­ма­ми. (Кон­текст­ные си­но­ни­мы гла­го­ла го­во­рить. Марья Ки­рил­лов­на сы­па­ла про близ­ких, он мол­чал. Деду никто не верил. Даже сер­ди­тые ста­ру­хи шам­ка­ли, что у чер­тей от­ро­дясь не было клю­вов (Пауст.))

 

Ан­то­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но про­ти­во­по­лож­ные по зна­че­нию. (пло­хой — хо­ро­ший, сесть — встать).

 

Кон­текст­ные ан­то­ни­мы — слова, на­хо­дя­щи­е­ся в ан­то­ни­ми­че­ских от­но­ше­ни­ях толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Они могут иметь раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы и от­но­сить­ся к раз­ным ча­стям речи. (Я глу­пая, а ты умен, живой, а я остол­бе­не­лая (М. Цве­та­е­ва))

 

Омо­ни­мы — это слова, оди­на­ко­вые по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но раз­ные по зна­че­нию. Не все­гда при­над­ле­жат одной части речи. Омо­ни­мы бы­ва­ют пол­ны­ми и ча­стич­ны­ми. Пол­ные омо­ни­мы — это слова одной части речи, у ко­то­рых сов­па­да­ют все грам­ма­ти­че­ские формы. На­при­мер: ключ (ко­то­рым от­кры­ва­ем дверь) и ключ (ис­точ­ник воды). Ча­стич­ные омо­ни­мы — это слова, у ко­то­рых не все грам­ма­ти­че­ски формы оди­на­ко­вы.

 

Фра­зео­ло­гиз­мы

Фра­зео­ло­гиз­мы — это устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, об­ла­да­ю­щие не­де­ли­мым смыс­лом и из­вле­ка­е­мые из нашей па­мя­ти в го­то­вом виде. Как пра­ви­ло, зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­мов не лежит на по­верх­но­сти. Фра­зео­ло­гизм — это не сумма зна­че­ний слов, а одно зна­че­ние для не­сколь­ких слов, объ­еди­нен­ных в сло­во­со­че­та­ние.

 

В 2024-2025 учеб­ном году ФИПИ со­здал спи­сок фра­зео­ло­гиз­мов. Не­смот­ря на то что он да­ле­ко не пол­ный, фраз в нём очень много. Пред­ла­га­ем ска­чать его в виде файла и об­ра­щать­ся при не­об­хо­ди­мо­сти. ru-2-leksika-i-frazeologija_fraz.pdf

 

За­им­ство­ван­ные слова — это слова, при­шед­шие в рус­ский язык из дру­гих язы­ков: хутор (из вен­гер­ско­го).

 

Лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са — уста­рев­шая или еще не­до­ста­точ­но из­вест­ная.

 

Ис­то­риз­мы — уста­рев­шие слова, вы­шед­шие из упо­треб­ле­ния в связи с ис­чез­но­ве­ни­ем ре­а­лий дей­стви­тель­но­сти, ко­то­рые они обо­зна­ча­ли. (При­мер: бур­мистр, бо­ярин и т. д.).

 

Ар­ха­из­мы — уста­рев­шие слова, заменённые со­вре­мен­ны­ми си­но­ни­ма­ми (ла­ни­ты — щёки, длань — ла­донь).

 

Нео­ло­гиз­мы — это новые слова, по­явив­ши­е­ся не­дав­но в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем новых пред­ме­тов, яв­ле­ний.

 

Огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка

 

Диа­лек­тиз­мы — это слова, ис­поль­зу­е­мые толь­ко на опре­де­лен­ных тер­ри­то­ри­ях. При­ме­ры: векша — белка (се­вер­ный диа­лект).

 

Про­фес­си­о­на­лиз­мы — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в уст­ной речи в раз­ных про­фес­си­о­наль­ных сре­дах: чай­ник — у про­грам­ми­стов че­ло­век, плохо раз­би­ра­ю­щий­ся в ком­пью­те­рах, но­ви­чок.

 

Жар­гон­ная лек­си­ка — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в своей речи опре­де­лен­ные со­ци­аль­ные слои на­се­ле­ния. При­ме­ры: бес­пре­дел (уго­лов­ное арго), клёвый (мо­ло­дежь).

 

Сленг — чаще по­ни­ма­ет­ся как «мо­ло­деж­ный».

 

Арго — диа­лект, со­здан­ный груп­пой с целью обособ­ле­ния (пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал во­ров­ской язык).

 

Про­сто­реч­ная лек­си­ка — слова со сти­ли­сти­че­ски сни­жен­ным, гру­бым, вуль­гар­ным от­тен­ком. К числу этих слов от­но­сят­ся и ма­тер­ные слова. На­при­мер, «свист­нуть» — в зна­че­нии «украсть», «харя, морда» — в зна­че­нии «лицо» и т. д.

 

Сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Ней­траль­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в любой си­ту­а­ции, в любом стиле (хо­ро­ший, об­ще­ство, ри­со­вать).

 

Книж­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в пись­мен­ных (книж­ных) сти­лях (до­сто­хваль­ный, ас­со­ци­а­ция, жи­во­пи­сать).

 

Раз­го­вор­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в раз­го­вор­ном стиле (гро­бить, за­пас­ка, де­ля­га).

Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 961876; 1 (4719BF)
1
Тип 23 № 37274
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  По­дроб­но­сти зем­ной жизни хо­ро­шо видны из кос­мо­са.

2)  В про­цес­се раз­ви­тия жизни на нашей пла­не­те древ­ние живые ор­га­низ­мы усту­па­ли место более со­вер­шен­ным.

3)  Любой че­ло­век, очу­тив­шись на при­ро­де, все­гда может уви­деть жу­рав­лей, услы­шать крики перепёлок, глу­ха­ри­ный ток.

4)  Че­ло­век раз­ру­ша­ет среду, где ком­форт­но живут жи­вот­ные.

5)  В Аме­ри­ке со­хра­ни­лась куль­то­вая птица  — бе­ло­го­ло­вый орлан, ко­то­рый охра­ня­ет­ся го­су­дар­ством.


2
Тип 24 № 37275
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Пред­ло­же­ние 12 со­дер­жит оце­ноч­ное суж­де­ние.

2)  Пред­ло­же­ния 14−18 по­яс­ня­ют, рас­кры­ва­ют смысл пред­ло­же­ния 13.

3)  Пред­ло­же­ние 20 про­ти­во­по­став­ле­но по со­дер­жа­нию пред­ло­же­нию 19.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 31−33 пред­став­ле­но опи­са­ние.

5)  Пред­ло­же­ния 47, 48 со­дер­жат эле­мен­ты опи­са­ния.


3
Тип 26 № 37277
i

Среди пред­ло­же­ний 25−30 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния, лек­си­че­ско­го по­вто­ра и форм слова. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 37278
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ото­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22−25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

 

«Раз­мыш­ле­ния В. М. Пес­ко­ва на­пол­не­ны тре­во­гой за судь­бу нашей пла­не­ты. Троп  — (А)_________ (в пред­ло­же­ни­ях 30, 34)  — по­мо­га­ет ав­то­ру по­ка­зать по­след­ствия по­тре­би­тель­ско­го от­но­ше­ния к при­ро­де. Мысль о том, как пре­крас­на Земля, где мы оби­та­ем вме­сте с рас­те­ни­я­ми, жи­вот­ны­ми, пти­ца­ми, пи­са­тель пе­ре­даёт, ис­поль­зуя раз­но­об­раз­ные сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти, среди ко­то­рых лек­си­че­ское сред­ство – (Б)_________ («боль­шие» в пред­ло­же­нии 23 и «ма­лень­кие» в пред­ло­же­нии 24), приём  — (В)_________ (пред­ло­же­ния 47, 48). Син­так­си­че­ское сред­ство  — (Г)_________ (пред­ло­же­ния 42−44) – по­мо­га­ет ав­то­ру пе­ре­дать всю кра­со­ту Земли».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  эпи­тет

2)  ме­та­фо­ра

3)  ана­фо­ра

4)  ввод­ные слова

5)  на­зыв­ные пред­ло­же­ния

6)  про­сто­реч­ная лек­си­ка

7)  си­но­ни­мы

8)  ци­ти­ро­ва­ние

9)  ан­то­ни­мы

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

5
Тип Д27 C27 № 37279
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те

чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.