Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 25 № 39831
i

(1)Вот и кон­чил­ся по­след­ний урок по­след­не­го дня нашей школь­ной жизни. (2)Де­сять школь­ных лет за­вер­ши­лись по зна­ко­мой хрип­ло­ва­той трели звон­ка. (3)Все мы, рас­тро­ган­ные, взвол­но­ван­ные, ра­дост­ные и о чём-то жа­ле­ю­щие, рас­те­рян­ные и смущённые своим мгно­вен­ным пре­вра­ще­ни­ем из шко­ля­ров во взрос­лых людей, сло­ня­лись по клас­сам и ко­ри­до­ру, слов­но стра­шась выйти из школь­ных стен в мир, став­ший бес­ко­неч­ным. (4)И было такое чув­ство, будто что-то не­до­го­во­ре­но, не­до­жи­то, не ис­чер­па­но за про­шед­шие де­сять лет, будто этот день за­стал нас врас­плох.

(5)В класс за­гля­ну­ла Женя Ру­мян­це­ва:

— Серёжа, можно тебя на ми­нут­ку? (6)У меня стран­ное пред­ло­же­ние! (7)Давай встре­тим­ся через де­сять лет!

(8)Шут­ли­вость со­всем не была свой­ствен­на Жене, и я спро­сил серьёзно:

— Зачем?

— (9)Мне ин­те­рес­но, каким ты ста­нешь. (10)Ты ведь очень нра­вил­ся мне все эти годы. (11)Я думал, что Жене Ру­мян­це­вой не­ве­до­мы ни эти слова, ни эти чув­ства. (12)Жизнь её про­те­ка­ла в двух сфе­рах: в на­пряжённой об­ще­ствен­ной ра­бо­те и в меч­та­ни­ях о звёздных мирах. (13)Не­мно­гие из нас твёрдо опре­де­ли­ли свой даль­ней­ший жиз­нен­ный путь, а Женя с ше­сто­го клас­са знала, что будет аст­ро­но­мом и никем дру­гим. (14)Между нами ни­ко­гда не было дру­же­ской бли­зо­сти. (15)В по­ис­ках раз­гад­ки я мыс­лен­но про­бе­гал про­шлое, но ни­че­го не нашёл в нём, кроме одной встре­чи на Чи­стых пру­дах…

(16)Од­на­ж­ды мы со­би­ра­лись в вы­ход­ной день на Хим­кин­ское во­до­хра­ни­ли­ще по­ка­тать­ся на лод­ках. (17)Но с утра за­мо­ро­сил дождь, и на сбор­ный пункт при­шли толь­ко мы с Пав­ли­ком, Нина и Женя Ру­мян­це­ва. (18)Дождь не пе­ре­ста­вал ни на ми­ну­ту. (19)Не­че­го было и ду­мать о Хим­ках.

— (20)Да­вай­те по­ка­та­ем­ся на пруду,  — пред­ло­жил я и по­ка­зал на ста­рую, рас­сох­шу­ю­ся лодку-плос­ко­дон­ку.  — (21)Будем во­об­ра­жать, что мы в Хим­ках.

— (22)Или в Сре­ди­зем­ном море,  — вста­вил Пав­лик.

— (23)Или в Ин­дий­ском оке­а­не,  — вос­тор­жен­но под­хва­ти­ла Женя.

(24)Мы вы­чер­па­ли из лодки воду и от­пра­ви­лись в «кру­го­свет­ное» пла­ва­ние. (25)Женя при­ду­мы­ва­ла марш­рут на­ше­го пу­те­ше­ствия. (26)Вот мы про­хо­дим Бос­фор, через Су­эц­кий канал по­па­да­ем в Крас­ное море, от­ту­да в Ара­вий­ское и вхо­дим в Тихий океан. (27)Женя не­уто­ми­мо ко­ман­до­ва­ла: «Право руля!», «Лево руля!», «Под­нять па­ру­са!», «Убрать па­ру­са!» (28)Отыс­ки­ва­ла путь по звёздам: наш ком­пас раз­бил­ся во время бури.

(29)Боль­ше Женя не бы­ва­ла с нами. (30)Мы не раз при­гла­ша­ли её на наши сбо­ри­ща, но она от­ка­зы­ва­лась. (31)А что если в тот един­ствен­ный раз она при­ш­ла из-за меня и из-за меня от­сту­пи­лась, ска­зав себе с гор­дой чест­но­стью: не вышло…

— (32)По­че­му же ты рань­ше мол­ча­ла, Женя?  — спро­сил я. (33)К чему было го­во­рить? (34)Тебе так нра­ви­лась Нина!

(35)С ощу­ще­ни­ем какой-то до­сад­ной и груст­ной утра­ты я ска­зал:

— Где же и когда мы встре­тим­ся?

— (36)Через де­сять лет, два­дцать де­вя­то­го мая, в во­семь часов ве­че­ра, в сред­нем пролёте между ко­лонн Боль­шо­го те­ат­ра.

(37)Ми­ну­ли годы. (38)Женя учи­лась в Ле­нин­гра­де. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя из­ве­стия о судь­бе моих дру­зей, я узнал, что Женя в пер­вый же день войны бро­си­ла ин­сти­тут и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услы­шал по радио указ о при­сво­е­нии май­о­ру авиа­ции Ру­мян­це­вой зва­ния Героя Со­вет­ско­го Союза. (41)Вер­нув­шись с войны, я узнал, что зва­ние Героя было при­сво­е­но Жене по­смерт­но.

(42)Жизнь шла даль­ше, порой я вдруг вспо­ми­нал о нашем уго­во­ре, а за не­сколь­ко дней до срока по­чув­ство­вал такое острое, ще­мя­щее бес­по­кой­ство, будто все про­шед­шие годы толь­ко и го­то­вил­ся к этой встре­че. (43)Я по­ехал к Боль­шо­му те­ат­ру, купил у цве­точ­ни­цы лан­ды­ши и пошёл к сред­не­му пролёту между ко­лонн Боль­шо­го те­ат­ра. (44)Я по­сто­ял там не­мно­го, затем отдал лан­ды­ши какой-то ху­день­кой се­ро­гла­зой де­вуш­ке и по­ехал домой…

(45)Мне хо­те­лось на миг оста­но­вить время, огля­нуть­ся на себя, на про­жи­тые годы, вспом­нить Женю, лодку, дож­дик, вспом­нить сле­по­ту своей юно­ше­ской души, так легко про­шед­шей мимо того, что могло бы стать судь­бой.

(По Ю. М. На­ги­би­ну*)

* Юрий Мар­ко­вич На­ги­бин (1920−1994)  — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель-про­за­ик, жур­на­лист и сце­на­рист.

Под­бе­ри­те один си­но­ним к слову врас­плох (пред­ло­же­ние 4). За­пи­ши­те этот си­но­ним.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Си­но­ни­ма­ми к слову ВРАС­ПЛОХ могут стать слова НЕ­ОЖИ­ДАН­НО или ВНЕ­ЗАП­НО.

 

Слово «не­взна­чай» при­над­ле­жит к раз­го­вор­но­му стилю, его нет в от­ве­тах, а это де­мо­вер­сия.

 

Ответ: не­ожи­дан­но|вне­зап­но.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2022 по рус­ско­му языку
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 25 ЕГЭ. Лек­си­че­ское зна­че­ние слова. Си­но­ни­мы. Ан­то­ни­мы. Фра­зео­ло­гиз­мы. Груп­пы слов по упо­треб­ле­нию

ЗА­ДА­НИЕ 25. ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НО-СМЫС­ЛО­ВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния 25 нужно знать сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния:

— пря­мое/пе­ре­нос­ное зна­че­ние слова

— си­но­ни­мы (кон­текст­ный си­но­ним), ан­то­ни­мы (кон­текст­ный ан­то­ним)

— омо­ни­мы

— фра­зео­ло­гиз­мы

— за­им­ство­ван­ные слова

— лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са (ис­то­риз­мы, ар­ха­из­мы, нео­ло­гиз­мы)

— огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка (про­фес­си­о­на­лиз­мы, про­сто­реч­ная лек­си­ка, жар­го­низ­мы, диа­лек­тиз­мы)

— сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — это ис­то­ри­че­ски за­креп­лен­ный «смысл» слова.

Слова могут иметь пря­мое зна­че­ние (пер­во­на­чаль­ное, ис­ход­ное) зна­че­ние и пе­ре­нос­ное зна­че­ние (вто­рич­ное зна­че­ние, воз­ни­ка­ю­щее на ос­но­ве пер­во­го). При­ме­ры:

Его оста­ви­ли в ком­на­те од­но­го. Слово «оста­ви­ли» имеет пря­мое зна­че­ние.

Его оста­ви­ли в долж­но­сти. Слово «оста­ви­ли» ис­поль­зо­ва­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии.

 

Пе­ре­нос по ка­ко­му-либо сход­ству (цвет, форма, функ­ция) на­зы­ва­ет­ся ме­та­фо­рой. (Глаз­ное яб­ло­ко — сход­ство по форме; он не сдал эк­за­мен, и те­перь у него хвост — сход­ство на ос­но­ве функ­ции).

Пе­ре­нос на­зва­ния с од­но­го пред­ме­та на дру­гой на ос­но­ве смеж­но­сти этих пред­ме­тов на­зы­ва­ет­ся ме­то­ни­ми­ей. (Пуш­кин в сумке, съел та­рел­ку). Одной из раз­но­вид­но­стей ме­то­ни­мии яв­ля­ет­ся си­нек­до­ха. Си­нек­до­ха — пе­ре­нос на­зва­ния це­ло­го на его часть или на­о­бо­рот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лиш­ний рот в семье).

 

Си­но­ни­мы, ан­то­ни­мы, омо­ни­мы

Си­но­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но оди­на­ко­вые по зна­че­нию. (Друг — то­ва­рищ, ду­мать — раз­мыш­лять).

 

Кон­текст­ные си­но­ни­мы — слова, име­ю­щие сход­ное зна­че­ние толь­ко в пре­де­лах пред­ло­жен­но­го тек­ста. За пре­де­ла­ми кон­тек­ста такие слова не яв­ля­ют­ся си­но­ни­ма­ми. (Кон­текст­ные си­но­ни­мы гла­го­ла го­во­рить. Марья Ки­рил­лов­на сы­па­ла про близ­ких, он мол­чал. Деду никто не верил. Даже сер­ди­тые ста­ру­хи шам­ка­ли, что у чер­тей от­ро­дясь не было клю­вов (Пауст.))

 

Ан­то­ни­мы — это слова, обыч­но при­над­ле­жа­щие к одной и той же части речи, раз­ные по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но про­ти­во­по­лож­ные по зна­че­нию. (пло­хой — хо­ро­ший, сесть — встать).

 

Кон­текст­ные ан­то­ни­мы — слова, на­хо­дя­щи­е­ся в ан­то­ни­ми­че­ских от­но­ше­ни­ях толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Они могут иметь раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы и от­но­сить­ся к раз­ным ча­стям речи. (Я глу­пая, а ты умен, живой, а я остол­бе­не­лая (М. Цве­та­е­ва))

 

Омо­ни­мы — это слова, оди­на­ко­вые по зву­ча­нию и на­пи­са­нию, но раз­ные по зна­че­нию. Не все­гда при­над­ле­жат одной части речи. Омо­ни­мы бы­ва­ют пол­ны­ми и ча­стич­ны­ми. Пол­ные омо­ни­мы — это слова одной части речи, у ко­то­рых сов­па­да­ют все грам­ма­ти­че­ские формы. На­при­мер: ключ (ко­то­рым от­кры­ва­ем дверь) и ключ (ис­точ­ник воды). Ча­стич­ные омо­ни­мы — это слова, у ко­то­рых не все грам­ма­ти­че­ски формы оди­на­ко­вы.

 

Фра­зео­ло­гиз­мы

Фра­зео­ло­гиз­мы — это устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, об­ла­да­ю­щие не­де­ли­мым смыс­лом и из­вле­ка­е­мые из нашей па­мя­ти в го­то­вом виде. Как пра­ви­ло, зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­мов не лежит на по­верх­но­сти. Фра­зео­ло­гизм — это не сумма зна­че­ний слов, а одно зна­че­ние для не­сколь­ких слов, объ­еди­нен­ных в сло­во­со­че­та­ние.

 

В 2024-2025 учеб­ном году ФИПИ со­здал спи­сок фра­зео­ло­гиз­мов. Не­смот­ря на то что он да­ле­ко не пол­ный, фраз в нём очень много. Пред­ла­га­ем ска­чать его в виде файла и об­ра­щать­ся при не­об­хо­ди­мо­сти. ru-2-leksika-i-frazeologija_fraz.pdf

 

За­им­ство­ван­ные слова — это слова, при­шед­шие в рус­ский язык из дру­гих язы­ков: хутор (из вен­гер­ско­го).

 

Лек­си­ка пас­сив­но­го за­па­са — уста­рев­шая или еще не­до­ста­точ­но из­вест­ная.

 

Ис­то­риз­мы — уста­рев­шие слова, вы­шед­шие из упо­треб­ле­ния в связи с ис­чез­но­ве­ни­ем ре­а­лий дей­стви­тель­но­сти, ко­то­рые они обо­зна­ча­ли. (При­мер: бур­мистр, бо­ярин и т. д.).

 

Ар­ха­из­мы — уста­рев­шие слова, заменённые со­вре­мен­ны­ми си­но­ни­ма­ми (ла­ни­ты — щёки, длань — ла­донь).

 

Нео­ло­гиз­мы — это новые слова, по­явив­ши­е­ся не­дав­но в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем новых пред­ме­тов, яв­ле­ний.

 

Огра­ни­чен­ная в упо­треб­ле­нии лек­си­ка

 

Диа­лек­тиз­мы — это слова, ис­поль­зу­е­мые толь­ко на опре­де­лен­ных тер­ри­то­ри­ях. При­ме­ры: векша — белка (се­вер­ный диа­лект).

 

Про­фес­си­о­на­лиз­мы — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в уст­ной речи в раз­ных про­фес­си­о­наль­ных сре­дах: чай­ник — у про­грам­ми­стов че­ло­век, плохо раз­би­ра­ю­щий­ся в ком­пью­те­рах, но­ви­чок.

 

Жар­гон­ная лек­си­ка — слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют в своей речи опре­де­лен­ные со­ци­аль­ные слои на­се­ле­ния. При­ме­ры: бес­пре­дел (уго­лов­ное арго), клёвый (мо­ло­дежь).

 

Сленг — чаще по­ни­ма­ет­ся как «мо­ло­деж­ный».

 

Арго — диа­лект, со­здан­ный груп­пой с целью обособ­ле­ния (пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал во­ров­ской язык).

 

Про­сто­реч­ная лек­си­ка — слова со сти­ли­сти­че­ски сни­жен­ным, гру­бым, вуль­гар­ным от­тен­ком. К числу этих слов от­но­сят­ся и ма­тер­ные слова. На­при­мер, «свист­нуть» — в зна­че­нии «украсть», «харя, морда» — в зна­че­нии «лицо» и т. д.

 

Сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ная, книж­ная, раз­го­вор­ная лек­си­ка

 

Ней­траль­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в любой си­ту­а­ции, в любом стиле (хо­ро­ший, об­ще­ство, ри­со­вать).

 

Книж­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в пись­мен­ных (книж­ных) сти­лях (до­сто­хваль­ный, ас­со­ци­а­ция, жи­во­пи­сать).

 

Раз­го­вор­ная лек­си­ка — ис­поль­зу­ет­ся в раз­го­вор­ном стиле (гро­бить, за­пас­ка, де­ля­га).

1
Тип 23 № 39829
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Школь­ная жизнь Жени Ру­мян­це­вой была по­свя­ще­на об­ще­ствен­ной ра­бо­те и аст­ро­но­мии.

2)  Женя Ру­мян­це­ва пред­ло­жи­ла од­но­класс­ни­ку встре­тить­ся через пять лет после окон­ча­ния школы, по­то­му что он ей очень нра­вил­ся и ей было ин­те­рес­но, как сло­жит­ся его жизнь.

3)  В па­мять о Жене Ру­мян­це­вой рас­сказ­чик при­е­хал к Боль­шо­му те­ат­ру, где после окон­ча­ния школы они до­го­во­ри­лись встре­тить­ся.

4)  Рас­сказ­чик вспо­ми­на­ет о ло­доч­ной про­гул­ке с дру­зья­ми на Хим­кин­ском во­до­хра­ни­ли­ще в дожд­ли­вый день.

5)  Когда на­ча­лась война, Женя Ру­мян­це­ва пошла учить­ся в лётную школу, позже была по­смерт­но удо­сто­е­на зва­ния Героя Со­вет­ско­го Союза.


2
Тип 24 № 39830
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Пред­ло­же­ние 7 по­яс­ня­ет, рас­кры­ва­ет смысл пред­ло­же­ния 6.

2)  Пред­ло­же­ние 10 ука­зы­ва­ет на след­ствие того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 9.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 27, 28 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4)  В пред­ло­же­нии 42 со­дер­жат­ся эле­мен­ты опи­са­ния внут­рен­не­го со­сто­я­ния героя.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 43, 44 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.


3
Тип 26 № 39832
i

Среди пред­ло­же­ний 5−15 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи при­тя­жа­тель­но­го ме­сто­име­ния. За­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 39833
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ко­то­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22−25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру. По­сле­до­ва­тель­ность цифр за­пи­ши­те в БЛАНК ОТ­ВЕ­ТОВ № 1 спра­ва от но­ме­ра за­да­ния 26, на­чи­ная с пер­вой кле­точ­ки, без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов.

Каж­дую цифру пи­ши­те в со­от­вет­ствии с при­ведёнными в блан­ке об­раз­ца­ми.

 

«В тек­сте Ю. М. На­ги­би­на рас­ска­зы­ва­ет­ся о судь­бе по­ко­ле­ния, юность ко­то­ро­го сов­па­ла с вой­ной. На­деж­ды вы­пуск­ни­ков на счаст­ли­вое бу­ду­щее ав­то­ру по­мо­га­ют пе­ре­дать ху­до­же­ствен­ные сред­ства, среди ко­то­рых троп  — (А)_______ («слов­но стра­шась выйти из школь­ных стен в мир, став­ший бес­ко­неч­ным» в пред­ло­же­нии 3, «будто этот день за­стал нас врас­плох» в пред­ло­же­нии 4) и син­так­си­че­ское сред­ство  — (Б)________ («не­до­го­во­ре­но, не­до­жи­то, не ис­чер­па­но» в пред­ло­же­нии 4). Грусть и со­жа­ле­ние рас­сказ­чи­ка о не­осу­ществлённых воз­мож­но­стях пе­ре­да­ют тропы: (В)________ («до­сад­ной и груст­ной утра­ты» в пред­ло­же­нии 35, «острое, ще­мя­щее бес­по­кой­ство» в пред­ло­же­нии 42) и (Г)________ («сле­по­ту своей юно­ше­ской души» в пред­ло­же­нии 45)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  эпи­тет

2)  срав­не­ние

3)  лек­си­че­ский по­втор

4)  фра­зео­ло­гизм

5)  ряд од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

6)  ана­фо­ра

7)  ан­то­ни­мы

8)  пар­цел­ля­ция

9)  ме­та­фо­ра

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

5
Тип Д27 C27 № 39834
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.