Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д27 C27 № 39834
i

(1)Вот и кон­чил­ся по­след­ний урок по­след­не­го дня нашей школь­ной жизни. (2)Де­сять школь­ных лет за­вер­ши­лись по зна­ко­мой хрип­ло­ва­той трели звон­ка. (3)Все мы, рас­тро­ган­ные, взвол­но­ван­ные, ра­дост­ные и о чём-то жа­ле­ю­щие, рас­те­рян­ные и смущённые своим мгно­вен­ным пре­вра­ще­ни­ем из шко­ля­ров во взрос­лых людей, сло­ня­лись по клас­сам и ко­ри­до­ру, слов­но стра­шась выйти из школь­ных стен в мир, став­ший бес­ко­неч­ным. (4)И было такое чув­ство, будто что-то не­до­го­во­ре­но, не­до­жи­то, не ис­чер­па­но за про­шед­шие де­сять лет, будто этот день за­стал нас врас­плох.

(5)В класс за­гля­ну­ла Женя Ру­мян­це­ва:

— Серёжа, можно тебя на ми­нут­ку? (6)У меня стран­ное пред­ло­же­ние! (7)Давай встре­тим­ся через де­сять лет!

(8)Шут­ли­вость со­всем не была свой­ствен­на Жене, и я спро­сил серьёзно:

— Зачем?

— (9)Мне ин­те­рес­но, каким ты ста­нешь. (10)Ты ведь очень нра­вил­ся мне все эти годы. (11)Я думал, что Жене Ру­мян­це­вой не­ве­до­мы ни эти слова, ни эти чув­ства. (12)Жизнь её про­те­ка­ла в двух сфе­рах: в на­пряжённой об­ще­ствен­ной ра­бо­те и в меч­та­ни­ях о звёздных мирах. (13)Не­мно­гие из нас твёрдо опре­де­ли­ли свой даль­ней­ший жиз­нен­ный путь, а Женя с ше­сто­го клас­са знала, что будет аст­ро­но­мом и никем дру­гим. (14)Между нами ни­ко­гда не было дру­же­ской бли­зо­сти. (15)В по­ис­ках раз­гад­ки я мыс­лен­но про­бе­гал про­шлое, но ни­че­го не нашёл в нём, кроме одной встре­чи на Чи­стых пру­дах…

(16)Од­на­ж­ды мы со­би­ра­лись в вы­ход­ной день на Хим­кин­ское во­до­хра­ни­ли­ще по­ка­тать­ся на лод­ках. (17)Но с утра за­мо­ро­сил дождь, и на сбор­ный пункт при­шли толь­ко мы с Пав­ли­ком, Нина и Женя Ру­мян­це­ва. (18)Дождь не пе­ре­ста­вал ни на ми­ну­ту. (19)Не­че­го было и ду­мать о Хим­ках.

— (20)Да­вай­те по­ка­та­ем­ся на пруду,  — пред­ло­жил я и по­ка­зал на ста­рую, рас­сох­шу­ю­ся лодку-плос­ко­дон­ку.  — (21)Будем во­об­ра­жать, что мы в Хим­ках.

— (22)Или в Сре­ди­зем­ном море,  — вста­вил Пав­лик.

— (23)Или в Ин­дий­ском оке­а­не,  — вос­тор­жен­но под­хва­ти­ла Женя.

(24)Мы вы­чер­па­ли из лодки воду и от­пра­ви­лись в «кру­го­свет­ное» пла­ва­ние. (25)Женя при­ду­мы­ва­ла марш­рут на­ше­го пу­те­ше­ствия. (26)Вот мы про­хо­дим Бос­фор, через Су­эц­кий канал по­па­да­ем в Крас­ное море, от­ту­да в Ара­вий­ское и вхо­дим в Тихий океан. (27)Женя не­уто­ми­мо ко­ман­до­ва­ла: «Право руля!», «Лево руля!», «Под­нять па­ру­са!», «Убрать па­ру­са!» (28)Отыс­ки­ва­ла путь по звёздам: наш ком­пас раз­бил­ся во время бури.

(29)Боль­ше Женя не бы­ва­ла с нами. (30)Мы не раз при­гла­ша­ли её на наши сбо­ри­ща, но она от­ка­зы­ва­лась. (31)А что если в тот един­ствен­ный раз она при­ш­ла из-за меня и из-за меня от­сту­пи­лась, ска­зав себе с гор­дой чест­но­стью: не вышло…

— (32)По­че­му же ты рань­ше мол­ча­ла, Женя?  — спро­сил я. (33)К чему было го­во­рить? (34)Тебе так нра­ви­лась Нина!

(35)С ощу­ще­ни­ем какой-то до­сад­ной и груст­ной утра­ты я ска­зал:

— Где же и когда мы встре­тим­ся?

— (36)Через де­сять лет, два­дцать де­вя­то­го мая, в во­семь часов ве­че­ра, в сред­нем пролёте между ко­лонн Боль­шо­го те­ат­ра.

(37)Ми­ну­ли годы. (38)Женя учи­лась в Ле­нин­гра­де. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя из­ве­стия о судь­бе моих дру­зей, я узнал, что Женя в пер­вый же день войны бро­си­ла ин­сти­тут и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услы­шал по радио указ о при­сво­е­нии май­о­ру авиа­ции Ру­мян­це­вой зва­ния Героя Со­вет­ско­го Союза. (41)Вер­нув­шись с войны, я узнал, что зва­ние Героя было при­сво­е­но Жене по­смерт­но.

(42)Жизнь шла даль­ше, порой я вдруг вспо­ми­нал о нашем уго­во­ре, а за не­сколь­ко дней до срока по­чув­ство­вал такое острое, ще­мя­щее бес­по­кой­ство, будто все про­шед­шие годы толь­ко и го­то­вил­ся к этой встре­че. (43)Я по­ехал к Боль­шо­му те­ат­ру, купил у цве­точ­ни­цы лан­ды­ши и пошёл к сред­не­му пролёту между ко­лонн Боль­шо­го те­ат­ра. (44)Я по­сто­ял там не­мно­го, затем отдал лан­ды­ши какой-то ху­день­кой се­ро­гла­зой де­вуш­ке и по­ехал домой…

(45)Мне хо­те­лось на миг оста­но­вить время, огля­нуть­ся на себя, на про­жи­тые годы, вспом­нить Женю, лодку, дож­дик, вспом­нить сле­по­ту своей юно­ше­ской души, так легко про­шед­шей мимо того, что могло бы стать судь­бой.

(По Ю. М. На­ги­би­ну*)

* Юрий Мар­ко­вич На­ги­бин (1920−1994)  — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель-про­за­ик, жур­на­лист и сце­на­рист.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Про­бле­мы:

1.  Про­бле­ма взрос­ле­ния. (Какие чув­ства ис­пы­ты­ва­ют вы­пуск­ни­ки, про­ща­ясь со шко­лой?)

2.  Про­бле­ма про­яв­ле­ния юно­ше­ской любви. (Как может про­яв­лять­ся юно­ше­ская лю­бовь?)

3.  Про­бле­ма вли­я­ния войны на судь­бы людей. (Как вли­я­ет война на судь­бы людей?)

4.  Про­бле­ма осмыс­ле­ния взрос­лым че­ло­ве­ком пе­ре­жи­то­го в юно­сти. (О чём может со­жа­леть взрос­лый че­ло­век, осмыс­ли­вая пе­ре­жи­тое в юно­сти?)

 

По­зи­ция ав­то­ра:

1.  Про­ща­ясь со шко­лой, всту­пая во взрос­лую жизнь, вы­пуск­ни­ки ис­пы­ты­ва­ют ра­дост­ное вол­не­ние: перед ними от­кры­ва­ет­ся новый мир с его бес­ко­неч­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. В то же время они ещё остро ощу­ща­ют свою тес­ную связь со шко­лой, в сте­нах ко­то­рой им было так хо­ро­шо вме­сте.

2.  Юно­ше­ская лю­бовь часто бы­ва­ет не­сме­лой, и мо­ло­дые люди могут не за­ме­тить чув­ства, ко­то­рое ис­пы­ты­ва­ет по от­но­ше­нию к ним влюблённый.

3.   Война вры­ва­ет­ся в жизни людей, раз­ру­ша­ет мечты и на­деж­ды, при­но­сит смерть и стра­да­ния.

4.  Взрос­лый че­ло­век, осмыс­ли­вая про­шлое, может со­жа­леть об утра­чен­ных воз­мож­но­стях.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние 27Баллы
IСо­дер­жа­ние со­чи­не­ния
К1Фор­му­ли­ров­ка про­блем ис­ход­но­го тек­ста

Одна из про­блем ис­ход­но­го тек­ста (в той или иной форме в любой из ча­стей со­чи­не­ния) сфор­му­ли­ро­ва­на верно

1

Про­бле­ма ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­на или сфор­му­ли­ро­ва­на не­вер­но.

Ука­за­ние к оце­ни­ва­нию. Если эк­за­ме­ну­е­мый не сфор­му­ли­ро­вал или сфор­му­ли­ро­вал не­вер­но (в той или иной форме в любой из ча­стей со­чи­не­ния) одну из про­блем ис­ход­но­го тек­ста, то такая ра­бо­та по кри­те­ри­ям К1–К4 оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов

0
К2Ком­мен­та­рий к про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста

Про­бле­ма про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.

При­ве­де­но не менее 2 при­ме­ров-ил­лю­стра­ций из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ных для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к каж­до­му из при­ме­ров-ил­лю­стра­ций.

Про­ана­ли­зи­ро­ва­на смыс­ло­вая связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми

3

Про­бле­ма про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.

При­ве­де­но не менее 2 при­ме­ров-ил­лю­стра­ций из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ных для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к каж­до­му из при­ме­ро­вил­лю­стра­ций.

Смыс­ло­вая связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми не про­ана­ли­зи­ро­ва­на, или про­ана­ли­зи­ро­ва­на не­вер­но, или про­ана­ли­зи­ро­ва­на без ука­за­ния смыс­ло­вой связи

2

Про­бле­ма про­ком­мен­ти­ро­ва­на с опо­рой на ис­ход­ный текст.

При­ведён 1 при­мер-ил­лю­стра­ция из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ный для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста. Дано по­яс­не­ние к этому при­ме­ру-ил­лю­стра­ции

1

Про­бле­ма про­ком­мен­ти­ро­ва­на без опоры на ис­ход­ный текст.

ИЛИ При­ме­ры-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста, не при­ве­де­ны или при­ве­де­ны с фак­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми, свя­зан­ны­ми с по­ни­ма­ни­ем про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста.

ИЛИ Вме­сто ком­мен­та­рия дан про­стой пе­ре­сказ ис­ход­но­го тек­ста.

ИЛИ Вме­сто ком­мен­та­рия ци­ти­ру­ет­ся боль­шой фраг­мент ис­ход­но­го тек­ста.

ИЛИ Про­бле­ма ис­ход­но­го тек­ста не про­ком­мен­ти­ро­ва­на.

Ука­за­ния к оце­ни­ва­нию.

1. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста привёл при­мер-ил­лю­стра­цию, но не по­яс­нил его, то такой при­мер-ил­лю­стра­ция не за­счи­ты­ва­ет­ся.

2. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста толь­ко ука­зал, но не про­ана­ли­зи­ро­вал смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми­ил­лю­стра­ци­я­ми, то ана­лиз смыс­ло­вой связи не за­счи­ты­ва­ет­ся.

3. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста до­пу­стил фак­ти­че­скую ошиб­ку, свя­зан­ную с по­ни­ма­ни­ем про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста, то по­яс­не­ние к при­ме­ру-ил­лю­стра­ции, в ко­то­ром до­пу­ще­на по­доб­ная ошиб­ка, не за­счи­ты­ва­ет­ся.

4. Если эк­за­ме­ну­е­мый при ком­мен­ти­ро­ва­нии про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста до­пу­стил фак­ти­че­скую ошиб­ку, не свя­зан­ную с по­ни­ма­ни­ем про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста, то дан­ная ошиб­ка учи­ты­ва­ет­ся при оце­ни­ва­нии ра­бо­ты по кри­те­рию «Со­блю­де­ние фак­то­ло­ги­че­ской точ­но­сти» (К12)

0
К3От­ра­же­ние по­зи­ции ав­то­ра по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­на верно

1

По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­на не­вер­но.

ИЛИ По­зи­ция ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­на.

Ука­за­ние к оце­ни­ва­нию. Если эк­за­ме­ну­е­мый не сфор­му­ли­ро­вал или сфор­му­ли­ро­вал не­вер­но по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста, то такая ра­бо­та по кри­те­ри­ям К3 и К4 оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов

0
К4От­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста

От­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) ис­ход­но­го тек­ста сфор­му­ли­ро­ва­но и обос­но­ва­но

1

От­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) ис­ход­но­го тек­ста не сфор­му­ли­ро­ва­но и не обос­но­ва­но.

ИЛИ Фор­му­ли­ров­ка и обос­но­ва­ние от­но­ше­ния к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) ис­ход­но­го тек­ста не со­от­вет­ству­ют про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста.

ИЛИ От­но­ше­ние эк­за­ме­ну­е­мо­го за­яв­ле­но лишь фор­маль­но (на­при­мер, «Я со­гла­сен/не со­гла­сен с ав­то­ром»)

Ука­за­ние к оце­ни­ва­нию. Обос­но­ва­ние долж­но вклю­чать при­мер-ар­гу­мент, ис­точ­ни­ком для ко­то­ро­го слу­жит жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт

0
IIРе­че­вое оформ­ле­ние со­чи­не­ния
К5Смыс­ло­вая цель­ность, ре­че­вая связ­ность и по­сле­до­ва­тель­ность из­ло­же­ния

Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся смыс­ло­вой цель­но­стью, ре­че­вой связ­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью из­ло­же­ния. В ра­бо­те нет на­ру­ше­ний аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста. Ло­ги­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

2

Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся смыс­ло­вой цель­но­стью, связ­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью из­ло­же­ния.

В ра­бо­те нет на­ру­ше­ний аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста. До­пу­ще­на одна ло­ги­че­ская ошиб­ка.

ИЛИ Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся смыс­ло­вой цель­но­стью, связ­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью из­ло­же­ния.

Ло­ги­че­ских оши­бок нет. Име­ет­ся одно на­ру­ше­ние аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста.

ИЛИ Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся смыс­ло­вой цель­но­стью, связ­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью из­ло­же­ния.

Име­ет­ся одно на­ру­ше­ние аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста.

До­пу­ще­на одна ло­ги­че­ская ошиб­ка

1

В ра­бо­те эк­за­ме­ну­е­мо­го про­смат­ри­ва­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный за­мы­сел. На­ру­ше­ний аб­зац­но­го чле­не­ния нет. До­пу­ще­но две и более ло­ги­че­ские ошиб­ки.

ИЛИ В ра­бо­те эк­за­ме­ну­е­мо­го про­смат­ри­ва­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный за­мы­сел. Ло­ги­че­ских оши­бок нет. Име­ет­ся два и более слу­чая на­ру­ше­ния аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста.

ИЛИ В ра­бо­те эк­за­ме­ну­е­мо­го про­смат­ри­ва­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный за­мы­сел. Име­ет­ся два и более слу­чая на­ру­ше­ния аб­зац­но­го чле­не­ния тек­ста. До­пу­ще­но две и более ло­ги­че­ские ошиб­ки

0
К6Бо­гат­ство речи

Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бо­гат­ством сло­ва­ря, раз­но­об­ра­зи­ем ис­поль­зу­е­мых грам­ма­ти­че­ских кон­струк­ций

1

Ра­бо­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бед­но­стью сло­ва­ря и/или од­но­об­ра­зи­ем ис­поль­зу­е­мых грам­ма­ти­че­ских кон­струк­ций

0
IIIГра­мот­ность
К7Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм

Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет

3

До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки

2

До­пу­ще­ны три-че­ты­ре ошиб­ки

1

До­пу­ще­но пять или более оши­бок

0
К8Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм

Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет

3

До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки

2

До­пу­ще­ны три-че­ты­ре ошиб­ки

1

До­пу­ще­но пять или более оши­бок

0
К9Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм

Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет

2

До­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки

1

До­пу­ще­но три или более ошиб­ки

0
К10

Со­блю­де­ние ре­че­вых норм

До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки

2

До­пу­ще­ны две-три ошиб­ки

1

До­пу­ще­но че­ты­ре или более ошиб­ки

0
К11Со­блю­де­ние эти­че­ских норм

Эти­че­ские ошиб­ки в ра­бо­те от­сут­ству­ют

1

До­пу­ще­на одна эти­че­ская ошиб­ка или более

0
К12Со­блю­де­ние фак­то­ло­ги­че­ской точ­но­сти

Фак­ти­че­ские ошиб­ки в ра­бо­те от­сут­ству­ют

1

До­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка или более

0
Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов21

 

При оцен­ке гра­мот­но­сти (К7–К10) сле­ду­ет учи­ты­вать объём со­чи­не­ния*. Ука­зан­ные в таб­ли­це нормы оце­ни­ва­ния раз­ра­бо­та­ны для со­чи­не­ния объёмом 150 и более слов**.

Если в со­чи­не­нии 69 и менее слов, то такая ра­бо­та не за­счи­ты­ва­ет­ся и оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов, за­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным.

При оцен­ке со­чи­не­ния объёмом от 70 до 149 слов ко­ли­че­ство до­пу­сти­мых оши­бок четырёх видов (К7–К10) умень­ша­ет­ся.

Два балла по этим кри­те­ри­ям ста­вит­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

К7 — ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет;

К8 — пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет.

Один балл по этим кри­те­ри­ям ста­вит­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

К7 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К8 — до­пу­ще­но не более двух оши­бок;

К9 — грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет;

К10 — до­пу­ще­но не более одной ре­че­вой ошиб­ки.

Выс­ший балл по кри­те­ри­ям К7–К12 за ра­бо­ту объёмом от 70 до 149 слов не ста­вит­ся.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та по всем ас­пек­там про­вер­ки (К1−К12) оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Если в ра­бо­те, пред­став­ля­ю­щей собой пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст, со­дер­жат­ся фраг­мен­ты тек­ста

эк­за­ме­ну­е­мо­го, то при про­вер­ке учи­ты­ва­ет­ся толь­ко то ко­ли­че­ство слов, ко­то­рое при­над­ле­жит эк­за­ме­ну­е­мо­му. Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся.

___________________

* При подсчёте слов учи­ты­ва­ют­ся как са­мо­сто­я­тель­ные, так и слу­жеб­ные части речи. Под­счи­ты­ва­ет­ся любая по­сле­до­ва­тель­ность слов, на­пи­сан­ных без про­бе­ла (на­при­мер, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Ини­ци­а­лы с фа­ми­ли­ей счи­та­ют­ся одним сло­вом (на­при­мер, «М. Ю. Лер­мон­тов» — одно слово). Любые дру­гие сим­во­лы, в част­но­сти цифры, при подсчёте не учи­ты­ва­ют­ся (на­при­мер, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).

** Если со­чи­не­ние со­дер­жит ча­стич­но или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный эк­за­ме­ну­е­мым текст ре­цен­зии за­да­ния 26 и/или ин­фор­ма­ции об ав­то­ре тек­ста, то объём такой ра­бо­ты опре­де­ля­ет­ся без учёта тек­ста ре­цен­зии и/или ин­фор­ма­ции об ав­то­ре тек­ста.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2022 по рус­ско­му языку
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Ключевые слова текста: вли­я­ние войны на судь­бы, юность и взрос­ле­ние, юно­ше­ская лю­бовь
Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Со­зда­ние тек­стов раз­лич­ных сти­лей и функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вых типов речи
1
Тип 23 № 39829
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Школь­ная жизнь Жени Ру­мян­це­вой была по­свя­ще­на об­ще­ствен­ной ра­бо­те и аст­ро­но­мии.

2)  Женя Ру­мян­це­ва пред­ло­жи­ла од­но­класс­ни­ку встре­тить­ся через пять лет после окон­ча­ния школы, по­то­му что он ей очень нра­вил­ся и ей было ин­те­рес­но, как сло­жит­ся его жизнь.

3)  В па­мять о Жене Ру­мян­це­вой рас­сказ­чик при­е­хал к Боль­шо­му те­ат­ру, где после окон­ча­ния школы они до­го­во­ри­лись встре­тить­ся.

4)  Рас­сказ­чик вспо­ми­на­ет о ло­доч­ной про­гул­ке с дру­зья­ми на Хим­кин­ском во­до­хра­ни­ли­ще в дожд­ли­вый день.

5)  Когда на­ча­лась война, Женя Ру­мян­це­ва пошла учить­ся в лётную школу, позже была по­смерт­но удо­сто­е­на зва­ния Героя Со­вет­ско­го Союза.


2
Тип 24 № 39830
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Пред­ло­же­ние 7 по­яс­ня­ет, рас­кры­ва­ет смысл пред­ло­же­ния 6.

2)  Пред­ло­же­ние 10 ука­зы­ва­ет на след­ствие того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 9.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 27, 28 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4)  В пред­ло­же­нии 42 со­дер­жат­ся эле­мен­ты опи­са­ния внут­рен­не­го со­сто­я­ния героя.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 43, 44 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.


3
Тип 25 № 39831
i

Под­бе­ри­те один си­но­ним к слову врас­плох (пред­ло­же­ние 4). За­пи­ши­те этот си­но­ним.


4
Тип 26 № 39832
i

Среди пред­ло­же­ний 5−15 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи при­тя­жа­тель­но­го ме­сто­име­ния. За­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип Д28 № 39833
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ко­то­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22−25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру. По­сле­до­ва­тель­ность цифр за­пи­ши­те в БЛАНК ОТ­ВЕ­ТОВ № 1 спра­ва от но­ме­ра за­да­ния 26, на­чи­ная с пер­вой кле­точ­ки, без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов.

Каж­дую цифру пи­ши­те в со­от­вет­ствии с при­ведёнными в блан­ке об­раз­ца­ми.

 

«В тек­сте Ю. М. На­ги­би­на рас­ска­зы­ва­ет­ся о судь­бе по­ко­ле­ния, юность ко­то­ро­го сов­па­ла с вой­ной. На­деж­ды вы­пуск­ни­ков на счаст­ли­вое бу­ду­щее ав­то­ру по­мо­га­ют пе­ре­дать ху­до­же­ствен­ные сред­ства, среди ко­то­рых троп  — (А)_______ («слов­но стра­шась выйти из школь­ных стен в мир, став­ший бес­ко­неч­ным» в пред­ло­же­нии 3, «будто этот день за­стал нас врас­плох» в пред­ло­же­нии 4) и син­так­си­че­ское сред­ство  — (Б)________ («не­до­го­во­ре­но, не­до­жи­то, не ис­чер­па­но» в пред­ло­же­нии 4). Грусть и со­жа­ле­ние рас­сказ­чи­ка о не­осу­ществлённых воз­мож­но­стях пе­ре­да­ют тропы: (В)________ («до­сад­ной и груст­ной утра­ты» в пред­ло­же­нии 35, «острое, ще­мя­щее бес­по­кой­ство» в пред­ло­же­нии 42) и (Г)________ («сле­по­ту своей юно­ше­ской души» в пред­ло­же­нии 45)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  эпи­тет

2)  срав­не­ние

3)  лек­си­че­ский по­втор

4)  фра­зео­ло­гизм

5)  ряд од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

6)  ана­фо­ра

7)  ан­то­ни­мы

8)  пар­цел­ля­ция

9)  ме­та­фо­ра

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ