Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 50459
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

(1)Тот, кто любит ис­кус­ство ис­тин­но, кто любит по­э­зию, ли­те­ра­ту­ру, не дол­жен ис­кус­ствен­но огра­ни­чи­вать себя толь­ко одной сфе­рой и пре­бы­вать в пол­ном рав­но­ду­шии к му­зы­ке, танцу, изоб­ра­же­нию…

(2)Людям свой­ствен­но все­сто­рон­нее, гар­мо­ни­че­ское раз­ви­тие ин­те­ре­сов и вку­сов. (3)И я даже как-то не пред­став­ляю себе че­ло­ве­ка, ко­то­рый любил бы серьёзную му­зы­ку и оста­вал­ся бы глух к по­э­зии Пуш­ки­на, Блока, Ма­я­ков­ско­го, ни­ко­гда не читал бы Тол­сто­го, Че­хо­ва. (4)Или страст­но­го зна­то­ка ли­те­ра­ту­ры, по­э­зии, ко­то­рый не бывал в Эр­ми­та­же, Тре­тья­ков­ской га­ле­рее, в Рус­ском музее. (5)Не очень по­ве­рю я в его лю­бовь к сти­хам: стихи полны впе­чат­ле­ний от по­ло­тен ве­ли­ких ху­дож­ни­ков, от ланд­шаф­тов Рос­сии, от го­ро­дов мира…

(6)Где найти чу­да­ка, ко­то­рый изу­ча­ет Шекс­пи­ра, а в те­ат­ре ни­ко­гда не бывал? (7)Уж кто его любит, не про­пу­стит «Гам­ле­та» ни в те­ат­ре, ни на экра­не! (8)Даже тот, кто не об­ла­да­ет ак­тив­ным му­зы­каль­ным слу­хом, если он че­ло­век куль­тур­ный по-на­сто­я­ще­му, он ходит на кон­цер­ты, слу­ша­ет му­зы­ку в за­пи­си или по радио. (9)Как можно доб­ро­воль­но от­ка­зать­ся от ве­ли­чай­ших цен­но­стей, на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством? (10)Как можно без них пра­виль­но су­дить об ис­кус­стве и о его воз­дей­ствии на людей?

(11)По сча­стью, че­ло­век, раз­вив­ший в себе спо­соб­но­сти вос­при­ни­мать ис­кус­ство, не огра­ни­чи­ва­ет себя какой-то одной об­ла­стью (если даже он про­фес­си­о­наль­но ра­бо­та­ет в ней), а, на­о­бо­рот, стре­мит­ся как можно боль­ше узнать и ощу­тить эту бла­го­твор­ную связь ис­кусств между собой.

(12)Разве наше пред­став­ле­ние о Пуш­ки­не огра­ни­чи­ва­ет­ся его со­чи­не­ни­я­ми? (13)Нет! (14)Мы не можем на­звать почти ни од­но­го боль­шо­го рус­ско­го ком­по­зи­то­ра, ко­то­рый не со­здал бы оперу на пуш­кин­ский текст, не по­ло­жил бы на му­зы­ку пуш­кин­ские стихи. (15)Дар­го­мыж­ский на­пи­сал на текст Пуш­ки­на «Ру­сал­ку»; Му­сорг­ский  — на­род­ную драму «Борис Го­ду­нов»; Рим­ский-Кор­са­ков  — «Сказ­ку о царе Сал­та­не», «Мо­цар­та и Са­лье­ри», «Зо­ло­то­го пе­туш­ка»; Чай­ков­ский  — «Оне­ги­на», «Пи­ко­вую даму», «Ма­зе­пу»; Рах­ма­ни­нов  — «Алеко»; Глиэр  — «Мед­но­го всад­ни­ка»…

(16)Пуш­кин­ские сю­же­ты в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве со­став­ля­ют целую пуш­ки­ни­а­ну, ко­то­рую на­чи­на­ют такие ху­дож­ни­ки, как Брюл­лов, Репин, Вру­бель. (17)А какие вдох­но­вен­ные ил­лю­стра­ции к «Ма­лень­ким тра­ге­ди­ям» Пуш­ки­на со­здал вы­да­ю­щий­ся со­вет­ский гравёр Вла­ди­мир Фа­вор­ский! (18)И от­лич­ные ил­лю­стра­ции к «Бо­ри­су Го­ду­но­ву»  — ху­дож­ник­гра­фик Ев­ге­ний Киб­рик.

(19)А облик са­мо­го Пуш­ки­на! (20)Па­мят­ник ра­бо­ты скуль­пто­ра Опе­ку­ши­на на Пуш­кин­ской пло­ща­ди в Москве. (21)Па­мят­ник в Санкт­Пе­тер­бур­ге, со­здан­ный скуль­пто­ром Ани­ку­ши­ным: вдох­но­вен­ное изоб­ра­же­ние Пуш­ки­на в мо­мент вдох­но­вен­но­го чте­ния сти­хов  — разве это не про­дол­же­ние пуш­кин­ской темы в ис­кус­стве?

(22)А ис­пол­не­ние сти­хов Пуш­ки­на и его прозы… (23)На­при­мер, Игорь Вла­ди­ми­ро­вич Ильин­ский «рас­ска­зы­ва­ет» «Зо­ло­то­го пе­туш­ка» так, что пуш­кин­ская сказ­ка на­чи­на­ет свер­кать но­вы­ми крас­ка­ми  — чи­сты­ми, звон­ки­ми, ра­ду­ет тон­ким юмо­ром, остро­той, са­ти­рой на царей и их при­ближённых.

(24)А разве во­площённый Ша­ля­пи­ным образ Бо­ри­са Го­ду­но­ва в опере Му­сорг­ско­го не про­дол­же­ние Пуш­ки­на? (25)Или ша­ля­пин­ский Мель­ник в «Ру­сал­ке»? (26)А ша­ля­пин­ский же Са­лье­ри?..

(27)Каж­дый, кого ин­те­ре­су­ет не толь­ко от­дель­ное про­из­ве­де­ние, но и со­во­куп­ность впе­чат­ле­ний, ко­то­рую со­став­ля­ет по­ня­тие «куль­ту­ра», каж­дый куль­тур­ный че­ло­век стре­мит­ся вос­при­нять все грани ис­кус­ства, все его сущ­но­сти, или, как ещё го­во­рят, ипо­ста­си.

(28)Зна­ком­ство с ис­кус­ством, по­э­зи­ей, ли­те­ра­ту­рой вы­зы­ва­ет стрем­ле­ние не толь­ко вос­при­ни­мать пре­крас­ное, но и мно­гое знать об этом пре­крас­ном и о том, кем оно со­зда­но, как со­зда­но, когда. (29)Рож­да­ет­ся же­ла­ние глу­бо­ко по­стиг­нуть, осмыс­лить яв­ле­ния и со­по­ста­вить одно яв­ле­ние с дру­гим. (30)От­сю­да наш ин­те­рес к ис­то­рии ис­кус­ства, ли­те­ра­ту­ры, к био­гра­фии со­зда­те­лей ге­ни­аль­ных тво­ре­ний, к про­цес­су их твор­че­ства, к той эпохе, в ко­то­рую они жили.

(31)Раз­роз­нен­ные впе­чат­ле­ния со­еди­ня­ют­ся в общую кар­ти­ну куль­ту­ры. (32)Каж­до­му яв­ле­нию от­во­дит­ся своё место. (33)И каж­дое яв­ле­ние оце­ни­ва­ет­ся не толь­ко само по себе, но и в со­по­став­ле­нии с дру­ги­ми. (34)Зна­чи­тель­ное, ве­ли­кое мы на­уча­ем­ся от­ли­чать от пошло­го и пре­хо­дя­ще­го. (35)Ве­ли­кие тво­ре­ния слу­ша­ем, смот­рим и пе­ре­чи­ты­ва­ем не­од­но­крат­но. (36)И с каж­дым разом на­хо­дим в тво­ре­ни­ях всё боль­ше кра­сот.

(По И. Л. Ан­д­ро­ни­ко­ву*)

* Ирак­лий Лу­ар­са­бо­вич Ан­д­ро­ни­ков (1908−1990)  — со­вет­ский пи­са­тель, ли­те­ра­ту­ро­вед, ма­стер ху­до­же­ствен­но­го рас­ска­за, те­ле­ве­ду­щий.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Все­сто­рон­нее, гар­мо­ни­че­ское раз­ви­тие ин­те­ре­сов и вку­сов свой­ствен­но людям; каж­дый куль­тур­ный че­ло­век стре­мит­ся вос­при­нять все грани ис­кус­ства, по­это­му за­ко­но­ме­рен его ин­те­рес и к ли­те­ра­ту­ре, и к му­зы­ке, и к танцу, и к изоб­ра­же­нию.

2)  Прак­ти­че­ски каж­дый че­ло­век в вос­при­я­тии ис­кус­ства огра­ни­чи­ва­ет себя какой-то одной об­ла­стью, в ко­то­рой он про­фес­си­о­наль­но ра­бо­та­ет.

3)  Всем из­вест­но, какие по­и­сти­не вдох­но­вен­ные ил­лю­стра­ции к «Ма­лень­ким тра­ге­ди­ям» Пуш­ки­на со­здал вы­да­ю­щий­ся ху­дож­ник-гра­фик Ев­ге­ний Киб­рик.

4)  Про­дол­же­ни­ем пуш­кин­ской темы в ис­кус­стве можно счи­тать и сам облик Пуш­ки­на, на­при­мер па­мят­ник в Санкт-Пе­тер­бур­ге, со­здан­ный скуль­пто­ром Ани­ку­ши­ным, где Пуш­кин изоб­ражён в мо­мент вдох­но­вен­но­го чте­ния сти­хов.

5)  Раз­роз­нен­ные впе­чат­ле­ния от мира ис­кус­ства со­еди­ня­ют­ся в общую кар­ти­ну куль­ту­ры, где каж­дое яв­ле­ние зна­чи­мо и оце­ни­ва­ет­ся в со­по­став­ле­нии с дру­ги­ми.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Все­сто­рон­нее, гар­мо­ни­че­ское раз­ви­тие ин­те­ре­сов и вку­сов свой­ствен­но людям; каж­дый куль­тур­ный че­ло­век стре­мит­ся вос­при­нять все грани ис­кус­ства, по­это­му за­ко­но­ме­рен его ин­те­рес и к ли­те­ра­ту­ре, и к му­зы­ке, и к танцу, и к изоб­ра­же­нию.  — Верно. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 11.

2)  Прак­ти­че­ски каж­дый че­ло­век в вос­при­я­тии ис­кус­ства огра­ни­чи­ва­ет себя какой-то одной об­ла­стью, в ко­то­рой он про­фес­си­о­наль­но ра­бо­та­ет.  — не­вер­но. Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 11.

3)  Всем из­вест­но, какие по­и­сти­не вдох­но­вен­ные ил­лю­стра­ции к «Ма­лень­ким тра­ге­ди­ям» Пуш­ки­на со­здал вы­да­ю­щий­ся ху­дож­ник-гра­фик Ев­ге­ний Киб­рик.  — Не­вер­но. Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию 17.

4)  Про­дол­же­ни­ем пуш­кин­ской темы в ис­кус­стве можно счи­тать и сам облик Пуш­ки­на, на­при­мер па­мят­ник в Санкт-Пе­тер­бур­ге, со­здан­ный скуль­пто­ром Ани­ку­ши­ным, где Пуш­кин изоб­ражён в мо­мент вдох­но­вен­но­го чте­ния сти­хов.  — Верно. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 21.

5)  Раз­роз­нен­ные впе­чат­ле­ния от мира ис­кус­ства со­еди­ня­ют­ся в общую кар­ти­ну куль­ту­ры, где каж­дое яв­ле­ние зна­чи­мо и оце­ни­ва­ет­ся в со­по­став­ле­нии с дру­ги­ми.  — Верно. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем 31.

 

Ответ: 145.

Источники:
ОБЗ ФИПИ;
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Сложность: обыч­ная
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
Номер ОБЗ ФИ⁠ПИ: 5 (89DB42); AFF3EE
1
Тип 26 № 50462
i

Среди пред­ло­же­ний 29−36 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи со­чи­ни­тель­но­го союза и форм(ы) слов(а). На­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


2
Тип Д28 № 50463
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ко­то­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22–25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

 

«Текст на­пи­сан в пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, о чём сви­де­тель­ству­ют раз­но­об­раз­ные изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные язы­ко­вые сред­ства. Ли­те­ра­ту­ро­вед Ирак­лий Лу­ар­са­бо­вич Ан­д­ро­ни­ков очень эмо­ци­о­наль­но рас­ска­зы­ва­ет о при­об­ще­нии людей к ис­кус­ству. Для боль­шей убе­ди­тель­но­сти пи­са­тель ис­поль­зу­ет такое син­так­си­че­ское сред­ство, как (А)____ (в пред­ло­же­ни­ях 3, 4, 15), и такой приём, как (Б)____ (пред­ло­же­ния 12−14). Троп  — (В)_____ («чи­сты­ми, звон­ки­ми крас­ка­ми», «тон­ким юмо­ром» в пред­ло­же­нии 23) и приём  — (Г)_____ («каж­дый», «все» в пред­ло­же­нии 27)  — при­да­ют тек­сту яр­кость и вы­ра­зи­тель­ность».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  срав­не­ние

2)  эпи­те­ты

3)  во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния

4)  ан­ти­те­за

5)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

6)  ряд(ы) од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

7)  лек­си­че­ский по­втор

8)  во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

9)  ме­та­фо­ра

 

Ответ:

AБВГ

3
Тип Д27 C27 № 50464
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции.

Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.