

(1)Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу, не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой и пребывать в полном равнодушии к музыке, танцу, изображению…
(2)Людям свойственно всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов. (3)И я даже как-то не представляю себе человека, который любил бы серьёзную музыку и оставался бы глух к поэзии Пушкина, Блока, Маяковского, никогда не читал бы Толстого, Чехова. (4)Или страстного знатока литературы, поэзии, который не бывал в Эрмитаже, Третьяковской галерее, в Русском музее. (5)Не очень поверю я в его любовь к стихам: стихи полны впечатлений от полотен великих художников, от ландшафтов России, от городов мира…
(6)Где найти чудака, который изучает Шекспира, а в театре никогда не бывал? (7)Уж кто его любит, не пропустит «Гамлета» ни в театре, ни на экране! (8)Даже тот, кто не обладает активным музыкальным слухом, если он человек культурный по-настоящему, он ходит на концерты, слушает музыку в записи или по радио. (9)Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством? (10)Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей?
(11)По счастью, человек, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью (если даже он профессионально работает в ней), а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств между собой.
(12)Разве наше представление о Пушкине ограничивается его сочинениями? (13)Нет! (14)Мы не можем назвать почти ни одного большого русского композитора, который не создал бы оперу на пушкинский текст, не положил бы на музыку пушкинские стихи. (15)Даргомыжский написал на текст Пушкина «Русалку»; Мусоргский — народную драму «Борис Годунов»; Римский-Корсаков — «Сказку о царе Салтане», «Моцарта и Сальери», «Золотого петушка»; Чайковский — «Онегина», «Пиковую даму», «Мазепу»; Рахманинов — «Алеко»; Глиэр — «Медного всадника»…
(16)Пушкинские сюжеты в изобразительном искусстве составляют целую пушкиниану, которую начинают такие художники, как Брюллов, Репин, Врубель. (17)А какие вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина создал выдающийся советский гравёр Владимир Фаворский! (18)И отличные иллюстрации к «Борису Годунову» — художникграфик Евгений Кибрик.
(19)А облик самого Пушкина! (20)Памятник работы скульптора Опекушина на Пушкинской площади в Москве. (21)Памятник в СанктПетербурге, созданный скульптором Аникушиным: вдохновенное изображение Пушкина в момент вдохновенного чтения стихов — разве это не продолжение пушкинской темы в искусстве?
(22)А исполнение стихов Пушкина и его прозы… (23)Например, Игорь Владимирович Ильинский «рассказывает» «Золотого петушка» так, что пушкинская сказка начинает сверкать новыми красками — чистыми, звонкими, радует тонким юмором, остротой, сатирой на царей и их приближённых.
(24)А разве воплощённый Шаляпиным образ Бориса Годунова в опере Мусоргского не продолжение Пушкина? (25)Или шаляпинский Мельник в «Русалке»? (26)А шаляпинский же Сальери?..
(27)Каждый, кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупность впечатлений, которую составляет понятие «культура», каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, все его сущности, или, как ещё говорят, ипостаси.
(28)Знакомство с искусством, поэзией, литературой вызывает стремление не только воспринимать прекрасное, но и многое знать об этом прекрасном и о том, кем оно создано, как создано, когда. (29)Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить явления и сопоставить одно явление с другим. (30)Отсюда наш интерес к истории искусства, литературы, к биографии создателей гениальных творений, к процессу их творчества, к той эпохе, в которую они жили.
(31)Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (32)Каждому явлению отводится своё место. (33)И каждое явление оценивается не только само по себе, но и в сопоставлении с другими. (34)Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и преходящего. (35)Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем неоднократно. (36)И с каждым разом находим в творениях всё больше красот.
(По И. Л. Андроникову*)
* Ираклий Луарсабович Андроников (1908−1990) — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Проблемы:
1) проблема культуры человека (Какого человека можно назвать культурным?);
2) проблема восприятия искусства (Как научиться понимать искусство?);
3) проблема влияния искусства на человека (Как меняется человек, увлекающийся искусством?).
Позиция автора:
1) по-настоящему культурный человек многогранен, он интересуется разными видами искусства, стремится как можно больше узнать о взаимосвязи разных искусств;
2) восприятие любого произведения искусства предполагает всестороннее его изучение, знакомство с разными видами искусства;
3) знакомство с искусством, поэзией, с литературой вызывает стремление к постижению и осмыслению нового.
| № | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
|---|---|---|
| I | Содержание сочинения | |
| К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно | 1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов | 0 | |
| К2 | Комментарий к проблеме исходного текста | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями | 3 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеровиллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована, или проанализирована неверно, или проанализирована без указания смысловой связи | 2 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации | 1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или приведены с фактическими ошибками, связанными с пониманием проблемы исходного текста. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. ИЛИ Проблема исходного текста не прокомментирована. Указания к оцениванию. 1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается. 2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерамииллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. 3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается. 4. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12) | 0 | |
| К3 | Отражение позиции автора по проблеме исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно | 1 | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов | 0 | |
| К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано | 1 | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко-культурный опыт | 0 | |
| II | Речевое оформление сочинения | |
| К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки | 0 | |
| К6 | Богатство речи | |
Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием используемых грамматических конструкций | 1 | |
Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием используемых грамматических конструкций | 0 | |
| III | Грамотность | |
| К7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
| К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
| К9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
Допущены одна-две ошибки | 1 | |
Допущено три или более ошибки | 0 | |
| К10 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущены две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре или более ошибки | 0 | |
| К11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна этическая ошибка или более | 0 | |
| К12 | Соблюдение фактологической точности | |
Фактические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 | |
| Максимальное количество баллов | 21 | |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения*. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов**.
Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — орфографических ошибок нет;
К8 — пунктуационных ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — допущено не более двух ошибок;
К8 — допущено не более двух ошибок;
К9 — грамматических ошибок нет;
К10 — допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста
экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
___________________
* При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).
** Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.






ЗАДАНИЕ 23. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТА
Это задание проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста.
Чтобы выполнить задание 23, необходимо внимательно прочесть текст, найти подтверждение предлагаемым вариантам ответов в тексте.
В приведённых вариантах ответов должна содержаться та же информация, те же факты, что и в тексте. Обратите внимание на невозможность искажения, даже незначительного, фактов, деталей текста, связанных с периодами действия (годами, месяцами и т. п.), именами героев, родом занятий персонажей — именно здесь часто скрываются «ловушки» задания № 23. Обязательно после определения вариантов ответа еще раз найдите конкретные предложения, подтверждающие эту информацию, в тексте.
К сожалению, специфика задания такова, что иногда предложенные для анализа высказывания имеют два смысла, и только автор знал, почему его герой сделал так или иначе.
Особенно сложно анализировать случаи использования иронии, когда пишем/читаем одно, а подразумеваем противоположное. «Ну ты молодец, прям горжусь тобой, — горестно вздохнула мама». Грубейшей ошибкой будет ответить «верно» на утверждение «Мама гордится поступком сына».
ФИПИ ограничился следующими указаниями: Обратите внимание! В задании 23 при передаче смысла прочитанного текста разработчики КИМ используют синонимическое богатство русского языка, то есть подбирают к некоторым словам исходного текста слова-эквиваленты. Самое главное в этом процессе – сохранить общее содержание прочитанного текста. Например, основанием для утверждения «Со времён Первой мировой войны Ковалёв был лучшим наводчиком артиллерийского оружия» послужило исключительно предложение 15 исходного текста: «Во время Первой мировой войны Ковалёв служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком».
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов свойственно людям; каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, поэтому закономерен его интерес и к литературе, и к музыке, и к танцу, и к изображению.
2) Практически каждый человек в восприятии искусства ограничивает себя какой-то одной областью, в которой он профессионально работает.
3) Всем известно, какие поистине вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина создал выдающийся художник-график Евгений Кибрик.
4) Продолжением пушкинской темы в искусстве можно считать и сам облик Пушкина, например памятник в Санкт-Петербурге, созданный скульптором Аникушиным, где Пушкин изображён в момент вдохновенного чтения стихов.
5) Разрозненные впечатления от мира искусства соединяются в общую картину культуры, где каждое явление значимо и оценивается в сопоставлении с другими.
1) Всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов свойственно людям; каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, поэтому закономерен его интерес и к литературе, и к музыке, и к танцу, и к изображению. — Верно. Подтверждается предложением 11.
2) Практически каждый человек в восприятии искусства ограничивает себя какой-то одной областью, в которой он профессионально работает. — неверно. Противоречит предложению 11.
3) Всем известно, какие поистине вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина создал выдающийся художник-график Евгений Кибрик. — Неверно. Противоречит предложению 17.
4) Продолжением пушкинской темы в искусстве можно считать и сам облик Пушкина, например памятник в Санкт-Петербурге, созданный скульптором Аникушиным, где Пушкин изображён в момент вдохновенного чтения стихов. — Верно. Подтверждается предложением 21.
5) Разрозненные впечатления от мира искусства соединяются в общую картину культуры, где каждое явление значимо и оценивается в сопоставлении с другими. — Верно. Подтверждается предложением 31.
Ответ: 145.




ЗАДАНИЕ 23. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТА
Это задание проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста.
Чтобы выполнить задание 23, необходимо внимательно прочесть текст, найти подтверждение предлагаемым вариантам ответов в тексте.
В приведённых вариантах ответов должна содержаться та же информация, те же факты, что и в тексте. Обратите внимание на невозможность искажения, даже незначительного, фактов, деталей текста, связанных с периодами действия (годами, месяцами и т. п.), именами героев, родом занятий персонажей — именно здесь часто скрываются «ловушки» задания № 23. Обязательно после определения вариантов ответа еще раз найдите конкретные предложения, подтверждающие эту информацию, в тексте.
К сожалению, специфика задания такова, что иногда предложенные для анализа высказывания имеют два смысла, и только автор знал, почему его герой сделал так или иначе.
Особенно сложно анализировать случаи использования иронии, когда пишем/читаем одно, а подразумеваем противоположное. «Ну ты молодец, прям горжусь тобой, — горестно вздохнула мама». Грубейшей ошибкой будет ответить «верно» на утверждение «Мама гордится поступком сына».
ФИПИ ограничился следующими указаниями: Обратите внимание! В задании 23 при передаче смысла прочитанного текста разработчики КИМ используют синонимическое богатство русского языка, то есть подбирают к некоторым словам исходного текста слова-эквиваленты. Самое главное в этом процессе – сохранить общее содержание прочитанного текста. Например, основанием для утверждения «Со времён Первой мировой войны Ковалёв был лучшим наводчиком артиллерийского оружия» послужило исключительно предложение 15 исходного текста: «Во время Первой мировой войны Ковалёв служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком».






ЗАДАНИЕ 26 ЕГЭ: ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы:
- Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Необходимый материал по теме:
- Справочник Обзор средств связи
- Справочник Союз как часть речи
- Справочник Местоимение как часть речи
- Справочник Предлог как часть речи
- Справочник Частица как часть речи
- Список слов к заданиям 1 и 26, опубликованный на ФИПИ ru-3-grammatika-morfologija_2.pdf
- Таблица со списком всех проверяемых частей речи доступна также по ссылке на google.com https://docs.google.com/document/d/1M1nwDdrHFNOdNp8RhGflHKnJV7FkpTMZX6Tcb9oVyqA/edit?usp=sharing
Условие (задание банка ФИПИ):
Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий).
В зависимости от условия в ответ записываются номер или номера предложения(ий) без пробелов и знаков препинания, например, 1218. Порядок записи номеров не имеет значения.
Комментарий:
Для выполнений задания учащиеся должны уметь:
- определять самостоятельные и служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
- распознавать местоимения, наречия разных лексико-грамматических разрядов и их морфологические признаки; различать слова категории состояния и наречия;
- распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов;
- определять роль частей речи в тексте с точки зрения их использования как средств связи слов, частей предложения, предложений в структуре текста, абзацев.
В 2024 году к этому заданию ФИПИ опубликовал следующую информацию: При выполнении задания необходимо учесть основные подходы к его разработке: Помните, что предыдущее — это НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным НЕ может быть ответ 11, даже если это предложение связано с 10-м теми средствами, которые указаны в задании Среди предложений 38–43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи синонимов и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий) на основе следующего текста (38) Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно — срабатывает инстинкт самосохранения. (39) Но страх необходим и для развития личности. (40) Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. (41) Смелость — это не бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. ( 42)Трусость — наоборот. (43) Когда амигдала побеждает тебя. правильным ответом является только предложение 40, поскольку в предложении 39, кроме синонимов и лексического повтора, присутствует ещё и союз как средство связи. Синонимы: «нужен» «необходим», повтор слово «страх» Например: пилить — пилящий; расколоть — расколотый; спиливший — спиленный; распилить — распилив. И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения... А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить; всё забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем... Повтор «им» в данном контексте является формальным повтором одинаково звучащих слов. В одном предложении «им» выступает как падежная форма личного местоимения «они», а в другом — как падежная форма личного местоимения «он». То же самое касается слов «ним» и «им». Это не формы одного и того же слова, так как слова в контексте разные, следовательно, они не играют роли средств связи предложений в тексте. Например, во фрагменте, (5) В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6) Её, представьте себе, не было! (7) Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… правильным ответом будет только предложение 6. В предложении 7 слово «её» выступает в качестве лексического повтора. Приведём ещё один пример: (1) Вот и всё объяснение. (2) Для меня лично оно основательно. (3) В меру возможностей следую ему, понимая свою малую силу. Правильный ответ — только предложение 2. А предложение 3 связано с предыдущим при помощи такого средства, как форма одного и того же слова. (11) Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12) Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13) Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14) Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15) Его эрудиция и начитанность были феноменальны правильным ответом будут предложения 12 и 15.
Показать комментарий РЕШУ
Показать комментарий РЕШУ
Показать комментарий РЕШУ
в 12-м притяжательное местоимение «его» (лекций) (чьи? Юрия Петровича из 12-го); в 15-м снова чья начитанность? «его» (заменяет местоимение он в 14 предложении). Если трудно понять разницу между притяжательным и личным местоимениями, почитайте Местоимение как часть речи
Обратите внимание! Контекстные синонимы и антонимы — это, как правило, слова одной и той же части речи, но не всегда в одной и той же форме. Исключения могут составлять местоимения, перифразы, фразеологизмы, соотносимые со словами определённой части речи. Обратите внимание! Контекстными синонимами могут быть и имена собственные. Например, «Вася» и «Коржик» (кличка Васи).
Среди предложений 29−36 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и форм(ы) слов(а). Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Предложение 33 связано с предыдущим при помощи сочинительного союза И и форм слова «каждому — каждое», «явлению» —«явление».
В предложении 36 аналогично: союз И и формы слов «творения»-«творениях».
Ответ: 33, 36.




ЗАДАНИЕ 26 ЕГЭ: ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы:
- Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Необходимый материал по теме:
- Справочник Обзор средств связи
- Справочник Союз как часть речи
- Справочник Местоимение как часть речи
- Справочник Предлог как часть речи
- Справочник Частица как часть речи
- Список слов к заданиям 1 и 26, опубликованный на ФИПИ ru-3-grammatika-morfologija_2.pdf
- Таблица со списком всех проверяемых частей речи доступна также по ссылке на google.com https://docs.google.com/document/d/1M1nwDdrHFNOdNp8RhGflHKnJV7FkpTMZX6Tcb9oVyqA/edit?usp=sharing
Условие (задание банка ФИПИ):
Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий).
В зависимости от условия в ответ записываются номер или номера предложения(ий) без пробелов и знаков препинания, например, 1218. Порядок записи номеров не имеет значения.
Комментарий:
Для выполнений задания учащиеся должны уметь:
- определять самостоятельные и служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
- распознавать местоимения, наречия разных лексико-грамматических разрядов и их морфологические признаки; различать слова категории состояния и наречия;
- распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов;
- определять роль частей речи в тексте с точки зрения их использования как средств связи слов, частей предложения, предложений в структуре текста, абзацев.
В 2024 году к этому заданию ФИПИ опубликовал следующую информацию: При выполнении задания необходимо учесть основные подходы к его разработке: Помните, что предыдущее — это НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным НЕ может быть ответ 11, даже если это предложение связано с 10-м теми средствами, которые указаны в задании Среди предложений 38–43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи синонимов и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий) на основе следующего текста (38) Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно — срабатывает инстинкт самосохранения. (39) Но страх необходим и для развития личности. (40) Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. (41) Смелость — это не бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. ( 42)Трусость — наоборот. (43) Когда амигдала побеждает тебя. правильным ответом является только предложение 40, поскольку в предложении 39, кроме синонимов и лексического повтора, присутствует ещё и союз как средство связи. Синонимы: «нужен» «необходим», повтор слово «страх» Например: пилить — пилящий; расколоть — расколотый; спиливший — спиленный; распилить — распилив. И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения... А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить; всё забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем... Повтор «им» в данном контексте является формальным повтором одинаково звучащих слов. В одном предложении «им» выступает как падежная форма личного местоимения «они», а в другом — как падежная форма личного местоимения «он». То же самое касается слов «ним» и «им». Это не формы одного и того же слова, так как слова в контексте разные, следовательно, они не играют роли средств связи предложений в тексте. Например, во фрагменте, (5) В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6) Её, представьте себе, не было! (7) Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… правильным ответом будет только предложение 6. В предложении 7 слово «её» выступает в качестве лексического повтора. Приведём ещё один пример: (1) Вот и всё объяснение. (2) Для меня лично оно основательно. (3) В меру возможностей следую ему, понимая свою малую силу. Правильный ответ — только предложение 2. А предложение 3 связано с предыдущим при помощи такого средства, как форма одного и того же слова. (11) Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12) Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13) Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14) Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15) Его эрудиция и начитанность были феноменальны правильным ответом будут предложения 12 и 15.
Показать комментарий РЕШУ
Показать комментарий РЕШУ
Показать комментарий РЕШУ
в 12-м притяжательное местоимение «его» (лекций) (чьи? Юрия Петровича из 12-го); в 15-м снова чья начитанность? «его» (заменяет местоимение он в 14 предложении). Если трудно понять разницу между притяжательным и личным местоимениями, почитайте Местоимение как часть речи
Обратите внимание! Контекстные синонимы и антонимы — это, как правило, слова одной и той же части речи, но не всегда в одной и той же форме. Исключения могут составлять местоимения, перифразы, фразеологизмы, соотносимые со словами определённой части речи. Обратите внимание! Контекстными синонимами могут быть и имена собственные. Например, «Вася» и «Коржик» (кличка Васи).






ЗАДАНИЕ 22 ЕГЭ (введено в 2024-2025 уч.году): АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Задание 26 на соответствие по теме изобразительно-выразительных средств заменено новым заданием 22, не предусматривающим опоры на макротекст.
В 2024-2025 году к заданию 22 ФИПИ опубликовал следующую информацию: Задание 22 требует соотнести примеры тех или иных изобразительно выразительных средств, взятые из поэтических, прозаических и других текстов, с общепринятыми в языкознании названиями изобразительно-выразительных средств. При этом в левой колонке, где приведены примеры, представлено пять пунктов, а в правой колонке, где перечислены названия изобразительно-выразительных средств, представлено девять пунктов, то есть избыточное количество. Следовательно, четыре названия изобразительно-выразительных средств в итоге должны оказаться незадействованными. Указания, которые даёт ФИПИ учащимся: 1. Ответ на задание 22 представляет собой пять цифр, которые должны быть записаны в бланк ответов без пробелов и запятых. 2. Порядок записи символов имеет принципиальное значение. 3. Правильное выполнение задания 22 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 22 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы. 4. В ответе не должно быть повторяющихся цифр. Значит, если в двух языковых примерах присутствует, предположим, гипербола, необходимо в каждом случае проанализировать, какие ещё средства выразительности встречаются в этих примерах, и соотнести средства выразительности с представленным списком таким образом, чтобы избежать повторяющихся цифр в ответе. 5. Обратите внимание, что в ряде случаев отдельные буквы, слова или выражения в языковых примерах маркируются (то есть выделяются полужирно и курсивом, если речь идёт о словах, или полужирно и подчёркиванием, если фиксируются отдельные буквы, обозначающие звуки). Для экзаменуемого это сигнал к тому, чтобы проанализировать именно промаркированные явления. Если маркировка отсутствует, необходимо проанализировать весь представленный фрагмент. 6. Всегда маркируются ассонанс, аллитерация и метонимия. Следовательно, нельзя признать, например, ассонансом то, что не промаркировано. 7. Другие явления маркируются по мере необходимости. 8. Иногда в качестве языкового материала используются предложения с фразеологизмом. При этом внимание экзаменуемого должно быть сосредоточено на том средстве выразительности, которое лежит в основе данного фразеологизма. Термины, которые будут использоваться в заданиях: Количество терминов, используемых в задании — 22. Изобразительно-выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, сравнение. Изобразительно-выразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие. Определения всех перечисленных терминов, используемых в задании 22, с соответствующими примерами представлены в «Навигаторе самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку» Перейти по ссылке на сайт ФИПИ https://doc.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege/2025/ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf ИЛИ скачать файл с нашего сервера ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf ФИПИ информирует, что основными источниками классификации изобразительно-выразительных средств являются следующие: 1) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; 2) Универсальный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: Мир и Образование, 2015; 3) учебники по русскому языку для 10–11 классов в составе действующего на данный момент федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность; 4) Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П. Сковородникова. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта, 2011.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Текст написан в публицистическом стиле, о чём свидетельствуют разнообразные изобразительно-выразительные языковые средства. Литературовед Ираклий Луарсабович Андроников очень эмоционально рассказывает о приобщении людей к искусству. Для большей убедительности писатель использует такое синтаксическое средство, как (А)____ (в предложениях 3, 4, 15), и такой приём, как (Б)____ (предложения 12−14). Троп — (В)_____ («чистыми, звонкими красками», «тонким юмором» в предложении 23) и приём — (Г)_____ («каждый», «все» в предложении 27) — придают тексту яркость и выразительность».
Список терминов:
1) сравнение
2) эпитеты
3) вопросительные предложения
4) антитеза
5) восклицательные предложения
6) ряд(ы) однородных членов предложения
7) лексический повтор
8) вопросно-ответная форма изложения
9) метафора
Ответ:
| A | Б | В | Г |
«Текст написан в публицистическом стиле, о чём свидетельствуют разнообразные изобразительно-выразительные языковые средства. Литературовед Ираклий Луарсабович Андроников очень эмоционально рассказывает о приобщении людей к искусству. Для большей убедительности писатель использует такое синтаксическое средство, как (А) 6) ряд(ы) однородных членов предложения (в предложениях 3, 4, 15), и такой приём, как (Б) 8) вопросно-ответная форма изложения (предложения 12−14). Троп — (В) 2) эпитеты («чистыми, звонкими красками», «тонким юмором» в предложении 23) и приём — (Г) 7) лексический повтор («каждый», «все» в предложении 27) — придают тексту яркость и выразительность».
Ответ: 6827.




ЗАДАНИЕ 22 ЕГЭ (введено в 2024-2025 уч.году): АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Задание 26 на соответствие по теме изобразительно-выразительных средств заменено новым заданием 22, не предусматривающим опоры на макротекст.
В 2024-2025 году к заданию 22 ФИПИ опубликовал следующую информацию: Задание 22 требует соотнести примеры тех или иных изобразительно выразительных средств, взятые из поэтических, прозаических и других текстов, с общепринятыми в языкознании названиями изобразительно-выразительных средств. При этом в левой колонке, где приведены примеры, представлено пять пунктов, а в правой колонке, где перечислены названия изобразительно-выразительных средств, представлено девять пунктов, то есть избыточное количество. Следовательно, четыре названия изобразительно-выразительных средств в итоге должны оказаться незадействованными. Указания, которые даёт ФИПИ учащимся: 1. Ответ на задание 22 представляет собой пять цифр, которые должны быть записаны в бланк ответов без пробелов и запятых. 2. Порядок записи символов имеет принципиальное значение. 3. Правильное выполнение задания 22 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 22 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы. 4. В ответе не должно быть повторяющихся цифр. Значит, если в двух языковых примерах присутствует, предположим, гипербола, необходимо в каждом случае проанализировать, какие ещё средства выразительности встречаются в этих примерах, и соотнести средства выразительности с представленным списком таким образом, чтобы избежать повторяющихся цифр в ответе. 5. Обратите внимание, что в ряде случаев отдельные буквы, слова или выражения в языковых примерах маркируются (то есть выделяются полужирно и курсивом, если речь идёт о словах, или полужирно и подчёркиванием, если фиксируются отдельные буквы, обозначающие звуки). Для экзаменуемого это сигнал к тому, чтобы проанализировать именно промаркированные явления. Если маркировка отсутствует, необходимо проанализировать весь представленный фрагмент. 6. Всегда маркируются ассонанс, аллитерация и метонимия. Следовательно, нельзя признать, например, ассонансом то, что не промаркировано. 7. Другие явления маркируются по мере необходимости. 8. Иногда в качестве языкового материала используются предложения с фразеологизмом. При этом внимание экзаменуемого должно быть сосредоточено на том средстве выразительности, которое лежит в основе данного фразеологизма. Термины, которые будут использоваться в заданиях: Количество терминов, используемых в задании — 22. Изобразительно-выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, сравнение. Изобразительно-выразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие. Определения всех перечисленных терминов, используемых в задании 22, с соответствующими примерами представлены в «Навигаторе самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку» Перейти по ссылке на сайт ФИПИ https://doc.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege/2025/ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf ИЛИ скачать файл с нашего сервера ru-7-vyrazitelnost-russkoj-rechi.pdf ФИПИ информирует, что основными источниками классификации изобразительно-выразительных средств являются следующие: 1) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; 2) Универсальный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: Мир и Образование, 2015; 3) учебники по русскому языку для 10–11 классов в составе действующего на данный момент федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность; 4) Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П. Сковородникова. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта, 2011.
Наверх