Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 7447
i

(1)Ва­си­лий Ко­на­ков, или про­сто Вася, как звали мы его в полку, был ко­ман­ди­ром пятой роты. (2)Уча­сток его обо­ро­ны на­хо­дил­ся у са­мо­го под­но­жия Ма­ма­е­ва кур­га­на, гос­под­ству­ю­щей над го­ро­дом вы­со­ты, за овла­де­ние ко­то­рой в те­че­ние всех пяти ме­ся­цев шли наи­бо­лее кро­ва­вые бои.

(3)Уча­сток был труд­ный, аб­со­лют­но ров­ный, ничем не защищённый, а глав­ное, с от­вра­ти­тель­ны­ми под­хо­да­ми, на­сквозь про­стре­ли­вав­ши­ми­ся про­тив­ни­ком. (4)Днём пятая рота была фак­ти­че­ски от­ре­за­на от осталь­но­го полка. (5)Снаб­же­ние и связь с тылом про­ис­хо­ди­ли толь­ко ночью. (6)Всё это очень ослож­ня­ло обо­ро­ну участ­ка. (7)Надо было что-то пред­при­ни­мать. (8)И Ко­на­ков решил сде­лать ход со­об­ще­ния между сво­и­ми око­па­ми и же­лез­но­до­рож­ной на­сы­пью.

(9)Од­на­ж­ды ночью он явил­ся ко мне в зем­лян­ку. (10)С тру­дом втис­нул свою мас­сив­ную фи­гу­ру в мою кле­туш­ку и сел у входа на кор­точ­ки. (11)Смуг­лый куд­ря­вый па­рень, с гу­сты­ми чёрными бро­вя­ми и не­ожи­дан­но го­лу­бы­ми, при общей его чёрноте, гла­за­ми. (12)Про­си­дел он у меня не­дол­го  — по­грел­ся у печки и под конец по­про­сил не­мно­го толу – «а то, будь

оно не­лад­но, все ло­па­ты об этот чёртов грунт сло­мал».

— (13)Ладно,  — ска­зал я.  — (14)При­сы­лай сол­дат, я дам, сколь­ко надо.

— (15)Сол­дат?  — он чуть-чуть улыб­нул­ся кра­еш­ком губ.  — (16)Не так-то у меня их много, чтоб го­нять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам по­не­су. (18)И он вы­та­щил из-за па­зу­хи те­ло­грей­ки здо­ро­вен­ный мешок.

(19)На сле­ду­ю­щую ночь он опять пришёл, потом  — его стар­ши­на, потом  — опять он.

(20)Спу­стя пол­то­ры-две не­де­ли нам с ка­пи­та­ном уда­лось по­пасть во вла­де­ния Ко­на­ко­ва, в пятую роту. (21)Сей­час прямо от на­сы­пи, где сто­я­ли пулемёты и пол­ко­вая со­ро­ка­пят­ка, шёл не очень, прав­да, глу­бо­кий, сан­ти­мет­ров на пять­де­сят, но по всем пра­ви­лам сде­лан­ный ход со­об­ще­ния до самой пе­ре­до­вой.

(22)Ко­на­ко­ва в его блин­да­же мы не за­ста­ли. (23)На ржа­вой, не­из­вест­но от­ку­да до­бы­той кро­ва­ти, укрыв­шись с го­ло­вой ши­не­лью, хра­пел стар­ши­на, в углу сидел скрю­чив­шись с под­ве­шен­ной к уху труб­кой мо­ло­день­кий свя­зист. (24)Вско­ре по­явил­ся Ко­на­ков, рас­тол­кал стар­ши­ну, и тот, то­роп­ли­во за­су­нув руки в ру­ка­ва ши­не­ли, снял со стены тро­фей­ный ав­то­мат и полз­ком вы­брал­ся из блин­да­жа.

(25)Мы с ка­пи­та­ном усе­лись у печки.

— (26)Ну как?  — спро­сил ка­пи­тан, чтобы с чего-ни­будь на­чать.

— (27)Да ни­че­го, – Ко­на­ков улыб­нул­ся, как обыч­но, од­ни­ми угол­ка­ми губ.  — (28)Воюем по­ма­лень­ку. (29)С лю­дь­ми вот толь­ко слож­но…

— (30)Ну с лю­дь­ми везде туго, – при­выч­ной для того вре­ме­ни фра­зой от­ве­тил ка­пи­тан.  — (31)Вме­сто ко­ли­че­ства нужно ка­че­ством брать.

(32)Ко­на­ков ни­че­го не от­ве­тил. (33)По­тя­нул­ся за ав­то­ма­том.

— (34)Пойдём, что ли, по пе­ре­до­вой пройдёмся?

(35)Мы вышли.

(36)Вдруг вы­яс­ни­лось то, что ни од­но­му из нас даже в го­ло­ву не могло прий­ти. (37)Мы про­шли всю пе­ре­до­вую от ле­во­го флан­га до пра­во­го, уви­де­ли окопы, оди­ноч­ные ячей­ки для бой­цов с ма­лень­ки­ми ни­ша­ми для па­тро­нов, раз­ло­жен­ные на бруст­ве­ре вин­тов­ки и ав­то­ма­ты, два руч­ных пулемёта на флан­гах  — одним сло­вом, всё то, чему и по­ло­же­но быть на пе­ре­до­вой. (38)Не было толь­ко од­но­го  — не было сол­дат. (39)На всём про­тя­же­нии обо­ро­ны мы не встре­ти­ли ни од­но­го сол­да­та. (40)Толь­ко стар­ши­ну. (41)Спо­кой­но и не­то­роп­ли­во, в на­дви­ну­той на глаза ушан­ке, пе­ре­хо­дил он от вин­тов­ки к вин­тов­ке, от ав­то­ма­та к ав­то­ма­ту и давал оче­редь или оди­ноч­ный вы­стрел по нем­цам…

(42)Даль­ней­шая судь­ба Ко­на­ко­ва мне не­из­вест­на  — война раз­бро­са­ла нас в раз­ные сто­ро­ны. (43)Но, когда вспо­ми­наю его  — боль­шо­го, не­ук­лю­же­го, с тихой, стес­ни­тель­ной улыб­кой; когда вспо­ми­наю, как он молча по­тя­нул­ся за ав­то­ма­том в ответ на слова ка­пи­та­на, что за счёт ко­ли­че­ства надо на­жи­мать на ка­че­ство; когда думаю о том, что этот че­ло­век вдвоём со стар­ши­ной от­би­вал не­сколь­ко атак в день и на­зы­вал это толь­ко «труд­но­ва­то было», мне ста­но­вит­ся ясно, что таким людям, как Ко­на­ков, и с та­ки­ми лю­дь­ми, как Ко­на­ков, не стра­шен враг. (44)Ни­ка­кой!

(45)А ведь таких у нас мил­ли­о­ны, де­сят­ки мил­ли­о­нов, целая стра­на.

 

(По В. П. Не­кра­со­ву*)

* Вик­тор Пла­то­но­вич Не­кра­сов (1911  — 1987 гг.)  — рус­ский пи­са­тель, автор про­из­ве­де­ний о буд­нях во­ен­ной жизни.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов в воз­рас­та­ю­щем по­ряд­ке.

 

1)  Под­хо­ды к участ­ку обо­ро­ны у под­но­жия Ма­ма­е­ва кур­га­на днём на­сквозь про­стре­ли­ва­лись про­тив­ни­ком.

2)  Ва­си­лий Ко­на­ков был ко­ман­ди­ром взво­да.

3)  В пятой роте, ко­то­рой ко­ман­до­вал Ко­на­ков, было три че­ло­ве­ка.

4)  Ко­на­ков вдвоём со стар­ши­ной от­би­вал по не­сколь­ко атак в день.

5)  Ва­си­лий Ко­на­ков часто встре­чал­ся с рас­сказ­чи­ком после войны.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Про­ти­во­ре­чат со­дер­жа­нию тек­ста пред­ло­же­ния под но­ме­ра­ми: 2 (Ва­си­лий Ко­на­ков был ко­ман­ди­ром роты, а не взво­да, как ска­за­но в пред­ло­же­нии), 5 (судь­ба Ко­на­ко­ва рас­сказ­чи­ку не­из­вест­на, что про­ти­во­ре­чит утвер­жде­нию пя­то­го пред­ло­же­ния об их ча­стых встре­чах после войны). Осталь­ные пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста.

 

Ответ: 134.

 

При­ме­ча­ние.

В пред­ло­же­нии 43 го­во­рит­ся о том, что Ко­на­ков вдвоём со стар­ши­ной от­би­вал по не­сколь­ку атак в день. Это не про­ти­во­ре­чит тому, что в роте было три че­ло­ве­ка: Ко­на­ков, стар­ши­на и свя­зист. Под­твер­жде­ние этому на­хо­дим в пред­ло­же­ни­ях: «(23)На ржа­вой, не­из­вест­но от­ку­да до­бы­той кро­ва­ти, укрыв­шись с го­ло­вой ши­не­лью, хра­пел стар­ши­на, в углу сидел скрю­чив­шись с под­ве­шен­ной к уху труб­кой мо­ло­день­кий свя­зист. (24)Вско­ре по­явил­ся Ко­на­ков...».

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2015 по рус­ско­му языку
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Сложность: по­вы­шен­ная
Правило: 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
Виктория Антипова 27.05.2016 10:15

Какое пред­ло­же­ние тек­ста под­твер­жда­ет вы­ска­зы­ва­ние 3?

Татьяна Юдина

(23)На ржа­вой, не­из­вест­но от­ку­да до­бы­той кро­ва­ти, укрыв­шись с го­ло­вой ши­не­лью, хра­пел стар­ши­на, в углу сидел скрю­чив­шись с под­ве­шен­ной к уху труб­кой мо­ло­день­кий свя­зист. (24)Вско­ре по­явил­ся Ко­на­ков, рас­тол­кал стар­ши­ну, и тот, то­роп­ли­во за­су­нув руки в ру­ка­ва ши­не­ли, снял со стены тро­фей­ный ав­то­мат и полз­ком вы­брал­ся из блин­да­жа.

 

По этому по­во­ду были споры и во­про­сы к со­ста­ви­те­лям.

Гриша Рудых 09.12.2016 17:00

В тек­сте не ска­за­но что "под­хо­ды к участ­ку обо­ро­ны у под­но­жия Ма­ма­е­ва кур­га­на ДНЁМ на­сквозь..." Там не на­пи­са­но что ДНЁМ.

Также в тек­сте не го­во­рить­ся о кол-ве че­ло­век в роте Ко­на­ко­ва.

Татьяна Юдина

(4)Днём пятая рота была фак­ти­че­ски от­ре­за­на от осталь­но­го полка. (5)Снаб­же­ние и связь с тылом про­ис­хо­ди­ли толь­ко ночью.

Александр Елисеев 21.12.2016 17:56

Где под­твер­жде­ние того, что под­хо­ды к участ­ку обо­ро­ны про­стре­ли­ва­лись имен­но ДНЁМ?

Татьяна Стаценко

Ещё раз: «Уча­сток был труд­ный, аб­со­лют­но ров­ный, ничем не защищённый, а глав­ное, с от­вра­ти­тель­ны­ми под­хо­да­ми, на­сквозь про­стре­ли­вав­ши­ми­ся про­тив­ни­ком. (4)Днём пятая рота была фак­ти­че­ски от­ре­за­на от осталь­но­го полка. »

Наталья Афанасьева 26.01.2017 20:27

В каком пред­ло­же­нии ука­зы­ва­ет­ся что в 5-й роте было 3 че­ло­ве­ка?

Татьяна Стаценко

В роте было 3 че­ло­ве­ка: Ко­на­ков, стар­ши­на и свя­зист.

1
Тип 24 № 7448
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­зы­ва­ем в по­ряд­ке воз­рас­та­ния

 

1)  Пред­ло­же­ния 4–5 со­дер­жат опи­са­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 22–23 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

3)  Пред­ло­же­ния 24–25 со­дер­жат по­вест­во­ва­ние.

4)  Пред­ло­же­ния 37–41 со­дер­жат эле­мен­ты опи­са­ния.

5)  В пред­ло­же­нии 43 при­сут­ству­ет эле­мент опи­са­ния.

Источники:
ЕГЭ  — 2016. До­сроч­ная волна.

2
Тип 25 № 7453
i

Из пред­ло­же­ний 25–34 вы­пи­ши­те си­но­ни­мы (си­но­ни­ми­че­скую пару).


3
Тип 26 № 7449
i

Среди пред­ло­же­ний 1–8 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим с по­мо­щью при­тя­жа­тель­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


4
Тип Д28 № 7450
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Для того чтобы пе­ре­не­сти чи­та­те­ля в во­ен­ное время, В. П. Не­кра­со­вым на­ря­ду с лек­си­кой те­ма­ти­че­ской груп­пы «Война» («зем­лян­ка», «те­ло­грей­ка», «пулемёты», «блин­даж», «ши­нель») ис­поль­зу­ет­ся и (А)_____ («кле­туш­ка», «по­ма­лень­ку», «па­рень»). Автор скуп на развёрну­тые опи­са­ния. Тем вы­ра­зи­тель­нее ред­кие тропы. Так, опи­сы­вая обо­ро­ну участ­ка, автор ис­поль­зу­ет троп  — (Б)_____ («кро­ва­вые бои» в пред­ло­же­нии 2, «от­вра­ти­тель­ны­ми под­хо­да­ми» в пред­ло­же­нии 3). Уси­ли­ва­ет эф­фект от про­чи­тан­но­го (В)_____ («даже в го­ло­ву не могло прий­ти» в пред­ло­же­нии 36). Син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти  — (Г)_____ (пред­ло­же­ние 37)  — фик­си­ру­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля на ре­а­ли­ях во­ен­но­го вре­ме­ни».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  эпи­тет

2)  срав­ни­тель­ный обо­рот

3)  вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

4)  про­фес­си­о­наль­ная лек­си­ка

5)  фра­зео­ло­гизм

6)  лек­си­че­ский по­втор

7)  про­ти­во­по­став­ле­ние

8)  раз­го­вор­ная лек­си­ка

9)  ряд од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

5
Тип Д27 C27 № 7466
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.