СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
≡ русский язык
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 7 № 4822

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

знающие БУХГАЛТЕРЫ

много ЯБЛОК

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

более ХУДШИЙ

новых ШОРТ

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: более худший. Корректно: более плохой. Нельзя никаких других форм, в частности, слово хуже. Оно также является УЖЕ сравнительной степенью.

 

Ответ: плохой.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

 

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы, а с другой стороны — литературные, письменные. Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

 

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

 

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

 

 

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

 

МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

 

 

ГЛАГОЛОВ ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

 

 

 

Спрятать пояснение · · Видеокурс ·
Гость 30.01.2015 13:12

Можно ли в ответе написать "худший", а не "плохой"?

Татьяна Юдина

Нет, нельзя. Слово «худший»— это вариант слова «плохой» в превосходной степени. Мы не можем употреблять слово «более» с прилагательным в НЕначальной форме.

Гость 16.03.2015 20:17

А не будет ли считаться ошибкой на экзамене, если написать не просто плохой, а более плохой?

Татьяна Юдина

В нашем задании цель заменить НЕВЕРНОЕ, то есть ВЫДЕЛЕННОЕ слово, поэтому верен ответ «плохой». При этом в сборнике И.П. Цыбулько замечено выделение ОБОИХ слов. Следовательно, и ответ верный у неё из двух слов. Что будет на экзамене— мы сказать не можем...