Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 2 № 54087
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 1−3.

 

Олег. Можно?

Юлия Ми­хай­лов­на. А-а… Олег… Вхо­ди­те. Са­ди­тесь. Я сей­час…

Олег. Какая у вас биб­лио­те­ка хо­ро­шая…

Юлия Ми­хай­лов­на. А вы не были у меня разве? Так себе. Ни­че­го. Ой, уста­ла пе­ча­тать.

Олег. Много ра­бо­ты?

Юлия Ми­хай­лов­на. Я книгу сей­час за­кан­чи­ваю. Первую… Вол­ну­юсь ужас­но.

Олег. А что за книга?

Юлия Ми­хай­лов­на. «Рас­ска­зы из ис­то­рии». Вы что ма­я­чи­те, Олег? Са­ди­тесь.

Олег. У вас дела… Я вас за­дер­жи­ваю…

Юлия Ми­хай­лов­на. Нет, нет, Олег. Если толь­ко вы спе­ши­те… Я как при­ш­ла  — три часа пе­ча­та­ла. От­дох­нуть надо… Са­ди­тесь по­си­ди­те. По­треп­лем­ся. Хо­ти­те пе­че­нья? Бе­ри­те, не стес­няй­тесь.

Олег. Мне не­лов­ко как-то… Вдруг я вас за­дер­жи­ваю… Я ведь толь­ко за кни­гой…

Юлия Ми­хай­лов­на. Вот ваша книга. А через пять минут я вас и <…> вы­го­ню. У меня ра­бо­ты  — не­по­ча­тый край.

Олег. Мне у вас нра­вит­ся… Столь­ко книг… Бу­ма­ги… Ма­шин­ка пи­шу­щая… Не­обыч­но…

Юлия Ми­хай­лов­на. Вы хо­ти­те ска­зать  — для жен­щи­ны не­обыч­но. А я, зна­е­те ли, Олег, лет до трид­ца­ти ду­ра­ка ва­ля­ла. А вот сей­час опом­ни­лась  — хо­чет­ся упу­щен­ное на­вер­стать. У вас зав­тра по­след­ний эк­за­мен?

Олег. Да.

Юлия Ми­хай­лов­на. И куда вы?

Олег. На физ­фак буду по­сту­пать. Ну и шах­ма­ты…

Юлия Ми­хай­лов­на. Ой, гос­по­ди, Олег! Вам хо­ро­шо. Вы зна­е­те, что де­лать бу­де­те. А я в ваши годы дура дурой была… Столь­ко вре­ме­ни по­те­ря­ла… Жуть!

(По А. Н. Ка­зан­це­ву)

В тек­сте вы­де­ле­но пять слов. Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  ПЕ­ЧА­ТАТЬ. Вос­про­из­во­дить какой-либо текст с по­мо­щью спе­ци­аль­ных ап­па­ра­тов. П. до­клад на ма­шин­ке. П. на пи­шу­щей ма­шин­ке без оши­бок.

2)  РА­БО­ТА. Ка­че­ство, спо­соб ис­пол­не­ния. То­пор­ная, гру­бая р. Вещь пре­вос­ход­ной ра­бо­ты. Часы ста­рин­ной ра­бо­ты.

3)  ОПОМ­НИТЬ­СЯ. То же, что оду­мать­ся: по­ду­мав, пе­ре­ме­нить на­ме­ре­ние, поняв его оши­боч­ность. О. в по­след­нюю ми­ну­ту. Опом­нись, пока не позд­но. Что ты де­ла­ешь, опом­нись!

4)  ПО­СТУ­ПАТЬ. (1-е и 2-е л. не употр.). О по­сы­ла­е­мом, со­об­ща­е­мом, пе­ре­да­ва­е­мом: до­хо­дить, при­бы­вать по на­зна­че­нию. В ко­мис­сию по­сту­па­ет мно­же­ство за­яв­ле­ний. Новые книги по­сту­па­ют в про­да­жу.

5)  ПО­ТЕ­РЯТЬ. По­тра­тить, из­рас­хо­до­вать не­це­ле­со­об­раз­но. П. часы, дни.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

В ва­ри­ан­тах 1, 3 и 5 лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте.

 

Слово РА­БО­ТА (2) упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии «За­ня­тие, труд, де­я­тель­ность». Фи­зи­че­ская, ум­ствен­ная р. От­вет­ствен­ная р. Сроч­ная р. Об­ще­ствен­ная р. Р. по спе­ци­аль­но­сти. Про­ве­сти боль­шую ра­бо­ту.

 

Слово ПО­СТУ­ПАТЬ (4) в тек­сте имеет зна­че­ние «За­чис­лять­ся куда-ни­будь.» П. в уни­вер­си­тет. П. на ра­бо­ту.

 

Ответ: 135.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 26.03.2024. До­сроч­ная волна
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 2 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова

Это за­да­ние на­це­ле­но на вы­яв­ле­ние на­вы­ка опре­де­лять из кон­тек­ста, какое из лек­си­че­ских зна­че­ний слова ис­поль­зу­ет­ся в тек­сте.

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — его со­дер­жа­ние, со­от­не­сен­ность с пред­ме­том или яв­ле­ни­ем дей­стви­тель­но­сти. В за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства лек­си­че­ских зна­че­ний слово может быть од­но­знач­ным (одно лек­си­че­ское зна­че­ние) или мно­го­знач­ным (два или более лек­си­че­ских зна­че­ний).

 

Кон­текст — за­кон­чен­ный от­ры­вок тек­ста, общий смысл ко­то­ро­го поз­во­ля­ет уточ­нить зна­че­ние вхо­дя­щих в него от­дель­ных слов и пред­ло­же­ний.

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст и фраг­мен­ты сло­вар­ных ста­тей. Пом­ни­те, что зна­че­ние слова верно можно опре­де­лить толь­ко в кон­тек­сте кон­крет­но­го пред­ло­же­ния. От­бра­сы­вай­те те зна­че­ния, ко­то­рые оче­вид­но не со­от­вет­ству­ют теме тек­ста. Чтобы про­ве­рить вы­бран­ный ва­ри­ант, под­ставь­те в текст опре­де­ле­ние, ис­поль­зо­ван­ное в тол­ко­ва­нии.

1
Тип 1 № 54086
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те опре­де­ли­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в две­на­дца­том (12) аб­за­це тек­ста. За­пи­ши­те это ме­сто­име­ние.


2
Тип 3 № 54088
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки фраг­мен­та тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Ре­пли­ки Юлии Ми­хай­лов­ны от­но­сят­ся к на­уч­но­му стилю и со­дер­жат тер­ми­ны (на­вер­стать, эк­за­мен), точ­ное на­зва­ние про­из­ве­де­ния («Рас­ска­зы из ис­то­рии») и ввод­ные кон­струк­ции (вы хо­ти­те ска­зать, зна­е­те ли), поз­во­ля­ю­щие ло­гич­но вы­стро­ить си­сте­му на­уч­ной ар­гу­мен­та­ции.

2)  Речь Олега, от­но­ся­ща­я­ся к офи­ци­аль­но-де­ло­во­му стилю, от­ли­ча­ет­ся, с одной сто­ро­ны, от­сут­стви­ем слов в пе­ре­нос­ном зна­че­нии, экс­прес­сив­ной и оце­ноч­ной лек­си­ки, а с дру­гой  — ис­поль­зо­ва­ни­ем стан­дар­ти­зи­ро­ван­ных обо­ро­тов (У вас дела… Я вас за­дер­жи­ваю…).

3)  Бе­се­да Олега и Юлии Ми­хай­лов­ны про­хо­дит в форме диа­ло­га (У вас зав­тра по­след­ний эк­за­мен?  — Да.  — И куда вы?  — На физ­фак буду по­сту­пать. Ну и шах­ма­ты…).

4)  Юлия Ми­хай­лов­на в своей речи, от­ли­ча­ю­щей­ся эмо­ци­о­наль­но­стью, ис­поль­зу­ет раз­го­вор­ную и про­сто­реч­ную лек­си­ку (так себе, ма­я­чи­те, по­треп­лем­ся, не­по­ча­тый край, ду­ра­ка ва­ля­ла), вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния (Ой, гос­по­ди, Олег! Жуть!).

5)  Речь со­бе­сед­ни­ков со­дер­жит раз­но­об­раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, среди ко­то­рых пред­ло­же­ния рас­про­странённые (Можно? Вхо­ди­те. Са­ди­тесь. Бу­ма­ги… Не­обыч­но…) и не­рас­про­странённые (Вот ваша книга. Вам хо­ро­шо.), пред­ло­же­ния про­стые (Вы зна­е­те, что де­лать бу­де­те.) и слож­ные (Если толь­ко вы спе­ши­те…).