Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 3 № 54088
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 1−3.

 

Олег. Можно?

Юлия Ми­хай­лов­на. А-а… Олег… Вхо­ди­те. Са­ди­тесь. Я сей­час…

Олег. Какая у вас биб­лио­те­ка хо­ро­шая…

Юлия Ми­хай­лов­на. А вы не были у меня разве? Так себе. Ни­че­го. Ой, уста­ла пе­ча­тать.

Олег. Много ра­бо­ты?

Юлия Ми­хай­лов­на. Я книгу сей­час за­кан­чи­ваю. Первую… Вол­ну­юсь ужас­но.

Олег. А что за книга?

Юлия Ми­хай­лов­на. «Рас­ска­зы из ис­то­рии». Вы что ма­я­чи­те, Олег? Са­ди­тесь.

Олег. У вас дела… Я вас за­дер­жи­ваю…

Юлия Ми­хай­лов­на. Нет, нет, Олег. Если толь­ко вы спе­ши­те… Я как при­ш­ла  — три часа пе­ча­та­ла. От­дох­нуть надо… Са­ди­тесь по­си­ди­те. По­треп­лем­ся. Хо­ти­те пе­че­нья? Бе­ри­те, не стес­няй­тесь.

Олег. Мне не­лов­ко как-то… Вдруг я вас за­дер­жи­ваю… Я ведь толь­ко за кни­гой…

Юлия Ми­хай­лов­на. Вот ваша книга. А через пять минут я вас и <…> вы­го­ню. У меня ра­бо­ты  — не­по­ча­тый край.

Олег. Мне у вас нра­вит­ся… Столь­ко книг… Бу­ма­ги… Ма­шин­ка пи­шу­щая… Не­обыч­но…

Юлия Ми­хай­лов­на. Вы хо­ти­те ска­зать  — для жен­щи­ны не­обыч­но. А я, зна­е­те ли, Олег, лет до трид­ца­ти ду­ра­ка ва­ля­ла. А вот сей­час опом­ни­лась  — хо­чет­ся упу­щен­ное на­вер­стать. У вас зав­тра по­след­ний эк­за­мен?

Олег. Да.

Юлия Ми­хай­лов­на. И куда вы?

Олег. На физ­фак буду по­сту­пать. Ну и шах­ма­ты…

Юлия Ми­хай­лов­на. Ой, гос­по­ди, Олег! Вам хо­ро­шо. Вы зна­е­те, что де­лать бу­де­те. А я в ваши годы дура дурой была… Столь­ко вре­ме­ни по­те­ря­ла… Жуть!

(По А. Н. Ка­зан­це­ву)

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки фраг­мен­та тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Ре­пли­ки Юлии Ми­хай­лов­ны от­но­сят­ся к на­уч­но­му стилю и со­дер­жат тер­ми­ны (на­вер­стать, эк­за­мен), точ­ное на­зва­ние про­из­ве­де­ния («Рас­ска­зы из ис­то­рии») и ввод­ные кон­струк­ции (вы хо­ти­те ска­зать, зна­е­те ли), поз­во­ля­ю­щие ло­гич­но вы­стро­ить си­сте­му на­уч­ной ар­гу­мен­та­ции.

2)  Речь Олега, от­но­ся­ща­я­ся к офи­ци­аль­но-де­ло­во­му стилю, от­ли­ча­ет­ся, с одной сто­ро­ны, от­сут­стви­ем слов в пе­ре­нос­ном зна­че­нии, экс­прес­сив­ной и оце­ноч­ной лек­си­ки, а с дру­гой  — ис­поль­зо­ва­ни­ем стан­дар­ти­зи­ро­ван­ных обо­ро­тов (У вас дела… Я вас за­дер­жи­ваю…).

3)  Бе­се­да Олега и Юлии Ми­хай­лов­ны про­хо­дит в форме диа­ло­га (У вас зав­тра по­след­ний эк­за­мен?  — Да.  — И куда вы?  — На физ­фак буду по­сту­пать. Ну и шах­ма­ты…).

4)  Юлия Ми­хай­лов­на в своей речи, от­ли­ча­ю­щей­ся эмо­ци­о­наль­но­стью, ис­поль­зу­ет раз­го­вор­ную и про­сто­реч­ную лек­си­ку (так себе, ма­я­чи­те, по­треп­лем­ся, не­по­ча­тый край, ду­ра­ка ва­ля­ла), вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния (Ой, гос­по­ди, Олег! Жуть!).

5)  Речь со­бе­сед­ни­ков со­дер­жит раз­но­об­раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, среди ко­то­рых пред­ло­же­ния рас­про­странённые (Можно? Вхо­ди­те. Са­ди­тесь. Бу­ма­ги… Не­обыч­но…) и не­рас­про­странённые (Вот ваша книга. Вам хо­ро­шо.), пред­ло­же­ния про­стые (Вы зна­е­те, что де­лать бу­де­те.) и слож­ные (Если толь­ко вы спе­ши­те…).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Текст от­но­сит­ся к раз­го­вор­но­му стилю. Его форма  — диа­лог.

1)  Ре­пли­ки Юлии Ми­хай­лов­ны от­но­сят­ся к на­уч­но­му стилю и со­дер­жат тер­ми­ны (на­вер­стать, эк­за­мен), точ­ное на­зва­ние про­из­ве­де­ния («Рас­ска­зы из ис­то­рии») и ввод­ные кон­струк­ции (вы хо­ти­те ска­зать, зна­е­те ли), поз­во­ля­ю­щие ло­гич­но вы­стро­ить си­сте­му на­уч­ной ар­гу­мен­та­ции.  — Не­вер­но.

2)  Речь Олега, от­но­ся­ща­я­ся к офи­ци­аль­но-де­ло­во­му стилю, от­ли­ча­ет­ся, с одной сто­ро­ны, от­сут­стви­ем слов в пе­ре­нос­ном зна­че­нии, экс­прес­сив­ной и оце­ноч­ной лек­си­ки, а с дру­гой  — ис­поль­зо­ва­ни­ем стан­дар­ти­зи­ро­ван­ных обо­ро­тов (У вас дела… Я вас за­дер­жи­ваю…).  — Не­вер­но.

3)  Бе­се­да Олега и Юлии Ми­хай­лов­ны про­хо­дит в форме диа­ло­га (У вас зав­тра по­след­ний эк­за­мен?  — Да.  — И куда вы?  — На физ­фак буду по­сту­пать. Ну и шах­ма­ты…).  — Верно.

4)  Юлия Ми­хай­лов­на в своей речи, от­ли­ча­ю­щей­ся эмо­ци­о­наль­но­стью, ис­поль­зу­ет раз­го­вор­ную и про­сто­реч­ную лек­си­ку (так себе, ма­я­чи­те, по­треп­лем­ся, не­по­ча­тый край, ду­ра­ка ва­ля­ла), вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния (Ой, гос­по­ди, Олег! Жуть!).  — Верно.

5)  Речь со­бе­сед­ни­ков со­дер­жит раз­но­об­раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, среди ко­то­рых пред­ло­же­ния рас­про­странённые (Можно? Вхо­ди­те. Са­ди­тесь. Бу­ма­ги… Не­обыч­но…) и не­рас­про­странённые (Вот ваша книга. Вам хо­ро­шо.), пред­ло­же­ния про­стые (Вы зна­е­те, что де­лать бу­де­те.) и слож­ные (Если толь­ко вы спе­ши­те…).  — Не­вер­но, так как все при­ведённые ха­рак­те­ри­сти­ки оши­боч­ны..

 

Ответ: 34.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 26.03.2024. До­сроч­ная волна
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 3 ЕГЭ. Сти­ли­сти­че­ский ана­лиз тек­стов раз­лич­ных функ­ци­о­наль­ных раз­но­вид­но­стей языка

За­да­ние 3 ЕГЭ : СТИ­ЛИ­СТИ­ЧЕ­СКИЙ АНА­ЛИЗ ТЕК­СТА.

 

Эле­мен­ты со­дер­жа­ния, про­ве­ря­е­мые этим за­да­ни­ем эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты (по ко­ди­фи­ка­то­ру 2024-25 уч. года)

 

2.1 Раз­го­вор­ная речь, сферы её ис­поль­зо­ва­ния, на­зна­че­ние. Ос­нов­ные при­зна­ки раз­го­вор­ной речи: не­офи­ци­аль­ность, экс­прес­сив­ность, не­под­го­тов­лен­ность, пре­иму­ще­ствен­но диа­ло­ги­че­ская форма. Фо­не­ти­че­ские, ин­то­на­ци­он­ные, лек­си­че­ские, мор­фо­ло­ги­че­ские, син­так­си­че­ские осо­бен­но­сти раз­го­вор­ной речи. Ос­нов­ные жанры раз­го­вор­ной речи: уст­ный рас­сказ, бе­се­да, спор и дру­гие.

2.2 На­уч­ный стиль, сферы его ис­поль­зо­ва­ния, на­зна­че­ние. Ос­нов­ные при­зна­ки на­уч­но­го стиля: от­влечённость, ло­гич­ность, точ­ность, объ­ек­тив­ность. Лек­си­че­ские, мор­фо­ло­ги­че­ские, син­так­си­че­ские осо­бен­но­сти на­уч­но­го стиля. Ос­нов­ные под­сти­ли на­уч­но­го стиля. Ос­нов­ные жанры на­уч­но­го стиля: мо­но­гра­фия, дис­сер­та­ция, на­уч­ная ста­тья, ре­фе­рат, сло­варь, спра­воч­ник, учеб­ник и учеб­ное по­со­бие, лек­ция, до­клад и дру­гие.

2.3 Офи­ци­аль­но-де­ло­вой стиль, сферы его ис­поль­зо­ва­ния, на­зна­че­ние. Ос­нов­ные при­зна­ки офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля: точ­ность, стан­дар­ти­зи­ро­ван­ность, сте­рео­тип­ность. Лек­си­че­ские, мор­фо­ло­ги­че­ские, син­так­си­че­ские осо­бен­но­сти офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля. Ос­нов­ные жанры офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля: закон, устав, при­каз; рас­пис­ка, за­яв­ле­ние, до­ве­рен­ность; ав­то­био­гра­фия, ха­рак­те­ри­сти­ка, ре­зю­ме и дру­гие.

2.4 Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль, сферы его ис­поль­зо­ва­ния, на­зна­че­ние. Ос­нов­ные при­зна­ки пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля: экс­прес­сив­ность, при­зыв­ность, оце­ноч­ность. Лек­си­че­ские, мор­фо­ло­ги­че­ские, син­так­си­че­ские осо­бен­но­сти пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля. Ос­нов­ные жанры пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля: за­мет­ка, ста­тья, ре­пор­таж, очерк, эссе, ин­тер­вью

2.5 Язык ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры и его от­ли­чие от дру­гих функ­ци­о­наль­ных раз­но­вид­но­стей языка. Ос­нов­ные при­зна­ки ху­до­же­ствен­ной речи: об­раз­ность, ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств, язы­ко­вых средств дру­гих функ­ци­о­наль­ных раз­но­вид­но­стей языка.

 

Не­об­хо­ди­мые для вы­пол­не­ния за­да­ния ма­те­ри­а­лы в «Спра­воч­ни­ке»:

 

Усло­вие (за­да­ние банка ФИПИ):

Ука­жи­те все ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки фраг­мен­та тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  За­да­чей ав­то­ра тек­ста яв­ля­ет­ся не толь­ко со­об­ще­ние све­де­ний о жизни и твор­че­стве вы­да­ю­ще­го­ся рус­ско­го лек­си­ко­гра­фа В. И. Даля, но и воз­дей­ствие на мысли и чув­ства чи­та­те­лей, что до­сти­га­ет­ся по­сред­ством оли­це­тво­ре­ния (слова на­чи­на­ют го­во­рить, улы­бать­ся, рез­вить­ся) и развёрну­той ме­та­фо­ры (Его сло­варь  — это не склад, где тихо и мирно пы­лят­ся слова; от­крой его  — и они на­чи­на­ют ожи­вать, дви­гать­ся, тя­нуть за собой мно­го­чис­лен­ную родню.).

2)  Автор ис­поль­зу­ет ци­ти­ро­ва­ние и при­во­дит ко­ли­че­ствен­ные дан­ные (около двух­сот тысяч слов), что уси­ли­ва­ет убе­ди­тель­ность тек­ста.

3)  Вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние (Как хо­ро­шо он знает его на­ту­ру!) и лек­си­че­ский по­втор (Он умеет мыс­лить его го­ло­вою, ви­деть его гла­за­ми, го­во­рить его язы­ком.) при­да­ют сло­вам Бе­лин­ско­го вы­ра­зи­тель­ность.

4)  Офи­ци­аль­но-де­ло­вой стиль, к ко­то­ро­му при­над­ле­жит текст, обу­слов­ли­ва­ет ча­стот­ность упо­треб­ле­ния в нём без­лич­ных кон­струк­ций.

5)  Смыс­ло­вая точ­ность тек­ста, на­пи­сан­но­го в на­уч­ном стиле, до­сти­га­ет­ся упо­треб­ле­ни­ем слов в их пря­мом зна­че­нии (сво­е­му де­ти­щу... Даль отдал пол­ве­ка своей жизни) и вве­де­ни­ем в текст боль­шо­го ко­ли­че­ства тер­ми­нов (в корню, в... стерж­не).

Ре­ше­ние: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=50640

 

Ком­мен­та­рий:

За­да­ние 3 пред­по­ла­га­ет поиск вер­ных ха­рак­те­ри­стик мик­ро­тек­ста и про­ве­ря­ет уме­ние про­во­дить сти­ли­сти­че­ский ана­лиз тек­стов раз­лич­ных функ­ци­о­наль­ных раз­но­вид­но­стей языка. Это за­да­ние по­вы­шен­но­го уров­ня слож­но­сти, так как эк­за­ме­ну­е­мый дол­жен по­ка­зать зна­ние прак­ти­че­ски всех раз­де­лов рус­ско­го языка.

От­ве­том могут быть 2, 3 или 4 цифры.

 

В 2024 году к за­да­нию 3 ФИПИ опуб­ли­ко­вал сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

 

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния 3 ре­ко­мен­ду­ем ори­ен­ти­ро­вать­ся на ос­нов­ные при­зна­ки функ­ци­о­наль­ных раз­но­вид­но­стей рус­ско­го языка.

 

Раз­го­вор­ная речь вы­ра­жа­ет­ся в пись­мен­ной и уст­ной фор­мах. Цель ее  — об­ще­ние. Сфера раз­го­вор­ной речи  — бе­се­да со зна­ко­мы­ми лю­дь­ми в не­офи­ци­аль­ной об­ста­нов­ке.

Ре­че­вая си­ту­а­ция от­ли­ча­ет­ся есте­ствен­но­стью и про­сто­той, со­бе­сед­ни­ки не за­ду­мы­ва­ют­ся над стро­е­ни­ем вы­ска­зы­ва­ний и их лек­си­че­ским на­пол­не­ни­ем. В этой функ­ци­о­наль­ной раз­но­вид­но­сти языка ярко про­яв­ля­ет­ся ха­рак­тер от­но­ше­ний между со­бе­сед­ни­ка­ми.

Раз­го­вор­ная речь до­пус­ка­ет слова и вы­ра­же­ния, при­да­ю­щие об­ще­нию не­при­нуждённую то­наль­ность; часто встре­ча­ют­ся вы­ра­зи­тель­ные слова и со­че­та­ния слов, ко­то­рые в тол­ко­вых сло­ва­рях оце­ни­ва­ют­ся по­мет­кой «разг.».

В раз­го­вор­ной речи часто ис­поль­зу­ют­ся слова с суф­фик­са­ми оцен­ки, осо­бен­но с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми: све­чеч­ка, свеч­ка (ней­траль­ное свеча), око­шеч­ко, окош­ко (ней­траль­ное окно) и т.д.

Для раз­го­вор­ной речи ха­рак­тер­ны про­стые пред­ло­же­ния, диа­ло­ги­че­ская форма речи, об­ра­ще­ния, пре­рван­ные (не­до­го­ворённые) пред­ло­же­ния, раз­лич­но­го рода встав­ки.

Со­дер­жа­ние раз­го­вор­ной речи, зву­ча­щей при не­по­сред­ствен­ном об­ще­нии, вос­пол­ня­ет­ся об­ста­нов­кой речи. По­это­му раз­го­вор­ной речи при­су­щи не­пол­ные пред­ло­же­ния: в них на­хо­дит вы­ра­же­ние лишь то, что до­пол­ня­ет ре­пли­ки со­бе­сед­ни­ка новой ин­фор­ма­ци­ей, раз­ви­ва­ю­щей тему речи.

 

На­уч­ный стиль об­слу­жи­ва­ет сферу науки. Цель  — со­об­ще­ние, на­уч­ная ин­фор­ма­ция о при­ро­де, че­ло­ве­ке, об об­ще­стве. На­уч­ным сти­лем пишут мо­но­гра­фии, учеб­ни­ки, ста­тьи на на­уч­ные темы и т.д.

На­уч­ный стиль наи­бо­лее ярко про­яв­ля­ет­ся в пись­мен­ной форме речи.

Для на­уч­но­го стиля речи ха­рак­тер­но:

  • в лек­си­ке  — упо­треб­ле­ние тер­ми­нов и аб­стракт­ных слов; пол­но­стью ис­клю­че­на эмо­ци­о­наль­ная лек­си­ка, фра­зео­ло­гиз­мы раз­го­вор­но­го ха­рак­те­ра и т.д.;
  • в мор­фо­ло­гии  — ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных, при­ча­стий

    и де­е­при­ча­стий; пре­об­ла­да­ние ро­ди­тель­но­го и име­ни­тель­но­го па­де­жей имени су­ще­стви­тель­но­го, гла­голь­ных форм на­сто­я­ще­го вре­ме­ни 3-го лица и др.;

  • в син­так­си­се  — упо­треб­ле­ние слож­ных пред­ло­же­ний, в том числе мно­го­ком­по­нент­ных, и др.

На­уч­ный стиль дол­жен обес­пе­чить яс­ность, точ­ность, ло­гич­ность и до­ка­за­тель­ность из­ло­же­ния.

 

Офи­ци­аль­но-де­ло­вой стиль об­слу­жи­ва­ет де­я­тель­ность го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний.

Все по­ста­нов­ле­ния, за­ко­ны, до­го­во­ры, про­то­ко­лы, за­яв­ле­ния и т.д. со­став­ля­ют­ся на ос­но­ве офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля.

Ре­че­вая си­ту­а­ция  — офи­ци­аль­ная об­ста­нов­ка го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний.

Для офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля ха­рак­тер­ны свои тер­ми­ны (по­ста­нов­ле­ние, про­то­кол, ре­зо­лю­ция и т.д.) и устой­чи­вые со­че­та­ния (при­нять ре­ше­ние, счи­тать не­дей­стви­тель­ным, сле­ду­ет ука­зать, сле­ду­ет иметь в виду и т.д.).

В офи­ци­аль­но-де­ло­вой речи не упо­треб­ля­ет­ся эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ная лек­си­ка.

 

Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль ха­рак­те­рен для пе­ри­о­ди­че­ской пе­ча­ти (газет, жур­на­лов и др.), ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­ских книг и ста­тей, для вы­ступ­ле­ний на об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские темы в какой-либо ауди­то­рии при не­по­сред­ствен­ном кон­так­те с ад­ре­са­та­ми речи, а также для вы­ступ­ле­ний по радио, те­ле­ви­де­нию и т.д.

Ре­че­вая си­ту­а­ция  — офи­ци­аль­ная. Ос­нов­ная за­да­ча  — воз­дей­ствие на ад­ре­са­та с целью

по­бу­дить его к дей­ствию, раз­мыш­ле­ни­ям и т.д. Ос­нов­ные темы  — об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские и мо­раль­но-эти­че­ские.

Есте­ствен­но, что в вы­ступ­ле­ни­ях на об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские темы много со­от­вет­ству­ю­щей лек­си­ки и спе­ци­фи­че­ских фра­зео­ло­гиз­мов: об­ще­ство, де­ба­ты, пар­ла­мент, жёсткие меры, со­ци­аль­ный взрыв, сто­ять на стра­же и т.д.

В целях воз­дей­ствия на ад­ре­са­та речи в пуб­ли­ци­сти­ке ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся слова и вы­ра­же­ния, име­ю­щие по­ло­жи­тель­но-оце­ноч­ную (доб­лест­ный, за­ме­ча­тель­ный и т.д.) или от­ри­ца­тель­но-оце­ноч­ную окрас­ку (лжи­вое че­ло­ве­ко­лю­бие, мо­лод­чи­ки, жёлтая прес­са и т.д.).

Пуб­ли­ци­сти­че­ская речь в вы­бо­ре язы­ко­вых средств более сво­бод­на, чем на­уч­ная и офи­ци­аль­но-де­ло­вая. В пуб­ли­ци­сти­ке умест­ны по­сло­ви­цы, кры­ла­тые вы­ра­же­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ные сред­ства (срав­не­ния, ме­та­фо­ры и др.), раз­го­вор­ная лек­си­ка и проч.

Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ши­ро­ким упо­треб­ле­ни­ем во­про­си­тель­ных (часто ри­то­ри­че­ских во­про­сов) и вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ний, на­ли­чи­ем об­ра­ще­ний и проч.

 

Язык ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры (прозы и по­э­зии). Цели  — со­об­ще­ние опре­делённой ин­фор­ма­ции и эмо­ци­о­наль­но-эс­те­ти­че­ское воз­дей­ствие на чи­та­те­ля.

В про­из­ве­де­ни­ях пи­са­те­ли и поэты по­вест­ву­ют о жизни на­ро­да, рас­кры­ва­ют ду­хов­ный мир ге­ро­ев, пе­ре­да­ют свое­об­ра­зие их речи, со­зда­ют яркие кар­ти­ны род­ной при­ро­ды.

В ху­до­же­ствен­ной речи ши­ро­ко упо­треб­ля­ет­ся об­раз­ная (жи­во­пи­су­ю­щая), экс­прес­сив­ная (вы­ра­зи­тель­ная) и эмо­ци­о­наль­ная лек­си­ка и фра­зео­ло­гия.

Язык ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры от­ли­ча­ет­ся раз­но­пла­но­во­стью, сти­ли­сти­че­ским мно­го­цве­ти­ем. В ху­до­же­ствен­ную речь легко про­ни­ка­ют эле­мен­ты дру­гих сти­лей, если они не­об­хо­ди­мы для ре­а­ли­за­ции опре­делённых целей и задач. Так, для вос­со­зда­ния ис­то­ри­че­ской эпохи пи­са­те­ли ис­поль­зу­ют ис­то­риз­мы (или ар­ха­из­мы), для опи­са­ния жизни людей какой-либо мест­но­сти  — диа­лек­тиз­мы и т.д.

 

Ком­мен­та­рий РЕШУ: по­дроб­ное опи­са­ние сти­лей, со­став­лен­ное РЕ­ШУ­ЕГЭ, можно уви­деть по ссыл­ке Стили речи

 

Ре­ко­мен­да­ции ФИПИ по вы­пол­не­нию за­да­ния и ком­мен­та­рий РЕ­ШУ­ЕГЭ.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! От­гла­голь­ные имена су­ще­стви­тель­ные  — это имена су­ще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие опред­ме­чен­ное дей­ствие (со­сто­я­ние, про­цесс), то есть пред­став­ля­ю­щие его в от­влечённом смыс­ле. Есть ши­ро­кое и узкое по­ни­ма­ние тер­ми­на «от­гла­голь­ные су­ще­стви­тель­ные». Узкое по­ни­ма­ние (оно более при­выч­ное, тра­ди­ци­он­ное) за­клю­ча­ет­ся в том, что под от­гла­голь­ны­ми име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми под­ра­зу­ме­ва­ют­ся толь­ко имена су­ще­стви­тель­ные, не­по­сред­ствен­но об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов: ре­ше­ние, выход и др.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! При вы­пол­не­нии за­да­ния 3 ЕГЭ по рус­ско­му языку форма числа упо­треб­ля­е­мых в утвер­жде­ни­ях слов не яв­ля­ет­ся опре­де­ля­ю­щей при вы­бо­ре пра­виль­но­го от­ве­та. Важны со­дер­жа­ние утвер­жде­ний, а также со­от­вет­ствие при­во­ди­мых при­ме­ров вы­дви­га­е­мым те­зи­сам. На­при­мер: «Вы­ра­зи­тель­ность тек­ста обес­пе­чи­ва­ет­ся син­так­си­че­ски­ми сред­ства­ми и приёмами, среди ко­то­рых  — ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, ин­вер­сия, ввод­ные слова»; «Обобщённо-аб­стракт­ный ха­рак­тер речи ав­то­ра обу­слав­ли­ва­ет упо­треб­ле­ние сле­ду­ю­щих типов син­так­си­че­ских кон­струк­ций: не­опре­делённо-лич­ных и без­лич­ных пред­ло­же­ний, а также встав­ной кон­струк­ции».

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Само на­ли­чие при­ме­ров в мик­ро­тек­сте не под­вер­га­ет­ся со­мне­нию. Од­на­ко пред­став­лен­ные при­ме­ры могут не со­от­вет­ство­вать за­яв­лен­но­му в утвер­жде­нии те­зи­су. В таком слу­чае дан­ное утвер­жде­ние не яв­ля­ет­ся пра­виль­ным от­ве­том.

 

Ком­мен­та­рий РЕШУ: утвер­жде­ние может быть не­пра­виль­ным в раз­лич­ных слу­ча­ях:

  • если ха­рак­те­ри­сти­ка слова или син­так­си­че­ской еди­ни­цы в утвер­жде­нии не­вер­ная. На­при­мер, на­пи­са­но, что гла­го­лы уско­рить и при­бег­нуть не­со­вер­шен­но­го вида, хотя они со­вер­шен­но­го; или ука­за­но, что мгно­вен­ная (вспыш­ка)  — эпи­тет, хотя текст на­уч­ный; или лич­ное ме­сто­име­ние «мы», упо­треб­ля­е­мое в любом стиле, будет от­ме­че­но как к обобщённое ме­сто­име­ние «мы», ха­рак­тер­ное для на­уч­но­го стиля; или будет не­вер­но ука­зан тип кон­крет­ных пред­ло­же­ний, на­при­мер, вме­сто слож­ных  — про­стые и т.д.
  • если роль ука­зан­ных еди­ниц языка опре­де­ле­на не­вер­но. На­при­мер, не­вер­ным будет утвер­жде­ние «Ряды од­но­род­ных чле­нов, ввод­ные слова и встав­ные кон­струк­ции слу­жат для при­вле­че­ния вни­ма­ния и слу­жат сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти.», если текст от­но­сит­ся к офи­ци­аль­но-де­ло­во­му стилю; или: «Автор при­бе­га­ет к приёму ци­ти­ро­ва­ния, чтобы сде­лать текст более эмо­ци­о­наль­ным.» (текст при этом на­уч­ный!)
  • если в тек­сте по его сти­ле­вой при­над­леж­но­сти не может быть ука­зан­ных еди­ниц, на­при­мер, эпи­те­тов и иных укра­ше­ний в де­ло­вом, на­уч­ном стиле; изоби­лия слож­ных, мно­го­ком­по­нент­ных пред­ло­же­ний в раз­го­вор­ной речи. На­при­мер, утвер­жде­ние «Автор часто при­бе­га­ет к пар­цел­ля­ции, ис­поль­зу­ет не­пол­ные пред­ло­же­ния.», будет не­вер­ным, если текст на­уч­но­го или офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля (в таком слу­чае ука­зан­ных еди­ниц и быть не может в тек­сте)

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! По от­дель­ным пред­ло­же­ни­ям мик­ро­тек­ста нель­зя опре­де­лять его сти­ле­вую при­над­леж­ность. Не­об­хо­ди­мо вос­при­я­тие мик­ро­тек­ста це­ли­ком, по­ни­ма­ние его ад­ре­са­та, на­ме­ре­ний ав­то­ра и т. д. Имен­но это по­мо­га­ет чётко раз­гра­ни­чить, на­при­мер, на­уч­ный и пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль. Гра­ни­ца между этими сти­ля­ми часто не пред­став­ля­ет­ся фик­си­ро­ван­ной. В ре­аль­ной ре­че­вой прак­ти­ке встре­ча­ют­ся тек­сты, име­ю­щие при­зна­ки и того, и дру­го­го стиля. Од­на­ко в рам­ках ЕГЭ по рус­ско­му языку от­би­ра­ют­ся тек­сты с более ярко вы­ра­жен­ны­ми сти­ле­вы­ми при­зна­ка­ми.

 

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния дол­жен быть таким:

 

1. Чи­та­ем вни­ма­тель­но текст за­да­ния, чтобы по­нять с какой целью он на­пи­сан. Вы­учить на­зу­бок:

На­уч­ный — функ­ция со­об­ще­ния на­уч­ной ин­фор­ма­ции.

Пуб­ли­ци­сти­че­ский — функ­ция воз­дей­ствия.

Офи­ци­аль­но-де­ло­вой — функ­ция со­об­ще­ния пра­вил, за­ко­нов и др.

Стиль ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры — функ­ция воз­дей­ствия через ху­до­же­ствен­ный образ.

Раз­го­вор­ный — функ­ция об­ще­ния.

2. На­хо­дим среди утвер­жде­ний те, ко­то­рые точно со­от­вет­ству­ют стилю.

3. Ана­ли­зи­ру­ем утвер­жде­ния, в ко­то­рых нет пря­мых от­сы­лок к уже опре­делённому стилю. Среди них будут вер­ные и не­вер­ные.

4. Тща­тель­но про­ве­ря­ем, пра­виль­но ли ука­за­на роль и точна ли ха­рак­те­ри­сти­ка самих средств, ука­зан­ных в те­зи­се.

5. Но­ме­ра пред­ло­же­ний с вер­ны­ми утвер­жде­ни­я­ми за­пи­сы­ва­ем в ответ.

1
Тип 1 № 54086
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те опре­де­ли­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в две­на­дца­том (12) аб­за­це тек­ста. За­пи­ши­те это ме­сто­име­ние.


2
Тип 2 № 54087
i

В тек­сте вы­де­ле­но пять слов. Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  ПЕ­ЧА­ТАТЬ. Вос­про­из­во­дить какой-либо текст с по­мо­щью спе­ци­аль­ных ап­па­ра­тов. П. до­клад на ма­шин­ке. П. на пи­шу­щей ма­шин­ке без оши­бок.

2)  РА­БО­ТА. Ка­че­ство, спо­соб ис­пол­не­ния. То­пор­ная, гру­бая р. Вещь пре­вос­ход­ной ра­бо­ты. Часы ста­рин­ной ра­бо­ты.

3)  ОПОМ­НИТЬ­СЯ. То же, что оду­мать­ся: по­ду­мав, пе­ре­ме­нить на­ме­ре­ние, поняв его оши­боч­ность. О. в по­след­нюю ми­ну­ту. Опом­нись, пока не позд­но. Что ты де­ла­ешь, опом­нись!

4)  ПО­СТУ­ПАТЬ. (1-е и 2-е л. не употр.). О по­сы­ла­е­мом, со­об­ща­е­мом, пе­ре­да­ва­е­мом: до­хо­дить, при­бы­вать по на­зна­че­нию. В ко­мис­сию по­сту­па­ет мно­же­ство за­яв­ле­ний. Новые книги по­сту­па­ют в про­да­жу.

5)  ПО­ТЕ­РЯТЬ. По­тра­тить, из­рас­хо­до­вать не­це­ле­со­об­раз­но. П. часы, дни.