Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 2 № 59667
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 1–3.

В Рос­сию пришёл Пуш­кин­ский празд­ник... Время не­умо­ли­мо, но Алек­сандр Сер­ге­е­вич, как и сама Рос­сия, был, есть и будет нашей ду­хов­ной сущ­но­стью на все вре­ме­на. Думаю, что для поэта, жи­ву­ще­го вне вре­ме­ни, не было при­выч­но­го нам по­ня­тия про­шло­го и бу­ду­ще­го: про­шлое жило в нём, в на­сто­я­щем жил он сам, бу­ду­щее про­зре­вал его гений.

Пуш­кин для нас есть сама Рос­сия, сама рус­ская душа  — за­га­доч­ная и не­по­нят­ная. Он искал на­ци­о­наль­ный ха­рак­тер, про­зре­вая бу­ду­щее. В его сти­хо­тво­ре­нии «Стран­ник» уди­ви­тель­ным и не­по­сти­жи­мым об­ра­зом

уга­ды­ва­ет­ся ха­рак­тер Льва Ни­ко­ла­е­ви­ча Тол­сто­го, по­яв­ле­ние ко­то­ро­го Пуш­кин пред­чув­ство­вал. Слу­чай­ность? Сов­па­де­ние? Нет! Это ге­ни­аль­ное про­зре­ние.

Пуш­кин  — яв­ле­ние на­ци­о­наль­ное ми­ро­во­го мас­шта­ба. Языки, судь­бы и ха­рак­те­ры на­ро­дов по­доб­ны рекам, опо­я­сы­ва­ю­щим пла­не­ту. Пуш­кин мог войти в любую из этих рек, не рас­сы­па­ясь по дну мел­кой галь­кой,

а рас­тво­рив­шись в реке, <…> ста­но­вил­ся все­лен­ским по­то­ком. Он ни­ко­гда не был за гра­ни­цей. Но в нём текла ис­пан­ская кровь, когда он жил стра­стью Дон Жуана и муд­ро­стью Ле­по­рел­ло. Вме­сте с Мо­цар­том он слу­шал сле­по­го скри­па­ча в трак­ти­ре в Вене. Стра­дал на пиру во время чумы, охва­тив­шей Ев­ро­пу.

Народ у поэта без­молв­ству­ет. Он без­молв­ству­ет, по­то­му что отдал своё слово, свой язык и ха­рак­тер сво­е­му гению. Хра­нить Пуш­ки­на  — зна­чит со­хра­нять рус­ский народ.

Пуш­кин  — серд­це Рос­сии. И пока бьётся это серд­це, Рос­сия жива и не­по­бе­ди­ма!

 

(По К.В. Сквор­цо­ву)

В тек­сте вы­де­ле­но пять слов. Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  ПРИЙ­ТИ. До­стичь чего-либо путём каких-либо уси­лий, дей­ствий.. Прий­ти к со­гла­ше­нию

2)  ДУ­ХОВ­НЫЙ. Такой, ко­то­рый от­но­сит­ся к ре­ли­гии, церк­ви, свя­зан­ный

с ними. Ду­хов­ная му­зы­ка. Свет­ская и ду­хов­ная ли­те­ра­ту­ра.

3)  ХА­РАК­ТЕР. Твёрдая, силь­ная воля, упор­ство в до­сти­же­нии чего-либо. У меня есть ха­рак­тер. Без ха­рак­те­ра кто-либо (о без­воль­ном че­ло­ве­ке). У него на­сто­я­щий ха­рак­тер.

4)  ПРО­ЗРЕ­НИЕ. Вне­зап­ное про­свет­ле­ние мысли. На­сту­пи­ло про­зре­ние.

5)  КРОВЬ. Про­ис­хож­де­ние. Она ка­зач­ка по крови. Кто-либо дво­рян­ской крови. Кровь (какая, чья) течёт в ком-либо (о на­ци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Зна­че­ние слова в тек­сте со­от­вет­ству­ет при­ведённому в усло­вии в ва­ри­ан­тах 4 и 5.

Ука­жем зна­че­ния дру­гих слов.

 

1.  ПРИЙ­ТИ в тек­сте: «В Рос­сию пришёл Пуш­кин­ский празд­ник…», то есть «на­сту­пил, явил­ся, по­явил­ся» (как: «при­ш­ла весна», «пришёл празд­ник»), а не «до­стичь чего‑то уси­ли­я­ми» («прий­ти к со­гла­ше­нию»).

2.  ДУ­ХОВ­НЫЙ В усло­вии: «цер­ков­ный, ре­ли­ги­оз­ный». В тек­сте: «нашей ду­хов­ной сущ­но­стью», то есть от­но­ся­щий­ся к внут­рен­не­му миру, к духу, к нрав­ствен­ной сфере (не к церк­ви).

3.  ХА­РАК­ТЕР В усло­вии: «твёрдая воля, упор­ство». В тек­сте: «на­ци­о­наль­ный ха­рак­тер», «ха­рак­тер Л. Н. Тол­сто­го», «ха­рак­те­ры на­ро­дов», то есть со­во­куп­ность устой­чи­вых свойств, облик, свое­об­ра­зие лич­но­сти/на­ро­да.

 

Ответ: 45.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2026 по рус­ско­му языку
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 2 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова

Это за­да­ние на­це­ле­но на вы­яв­ле­ние на­вы­ка опре­де­лять из кон­тек­ста, какое из лек­си­че­ских зна­че­ний слова ис­поль­зу­ет­ся в тек­сте.

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — его со­дер­жа­ние, со­от­не­сен­ность с пред­ме­том или яв­ле­ни­ем дей­стви­тель­но­сти. В за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства лек­си­че­ских зна­че­ний слово может быть од­но­знач­ным (одно лек­си­че­ское зна­че­ние) или мно­го­знач­ным (два или более лек­си­че­ских зна­че­ний).

 

Кон­текст — за­кон­чен­ный от­ры­вок тек­ста, общий смысл ко­то­ро­го поз­во­ля­ет уточ­нить зна­че­ние вхо­дя­щих в него от­дель­ных слов и пред­ло­же­ний.

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст и фраг­мен­ты сло­вар­ных ста­тей. Пом­ни­те, что зна­че­ние слова верно можно опре­де­лить толь­ко в кон­тек­сте кон­крет­но­го пред­ло­же­ния. От­бра­сы­вай­те те зна­че­ния, ко­то­рые оче­вид­но не со­от­вет­ству­ют теме тек­ста. Чтобы про­ве­рить вы­бран­ный ва­ри­ант, под­ставь­те в текст опре­де­ле­ние, ис­поль­зо­ван­ное в тол­ко­ва­нии.

1
Тип 1 № 59666
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те опре­де­ли­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) аб­за­це тек­ста. За­пи­ши­те это ме­сто­име­ние.


2
Тип 3 № 59668
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1.  Текст на­пи­сан в на­уч­ном стиле; цель ав­то­ра  — по­ка­зать но­виз­ну, осо­бен­но­сти твор­че­ской ма­не­ры А. С. Пуш­ки­на.

2.  Жанр тек­ста  — на­уч­ный до­клад, в ко­то­ром для ана­ли­за про­бле­мы ис­поль­зо­ва­ны тща­тель­но ото­бран­ные, кра­соч­ные при­ме­ры (факты био­гра­фии, на­зва­ния про­из­ве­де­ний, имена ге­ро­ев про­из­ве­де­ний).

3.  В тек­сте ис­поль­зу­ет­ся аб­стракт­ная лек­си­ка (сущ­ность, время).

4.  Вы­ра­зи­тель­ность тек­ста обес­пе­чи­ва­ет­ся син­так­си­че­ски­ми сред­ства­ми, среди ко­то­рых  — ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, обособ­лен­ные опре­де­ле­ния и об­сто­я­тель­ства.

5.  Срав­не­ние и развёрну­тая ме­та­фо­ра в тре­тьем (3) аб­за­це тек­ста по­ка­зы­ва­ют мас­штаб­ность и зна­чи­мость А. С. Пуш­ки­на для Рос­сии и всего мира.