Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 2 № 60235
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 1–3.

День в парке встре­ча­ет го­ро­жан шумом стро­и­тель­ных машин. Се­год­ня здесь про­ис­хо­дит на­сто­я­щее чудо  — ста­рей­ший парк го­ро­да пе­ре­жи­ва­ет вто­рое рож­де­ние.

Фун­да­мен­таль­ная ре­кон­струк­ция на­ча­лась всего месяц назад, но уже сей­час видны пер­вые ре­зуль­та­ты. На месте ста­рых, по­лу­раз­ру­шен­ных до­ро­жек по­яв­ля­ет­ся со­вре­мен­ная тро­туар­ная плит­ка, а уны­лые клум­бы пре­вра­ща­ют­ся в яркие цве­точ­ные ком­по­зи­ции.

Бри­га­да ланд­шафт­ных ди­зай­не­ров создаёт уни­каль­ный про­ект озе­ле­не­ния, ко­то­рый сде­ла­ет парк на­сто­я­щим оа­зи­сом спо­кой­ствия. По сло­вам глав­но­го ар­хи­тек­то­ра про­ек­та Алек­сандра Пет­ро­ви­ча Ива­но­ва, глав­ная за­да­ча  — со­хра­нить ис­то­ри­че­ский облик парка, до­ба­вив со­вре­мен­ные эле­мен­ты бла­го­устрой­ства.

Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся со­зда­нию зон от­ды­ха для раз­ных воз­раст­ных групп. Для детей обо­ру­ду­ют со­вре­мен­ную иг­ро­вую пло­щад­ку с без­опас­ным по­кры­ти­ем, а для по­жи­лых людей обу­стро­ят уют­ные ска­мей­ки в тени де­ре­вьев.

Мест­ные жи­те­ли с не­тер­пе­ни­ем ждут за­вер­ше­ния работ. Анна Сер­ге­ев­на, жи­тель­ни­ца со­сед­не­го дома, по­де­ли­лась сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми: «Я хо­ро­шо помню этот парк с дет­ства. И очень рада, что после дол­гих лет его на­ко­нец-то при­во­дят в по­ря­док. На­де­юсь, он ста­нет лю­би­мым ме­стом от­ды­ха для всех го­ро­жан».

За­вер­ше­ние работ за­пла­ни­ро­ва­но на конец осени, и уже сей­час можно пред­ста­вить, <...> жи­те­ли уви­дят этот объ­ект после ре­кон­струк­ции. Го­ро­жан ждёт об­новлённый парк с со­вре­мен­ной ин­фра­струк­ту­рой, где каж­дый найдёт за­ня­тие по душе. И, воз­мож­но, имен­но здесь начнётся новая ис­то­рия на­ше­го го­ро­да.

В тек­сте вы­де­ле­но пять слов. Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  ФУН­ДА­МЕН­ТАЛЬ­НЫЙ. Ле­жа­щий в ос­но­ве чего-либо; ос­но­во­по­ла­га­ю­щий. Фун­да­мен­таль­ные за­ко­ны фи­зи­ки. Фун­да­мен­таль­ные пред­став­ле­ния о про­стран­стве и вре­ме­ни.

2)  ОАЗИС. чего или какой. О том, что до­став­ля­ет удо­воль­ствие, по­ло­жи­тель­но от­ли­ча­ясь от окру­жа­ю­ще­го. Оазис добра и ве­се­лья. Оазис рус­ских тра­ди­ций.

3)  ЗОНА. чего или какая. Геогр. Пояс или по­ло­са зем­но­го шара с об­щи­ми для них при­род­ны­ми усло­ви­я­ми, фло­рой, фа­у­ной и т. п. Арк­ти­че­ская зона. Зона пу­стынь и по­лу­пу­стынь.

4)  ПО­ДЕ­ЛИТЬ­СЯ. чем с кем. Пе­ре­дать, со­об­щить кому-либо что-либо; вза­им­но об­ме­нять­ся чем-либо. По­де­лить­ся зна­ни­я­ми. По­де­лить­ся опы­том ра­бо­ты.

5)  НАЙТИ. каким и с при­дат. Прий­ти к ка­ко­му-либо вы­во­ду, за­клю­че­нию; счесть, при­знать что-либо каким-либо. Я нашла всё это очень стран­ным. Он нашёл до­во­ды убе­ди­тель­ны­ми. Док­тор нашёл, что боль­но­го нужно от­пра­вить в боль­ни­цу.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Про­ана­ли­зи­ру­ем каж­дое слово, чтобы по­нять, по­че­му под­хо­дят имен­но эти ва­ри­ан­ты.

 

1) ФУН­ДА­МЕН­ТАЛЬ­НЫЙ

  • В тек­сте: «Фун­да­мен­таль­ная ре­кон­струк­ция». Здесь это слово озна­ча­ет ос­но­ва­тель­ную, ка­пи­таль­ную, глу­бо­кую ре­кон­струк­цию, за­тра­ги­ва­ю­щую самые ос­но­вы парка.
  • В ва­ри­ан­те от­ве­та: Дано зна­че­ние «ле­жа­щий в ос­но­ве чего-либо; ос­но­во­по­ла­га­ю­щий» (при­мер: фун­да­мен­таль­ные за­ко­ны). Это зна­че­ние от­но­сит­ся к аб­стракт­ным по­ня­ти­ям, идеям, на­уч­ным прин­ци­пам, а не к фи­зи­че­ским ра­бо­там, таким как ре­монт или стро­и­тель­ство.
  • Вывод: Зна­че­ния не сов­па­да­ют. Не под­хо­дит.

2) ОАЗИС

  • В тек­сте: «...сде­ла­ет парк на­сто­я­щим оа­зи­сом спо­кой­ствия». Слово ис­поль­зу­ет­ся в пе­ре­нос­ном зна­че­нии: место, ко­то­рое при­ят­но от­ли­ча­ет­ся от окру­жа­ю­щей го­род­ской суеты, где можно от­дох­нуть.
  • В ва­ри­ан­те от­ве­та: Дано зна­че­ние «о том, что до­став­ля­ет удо­воль­ствие, по­ло­жи­тель­но от­ли­ча­ясь от окру­жа­ю­ще­го» (при­мер: оазис добра).
  • Вывод: Зна­че­ния пол­но­стью сов­па­да­ют. Это имен­но то пе­ре­нос­ное зна­че­ние, ко­то­рое ис­поль­зо­ва­но в тек­сте. Под­хо­дит.

3) ЗОНА

  • В тек­сте: «...со­зда­нию зон от­ды­ха...». Здесь «зона» озна­ча­ет уча­сток, про­стран­ство, вы­де­лен­ное для опре­делённой цели (для от­ды­ха, для игр).
  • В ва­ри­ан­те от­ве­та: Дано гео­гра­фи­че­ское зна­че­ние «пояс или по­ло­са зем­но­го шара» (при­мер: арк­ти­че­ская зона).
  • Вывод: Зна­че­ния раз­ные. В тек­сте  — не­боль­шой уча­сток в парке, в опре­де­ле­нии  — огром­ная кли­ма­ти­че­ская об­ласть. Не под­хо­дит.

4) ПО­ДЕ­ЛИТЬ­СЯ

  • В тек­сте: «...по­де­ли­лась сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми». Анна Сер­ге­ев­на рас­ска­за­ла, со­об­щи­ла о своих чув­ствах и мыс­лях.
  • В ва­ри­ан­те от­ве­та: Дано зна­че­ние «пе­ре­дать, со­об­щить кому-либо что-либо» (при­мер: по­де­лить­ся зна­ни­я­ми).
  • Вывод: Зна­че­ния пол­но­стью сов­па­да­ют. Под­хо­дит.

5) НАЙТИ

  • В тек­сте: «...где каж­дый найдёт за­ня­тие по душе». Здесь «найдёт» озна­ча­ет об­на­ру­жит, оты­щет, под­берёт для себя.
  • В ва­ри­ан­те от­ве­та: Дано зна­че­ние «прий­ти к вы­во­ду, счесть, при­знать» (при­мер: я нашла это стран­ным). Это зна­че­ние свя­за­но с фор­ми­ро­ва­ни­ем мне­ния, а не с по­ис­ком.
  • Вывод: Зна­че­ния со­вер­шен­но раз­ные. Не под­хо­дит.

 

Ответ: 24.

Источник: Стат­Град: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та 21.10.2025. Ва­ри­ант РЯ2510202
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 2 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова

Это за­да­ние на­це­ле­но на вы­яв­ле­ние на­вы­ка опре­де­лять из кон­тек­ста, какое из лек­си­че­ских зна­че­ний слова ис­поль­зу­ет­ся в тек­сте.

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — его со­дер­жа­ние, со­от­не­сен­ность с пред­ме­том или яв­ле­ни­ем дей­стви­тель­но­сти. В за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства лек­си­че­ских зна­че­ний слово может быть од­но­знач­ным (одно лек­си­че­ское зна­че­ние) или мно­го­знач­ным (два или более лек­си­че­ских зна­че­ний).

 

Кон­текст — за­кон­чен­ный от­ры­вок тек­ста, общий смысл ко­то­ро­го поз­во­ля­ет уточ­нить зна­че­ние вхо­дя­щих в него от­дель­ных слов и пред­ло­же­ний.

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст и фраг­мен­ты сло­вар­ных ста­тей. Пом­ни­те, что зна­че­ние слова верно можно опре­де­лить толь­ко в кон­тек­сте кон­крет­но­го пред­ло­же­ния. От­бра­сы­вай­те те зна­че­ния, ко­то­рые оче­вид­но не со­от­вет­ству­ют теме тек­ста. Чтобы про­ве­рить вы­бран­ный ва­ри­ант, под­ставь­те в текст опре­де­ле­ние, ис­поль­зо­ван­ное в тол­ко­ва­нии.

1
Тип 1 № 60234
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те от­но­си­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в по­след­нем аб­за­це тек­ста. За­пи­ши­те это ме­сто­име­ние.


2
Тип 3 № 60236
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Текст пред­став­ля­ет собой об­ра­зец ху­до­же­ствен­но­го стиля речи. Цель ав­то­ра  — ока­зать эмо­ци­о­наль­но-эс­те­ти­че­ское воз­дей­ствие на чи­та­те­ля, рас­крыть ду­хов­ный мир ге­ро­ев.

2)  Ком­по­зи­ция и со­дер­жа­ние тек­ста со­от­вет­ству­ют жанру очер­ка. В цен­тре вни­ма­ния ав­то­ра ока­зы­ва­ет­ся об­ще­ствен­но зна­чи­мое со­бы­тие, ко­то­рое осве­ща­ет­ся и эмо­ци­о­наль­но оце­ни­ва­ет­ся ав­то­ром, лично его на­блю­да­ю­щим.

3)  В со­от­вет­ствии с при­над­леж­но­стью тек­ста к офи­ци­аль­но-де­ло­во­му стилю в нём при­сут­ству­ет эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ная книж­ная лек­си­ка (чудо, облик, не­тер­пе­ние), а также слова раз­го­вор­но­го стиля (по­лу­раз­ру­шен­ных, ска­мей­ки, лю­би­мым).

4)  Текст от­ли­ча­ет­ся бо­гат­ством син­так­си­са: упо­треб­ля­ют­ся про­стые рас­про­странённые пред­ло­же­ния с обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, ис­поль­зу­ют­ся слож­но­под­чинённые и слож­но­со­чинённые пред­ло­же­ния раз­лич­ных типов, а также пред­ло­же­ния, вклю­ча­ю­щие в себя чужую речь.

5)  В тек­сте упо­треб­ля­ют­ся раз­лич­ные сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти языка, в том числе эпи­те­ты («уны­лые клум­бы», «уни­каль­ный про­ект») и ме­та­фо­ра (оазис спо­кой­ствия).