





Задание 3 ЕГЭ : СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы (по кодификатору 2024-25 уч. года)
2.1 Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие.
2.2 Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие.
2.3 Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие.
2.4 Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью
2.5 Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Необходимые для выполнения задания материалы в «Справочнике»:
Условие (задание банка ФИПИ):
Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Задачей автора текста является не только сообщение сведений о жизни и творчестве выдающегося русского лексикографа В. И. Даля, но и воздействие на мысли и чувства читателей, что достигается посредством олицетворения (слова начинают говорить, улыбаться, резвиться) и развёрнутой метафоры (Его словарь — это не склад, где тихо и мирно пылятся слова; открой его — и они начинают оживать, двигаться, тянуть за собой многочисленную родню.).
2) Автор использует цитирование и приводит количественные данные (около двухсот тысяч слов), что усиливает убедительность текста.
3) Восклицательное предложение (Как хорошо он знает его натуру!) и лексический повтор (Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком.) придают словам Белинского выразительность.
4) Официально-деловой стиль, к которому принадлежит текст, обусловливает частотность употребления в нём безличных конструкций.
5) Смысловая точность текста, написанного в научном стиле, достигается употреблением слов в их прямом значении (своему детищу... Даль отдал полвека своей жизни) и введением в текст большого количества терминов (в корню, в... стержне).
Решение: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=50640
Комментарий:
Задание 3 предполагает поиск верных характеристик микротекста и проверяет умение проводить стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Это задание повышенного уровня сложности, так как экзаменуемый должен показать знание практически всех разделов русского языка.
Ответом могут быть 2, 3 или 4 цифры.
В 2024 году к заданию 3 ФИПИ опубликовал следующую информацию: Для успешного выполнения задания 3 рекомендуем ориентироваться на основные признаки функциональных разновидностей русского языка. Речевая ситуация отличается естественностью и простотой, собеседники не задумываются над строением высказываний и их лексическим наполнением. В этой функциональной разновидности языка ярко проявляется характер отношений между собеседниками. Разговорная речь допускает слова и выражения, придающие общению непринуждённую тональность; часто встречаются выразительные слова и сочетания слов, которые в толковых словарях оцениваются пометкой «разг.». В разговорной речи часто используются слова с суффиксами оценки, особенно с уменьшительно-ласкательными суффиксами: свечечка, свечка (нейтральное свеча), окошечко, окошко (нейтральное окно) и т.д. Для разговорной речи характерны простые предложения, диалогическая форма речи, обращения, прерванные (недоговорённые) предложения, различного рода вставки. Содержание разговорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется обстановкой речи. Поэтому разговорной речи присущи неполные предложения: в них находит выражение лишь то, что дополняет реплики собеседника новой информацией, развивающей тему речи. Научный стиль наиболее ярко проявляется в письменной форме речи. Для научного стиля речи характерно: и деепричастий; преобладание родительного и именительного падежей имени существительного, глагольных форм настоящего времени 3-го лица и др.; Научный стиль должен обеспечить ясность, точность, логичность и доказательность изложения. Все постановления, законы, договоры, протоколы, заявления и т.д. составляются на основе официально-делового стиля. Речевая ситуация — официальная обстановка государственных учреждений. Для официально-делового стиля характерны свои термины (постановление, протокол, резолюция и т.д.) и устойчивые сочетания (принять решение, считать недействительным, следует указать, следует иметь в виду и т.д.). В официально-деловой речи не употребляется эмоционально окрашенная лексика. Речевая ситуация — официальная. Основная задача — воздействие на адресата с целью побудить его к действию, размышлениям и т.д. Основные темы — общественно-политические и морально-этические. Естественно, что в выступлениях на общественно-политические темы много соответствующей лексики и специфических фразеологизмов: общество, дебаты, парламент, жёсткие меры, социальный взрыв, стоять на страже и т.д. В целях воздействия на адресата речи в публицистике широко используются слова и выражения, имеющие положительно-оценочную (доблестный, замечательный и т.д.) или отрицательно-оценочную окраску (лживое человеколюбие, молодчики, жёлтая пресса и т.д.). Публицистическая речь в выборе языковых средств более свободна, чем научная и официально-деловая. В публицистике уместны пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы, изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры и др.), разговорная лексика и проч. Публицистический стиль характеризуется широким употреблением вопросительных (часто риторических вопросов) и восклицательных предложений, наличием обращений и проч. В произведениях писатели и поэты повествуют о жизни народа, раскрывают духовный мир героев, передают своеобразие их речи, создают яркие картины родной природы. В художественной речи широко употребляется образная (живописующая), экспрессивная (выразительная) и эмоциональная лексика и фразеология. Язык художественной литературы отличается разноплановостью, стилистическим многоцветием. В художественную речь легко проникают элементы других стилей, если они необходимы для реализации определённых целей и задач. Так, для воссоздания исторической эпохи писатели используют историзмы (или архаизмы), для описания жизни людей какой-либо местности — диалектизмы и т.д.
Комментарий РЕШУ: подробное описание стилей, составленное РЕШУЕГЭ, можно увидеть по ссылке Стили речи
Рекомендации ФИПИ по выполнению задания и комментарий РЕШУЕГЭ.
Обратите внимание! Отглагольные имена существительные — это имена существительные, обозначающие опредмеченное действие (состояние, процесс), то есть представляющие его в отвлечённом смысле. Есть широкое и узкое понимание термина «отглагольные существительные». Узкое понимание (оно более привычное, традиционное) заключается в том, что под отглагольными именами существительными подразумеваются только имена существительные, непосредственно образованные от глаголов: решение, выход и др. Обратите внимание! При выполнении задания 3 ЕГЭ по русскому языку форма числа употребляемых в утверждениях слов не является определяющей при выборе правильного ответа. Важны содержание утверждений, а также соответствие приводимых примеров выдвигаемым тезисам. Например: «Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами и приёмами, среди которых — ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова»; «Обобщённо-абстрактный характер речи автора обуславливает употребление следующих типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных и безличных предложений, а также вставной конструкции». Обратите внимание! Само наличие примеров в микротексте не подвергается сомнению. Однако представленные примеры могут не соответствовать заявленному в утверждении тезису. В таком случае данное утверждение не является правильным ответом.
Комментарий РЕШУ: утверждение может быть неправильным в различных случаях:
- если характеристика слова или синтаксической единицы в утверждении неверная. Например, написано, что глаголы ускорить и прибегнуть несовершенного вида, хотя они совершенного; или указано, что мгновенная (вспышка) — эпитет, хотя текст научный; или личное местоимение «мы», употребляемое в любом стиле, будет отмечено как к обобщённое местоимение «мы», характерное для научного стиля; или будет неверно указан тип конкретных предложений, например, вместо сложных — простые и т.д.
- если роль указанных единиц языка определена неверно. Например, неверным будет утверждение «Ряды однородных членов, вводные слова и вставные конструкции служат для привлечения внимания и служат средством выразительности.», если текст относится к официально-деловому стилю; или: «Автор прибегает к приёму цитирования, чтобы сделать текст более эмоциональным.» (текст при этом научный!)
- если в тексте по его стилевой принадлежности не может быть указанных единиц, например, эпитетов и иных украшений в деловом, научном стиле; изобилия сложных, многокомпонентных предложений в разговорной речи. Например, утверждение «Автор часто прибегает к парцелляции, использует неполные предложения.», будет неверным, если текст научного или официально-делового стиля (в таком случае указанных единиц и быть не может в тексте)
Обратите внимание! По отдельным предложениям микротекста нельзя определять его стилевую принадлежность. Необходимо восприятие микротекста целиком, понимание его адресата, намерений автора и т. д. Именно это помогает чётко разграничить, например, научный и публицистический стиль. Граница между этими стилями часто не представляется фиксированной. В реальной речевой практике встречаются тексты, имеющие признаки и того, и другого стиля. Однако в рамках ЕГЭ по русскому языку отбираются тексты с более ярко выраженными стилевыми признаками.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Читаем внимательно текст задания, чтобы понять с какой целью он написан. Выучить назубок:
Научный — функция сообщения научной информации.
Публицистический — функция воздействия.
Официально-деловой — функция сообщения правил, законов и др.
Стиль художественной литературы — функция воздействия через художественный образ.
Разговорный — функция общения.
2. Находим среди утверждений те, которые точно соответствуют стилю.
3. Анализируем утверждения, в которых нет прямых отсылок к уже определённому стилю. Среди них будут верные и неверные.
4. Тщательно проверяем, правильно ли указана роль и точна ли характеристика самих средств, указанных в тезисе.
5. Номера предложений с верными утверждениями записываем в ответ.
Мне было лет восемь-девять, когда моя мать показывала нам, детям, аэростат из коллодиума. Он был крохотный, надувался водородом и занимал меня тогда как игрушка. Я таскал его по двору, по саду и по комнатам на ниточке. Лет четырнадцати я получил некоторое теоретическое понятие об аэростате из физики Гано. Попробовал было надуть водородом мешок из папиросной бумаги, но опыт не удался. Кажется, я тогда сильно увлекался механическим летанием с помощью крыльев. Я также делал плохие токарные станки, на которых всё-таки можно было точить, устраивал разные машины и, между прочим, коляску, которая должна была ходить во все стороны с помощью ветра. Ветер я производил с помощью мехов.
Потом я уже начал строить коляску для собственных путешествий. Отказывался от завтраков, чтобы тратить деньги на гвозди и на разную дрянь. Но подвиг сей не увенчался успехом: отчасти не хватило терпения и материалов, отчасти надоело голодать, отчасти же я стал смекать, что это вещь непрактичная и выеденного яйца не стоит.
Одновременно ходила по полу у меня и <…> модель: коляска, приводимая в движение паровой машиной турбинной системы. Воздухоплаванием, в особенности газовым, я занимался тогда мало. Лет пятнадцати-шестнадцати я познакомился с начальной математикой и тогда мог более серьёзно заняться физикой. Более всего я увлёкся аэростатом и уже имел достаточно данных, чтобы решить вопрос: каких размеров должен быть воздушный шар, чтобы подниматься на воздух с людьми, будучи сделан из металлической оболочки определённой толщины. Мне было ясно, что толщина оболочки может возрастать беспредельно при увеличении размеров аэростата. С этих пор мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Систематически я учился мало: я читал только то, что могло помочь мне решить интересующие меня вопросы, которые я считал важными.
(По К. Э. Циолковскому)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст рассчитан на массового читателя, поэтому характеризуется доступной для понимания лексикой (присутствуют в том числе разговорные слова: дрянь, крохотный), достаточно простым синтаксисом, лишённым громоздких структур, затрудняющих восприятие.
2) Текст насыщен терминами (коллодиум, водород, паровая машинная турбинная система), что позволяет отнести этот текст к научному стилю речи.
3) Использование эпитетов («теоретические понятия», «воздушный шар»), метафор (толщина оболочки, при увеличении размеров аэростата) способствует эмоциональности, выразительности текста.
4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для деловой речи: отымённые предлоги (из, против, при), используемые в предписаниях и распоряжениях глаголы в форме инфинитива (надуть, точить, заняться).
5) Несмотря на внешнюю простоту синтаксиса в данном тексте, синтаксические структуры отличаются разнообразием: присутствуют и простые предложения (в том числе осложнённые такими конструкциями, как однородные члены предложения, обособленное обстоятельство, обособленное определение, вводное слово), и сложные.
1) Текст рассчитан на массового читателя, поэтому характеризуется доступной для понимания лексикой (присутствуют в том числе разговорные слова: дрянь, крохотный), достаточно простым синтаксисом, лишённым громоздких структур, затрудняющих восприятие. — Верно. Приведённые примеры подтверждают справедливость высказывания.
2) Текст насыщен терминами (коллодиум, водород, паровая машинная турбинная система), что позволяет отнести этот текст к научному стилю речи. — Неверно. Перед нами текст публицистического стиля.
3) Использование эпитетов («теоретические понятия», «воздушный шар»), метафор (толщина оболочки, при увеличении размеров аэростата) способствует эмоциональности, выразительности текста. — Неверно. Приведённые примеры не являются метафорами и эпитетами.
4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для деловой речи: отымённые предлоги (из, против, при), используемые в предписаниях и распоряжениях глаголы в форме инфинитива (надуть, точить, заняться). — Неверно. Приведённые примеры предлогов не являются отымёнными.
5) Несмотря на внешнюю простоту синтаксиса в данном тексте, синтаксические структуры отличаются разнообразием: присутствуют и простые предложения (в том числе осложнённые такими конструкциями, как однородные члены предложения, обособленное обстоятельство, обособленное определение, вводное слово), и сложные. — Верно. Приведённые примеры подтверждают справедливость высказывания. Присутствуют простые предложения, в том числе осложнённые такими конструкциями, как однородные члены предложения (2—3 предложения текста), обособленное обстоятельство (четвертое предложение третьего абзаца), обособленное определение (первое предложение третьего абзаца), вводное слово (6 предложение текста — вводное слово «кажется»). Есть сложные предложения, например: «Мне было лет восемь-девять, когда моя мать показывала нам, детям, аэростат из коллодиума».
Ответ: 15.




Задание 3 ЕГЭ : СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы (по кодификатору 2024-25 уч. года)
2.1 Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие.
2.2 Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие.
2.3 Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие.
2.4 Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью
2.5 Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Необходимые для выполнения задания материалы в «Справочнике»:
Условие (задание банка ФИПИ):
Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Задачей автора текста является не только сообщение сведений о жизни и творчестве выдающегося русского лексикографа В. И. Даля, но и воздействие на мысли и чувства читателей, что достигается посредством олицетворения (слова начинают говорить, улыбаться, резвиться) и развёрнутой метафоры (Его словарь — это не склад, где тихо и мирно пылятся слова; открой его — и они начинают оживать, двигаться, тянуть за собой многочисленную родню.).
2) Автор использует цитирование и приводит количественные данные (около двухсот тысяч слов), что усиливает убедительность текста.
3) Восклицательное предложение (Как хорошо он знает его натуру!) и лексический повтор (Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком.) придают словам Белинского выразительность.
4) Официально-деловой стиль, к которому принадлежит текст, обусловливает частотность употребления в нём безличных конструкций.
5) Смысловая точность текста, написанного в научном стиле, достигается употреблением слов в их прямом значении (своему детищу... Даль отдал полвека своей жизни) и введением в текст большого количества терминов (в корню, в... стержне).
Решение: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=50640
Комментарий:
Задание 3 предполагает поиск верных характеристик микротекста и проверяет умение проводить стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Это задание повышенного уровня сложности, так как экзаменуемый должен показать знание практически всех разделов русского языка.
Ответом могут быть 2, 3 или 4 цифры.
В 2024 году к заданию 3 ФИПИ опубликовал следующую информацию: Для успешного выполнения задания 3 рекомендуем ориентироваться на основные признаки функциональных разновидностей русского языка. Речевая ситуация отличается естественностью и простотой, собеседники не задумываются над строением высказываний и их лексическим наполнением. В этой функциональной разновидности языка ярко проявляется характер отношений между собеседниками. Разговорная речь допускает слова и выражения, придающие общению непринуждённую тональность; часто встречаются выразительные слова и сочетания слов, которые в толковых словарях оцениваются пометкой «разг.». В разговорной речи часто используются слова с суффиксами оценки, особенно с уменьшительно-ласкательными суффиксами: свечечка, свечка (нейтральное свеча), окошечко, окошко (нейтральное окно) и т.д. Для разговорной речи характерны простые предложения, диалогическая форма речи, обращения, прерванные (недоговорённые) предложения, различного рода вставки. Содержание разговорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется обстановкой речи. Поэтому разговорной речи присущи неполные предложения: в них находит выражение лишь то, что дополняет реплики собеседника новой информацией, развивающей тему речи. Научный стиль наиболее ярко проявляется в письменной форме речи. Для научного стиля речи характерно: и деепричастий; преобладание родительного и именительного падежей имени существительного, глагольных форм настоящего времени 3-го лица и др.; Научный стиль должен обеспечить ясность, точность, логичность и доказательность изложения. Все постановления, законы, договоры, протоколы, заявления и т.д. составляются на основе официально-делового стиля. Речевая ситуация — официальная обстановка государственных учреждений. Для официально-делового стиля характерны свои термины (постановление, протокол, резолюция и т.д.) и устойчивые сочетания (принять решение, считать недействительным, следует указать, следует иметь в виду и т.д.). В официально-деловой речи не употребляется эмоционально окрашенная лексика. Речевая ситуация — официальная. Основная задача — воздействие на адресата с целью побудить его к действию, размышлениям и т.д. Основные темы — общественно-политические и морально-этические. Естественно, что в выступлениях на общественно-политические темы много соответствующей лексики и специфических фразеологизмов: общество, дебаты, парламент, жёсткие меры, социальный взрыв, стоять на страже и т.д. В целях воздействия на адресата речи в публицистике широко используются слова и выражения, имеющие положительно-оценочную (доблестный, замечательный и т.д.) или отрицательно-оценочную окраску (лживое человеколюбие, молодчики, жёлтая пресса и т.д.). Публицистическая речь в выборе языковых средств более свободна, чем научная и официально-деловая. В публицистике уместны пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы, изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры и др.), разговорная лексика и проч. Публицистический стиль характеризуется широким употреблением вопросительных (часто риторических вопросов) и восклицательных предложений, наличием обращений и проч. В произведениях писатели и поэты повествуют о жизни народа, раскрывают духовный мир героев, передают своеобразие их речи, создают яркие картины родной природы. В художественной речи широко употребляется образная (живописующая), экспрессивная (выразительная) и эмоциональная лексика и фразеология. Язык художественной литературы отличается разноплановостью, стилистическим многоцветием. В художественную речь легко проникают элементы других стилей, если они необходимы для реализации определённых целей и задач. Так, для воссоздания исторической эпохи писатели используют историзмы (или архаизмы), для описания жизни людей какой-либо местности — диалектизмы и т.д.
Комментарий РЕШУ: подробное описание стилей, составленное РЕШУЕГЭ, можно увидеть по ссылке Стили речи
Рекомендации ФИПИ по выполнению задания и комментарий РЕШУЕГЭ.
Обратите внимание! Отглагольные имена существительные — это имена существительные, обозначающие опредмеченное действие (состояние, процесс), то есть представляющие его в отвлечённом смысле. Есть широкое и узкое понимание термина «отглагольные существительные». Узкое понимание (оно более привычное, традиционное) заключается в том, что под отглагольными именами существительными подразумеваются только имена существительные, непосредственно образованные от глаголов: решение, выход и др. Обратите внимание! При выполнении задания 3 ЕГЭ по русскому языку форма числа употребляемых в утверждениях слов не является определяющей при выборе правильного ответа. Важны содержание утверждений, а также соответствие приводимых примеров выдвигаемым тезисам. Например: «Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами и приёмами, среди которых — ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова»; «Обобщённо-абстрактный характер речи автора обуславливает употребление следующих типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных и безличных предложений, а также вставной конструкции». Обратите внимание! Само наличие примеров в микротексте не подвергается сомнению. Однако представленные примеры могут не соответствовать заявленному в утверждении тезису. В таком случае данное утверждение не является правильным ответом.
Комментарий РЕШУ: утверждение может быть неправильным в различных случаях:
- если характеристика слова или синтаксической единицы в утверждении неверная. Например, написано, что глаголы ускорить и прибегнуть несовершенного вида, хотя они совершенного; или указано, что мгновенная (вспышка) — эпитет, хотя текст научный; или личное местоимение «мы», употребляемое в любом стиле, будет отмечено как к обобщённое местоимение «мы», характерное для научного стиля; или будет неверно указан тип конкретных предложений, например, вместо сложных — простые и т.д.
- если роль указанных единиц языка определена неверно. Например, неверным будет утверждение «Ряды однородных членов, вводные слова и вставные конструкции служат для привлечения внимания и служат средством выразительности.», если текст относится к официально-деловому стилю; или: «Автор прибегает к приёму цитирования, чтобы сделать текст более эмоциональным.» (текст при этом научный!)
- если в тексте по его стилевой принадлежности не может быть указанных единиц, например, эпитетов и иных украшений в деловом, научном стиле; изобилия сложных, многокомпонентных предложений в разговорной речи. Например, утверждение «Автор часто прибегает к парцелляции, использует неполные предложения.», будет неверным, если текст научного или официально-делового стиля (в таком случае указанных единиц и быть не может в тексте)
Обратите внимание! По отдельным предложениям микротекста нельзя определять его стилевую принадлежность. Необходимо восприятие микротекста целиком, понимание его адресата, намерений автора и т. д. Именно это помогает чётко разграничить, например, научный и публицистический стиль. Граница между этими стилями часто не представляется фиксированной. В реальной речевой практике встречаются тексты, имеющие признаки и того, и другого стиля. Однако в рамках ЕГЭ по русскому языку отбираются тексты с более ярко выраженными стилевыми признаками.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Читаем внимательно текст задания, чтобы понять с какой целью он написан. Выучить назубок:
Научный — функция сообщения научной информации.
Публицистический — функция воздействия.
Официально-деловой — функция сообщения правил, законов и др.
Стиль художественной литературы — функция воздействия через художественный образ.
Разговорный — функция общения.
2. Находим среди утверждений те, которые точно соответствуют стилю.
3. Анализируем утверждения, в которых нет прямых отсылок к уже определённому стилю. Среди них будут верные и неверные.
4. Тщательно проверяем, правильно ли указана роль и точна ли характеристика самих средств, указанных в тезисе.
5. Номера предложений с верными утверждениями записываем в ответ.






ЗАДАНИЕ 1 ЕГЭ: ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы:
- Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Необходимый материал по теме:
- Справочник Союз как часть речи
- Справочник Местоимение как часть речи
- Справочник Предлог как часть речи
- Справочник Частица как часть речи
- Список слов к заданиям 1 и 26, опубликованный на ФИПИ ru-3-grammatika-morfologija_2.pdf
- Таблица со списком всех проверяемых частей речи доступна также по ссылке на google.com https://docs.google.com/document/d/1M1nwDdrHFNOdNp8RhGflHKnJV7FkpTMZX6Tcb9oVyqA/edit?usp=sharing
Условие (задание банка ФИПИ):
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это местоимение.
«....Даль был близок к человеку труда, прежде всего земледельцу, знал до тонкости предметы народного быта, мысли и чаяния простых людей, <...> психологию.»
Решение: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=50641
Комментарий:
Для выполнений задания учащиеся должны уметь:
- определять самостоятельные и служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
- распознавать местоимения, наречия разных лексико-грамматических разрядов и их морфологические признаки; различать слова категории состояния и наречия;
- распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов;
- определять роль частей речи в тексте с точки зрения их использования как средств связи слов, частей предложения, предложений в структуре текста, абзацев.
Ответ может состоять из одного или нескольких слов (это указывается в условии к заданию) и записывается в бланк (поле «ответ») с соблюдением орфографических норм, только в той форме, которая требуется в предложении. Поэтому вопрос о том, писать ли слово «всё-таки» через дефис или без него решается однозначно: дефисное написание соответствует орфографическим нормам. Дефис не является знаком препинания.
В задании, как правило, указывается точная характеристика нужного слова, что исключает подстановку наугад. С одной стороны, экзаменуемому требуется выбрать слово указанной части речи, а с другой — учесть, что среди одного разряда (к примеру, определительных местоимений) есть слова разного значения, и далеко не каждое подойдёт в конкретное предложение.
В 2024-2025 году к заданию 1 ФИПИ опубликовал следующую информацию: Обратите внимание! При выполнении задания 1 следует иметь в виду степень сложности подбора слов разных частей речи или синтаксических групп (далее слова расположены по степени возрастания сложности: 1) подбор имён числительных; 2) подбор местоимений (наибольшие трудности вызывает подбор определительных местоимений); 3) подбор союзов (подбор подчинительных союзов оказывается сложнее, чем сочинительных); 4) подбор частиц; 5) подбор вводных слов или конструкций; 6) подбор наречий; 7) подбор предлогов. Предлагаем также ознакомиться с памяткой по работе с частями речи. 1. Изучите материал приведённых выше таблиц. 2. Ознакомьтесь с примерами задания 1 из Открытого банка заданий ЕГЭ по русскому языку, составьте список ключей, что поможет учесть наиболее часто встречающиеся слова и их сочетания. 3. Отдельно поработайте с «веерами ответов». Попробуйте для разных заданий подобрать возможные синонимы. Например: ТАКОГО – ТАКОВОГО, ЧЕМ – НЕЖЕЛИ, ПОТОМУ ЧТО – ТАК КАК. 3. Не забудьте, что на экзамене следует внимательно относиться к содержанию и структуре прочитанного микротекста. Иногда целесообразно сначала подставить слово или сочетание слов по смыслу и только потом сосредоточиться на том, какая грамматическая характеристика предложена в задании. Так, если в микротексте есть слово «во-первых» и нет слова «во-вторых», то очевидно, каким будет ответ. Если в предложении уже есть «но», то подходящий противительный союз другой, например «однако».
Обратите внимание! При подборе слов одной лексико-грамматической группы следует прежде всего исходить из смысла микротекста. Пример 1. В задании 1 необходимо самостоятельно подобрать подходящее по смыслу определительное местоимение. Вам предлагается следующий контекст: «Никакие рецепты не помогут, если в <…> личности воспитателя есть большие недостатки». Местоимение «каждой» является по своему лексико-грамматическому разряду определительным, но совершенно не подходит по смыслу для данного контекста. Поэтому ответом на задание можно признать только определительное местоимение «самой». Пример 2. В задании 1 необходимо самостоятельно подобрать подходящее по смыслу относительное местоимение (союзное слово). Вам предлагается следующий контекст: «Я долго смотрел с кормы вслед Севастополю и загадывал, <...> увижу этот город ещё через недолгое время». К относительным местоимениям относятся следующие: кто, что, какой, который, сколько, чей, кому, кого. При этом использование в качестве ответа слова «что» будет неверным, поскольку в этом случае «что», во-первых, является не относительным местоимением, а подчинительным союзом, во-вторых, используется неуместно с точки зрения выражаемого смысла. Правильный ответ: каким. Пример 3. В задании 1 необходимо самостоятельно подобрать подходящий по смыслу противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в конкретном предложении. К противительным союзам в русском языке, как известно, относятся следующие союзы: а, но, же, однако, зато, да (в значении «но»). Тем не менее указанные союзы не являются взаимозаменяемыми. Кроме того, данные союзы должны выполнять свою главную функцию — противопоставления или (что нередко встречается в живой речи) уступки. Целесообразность употребления того или иного противительного союза определяет контекст. Обратимся к контексту, который предлагается экзаменуемому: «Хорошие или плохие, <…> на всю жизнь». Уместными для данного контекста являются противительные союзы а, но, однако, зато. Что касается союза «да», то необходимо, например, ориентироваться на «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, в котором у слова «да» в третьем (союзном) варианте употребления представлены следующие значения: 1. Употр. для соединения или присоединения отдельных слов или целых предложений. Отец да мать. День да ночь — сутки прочь (посл.). Купил книгу, да ещё какую интересную. Ветер воет, да снег стучит в окно. 2. Выражает противопоставление, но, однако. Мал золотник, да дорог (посл.). 3. Присоединяет предложение со знач. цели: дабы, чтобы (устар. высок.). Приди, да утвердишь мир между нами. Благослови, да возвратимся с победой. Если в предложении «Хорошие или плохие, <…> на всю жизнь» на месте пропуска поставить союз «да», то данный союз будет отражать значение 1, а не значение 2 указанного слова. При этом задание 1 предполагает поиск союза именно в противительном значении, что подчёркнуто в самой формулировке задания. [Нам нужно знать], [почему нет от родителей ответа]. [Он не знал ни одного правила], [поэтому получил плохую отметку]. [Я не услышал звонок], [потому не подошёл к телефону]. Наречия «где», «когда», «как», «почему» и «отчего» могут выступать в роли союзных слов, то есть могут соединять части сложноподчинённого предложения.
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Приведём верное написание:
Одновременно ходила по полу у меня и <ДРУГАЯ|ИНАЯ> модель: коляска, приводимая в движение паровой машиной турбинной системы. Воздухоплаванием, в особенности газовым, я занимался тогда мало.
Ответ: другая ИЛИ иная.




ЗАДАНИЕ 1 ЕГЭ: ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ
Элементы содержания, проверяемые этим заданием экзаменационной работы:
- Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Необходимый материал по теме:
- Справочник Союз как часть речи
- Справочник Местоимение как часть речи
- Справочник Предлог как часть речи
- Справочник Частица как часть речи
- Список слов к заданиям 1 и 26, опубликованный на ФИПИ ru-3-grammatika-morfologija_2.pdf
- Таблица со списком всех проверяемых частей речи доступна также по ссылке на google.com https://docs.google.com/document/d/1M1nwDdrHFNOdNp8RhGflHKnJV7FkpTMZX6Tcb9oVyqA/edit?usp=sharing
Условие (задание банка ФИПИ):
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это местоимение.
«....Даль был близок к человеку труда, прежде всего земледельцу, знал до тонкости предметы народного быта, мысли и чаяния простых людей, <...> психологию.»
Решение: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=50641
Комментарий:
Для выполнений задания учащиеся должны уметь:
- определять самостоятельные и служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
- распознавать местоимения, наречия разных лексико-грамматических разрядов и их морфологические признаки; различать слова категории состояния и наречия;
- распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов;
- определять роль частей речи в тексте с точки зрения их использования как средств связи слов, частей предложения, предложений в структуре текста, абзацев.
Ответ может состоять из одного или нескольких слов (это указывается в условии к заданию) и записывается в бланк (поле «ответ») с соблюдением орфографических норм, только в той форме, которая требуется в предложении. Поэтому вопрос о том, писать ли слово «всё-таки» через дефис или без него решается однозначно: дефисное написание соответствует орфографическим нормам. Дефис не является знаком препинания.
В задании, как правило, указывается точная характеристика нужного слова, что исключает подстановку наугад. С одной стороны, экзаменуемому требуется выбрать слово указанной части речи, а с другой — учесть, что среди одного разряда (к примеру, определительных местоимений) есть слова разного значения, и далеко не каждое подойдёт в конкретное предложение.
В 2024-2025 году к заданию 1 ФИПИ опубликовал следующую информацию: Обратите внимание! При выполнении задания 1 следует иметь в виду степень сложности подбора слов разных частей речи или синтаксических групп (далее слова расположены по степени возрастания сложности: 1) подбор имён числительных; 2) подбор местоимений (наибольшие трудности вызывает подбор определительных местоимений); 3) подбор союзов (подбор подчинительных союзов оказывается сложнее, чем сочинительных); 4) подбор частиц; 5) подбор вводных слов или конструкций; 6) подбор наречий; 7) подбор предлогов. Предлагаем также ознакомиться с памяткой по работе с частями речи. 1. Изучите материал приведённых выше таблиц. 2. Ознакомьтесь с примерами задания 1 из Открытого банка заданий ЕГЭ по русскому языку, составьте список ключей, что поможет учесть наиболее часто встречающиеся слова и их сочетания. 3. Отдельно поработайте с «веерами ответов». Попробуйте для разных заданий подобрать возможные синонимы. Например: ТАКОГО – ТАКОВОГО, ЧЕМ – НЕЖЕЛИ, ПОТОМУ ЧТО – ТАК КАК. 3. Не забудьте, что на экзамене следует внимательно относиться к содержанию и структуре прочитанного микротекста. Иногда целесообразно сначала подставить слово или сочетание слов по смыслу и только потом сосредоточиться на том, какая грамматическая характеристика предложена в задании. Так, если в микротексте есть слово «во-первых» и нет слова «во-вторых», то очевидно, каким будет ответ. Если в предложении уже есть «но», то подходящий противительный союз другой, например «однако».
Обратите внимание! При подборе слов одной лексико-грамматической группы следует прежде всего исходить из смысла микротекста. Пример 1. В задании 1 необходимо самостоятельно подобрать подходящее по смыслу определительное местоимение. Вам предлагается следующий контекст: «Никакие рецепты не помогут, если в <…> личности воспитателя есть большие недостатки». Местоимение «каждой» является по своему лексико-грамматическому разряду определительным, но совершенно не подходит по смыслу для данного контекста. Поэтому ответом на задание можно признать только определительное местоимение «самой». Пример 2. В задании 1 необходимо самостоятельно подобрать подходящее по смыслу относительное местоимение (союзное слово). Вам предлагается следующий контекст: «Я долго смотрел с кормы вслед Севастополю и загадывал, <...> увижу этот город ещё через недолгое время». К относительным местоимениям относятся следующие: кто, что, какой, который, сколько, чей, кому, кого. При этом использование в качестве ответа слова «что» будет неверным, поскольку в этом случае «что», во-первых, является не относительным местоимением, а подчинительным союзом, во-вторых, используется неуместно с точки зрения выражаемого смысла. Правильный ответ: каким. Пример 3. В задании 1 необходимо самостоятельно подобрать подходящий по смыслу противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в конкретном предложении. К противительным союзам в русском языке, как известно, относятся следующие союзы: а, но, же, однако, зато, да (в значении «но»). Тем не менее указанные союзы не являются взаимозаменяемыми. Кроме того, данные союзы должны выполнять свою главную функцию — противопоставления или (что нередко встречается в живой речи) уступки. Целесообразность употребления того или иного противительного союза определяет контекст. Обратимся к контексту, который предлагается экзаменуемому: «Хорошие или плохие, <…> на всю жизнь». Уместными для данного контекста являются противительные союзы а, но, однако, зато. Что касается союза «да», то необходимо, например, ориентироваться на «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, в котором у слова «да» в третьем (союзном) варианте употребления представлены следующие значения: 1. Употр. для соединения или присоединения отдельных слов или целых предложений. Отец да мать. День да ночь — сутки прочь (посл.). Купил книгу, да ещё какую интересную. Ветер воет, да снег стучит в окно. 2. Выражает противопоставление, но, однако. Мал золотник, да дорог (посл.). 3. Присоединяет предложение со знач. цели: дабы, чтобы (устар. высок.). Приди, да утвердишь мир между нами. Благослови, да возвратимся с победой. Если в предложении «Хорошие или плохие, <…> на всю жизнь» на месте пропуска поставить союз «да», то данный союз будет отражать значение 1, а не значение 2 указанного слова. При этом задание 1 предполагает поиск союза именно в противительном значении, что подчёркнуто в самой формулировке задания. [Нам нужно знать], [почему нет от родителей ответа]. [Он не знал ни одного правила], [поэтому получил плохую отметку]. [Я не услышал звонок], [потому не подошёл к телефону]. Наречия «где», «когда», «как», «почему» и «отчего» могут выступать в роли союзных слов, то есть могут соединять части сложноподчинённого предложения.






Это задание нацелено на выявление навыка определять из контекста, какое из лексических значений слова используется в тексте.
Лексическое значение слова — его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).
Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.
Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст и фрагменты словарных статей. Помните, что значение слова верно можно определить только в контексте конкретного предложения. Отбрасывайте те значения, которые очевидно не соответствуют теме текста. Чтобы проверить выбранный вариант, подставьте в текст определение, использованное в толковании.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) ДЕЛАТЬ. что. Производить, изготовлять что-н. Д. мебель.
2) СТОРОНА. Направление, а также пространство, место, расположенное в каком-н. направлении от кого-чего-н. Подъехать с левой стороны.
3) МЕХ. мн. Одежда из меха, на меху, отделанная мехом (разг.). Ходить в мехах.
4) ХОДИТЬ. Быть кем-н., исполнять какие-н. обязанности, находиться в каком-н. состоянии (разг.). X. в старостах.
5) ВАЖНЫЙ. Имеющий особое значение, значительный. Важное сообщение.
Слово делал употреблено в тексте в значении под номером 1) ДЕЛАТЬ. что. Производить, изготовлять что-н. Д. мебель.
Слово стороны употреблено в тексте в значении под номером 2) СТОРОНА. Направление, а также пространство, место, расположенное в каком-н. направлении от кого-чего-н. Подъехать с левой стороны.
Слово важными употреблено в тексте в значении под номером 5) ВАЖНЫЙ. Имеющий особое значение, значительный. Важное сообщение.
3. Слово МЕХ употреблено в тексте в значении «Приспособление с растягивающимися складчатыми стенками для нагнетания воздуха». Кузнечные меха.
Ответ: 125.




Это задание нацелено на выявление навыка определять из контекста, какое из лексических значений слова используется в тексте.
Лексическое значение слова — его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).
Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.
Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст и фрагменты словарных статей. Помните, что значение слова верно можно определить только в контексте конкретного предложения. Отбрасывайте те значения, которые очевидно не соответствуют теме текста. Чтобы проверить выбранный вариант, подставьте в текст определение, использованное в толковании.
Наверх