Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 2 № 50264
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Мне было лет во­семь-де­вять, когда моя мать по­ка­зы­ва­ла нам, детям, аэро­стат из кол­ло­ди­у­ма. Он был кро­хот­ный, на­ду­вал­ся во­до­ро­дом и за­ни­мал меня тогда как иг­руш­ка. Я тас­кал его по двору, по саду и по ком­на­там на ни­точ­ке. Лет че­тыр­на­дца­ти я по­лу­чил не­ко­то­рое тео­ре­ти­че­ское по­ня­тие об аэро­ста­те из фи­зи­ки Гано. По­про­бо­вал было на­дуть во­до­ро­дом мешок из па­пи­рос­ной бу­ма­ги, но опыт не удал­ся. Ка­жет­ся, я тогда силь­но увле­кал­ся ме­ха­ни­че­ским ле­та­ни­ем с по­мо­щью кры­льев. Я также делал пло­хие то­кар­ные стан­ки, на ко­то­рых всё-таки можно было то­чить, устра­и­вал раз­ные ма­ши­ны и, между про­чим, ко­ляс­ку, ко­то­рая долж­на была хо­дить во все сто­ро­ны с по­мо­щью ветра. Ветер я про­из­во­дил с по­мо­щью мехов.

Потом я уже начал стро­ить ко­ляс­ку для соб­ствен­ных пу­те­ше­ствий. От­ка­зы­вал­ся от зав­тра­ков, чтобы тра­тить день­ги на гвоз­ди и на раз­ную дрянь. Но по­двиг сей не увен­чал­ся успе­хом: от­ча­сти не хва­ти­ло тер­пе­ния и ма­те­ри­а­лов, от­ча­сти на­до­е­ло го­ло­дать, от­ча­сти же я стал сме­кать, что это вещь не­прак­тич­ная и вы­еден­но­го яйца не стоит.

Од­но­вре­мен­но хо­ди­ла по полу у меня и <…> мо­дель: ко­ляс­ка, при­во­ди­мая в дви­же­ние па­ро­вой ма­ши­ной тур­бин­ной си­сте­мы. Воз­ду­хо­пла­ва­ни­ем, в осо­бен­но­сти га­зо­вым, я за­ни­мал­ся тогда мало. Лет пят­на­дца­ти-шест­на­дца­ти я по­зна­ко­мил­ся с на­чаль­ной ма­те­ма­ти­кой и тогда мог более серьёзно за­нять­ся фи­зи­кой. Более всего я увлёкся аэро­ста­том и уже имел до­ста­точ­но дан­ных, чтобы ре­шить во­прос: каких раз­ме­ров дол­жен быть воз­душ­ный шар, чтобы под­ни­мать­ся на воз­дух с лю­дь­ми, бу­дучи сде­лан из ме­тал­ли­че­ской обо­лоч­ки опре­делённой тол­щи­ны. Мне было ясно, что тол­щи­на обо­лоч­ки может воз­рас­тать бес­пре­дель­но при уве­ли­че­нии раз­ме­ров аэро­ста­та. С этих пор мысль о ме­тал­ли­че­ском аэро­ста­те за­се­ла у меня в мозгу. Си­сте­ма­ти­че­ски я учил­ся мало: я читал толь­ко то, что могло по­мочь мне ре­шить ин­те­ре­су­ю­щие меня во­про­сы, ко­то­рые я счи­тал важ­ны­ми.

(По К. Э. Циол­ков­ско­му)

В тек­сте вы­де­ле­но пять слов. Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте.

 

1)  ДЕ­ЛАТЬ. что. Про­из­во­дить, из­го­тов­лять что-н. Д. ме­бель.

2)  СТО­РО­НА. На­прав­ле­ние, а также про­стран­ство, место, рас­по­ло­жен­ное в каком-н. на­прав­ле­нии от кого-чего-н. Подъ­е­хать с левой сто­ро­ны.

3)  МЕХ. мн. Одеж­да из меха, на меху, от­де­лан­ная мехом (разг.). Хо­дить в мехах.

4)  ХО­ДИТЬ. Быть кем-н., ис­пол­нять какие-н. обя­зан­но­сти, на­хо­дить­ся в каком-н. со­сто­я­нии (разг.). X. в ста­ро­стах.

5)  ВАЖ­НЫЙ. Име­ю­щий осо­бое зна­че­ние, зна­чи­тель­ный. Важ­ное со­об­ще­ние.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Слово делал упо­треб­ле­но в тек­сте в зна­че­нии под но­ме­ром 1)  ДЕ­ЛАТЬ. что. Про­из­во­дить, из­го­тов­лять что-н. Д. ме­бель.

Слово сто­ро­ны упо­треб­ле­но в тек­сте в зна­че­нии под но­ме­ром 2)  СТО­РО­НА. На­прав­ле­ние, а также про­стран­ство, место, рас­по­ло­жен­ное в каком-н. на­прав­ле­нии от кого-чего-н. Подъ­е­хать с левой сто­ро­ны.

Слово важ­ны­ми упо­треб­ле­но в тек­сте в зна­че­нии под но­ме­ром 5)  ВАЖ­НЫЙ. Име­ю­щий осо­бое зна­че­ние, зна­чи­тель­ный. Важ­ное со­об­ще­ние.

3.  Слово МЕХ упо­треб­ле­но в тек­сте в зна­че­нии «При­спо­соб­ле­ние с рас­тя­ги­ва­ю­щи­ми­ся склад­ча­ты­ми стен­ка­ми для на­гне­та­ния воз­ду­ха». Куз­неч­ные меха.

 

Ответ: 125.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 2 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова

Это за­да­ние на­це­ле­но на вы­яв­ле­ние на­вы­ка опре­де­лять из кон­тек­ста, какое из лек­си­че­ских зна­че­ний слова ис­поль­зу­ет­ся в тек­сте.

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — его со­дер­жа­ние, со­от­не­сен­ность с пред­ме­том или яв­ле­ни­ем дей­стви­тель­но­сти. В за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства лек­си­че­ских зна­че­ний слово может быть од­но­знач­ным (одно лек­си­че­ское зна­че­ние) или мно­го­знач­ным (два или более лек­си­че­ских зна­че­ний).

 

Кон­текст — за­кон­чен­ный от­ры­вок тек­ста, общий смысл ко­то­ро­го поз­во­ля­ет уточ­нить зна­че­ние вхо­дя­щих в него от­дель­ных слов и пред­ло­же­ний.

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст и фраг­мен­ты сло­вар­ных ста­тей. Пом­ни­те, что зна­че­ние слова верно можно опре­де­лить толь­ко в кон­тек­сте кон­крет­но­го пред­ло­же­ния. От­бра­сы­вай­те те зна­че­ния, ко­то­рые оче­вид­но не со­от­вет­ству­ют теме тек­ста. Чтобы про­ве­рить вы­бран­ный ва­ри­ант, под­ставь­те в текст опре­де­ле­ние, ис­поль­зо­ван­ное в тол­ко­ва­нии.

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Лек­си­че­ское зна­че­ние слова
1
Тип 1 № 50263
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те опре­де­ли­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) аб­за­це тек­ста. За­пи­ши­те это ме­сто­име­ние.


2
Тип 3 № 50265
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки фраг­мен­та тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра этих от­ве­тов.

 

1)  Текст рас­счи­тан на мас­со­во­го чи­та­те­ля, по­это­му ха­рак­те­ри­зу­ет­ся до­ступ­ной для по­ни­ма­ния лек­си­кой (при­сут­ству­ют в том числе раз­го­вор­ные слова: дрянь, кро­хот­ный), до­ста­точ­но про­стым син­так­си­сом, лишённым гро­мозд­ких струк­тур, за­труд­ня­ю­щих вос­при­я­тие.

2)  Текст на­сы­щен тер­ми­на­ми (кол­ло­ди­ум, во­до­род, па­ро­вая ма­шин­ная тур­бин­ная си­сте­ма), что поз­во­ля­ет от­не­сти этот текст к на­уч­но­му стилю речи.

3)  Ис­поль­зо­ва­ние эпи­те­тов («тео­ре­ти­че­ские по­ня­тия», «воз­душ­ный шар»), ме­та­фор (тол­щи­на обо­лоч­ки, при уве­ли­че­нии раз­ме­ров аэро­ста­та) спо­соб­ству­ет эмо­ци­о­наль­но­сти, вы­ра­зи­тель­но­сти тек­ста.

4)  Текст со­дер­жит грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, ха­рак­тер­ные для де­ло­вой речи: отымённые пред­ло­ги (из, про­тив, при), ис­поль­зу­е­мые в пред­пи­са­ни­ях и рас­по­ря­же­ни­ях гла­го­лы в форме ин­фи­ни­ти­ва (на­дуть, то­чить, за­нять­ся).

5)  Не­смот­ря на внеш­нюю про­сто­ту син­так­си­са в дан­ном тек­сте, син­так­си­че­ские струк­ту­ры от­ли­ча­ют­ся раз­но­об­ра­зи­ем: при­сут­ству­ют и про­стые пред­ло­же­ния (в том числе осложнённые та­ки­ми кон­струк­ци­я­ми, как од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния, обособ­лен­ное об­сто­я­тель­ство, обособ­лен­ное опре­де­ле­ние, ввод­ное слово), и слож­ные.