Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 2 № 59296
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 1−3.

Стиль не­раз­рыв­но свя­зан с вы­ска­зы­ва­ни­ем и ти­пич­ны­ми фор­ма­ми вы­ска­зы­ва­ний  — ре­че­вы­ми жан­ра­ми. Вся­кое вы­ска­зы­ва­ние  — уст­ное и пись­мен­ное, пер­вич­ное и вто­рич­ное  — в любой сфере ре­че­во­го об­ще­ния ин­ди­ви­ду­аль­но и по­то­му может от­ра­зить ин­ди­ви­ду­аль­ность го­во­ря­ще­го или пи­шу­ще­го, то есть об­ла­дать ин­ди­ви­ду­аль­ным сти­лем.

<...> не все жанры оди­на­ко­во бла­го­при­ят­ны для та­ко­го от­ра­же­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­сти го­во­ря­ще­го в языке вы­ска­зы­ва­ния, то есть для ин­ди­ви­ду­аль­но­го стиля. Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны жанры ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры, так как в них ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль яв­ля­ет­ся одной из ве­ду­щих целей вы­ска­зы­ва­ния. На­и­ме­нее бла­го­при­ят­ные усло­вия для от­ра­же­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­сти в языке при­сут­ству­ют в тех ре­че­вых жан­рах, ко­то­рые тре­бу­ют стан­дарт­ной формы: в де­ло­вых до­ку­мен­тах, в во­ен­ных ко­ман­дах, в сло­вес­ных сиг­на­лах на про­из­вод­стве. Здесь могут найти от­ра­же­ние толь­ко по­верх­ност­ные сто­ро­ны ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, и то пре­иму­ще­ствен­но в уст­ном осу­ществ­ле­нии вы­ска­зы­ва­ний.

B боль­шин­стве ре­че­вых жан­ров, ис­клю­чая ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ствен­ные, ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль не вхо­дит в за­мы­сел вы­ска­зы­ва­ния, не слу­жит одной из его целей, а яв­ля­ет­ся его до­пол­ни­тель­ным про­дук­том. В раз­ных жан­рах могут рас­кры­вать­ся раз­лич­ные сто­ро­ны лич­но­сти, ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль может на­хо­дить­ся в раз­лич­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с об­ще­на­род­ным язы­ком. Сама про­бле­ма об­ще­на­род­но­го и ин­ди­ви­ду­аль­но­го в языке в ос­но­ве своей яв­ля­ет­ся про­бле­мой вы­ска­зы­ва­ния, ведь толь­ко в вы­ска­зы­ва­нии об­ще­на­род­ный язык во­пло­ща­ет­ся в ин­ди­ви­ду­аль­ную форму. Опре­де­ле­ние стиля во­об­ще и ин­ди­ви­ду­аль­но­го стиля в част­но­сти тре­бу­ет более глу­бо­ко­го изу­че­ния как при­ро­ды вы­ска­зы­ва­ния, так и раз­но­об­ра­зия ре­че­вых жан­ров.

 

(По М. М. Бах­ти­ну)

В тек­сте вы­де­ле­но пять слов. Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  ФОРМА. Внеш­нее очер­та­ние, на­руж­ный вид пред­ме­та. Земля имеет форму шара.

2)  ОТ­РА­ЗИТЬ. кого, что. Вос­про­из­ве­сти, вы­ра­зить. От­ра­зить жизнь в ис­кус­стве.

3)  ИН­ДИ­ВИ­ДУ­АЛЬ­НЫЙ. Лич­ный, свой­ствен­ный дан­но­му ин­ди­ви­ду­у­му, от­ли­ча­ю­щий­ся ха­рак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми от дру­гих. Ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти.

4)  ПРО­ДУКТ. перен. След­ствие, ре­зуль­тат, по­рож­де­ние чего-ни­будь (книжн.). Язык яв­ля­ет­ся про­дук­том ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия.

5)  ГЛУ­БО­КИЙ. перен. Не­до­ступ­ный, тща­тель­но скры­тый. Глу­бо­кая тайна.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте в ва­ри­ан­тах 234.

 

Ответ: 234.

Источник: Апро­ба­ция ЕГЭ−2025
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 2 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова

Это за­да­ние на­це­ле­но на вы­яв­ле­ние на­вы­ка опре­де­лять из кон­тек­ста, какое из лек­си­че­ских зна­че­ний слова ис­поль­зу­ет­ся в тек­сте.

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — его со­дер­жа­ние, со­от­не­сен­ность с пред­ме­том или яв­ле­ни­ем дей­стви­тель­но­сти. В за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства лек­си­че­ских зна­че­ний слово может быть од­но­знач­ным (одно лек­си­че­ское зна­че­ние) или мно­го­знач­ным (два или более лек­си­че­ских зна­че­ний).

 

Кон­текст — за­кон­чен­ный от­ры­вок тек­ста, общий смысл ко­то­ро­го поз­во­ля­ет уточ­нить зна­че­ние вхо­дя­щих в него от­дель­ных слов и пред­ло­же­ний.

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст и фраг­мен­ты сло­вар­ных ста­тей. Пом­ни­те, что зна­че­ние слова верно можно опре­де­лить толь­ко в кон­тек­сте кон­крет­но­го пред­ло­же­ния. От­бра­сы­вай­те те зна­че­ния, ко­то­рые оче­вид­но не со­от­вет­ству­ют теме тек­ста. Чтобы про­ве­рить вы­бран­ный ва­ри­ант, под­ставь­те в текст опре­де­ле­ние, ис­поль­зо­ван­ное в тол­ко­ва­нии.

1
Тип 1 № 59295
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те про­ти­ви­тель­ный союз, ко­то­рый дол­жен сто­ять на месте про­пус­ка во вто­ром (2) аб­за­це тек­ста. За­пи­ши­те этот союз.


2
Тип 3 № 59297
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти тек­ста обу­слов­ле­ны за­да­ча­ми ав­то­ра, а имен­но ис­поль­зо­ва­ны от­влечённые имена су­ще­стви­тель­ные (стиль, сфере, об­ще­ния, ин­ди­ви­ду­аль­ность, жанры, целей, от­ра­же­ние, за­мы­сел, про­бле­ма, форму), кон­струк­ции с од­но­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, слож­но­под­чинённые пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми при­чи­ны.

2)  Текст от­но­сит­ся к на­уч­но­му стилю, так как цели ав­то­ра  — со­об­щить на­уч­ную ин­фор­ма­цию и ар­гу­мен­ти­ро­вать её.

3)   Со­зда­нию эмо­ци­о­наль­но­сти, экс­прес­сив­но­сти тек­ста, вы­ра­же­нию ав­тор­ско­го от­но­ше­ния к опи­сы­ва­е­мо­му спо­соб­ству­ет ис­поль­зо­ва­ние эпи­те­тов («ти­пич­ны­ми фор­ма­ми вы­ска­зы­ва­ний»; «уст­ное и пись­мен­ное, пер­вич­ное и вто­рич­ное», «ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль», «бла­го­при­ят­ные усло­вия», «стан­дарт­ной формы», «до­пол­ни­тель­ным про­дук­том»), срав­не­ний (то есть об­ла­дать ин­ди­ви­ду­аль­ным сти­лем; как при­ро­ды вы­ска­зы­ва­ния, так и раз­но­об­ра­зия ре­че­вых жан­ров).

4)  Гла­го­лы и имена при­ла­га­тель­ные упо­треб­ле­ны в тек­сте в пе­ре­нос­ном зна­че­нии (яв­ля­ет­ся, при­сут­ству­ют, во­пло­ща­ет­ся, ти­пич­ны­ми, пер­вич­ное, вто­рич­ное, стан­дарт­ной, де­ло­вых, сло­вес­ных), что слу­жит со­зда­нию об­раз­но­сти.

5)  В тек­сте упо­треб­ля­ют­ся ти­пич­ные для книж­ной речи обо­ро­ты (яв­ля­ет­ся одной из целей, не слу­жит одной из целей, могут найти от­ра­же­ние, яв­ля­ет­ся про­дук­том, яв­ля­ет­ся про­бле­мой), спо­соб­ству­ю­щие точ­но­сти из­ло­же­ния, и пред­став­ле­на книж­ная лек­си­ка (при­ро­ды (вы­ска­зы­ва­ния), во­пло­ща­ет­ся).