Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 2 № 58356
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 1–3.

Ино­гда чрез­вы­чай­но важно осве­тить по-но­во­му какое-ни­будь зна­ко­мое и, по-ви­ди­мо­му, хо­ро­шо изу­чен­ное яв­ле­ние его об­новлённой про­бле­ма­ти­за­ци­ей, от­кры­ти­ем в нём новых сто­рон с по­мо­щью ряда опре­делённо на­прав­лен­ных во­про­сов. Осо­бен­но <…> важно в тех об­ла­стях, где ис­сле­до­ва­ние пе­ре­обре­ме­не­но мас­сой ще­пе­тиль­ных и де­таль­ных, но лишённых вся­ко­го на­прав­ле­ния опи­са­ний и клас­си­фи­ка­ций. При такой об­новлённой про­бле­ма­ти­за­ции может ока­зать­ся, что какое-ни­будь яв­ле­ние, пред­став­ляв­ше­е­ся част­ным и вто­ро­сте­пен­ным, имеет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние для науки. Удач­но по­став­лен­ной про­бле­мой можно вскрыть за­ло­жен­ные в таком яв­ле­нии ме­то­ди­че­ские воз­мож­но­сти.

Таким в выс­шей сте­пе­ни про­дук­тив­ным «уз­ло­вым» яв­ле­ни­ем пред­став­ля­ет­ся так на­зы­ва­е­мая чужая речь, то есть син­так­си­че­ские шаб­ло­ны «пря­мая речь», «кос­вен­ная речь», «не­соб­ствен­но-пря­мая речь», мо­ди­фи­ка­ция этих шаб­ло­нов и ва­ри­а­ции этих мо­ди­фи­ка­ций, ко­то­рые мы встре­ча­ем в языке для пе­ре­да­чи чужих вы­ска­зы­ва­ний и для вклю­че­ния этих вы­ска­зы­ва­ний имен­но как чужих в связ­ный мо­но­ло­ги­че­ский кон­текст.

Ис­клю­чи­тель­ный ме­то­до­ло­ги­че­ский ин­те­рес, при­су­щий этим яв­ле­ни­ям, до сих пор со­вер­шен­но не оценён. В этом на по­верх­ност­ный взгляд вто­ро­сте­пен­ном во­про­се син­так­си­са учёные не су­ме­ли уви­деть про­бле­мы огром­ной об­ще­линг­ви­сти­че­ской и прин­ци­пи­аль­ной важ­но­сти.

И имен­но при со­цио­ло­ги­че­ском под­хо­де к изу­че­нию языка вскры­ва­ет­ся вся ме­то­до­ло­ги­че­ская зна­чи­тель­ность, вся по­ка­за­тель­ность этого яв­ле­ния.

 

(По В. Н. Во­ло­ши­но­ву)

В тек­сте вы­де­ле­но пять слов. Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  ОСВЕ­ТИТЬ. кого, что. Сде­лать свет­лым; на­пра­вить лучи света на кого-что-ни­будь; снаб­дить све­том. Луна осве­ти­ла по­ля­ну.

2)  МАССА. Одна из ос­нов­ных фи­зи­че­ских ха­рак­те­ри­стик ма­те­рии, опре­де­ля­ю­щая её инерт­ные и гра­ви­та­ци­он­ные свой­ства (спец.). Еди­ни­ца массы.

3)  ЧУЖОЙ. Далёкий по духу, взгля­дам. Бра­тья стали чу­жи­ми.

4)  ВЗГЛЯД. перен. Мне­ние, суж­де­ние. Пра­виль­ный взгляд на вещи.

5)  ВО­ПРОС. То или иное по­ло­же­ние, об­сто­я­тель­ство как пред­мет изу­че­ния и суж­де­ния; за­да­ча, тре­бу­ю­щая ре­ше­ния; про­бле­ма. Оста­вить во­прос от­кры­тым.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте в ва­ри­ан­тах 45.

 

Слово   ОСВЕ­ТИТЬ (1) имеет зна­че­ние «Из­ло­жить, ис­тол­ко­вать что-л.» О. какие-л. во­про­сы. О. по­ло­же­ние дел.

Слово   МАССА (2) имеет зна­че­ние «кого-чего. обыч­но ед. Разг. Боль­шое ко­ли­че­ство, мно­же­ство кого-, чего-л.» М. впе­чат­ле­ний. По­на­до­би­лась м. денег.

Слово   ЧУЖОЙ (3) имеет зна­че­ние «Яв­ля­ю­щий­ся соб­ствен­но­стью дру­го­го (дру­гих); не име­ю­щий не­по­сред­ствен­но­го от­но­ше­ния к кому-л.; не свой.» При­хва­тить ч. зонт. Оста­вить на хра­не­ние ч-ие вещи. Это ч-ое пись­мо, не тро­гай.

 

Ответ: 45.

Источник: ЕГЭ по рус­ско­му языку 25.03.2025. До­сроч­ная волна
Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 2 ЕГЭ. Опре­де­ле­ние лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова

Это за­да­ние на­це­ле­но на вы­яв­ле­ние на­вы­ка опре­де­лять из кон­тек­ста, какое из лек­си­че­ских зна­че­ний слова ис­поль­зу­ет­ся в тек­сте.

 

Лек­си­че­ское зна­че­ние слова — его со­дер­жа­ние, со­от­не­сен­ность с пред­ме­том или яв­ле­ни­ем дей­стви­тель­но­сти. В за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства лек­си­че­ских зна­че­ний слово может быть од­но­знач­ным (одно лек­си­че­ское зна­че­ние) или мно­го­знач­ным (два или более лек­си­че­ских зна­че­ний).

 

Кон­текст — за­кон­чен­ный от­ры­вок тек­ста, общий смысл ко­то­ро­го поз­во­ля­ет уточ­нить зна­че­ние вхо­дя­щих в него от­дель­ных слов и пред­ло­же­ний.

 

Для вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст и фраг­мен­ты сло­вар­ных ста­тей. Пом­ни­те, что зна­че­ние слова верно можно опре­де­лить толь­ко в кон­тек­сте кон­крет­но­го пред­ло­же­ния. От­бра­сы­вай­те те зна­че­ния, ко­то­рые оче­вид­но не со­от­вет­ству­ют теме тек­ста. Чтобы про­ве­рить вы­бран­ный ва­ри­ант, под­ставь­те в текст опре­де­ле­ние, ис­поль­зо­ван­ное в тол­ко­ва­нии.

1
Тип 1 № 58355
i

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в пер­вом (1) аб­за­це тек­ста. За­пи­ши­те это ме­сто­име­ние.


2
Тип 3 № 58357
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки тек­ста.

За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Эпи­те­ты («изу­чен­ное яв­ле­ние», «об­новлённой про­бле­ма­ти­за­ции», «по­став­лен­ной про­бле­мой», «син­так­си­че­ские шаб­ло­ны», «ме­то­до­ло­ги­че­ская зна­чи­тель­ность»), ме­та­фо­ры (имеет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние для науки, мо­ди­фи­ка­ции этих шаб­ло­нов) спо­соб­ству­ют со­зда­нию эмо­ци­о­наль­но­сти, вы­ра­зи­тель­но­сти из­ло­же­ния, пе­ре­да­ют ав­тор­скую оцен­ку опи­сы­ва­е­мых яв­ле­ний.

2)  От­влечённость и обобщённость из­ло­же­ния обес­пе­чи­ва­ют­ся упо­треб­ле­ни­ем книж­ной лек­си­ки (про­бле­ма­ти­за­ция, мо­ди­фи­ка­ция, кон­текст).

3)  На­ря­ду с об­ще­упо­тре­би­тель­ной лек­си­кой в тек­сте при­сут­ству­ют тер­ми­ны и тер­ми­но­ло­ги­че­ские со­че­та­ния (пря­мая речь, кос­вен­ная речь, не­соб­ствен­но-пря­мая речь и др.).

4)  Текст на­пи­сан язы­ком ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры, так как цель ав­то­ра  — эмо­ци­о­наль­но-эс­те­ти­че­ское воз­дей­ствие на чув­ства, во­об­ра­же­ние, мысли чи­та­те­ля с по­мо­щью со­зда­ния живых об­ра­зов, кар­тин, а не по­сред­ством при­ве­де­ния ло­ги­че­ских до­во­дов.

5)  Текст имеет грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, ха­рак­тер­ные для книж­ной речи: от­гла­голь­ные имена су­ще­стви­тель­ные (ис­сле­до­ва­ние, опи­са­ний, вы­ска­зы­ва­ний и др.), кон­струк­ции с обособ­лен­ны­ми чле­на­ми, слож­но­под­чинённые пред­ло­же­ния.