Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 49174
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

(1)У меня есть тео­рия, на­зы­ва­ет­ся она «тео­рия по­це­луя и удара». (2)Бог це­лу­ет и на­пут­ству­ет гения сло­ва­ми: «Иди на землю, у тебя боль­шая мис­сия, я по­ста­вил перед тобой очень слож­ную за­да­чу». (3)Но когда ре­ше­ние этой за­да­чи по каким-то при­чи­нам не по­лу­ча­ет­ся, тогда Бог «уда­ря­ет» гения  — стра­ха­ми и бо­лез­ня­ми.

(4)Возьмём Бет­хо­ве­на. (5)Бог его це­лу­ет, но по про­ше­ствии вре­ме­ни видит, что у Бет­хо­ве­на ни­че­го не по­лу­ча­ет­ся так, как он, Бог, хотел. (6)Тогда Гос­подь его оглу­ша­ет: бу­дешь глу­хим ком­по­зи­то­ром. (7)И после этого Бет­хо­вен на­чи­на­ет пи­сать ве­ли­чай­шую му­зы­ку. (8)Точно так же Бог це­лу­ет Мо­цар­та. (9)Тебе вся гар­мо­ния при­над­ле­жит, твоя мис­сия  — спа­сать людей, по­явит­ся даже по­ня­тие «эф­фект Мо­цар­та»  — такой кра­со­ты будет твоя му­зы­ка. (10)А Мо­царт пишет му­зы­ку, под­ра­жая вся­ким мод­ным в его время дя­день­кам, даже Иоган­ну Хри­сти­а­ну Баху, од­но­му из детей Иоган­на Се­бастья­на Баха. (11)И тогда Бог не даёт Мо­цар­ту в пол­ной мере на­сла­ждать­ся жиз­нью: у ком­по­зи­то­ра сла­бое, под­вер­жен­ное вся­че­ским бо­лез­ням тело, в любой мо­мент он рис­ку­ет уме­реть от самой ерун­до­вой хвори  — от­сю­да его фобия смер­ти... (12)Не­воз­мож­ность ды­шать у Шо­пе­на, оди­но­че­ство и без­де­не­жье у Шу­бер­та  — та же ис­то­рия. (13)По­лу­ча­ет­ся, гению все­гда нужны две вещи: та­лант, ге­ни­аль­ность и удар для мо­би­ли­за­ции всех сил.

(14)Ино­гда у меня спра­ши­ва­ют: а какой у Рах­ма­ни­но­ва был удар? (15)По­то­му что ка­жет­ся, что был один по­це­луй  — такая яс­ность во всех его зву­ках. (16) Но удар был, и ещё какой удар! (17)Ди­чай­шая мни­тель­ность, ве­ду­щая к де­прес­си­ям. (18)А мни­тель­ность была вот с чем свя­за­на: он бо­ял­ся уме­реть от рака и, как толь­ко у него ко­ло­ло в пра­вом боку, бежал к вра­чам весь тря­су­щий­ся. (19)Жизнь кон­че­на, всё про­па­ло! (20)Врачи его ис­сле­до­ва­ли и го­во­ри­ли: «Серёжа, ты аб­со­лют­но здо­ров». (21)Рах­ма­ни­нов вы­ле­тал от вра­чей на кры­льях и писал свою ве­ли­кую му­зы­ку, пока… не ко­ло­ло в левом боку. (22)Опять врачи, ис­сле­до­ва­ния и ди­а­гноз: «Сер­гей Ва­си­лье­вич, вы здо­ро­вы». (23)И он снова убе­гал  — в полёт. (24)Своей му­зы­кой сра­жал­ся за право жить. (25)В этом  — ле­чеб­ный эф­фект ве­ли­кой му­зы­ки. (26)Самый луч­ший ан­ти­де­прес­сант. (27)Мы по­лу­ча­ем от гения энер­гию пре­одо­ле­ния труд­но­стей, по­ни­ма­е­те? (28)Я уже не го­во­рю о том, что му­зы­ка  — про­вод­ник в дру­гой мир, дру­гое из­ме­ре­ние. (29)Туда, где нет по­сты­лой жизни, по­сты­лых, од­но­об­раз­ных вещей, на­ду­ман­ных про­блем и не­раз­ре­ши­мых кон­флик­тов. (30)Где мы под­лин­ные, на­сто­я­щие. (31)По­то­му что, когда мы слу­ша­ем му­зы­ку  — Бет­хо­ве­на, Мо­цар­та, Рах­ма­ни­но­ва,  — мы, на­ко­нец, слу­ша­ем самих себя.

(По М. С. Ка­зи­ни­ку*)

* Ми­ха­ил Семёнович Ка­зи­ник (род. в 1951 году)  — со­вет­ский и швед­ский лек­тор-му­зы­ко­вед, по­пу­ля­ри­за­тор клас­си­че­ской му­зы­ки.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Труд­но­сти, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ет­ся че­ло­век, за­ка­ля­ют ха­рак­тер и ста­но­вят­ся для каж­до­го ис­то­ком ге­ни­аль­но­сти.

2)  Твор­че­ство Мо­цар­та сна­ча­ла ос­но­вы­ва­лось на под­ра­жа­нии мод­ным в то время со­вре­мен­ни­кам.

3)  Шу­берт стра­дал лёгоч­ным за­бо­ле­ва­ни­ем и рис­ко­вал уме­реть от самой ерун­до­вой хвори.

4)  Рах­ма­ни­нов был очень мни­тель­ным че­ло­ве­ком, но для этого были ос­но­ва­ния: серьёзная на­след­ствен­ная бо­лезнь.

5)  Не­ред­ко гений в своём твор­че­стве пе­ре­даёт мощ­ную энер­гию пре­одо­ле­ния труд­но­стей, по­сколь­ку сам стал­ки­ва­ет­ся с серьёзными ис­пы­та­ни­я­ми в жизни.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

1)  Труд­но­сти, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ет­ся че­ло­век, за­ка­ля­ют ха­рак­тер и ста­но­вят­ся для каж­до­го ис­то­ком ге­ни­аль­но­сти.  — Не­вер­но. В тек­сте речь идёт об одарённых му­зы­кан­тах, а не обо всех под­ряд людях.

2)  Твор­че­ство Мо­цар­та сна­ча­ла ос­но­вы­ва­лось на под­ра­жа­нии мод­ным в то время со­вре­мен­ни­кам.  — Верно. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем № 10 тек­ста.

3)  Шу­берт стра­дал лёгоч­ным за­бо­ле­ва­ни­ем и рис­ко­вал уме­реть от самой ерун­до­вой хвори.  — Не­вер­но. Про­ти­во­ре­чит пред­ло­же­нию № 12 тек­ста: Шу­берт стра­дал от оди­но­че­ства и без­де­не­жья.

4)  Рах­ма­ни­нов был очень мни­тель­ным че­ло­ве­ком, но для этого были ос­но­ва­ния: серьёзная на­след­ствен­ная бо­лезнь.  — Не­вер­но. В тек­сте нет под­твер­жде­ния, что у Рах­ма­ни­но­ва была на­след­ствен­ная бо­лезнь.

5)  Не­ред­ко гений в своём твор­че­стве пе­ре­даёт мощ­ную энер­гию пре­одо­ле­ния труд­но­стей, по­сколь­ку сам стал­ки­ва­ет­ся с серьёзными ис­пы­та­ни­я­ми в жизни.  — Верно. Под­твер­жда­ет­ся пред­ло­же­ни­ем № 27 тек­ста.

 

Ответ: 25.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год
Правило: 21 ЕГЭ. Пунк­ту­а­ци­он­ный ана­лиз, 23 ЕГЭ. Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста

ЗА­ДА­НИЕ 21 ЕГЭ (2024-2025 год): Пунк­ту­а­ци­он­ный ана­лиз.

 

Эле­мен­ты со­дер­жа­ния, про­ве­ря­е­мые этим за­да­ни­ем эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты: (по ко­ди­фи­ка­то­ру ФИПИ 2024-2025 уч. год)

• знаки пре­пи­на­ния (тире) между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым;

• знаки пре­пи­на­ния (тире) в не­пол­ных пред­ло­же­ни­ях;

• знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с од­но­род­ны­ми чле­на­ми;

• знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с од­но­род­ны­ми чле­на­ми и обоб­ща­ю­щим сло­вом;

• знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем;

• знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ным при­ло­же­ни­ем;

• знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством, вы­ра­жен­ным оди­ноч­ным де­е­при­ча­сти­ем, де­е­при­част­ным обо­ро­том или со­че­та­ни­ем с про­из­вод­ным пред­ло­гом;

• знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях со срав­ни­тель­ным обо­ро­том;

• знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с уточ­ня­ю­щим обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством;

• знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с ввод­ным сло­вом или ввод­ной кон­струк­ци­ей;

• знаки пре­пи­на­ния (тире и скоб­ки) в пред­ло­же­ни­ях со встав­ной кон­струк­ци­ей;

• знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с об­ра­ще­ни­ем;

• знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с меж­до­ме­ти­ем;

• знаки пре­пи­на­ния в слож­но­со­чинённых пред­ло­же­ни­ях;

• знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ни­ях;

• знаки пре­пи­на­ния в бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ни­ях;

• знаки пре­пи­на­ния при пе­ре­да­че чужой речи (пря­мая речь, ци­ти­ро­ва­ние, диа­лог).

 

Этот спи­сок и есть не что иное, как ука­за­тель гра­ниц, на ос­но­ва­нии ко­то­рых уста­нав­ли­ва­ет­ся общ­ность пунк­то­грам­мы. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в ссыл­ках «Спра­воч­ни­ка» прак­ти­че­ски в любой справ­ке-пунк­то­грам­ме есть не­сколь­ко слу­ча­ев, но все они объ­еди­не­ны одним общим на­зва­ни­ем одной пунк­то­грам­мы.

 

Не­об­хо­ди­мый ма­те­ри­ал на­хо­дит­ся по ссыл­кам в "Спра­воч­ни­ке"

  1. Тире между глав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния
  2. Тире в не­пол­ном пред­ло­же­нии
  3. Знаки пре­пи­на­ния между од­но­род­ны­ми чле­на­ми
  4. Знаки пре­пи­на­ния при од­но­род­ных чле­нах с обоб­ща­ю­щи­ми сло­ва­ми.
  5. Знаки пре­пи­на­ния при обособ­лен­ных опре­де­ле­ни­ях.
  6. Знаки пре­пи­на­ния при обособ­лен­ных при­ло­же­ни­ях.
  7. Знаки пре­пи­на­ния при обособ­лен­ных об­сто­я­тель­ствах.
  8. Знаки пре­пи­на­ния при уточ­ня­ю­щих чле­нах пред­ло­же­ния.
  9. Знаки пре­пи­на­ния при об­ра­ще­ни­ях.
  10. Знаки пре­пи­на­ния при ввод­ных сло­вах и кон­струк­ци­ях.
  11. Знаки пре­пи­на­ния при встав­ных пред­ло­же­ни­ях.
  12. Знаки пре­пи­на­ния при сло­вах-пред­ло­же­ни­ях ДА, НЕТ, меж­до­ме­ти­ях.
  13. Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии.
  14. Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии.
  15. За­пя­тая и точка с за­пя­той в бес­со­юз­ном слож­ном пред­ло­же­нии.
  16. Двое­то­чие между ча­стя­ми бес­со­юз­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния.
  17. Тире между ча­стя­ми бес­со­юз­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния.
  18. Знаки пре­пи­на­ния при оформ­ле­нии пря­мой речи и цитат.

Осталь­ные ссыл­ки будут до­бав­ле­ны, ра­бо­та ведётся.

 

Усло­вие (за­да­ние банка ФИПИ):

Най­ди­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых за­пя­тая(-⁠ые) ста­вит­ся(-⁠ятся) в со­от­вет­ствии с одним и тем же пра­ви­лом пунк­ту­а­ции. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

(1)К се­ве­ро-во­сто­ку от Моск­вы на­хо­дит­ся «Ло­си­ный ост­ров», или «Ло­си­но­ост­ров­ский за­по­вед­ник». (2)Это на­зва­ние по­яви­лось в ту пору, когда леса между се­ле­ни­я­ми и по­ля­ми име­но­ва­лись ост­ро­ва­ми. (3)На этом ост­ро­ве из­дав­на во­ди­лось много лосей, от­сю­да и пошло на­зва­ние «ло­си­ный». (4)Кроме лосей, здесь можно по­встре­чать новосёлов Под­мос­ко­вья  — оле­ней. (5)Жар­ким лет­ним пол­днем при­ят­но укрыть­ся от зноя в ело­вой чаще и со­брать букет го­лу­бых ко­ло­коль­чи­ков, зо­ло­той осе­нью хо­ро­шо лю­бо­вать­ся ли­сто­па­дом и ощу­щать в руках хо­ло­док све­же­сре­зан­но­го бо­ро­ви­ка. (6)В сол­неч­ный мо­роз­ный денёк хо­чет­ся ле­теть на лыжах с кру­то­го скло­на овра­га. (7)Здесь любил гу­лять П. И. Чай­ков­ский. (8)«Что за вос­хи­ти­тель­ная про­гул­ка в лесу!»  — вспо­ми­нал ком­по­зи­тор. (9)За­по­вед­ный «Ло­си­ный ост­ров»  — кла­дезь чи­сто­ты и здо­ро­вья, жем­чу­жи­на в зелёном уборе сто­ли­цы.

 

Ре­ше­ние: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=50628

 

Ком­мен­та­рий:

«За­да­ние 21 ори­ен­ти­ро­ва­но на про­вер­ку уме­ния вы­пол­нять пунк­ту­а­ци­он­ный ана­лиз не­боль­шо­го тек­ста. На эк­за­ме­не для ана­ли­за будут пред­ло­же­ны тек­сты, пунк­ту­а­ци­он­ный ана­лиз ко­то­рых пред­по­ла­га­ет поиск оди­на­ко­вых син­так­си­че­ских кон­струк­ций с за­пя­той, двое­то­чи­ем или тире»,  — так пишет И.П. Цы­буль­ко в своём по­со­бии.

Ко­ли­че­ство вер­ных от­ве­тов в за­да­нии огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко ко­ли­че­ством пред­ло­же­ний в тек­сте. Вер­ное вы­пол­не­ние за­да­ния оце­ни­ва­ет­ся 1 бал­лом, по­ря­док за­пи­си цифр в от­ве­те не имеет зна­че­ния, на­при­мер: 146, 63, 91. Есте­ствен­но, что одной цифры в от­ве­те быть не может.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В КИМ ЕГЭ по рус­ско­му языку в 2025 году срав­ни­тель­ные обо­ро­ты будут идти от­дель­ным пра­ви­лом. В про­шлом году они за­счи­ты­ва­лись в общую груп­пу обособ­лен­ных об­сто­я­тельств.

 

В 2024 году к за­да­нию 21 ФИПИ опуб­ли­ко­вал сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Пра­ви­ло о со­еди­ни­тель­ном тире (на­при­мер, поезд Москва  — Вор­ку­та) ис­поль­зо­вать­ся для груп­пи­ров­ки пред­ло­же­ний в за­да­нии 21 ЕГЭ по рус­ско­му языку не будет, так как это пра­ви­ло не вхо­дит в школь­ный ми­ни­мум.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 21 ЕГЭ по рус­ско­му языку при по­ста­нов­ке тире/двое­то­чия в бес­со­юз­ном слож­ном пред­ло­же­нии раз­ли­чия в кон­крет­ных зна­че­ни­ях не иг­ра­ют роли. Кроме того, не су­ще­ству­ет раз­ли­чий с точки зре­ния пунк­ту­а­ци­он­но­го пра­ви­ла в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях: Уче­ник, про­чи­тав­ший пись­мо, вы­гля­дел счаст­ли­вым.  — Де­вуш­ка, доб­рая и от­зыв­чи­вая, ра­бо­та­ла во­лонтёром (обособ­лен­ные опре­де­ле­ния). То же самое ка­са­ет­ся обособ­лен­ных об­сто­я­тельств: Ди­рек­тор дет­ско­го дома при­вет­ство­вал шефов, бла­го­да­ря за ока­зан­ную по­мощь.  — Не­смот­ря на уста­лость, я про­дол­жал уси­лен­но тре­ни­ро­вать­ся.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В то же время важно раз­ли­чать за­пя­тые в пред­ло­же­нии с обособ­лен­ным при­ло­же­ни­ем и за­пя­тые в пред­ло­же­нии с уточ­ня­ю­щим обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством, на­при­мер: В 1103 году по при­ка­зу Мсти­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча, сына князя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, рус­ским зод­чим Пет­ром в Го­ро­ди­ще был воз­двиг­нут Бла­го­ве­щен­ский собор (обособ­лен­ное при­ло­же­ние).  — В на­ча­ле XII века, 1103 году, рус­ским зод­чим Пет­ром в Го­ро­ди­ще был воз­двиг­нут Бла­го­ве­щен­ский собор (уточ­ня­ю­щее обособ­лен­ное об­сто­я­тель­ство).

 

Ком­мен­та­рий РЕШУ:а ещё важ­нее раз­ли­чать обособ­лен­ное об­сто­я­тель­ство и уточ­ня­ю­щее, это раз­ные пунк­то­грам­мы (см. ссыл­ки в на­ча­ле раз­де­ла)

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 21 раз­ра­бот­чи­ки ис­поль­зу­ют две фор­му­ли­ров­ки: «Най­ди­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых за­пя­тые ста­вят­ся...» и «Най­ди­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых за­пя­тая(-ые) ста­вит­ся(-ятся)...» В пер­вом слу­чае под­ра­зу­ме­ва­ют­ся толь­ко не­пар­ные знаки, а во вто­ром слу­чае  — и пар­ные, и не­пар­ные. При­мер для вто­ро­го слу­чая: в одном пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот стоит в конце пред­ло­же­ния, по­это­му толь­ко с одной сто­ро­ны вы­де­ля­ет­ся за­пя­той; а в дру­гом пред­ло­же­нии  — в се­ре­ди­не пред­ло­же­ния, по­это­му с двух сто­рон вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 21 не может быть не­сколь­ких пра­виль­ных от­ве­тов. При этом среди пра­виль­ных от­ве­тов может быть, на­при­мер, пред­ло­же­ние, в ко­то­ром за­пя­тая ста­вит­ся толь­ко между ча­стя­ми бес­со­юз­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния, и пред­ло­же­ние, в ко­то­ром за­пя­тая ста­вит­ся по той же при­чи­не, а также обособ­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ство, вы­ра­жен­ное де­е­при­част­ным обо­ро­том.

Ком­мен­та­рий РЕШУ: в не­ко­то­рых за­да­ни­ях РЕ­ШУ­ЕГЭ есть такие, в ко­то­рых вер­ны­ми ока­за­лись две груп­пы пред­ло­же­ний, на две раз­ные пунк­то­грам­мы. Это не ошиб­ка, а осо­бен­ность за­да­ний от опре­делённого раз­ра­бот­чи­ка.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Слова «от­то­го», «по­это­му», «по­то­му» в рам­ках школь­ной про­грам­мы и, сле­до­ва­тель­но, ЕГЭ по рус­ско­му языку от­но­сят­ся к на­ре­чи­ям. В связи с этим слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых слова «по­это­му» и «по­то­му» вы­сту­па­ют в ка­че­стве свя­зу­ю­щих эле­мен­тов, яв­ля­ют­ся бес­со­юз­ны­ми слож­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми. По­доб­ные слова могут встре­чать­ся в за­да­ни­ях 1, 21, 25. На­при­мер:

[Ро­ди­те­ли долго не от­ве­ча­ли], [от­то­го я начал вол­но­вать­ся].

[Он не знал ни од­но­го пра­ви­ла], [по­это­му по­лу­чил плохую от­мет­ку].

[Я не услы­шал зво­нок], [по­то­му не подошёл к те­ле­фо­ну].

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Эта­лон­ным от­ве­том на за­да­ние 21: Най­ди­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых за­пя­тая(-ые) ста­вит­ся(-ятся) в со­от­вет­ствии с одним и тем же пра­ви­лом пунк­ту­а­ции. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

(1) На опуш­ках май­ско­го леса рас­ки­нул­ся пёстрый ковёр по­ле­вых цве­тов. (2) Про­зрач­на берёзовая роща, де­ре­вья полны жи­ви­тель­ной влаги. (3) Про­де­ла­ешь в коре не­боль­шие от­вер­стия – брыз­нет на тебя аро­мат­ный берёзовый сок. (4) Мно­гие жи­вот­ные любят этот на­пи­ток  — чу­дес­ный дар веш­не­го рус­ско­го леса. (5) Весь год дятел, пер­на­тый ле­карь, уха­жи­вал за боль­ны­ми де­ре­вья­ми, уни­что­жал на­се­ко­мых, а тут не утер­пел, от­ку­по­рил клю­вом здо­ро­вую берёзу и на­пил­ся всласть. (6) К ве­че­ру за­ти­ха­ет в лесу раз­но­го­ло­сый пти­чий гомон, но не­ожи­дан­но лес­ное без­мол­вие пре­ры­ва­ет звон­кая ще­бе­чу­щая трель за­рян­ки; её пение  — пре­лю­дия к ноч­но­му кон­цер­ту. (7) На­ко­нец раздаётся дол­го­ждан­ная со­ло­вьи­ная песня, на­по­ми­на­ю­щая ча­ру­ю­щую ме­ло­дию весны. (8) Всю ночь со­ло­вьи­ные рос­сы­пи бу­до­ра­жат чут­кий сон лес­ных оби­та­те­лей, а на рас­све­те их будит ку­куш­ка  — да­ле­ко не тихая птица.

яв­ля­ет­ся набор цифр 6 и 8. В этих пред­ло­же­ни­ях за­пя­тая ста­вит­ся на ос­но­ва­нии пра­ви­ла рас­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния в слож­но­со­чинённых пред­ло­же­ни­ях. Что ка­са­ет­ся пред­ло­же­ния 5, то в этом пред­ло­же­нии пред­став­ле­ны имен­но од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния, так как фор­маль­но все дей­ствия гла­го­лов-ска­зу­е­мых, не­смот­ря на раз­ность их ви­до­вой при­над­леж­но­сти, от­но­сят­ся к од­но­му субъ­ек­ту-под­ле­жа­ще­му «дятел».

Ком­мен­та­рий РЕШУ: очень часто при­хо­дит­ся слы­шать, что од­но­род­ные ска­зу­е­мые долж­ны быть од­но­го вида. Это не так.

 

Услов­ные обо­зна­че­ния

ОЧ  — од­но­род­ные члены.

ПО, ОО — при­част­ный обо­рот, опре­де­ли­тель­ный обо­рот.

ДО — де­е­при­част­ный обо­рот.

СПП  — слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние.

ССП  — слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние.

БСП  — бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние.

[...]  — гра­фи­че­ское обо­зна­че­ние гра­ниц про­стых не­за­ви­си­мых пред­ло­же­ний в со­ста­ве слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния.

(...)   — гра­фи­че­ское обо­зна­че­ние гра­ниц про­стых при­да­точ­ных пред­ло­же­ний в со­ста­ве слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния.

{...}   — гра­фи­че­ское обо­зна­че­ние гра­ниц бло­ков пред­ло­же­ний в со­ста­ве мно­го­ком­по­нент­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния.

 

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния дол­жен быть таким:

Учи­ты­вая, что в одном пред­ло­же­нии могут быть оди­на­ко­вые знаки пре­пи­на­ния, но на раз­ные пра­ви­ла, про­ду­май­те за­ра­нее си­сте­му крат­ких обо­зна­че­ний пунк­то­грамм, на­при­мер: ВВ (ввод­ное), ДО (де­е­при­част­ный обо­рот), ОО (обособ­лен­ное опре­де­ле­ние), ОЧ (од­но­род­ные члены) и так далее.

1. Чи­та­ем вни­ма­тель­но цель за­да­ния. По­сколь­ку знаки пре­пи­на­ния уже рас­став­ле­ны, опре­де­ля­ем пред­ло­же­ния, над ко­то­ры­ми нужно ра­бо­тать. Пред­ло­же­ния с двое­то­чи­ем и тире видны сразу, с за­пя­ты­ми слож­нее.

1. Опре­де­ля­ем ос­но­вы(⁠у), обя­за­тель­но подчёрки­вая их(⁠её), и гра­фи­че­ски от­де­ля­ем про­стые пред­ло­же­ния друг от друга. Опре­де­ля­ем, где про­стые пред­ло­же­ния, а где слож­ные.

2. Ана­ли­зи­ру­ем пунк­то­грам­мы в слож­ных пред­ло­же­ни­ях, то есть знаки на гра­ни­цах про­стых пред­ло­же­ний и под­пи­сы­ва­ем на полях: ССП, СПП, БСП.

3. Если в ча­стях слож­ных пред­ло­же­ний (то есть в про­стых) есть свои знаки пре­пи­на­ния, ана­ли­зи­ру­ем их, подчёрки­ва­ем и под­пи­сы­ва­ем со­кращёнными на­зва­ни­я­ми: ОЧ, ДО, Об.сл. и так далее.

4. На­хо­дим общие обо­зна­че­ния, на­при­мер, на­шлось два ОЧ, или три БСП, или три ДО. Ещё раз убеж­да­ем­ся/пе­ре­про­ве­ря­ем, что ука­за­на общая пунк­то­грам­ма.

5. Но­ме­ра пред­ло­же­ний с об­щи­ми обо­зна­че­ни­я­ми вы­пи­сы­ва­ем в ответ.

 

За­да­ния обыч­но­го уров­ня от ФИПИ

https://rus-ege.sdamgia.ru/test?category_id=364&filter=all

Очень слож­ные за­да­ния

https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=18113

 

 

Часто встре­ча­ю­щи­е­ся ошиб­ки

1. Обособ­лен­ное при­ло­же­ние, вы­де­лен­ное при по­мо­щи тире, при­ни­ма­ет­ся за ска­зу­е­мое.

2. Не опо­зна­ны под­чи­ни­тель­ные союзы, по­это­му СПП вос­при­ни­ма­ет­ся как ССП.

3. ССП с со­ю­зом не от­ли­чи­ли от БСП, в ко­то­ром со­ю­зов нет.

4. Ряды ОЧ опо­зна­ны как части ССП.

5. При­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное пе­ре­пу­та­но с обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем.


ЗА­ДА­НИЕ 23. ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НАЯ ОБ­РА­БОТ­КА ТЕК­СТА

 

Это за­да­ние про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста.

Чтобы вы­пол­нить за­да­ние 23, не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но про­честь текст, найти под­твер­жде­ние пред­ла­га­е­мым ва­ри­ан­там от­ве­тов в тек­сте.

В при­ведённых ва­ри­ан­тах от­ве­тов долж­на со­дер­жать­ся та же ин­фор­ма­ция, те же факты, что и в тек­сте. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­воз­мож­ность ис­ка­же­ния, даже не­зна­чи­тель­но­го, фак­тов, де­та­лей тек­ста, свя­зан­ных с пе­ри­о­да­ми дей­ствия (го­да­ми, ме­ся­ца­ми и т. п.), име­на­ми ге­ро­ев, родом за­ня­тий пер­со­на­жей — имен­но здесь часто скры­ва­ют­ся «ло­вуш­ки» за­да­ния № 23. Обя­за­тель­но после опре­де­ле­ния ва­ри­ан­тов от­ве­та еще раз най­ди­те кон­крет­ные пред­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие эту ин­фор­ма­цию, в тек­сте.

К со­жа­ле­нию, спе­ци­фи­ка за­да­ния та­ко­ва, что ино­гда пред­ло­жен­ные для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ния имеют два смыс­ла, и толь­ко автор знал, по­че­му его герой сде­лал так или иначе.

Осо­бен­но слож­но ана­ли­зи­ро­вать слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния иро­нии, когда пишем/чи­та­ем одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем про­ти­во­по­лож­ное. «Ну ты мо­ло­дец, прям гор­жусь тобой,  — го­рест­но вздох­ну­ла мама». Гру­бей­шей ошиб­кой будет от­ве­тить «верно» на утвер­жде­ние «Мама гор­дит­ся по­ступ­ком сына».

 

ФИПИ огра­ни­чил­ся сле­ду­ю­щи­ми ука­за­ни­я­ми:

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! В за­да­нии 23 при пе­ре­да­че смыс­ла про­чи­тан­но­го тек­ста раз­ра­бот­чи­ки КИМ ис­поль­зу­ют си­но­ни­ми­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка, то есть под­би­ра­ют к не­ко­то­рым сло­вам ис­ход­но­го тек­ста слова-эк­ви­ва­лен­ты. Самое глав­ное в этом про­цес­се – со­хра­нить общее со­дер­жа­ние про­чи­тан­но­го тек­ста. На­при­мер, ос­но­ва­ни­ем для утвер­жде­ния «Со времён Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв был луч­шим на­вод­чи­ком ар­тил­ле­рий­ско­го ору­жия» по­слу­жи­ло ис­клю­чи­тель­но пред­ло­же­ние 15 ис­ход­но­го тек­ста: «Во время Пер­вой ми­ро­вой войны Ковалёв слу­жил в ар­тил­ле­рии и уже тогда счи­тал­ся вы­да­ю­щим­ся на­вод­чи­ком».

Раздел кодификатора ФИ⁠ПИ: Текст как ре­че­вое про­из­ве­де­ние. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная це­лост­ность тек­ста
1
Тип 23 № 49147
i

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Со­глас­но «тео­рии по­це­луя и удара», ге­ни­аль­ность ве­ли­ко­го че­ло­ве­ка не­из­мен­но со­пря­же­на с уда­ра­ми по его ка­рье­ре и са­мо­лю­бию.

2)  Бет­хо­вен начал пи­сать ве­ли­чай­шую му­зы­ку после того, как по­те­рял слух.

3)  Для мо­би­ли­за­ции твор­че­ских сил мало дан­но­го от при­ро­ды та­лан­та и ге­ни­аль­но­сти  — вся­кий ве­ли­кий че­ло­век пе­ре­жи­ва­ет удары судь­бы, спо­соб­ству­ю­щие ре­а­ли­за­ции твор­че­ско­го по­тен­ци­а­ла.

4)  На долю Шо­пе­на и Шу­бер­та вы­па­ли одни и те же жиз­нен­ные ис­пы­та­ния: бед­ность, не­при­я­тие со сто­ро­ны об­ще­ства.

5)  Из-за он­ко­ло­ги­че­ско­го за­бо­ле­ва­ния Рах­ма­ни­но­ву при­хо­ди­лось сра­жать­ся за жизнь  — и в этом ему по­мо­га­ла му­зы­ка.


2
Тип 24 № 49148
i

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся оши­боч­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Пред­ло­же­ния 2, 3 рас­кры­ва­ют, по­яс­ня­ют со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 1.

2)  Пред­ло­же­ние 13 со­дер­жит вывод из того, что ска­за­но в пред­ло­же­ни­ях 4−12.

3)  Пред­ло­же­ние 15 ука­зы­ва­ет на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 16.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 25−27 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 28, 29 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.


3
Тип 25 № 49149
i

Из пред­ло­же­ний 1−5 вы­пи­ши­те одну пару кон­текст­ных ан­то­ни­мов.


4
Тип 26 № 49150
i

Среди пред­ло­же­ний 4−11 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи со­чи­ни­тель­но­го союза и ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


5
Тип 27 № 57585
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста «Что спо­соб­ству­ет мо­би­ли­за­ции твор­че­ских сил ге­ни­аль­но­го че­ло­ве­ка?».

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по ука­зан­ной про­бле­ме.

Про­ком­мен­ти­руй­те, как в тек­сте рас­кры­ва­ет­ся эта по­зи­ция. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, важ­ные для по­ни­ма­ния по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка), и по­яс­ни­те их. Ука­жи­те и по­яс­ни­те смыс­ло­вую связь между при­ведёнными при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер⁠-⁠ар­гу­мент, опи­ра­ясь на чи­та­тель­ский, ис­то­ри­ко-куль­тур­ный или жиз­нен­ный опыт.

(Не до­пус­ка­ет­ся об­ра­ще­ние к таким жан­рам, как ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра.)

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту) или не са­мо­сто­я­тель­но, не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.


6
Тип Д28 № 49151
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ко­то­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22–25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

 

«Рас­ска­зы­вая чи­та­те­лю о своей „тео­рии по­це­луя и удара“, М. С. Ка­зи­ник иро­ни­чен и серьёзен од­но­вре­мен­но. Создаётся впе­чат­ле­ние, что автор де­лит­ся сво­и­ми мыс­ля­ми не с ши­ро­ким кру­гом чи­та­те­лей, а с близ­ки­ми дру­зья­ми, и этому спо­соб­ству­ют, в част­но­сти, такое лек­си­че­ское сред­ство, как (А)_______ (на­при­мер, „дя­день­кам“ в пред­ло­же­нии 10, „хвори“ в пред­ло­же­нии 11), такой приём, как (Б)_____ (в пред­ло­же­нии 19), такое син­так­си­че­ское сред­ство, как (В)_____ (пред­ло­же­ния 14, 27), а также приём  — (Г)_____ (пред­ло­же­ния 28−31)».

 

 

Спи­сок тер­ми­нов

1)  ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

2)  раз­го­вор­ная и про­сто­реч­ная лек­си­ка

3)  во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния

4)  ана­фо­ра

5)  пар­цел­ля­ция

6)  ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

7)  ли­то­та

8)  син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

9)  ввод­ные кон­струк­ции

 

Ответ:

AБВГ

7
Тип Д27 C27 № 49152
i

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

 

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.