Заголовок: ЕГЭ по русскому языку 28.05.2024. Основная волна. Разные задачи
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Вариант № 43774792

ЕГЭ по русскому языку 28.05.2024. Основная волна. Разные задачи

1.  
i

Иван Фи­лип­пов, ос­но­ва­тель бу­лоч­ной, про­сла­вив­ший­ся да­ле­ко за пре­де­ла­ми Моск­вы мос­ков­ски­ми ка­ла­ча­ми и сай­ка­ми, был раз­бор­чив и не <...> слу­ча­ем поль­зо­вал­ся, где можно день­ги на­жить.

Ис­по­кон веков был обы­чай на боль­шие празд­ни­ки  — Рож­де­ство, Кре­ще­ние, Пасху, а также в ро­ди­тель­ские суб­бо­ты  — по­сы­лать в тюрь­мы по­да­я­ние аре­сто­ван­ным. Бу­лоч­ные по­лу­ча­ли за­ка­зы от жерт­во­ва­те­ля на ты­ся­чу, две, а то и боль­ше ка­ла­чей и саек.

На­жи­ва­лись на этих по­да­я­ни­ях глав­ным об­ра­зом бу­лоч­ни­ки и хле­бо­пе­кар­ни. Толь­ко один ста­рик Фи­лип­пов был в этом слу­чае чест­ным че­ло­ве­ком.

Во-пер­вых, он при за­ка­зе ни­ко­гда не по­сы­лал за́вали1 аре­стан­там, а все­гда све­жие ка­ла­чи и сайки; во-вто­рых, у него вёлся осо­бый счёт, по ко­то­ро­му видно было, сколь­ко ба­ры­ша да­ва­ли эти за­ка­зы на по­да­я­ние, и этот барыш он це­ли­ком от­во­зил сам в тюрь­му и жерт­во­вал на улуч­ше­ние пищи боль­ным аре­стан­там. И вы­пол­нял он эту ра­бо­ту «очень про­сто», не ради выгод или ме­даль­ных и мун­дир­ных от­ли­чий бла­го­тво­ри­тель­ных учре­жде­ний.

Кроме того, по зимам шли обозы с его су­ха­ря­ми, ка­ла­ча­ми и сай­ка­ми, на со­ло­ме испечёнными, даже в Си­бирь. Их как-то осо­бым спо­со­бом, го­ря­чи­ми, прямо из печки, за­мо­ра­жи­ва­ли, везли за ты­ся­чу вёрст, а уже перед само́й едой от­та­и­ва­ли  — тоже осо­бым спо­со­бом, в сырых по­ло­тен­цах,  — и аро­мат­ные, го­ря­чие ка­ла­чи где-ни­будь в Бар­нау­ле или Ир­кут­ске по­да­ва­лись на стол го­ря­чи­ми.

(По В. А. Ги­ля­ров­ско­му)

 

 

____________________

1 За́валь  — за­ле­жав­ший­ся, не­про­дан­ный товар, обыч­но пло­хой по ка­че­ству.

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те опре­де­ли­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в пер­вом (1) аб­за­це тек­ста.

2.  
i

В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.

 

С рав­ни­ны тя­ну­ло мин­даль­ным за­па­хом БО­ЛОТ­НЫХ цве­тов.

Хо­лод­ные ДОЖ­ДЕ­ВЫЕ капли ска­ты­ва­лись с на­сквозь про­мок­шей шер­сти Бима.

От­прав­ля­е­мо­му до­ку­мен­ту при­сва­и­ва­ют номер, ко­то­рый за­но­сят в жур­нал ре­ги­стра­ции ИС­ХО­ДЯ­ЩИХ до­ку­мен­тов.

Когда до­хо­дит до се­рьез­но­го дела, Ва­лен­тин ста­но­вит­ся жест­ким, НЕ­СТЕР­ПИ­МЫМ к окру­жа­ю­щим.

В раз­го­во­рах дру­зей все чаще все чаще про­скаль­зы­ва­ли нотки РАЗ­ДРА­ЖИ­ТЕЛЬ­НО­СТИ.

3.  
i

От­ре­дак­ти­руй­те пред­ло­же­ние: ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, за­ме­нив упо­треблённое не­вер­но слово. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка и со­хра­няя смысл вы­ска­зы­ва­ния.

 

Для школь­ни­ков, по­сту­па­ю­щих в пе­да­го­ги­че­ский ин­сти­тут, важ­ное зна­че­ние иг­ра­ет пе­да­гог-на­став­ник.

4.  
i

От­ре­дак­ти­руй­те пред­ло­же­ние: ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, ис­клю­чив лиш­нее слово. Вы­пи­ши­те это слово.

 

Чтобы по­стичь науку, нужно знать пер­вые ее азы.

5.  
i

От­ре­дак­ти­руй­те пред­ло­же­ние: ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, ис­клю­чив лиш­нее слово. Вы­пи­ши­те это слово.

 

Не все­гда легко усво­ить пра­виль­ное пра­во­пи­са­ние того или иного слова, по­это­му при­хо­дит­ся ис­поль­зо­вать раз­лич­ные ас­со­ци­а­тив­ные приёмы.

6.  
i

От­ре­дак­ти­руй­те пред­ло­же­ние: ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, ис­клю­чив лиш­нее слово. Вы­пи­ши­те это слово.

 

В круп­ной фирме по про­да­же офис­но­го обо­ру­до­ва­ния име­ет­ся сво­бод­ная ва­кан­сия ме­не­дже­ра.

7.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

Б)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д)  на­ру­ше­ние видо-вре­мен­ной со­от­не­сен­но­сти гла­голь­ных форм

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Одним из за­ме­ча­тель­ных до­сти­же­ний рес­пуб­ли­кан­ско­го рим­ско­го ис­кус­ства стал порт­рет.

2)  Пуш­кин писал, что «не дай мне бог сойти с ума».

3)  В ста­тье го­во­рит­ся об ан­тич­ной куль­ту­ре, а также о со­вре­мен­ном ис­кус­стве.

4)  По­лу­чив не­опре­де­лен­ный ответ от ро­ди­те­лей Гон­ча­ро­вой, у Пуш­ки­на воз­ник­ло ре­ше­ние уехать из Моск­вы.

5)  Уве­рен­ность в том, что любой но­во­рож­ден­ный обя­за­тель­но вла­де­ет каким-то язы­ком, по­ро­ди­ла целую цепь опы­тов.

6)  Пи­са­тель при­да­вал боль­шое зна­че­ние делу де­каб­ри­стов, вы­ра­жая уве­рен­ность, что оно будет про­дол­же­но по­том­ка­ми, по­же­ла­ю­щих уви­деть Рос­сию сво­бод­ной.

7)  В ки­но­филь­ме «Войне и мире» С. Бон­дар­чук пре­крас­но сыг­рал Пьера Без­ухо­ва.

8)  Не по­се­тив­ших кар­тин­ную га­ле­рею было не так уж много.

9)  Поэт ис­поль­зо­вал рас­ска­зы о ядо­ви­том де­ре­ве и пишет сти­хо­тво­ре­ние «Анчар».

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
8.  
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых во всех сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  изг..рь, пл..вун (грунт), к..са­тель­ная

2)  р..гла­мент, стр..мян­ный, цв..ток

3)  пог..релец, вым..кнуть (под дождём), выр..с

4)  отр..сле­вой, ур..вень, зап..роть

5)  вып..сть, обн..жать, ав..нгард

9.  
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых во всех сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  пр..на­ря­дить­ся, пр..школь­ный, пр..шелец

2)  бе..по­мощ­ный, ни..про­вер­же­ние, ра..счёт

3)  воз..меть, сверх..зыс­кан­но, пред..юнь­ский

4)  п..дпу­стить, не..хват­ный, в..зме­стить

5)  с..ёжить­ся, под..языч­ный, об..езд­ной

10.  
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых во всех сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  че­решн..вый, рубаш..чка

2)  нищ..та, меньш..нство

3)  мед­веж..нок, камыш..вый

4)  увещ..вать, обур..вать

5)  кресл..це, мудр..цы

11.  
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) пи­шет­ся НН.

 

В гости(1)ице особе(2)о вкус­но го­то­ви­ли овощи, туше(3)ые с пря(4)остя­ми.

12.  
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) пи­шет­ся Н.

 

На пе­ред­нем плане кар­ти­ны ярко вы­де­ля­ет­ся де­ви­чья фи­гу­ра в бе­ло­снеж­ном пла­тье с плетё(1)ыми ру­ка­ва­ми на фоне фигур ряже(2)ых с маза(3)ыми сажей ли­ца­ми.

13.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1.  Снег падал хло­пья­ми и вско­ре по­крыл всю землю.

2.  Сту­чат то­по­ры и из века в век со­вер­шен­ству­ет­ся ма­стер­ство плот­ни­ков.

3.  По­ры­жев­шая вы­жжен­ная солн­цем трава вы­гля­де­ла жалко.

4.  Мед­лен­но па­да­ет на землю ото­рвав­ший­ся от ветки кле­но­вый лист.

5.  Петя вы­бе­жал за во­ро­та и уви­дел ве­се­лых и до­воль­ных дру­зей.

14.  
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Пей­за­жи И. И. Ле­ви­та­на (1) про­ник­ну­ты пе­ча­лью про­щаль­ных дней и (2) тихо сып­лю­щих­ся (3) ли­стьев, осен­не­го солн­ца (4) едва за­мет­но при­гре­ва­ю­ще­го землю (5) и ти­хо­го гу­де­ния пчел перед хо­ло­да­ми.

15.  
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Ни­ки­те при­ш­лось идти пеш­ком на дру­гой конец го­ро­да (1) и (2) когда он под­хо­дил к не­взрач­ной ха­тен­ке (3) в ко­то­рой оби­тал Фео­к­ти­стов (4) он с тру­дом дер­жал­ся на ногах от уста­ло­сти.

16.  
i

Най­ди­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых за­пя­тая(-ые) ста­вит­ся(-ятся) в со­от­вет­ствии с одним и тем же пра­ви­лом пунк­ту­а­ции. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

(1)Целое утро мы про­ве­ли в поле, за­тра­ви­ли двух вол­ков и мно­же­ство зай­цев и вер­ну­лись домой в вос­хи­ти­тель­но при­ят­ном рас­по­ло­же­нии духа. (2)Смер­ка­лось. (3)Ветер разыг­ры­вал­ся в тем­ных полях, шумно рас­ка­чи­вая об­на­жен­ные вер­ши­ны берез и лип. (4)На крыль­це я оста­но­вил­ся и огля­нул­ся: по се­ро­му небу тяжко полз­ли длин­ные тучи, темно-бурый ку­стар­ник кру­тил­ся на ветре и жа­лоб­но шумел, жел­тая трава бес­силь­но и пе­чаль­но при­ги­ба­лась к земле, стаи дроз­дов пе­ре­ле­ты­ва­ли по ря­би­нам. (5)На круг­лом столе го­ре­ло во­семь све­чей в се­реб­ря­ных под­свеч­ни­ках. (6)Оде­тый по-ан­глий­ски бла­го­об­раз­ный дво­рец­кий стоял в по­чти­тель­ной не­по­движ­но­сти перед дру­гим сто­лом, на ко­то­ром уже кра­со­ва­лась боль­шая су­по­вая чаша, об­ви­тая лег­ким и па­ху­чим паром. (7)Обед был чрез­вы­чай­но при­ят­ный, мы хо­хо­та­ли и с вос­тор­гом упо­ми­на­ли о двух зна­ме­ни­тых «угон­ках». (8)После дол­го­го об­суж­де­ния мы вдруг все за­мол­ча­ли. (9)В это время, го­во­рят, про­ле­тел тихий ангел.