Вариант № 674510

ЕГЭ 27.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 7.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип Д4 № 4586
i

В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

 

слИ­во­вый

вклЮ­чен­ный

обо­гна­лА

та­мОж­ня

начАв


Ответ:

2
Тип 5 № 4587
i

В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.

 

В те­ат­раль­ном учи­ли­ще учат­ся АР­ТИ­СТИЧ­НЫЕ и одарённые люди.

Под­клю­ча­ясь с по­мо­щью СКРЫ­ТО­ГО удалённого до­сту­па к ком­пью­те­рам поль­зо­ва­те­лей, зло­умыш­лен­ни­ки пе­ре­чис­ля­ли на свои счета круп­ные суммы.

ОБ­ВИ­НИ­ТЕЛЬ­СКАЯ речь про­ку­ро­ра не нашла под­держ­ки у при­сяж­ных.

МА­ЛА­ХИ­ТО­ВЫЙ камин на­хо­дит­ся в одной из ком­нат Боль­шо­го Крем­лев­ско­го двор­ца  — в лич­ных по­ко­ях рос­сий­ских им­пе­ра­то­ров.


Ответ:

3
Тип 7 № 4588
i

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

 

ИХ книги

ХУД­ШИЙ по­сту­пок

гора АПЕЛЬ­СИ­НОВ

со СТА пер­во­го эк­зем­пля­ра

тепло СЕР­ДЕЦ


Ответ:

4
Тип Д B7 № 4589
i

Ука­жи­те грам­ма­ти­че­ски пра­виль­ное про­дол­же­ние пред­ло­же­ния.

 

С не­ве­ро­ят­ной силой от­ска­ки­вая от стола,

 

1)  мяч вра­ща­ет­ся сразу в двух на­прав­ле­ни­ях.

2)  со­пер­ни­ку труд­но от­бить такой мяч.

3)  сле­ду­ет точ­ный удар по мячу.

4)  осо­бые дви­же­ния ра­кет­ки за­став­ля­ют мяч вра­щать­ся.


Ответ:

5
Тип Д B7 № 4590
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ние с грам­ма­ти­че­ской ошиб­кой (с на­ру­ше­ни­ем син­так­си­че­ской нормы).

 

1)  Бла­го­да­ря вы­пав­ше­му снегу в лесу было свет­ло даже ве­че­ром.

2)  Пред­се­да­тель дач­но­го ко­опе­ра­ти­ва под­черк­нул не­об­хо­ди­мость со­зы­ва об­ще­го со­бра­ния.

3)  Гео­фи­зи­ки за­вер­ши­ли и по­зна­ко­ми­ли со своим ис­сле­до­ва­ни­ем на­уч­ную об­ще­ствен­ность.

4)  По­вре­жде­ние до­рож­но­го по­кры­тия про­изо­шло вслед­ствие силь­ных до­ждей.


Ответ:

6
Тип Д B7 № 4591
i

В каком пред­ло­же­нии при­да­точ­ную часть слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния нель­зя за­ме­нить обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем, вы­ра­жен­ным при­част­ным обо­ро­том?

 

1)  Ху­до­же­ствен­ный мир Ма­сте­ра ха­рак­те­ри­зу­ет­ся рядом пред­мет­ных де­та­лей, ко­то­рые при­об­ре­та­ют сим­во­ли­че­ское зна­че­ние.

2)  «Град Пет­ров» в про­из­ве­де­ни­ях А. С. Пуш­ки­на  — это не толь­ко ис­то­ри­че­ская «сцена», на ко­то­рой раз­во­ра­чи­ва­ют­ся и под­лин­ные, и вы­мыш­лен­ные со­бы­тия, но и сим­вол Пет­ров­ской эпохи.

3)  Хо­лод­ный и го­ря­чий батик ос­но­ва­ны на при­ме­не­нии ре­зер­ви­ру­ю­щих со­ста­вов, ко­то­рые огра­ни­чи­ва­ют рас­те­ка­е­мость крас­ки по по­лот­ну.

4)  «Тео­рия крас­но­ре­чия для всех родов про­за­и­че­ских со­чи­не­ний» на­пи­са­на А. И. Га­ли­чем, ко­то­рый пре­по­да­вал рус­скую и ла­тин­скую сло­вес­ность в Цар­ско­сель­ском лицее.


Ответ:

7
Тип Д A7 № 4592
i
Развернуть

Какое из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний долж­но быть пер­вым в этом тек­сте?

 



8
Тип Д2 № 4593
i
Развернуть

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии?

 

По­это­му

Хотя

Не­смот­ря на это,

Во­пре­ки этому

Бес­спор­но


Ответ:

9
Тип Д A9 № 4594
i
Развернуть

Какое слово или со­че­та­ние слов яв­ля­ет­ся грам­ма­ти­че­ской ос­но­вой в одном из пред­ло­же­ний или в одной из ча­стей слож­но­го пред­ло­же­ния тек­ста?



10
Тип Д A10 № 4595
i
Развернуть

Ука­жи­те вер­ную ха­рак­те­ри­сти­ку тре­тье­го (3) пред­ло­же­ния тек­ста.



11
Тип Д A11 № 4596
i

(6)... для ат­мо­сфе­ры Земли ха­рак­тер­но умень­ше­ние его ко­ли­че­ства от эк­ва­то­ра к по­лю­сам и очень быст­рое его умень­ше­ние по мере уве­ли­че­ния вы­со­ты над Землёй.


Показать целиком


Ука­жи­те вер­ную мор­фо­ло­ги­че­скую ха­рак­те­ри­сти­ку слова ХА­РАК­ТЕР­НО (пред­ло­же­ние 6).



12
Тип Д A12 № 4597
i
Развернуть

Какое слово в тек­сте имеет зна­че­ние «смена со­сто­я­ний в раз­ви­тии»?



13
Тип 15 № 4598
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) пи­шет­ся НН.

 

Зо­ло­ти­лось солн­це на во­сто­ке за тума(1)ой по­ло­сой зелё(2)ых лесов, за ши­ро­кой низме(3)остью, на ко­то­рую гля­дел с не­вы­со­ко­го бе­ре­га древ­ний рус­ский город.


Ответ:

14
Тип Д9 № 4599
i

Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 

в..сти­бюль

оскв..рнить

пред­пол..гать

р..вес­ник

р..внина


Ответ:

15
Тип Д10 № 4600
i

Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 

не..гляд­ный, з..го­ло­вок;

во..го­ра­ние, в..дра­ги­вать;

раз..скать, по..грать;

пр..обрел, пр..об­ра­зо­ва­тель;

суб..ек­тив­ный, оп..яне­ние.


Ответ:

16
Тип Д12 № 4601
i

Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

 

пре­об­ра­зу..мый

дремл..шь

пе­ре­кин..шь

сломл..нный

за­смотр..шься


Ответ:

17
Тип Д11 № 4602
i

Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

 

огра­нич..вать

продл..вать

за­тейл..вый

за­манч..вый

усидч..вость


Ответ:

18
Тип Д13 B13 № 4603
i

Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

 

Липы в ста­ром саду (не)вы­руб­ле­ны, их уда­лось со­хра­нить.

Солн­це брыз­га­ми яр­ко­го света взры­ва­ет тайгу, еще (не)успев­шую стрях­нуть с себя ноч­ной покой.

Со­всем (не)ста­рин­ная, а очень со­вре­мен­ная шляпа.

(Не)смот­ря на сухую по­го­ду, в за­тя­ну­тых тра­вой кю­ве­тах бле­сте­ла вода.

В пол­ном оди­но­че­стве он про­сто­ял с ми­ну­ту, (не)ре­ша­ясь дви­нуть­ся даль­ше.


Ответ:

19
Тип Д14 B14 № 4604
i

Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

 

Бра­тья оста­лись (НА)ЕДИНЕ и (С)НА­ЧА­ЛА толь­ко по­смат­ри­ва­ли друг на друга.

Про­да­вец ТАК(ЖЕ) несёт от­вет­ствен­ность перед по­ку­па­те­лем за по­вре­жде­ние или по­лом­ку груза (ИЗ)ЗА не­над­ле­жа­щей упа­ков­ки, как и по­ку­па­тель перед про­дав­цом за свое­вре­мен­ную опла­ту то­ва­ра.

Даже в по­лу­сон­ном су­ще­ство­ва­нии Илья Ильич не мог, по его сло­вам, рав­но­душ­но вспом­нить арию из оперы В. Бел­ли­ни, ко­то­рая КАК(БЫ) сли­лась с об­ли­ком Ольги Ильин­ской, а ТАК(ЖЕ) с дра­ма­ти­че­ским ито­гом любви Об­ло­мо­ва к ней.

Ни­ко­лай (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ всего спора мол­чал и толь­ко В(ПОЛ)ГО­ЛО­СА по­про­сил Ма­ри­ну убрать са­мо­вар.

Пол­то­ра часа по­ле­ми­ки про­шли (В)ПУ­СТУЮ, (ТО)ЕСТЬ об­ще­го ре­ше­ния так и не было вы­ра­бо­та­но.


Ответ:

20
Тип Д A20 № 4605
i

Ука­жи­те пра­виль­ное объ­яс­не­ние по­ста­нов­ки за­пя­той или её от­сут­ствия в пред­ло­же­нии:

 

В.  А. Серов искал новый спо­соб пе­ре­да­чи на по­лот­не бес­ко­неч­но раз­но­об­раз­ной игры света ( ) и ра­бо­та над порт­ре­том «Де­вуш­ка, осве­щен­ная солн­цем» не раз от­кла­ды­ва­лась.



21
Тип 17 № 4606
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Ис­кус­ство­ве­ды убеж­де­ны, что (1) ра­бо­тая над об­ра­зом поэта Ни­ко­лая Алек­се­е­ви­ча Не­кра­со­ва (2) ху­дож­ник Крам­ской ис­поль­зо­вал (3) со­здан­ные им ранее (4) этюды и даже ав­то­порт­ре­ты поэта.


Ответ:

22
Тип 18 № 4607
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Вы плохо по­ни­ма­е­те прак­ти­че­ский век, не со­всем (1) верно (2) оце­ни­ва­е­те про­ис­хо­дя­щее. Слов­но кто голос подал, а ни­ко­го не ви­дать. Мне (3) верно (4) по­слы­ша­лось.


Ответ:

23
Тип 16 № 4608
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1)  Ни­ко­го из со­труд­ни­ков в офисе не ока­за­лось и сту­ден­ты и ро­ди­те­ли ожи­да­ли в фойе.

2)  Наш поезд оста­нав­ли­вал­ся как на боль­ших так и на ма­лень­ких стан­ци­ях.

3)  По­пут­чик не рас­слы­шал ска­зан­ное или пре­небрёг моим намёком.

4)  А годы шли быст­ро и не­слыш­но и уно­си­ли с собой эти вос­по­ми­на­ния.

5)Же­стян­щи­ки долж­ны знать устрой­ство раз­лич­ных стан­ков и при­спо­соб­ле­ний для об­ра­бот­ки ли­сто­во­го ме­тал­ла и уметь ра­бо­тать на них.


Ответ:

24
Тип Д A24 № 4609
i

Как объ­яс­нить по­ста­нов­ку двое­то­чия в при­ведённом ниже пред­ло­же­нии?

Со­блю­дай­те пра­ви­ла улич­но­го дви­же­ния: сле­ду­ет идти толь­ко по тро­туа­ру, пе­ре­хо­дить улицу на зелёный свет све­то­фо­ра.



25
Тип Д29 № 4610
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Семья Шиш­ки­ных жила в доме (1) из окна (2) ко­то­ро­го (3) было видно (4) пет­ля­ю­щую по за­лив­ным лугам реку.


Ответ:

26
Тип 20 № 4611
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Рез­вый ветер с моря надул па­ру­са (1) и (2) когда солн­це взо­шло (3) и го­род­ские стены оста­лись за кор­мою по­след­не­го стру­га (4) гром­кая песня раз­ли­лась над про­сто­ра­ми Волги.


Ответ:

27
Тип Д1 № 4612
i
Развернуть

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Тела ра­ко­об­раз­ных со всех сто­рон охва­ты­ва­ет проч­ный внеш­ний пан­цирь, ко­то­рый не рас­тя­ги­ва­ет­ся и даже при линь­ке, ло­па­ясь по­по­лам, со­хра­ня­ет свою форму.

2)Ра­ко­об­раз­ные не могут расти, не сбра­сы­вая ста­рый пан­цирь, но когда при­хо­дит время линь­ки, под ста­рым об­ра­зу­ет­ся вна­ча­ле мяг­кая кожа, а затем она, за­твер­де­вая, пре­вра­ща­ет­ся в новый пан­цирь.

3)  Ра­ко­об­раз­ные рас­тут, пе­ри­о­ди­че­ски сбра­сы­вая ста­рый пан­цирь; под ним об­ра­зу­ет­ся новая мяг­кая кожа, ко­то­рая по­сте­пен­но за­твер­де­ва­ет и снова пре­вра­ща­ет­ся в пан­цирь.

4)  Для ра­ко­об­раз­ных линь­ка яв­ля­ет­ся опас­ным про­цес­сом, во время ко­то­ро­го им при­хо­дит­ся пря­тать­ся.

5)  Во время линь­ки в кровь ра­ко­об­раз­но­го по­сту­па­ет из пан­ци­ря зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство кар­бо­на­та каль­ция, по­это­му новый пан­цирь до­ста­точ­но быст­ро раз­гла­жи­ва­ет­ся и за­твер­де­ва­ет.


Ответ:

28
Тип 23 № 4613
i
Развернуть

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Учёные при­зы­ва­ют от­ка­зать­ся от про­из­вод­ства ГМО.

2)  Цель науки—бо­роть­ся со злом в любом его про­яв­ле­нии, даже с ещё не­из­вест­ным.

3)  Учёные обя­за­ны быть гу­ма­ни­ста­ми и стре­мить­ся сде­лать мир лучше.

4)  В науке есть место субъ­ек­тив­ной оцен­ке.

5)  Раз­ви­тие науки тесно свя­за­но с раз­ви­ти­ем этики.


Ответ:

29
Тип 24 № 4614
i
Развернуть

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­нии 3 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2)  В пред­ло­же­нии 18 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

3)  В пред­ло­же­ни­ях 15–16 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

4)  В пред­ло­же­нии 10 пред­став­лен вывод из со­дер­жа­ния пред­ло­же­ний 8–9.

5)  Пред­ло­же­ние 9 объ­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 8.


Ответ:

30
Тип 25 № 4615
i

(15)Про­дол­же­ние и рас­ши­ре­ние на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний от­кро­ет нам глаза на то зло, ко­то­рое мы пока не раз­ли­ча­ем.


Показать целиком


Из пред­ло­же­ния 15 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм


Ответ:

31
Тип Д B1 № 4616
i

(12)Как ис­сле­до­ва­те­ли, как гу­ма­ни­сты они могут и долж­ны вно­сить свой вклад в ре­ше­ние этих ост­рей­ших про­блем со­вре­мен­но­сти.

 


Показать целиком


Из пред­ло­же­ния 12 вы­пи­ши­те слово, об­ра­зо­ван­ное бес­суф­фикс­ным спо­со­бом (с по­мо­щью ну­ле­во­го суф­фик­са).


Ответ:

32
Тип Д B2 № 4617
i

(1)Раз­ви­тие науки не раз ста­ви­ло перед учёными важ­ней­шие эти­че­ские про­бле­мы. (2)Се­год­ня они свя­за­ны с от­вет­ствен­но­стью не толь­ко за то, что уже сде­ла­но, но и за выбор новых на­прав­ле­ний ис­сле­до­ва­ний  — на­при­мер, в со­вре­мен­ной био­ло­гии. (3)Воз­мож­ность ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния на­след­ствен­ным ма­те­ри­а­лом кле­ток, ко­то­рую дала ген­ная ин­же­не­рия, вне­утроб­ное раз­ви­тие че­ло­ве­че­ско­го эм­бри­о­на, про­бле­мы транс­план­та­ции ор­га­нов  — эти при­ме­ры де­мон­стри­ру­ют си­ту­а­ции, где эти­че­ские про­бле­мы в ре­ша­ю­щей сте­пе­ни пе­ре­пле­та­ют­ся с пла­ни­ро­ва­ни­ем и осу­ществ­ле­ни­ем экс­пе­ри­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний, с но­вы­ми пу­тя­ми прак­ти­че­ско­го ис­поль­зо­ва­ния на­уч­ных от­кры­тий.

 


Показать целиком


Из пред­ло­же­ний 1−3 вы­пи­ши­те все крат­кие при­ча­стия.


Ответ:

33
Тип Д B3 № 4618
i

(6)Вряд ли стоит по­вто­рять, что ос­нов­ным кри­те­ри­ем на­уч­но­сти вы­во­дов ис­сле­до­ва­те­ля яв­ля­ет­ся объ­ек­тив­ность.


Показать целиком


Из пред­ло­же­ния 6 вы­пи­ши­те под­чи­ни­тель­ное сло­во­со­че­та­ние со свя­зью СО­ГЛА­СО­ВА­НИЕ.


Ответ:

34
Тип Д B4 № 4619
i

(9)Это об­ласть при­ло­же­ния кол­лек­тив­ных уси­лий, об­ласть со­мне­ний и цен­ност­ных оце­нок, об­ласть со­ци­аль­ных при­стра­стий  — сло­вом, всего, чем на­пол­не­на любая че­ло­ве­че­ская де­я­тель­ность. (10)А зна­чит, и ей, науке, при­над­ле­жит не по­след­нее место в фор­ми­ро­ва­нии того ком­плек­са об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей, из ко­то­рых скла­ды­ва­ет­ся по­ня­тие «гу­ма­низм».

 

(11)Учёные не могут за­кры­вать глаза на опас­ность уни­что­же­ния че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции, не могут не ви­деть ни­ще­ту, хро­ни­че­ский голод и без­гра­мот­ность сотен и сотен мил­ли­о­нов жи­те­лей нашей пла­не­ты. (12)Как ис­сле­до­ва­те­ли, как гу­ма­ни­сты они могут и долж­ны вно­сить свой вклад в ре­ше­ние этих ост­рей­ших про­блем со­вре­мен­но­сти.

 

(13)Джон Бер­нал, вы­да­ю­щий­ся учёный и об­ще­ствен­ный де­я­тель, раз­мыш­ляя о судь­бах науки, писал, что пер­вый и самый труд­ный шаг со­сто­ит в том, чтобы ис­поль­зо­вать наши зна­ния про­тив устра­ни­мо­го зла. (14)А вто­рым шагом яв­ля­ет­ся поиск средств борь­бы со злом, про­тив ко­то­ро­го се­год­ня мы ещё бес­силь­ны.


Показать целиком


Среди пред­ло­же­ний 9–14 най­ди­те слож­ное, в со­став ко­то­ро­го вхо­дит од­но­со­став­ное без­лич­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого слож­но­го пред­ло­же­ния.


Ответ:

35
Тип Д B5 № 4620
i
Развернуть

Среди пред­ло­же­ний 5−11 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным при­ло­же­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


Ответ:

36
Тип Д B6 № 4621
i

(2)Се­год­ня они свя­за­ны с от­вет­ствен­но­стью не толь­ко за то, что уже сде­ла­но, но и за выбор новых на­прав­ле­ний ис­сле­до­ва­ний  — на­при­мер, в со­вре­мен­ной био­ло­гии. (3)Воз­мож­ность ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния на­след­ствен­ным ма­те­ри­а­лом кле­ток, ко­то­рую дала ген­ная ин­же­не­рия, вне­утроб­ное раз­ви­тие че­ло­ве­че­ско­го эм­бри­о­на, про­бле­мы транс­план­та­ции ор­га­нов  — эти при­ме­ры де­мон­стри­ру­ют си­ту­а­ции, где эти­че­ские про­бле­мы в ре­ша­ю­щей сте­пе­ни пе­ре­пле­та­ют­ся с пла­ни­ро­ва­ни­ем и осу­ществ­ле­ни­ем экс­пе­ри­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний, с но­вы­ми пу­тя­ми прак­ти­че­ско­го ис­поль­зо­ва­ния на­уч­ных от­кры­тий.

 

(4)Не сек­рет, что в среде учёных-есте­ствен­ни­ков пре­об­ла­да­ет убеж­де­ние, будто наука не имеет своей соб­ствен­ной спе­ци­фи­че­ской си­сте­мы цен­но­стей. (5)Но это как раз, на мой взгляд, не ис­клю­ча­ет, а, на­о­бо­рот, пред­по­ла­га­ет, что этика долж­на вы­ра­бо­тать опре­делённые мо­раль­ные нормы, ко­то­ры­ми могли бы ру­ко­вод­ство­вать­ся ис­сле­до­ва­те­ли в ходе своей ра­бо­ты.

 

(6)Вряд ли стоит по­вто­рять, что ос­нов­ным кри­те­ри­ем на­уч­но­сти вы­во­дов ис­сле­до­ва­те­ля яв­ля­ет­ся объ­ек­тив­ность. (7)Это дей­стви­тель­но так, и в науке нет и не может быть места для субъ­ек­тив­но­го фак­то­ра. (8)Но наука не толь­ко новое зна­ние. (9)Это об­ласть при­ло­же­ния кол­лек­тив­ных уси­лий, об­ласть со­мне­ний и цен­ност­ных оце­нок, об­ласть со­ци­аль­ных при­стра­стий  — сло­вом, всего, чем на­пол­не­на любая че­ло­ве­че­ская де­я­тель­ность. (10)А зна­чит, и ей, науке, при­над­ле­жит не по­след­нее место в фор­ми­ро­ва­нии того ком­плек­са об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей, из ко­то­рых скла­ды­ва­ет­ся по­ня­тие «гу­ма­низм».

 


Показать целиком


Среди пред­ло­же­ний 2–10 най­ди­те слож­но­под­чинённые пред­ло­же­ния с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те но­ме­ра этих слож­ных пред­ло­же­ний.


Ответ:

37
Тип 26 № 4622
i

(11)Учёные не могут за­кры­вать глаза на опас­ность уни­что­же­ния че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции, не могут не ви­деть ни­ще­ту, хро­ни­че­ский голод и без­гра­мот­ность сотен и сотен мил­ли­о­нов жи­те­лей нашей пла­не­ты. (12)Как ис­сле­до­ва­те­ли, как гу­ма­ни­сты они могут и долж­ны вно­сить свой вклад в ре­ше­ние этих ост­рей­ших про­блем со­вре­мен­но­сти.

 

(13)Джон Бер­нал, вы­да­ю­щий­ся учёный и об­ще­ствен­ный де­я­тель, раз­мыш­ляя о судь­бах науки, писал, что пер­вый и самый труд­ный шаг со­сто­ит в том, чтобы ис­поль­зо­вать наши зна­ния про­тив устра­ни­мо­го зла. (14)А вто­рым шагом яв­ля­ет­ся поиск средств борь­бы со злом, про­тив ко­то­ро­го се­год­ня мы ещё бес­силь­ны.


Показать целиком


Среди пред­ло­же­ний 11–14 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


Ответ:

38
Тип Д28 № 4623
i

(5)Но это как раз, на мой взгляд, не ис­клю­ча­ет, а, на­о­бо­рот, пред­по­ла­га­ет, что этика долж­на вы­ра­бо­тать опре­делённые мо­раль­ные нормы, ко­то­ры­ми могли бы ру­ко­вод­ство­вать­ся ис­сле­до­ва­те­ли в ходе своей ра­бо­ты.

 


Показать целиком


Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Автор точно, ло­гич­но и эмо­ци­о­наль­но обос­но­вы­ва­ет свою по­зи­цию, ис­поль­зуя син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти  — (А)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 9, 16), приём  — (Б)_____ («новые ма­те­ри­а­лы, новые тех­но­ло­ги­че­ские про­цес­сы и, пре­жде всего, новые эф­фек­тив­ные ос­но­вы ор­га­ни­за­ции об­ще­ствен­ных дей­ствий»), лек­си­че­ское сред­ство  — (В)_____ («ис­клю­ча­ет»  — «пред­по­ла­га­ет» в пред­ло­же­нии 5). А (Г)_____ («вне­утроб­ное раз­ви­тие», «че­ло­ве­че­ский эм­бри­он», «транс­план­та­ция ор­га­нов») по­мо­га­ют ав­то­ру под­черк­нуть осо­бую ак­ту­аль­ность за­тро­ну­тых про­блем для ряда со­вре­мен­ных на­уч­ных на­прав­ле­ний».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  си­но­ни­мы

2)  ин­ди­ви­ду­аль­но-ав­тор­ские слова

3)  кон­текст­ные ан­то­ни­мы

4)  тер­ми­ны

5)  пар­цел­ля­ция

6)  ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

7)  ряды од­но­род­ных чле­нов

8)  диа­лек­тизм

9)  лек­си­че­ский по­втор

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

Ответ:

39
Тип Д27 C27 № 4624
i
Развернуть

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.