Вариант № 1473654

Усложненный вариант ЕГЭ 2014 года

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 5 № 1636
i

В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.

 

ИГ­РО­ВОЕ поле для во­лей­бо­ла долж­но быть пря­мо­уголь­ным и сим­мет­рич­ным и вклю­чать пло­щад­ку для игры и сво­бод­ную зону.

1 ап­ре­ля Ни­же­го­род­ская фи­лар­мо­ния от­кро­ет про­да­жу АБО­НЕ­МЕН­ТОВ на новый кон­церт­ный сезон.

Мно­го­крат­ные пе­ре­сад­ки могут пе­ре­не­сти толь­ко самые ЖИВЫЕ рас­те­ния.

Не сле­ду­ет ПРИ­НИ­ЖАТЬ зна­че­ние по­бе­ды нашей сбор­ной в чем­пи­о­на­те мира по тяжёлой ат­ле­ти­ке.


Ответ:

2
Тип 7 № 3
i

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

 

ки­ло­грамм ЯБЛОК

СЕ­МЬЮ­ДЕ­СЯ­ТЬЮ про­цен­та­ми

ПО­ЕЗ­ЖАЙ в Под­мос­ко­вье

голос более ЗВУЧ­НЕЕ

языки ПЛА­МЕ­НИ


Ответ:

3
Тип Д B7 № 6338
i

Ука­жи­те грам­ма­ти­че­ски пра­виль­ное про­дол­же­ние пред­ло­же­ния.

 

За­щи­ща­ясь от вра­гов,

 

1)  дей­стви­я­ми че­ре­пах ру­ко­во­дят ин­стинк­ты.

2)  пла­ще­нос­ная яще­ри­ца при­ни­ма­ет устра­ша­ю­щую позу и шипит.

3)  пер­во­быт­ным людям свой­ствен­но было се­лить­ся среди скал, в труд­но­до­ступ­ных пе­ще­рах.

4)  длин­ные клыки не­за­ме­ни­мы в жизни моржа.


Ответ:

4
Тип Д B7 № 423
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ние с грам­ма­ти­че­ской ошиб­кой (с на­ру­ше­ни­ем син­так­си­че­ской нормы).

 

1)  На пред­ска­за­ния ме­тео­ро­ло­гов ори­ен­ти­ру­ют­ся как го­род­ская хо­зяй­ствен­ная, так и ме­ди­цин­ская служ­бы.

2)  Боль­шин­ство книг, рас­ска­зы­ва­ю­щих о жизни реп­ти­лий, из­да­но в нашей стра­не.

3)  Про­бле­мы эко­но­ми­ки и биз­не­са были в цен­тре вни­ма­ния ве­ду­ще­го те­ле­пе­ре­да­чи «Де­ло­вой Моск­вы».

4)  Те, кто не изу­ча­ет ино­стран­ный язык, ли­ше­ны воз­мож­но­сти чи­тать в под­лин­ни­ке ше­дев­ры ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры.


Ответ:

5
Тип Д B7 № 368
i

В каком пред­ло­же­нии при­да­точ­ную часть слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния нель­зя за­ме­нить обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем, вы­ра­жен­ным при­част­ным обо­ро­том?

 

1)  Усадь­ба стоит у самой кром­ки холма, ко­то­рый по­крыт жи­во­пис­ной ве­ко­вой дуб­ра­вой.

2)  Это село воз­ник­ло в более позд­ний пе­ри­од рядом с остат­ка­ми древ­не­го го­ро­да, на­зва­ние ко­то­ро­го оно за­кре­пи­ло за собой.

3)  В конце XIX века име­ние при­обрёл кур­ский купец пер­вой гиль­дии Ге­ор­гий Алек­сан­дро­вич Но­во­силь­цев, ко­то­рый был по­след­ним вла­дель­цем Ле­бя­жье­го.

4)  Учеб­но-иг­ру­шеч­ная ма­стер­ская в Сер­ги­е­вом По­са­де, ко­то­рую ор­га­ни­зо­ва­ло Мос­ков­ское зем­ство в 1891 году, во мно­гом обя­за­на своим су­ще­ство­ва­ни­ем СТ. Мо­ро­зо­ву.


Ответ:

6
Тип Д A7 № 3031
i
Развернуть

Какое из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний долж­но быть ПЕР­ВЫМ в этом тек­сте?



7
Тип Д2 № 3032
i
Развернуть

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово.

 

На­про­тив,

Кроме того,

Од­на­ко

На­при­мер,

Тем не менее


Ответ:

8
Тип Д A9 № 3033
i
Развернуть

Какое слово или со­че­та­ние слов яв­ля­ет­ся грам­ма­ти­че­ской ос­но­вой в одном из пред­ло­же­ний или в одной из ча­стей слож­но­го пред­ло­же­ния тек­ста?



9
Тип Д A10 № 3034
i
Развернуть

Ука­жи­те вер­ную ха­рак­те­ри­сти­ку ЧЕТ­ВЕР­ТО­ГО пред­ло­же­ния тек­ста.



10
Тип Д A11 № 3035
i
Развернуть

Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть при­тя­жа­тель­ное(-ые) ме­сто­име­ние(-я).



11
Тип Д A12 № 3036
i

(3)Вся утварь, не­об­хо­ди­мая для служ­бы в нём, была при­ве­зе­на из Гре­ции и Кор­су­ни (Хер­со­не­са), внут­ри цер­ковь, ве­ро­ят­но, была от­де­ла­на мра­мо­ром, яшмой, ка­фе­ля­ми, мо­за­и­кой и фрес­ка­ми.


Показать целиком


Ука­жи­те зна­че­ние слова СЛУЖ­БА в пред­ло­же­нии 3.



12
Тип 15 № 1685
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) пи­шет­ся НН?

 

Не­ко­то­рые кар­ти­ны ху­дож­ни­ка Сав­ра­со­ва были не­боль­шо­го раз­ме­ра; на­пи­са(1)ые им в те­че­ние од­но­го-двух часов, они от­ме­че(2)ы оча­ро­ва­ни­ем вдох­но­ве(3)ых им­про­ви­за­ций.


Ответ:

13
Тип Д9 № 3221
i

Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная че­ре­ду­ю­ща­я­ся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 

нест.. биль­ный

сп..раль

тв..рожок

предв..ри­тель­ный

тв..ри­тель­ный


Ответ:

14
Тип Д10 № 2565
i

Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 

без..мян­ный, контр..гра;

пр..пом­нить, пр..кра­тить;

л..ющий, под..езд;

под..рвать­ся, поз..бытый;

не..дер­жан­ный, и..под­тиш­ка.


Ответ:

15
Тип Д12 № 395
i

Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И

 

дремл..т (он)

не­на­вид..вший

закле..на

пил..щий

объ­езд..вший


Ответ:

16
Тип Д11 № 6053
i

Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

 

улыбч..вый

сомн..вать­ся

болтл..вый

при­ветл..во

за­канч..вать


Ответ:

17
Тип Д13 B13 № 359
i

Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

 

Все дома давно (не)шту­ка­ту­ре­ны.

Горы, еще (не)осве­щен­ные солн­цем, вы­де­ля­лись на по­свет­лев­шем небе.

Это был (не)куп­лен­ный, а свой соб­ствен­ный кры­жов­ник.

Дру­зья разъ­е­ха­лись, и (не)кого по­звать в гости.

Солн­це, ещё (не)скры­тое об­ла­ка­ми, осве­ща­ет мрач­ную жёлто-ли­ло­вую тучу.


Ответ:

18
Тип Д14 B14 № 664
i

Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

 

Наши деды и пра­де­ды (ЗА)ТО во­е­ва­ли, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и со­гла­сии.

Иной пи­са­тель ка­жет­ся ве­ли­ка­ном (ПО)ТОМУ, что стоит (В)РО­ВЕНЬ с чи­та­те­лем.

К ро­ди­те­лям от­но­сись ТАК(ЖЕ), как ты желал бы, ЧТО(БЫ) твои соб­ствен­ные дети от­но­си­лись к тебе.

ПО(ТОМУ), как он за­мол­чал, а ТАК(ЖЕ) по его ви­но­ва­то­му взгля­ду Сер­пи­лин по­чув­ство­вал, что перед ним стоит че­ло­век, не уме­ю­щий за­щи­тить себя.

Они ТАК(ЖЕ) шумно под­ни­ма­лись и (В)ГОРУ.


Ответ:

19
Тип Д A20 № 437
i

Ука­жи­те пра­виль­ное объ­яс­не­ние по­ста­нов­ки за­пя­той или её от­сут­ствия в пред­ло­же­нии:

 

Со сто­ро­ны улицы у шта­кет­ни­ка стоял пыш­ный баг­ря­ный клён () и ронял свои ли­стья в ма­лень­кий садик.



20
Тип 17 № 400
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Пе­ре­ли­сты­вая стра­ни­цы (1) при­несённой из ка­би­не­та (2) книги (3) отец оста­но­вил­ся у при­от­кры­той двери (4) при­слу­ши­ва­ясь к раз­го­во­ру на кухне.


Ответ:

21
Тип 18 № 2752
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Вам (1) по-моему (2) сле­ду­ет (3) всё-таки (4) про­кон­суль­ти­ро­вать­ся перед про­ве­де­ни­ем экс­пе­ри­мен­та с ра­бот­ни­ка­ми ла­бо­ра­то­рии.


Ответ:

22
Тип 16 № 6886
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Уче­нье да труд к славе ведут.

2)  Луна гля­дит за­га­доч­но и лас­ко­во и манит своим туск­лым све­том.

3)  Ры­цар­ской вер­но­стью и пре­дан­но­стью слову от­ли­ча­лись Даль и Срез­нев­ский Щерба и Ви­но­гра­дов.

4)  Шум говор толпа людей  — всё это было не­при­выч­но для Егора.

5)   Огля­ни­тесь во­круг и уви­ди­те столь­ко но­во­го и ин­те­рес­но­го.


Ответ:

23
Тип Д A24 № 3162
i

Как объ­яс­нить по­ста­нов­ку двое­то­чия в дан­ном пред­ло­же­нии?

 

Было труд­но раз­гля­деть наших со­бе­сед­ни­ков: ком­на­та была не осве­ще­на.



24
Тип 19 № 975
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

У не­ко­то­рых видов тро­пи­че­ских и суб­тро­пи­че­ских рыб на го­ло­ве име­ет­ся при­сос­ка (1) с по­мо­щью (2) ко­то­рой (3) они при­креп­ля­ют­ся (4) к самым раз­лич­ным жи­вот­ным.


Ответ:

25
Тип 20 № 1166
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Че­ло­век ме­ня­ет­ся (1) и (2) чтобы пред­ста­вить себе ло­ги­ку по­ступ­ков ли­те­ра­тур­но­го героя или людей про­шло­го (3) надо пред­став­лять себе (4) как они жили, какой мир их окру­жал. (Ю. М. Лот­ман)


Ответ:

26
Тип Д1 № 5544
i
Развернуть

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  Шлюп «Мир­ный», по­стро­ен­ный по про­ек­ту рус­ских ин­же­не­ров, ока­зал­ся на­мно­го креп­че «Во­сто­ка», ко­то­рый был спро­ек­ти­ро­ван бри­тан­ца­ми.

2)  Для ан­тарк­ти­че­ской экс­пе­ди­ции Бел­линсгау­зе­на Ад­ми­рал­тей­ство вы­бра­ло ко­раб­ли, по­стро­ен­ные по раз­ным про­ек­там и на раз­ных вер­фях.

3)  Не самый удач­ный выбор ко­раб­лей для ан­тарк­ти­че­ской экс­пе­ди­ции Бел­линсгау­зе­на стал при­чи­ной её ран­не­го окон­ча­ния: шлюп «Во­сток» ока­зал­ся слиш­ком слаб для пла­ва­ния во льдах.

4)  Ко­ман­ду­ю­щий рус­ской ан­тарк­ти­че­ской экс­пе­ди­ци­ей ка­пи­тан Бел­линсгау­зен имел в своём рас­по­ря­же­нии два раз­ных по мо­ре­ход­ным ка­че­ствам ко­раб­ля: шлюпы «Мир­ный» и «Во­сток».

5)  Ан­тарк­ти­че­ская экс­пе­ди­ция Бел­линсгау­зе­на была за­вер­ше­на рань­ше за­пла­ни­ро­ван­но­го, и при­чи­ной этого стал не очень удач­ный выбор ко­раб­лей, один из ко­то­рых, шлюп «Во­сток», ока­зал­ся не­при­спо­соб­лен­ным для дол­го­го хож­де­ния во льдах.


Ответ:

27
Тип 23 № 218
i
Развернуть

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  Одна из про­блем со­вре­мен­но­го об­ще­ства  — уга­са­ние ин­те­ре­са к чте­нию.

2)  Сле­ду­ет ра­зум­нее ис­поль­зо­вать воз­мож­но­сти, ко­то­рые предо­став­ля­ет те­ле­ви­де­ние.

3)  Вос­пи­ты­вать ху­до­же­ствен­ный вкус можно на любых про­из­ве­де­ни­ях.

4)  Вос­пи­та­ние вкуса не­воз­мож­но без вдум­чи­во­го чте­ния книг.

5)  Автор счи­та­ет, что те­ле­ви­де­ние по­мо­га­ет школь­ни­кам изу­чать ли­те­ра­ту­ру.


Ответ:

28
Тип 24 № 219
i
Развернуть

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1)  В пред­ло­же­ни­ях 21—27 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 31—39 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3)  Пред­ло­же­ния 25—30 объ­яс­ня­ют со­дер­жа­ние вы­ска­зан­но­го в пред­ло­же­ни­ях 23—24 утвер­жде­ния.

4)  Пред­ло­же­ние 22 объ­яс­ня­ет со­дер­жа­ние вы­ска­зан­но­го в пред­ло­же­нии 21 утвер­жде­ния.

5)  Пре­об­ла­да­ю­щий тип тек­ста—опи­са­ние.


Ответ:

29
Тип 25 № 220
i

(12)Наи­бо­лее по­пу­ляр­ны­ми маль­чиш­ка­ми среди нас были те, кто умел пе­ре­ска­зать книгу, ко­то­рую никто не видел в глаза.


Показать целиком


Из пред­ло­же­ния 12 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.


Ответ:

30
Тип Д B1 № 221
i

(1)В со­вре­мен­ном об­ще­стве целый океан про­блем. (2)Они об­сту­па­ют нас всюду, и по какой до­рож­ке ни пойдёшь, воз­ни­ка­ют новые.


Показать целиком


Из пред­ло­же­ний 1—2 вы­пи­ши­те слово, об­ра­зо­ван­ное при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом.


Ответ:

31
Тип Д B2 № 222
i

(31)Вос­пи­та­ние вкуса  — от­дель­ная тема. (32)Это можно де­лать толь­ко на вы­со­ких об­раз­цах. (33)К со­жа­ле­нию, сей­час по­яви­лось много ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний весь­ма не­вы­со­ко­го ху­до­же­ствен­но­го уров­ня. (34)При­вы­кая к ним, мы те­ря­ем ори­ен­ти­ры. (35)Вос­пи­ты­вать вкус можно на Тол­стом, на До­сто­ев­ском, на Пуш­ки­не. (36)Глав­ное  — на­учить­ся раз­ли­чать, что дей­стви­тель­но кра­си­во, а что под­дел­ка.


Показать целиком


Из пред­ло­же­ний 31—36 вы­пи­ши­те крат­кое при­ла­га­тель­ное.


Ответ:

32
Тип Д B3 № 223
i

(1)В со­вре­мен­ном об­ще­стве целый океан про­блем. (2)Они об­сту­па­ют нас всюду, и по какой до­рож­ке ни пойдёшь, воз­ни­ка­ют новые. (3)Возьмём во­прос о чте­нии  — на уроке, до­маш­нем.


Показать целиком


Из пред­ло­же­ний 1—3 вы­пи­ши­те под­чи­ни­тель­ное сло­во­со­че­та­ние со свя­зью ПРИ­МЫ­КА­НИЕ.


Ответ:

33
Тип Д B4 № 224
i

(33)К со­жа­ле­нию, сей­час по­яви­лось много ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний весь­ма не­вы­со­ко­го ху­до­же­ствен­но­го уров­ня. (34)При­вы­кая к ним, мы те­ря­ем ори­ен­ти­ры. (35)Вос­пи­ты­вать вкус можно на Тол­стом, на До­сто­ев­ском, на Пуш­ки­не. (36)Глав­ное  — на­учить­ся раз­ли­чать, что дей­стви­тель­но кра­си­во, а что под­дел­ка. (37)Что ново и ори­ги­наль­но, а что ба­наль­но и истёрто, ты­ся­чу раз встре­ча­лось. (38)По­это­му  — не ис­кус­ство: ис­кус­ство все­гда ново, что-то от­кры­ва­ет. (39)Вос­пи­тать вкус можно лишь чте­ни­ем, вду­мы­ва­ни­ем, вгля­ды­ва­ни­ем в тек­сты ис­тин­но со­вер­шен­ные.

(По В. Лак­ши­ну*)

 

* Вла­ди­мир Яко­вле­вич Лак­шин (1933—1993), рус­ский ли­те­ра­тур­ный кри­тик, ли­те­ра­ту­ро­вед, про­за­ик, ме­му­а­рист, автор из­вест­ных те­ле­ви­зи­он­ных про­грамм о рус­ских клас­си­ках.


Показать целиком


Среди пред­ло­же­ний 33—39 най­ди­те про­стые од­но­со­став­ные без­лич­ные пред­ло­же­ния. На­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.


Ответ:

34
Тип Д B5 № 225
i

(1)В со­вре­мен­ном об­ще­стве целый океан про­блем. (2)Они об­сту­па­ют нас всюду, и по какой до­рож­ке ни пойдёшь, воз­ни­ка­ют новые. (3)Возьмём во­прос о чте­нии  — на уроке, до­маш­нем. (4)О том, много ли чи­та­ют, как чи­та­ют, как от­но­сят­ся к книге. (5)Тоже дело очень слож­ное. (6)Сей­час, по моим на­блю­де­ни­ям, чи­та­ют го­раз­до мень­ше, чем 25—30 лет назад. (7)Я помню годы войны, когда я маль­чиш­кой ока­зал­ся в эва­ку­а­ции, в тылу, в осо­бых боль­нич­ных усло­ви­ях. (8)Какой ве­ли­кой цен­но­стью была для нас книга! (9)Го­то­вы были вы­ме­нять её на любую маль­чи­ше­скую ра­дость  — на марки, на ро­гат­ки, да на что угод­но. (10)Причём вы­ме­нять не в лич­ное поль­зо­ва­ние, а толь­ко по­чи­тать. (11)Уже это было сча­стьем. (12)Наи­бо­лее по­пу­ляр­ны­ми маль­чиш­ка­ми среди нас были те, кто умел пе­ре­ска­зать книгу, ко­то­рую никто не видел в глаза. (13)Те, кто мог рас­ска­зы­вать «Трёх муш­кетёров», «Всад­ни­ка без го­ло­вы» и ... «Войну и мир». (14)Да-да, «Войну и мир», это серьёзней­шее про­из­ве­де­ние, я услы­шал в рас­ска­зах маль­чи­ка один­на­дца­ти лет.(15)В де­сять лет я про­чи­тал «Мёртвые души» Го­го­ля и «Ко­вар­ство и лю­бовь» Шил­ле­ра. (16)Не могу ска­зать, что я мно­гое понял, но я до сих пор пред­став­ляю себе какие-то сцены из Шил­ле­ра.

 


Показать целиком


Среди пред­ло­же­ний 1—16 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным рас­про­странённым при­ло­же­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния


Ответ:

35
Тип Д B6 № 226
i

(1)В со­вре­мен­ном об­ще­стве целый океан про­блем. (2)Они об­сту­па­ют нас всюду, и по какой до­рож­ке ни пойдёшь, воз­ни­ка­ют новые. (3)Возьмём во­прос о чте­нии  — на уроке, до­маш­нем. (4)О том, много ли чи­та­ют, как чи­та­ют, как от­но­сят­ся к книге. (5)Тоже дело очень слож­ное. (6)Сей­час, по моим на­блю­де­ни­ям, чи­та­ют го­раз­до мень­ше, чем 25—30 лет назад. (7)Я помню годы войны, когда я маль­чиш­кой ока­зал­ся в эва­ку­а­ции, в тылу, в осо­бых боль­нич­ных усло­ви­ях. (8)Какой ве­ли­кой цен­но­стью была для нас книга! (9)Го­то­вы были вы­ме­нять её на любую маль­чи­ше­скую ра­дость  — на марки, на ро­гат­ки, да на что угод­но. (10)Причём вы­ме­нять не в лич­ное поль­зо­ва­ние, а толь­ко по­чи­тать. (11)Уже это было сча­стьем. (12)Наи­бо­лее по­пу­ляр­ны­ми маль­чиш­ка­ми среди нас были те, кто умел пе­ре­ска­зать книгу, ко­то­рую никто не видел в глаза. (13)Те, кто мог рас­ска­зы­вать «Трёх муш­кетёров», «Всад­ни­ка без го­ло­вы» и ... «Войну и мир». (14)Да-да, «Войну и мир», это серьёзней­шее про­из­ве­де­ние, я услы­шал в рас­ска­зах маль­чи­ка один­на­дца­ти лет.(15)В де­сять лет я про­чи­тал «Мёртвые души» Го­го­ля и «Ко­вар­ство и лю­бовь» Шил­ле­ра. (16)Не могу ска­зать, что я мно­гое понял, но я до сих пор пред­став­ляю себе какие-то сцены из Шил­ле­ра.

 


Показать целиком


Среди пред­ло­же­ний 1—16 най­ди­те слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого слож­но­го пред­ло­же­ния.


Ответ:

36
Тип 26 № 227
i

(31)Вос­пи­та­ние вкуса  — от­дель­ная тема. (32)Это можно де­лать толь­ко на вы­со­ких об­раз­цах. (33)К со­жа­ле­нию, сей­час по­яви­лось много ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний весь­ма не­вы­со­ко­го ху­до­же­ствен­но­го уров­ня. (34)При­вы­кая к ним, мы те­ря­ем ори­ен­ти­ры. (35)Вос­пи­ты­вать вкус можно на Тол­стом, на До­сто­ев­ском, на Пуш­ки­не. (36)Глав­ное  — на­учить­ся раз­ли­чать, что дей­стви­тель­но кра­си­во, а что под­дел­ка. (37)Что ново и ори­ги­наль­но, а что ба­наль­но и истёрто, ты­ся­чу раз встре­ча­лось. (38)По­это­му  — не ис­кус­ство: ис­кус­ство все­гда ново, что-то от­кры­ва­ет. (39)Вос­пи­тать вкус можно лишь чте­ни­ем, вду­мы­ва­ни­ем, вгля­ды­ва­ни­ем в тек­сты ис­тин­но со­вер­шен­ные.

(По В. Лак­ши­ну*)

 

* Вла­ди­мир Яко­вле­вич Лак­шин (1933—1993), рус­ский ли­те­ра­тур­ный кри­тик, ли­те­ра­ту­ро­вед, про­за­ик, ме­му­а­рист, автор из­вест­ных те­ле­ви­зи­он­ных про­грамм о рус­ских клас­си­ках.


Показать целиком


Среди пред­ло­же­ний 31—39 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим с по­мо­щью ввод­но­го слова и ан­то­ни­мов. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


Ответ:

37
Тип Д28 № 228
i
Развернуть

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Об­ра­ща­ясь к одной из ак­ту­аль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти, В. Лак­шин вспо­ми­на­ет дет­ство. Он раз­мыш­ля­ет о книге, при­ме­няя такие син­так­си­че­ские сред­ства, как (А)_____ (пред­ло­же­ние 8), (Б)_____ (пред­ло­же­ние 9), и такое лек­си­че­ское сред­ство, как (В)_____ в пред­ло­же­нии 22. Автор об­ра­ща­ет вни­ма­ние чи­та­те­лей на роль клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры, ис­поль­зуя такой приём, как  (Г)_____ в пред­ло­же­ни­ях 36—37».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  эпи­тет

2)  ан­то­ни­мы

3)  вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние

4)  диа­лек­тизм

5)  ме­та­фо­ра

6)  пар­цел­ля­ция

7)  ци­ти­ро­ва­ние

8)  раз­го­вор­ная лек­си­ка

9)  ряд од­но­род­ных чле­нов

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ

Ответ:

38
Тип Д27 C27 № 2342
i
Развернуть

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Дайте по­яс­не­ние к каж­до­му при­ме­ру-ил­лю­стра­ции. Про­ана­ли­зи­руй­те смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.