Заголовок: ЕГЭ по русскому языку 26.03.2024. Досрочная волна.
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — русский язык
Вариант № 42336958

ЕГЭ по русскому языку 26.03.2024. Досрочная волна.

1.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 1−3.

 

Олег. Можно?

Юлия Ми­хай­лов­на. А-а… Олег… Вхо­ди­те. Са­ди­тесь. Я сей­час…

Олег. Какая у вас биб­лио­те­ка хо­ро­шая…

Юлия Ми­хай­лов­на. А вы не были у меня разве? Так себе. Ни­че­го. Ой, уста­ла пе­ча­тать.

Олег. Много ра­бо­ты?

Юлия Ми­хай­лов­на. Я книгу сей­час за­кан­чи­ваю. Первую… Вол­ну­юсь ужас­но.

Олег. А что за книга?

Юлия Ми­хай­лов­на. «Рас­ска­зы из ис­то­рии». Вы что ма­я­чи­те, Олег? Са­ди­тесь.

Олег. У вас дела… Я вас за­дер­жи­ваю…

Юлия Ми­хай­лов­на. Нет, нет, Олег. Если толь­ко вы спе­ши­те… Я как при­ш­ла  — три часа пе­ча­та­ла. От­дох­нуть надо… Са­ди­тесь по­си­ди­те. По­треп­лем­ся. Хо­ти­те пе­че­нья? Бе­ри­те, не стес­няй­тесь.

Олег. Мне не­лов­ко как-то… Вдруг я вас за­дер­жи­ваю… Я ведь толь­ко за кни­гой…

Юлия Ми­хай­лов­на. Вот ваша книга. А через пять минут я вас и <…> вы­го­ню. У меня ра­бо­ты  — не­по­ча­тый край.

Олег. Мне у вас нра­вит­ся… Столь­ко книг… Бу­ма­ги… Ма­шин­ка пи­шу­щая… Не­обыч­но…

Юлия Ми­хай­лов­на. Вы хо­ти­те ска­зать  — для жен­щи­ны не­обыч­но. А я, зна­е­те ли, Олег, лет до трид­ца­ти ду­ра­ка ва­ля­ла. А вот сей­час опом­ни­лась  — хо­чет­ся упу­щен­ное на­вер­стать. У вас зав­тра по­след­ний эк­за­мен?

Олег. Да.

Юлия Ми­хай­лов­на. И куда вы?

Олег. На физ­фак буду по­сту­пать. Ну и шах­ма­ты…

Юлия Ми­хай­лов­на. Ой, гос­по­ди, Олег! Вам хо­ро­шо. Вы зна­е­те, что де­лать бу­де­те. А я в ваши годы дура дурой была… Столь­ко вре­ме­ни по­те­ря­ла… Жуть!

(По А. Н. Ка­зан­це­ву)

Са­мо­сто­я­тель­но под­бе­ри­те опре­де­ли­тель­ное ме­сто­име­ние, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в две­на­дца­том (12) аб­за­це тек­ста. За­пи­ши­те это ме­сто­име­ние.

2.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 1−3.

 

Олег. Можно?

Юлия Ми­хай­лов­на. А-а… Олег… Вхо­ди­те. Са­ди­тесь. Я сей­час…

Олег. Какая у вас биб­лио­те­ка хо­ро­шая…

Юлия Ми­хай­лов­на. А вы не были у меня разве? Так себе. Ни­че­го. Ой, уста­ла пе­ча­тать.

Олег. Много ра­бо­ты?

Юлия Ми­хай­лов­на. Я книгу сей­час за­кан­чи­ваю. Первую… Вол­ну­юсь ужас­но.

Олег. А что за книга?

Юлия Ми­хай­лов­на. «Рас­ска­зы из ис­то­рии». Вы что ма­я­чи­те, Олег? Са­ди­тесь.

Олег. У вас дела… Я вас за­дер­жи­ваю…

Юлия Ми­хай­лов­на. Нет, нет, Олег. Если толь­ко вы спе­ши­те… Я как при­ш­ла  — три часа пе­ча­та­ла. От­дох­нуть надо… Са­ди­тесь по­си­ди­те. По­треп­лем­ся. Хо­ти­те пе­че­нья? Бе­ри­те, не стес­няй­тесь.

Олег. Мне не­лов­ко как-то… Вдруг я вас за­дер­жи­ваю… Я ведь толь­ко за кни­гой…

Юлия Ми­хай­лов­на. Вот ваша книга. А через пять минут я вас и <…> вы­го­ню. У меня ра­бо­ты  — не­по­ча­тый край.

Олег. Мне у вас нра­вит­ся… Столь­ко книг… Бу­ма­ги… Ма­шин­ка пи­шу­щая… Не­обыч­но…

Юлия Ми­хай­лов­на. Вы хо­ти­те ска­зать  — для жен­щи­ны не­обыч­но. А я, зна­е­те ли, Олег, лет до трид­ца­ти ду­ра­ка ва­ля­ла. А вот сей­час опом­ни­лась  — хо­чет­ся упу­щен­ное на­вер­стать. У вас зав­тра по­след­ний эк­за­мен?

Олег. Да.

Юлия Ми­хай­лов­на. И куда вы?

Олег. На физ­фак буду по­сту­пать. Ну и шах­ма­ты…

Юлия Ми­хай­лов­на. Ой, гос­по­ди, Олег! Вам хо­ро­шо. Вы зна­е­те, что де­лать бу­де­те. А я в ваши годы дура дурой была… Столь­ко вре­ме­ни по­те­ря­ла… Жуть!

(По А. Н. Ка­зан­це­ву)

В тек­сте вы­де­ле­но пять слов. Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых лек­си­че­ское зна­че­ние вы­де­лен­но­го слова со­от­вет­ству­ет его зна­че­нию в дан­ном тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  ПЕ­ЧА­ТАТЬ. Вос­про­из­во­дить какой-либо текст с по­мо­щью спе­ци­аль­ных ап­па­ра­тов. П. до­клад на ма­шин­ке. П. на пи­шу­щей ма­шин­ке без оши­бок.

2)  РА­БО­ТА. Ка­че­ство, спо­соб ис­пол­не­ния. То­пор­ная, гру­бая р. Вещь пре­вос­ход­ной ра­бо­ты. Часы ста­рин­ной ра­бо­ты.

3)  ОПОМ­НИТЬ­СЯ. То же, что оду­мать­ся: по­ду­мав, пе­ре­ме­нить на­ме­ре­ние, поняв его оши­боч­ность. О. в по­след­нюю ми­ну­ту. Опом­нись, пока не позд­но. Что ты де­ла­ешь, опом­нись!

4)  ПО­СТУ­ПАТЬ. (1-е и 2-е л. не употр.). О по­сы­ла­е­мом, со­об­ща­е­мом, пе­ре­да­ва­е­мом: до­хо­дить, при­бы­вать по на­зна­че­нию. В ко­мис­сию по­сту­па­ет мно­же­ство за­яв­ле­ний. Новые книги по­сту­па­ют в про­да­жу.

5)  ПО­ТЕ­РЯТЬ. По­тра­тить, из­рас­хо­до­вать не­це­ле­со­об­раз­но. П. часы, дни.

3.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 1−3.

 

Олег. Можно?

Юлия Ми­хай­лов­на. А-а… Олег… Вхо­ди­те. Са­ди­тесь. Я сей­час…

Олег. Какая у вас биб­лио­те­ка хо­ро­шая…

Юлия Ми­хай­лов­на. А вы не были у меня разве? Так себе. Ни­че­го. Ой, уста­ла пе­ча­тать.

Олег. Много ра­бо­ты?

Юлия Ми­хай­лов­на. Я книгу сей­час за­кан­чи­ваю. Первую… Вол­ну­юсь ужас­но.

Олег. А что за книга?

Юлия Ми­хай­лов­на. «Рас­ска­зы из ис­то­рии». Вы что ма­я­чи­те, Олег? Са­ди­тесь.

Олег. У вас дела… Я вас за­дер­жи­ваю…

Юлия Ми­хай­лов­на. Нет, нет, Олег. Если толь­ко вы спе­ши­те… Я как при­ш­ла  — три часа пе­ча­та­ла. От­дох­нуть надо… Са­ди­тесь по­си­ди­те. По­треп­лем­ся. Хо­ти­те пе­че­нья? Бе­ри­те, не стес­няй­тесь.

Олег. Мне не­лов­ко как-то… Вдруг я вас за­дер­жи­ваю… Я ведь толь­ко за кни­гой…

Юлия Ми­хай­лов­на. Вот ваша книга. А через пять минут я вас и <…> вы­го­ню. У меня ра­бо­ты  — не­по­ча­тый край.

Олег. Мне у вас нра­вит­ся… Столь­ко книг… Бу­ма­ги… Ма­шин­ка пи­шу­щая… Не­обыч­но…

Юлия Ми­хай­лов­на. Вы хо­ти­те ска­зать  — для жен­щи­ны не­обыч­но. А я, зна­е­те ли, Олег, лет до трид­ца­ти ду­ра­ка ва­ля­ла. А вот сей­час опом­ни­лась  — хо­чет­ся упу­щен­ное на­вер­стать. У вас зав­тра по­след­ний эк­за­мен?

Олег. Да.

Юлия Ми­хай­лов­на. И куда вы?

Олег. На физ­фак буду по­сту­пать. Ну и шах­ма­ты…

Юлия Ми­хай­лов­на. Ой, гос­по­ди, Олег! Вам хо­ро­шо. Вы зна­е­те, что де­лать бу­де­те. А я в ваши годы дура дурой была… Столь­ко вре­ме­ни по­те­ря­ла… Жуть!

(По А. Н. Ка­зан­це­ву)

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых даны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки фраг­мен­та тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Ре­пли­ки Юлии Ми­хай­лов­ны от­но­сят­ся к на­уч­но­му стилю и со­дер­жат тер­ми­ны (на­вер­стать, эк­за­мен), точ­ное на­зва­ние про­из­ве­де­ния («Рас­ска­зы из ис­то­рии») и ввод­ные кон­струк­ции (вы хо­ти­те ска­зать, зна­е­те ли), поз­во­ля­ю­щие ло­гич­но вы­стро­ить си­сте­му на­уч­ной ар­гу­мен­та­ции.

2)  Речь Олега, от­но­ся­ща­я­ся к офи­ци­аль­но-де­ло­во­му стилю, от­ли­ча­ет­ся, с одной сто­ро­ны, от­сут­стви­ем слов в пе­ре­нос­ном зна­че­нии, экс­прес­сив­ной и оце­ноч­ной лек­си­ки, а с дру­гой  — ис­поль­зо­ва­ни­ем стан­дар­ти­зи­ро­ван­ных обо­ро­тов (У вас дела… Я вас за­дер­жи­ваю…).

3)  Бе­се­да Олега и Юлии Ми­хай­лов­ны про­хо­дит в форме диа­ло­га (У вас зав­тра по­след­ний эк­за­мен?  — Да.  — И куда вы?  — На физ­фак буду по­сту­пать. Ну и шах­ма­ты…).

4)  Юлия Ми­хай­лов­на в своей речи, от­ли­ча­ю­щей­ся эмо­ци­о­наль­но­стью, ис­поль­зу­ет раз­го­вор­ную и про­сто­реч­ную лек­си­ку (так себе, ма­я­чи­те, по­треп­лем­ся, не­по­ча­тый край, ду­ра­ка ва­ля­ла), вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния (Ой, гос­по­ди, Олег! Жуть!).

5)  Речь со­бе­сед­ни­ков со­дер­жит раз­но­об­раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, среди ко­то­рых пред­ло­же­ния рас­про­странённые (Можно? Вхо­ди­те. Са­ди­тесь. Бу­ма­ги… Не­обыч­но…) и не­рас­про­странённые (Вот ваша книга. Вам хо­ро­шо.), пред­ло­же­ния про­стые (Вы зна­е­те, что де­лать бу­де­те.) и слож­ные (Если толь­ко вы спе­ши­те…).

4.  
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых верно вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  слИ­во­вый

2)  об­легчЁнный

3)  за­ку­пО­рив

4)  кра­сИ­вее

5)  неф­те­прО­вод

5.  
i

В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово, со­блю­дая нормы со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка.

 

М. Ю. Лер­мон­тов писал РО­МАН­ТИ­ЧЕ­СКИЕ поэмы.

Ба­буш­ка  — ПРАК­ТИЧ­НАЯ хо­зяй­ка, у неё мно­го­му можно на­учить­ся.

В ПРО­ДУК­ТО­ВОЙ кор­зи­не жи­те­ля со­вре­мен­но­го ме­га­по­ли­са обя­за­тель­но долж­ны быть овощи и фрук­ты.

За годы пре­бы­ва­ния в Ита­лии ком­по­зи­тор со­здал ряд опер, имев­ших у ПРИ­ЗНА­ТЕЛЬ­НЫХ слу­ша­те­лей боль­шой успех.

По кру­тым скло­нам не­с­лись ДОЖД­ЛИ­ВЫЕ по­то­ки.

6.  
i

От­ре­дак­ти­руй­те пред­ло­же­ние: ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, ис­клю­чив лиш­нее слово. Вы­пи­ши­те это слово.

 

Целью со­рев­но­ва­ний было не до­сти­же­ние хо­ро­ших вы­со­ких ре­зуль­та­тов, а обмен опы­том между дру­же­ствен­ны­ми ко­ман­да­ми.

7.  
i

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на грам­ма­ти­че­ская ошиб­ка. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

 

много ПЛА­ТИЙ

ИХ дру­зья

золочёные КУ­ПО­ЛА

на­ри­со­вал КРА­СИ­ВЕЕ

мод­ных ДЖИН­СОВ

8.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го спис­ка.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Б)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

В)  на­ру­ше­ние в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Де­тво­ра с утра рез­ви­лись во дворе, не об­ра­щая вни­ма­ния на про­хо­жих.

2)  Слу­шая пение птиц, мне было груст­но.

3)  Свер­нув­шись на ста­ром крес­ле и вздра­ги­вая во сне, кот про­спал весь день.

4)  Удары кон­ских копыт по сухой земле были пер­вы­ми зву­ка­ми, на­ру­шив­ши­ми утрен­нюю ти­ши­ну.

5)  Люди за­па­са­ли топ­ли­во на зиму, по­гружённых в свои по­все­днев­ные за­бо­ты.

6)  Музей  — это учре­жде­ние, за­ни­ма­ю­ще­е­ся не толь­ко кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем, но и хра­не­ни­ем па­мят­ни­ков ста­ри­ны.

7)  Рас­смот­ре­ние во­про­са о на­ру­ше­нии пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния дво­и­ми уче­ни­ца­ми было пе­ре­не­се­но на дру­гой день.

8)  Кос­мо­навт провёл на ор­би­те чет­ве­ро суток, вы­пол­нив за­пла­ни­ро­ван­ный объём работ.

9)  Не­ко­то­рые виды бам­бу­ка вы­ра­щи­ва­ют не столь­ко ради прак­ти­че­ских целей, но и для кра­со­ты.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми:

AБВГД
9.  
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых во всех сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  р..сти­тель­ность, иск..жать (смысл), др..жать (от хо­ло­да)

2)  энц..кло­пе­дия, ц..линдр, ц..ган­ский

3)  пл..ни­тель­ный, р..форма, объед..нение

4)  усл..жнённый, анн..тация, тв..рить (добро́)

5)  упр..кать (в ску­по­сти), прот..реть (окно), зал..зать (на де­ре­во)

10.  
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых во всех сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  пр..ры­ви­стое (дви­же­ние), пр..сле­до­вать (на­ру­ши­те­ля), пр..ем­ствен­ность

2)  (все­рос­сий­ские) ..драв­ни­цы, обе..гла­вить, во..да­я­ние

3)  в..зо­мнить, пред..ста­вить, з..об­лач­ные (цены)

4)  фельд..егерь, из..ян, под..езд

5)  пре..при­ни­ма­тель, по..сказ­ка (в за­гад­ке), на..ку­сить

11.  
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых в обоих сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  сирен..ватый, (реки) обез­вод..ли (в жару)

2)  вод..ной, ветр..ная (мель­ни­ца)

3)  немец..кий, фран­цуз..кий

4)  раз­вед..вать, совет..вать

5)  пе­ре­плёт..ик, смаз..ик

12.  
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых в обоих сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на одна и та же буква. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  загон..шь, (ветер) свищ..т

2)  тре­вож..вший­ся, (он) наточ..т (нож­ни­цы)

3)  (они) топч..т (траву), блещ..щий (умом)

4)  над­ломл..нный, насто..нный (на­пи­ток)

5)  окраш..нный, улучш..нный

13.  
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых НЕ с вы­де­лен­ным сло­вом пи­шет­ся РАЗ­ДЕЛЬ­НО. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Груп­па ту­ри­стов от­пра­ви­лась на ры­бо­ло­вец­ком судне к со­вер­шен­но (НЕ)ИЗ­ВЕСТ­НО­МУ ост­ро­ву.

2)  Зной уси­ли­вал­ся, хо­те­лось ле­жать (НЕ)ДВИ­ГА­ЯСЬ и ни о чём не ду­мать.

3)  Войдя в (НЕ)ОСВЕЩЁННУЮ ком­на­ту, я вна­ча­ле не за­ме­тил фи­гу­ру че­ло­ве­ка, сто­яв­ше­го у окна.

4)  За пе­ре­ва­лом перед пу­те­ше­ствен­ни­ка­ми от­кры­лась ещё (НЕ)ИС­СЛЕ­ДО­ВАН­НАЯ мест­ность.

5)  Даже не­боль­шие (НЕ)РОВ­НО­СТИ на до­ро­ге могут спро­во­ци­ро­вать ав­то­мо­биль­ную ава­рию.

14.  
i

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых все вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  (ВО)ВРЕМЯ обеда Ирина спро­си­ла: «Кто и (ОТ)КУДА принёс это пись­мо?»

2)  Через (ПОЛ)МЕ­СЯ­ЦА вы­сох­шая и вы­го­рев­шая на солн­це трава вы­гля­де­ла (НА)ПО­ДО­БИЕ ще­ти­ны.

3)  Через от­кры­тые (НА)РАС­ПАШ­КУ окна всё ТАК(ЖЕ) лился свет ве­чер­ней зари.

4)  (В)НА­ЧА­ЛЕ ян­ва­ря уста­но­ви­лась су­ро­вая по­го­да, и нам (ПО)НЕ­ВО­ЛЕ при­ш­лось пе­ре­ехать из дома в го­род­скую квар­ти­ру, так как дров было не на­па­стись.

5)  (С)НА­ЧА­ЛА оленёнок шёл за оле­ни­хой мед­лен­но, но потом, когда день стал сме­нять­ся ночью, он по­бе­жал вперёд, ЧТО(БЫ) не остать­ся во тьме.

15.  
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) пи­шет­ся НН.

 

Под­вод­ны­ми ар­хео­ло­га­ми об­на­ру­же(1)ы об­лом­ки ве­ли­че­стве(2)ых зда­ний, созда(3)ых не­из­вест­ны­ми зод­чи­ми, и пре­крас­ные ста­туи, извая(4)ые не­ве­до­мы­ми скуль­пто­ра­ми.

16.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1)  С не­обы­чай­ной силой по­э­ти­че­ско­го ма­стер­ства Н. В. Го­голь по­ка­зал убо­же­ство ни­чтож­ность и тра­гизм без­ду­хов­но­го су­ще­ство­ва­ния.

2)  Утом­ле­ние и теп­ло­та взяли верх над гру­стью и Каш­тан­ка стала за­сы­пать.

3)  Шёл пу­ши­стый снег и кра­сил в белое мо­сто­вую ло­ша­ди­ные спины шапки из­воз­чи­ков и всё боль­ше тем­нел воз­дух.

4)  Круп­ные зелёные ли­стья плюща тя­ну­лись к солн­цу и гре­лись в его лучах.

5)  На месте быв­шей дикой степи вы­рос­ли го­ро­да и сёла фермы и ху­тор­ки.

17.  
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Прой­дя (1) труд­ный гор­ный марш­рут (2) и по­чув­ство­вав силь­ную уста­лость (3) аль­пи­ни­сты рас­по­ло­жи­лись на отдых в тени се­реб­ри­стых ив (4) раз­рос­ших­ся по бе­ре­гу быст­рой и чи­стой ре­чуш­ки.

18.  
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Мос­ков­ско­му Ху­до­же­ствен­но­му те­ат­ру суж­де­но было сыг­рать (1) по­и­сти­не (2) ис­то­ри­че­скую роль в судь­бе оте­че­ствен­ной куль­ту­ры. Имен­но в этом те­ат­ре пло­до­твор­но ра­бо­тал ге­ни­аль­ный ре­жиссёр К. С. Ста­ни­слав­ский  — со­зда­тель (3) по при­зна­нию кри­ти­ков (4) одной из самых ав­то­ри­тет­ных во всём мире те­ат­раль­ных си­стем.

19.  
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Он взял пись­мо и с на­ме­ре­ни­ем ско­рее вер­нуть­ся домой (1) чтобы об­ду­мать (2) слу­чив­ше­е­ся (3) вышел на улицу.

20.  
i

Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 

Маль­чик знал (1) что (2) если он про­тя­нет руку в окно (3) то с ку­стов по­сып­лет­ся роса (4) и по­кро­ет всё мел­ки­ми кап­ля­ми.

21.  
i

Най­ди­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых за­пя­тая(-ые) ста­вит­ся(-ятся) в со­от­вет­ствии с одним и тем же пра­ви­лом пунк­ту­а­ции. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

(1)Па­де­ние ме­тео­ри­та, про­изо­шед­шее 5 фев­ра­ля 2013 года, за­ста­ви­ло го­во­рить о Че­ля­бин­ске весь мир. (2)Жи­те­ли Че­ля­бин­ска и не­ко­то­рых отдалённых рай­о­нов на­блю­да­ли в небе стре­ми­тель­ный полёт ярко све­тя­ще­го­ся не­опо­знан­но­го объ­ек­та, по­за­ди ко­то­ро­го тя­нул­ся хо­ро­шо за­мет­ный след. (3)По оцен­кам экс­пер­тов, че­ля­бин­ский ме­тео­рит весил 10 тонн, в диа­мет­ре со­став­лял не менее 17 мет­ров. (4)Полёт ме­тео­ри­та длил­ся не более 40 се­кунд, од­на­ко яркий свет был виден на даль­них рас­сто­я­ни­ях. (5)Его на­блю­да­ли в Кур­ган­ской, Сверд­лов­ской, Тю­мен­ских об­ла­стях, Баш­кор­то­ста­не и даже в Са­мар­ской об­ла­сти  — в 750 ки­ло­мет­рах от Че­ля­бин­ска. (6)Учёные уста­но­ви­ли: воз­раст Че­ля­бин­ско­го ме­тео­ри­та  — не менее четырёх мил­ли­ар­дов лет.

22.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 22−27.

(1)Одно из за­бав­ных свойств че­ло­ве­че­ской при­ро­ды за­клю­ча­ет­ся в том, что каж­дый че­ло­век стре­мит­ся до­иг­ры­вать соб­ствен­ный образ, на­вя­зан­ный ему окру­жа­ю­щи­ми лю­дь­ми. (2)Иной пищит, а до­иг­ры­ва­ет.

(3)Вот при­мер.

(4)Од­на­ж­ды, когда я учил­ся в школе, мы всем клас­сом ра­бо­та­ли на одном пу­сты­ре, ста­ра­ясь пре­вра­тить его в место для куль­тур­но­го от­ды­ха. (5)Как это ни стран­но, в самом деле пре­вра­ти­ли.

(6)Так или иначе сей­час, при­ез­жая в род­ной город, я ино­гда в жару от­ды­хаю под на­ши­ми, те­перь огром­ны­ми, де­ре­вья­ми. (7)Но дело не в этом. (8)Дело в том, что в тот дав­ний день, когда мы воз­де­лы­ва­ли пу­стырь, один из ребят об­ра­тил вни­ма­ние осталь­ных на то, как я держу но­сил­ки, на ко­то­рых мы пе­ре­тас­ки­ва­ли землю. (9)Вое­нрук, при­смат­ри­вав­ший за нами, тоже об­ра­тил вни­ма­ние на то, как я держу но­сил­ки. (10)Все об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, как я держу но­сил­ки. (11)Надо было найти повод для ве­се­лья, и повод был най­ден. (12)Ока­за­лось, что я держу но­сил­ки, как Отъ­яв­лен­ный Лен­тяй.

(13)Те­перь всё ра­бо­та­ло на образ. (14)Если я на кон­троль­ной по ма­те­ма­ти­ке сидел, ни­ко­му не мешая, спо­кой­но до­жи­да­ясь, пока мой то­ва­рищ решит за­да­чу, то все при­пи­сы­ва­ли это моей лени, а не ту­по­сти. (15)Есте­ствен­но, я не пы­тал­ся в этом кого-ни­будь разу­ве­рить. (16)Когда же я писал со­чи­не­ния прямо из го­ло­вы, не поль­зу­ясь учеб­ни­ка­ми и шпар­гал­ка­ми, это тем более слу­жи­ло до­ка­за­тель­ством моей не­ис­пра­ви­мой лени.

(17)Раз­ви­тие об­ра­за при­ве­ло к тому, что я вы­нуж­ден был пе­ре­стать де­лать до­маш­ние уроки. (18)При этом, чтобы со­хра­нить остро­ту по­ло­же­ния, я дол­жен был до­ста­точ­но хо­ро­шо учить­ся.

(19)По этой при­чи­не я каж­дый день, как толь­ко на­чи­на­лось объ­яс­не­ние ма­те­ри­а­ла по гу­ма­ни­тар­ным пред­ме­там, ло­жил­ся на парту и делал вид, что дрем­лю. (20)Если учи­те­ля воз­му­ща­лись моей позе, я го­во­рил, что за­бо­лел, но не хочу про­пус­кать за­ня­тий, чтобы не от­стать. (21)Лёжа на парте, я вни­ма­тель­но слу­шал голос учи­те­ля, не от­вле­ка­ясь на обыч­ные ша­ло­сти, и ста­рал­ся за­пом­нить всё, что он го­во­рит. (22)После объ­яс­не­ния но­во­го ма­те­ри­а­ла, если оста­ва­лось время, я вы­зы­вал­ся от­ве­чать в счёт бу­ду­ще­го урока.

(23)Учи­тель ста­вил мне в жур­нал хо­ро­шую оцен­ку, зве­нел зво­нок, и все были до­воль­ны. (24)И никто, кроме меня, не знал, что толь­ко что за­фик­си­ро­ван­ные зна­ния ру­шат­ся из моей го­ло­вы, как ру­шит­ся штан­га из рук штан­ги­ста после того, как про­зву­чит су­дей­ское: «Вес взят!» (25)Более того, бу­дучи лен­тя­ем, я впол­не при­лич­но учил­ся.

(26)Тогда ко мне ре­ши­ли при­ме­нить метод мас­си­ро­ван­но­го вос­пи­та­ния, мод­ный в те годы. (27)Суть его за­клю­ча­лась в том, что все учи­те­ля не­ожи­дан­но на­ва­ли­ва­лись на од­но­го не­ра­ди­во­го уче­ни­ка и, поль­зу­ясь его рас­те­рян­но­стью, до­во­ди­ли его успе­ва­е­мость до об­раз­цо­во-⁠по­ка­за­тель­но­го блес­ка.

(28)Как пра­ви­ло, опыт уда­вал­ся. (29)То ли на меня на­ва­ли­лись слиш­ком друж­но, то ли за­бы­ли мой при­лич­ный уро­вень, но, когда стали под­во­дить итоги опыта ра­бо­ты надо мной, вы­яс­ни­лось, что меня до­ве­ли до уров­ня кан­ди­да­та в ме­да­ли­сты.

(30)Кон­чи­лось всё это тем, что я вме­сто за­пла­ни­ро­ван­ной се­реб­ря­ной ме­да­ли по­лу­чил зо­ло­тую, по­то­му что один из кан­ди­да­тов на зо­ло­тую по до­ро­ге со­рвал­ся и от­стал.

(31)Он был и в самом деле очень силь­ным уче­ни­ком, но ему никак не да­ва­лись со­чи­не­ния. (32)Вме­сто него я по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль и зон­ти­ком по шее от его ма­ма­ши на вы­пуск­ном ве­че­ре. (33)Вер­нее, не на само́м ве­че­ре, а перед ве­че­ром в раз­де­вал­ке.

— (34)Не­го­дяй, при­тво­ряв­ший­ся лен­тя­ем! – ска­за­ла она, уви­дев меня в раз­де­вал­ке и одёрги­вая зон­тик.

(По Ф. А. Ис­кан­де­ру*)

* Фа­зиль Аб­ду­ло­вич Ис­кан­дер (1929−2016)  — со­вет­ский и рос­сий­ский про­за­ик, жур­на­лист, поэт, сце­на­рист, об­ще­ствен­ный де­я­тель.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  Автор утвер­жда­ет, что каж­дый че­ло­век стре­мит­ся во­пло­тить образ, на­вя­зан­ный ему об­ще­ством.

2)  Герой рас­ска­за по­лу­чил своё про­зви­ще, по­то­му что от­ка­зал­ся воз­де­лы­вать пу­стырь вме­сте с од­но­класс­ни­ка­ми во время ве­сен­не­го суб­бот­ни­ка.

3)  Герой писал со­чи­не­ния, поль­зу­ясь учеб­ни­ка­ми и шпар­гал­ка­ми.

4)  Изоб­ра­жая лен­тяя, рас­сказ­чик на самом деле по­лу­чал проч­ные, ос­но­ва­тель­ные зна­ния.

5)  Рас­сказ­чик хо­ро­шо учил­ся, даже вошёл в число ме­да­ли­стов.

23.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 22−27.

(1)Одно из за­бав­ных свойств че­ло­ве­че­ской при­ро­ды за­клю­ча­ет­ся в том, что каж­дый че­ло­век стре­мит­ся до­иг­ры­вать соб­ствен­ный образ, на­вя­зан­ный ему окру­жа­ю­щи­ми лю­дь­ми. (2)Иной пищит, а до­иг­ры­ва­ет.

(3)Вот при­мер.

(4)Од­на­ж­ды, когда я учил­ся в школе, мы всем клас­сом ра­бо­та­ли на одном пу­сты­ре, ста­ра­ясь пре­вра­тить его в место для куль­тур­но­го от­ды­ха. (5)Как это ни стран­но, в самом деле пре­вра­ти­ли.

(6)Так или иначе сей­час, при­ез­жая в род­ной город, я ино­гда в жару от­ды­хаю под на­ши­ми, те­перь огром­ны­ми, де­ре­вья­ми. (7)Но дело не в этом. (8)Дело в том, что в тот дав­ний день, когда мы воз­де­лы­ва­ли пу­стырь, один из ребят об­ра­тил вни­ма­ние осталь­ных на то, как я держу но­сил­ки, на ко­то­рых мы пе­ре­тас­ки­ва­ли землю. (9)Вое­нрук, при­смат­ри­вав­ший за нами, тоже об­ра­тил вни­ма­ние на то, как я держу но­сил­ки. (10)Все об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, как я держу но­сил­ки. (11)Надо было найти повод для ве­се­лья, и повод был най­ден. (12)Ока­за­лось, что я держу но­сил­ки, как Отъ­яв­лен­ный Лен­тяй.

(13)Те­перь всё ра­бо­та­ло на образ. (14)Если я на кон­троль­ной по ма­те­ма­ти­ке сидел, ни­ко­му не мешая, спо­кой­но до­жи­да­ясь, пока мой то­ва­рищ решит за­да­чу, то все при­пи­сы­ва­ли это моей лени, а не ту­по­сти. (15)Есте­ствен­но, я не пы­тал­ся в этом кого-ни­будь разу­ве­рить. (16)Когда же я писал со­чи­не­ния прямо из го­ло­вы, не поль­зу­ясь учеб­ни­ка­ми и шпар­гал­ка­ми, это тем более слу­жи­ло до­ка­за­тель­ством моей не­ис­пра­ви­мой лени.

(17)Раз­ви­тие об­ра­за при­ве­ло к тому, что я вы­нуж­ден был пе­ре­стать де­лать до­маш­ние уроки. (18)При этом, чтобы со­хра­нить остро­ту по­ло­же­ния, я дол­жен был до­ста­точ­но хо­ро­шо учить­ся.

(19)По этой при­чи­не я каж­дый день, как толь­ко на­чи­на­лось объ­яс­не­ние ма­те­ри­а­ла по гу­ма­ни­тар­ным пред­ме­там, ло­жил­ся на парту и делал вид, что дрем­лю. (20)Если учи­те­ля воз­му­ща­лись моей позе, я го­во­рил, что за­бо­лел, но не хочу про­пус­кать за­ня­тий, чтобы не от­стать. (21)Лёжа на парте, я вни­ма­тель­но слу­шал голос учи­те­ля, не от­вле­ка­ясь на обыч­ные ша­ло­сти, и ста­рал­ся за­пом­нить всё, что он го­во­рит. (22)После объ­яс­не­ния но­во­го ма­те­ри­а­ла, если оста­ва­лось время, я вы­зы­вал­ся от­ве­чать в счёт бу­ду­ще­го урока.

(23)Учи­тель ста­вил мне в жур­нал хо­ро­шую оцен­ку, зве­нел зво­нок, и все были до­воль­ны. (24)И никто, кроме меня, не знал, что толь­ко что за­фик­си­ро­ван­ные зна­ния ру­шат­ся из моей го­ло­вы, как ру­шит­ся штан­га из рук штан­ги­ста после того, как про­зву­чит су­дей­ское: «Вес взят!» (25)Более того, бу­дучи лен­тя­ем, я впол­не при­лич­но учил­ся.

(26)Тогда ко мне ре­ши­ли при­ме­нить метод мас­си­ро­ван­но­го вос­пи­та­ния, мод­ный в те годы. (27)Суть его за­клю­ча­лась в том, что все учи­те­ля не­ожи­дан­но на­ва­ли­ва­лись на од­но­го не­ра­ди­во­го уче­ни­ка и, поль­зу­ясь его рас­те­рян­но­стью, до­во­ди­ли его успе­ва­е­мость до об­раз­цо­во-⁠по­ка­за­тель­но­го блес­ка.

(28)Как пра­ви­ло, опыт уда­вал­ся. (29)То ли на меня на­ва­ли­лись слиш­ком друж­но, то ли за­бы­ли мой при­лич­ный уро­вень, но, когда стали под­во­дить итоги опыта ра­бо­ты надо мной, вы­яс­ни­лось, что меня до­ве­ли до уров­ня кан­ди­да­та в ме­да­ли­сты.

(30)Кон­чи­лось всё это тем, что я вме­сто за­пла­ни­ро­ван­ной се­реб­ря­ной ме­да­ли по­лу­чил зо­ло­тую, по­то­му что один из кан­ди­да­тов на зо­ло­тую по до­ро­ге со­рвал­ся и от­стал.

(31)Он был и в самом деле очень силь­ным уче­ни­ком, но ему никак не да­ва­лись со­чи­не­ния. (32)Вме­сто него я по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль и зон­ти­ком по шее от его ма­ма­ши на вы­пуск­ном ве­че­ре. (33)Вер­нее, не на само́м ве­че­ре, а перед ве­че­ром в раз­де­вал­ке.

— (34)Не­го­дяй, при­тво­ряв­ший­ся лен­тя­ем! – ска­за­ла она, уви­дев меня в раз­де­вал­ке и одёрги­вая зон­тик.

(По Ф. А. Ис­кан­де­ру*)

* Фа­зиль Аб­ду­ло­вич Ис­кан­дер (1929−2016)  — со­вет­ский и рос­сий­ский про­за­ик, жур­на­лист, поэт, сце­на­рист, об­ще­ствен­ный де­я­тель.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1)  В пред­ло­же­нии 5 со­дер­жит­ся ука­за­ние на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 4.

2)  В пред­ло­же­ни­ях 14−16 рас­кры­ва­ет­ся со­дер­жа­ние того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 13.

3)  В пред­ло­же­нии 23 пе­ре­чис­ле­ны по­сле­до­ва­тель­но про­ис­хо­дя­щие дей­ствия.

4)  В пред­ло­же­ни­ях 26−30 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние с эле­мен­та­ми по­вест­во­ва­ния.

5)  В пред­ло­же­ни­ях 31−33 пред­став­ле­но опи­са­ние.

24.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 22−27.

(1)Одно из за­бав­ных свойств че­ло­ве­че­ской при­ро­ды за­клю­ча­ет­ся в том, что каж­дый че­ло­век стре­мит­ся до­иг­ры­вать соб­ствен­ный образ, на­вя­зан­ный ему окру­жа­ю­щи­ми лю­дь­ми. (2)Иной пищит, а до­иг­ры­ва­ет.

(3)Вот при­мер.

(4)Од­на­ж­ды, когда я учил­ся в школе, мы всем клас­сом ра­бо­та­ли на одном пу­сты­ре, ста­ра­ясь пре­вра­тить его в место для куль­тур­но­го от­ды­ха. (5)Как это ни стран­но, в самом деле пре­вра­ти­ли.

(6)Так или иначе сей­час, при­ез­жая в род­ной город, я ино­гда в жару от­ды­хаю под на­ши­ми, те­перь огром­ны­ми, де­ре­вья­ми. (7)Но дело не в этом. (8)Дело в том, что в тот дав­ний день, когда мы воз­де­лы­ва­ли пу­стырь, один из ребят об­ра­тил вни­ма­ние осталь­ных на то, как я держу но­сил­ки, на ко­то­рых мы пе­ре­тас­ки­ва­ли землю. (9)Вое­нрук, при­смат­ри­вав­ший за нами, тоже об­ра­тил вни­ма­ние на то, как я держу но­сил­ки. (10)Все об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, как я держу но­сил­ки. (11)Надо было найти повод для ве­се­лья, и повод был най­ден. (12)Ока­за­лось, что я держу но­сил­ки, как Отъ­яв­лен­ный Лен­тяй.

(13)Те­перь всё ра­бо­та­ло на образ. (14)Если я на кон­троль­ной по ма­те­ма­ти­ке сидел, ни­ко­му не мешая, спо­кой­но до­жи­да­ясь, пока мой то­ва­рищ решит за­да­чу, то все при­пи­сы­ва­ли это моей лени, а не ту­по­сти. (15)Есте­ствен­но, я не пы­тал­ся в этом кого-ни­будь разу­ве­рить. (16)Когда же я писал со­чи­не­ния прямо из го­ло­вы, не поль­зу­ясь учеб­ни­ка­ми и шпар­гал­ка­ми, это тем более слу­жи­ло до­ка­за­тель­ством моей не­ис­пра­ви­мой лени.

(17)Раз­ви­тие об­ра­за при­ве­ло к тому, что я вы­нуж­ден был пе­ре­стать де­лать до­маш­ние уроки. (18)При этом, чтобы со­хра­нить остро­ту по­ло­же­ния, я дол­жен был до­ста­точ­но хо­ро­шо учить­ся.

(19)По этой при­чи­не я каж­дый день, как толь­ко на­чи­на­лось объ­яс­не­ние ма­те­ри­а­ла по гу­ма­ни­тар­ным пред­ме­там, ло­жил­ся на парту и делал вид, что дрем­лю. (20)Если учи­те­ля воз­му­ща­лись моей позе, я го­во­рил, что за­бо­лел, но не хочу про­пус­кать за­ня­тий, чтобы не от­стать. (21)Лёжа на парте, я вни­ма­тель­но слу­шал голос учи­те­ля, не от­вле­ка­ясь на обыч­ные ша­ло­сти, и ста­рал­ся за­пом­нить всё, что он го­во­рит. (22)После объ­яс­не­ния но­во­го ма­те­ри­а­ла, если оста­ва­лось время, я вы­зы­вал­ся от­ве­чать в счёт бу­ду­ще­го урока.

(23)Учи­тель ста­вил мне в жур­нал хо­ро­шую оцен­ку, зве­нел зво­нок, и все были до­воль­ны. (24)И никто, кроме меня, не знал, что толь­ко что за­фик­си­ро­ван­ные зна­ния ру­шат­ся из моей го­ло­вы, как ру­шит­ся штан­га из рук штан­ги­ста после того, как про­зву­чит су­дей­ское: «Вес взят!» (25)Более того, бу­дучи лен­тя­ем, я впол­не при­лич­но учил­ся.

(26)Тогда ко мне ре­ши­ли при­ме­нить метод мас­си­ро­ван­но­го вос­пи­та­ния, мод­ный в те годы. (27)Суть его за­клю­ча­лась в том, что все учи­те­ля не­ожи­дан­но на­ва­ли­ва­лись на од­но­го не­ра­ди­во­го уче­ни­ка и, поль­зу­ясь его рас­те­рян­но­стью, до­во­ди­ли его успе­ва­е­мость до об­раз­цо­во-⁠по­ка­за­тель­но­го блес­ка.

(28)Как пра­ви­ло, опыт уда­вал­ся. (29)То ли на меня на­ва­ли­лись слиш­ком друж­но, то ли за­бы­ли мой при­лич­ный уро­вень, но, когда стали под­во­дить итоги опыта ра­бо­ты надо мной, вы­яс­ни­лось, что меня до­ве­ли до уров­ня кан­ди­да­та в ме­да­ли­сты.

(30)Кон­чи­лось всё это тем, что я вме­сто за­пла­ни­ро­ван­ной се­реб­ря­ной ме­да­ли по­лу­чил зо­ло­тую, по­то­му что один из кан­ди­да­тов на зо­ло­тую по до­ро­ге со­рвал­ся и от­стал.

(31)Он был и в самом деле очень силь­ным уче­ни­ком, но ему никак не да­ва­лись со­чи­не­ния. (32)Вме­сто него я по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль и зон­ти­ком по шее от его ма­ма­ши на вы­пуск­ном ве­че­ре. (33)Вер­нее, не на само́м ве­че­ре, а перед ве­че­ром в раз­де­вал­ке.

— (34)Не­го­дяй, при­тво­ряв­ший­ся лен­тя­ем! – ска­за­ла она, уви­дев меня в раз­де­вал­ке и одёрги­вая зон­тик.

(По Ф. А. Ис­кан­де­ру*)

* Фа­зиль Аб­ду­ло­вич Ис­кан­дер (1929−2016)  — со­вет­ский и рос­сий­ский про­за­ик, жур­на­лист, поэт, сце­на­рист, об­ще­ствен­ный де­я­тель.

Из пред­ло­же­ний 17−24 вы­пи­ши­те слово со зна­че­ни­ем «от­но­ся­щий­ся к об­ще­ствен­ным на­у­кам, изу­ча­ю­щим че­ло­ве­ка и его куль­ту­ру».

25.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 22−27.

(1)Одно из за­бав­ных свойств че­ло­ве­че­ской при­ро­ды за­клю­ча­ет­ся в том, что каж­дый че­ло­век стре­мит­ся до­иг­ры­вать соб­ствен­ный образ, на­вя­зан­ный ему окру­жа­ю­щи­ми лю­дь­ми. (2)Иной пищит, а до­иг­ры­ва­ет.

(3)Вот при­мер.

(4)Од­на­ж­ды, когда я учил­ся в школе, мы всем клас­сом ра­бо­та­ли на одном пу­сты­ре, ста­ра­ясь пре­вра­тить его в место для куль­тур­но­го от­ды­ха. (5)Как это ни стран­но, в самом деле пре­вра­ти­ли.

(6)Так или иначе сей­час, при­ез­жая в род­ной город, я ино­гда в жару от­ды­хаю под на­ши­ми, те­перь огром­ны­ми, де­ре­вья­ми. (7)Но дело не в этом. (8)Дело в том, что в тот дав­ний день, когда мы воз­де­лы­ва­ли пу­стырь, один из ребят об­ра­тил вни­ма­ние осталь­ных на то, как я держу но­сил­ки, на ко­то­рых мы пе­ре­тас­ки­ва­ли землю. (9)Вое­нрук, при­смат­ри­вав­ший за нами, тоже об­ра­тил вни­ма­ние на то, как я держу но­сил­ки. (10)Все об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, как я держу но­сил­ки. (11)Надо было найти повод для ве­се­лья, и повод был най­ден. (12)Ока­за­лось, что я держу но­сил­ки, как Отъ­яв­лен­ный Лен­тяй.

(13)Те­перь всё ра­бо­та­ло на образ. (14)Если я на кон­троль­ной по ма­те­ма­ти­ке сидел, ни­ко­му не мешая, спо­кой­но до­жи­да­ясь, пока мой то­ва­рищ решит за­да­чу, то все при­пи­сы­ва­ли это моей лени, а не ту­по­сти. (15)Есте­ствен­но, я не пы­тал­ся в этом кого-ни­будь разу­ве­рить. (16)Когда же я писал со­чи­не­ния прямо из го­ло­вы, не поль­зу­ясь учеб­ни­ка­ми и шпар­гал­ка­ми, это тем более слу­жи­ло до­ка­за­тель­ством моей не­ис­пра­ви­мой лени.

(17)Раз­ви­тие об­ра­за при­ве­ло к тому, что я вы­нуж­ден был пе­ре­стать де­лать до­маш­ние уроки. (18)При этом, чтобы со­хра­нить остро­ту по­ло­же­ния, я дол­жен был до­ста­точ­но хо­ро­шо учить­ся.

(19)По этой при­чи­не я каж­дый день, как толь­ко на­чи­на­лось объ­яс­не­ние ма­те­ри­а­ла по гу­ма­ни­тар­ным пред­ме­там, ло­жил­ся на парту и делал вид, что дрем­лю. (20)Если учи­те­ля воз­му­ща­лись моей позе, я го­во­рил, что за­бо­лел, но не хочу про­пус­кать за­ня­тий, чтобы не от­стать. (21)Лёжа на парте, я вни­ма­тель­но слу­шал голос учи­те­ля, не от­вле­ка­ясь на обыч­ные ша­ло­сти, и ста­рал­ся за­пом­нить всё, что он го­во­рит. (22)После объ­яс­не­ния но­во­го ма­те­ри­а­ла, если оста­ва­лось время, я вы­зы­вал­ся от­ве­чать в счёт бу­ду­ще­го урока.

(23)Учи­тель ста­вил мне в жур­нал хо­ро­шую оцен­ку, зве­нел зво­нок, и все были до­воль­ны. (24)И никто, кроме меня, не знал, что толь­ко что за­фик­си­ро­ван­ные зна­ния ру­шат­ся из моей го­ло­вы, как ру­шит­ся штан­га из рук штан­ги­ста после того, как про­зву­чит су­дей­ское: «Вес взят!» (25)Более того, бу­дучи лен­тя­ем, я впол­не при­лич­но учил­ся.

(26)Тогда ко мне ре­ши­ли при­ме­нить метод мас­си­ро­ван­но­го вос­пи­та­ния, мод­ный в те годы. (27)Суть его за­клю­ча­лась в том, что все учи­те­ля не­ожи­дан­но на­ва­ли­ва­лись на од­но­го не­ра­ди­во­го уче­ни­ка и, поль­зу­ясь его рас­те­рян­но­стью, до­во­ди­ли его успе­ва­е­мость до об­раз­цо­во-⁠по­ка­за­тель­но­го блес­ка.

(28)Как пра­ви­ло, опыт уда­вал­ся. (29)То ли на меня на­ва­ли­лись слиш­ком друж­но, то ли за­бы­ли мой при­лич­ный уро­вень, но, когда стали под­во­дить итоги опыта ра­бо­ты надо мной, вы­яс­ни­лось, что меня до­ве­ли до уров­ня кан­ди­да­та в ме­да­ли­сты.

(30)Кон­чи­лось всё это тем, что я вме­сто за­пла­ни­ро­ван­ной се­реб­ря­ной ме­да­ли по­лу­чил зо­ло­тую, по­то­му что один из кан­ди­да­тов на зо­ло­тую по до­ро­ге со­рвал­ся и от­стал.

(31)Он был и в самом деле очень силь­ным уче­ни­ком, но ему никак не да­ва­лись со­чи­не­ния. (32)Вме­сто него я по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль и зон­ти­ком по шее от его ма­ма­ши на вы­пуск­ном ве­че­ре. (33)Вер­нее, не на само́м ве­че­ре, а перед ве­че­ром в раз­де­вал­ке.

— (34)Не­го­дяй, при­тво­ряв­ший­ся лен­тя­ем! – ска­за­ла она, уви­дев меня в раз­де­вал­ке и одёрги­вая зон­тик.

(По Ф. А. Ис­кан­де­ру*)

* Фа­зиль Аб­ду­ло­вич Ис­кан­дер (1929−2016)  — со­вет­ский и рос­сий­ский про­за­ик, жур­на­лист, поэт, сце­на­рист, об­ще­ствен­ный де­я­тель.

Среди пред­ло­же­ний 1−4 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи форм слова. За­пи­ши­те номер(а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

26.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 22−27.

(1)Одно из за­бав­ных свойств че­ло­ве­че­ской при­ро­ды за­клю­ча­ет­ся в том, что каж­дый че­ло­век стре­мит­ся до­иг­ры­вать соб­ствен­ный образ, на­вя­зан­ный ему окру­жа­ю­щи­ми лю­дь­ми. (2)Иной пищит, а до­иг­ры­ва­ет.

(3)Вот при­мер.

(4)Од­на­ж­ды, когда я учил­ся в школе, мы всем клас­сом ра­бо­та­ли на одном пу­сты­ре, ста­ра­ясь пре­вра­тить его в место для куль­тур­но­го от­ды­ха. (5)Как это ни стран­но, в самом деле пре­вра­ти­ли.

(6)Так или иначе сей­час, при­ез­жая в род­ной город, я ино­гда в жару от­ды­хаю под на­ши­ми, те­перь огром­ны­ми, де­ре­вья­ми. (7)Но дело не в этом. (8)Дело в том, что в тот дав­ний день, когда мы воз­де­лы­ва­ли пу­стырь, один из ребят об­ра­тил вни­ма­ние осталь­ных на то, как я держу но­сил­ки, на ко­то­рых мы пе­ре­тас­ки­ва­ли землю. (9)Вое­нрук, при­смат­ри­вав­ший за нами, тоже об­ра­тил вни­ма­ние на то, как я держу но­сил­ки. (10)Все об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, как я держу но­сил­ки. (11)Надо было найти повод для ве­се­лья, и повод был най­ден. (12)Ока­за­лось, что я держу но­сил­ки, как Отъ­яв­лен­ный Лен­тяй.

(13)Те­перь всё ра­бо­та­ло на образ. (14)Если я на кон­троль­ной по ма­те­ма­ти­ке сидел, ни­ко­му не мешая, спо­кой­но до­жи­да­ясь, пока мой то­ва­рищ решит за­да­чу, то все при­пи­сы­ва­ли это моей лени, а не ту­по­сти. (15)Есте­ствен­но, я не пы­тал­ся в этом кого-ни­будь разу­ве­рить. (16)Когда же я писал со­чи­не­ния прямо из го­ло­вы, не поль­зу­ясь учеб­ни­ка­ми и шпар­гал­ка­ми, это тем более слу­жи­ло до­ка­за­тель­ством моей не­ис­пра­ви­мой лени.

(17)Раз­ви­тие об­ра­за при­ве­ло к тому, что я вы­нуж­ден был пе­ре­стать де­лать до­маш­ние уроки. (18)При этом, чтобы со­хра­нить остро­ту по­ло­же­ния, я дол­жен был до­ста­точ­но хо­ро­шо учить­ся.

(19)По этой при­чи­не я каж­дый день, как толь­ко на­чи­на­лось объ­яс­не­ние ма­те­ри­а­ла по гу­ма­ни­тар­ным пред­ме­там, ло­жил­ся на парту и делал вид, что дрем­лю. (20)Если учи­те­ля воз­му­ща­лись моей позе, я го­во­рил, что за­бо­лел, но не хочу про­пус­кать за­ня­тий, чтобы не от­стать. (21)Лёжа на парте, я вни­ма­тель­но слу­шал голос учи­те­ля, не от­вле­ка­ясь на обыч­ные ша­ло­сти, и ста­рал­ся за­пом­нить всё, что он го­во­рит. (22)После объ­яс­не­ния но­во­го ма­те­ри­а­ла, если оста­ва­лось время, я вы­зы­вал­ся от­ве­чать в счёт бу­ду­ще­го урока.

(23)Учи­тель ста­вил мне в жур­нал хо­ро­шую оцен­ку, зве­нел зво­нок, и все были до­воль­ны. (24)И никто, кроме меня, не знал, что толь­ко что за­фик­си­ро­ван­ные зна­ния ру­шат­ся из моей го­ло­вы, как ру­шит­ся штан­га из рук штан­ги­ста после того, как про­зву­чит су­дей­ское: «Вес взят!» (25)Более того, бу­дучи лен­тя­ем, я впол­не при­лич­но учил­ся.

(26)Тогда ко мне ре­ши­ли при­ме­нить метод мас­си­ро­ван­но­го вос­пи­та­ния, мод­ный в те годы. (27)Суть его за­клю­ча­лась в том, что все учи­те­ля не­ожи­дан­но на­ва­ли­ва­лись на од­но­го не­ра­ди­во­го уче­ни­ка и, поль­зу­ясь его рас­те­рян­но­стью, до­во­ди­ли его успе­ва­е­мость до об­раз­цо­во-⁠по­ка­за­тель­но­го блес­ка.

(28)Как пра­ви­ло, опыт уда­вал­ся. (29)То ли на меня на­ва­ли­лись слиш­ком друж­но, то ли за­бы­ли мой при­лич­ный уро­вень, но, когда стали под­во­дить итоги опыта ра­бо­ты надо мной, вы­яс­ни­лось, что меня до­ве­ли до уров­ня кан­ди­да­та в ме­да­ли­сты.

(30)Кон­чи­лось всё это тем, что я вме­сто за­пла­ни­ро­ван­ной се­реб­ря­ной ме­да­ли по­лу­чил зо­ло­тую, по­то­му что один из кан­ди­да­тов на зо­ло­тую по до­ро­ге со­рвал­ся и от­стал.

(31)Он был и в самом деле очень силь­ным уче­ни­ком, но ему никак не да­ва­лись со­чи­не­ния. (32)Вме­сто него я по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль и зон­ти­ком по шее от его ма­ма­ши на вы­пуск­ном ве­че­ре. (33)Вер­нее, не на само́м ве­че­ре, а перед ве­че­ром в раз­де­вал­ке.

— (34)Не­го­дяй, при­тво­ряв­ший­ся лен­тя­ем! – ска­за­ла она, уви­дев меня в раз­де­вал­ке и одёрги­вая зон­тик.

(По Ф. А. Ис­кан­де­ру*)

* Фа­зиль Аб­ду­ло­вич Ис­кан­дер (1929−2016)  — со­вет­ский и рос­сий­ский про­за­ик, жур­на­лист, поэт, сце­на­рист, об­ще­ствен­ный де­я­тель.

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии, со­став­лен­ной на ос­но­ве тек­ста, ко­то­рый Вы ана­ли­зи­ро­ва­ли, вы­пол­няя за­да­ния 22−25. В этом фраг­мен­те рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков (А, Б, В, Г) цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­рам тер­ми­нов из спис­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой со­от­вет­ству­ю­щую цифру.

 

«Ф. А. Ис­кан­дер вспо­ми­на­ет эпи­зо­ды из своей школь­ной жизни. Текст при­об­ре­та­ет эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку бла­го­да­ря ис­поль­зо­ва­нию раз­но­об­раз­ных средств вы­ра­зи­тель­но­сти. Среди них приём  — (А)_________ (в пред­ло­же­ни­ях 8−10), троп  — (Б)_________ («как Отъ­яв­лен­ный Лен­тяй» в пред­ло­же­нии 12, «как ру­шит­ся штан­га из рук штан­ги­ста...» в пред­ло­же­нии 24), а также лек­си­че­ское сред­ство  — (В)_________ («на­ва­ли­ва­лись» в пред­ло­же­нии 27). Чтобы ярче пе­ре­дать чув­ства ге­ро­и­ни, пи­са­тель при­ме­ня­ет такое син­так­си­че­ское сред­ство, как (Г)________ (в пред­ло­же­нии 34)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  книж­ная лек­си­ка

2)  оли­це­тво­ре­ние

3)  срав­не­ние

4)  про­сто­реч­ное слово

5)  во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние

6)  вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние

7)  лек­си­че­ский по­втор

8)  ли­то­та

9)  ана­фо­ра

 

Ответ:

AБВГ
27.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 22−27.

(1)Одно из за­бав­ных свойств че­ло­ве­че­ской при­ро­ды за­клю­ча­ет­ся в том, что каж­дый че­ло­век стре­мит­ся до­иг­ры­вать соб­ствен­ный образ, на­вя­зан­ный ему окру­жа­ю­щи­ми лю­дь­ми. (2)Иной пищит, а до­иг­ры­ва­ет.

(3)Вот при­мер.

(4)Од­на­ж­ды, когда я учил­ся в школе, мы всем клас­сом ра­бо­та­ли на одном пу­сты­ре, ста­ра­ясь пре­вра­тить его в место для куль­тур­но­го от­ды­ха. (5)Как это ни стран­но, в самом деле пре­вра­ти­ли.

(6)Так или иначе сей­час, при­ез­жая в род­ной город, я ино­гда в жару от­ды­хаю под на­ши­ми, те­перь огром­ны­ми, де­ре­вья­ми. (7)Но дело не в этом. (8)Дело в том, что в тот дав­ний день, когда мы воз­де­лы­ва­ли пу­стырь, один из ребят об­ра­тил вни­ма­ние осталь­ных на то, как я держу но­сил­ки, на ко­то­рых мы пе­ре­тас­ки­ва­ли землю. (9)Вое­нрук, при­смат­ри­вав­ший за нами, тоже об­ра­тил вни­ма­ние на то, как я держу но­сил­ки. (10)Все об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, как я держу но­сил­ки. (11)Надо было найти повод для ве­се­лья, и повод был най­ден. (12)Ока­за­лось, что я держу но­сил­ки, как Отъ­яв­лен­ный Лен­тяй.

(13)Те­перь всё ра­бо­та­ло на образ. (14)Если я на кон­троль­ной по ма­те­ма­ти­ке сидел, ни­ко­му не мешая, спо­кой­но до­жи­да­ясь, пока мой то­ва­рищ решит за­да­чу, то все при­пи­сы­ва­ли это моей лени, а не ту­по­сти. (15)Есте­ствен­но, я не пы­тал­ся в этом кого-ни­будь разу­ве­рить. (16)Когда же я писал со­чи­не­ния прямо из го­ло­вы, не поль­зу­ясь учеб­ни­ка­ми и шпар­гал­ка­ми, это тем более слу­жи­ло до­ка­за­тель­ством моей не­ис­пра­ви­мой лени.

(17)Раз­ви­тие об­ра­за при­ве­ло к тому, что я вы­нуж­ден был пе­ре­стать де­лать до­маш­ние уроки. (18)При этом, чтобы со­хра­нить остро­ту по­ло­же­ния, я дол­жен был до­ста­точ­но хо­ро­шо учить­ся.

(19)По этой при­чи­не я каж­дый день, как толь­ко на­чи­на­лось объ­яс­не­ние ма­те­ри­а­ла по гу­ма­ни­тар­ным пред­ме­там, ло­жил­ся на парту и делал вид, что дрем­лю. (20)Если учи­те­ля воз­му­ща­лись моей позе, я го­во­рил, что за­бо­лел, но не хочу про­пус­кать за­ня­тий, чтобы не от­стать. (21)Лёжа на парте, я вни­ма­тель­но слу­шал голос учи­те­ля, не от­вле­ка­ясь на обыч­ные ша­ло­сти, и ста­рал­ся за­пом­нить всё, что он го­во­рит. (22)После объ­яс­не­ния но­во­го ма­те­ри­а­ла, если оста­ва­лось время, я вы­зы­вал­ся от­ве­чать в счёт бу­ду­ще­го урока.

(23)Учи­тель ста­вил мне в жур­нал хо­ро­шую оцен­ку, зве­нел зво­нок, и все были до­воль­ны. (24)И никто, кроме меня, не знал, что толь­ко что за­фик­си­ро­ван­ные зна­ния ру­шат­ся из моей го­ло­вы, как ру­шит­ся штан­га из рук штан­ги­ста после того, как про­зву­чит су­дей­ское: «Вес взят!» (25)Более того, бу­дучи лен­тя­ем, я впол­не при­лич­но учил­ся.

(26)Тогда ко мне ре­ши­ли при­ме­нить метод мас­си­ро­ван­но­го вос­пи­та­ния, мод­ный в те годы. (27)Суть его за­клю­ча­лась в том, что все учи­те­ля не­ожи­дан­но на­ва­ли­ва­лись на од­но­го не­ра­ди­во­го уче­ни­ка и, поль­зу­ясь его рас­те­рян­но­стью, до­во­ди­ли его успе­ва­е­мость до об­раз­цо­во-⁠по­ка­за­тель­но­го блес­ка.

(28)Как пра­ви­ло, опыт уда­вал­ся. (29)То ли на меня на­ва­ли­лись слиш­ком друж­но, то ли за­бы­ли мой при­лич­ный уро­вень, но, когда стали под­во­дить итоги опыта ра­бо­ты надо мной, вы­яс­ни­лось, что меня до­ве­ли до уров­ня кан­ди­да­та в ме­да­ли­сты.

(30)Кон­чи­лось всё это тем, что я вме­сто за­пла­ни­ро­ван­ной се­реб­ря­ной ме­да­ли по­лу­чил зо­ло­тую, по­то­му что один из кан­ди­да­тов на зо­ло­тую по до­ро­ге со­рвал­ся и от­стал.

(31)Он был и в самом деле очень силь­ным уче­ни­ком, но ему никак не да­ва­лись со­чи­не­ния. (32)Вме­сто него я по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль и зон­ти­ком по шее от его ма­ма­ши на вы­пуск­ном ве­че­ре. (33)Вер­нее, не на само́м ве­че­ре, а перед ве­че­ром в раз­де­вал­ке.

— (34)Не­го­дяй, при­тво­ряв­ший­ся лен­тя­ем! – ска­за­ла она, уви­дев меня в раз­де­вал­ке и одёрги­вая зон­тик.

(По Ф. А. Ис­кан­де­ру*)

* Фа­зиль Аб­ду­ло­вич Ис­кан­дер (1929−2016)  — со­вет­ский и рос­сий­ский про­за­ик, жур­на­лист, поэт, сце­на­рист, об­ще­ствен­ный де­я­тель.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий по­яс­не­ния к двум при­ме­рам-ил­лю­стра­ци­ям из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния). Про­ана­ли­зи­руй­те ука­зан­ную смыс­ло­вую связь между при­ме­ра­ми-ил­лю­стра­ци­я­ми.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка).

Сфор­му­ли­руй­те и обос­нуй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка) по про­бле­ме ис­ход­но­го тек­ста. Вклю­чи­те в обос­но­ва­ние при­мер-ар­гу­мент, опи­ра­ю­щий­ся на жиз­нен­ный, чи­та­тель­ский или ис­то­ри­ко-куль­тур­ный опыт.

Объём со­чи­не­ния  — не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.